Методическая разработка «Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков (Складывание разрезных картинок)».

  • Особые потребности
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент - это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик.Методическая разработка «Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков (Складывание разрезных картинок)».
Иконка файла материала Метод. (Складывание разрезных картинок).docx
Методическая разработка «Экспериментально­психологические методики для обследования  детей и подростков (Складывание разрезных картинок)» Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО Красно­Дубравского  детского дома­интерната «Журавушка» Фиклеева Е.С.  2016 г. Складывание разрезных картинок Методика применяется для выявления состояния наглядно­образного мышления.  Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому может быть использована для  обследования и безречевых детей. Для проведения эксперимента необходимо иметь разрезные картинки различной  трудности: от самых простых, разделенных на две части, до состоящих из 4 ­ 5 ­ 6 частей  различной конфигурации (сложность предлагаемых картинок определяется возрастом  испытуемого). Большинство картинок ­ на прямоугольном фоне, это облегчает составление  рисунка, намечая его границы. Усложняют задание не только число частей и конфигурация  разреза, но и изображение картинок с двух сторон прямоугольника. Ориентиром таких  разрезных картинок прежде всего является цвет фона. Может быть предложена  односторонняя разрезная картинка, на которой изображен только контур предмета  (машина, медведь, кукла и т.д.). Еще более сложный вариант ­ рисунок, отделенный от  фона, т.е. вырезанный по контуру и разрезанный на 4 ­ 5 частей. Сначала ребенку предлагают сложить на прямоугольном фоне картинку из трех  частей. Части картинки в беспорядке кладут перед ребенком на стол и, не называя  предмета, изображенного на картинке, предлагают: "Сложи целую картинку". Если ребенок не знает, с чего начать, экспериментатор сам складывает одну основную часть и побуждает  ребенка продолжить работу. Если ребенок снова действует неправильно, беспорядочно,  экспериментатор складывает картинку сам, обращает на нее внимание испытуемого, вновь  перемешивает части рисунка и предлагает: "Теперь сложи сам". После предварительного выполнения задания (самостоятельно или с помощью  экспериментатора) ребенку дают разрезную картинку из 4 ­ 5 частей и инструкцию: "Сложисам". В ход работы экспериментатор не вмешивается. Но вначале дает указание: "Здесь  нарисован петух. Сложи целого петуха". В протоколе отмечаются название и состав картинки, объяснения  экспериментатора, действия ребенка и его словесные высказывания. Основные факты исследователь получает при анализе способа действия, который  применяет ребенок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не  имеющие цели манипуляции, целенаправленные действия в наглядно­действенном плане  (метод проб и ошибок) и целенаправленное выполнение задания в наглядно­образном плане (зрительное соотнесение). Неадекватный способ действия выражается в том, что ребенок работает хаотично,  подкладывая части рисунка без определенной цели. Например, к голове животного  приставляет хвост, иногда "застревает" на сделанной раскладке и все остальные части  рисунка располагает как придется. Если ребенок упорно не воспринимает помощи  экспериментатора и даже после неоднократного наглядного показа не может правильно  сложить картинку ­ это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии.