В нашей гимназии мы тоже ищем оптимальные варианты преподавания отдельных учебных дисциплин. В своей работе мы используем для повышения качества знаний, развития познавательного интереса и формирования мировоззрения учащихся интегрированное обучение.
О своем опыте проведения одного из таких интегрированных уроков физики и математики «Измерение плотности вещества» мы расскажем в этой статье.
Измерение плотности вещества
Интегрированный урок (математика + физика)
Авторы: Абрамова Е.В., Александрова М.А.
7 класс
Ц е л и у р о к а :
формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании
целостности окружающего мира;
формирование умений применять математические модели к решению задач по
физике;
развитие мышления учащихся;
вооружение учащихся способами и методами самостоятельной работы;
развивать умения решать проблемные вопросы и устанавливать причинно-
следственные связи.
З а д а ч и у р о к а :
провести контроль и коррекцию знаний учащихся:
физика - физические величины масса, плотность, объём;
математика - зависимость величин, линейная функция, ее график;
закрепить умения измерять объём твёрдого тела с помощью мензурки;
закрепить умения измерять массу тела с помощью электронных весов;
убедиться в применимости законов физики описания физических явлений;
совершенствовать умения и навыки учащихся по анализу физического явления;
развивать умения устанавливать связи учебного материала курсов физики и
математики;
развивать умения выявлять причинно-следственные связи при объяснении
графической зависимости массы от объёма тела;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
познакомить учащихся с правилами построения графика с учётом погрешностей.
Т и п у р о к а :
Интегрированный урок (математика – повторение пройденного
«Линейная функция и её график»; физика – повторение темы «Плотность вещества» и
применение знаний к измерению физических величин).
М е т о д ы :
формирования новых знаний
словесно – эвристическая беседа;
выполнение задания по алгоритму;
организации деятельности учащихся
выполнение измерений;
построение графика
контроля и самоконтроля
формирования личностных результатов
рефлексия.
П е д а г о г и ч е с к и е т е х н о л о г и и :
действий.
О б о р у д о в а н и е :
компьютер, проектор;
слайды презентации;
лист отчёта о проведенном эксперименте.
сравнение экспериментального значения плотности с табличным значением;
проблемного обучения;
реализация теории поэтапного формирования умственных2
П л а н у р о к а :
Время,
мин
1
5
7
20
5
2
Этапы урока
Организационный
момент
Постановка задач
урока
Актуализация знаний
Выполнение
эксперимента
1
.
2
.
3
.
4
.
5
. Подведение итогов
6
. Домашнее задание
Ход урока
Действия учителя
Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания
I. Организационный момент
учащихся
II. Постановка задачи урока. Мотивация к изучению нового (постановка проблемы)
Учитель физики
1 Формулирует
познавательную
(ПЗ):
Экспериментальное установление зависимости массы тела от его
объёма
Итог этапа: план проведения эксперимента
2 Организует обсуждение плана проведения эксперимента
урока
задачу
Измерение объёма трёх тел
Измерение массы трёх тел
Заполнение таблицы с учётом погрешности
III. Проведение измерений
3 Контроль и коррекция, помощь
Итог этапа:
Номер
опыта
1
2
3
Объём
V
см3
Масса
m
г
IV.
Графическое представление зависимости m (V)
Действия
ученика
Записи
Ответы на
вопросы
Выполнение
измерений,
записи
результатов
Ответы на
вопросы
Нанесение
экспериментал
ьных значений
на
координатную
плоскость
Учитель математики
4 Блиц- опрос:
Зависимость одной величины от другой – функция
Что является независимой переменной, а что зависимой.
Обсуждение, что является аргументом, что функцией в
проведенном эксперименте какая величина от какой зависит?)
Выбор масштаба в математике и физике
Вид графика – прямая. Построение графика функции.
Итог
координатную плоскость
Для разных веществ – разные графики
нанесение экспериментальных значений на
этапа:Масса, г
150
100
50
0
0 10 20 30 40
Объём, см3
Учитель физики
5
Построение графика с учётом погрешности
Итог этапа:
150
Масса, г
100
50
0
0 10 20 30 40
Объём, см3
3
г
г
Учитель математики
6 Вид графика – прямая, проходящая через начало отсчета.
Как называется такая функция?
Дайте определение прямой пропорциональности (функция вида
у=kх)
Запись уравнения функции: m ( V ) = k∙V
V.Графическое представление зависимости m (V)
Учитель физики
7
Обсуждение смысла коэффициента k – плотность вещества
Определение плотности вещества по графику
Сравнение с табличным значением и определение рода вещества
8 Демонстрация графиков для разных веществ
VI.
Сравнение графиков m (V) для разных веществ
Масса, г
70
60
50
40
30
20
10
0
100 120
20
40
60
80
Объём, см3
Построение
графика
Ответы
вопросы
на
Заполнение
результатов.
Определение
рода вещества.
Учитель математики
9 Какие углы получились между графиками функций и
горизонтальной осью? Обсуждение причины различия углов наклона
графиков. У какой функции угловой коэффициент больше? Вывод:
Значит плотность у нее…
Учитель физики
Ответы на
вопросы1
0
Подведение итогов урока
Вывод:
Для однородных тел масса и объём прямо пропорциональны друг
другу.
V . Рефлексия (анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала)
4
было трудно…
• на уроке мне больше всего запомнилось...
•
• на уроке я приобрел…
• на будущее я учту …
•
• на ваш взгляд урок: полезный или нет;
•
лучше всех на уроке работал...
знания, полученные на уроке, я могу использовать в...
Домашнее задание по физике:
№ 331, 336, 352,314