Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук. Вниманию учителей предлагаю интегрированные уроки Истории и культуры Башкортостана. Эти уроки отличает многогранность, умение рационально и умело вплести в урок материалы по региональной истории.В методической разработке отражена роль интегрированного обучения в современной школе.Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма получения знаний для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вы-зывает однообразие, а непривычный ход интегрированного урока побуждает интерес и стимулирует активность
Иконка файла материала Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия.docx
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ                                                                       Фатхетдинова Лениза Абеловна Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и  современна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами,  предъявляемыми к школе, обусловлена изменениями, происходящими в  системе образования.  В настоящее время, в связи с введением Федерального  Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) повышаются  требования к проведению уроков. В условиях современной школы, для  увеличения интереса детей к уроку, учителями используются разные формы,  методы и методики: комбинированный урок, урок­лекция, урок­семинар,  урок­зачёт, урок­практикум, урок­экскурсия, урок­дискуссия,  интегрированный урок, театрализованный урок, урок­соревнование; урок с  дидактической игрой и т.п. Одним из наиболее интересных уроков, является интегрированный урок. Это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по  нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В  таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая  интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению,  расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Современная система образования направлена на формирование  высокообразованной, социально активной, интеллектуально развитой  личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины  связей явлений, событий и процессов. Предметная разобщённость становится  одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то  время как в современном мире преобладают тенденции к экономической,  политической, культурной, информационной интеграции. Интеграция, на наш  взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов. Мы считаем, что  проведение интегрированных уроков будет способствовать формированию  целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в  природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что  интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены  противоречиво, много разногласий в понимании сущности этих связей.  Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому  вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Согласно  классификации тенденций образовательных технологий интегрированный  урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни». У каждого учителя есть свой  опыт проведения интегрированных уроков.  И тот, кто хоть однажды проводил такой урок, знает, что интегрированныйурок требует большой подготовки, а эффективность таких уроков довольна  высока. Взаимосвязь двух­трёх дисциплин в рамках 45 минут должна  выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущество  интегрированного урока и как он выглядит сегодня?  Интегрированные уроки позволяют привлечь внимание бОльшего  количества обучающихся, так как сочетают в себе несколько дисциплин.  Интегрированный урок предполагает усиление межпредметных связей,  снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой  информации обучающимися, повышение мотивации обучения.  Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а  также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении  основ наук.  Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе  обучение и воспитание одновременно по нескольким дисциплинам при  изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда  выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины  вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению  материала ведущей дисциплины. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: ­ способствуют повышению мотивации учения, формированию  познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и  рассмотрению явления с нескольких сторон; ­ в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи,  формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы,  интенсификации учебно­воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; ­ не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор,  но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и  интеллектуально развитой личности. ­ интеграция является источником нахождения новых связей между  фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы,  наблюдения учащихся в различных предметах. Конечно, всё зависит от умения учителя синтезировать материал,  органично связать между собой этапы и проводить интегрированный урок без  перегрузки впечатлениями. Отбор и систематизация материала – нелегкая  задача для учителя.  Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма получения знаний  для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает  однообразие, а непривычный ход интегрированного урока побуждает интерес  и стимулирует активность. Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это  распространенная практика. Сегодня педагогика склоняется к тому, что воснове интегрированных уроков должна быть гуманистическая  направленность. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит  социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск  ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на  личную значимость материала для ребенка. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью,  компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного  материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью  материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить  обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные  для двух или нескольких предметов. В старших классах интегрированные  уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый  из этих уроков ведут два и более учителей­предметников.  Интеграция возможна при выполнении трёх условий: ­ объекты исследования должны совпадать или быть достаточно  близкими; ­ в интегрированных учебных предметах используются одинаковые,  близкие методы исследования; ­ интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях  и теоретических концепциях. Каждый учитель хочет видеть своих детей творческими,  целеустремлёнными, приносящими пользу личностями, любящими свой край и Отечество. И потому активная работа любого учителя по расширению и  углублению интеграции является одним из важных путей комплексного  решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них  способностей к творческим мыслительным операциям. Интегрированные  уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в  школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они  вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки  изолированного преподавания наук. Вниманию учителей предлагаем интегрированные уроки Истории и  культуры Башкортостана. Эти уроки отличает многогранность, умение  рационально и умело вплести в урок материалы по региональной истории.  Ведь любовь к Родине начинается с малого, с любви к семье, малой Родине, с  уважительного отношения к истории своего народа, республики. И отражение  региональных, этнокультурных особенностей в уроке – есть проявление  учителем себя, как социально­активной личности.   Несмотря на то, что интегрированный урок может включать в себя  любые предметы, наилучшими и более интересными уроками для интеграции  являются предметы творческого цикла: ИЗО, музыка, театр, хореография. Но  если последние предметы преподаются далеко не во всех учебных заведениях, то ИЗО и музыка – есть в каждом.Основная цель предмета «музыка» в основной школе заключается в  духовно­нравственном воспитании школьников через приобщение к  музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического  формирования личности. По средствам интеграции музыки с ИКБ данная цель полностью достигается, но при этом обучающиеся приобщаются к  музыкальной культуре Башкирии, что способствует развитию патриотизма. Сам предмет «История культуры Башкортостана» интегрирован из двух предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана».  Рассмотрим цели и задачи предмета: ­ содействовать гуманизации образования и гармонизации  межнациональных отношений; ­ формировать здоровые этико­ эстетические представления  школьников; ­ привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ,  стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться  тем, что ты представитель именно той нации; ­ способствовать возрождению и развитию национальных культур ­ способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически  осмысливать исторический опыт; ­ формировать творческое мышление у школьников. Реализовать данные цели и задачи можно на уроках музыки, это  освободит на уроках ИКБ время для более глубокого изучения других тем. Цель интеграции уроков музыки и ИКБ: – в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью и  историей Башкирии; ­ в системном погружении в проблематику музыкального содержания  исторических песен, сказаний, легенд; ­ в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения исторического подхода, применяемого с учётом научных достижений в области истории; ­ в обновлённом музыкальном материале, а также введении  параллельного и методически целесообразного исторического ряда.  Задачи интеграции уроков музыки и ИКБ:  ­ научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть  исторического наследия; ­ содействовать развитию интереса к Родине; ­ воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,  потребность в музыкальных переживаниях разных исторических периодов; ­ повсеместно способствовать развитию интереса к музыке и истории  Башкирии, через народное творчество ; ­ способствовать формированию слушательской культуры обучающихся на основе приобщения к достижениям музыкального искусства;­ научить находить взаимодействие между музыкой и историей  Башкирии на основе вновь приобретённых знаний; ­ сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное  восприятие музыкальных произведений, на основе исторических песен.  Интеграция уроков музыки и ИКБ позволяет вести урок в нескольких  направлениях:  ­ история музыки Башкортостана; ­ современные исполнители; ­ народная музыка Башкортостана; ­ известные башкирские музыканты и многое другое. На такие уроки можно приглашать народные музыкальные коллективы,  музыковедов. С обучающимися можно посетить концерты народных  музыкальных коллективов, театр оперы и балета, музей, выставку и т.п.  Можно так же организовать выставку прямо в учебном классе, собрав  народные музыкальные инструменты или же их фото.  Если организовывать именно фотовыставку или составить презентацию,  что в свою очередь позволит привлечь информационно коммуникативные  технологии (которые так популярны в современном образовании и их  использование позволяет привлечь большее внимание обучающихся к учебным предметам), то необходимо все же представить один народный инструмент,  показать его игру и рассказать историю. Еще один вариант интегрированного урока музыки и ИКБ с элементами  инсценировки. Но для данного варианта необходима предварительная  подготовка. Детям предлагается придти на урок в национальных костюмах  определенного исторического периода или события. Перед уроком  разучиваются песни характерные для данного периода. На самом уроке  разыгрывается мини музыкальный спектакль, педагог ИКБ рассказывает о  данном периоде, рассматриваются элементы костюмов и разучивается еще  одна песня.  Например по теме: Песни и предания о добровольном вхождении  башкир в состав Русского государства. Дети готовят костюмы данного  периода разучивают песню «Шарлы урман». Слушают из фонохрестоматии  легенды Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивают и разучивают песню «Ямаликай гора». Объединенные уроки музыки и истории культуры Башкортостана  позволят обучающимся овладеть материалом по народному творчеству,  изучить жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные  эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с  фольклором местного населения, творчество крупных сказителей ­ сэсэнов. Немаловажной особенностью интеграции уроки музыки и ИКБ является то, что по мнению многих ученых, создание интегрируемой системы будет  способствовать воспитанию более широко эрудированного обучающегося.Методика интегрированного обучения полностью соответствует  психологическим особенностям обучающихся как начальной так и средней  ступени обучения – целостному восприятию обучающимися  действительности, окружающего мира без деления на отдельный части.  Достаточно существенным положительным фактором многие известные  ученые, а так же учителя­практики считают наличие больших потенциальных  возможностей во всестороннем развитии интеллекта обучающегося. Интеграция на уроках музыки и ИКБ является одним из средств  повышения эффективности урока. Так как, многие термины и понятия  употребляются учителями и но том и но другом предмете. Знания полученные на уроках музыки помогают успешнее усваивать знания полученные на уроках истории культуры Башкортостана и наоборот. Необходимо отметить что  культурным достоянием Башкирии являются народные музыкальные  инструменты и музыканты, которые в свою очередь изучаются и в рамках  учебной программы как по музыке, так и по ИКБ. Такие параллели позволяют эффективно интегрировать уроки музыки и ИКБ.