Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
11.02.2017
Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"
Работа над вокалом-один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся,а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.Цель занятий-привить любовь к музыке, пению, формировать навыки коллективного музицирования.Необходимо научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру вокальной классики,народной музыке, современному композиторскому творчеству.Создание в коллективе атмосферы творчества,взаимопомощи,ответственности каждого за результаты общего дела способствуют формированию личности ребенка,помогают ему поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциала
формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания.docx
Министерство образования и науки Республики Татарстан                  Муниципальное  бюджетное учреждение  дополнительного образования «Детская музыкальная школа»  Камско­Устьинского муниципального района Республики Татарстан                                                                   Методическая разработка            Формирование вокальных навыков в процессе                              музыкального воспитания                                                                                                   Составитель:                                                               Мухамадеева Зульфия Маратовна,                                                         педагог дополнительного образования                                                          высшей квалификационной категории 1                                                      2017 г.                                    Пояснительная записка Многолетние     научные     исследования     в     области     музыкальной педагогики,  опыт  работы  в  музыкальной  школе,  а  также  исторический   оказывает опыт   свидетельствуют,     воспитание     что     вокальное   положительное   воздействие     на   эмоционально­эстетическое   развитие личности ребенка. Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда, умение творчески подходить к постановке и решению задач. Воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных   качеств   ребенка.   Занятия     вокалом   способствуют     развитию голосового   аппарата     ребенка,     музыкальной   памяти,   интонационного   и ладового   слуха,     творческой   фантазии.     Приобщение     к     вокально   ­ музыкальной  культуре  имеет  большое значение  в  духовно  –  нравственном воспитании     учащихся,     способствует   формированию     и     становлению всесторонне  и гармонично развитой личности ребенка.        Человеческий голос ­ удивительный музыкальный инструмент. Им наделен каждый из нас. Голос ­ это особое богатство, природный дар, который  дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Пение ­ основной   вид   музыкальной   деятельности   детей.   С   раннего   возраста   дети чувствуют   потребность   в   эмоциональном   общении,   испытывают   тягу   к творчеству.   Именно   в   период   детства   важно   реализовать   творческий потенциал   ребенка,   сформировать   певческие   навыки,   приобщить   детей   к певческому   искусству,   которое   способствует   развитию   творческой 2 фантазии.   Каждый   ребенок   находит   возможность   для   творческого самовыражения   личности   через   сольное   и   ансамблевое   пение, народных и современных песен с музыкальным сопровождением.    пение     Цель   занятий   по   вокалу:  передача   положительного   духовного   опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в его наиболее   полном   виде   и   развитии   на   этой   основе   положительных   черт   и свойств личности школьника. Основные задачи:  формирование   музыкальной   культуры   учащихся,   представляющей положительный социально – художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социальной направленности личного музыкального вкуса;  постановка   голоса,   формирование   вокально­хоровых   навыков, знакомство с вокально­ хоровым репертуаром.   совершенствование   эмоциональной   сферы   учащихся,   воспитание   их музыкального,   художественного   и   эстетического   вкуса,   интереса   и любви к вокальной музыке, желания слушать и исполнять ее.  воспитание  вокального  слуха  как  важного  фактора пения в единой певческой   манере,   внимания, естественности   в   момент   коллективного   музицирования,   привитие   воспитание   организованности, навыков сценического поведения.                        Методические рекомендации  Процесс   музыкального   воспитания   как   формирование   певческой функции   в   органичном   единстве   с   формированием   ладового   и метроритмического чувства включает решение следующих задач: 1. Певческая установка    Постановка голоса ­ это выработка правильных певческих навыков, то есть развитие и тренинг голоса. Поставленный голос отличается звучностью, 3 красотой звучания, богатством тембральной   окраски, широтой   диапазона, дыхания,   четкостью     произношения   слов,     чистотой     интонации,   малой утомляемостью. Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены   и   свободны.   Голову   не   следует   задирать,   а   нужно   держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях   дети,   как   правило,   могут   петь   сидя,   но   наилучшее   голосовое звучание происходит при пении стоя. 2. Дыхание       Фундаментом,   основой   в   пении   является   дыхание.   Считается,   что хорошее пение ­ это "мастерство выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать", надо   научиться   "вдыхать".   Тему   постановки   дыхания,   воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха не может обойти ни один творчески   работающий   педагог   пения.   В   певческой   практике   широко распространён   брюшной   тип   дыхания.   Современная   методика   воспитания голоса   свидетельствует   о   том,   что   певцы   всех   возрастов   пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне­ физиологические   признаки   дыхания.   Практикой   выработаны   три   основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2)   после   вдоха   перед   пением   следует   на   короткое   время   задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). 4 С  приёмами  дыхания  дети знакомятся  без пения,  по знаку  педагога. Певческий   вдох   формируется   естественно,   непринуждённо.   С   помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует   общему   правильному   развитию   дыхательной   функции.   Вдох через   нос   стимулирует   использование   при   голосообразовании   головного резонатора,   а   это   служит   показателем   правильной   работы   гортани,   что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении   упражнений   даёт   ребёнку   возможность   при   исполнении   песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох   через   нос   имеет   здоровьесберегающую   функцию   (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается   протяжённость   дыхания.   Для   продолжительного   выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики   должны   знать,   что   при   небольшом   вдохе   дыхание   расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху,   что   вредно   отражается   на   красоте   звука.   Для   развития   навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю   фразу,   если   она   не   очень   длинна.   Также   учащимся   объясняется,   что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.  3. Артикуляционные задачи.  Правильное   формирование   гласных   звуков.   От   правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным   звуком.   Педагог   обязан   знать   артикуляционные   свойства   гласных, обусловленные   положением   рото­глоточного   аппарата.   Наше   слово, 5 обращенное к  аудитории либо в  речи, либо в пении, должно быть  четким  по произношению,   выразительным   и достаточно   громким, чтобы слышали в последнем  ряду  зрительного   зала.  Необходима  хорошая     дикция,    то   есть четкое,   ясное   произношение слов. Чтобы   добиться хороших   результатов, надо   работать   над   усовершенствованием   артикуляционного   аппарата, разрабатывать его технические возможности. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается   широко,   глотка   становится   узкой.   Педагог   использует упражнения   для   раскрепощения   голосового   аппарата,   освобождая   его   от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный   «и»   обладает   собранностью   и   остротой   звучания,   что способствует   нахождению   так   называемой   «высокой   позиции»,   а   также наименьшей   природной   громкостью   из­за   узости   формы   рта   при   пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе   взаимовлияния   гласных:   если   первый   гласный   своими   качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; 6 в)   для   достижения   остроты   и   звонкости   звучания   применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная   задача   для   педагога  ­   научить   детей   связному   и  отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно   без   активных   движений   кончика   языка,   отталкивающихся   от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном   участии   мышц   мягкого   нёба   и   маленького   язычка.   Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости ­ слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков. 4. Выработка подвижности голоса.  Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения   и   чёткой   дикции.   Подвижность   или   гибкость   голоса   ­   искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением   или   замедлением),   усилением   или   ослаблением   звучности.   