Методическая разработка «Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков (Сюжетные вкладки)».

  • Особые потребности
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент - это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций - экспериментально-психологических методик.Методическая разработка «Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков (Сюжетные вкладки)».
Иконка файла материала Метод. (Сюжетные вкладки).docx
Методическая разработка «Экспериментально­психологические методики для обследования  детей и подростков (Сюжетные вкладки)» Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО Красно­Дубравского  детского дома­интерната «Журавушка» Фиклеева Е.С. 2016 г.   "Сюжетные вкладки" По структуре эта методика близка к методике "Доски Сегена". Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10  различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов, и вкладки с  рисунками, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен  выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу. При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок  осмысляет изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его  внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка.  Первый способ: ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей место. Такой способ  нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ: ребенок, осмыслив  ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим. Интеллектуально полноценные дети (5 ­ 6 лет) способны правильно понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Следует отметить, что они не всегда могут  самостоятельно использовать более рациональный способ работы. Однако при  направляющем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ. Методика дает возможность выявить также целенаправленность деятельности при  большом объеме работы. Дети, у которых объем внимания недостаточен, даже при хорошей способности к  осмыслению часто затрудняются в выполнении данного задания, так как не в состоянии  охватить все изображенные ситуации и сделать выбор из большого количества вкладок.  Если ограничение объема работы (закрыты некоторые ситуации и уменьшено количество  предъявляемых вкладок) приводит к улучшению ее качества, то можно сделать вывод о  том, что причиной ошибок были не трудности осмысления, а сужение объема восприятия.