Методическая разработка интегрированного урока" Измерение плотности вещества"(7 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В нашей гимназии мы тоже ищем оптимальные варианты преподавания отдельных учебных дисциплин. В своей работе мы используем для повышения качества знаний, развития познавательного интереса и формирования мировоззрения учащихся интегрированное обучение. О своем опыте проведения одного из таких интегрированных уроков физики и математики «Измерение плотности вещества» мы расскажем в этой статье.
Иконка файла материала Измерение плотности вещества (Абрамова Е.В., Александрова М.А.).docx
Измерение плотности вещества Интегрированный урок (математика + физика) Авторы: Абрамова Е.В., Александрова М.А. 7 класс Ц е л и у р о к а :  формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира;  формирование умений применять математические модели к решению задач по физике; развитие мышления учащихся; вооружение учащихся способами и методами самостоятельной работы; развивать умения решать проблемные вопросы и устанавливать причинно- следственные связи.    З а д а ч и у р о к а :  провести контроль и коррекцию знаний учащихся: физика - физические величины масса, плотность, объём; математика - зависимость величин, линейная функция, ее график; закрепить умения измерять объём твёрдого тела с помощью мензурки; закрепить умения измерять массу тела с помощью электронных весов; убедиться в применимости законов физики описания физических явлений; совершенствовать умения и навыки учащихся по анализу физического явления; развивать умения устанавливать связи учебного материала курсов физики и математики; развивать умения выявлять причинно-следственные связи при объяснении графической зависимости массы от объёма тела; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;         познакомить учащихся с правилами построения графика с учётом погрешностей. Т и п у р о к а : Интегрированный урок (математика – повторение пройденного «Линейная функция и её график»; физика – повторение темы «Плотность вещества» и применение знаний к измерению физических величин). М е т о д ы : формирования новых знаний словесно – эвристическая беседа; выполнение задания по алгоритму; организации деятельности учащихся выполнение измерений; построение графика контроля и самоконтроля формирования личностных результатов  рефлексия. П е д а г о г и ч е с к и е т е х н о л о г и и :        действий. О б о р у д о в а н и е :    компьютер, проектор; слайды презентации; лист отчёта о проведенном эксперименте. сравнение экспериментального значения плотности с табличным значением; проблемного обучения; реализация теории поэтапного формирования умственных2 П л а н у р о к а : Время, мин 1 5 7 20 5 2 Этапы урока Организационный момент Постановка задач урока Актуализация знаний Выполнение эксперимента 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . Подведение итогов 6 . Домашнее задание Ход урока Действия учителя Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания I. Организационный момент учащихся II. Постановка задачи урока. Мотивация к изучению нового (постановка проблемы) Учитель физики 1 Формулирует познавательную (ПЗ): Экспериментальное установление зависимости массы тела от его объёма Итог этапа: план проведения эксперимента 2 Организует обсуждение плана проведения эксперимента урока задачу  Измерение объёма трёх тел  Измерение массы трёх тел  Заполнение таблицы с учётом погрешности III. Проведение измерений 3 Контроль и коррекция, помощь Итог этапа: Номер опыта 1 2 3 Объём V см3 Масса m г IV. Графическое представление зависимости m (V) Действия ученика Записи Ответы на вопросы Выполнение измерений, записи результатов Ответы на вопросы Нанесение экспериментал ьных значений на координатную плоскость Учитель математики 4 Блиц- опрос: Зависимость одной величины от другой – функция Что является независимой переменной, а что зависимой. Обсуждение, что является аргументом, что функцией в проведенном эксперименте какая величина от какой зависит?) Выбор масштаба в математике и физике Вид графика – прямая. Построение графика функции. Итог координатную плоскость Для разных веществ – разные графики нанесение экспериментальных значений на этапа:Масса, г 150 100 50 0 0 10 20 30 40 Объём, см3 Учитель физики 5 Построение графика с учётом погрешности  Итог этапа:  150 Масса, г 100 50 0 0 10 20 30 40 Объём, см3 3 г г Учитель математики 6 Вид графика – прямая, проходящая через начало отсчета. Как называется такая функция? Дайте определение прямой пропорциональности (функция вида у=kх) Запись уравнения функции: m ( V ) = k∙V V.Графическое представление зависимости m (V) Учитель физики 7 Обсуждение смысла коэффициента k – плотность вещества Определение плотности вещества по графику Сравнение с табличным значением и определение рода вещества 8 Демонстрация графиков для разных веществ VI.  Сравнение графиков m (V) для разных веществ Масса, г 70 60 50 40 30 20 10 0 100 120 20 40 60 80 Объём, см3 Построение графика Ответы вопросы на Заполнение результатов. Определение рода вещества. Учитель математики 9 Какие углы получились между графиками функций и горизонтальной осью? Обсуждение причины различия углов наклона графиков. У какой функции угловой коэффициент больше? Вывод: Значит плотность у нее… Учитель физики Ответы на вопросы1 0 Подведение итогов урока Вывод: Для однородных тел масса и объём прямо пропорциональны друг другу. V . Рефлексия (анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала) 4 было трудно… • на уроке мне больше всего запомнилось... • • на уроке я приобрел… • на будущее я учту … • • на ваш взгляд урок: полезный или нет; • лучше всех на уроке работал... знания, полученные на уроке, я могу использовать в... Домашнее задание по физике: № 331, 336, 352,314