В работе над подвижностью должна  соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания. 5. Расширение певческого диапазона детей. Этому   виду   работы   хорошо   способствуют   технические   упражнения, начиная   с   примарных   звуков   среднего   регистра,   требующих   минимума 7 затраты мышечной энергии голосового  аппарата. Для определения ширины диапазона  педагогу  следует выявить  примарные звуки,  которые дети  поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса ­ если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.  6. Развитие чувства метроритма.  Одной   из   важнейших   составляющих   современной   музыки   является усиленная функция метроритма. Ритмические рисунки в современной песне трактуются   особенным   образом,   не   так   как   в   академической   музыке,   где написание нотного текста предписывает точное исполнение. В современной музыке запись мелодии песни может быть достаточно условной, схематичной, а   метроритмические   нюансы   определяются   чувством   стиля   исполнителя. Такая   работа   осуществляется   с   помощью   специальных   технических упражнений   или   приёмов   по   преодолению   ритмических   трудностей   в песенном   репертуаре.   Каждое   произведение   должно   быть   исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план   по   преодолению   таких   трудностей   и   подбираются   специальные конкретные упражнения. 7. Выразительность и эмоциональность исполнения.  Любое   исполнение   песни   ­   эмоциональное   переживание.   Педагогу следует   дать   детям   прочувствовать   содержание,   определить   характер исполнения,   распределить   кульминационные   зоны.   Художественный   образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, 8 решаемые   с   помощью   педагога.   Большое   значение   имеет   качество   показа песни самим учителем. 8. Работа над чистотой интонирования.  В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует   заранее   подобрать   в   процессе   разучивания   удобную   тональность. Хорошей   помощью   является   пение   без   сопровождения.   Применяется упрощённый   аккомпанемент   с   обязательным   проигрыванием   основной мелодической   темы.   Для   создания   условий   наилучшего   интонирования мелодии   следует   стимулировать   тихое   пение.   Работа   над   трудно вокализуемыми   местами   выделяется   в   отдельные   вокальные   задачи   и решается   с   помощью   специальных   тренировочных   упражнений.   Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато. 9. Формирование чувства ансамбля.  В ансамблевом  исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу,   соотносить   громкость   пения   с   исполнением   товарищей,   приучать   к слаженному   артикулированию.   Чувство   ансамбля   воспитывается   путём решения   задач   одновременного   начала   и   окончания   пения.   Исполняя произведение в ансамбле, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. 10. Формирование сценической культуры.        Находиться на сцене, реализовывать свои  творческие замыслы  и  держать внимание аудитории ­ это большое мастерство. Как бы ни был хорош голос певца,   но   его   внешность   и   манеры,   и   сам   выход   на       сцену       ­       все способствует   или   мешает   успеху  у   слушателей. Какие навыки нужно вырабатывать начинающим певцам? Самые основные, первые требования к телу исполнителя:     1. Поза  человека,  поющего  и  говорящего  на сцене, должна  быть 9 удобной и естественной.    Он должен  уметь   хорошо и   удобно  стоять  на двух(!)ногах,     что     обеспечивает     устойчивость       тела,     равномерное распределение   нагрузки   на   все   мышцы   и   мускулы,   мобилизует   нервную систему.     2.  Плечи должны  быть  хорошо развернуты на  прямом  позвоночнике. Это помогает   полноценно   брать   дыхание   в   легкие   и   использовать   грудной резонатор.    3.  Голову не опускать  и не запрокидывать, она должна  смотреть  прямо перед  собой,  находясь  на  свободной, не зажатой  шее  ­ это  обеспечивает свободу   гортани   и  глотки,   их   естественное  состояние.   Все  должно способствовать полноценному звучанию голоса.  4. Лицо поющего, говорящего должно  быть свободно от гримас и подчинено общей   задаче   ­   идее   творчества.   В   процессе   занятий     улыбка   важна   как фактор, как  чувство  радости,  удовольствия от дела. Как чувство радости вызывает улыбку и  блеск в  глазах,  так улыбка  на лице  заставляет ученика ощутить   приподнятость,   радость     творчества.   Не   случайно   старые итальянские   педагоги   требовали   во   время   пения   и   перед   ним   улыбаться, делать "ласковые глаза". Все эти действия,   по закону рефлекса, вызывают нужное     внутреннее     состояние,   так   же     как   мышечная   собранность,     ­ нервную   готовность к   выполнению задания.   Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.  5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или  на груди,     а     опущены   по   бокам,   что   в   любой   момент   позволяет   сделать свободный, произвольный жест. Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в   соответствующем   темпе.   Пение   под   фонограмму   ­   заключительный   этап сложной   и   многогранной   предварительной   работы.   Задача   педагога   ­ 10 подбирать   репертуар   для   детей   согласно   их   певческим   и   возрастным возможностям.   Также   необходимо   учить   детей   пользоваться звукоусиливающей  аппаратурой, микрофоном, правильно вести себя на сцене. С   помощью   пантомимических   упражнений   развиваются   артистические способности   детей,   в   процессе   занятий   по   вокалу   вводится   комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально­хоровых навыков сочетает вокально­ техническую   деятельность   с   работой   по   музыкальной   выразительности   и созданию сценического образа. В   работе   с   вокальным   коллективом   необходимо   руководствоваться следующими принципами: 1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.  2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.   3.   Критерием   оценки   считать   качество   звука,   свободу   при   пении,   не количество, а качество выученного материала.  4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха. 5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы. 6.   Применять   индивидуальный   опрос,   наблюдать   за   развитием   каждого ученика.     Прогнозируемые результаты и способы их проверки Дети   должны   научиться   красиво   петь:   петь   звонко,   напевно,   чисто интонировать   мелодию,   выразительно   исполнять   различные   по   характеру вокальные   произведения,   постепенно   переходить   к   исполнению   более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо   постепенно   подвести   ребят   к   хоровому   многоголосию,   к ансамблевому   пению,   то   есть   научить   ребенка   петь   в   ансамбле   и   сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, 11 открывать   и   растить   таланты,   подбирать   для   изучения   репертуар соответственно   возрасту   ребенка   и   его   вокальному   опыту.   В   процессе обучения вокалу репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих   качеств:   голоса,   интонации,   пластики,   ритмичности.   Важно воспитывать   у   учащегося   артистичность,   умение   перевоплощаться   в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Конечная цель любого обучения ­ добиться того, чтобы   ученик   пел   свободно,   полётным   звуком,   без   напряжения,   точно фокусируя звуки, способствующие тембрально яркому звучанию. Цель преподавателя по вокалу не только научить своего ученика петь, но – и это главное – подготовить его к выступлению. Эффективная постановка голоса лишь одна из составных частей работы. Правда, эта часть занимает большую долю рабочего времени педагога как в начале обучения пению, так и на последующих этапах занятий с учениками. В  последние   годы     благодаря   широкому  распространению   и  развитию многообразных современных музыкальных стилей и жанров возник огромный интерес   к   пению   в   эстрадной   манере,   включающее   в   себя   жанры   ­от этнической музыки до рока,   джаза и даже классики. Современный вокал ­ самый   доступный,   востребованный   и   популярный   вид   пения,   как   среди слушателей, так и среди детей, желающих заниматься музыкой. Несмотря на массовый   и   огромный   интерес   к   занятиям   пением   в   современных   стилях, методика   обучения   в   этом   направлении   ­   область   мало   разработанная,   и оттого самая уязвимая. Роль  педагога   весьма   ответственна,  так  как   в значительной мере в его руках ­ судьба его ученика. От педагога зависит дать работе   верное     или   неверное   направление,     чем   решается   дальнейший результат.    Многие   музыканты   пришли   в  вокальную   педагогику   из   других специальностей. Несмотря на разные пути, которыми они пришли в вокальную педагогику,   их   объединяет   одно:   искренний   интерес   к   обучению современному вокалу и желание научиться работать более результативно. 12  Литература: 1. Белоброва Е.Ю. «Техника эстрадного вокала»­ М.,2001. ­ 46с. 2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение, секреты вокального мастерства»  ­ Ростов н/Д: Феникс, 2008.­155с. 3. Пекерская Е. «Вокальный букварь»­ М., 1996.­ 54с. 4.Карягина А. «Современный вокал» изд­во «Композитор»­ СПб., 2012.­ 47с. 5. Краус А. «Урок пения» ­ Ростов н/Д: Феникс, 2006.­ 68с. 6. Линклэйтер К. «Освобождение голоса» ­ М., 2010.

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"

Методическая разработка "Формирование вокальных навыков в процессе музыкального воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017