Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент - это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик.Методическая разработка «Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков (Складывание разрезных картинок)».
Методическая разработка
«Экспериментальнопсихологические методики для обследования
детей и подростков (Складывание разрезных картинок)»
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016 г.
Складывание разрезных картинок
Методика применяется для выявления состояния нагляднообразного мышления.
Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому может быть использована для
обследования и безречевых детей.
Для проведения эксперимента необходимо иметь разрезные картинки различной
трудности: от самых простых, разделенных на две части, до состоящих из 4 5 6 частей
различной конфигурации (сложность предлагаемых картинок определяется возрастом
испытуемого).
Большинство картинок на прямоугольном фоне, это облегчает составление
рисунка, намечая его границы. Усложняют задание не только число частей и конфигурация
разреза, но и изображение картинок с двух сторон прямоугольника. Ориентиром таких
разрезных картинок прежде всего является цвет фона. Может быть предложена
односторонняя разрезная картинка, на которой изображен только контур предмета
(машина, медведь, кукла и т.д.). Еще более сложный вариант рисунок, отделенный от
фона, т.е. вырезанный по контуру и разрезанный на 4 5 частей.
Сначала ребенку предлагают сложить на прямоугольном фоне картинку из трех
частей. Части картинки в беспорядке кладут перед ребенком на стол и, не называя
предмета, изображенного на картинке, предлагают: "Сложи целую картинку". Если ребенок
не знает, с чего начать, экспериментатор сам складывает одну основную часть и побуждает
ребенка продолжить работу. Если ребенок снова действует неправильно, беспорядочно,
экспериментатор складывает картинку сам, обращает на нее внимание испытуемого, вновь
перемешивает части рисунка и предлагает: "Теперь сложи сам".
После предварительного выполнения задания (самостоятельно или с помощью
экспериментатора) ребенку дают разрезную картинку из 4 5 частей и инструкцию: "Сложисам". В ход работы экспериментатор не вмешивается. Но вначале дает указание: "Здесь
нарисован петух. Сложи целого петуха".
В протоколе отмечаются название и состав картинки, объяснения
экспериментатора, действия ребенка и его словесные высказывания.
Основные факты исследователь получает при анализе способа действия, который
применяет ребенок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не
имеющие цели манипуляции, целенаправленные действия в нагляднодейственном плане
(метод проб и ошибок) и целенаправленное выполнение задания в нагляднообразном плане
(зрительное соотнесение).
Неадекватный способ действия выражается в том, что ребенок работает хаотично,
подкладывая части рисунка без определенной цели. Например, к голове животного
приставляет хвост, иногда "застревает" на сделанной раскладке и все остальные части
рисунка располагает как придется. Если ребенок упорно не воспринимает помощи
экспериментатора и даже после неоднократного наглядного показа не может правильно
сложить картинку это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии.