Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"
Оценка 4.6

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
8 кл—9 кл
10.03.2017
Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"
Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук. Вниманию учителей предлагаю интегрированные уроки Истории и культуры Башкортостана. Эти уроки отличает многогранность, умение рационально и умело вплести в урок материалы по региональной истории.В методической разработке отражена роль интегрированного обучения в современной школе.Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма получения знаний для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вы-зывает однообразие, а непривычный ход интегрированного урока побуждает интерес и стимулирует активность
Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия.docx
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ                                                                       Фатхетдинова Лениза Абеловна Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и  современна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами,  предъявляемыми к школе, обусловлена изменениями, происходящими в  системе образования.  В настоящее время, в связи с введением Федерального  Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) повышаются  требования к проведению уроков. В условиях современной школы, для  увеличения интереса детей к уроку, учителями используются разные формы,  методы и методики: комбинированный урок, урок­лекция, урок­семинар,  урок­зачёт, урок­практикум, урок­экскурсия, урок­дискуссия,  интегрированный урок, театрализованный урок, урок­соревнование; урок с  дидактической игрой и т.п. Одним из наиболее интересных уроков, является интегрированный урок. Это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по  нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В  таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая  интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению,  расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Современная система образования направлена на формирование  высокообразованной, социально активной, интеллектуально развитой  личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины  связей явлений, событий и процессов. Предметная разобщённость становится  одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то  время как в современном мире преобладают тенденции к экономической,  политической, культурной, информационной интеграции. Интеграция, на наш  взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов. Мы считаем, что  проведение интегрированных уроков будет способствовать формированию  целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в  природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что  интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены  противоречиво, много разногласий в понимании сущности этих связей.  Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому  вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Согласно  классификации тенденций образовательных технологий интегрированный  урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни». У каждого учителя есть свой  опыт проведения интегрированных уроков.  И тот, кто хоть однажды проводил такой урок, знает, что интегрированный урок требует большой подготовки, а эффективность таких уроков довольна  высока. Взаимосвязь двух­трёх дисциплин в рамках 45 минут должна  выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущество  интегрированного урока и как он выглядит сегодня?  Интегрированные уроки позволяют привлечь внимание бОльшего  количества обучающихся, так как сочетают в себе несколько дисциплин.  Интегрированный урок предполагает усиление межпредметных связей,  снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой  информации обучающимися, повышение мотивации обучения.  Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а  также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении  основ наук.  Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе  обучение и воспитание одновременно по нескольким дисциплинам при  изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда  выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины  вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению  материала ведущей дисциплины. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: ­ способствуют повышению мотивации учения, формированию  познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и  рассмотрению явления с нескольких сторон; ­ в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи,  формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы,  интенсификации учебно­воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; ­ не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор,  но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и  интеллектуально развитой личности. ­ интеграция является источником нахождения новых связей между  фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы,  наблюдения учащихся в различных предметах. Конечно, всё зависит от умения учителя синтезировать материал,  органично связать между собой этапы и проводить интегрированный урок без  перегрузки впечатлениями. Отбор и систематизация материала – нелегкая  задача для учителя.  Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма получения знаний  для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает  однообразие, а непривычный ход интегрированного урока побуждает интерес  и стимулирует активность. Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это  распространенная практика. Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая  направленность. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит  социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск  ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на  личную значимость материала для ребенка. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью,  компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного  материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью  материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить  обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные  для двух или нескольких предметов. В старших классах интегрированные  уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый  из этих уроков ведут два и более учителей­предметников.  Интеграция возможна при выполнении трёх условий: ­ объекты исследования должны совпадать или быть достаточно  близкими; ­ в интегрированных учебных предметах используются одинаковые,  близкие методы исследования; ­ интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях  и теоретических концепциях. Каждый учитель хочет видеть своих детей творческими,  целеустремлёнными, приносящими пользу личностями, любящими свой край и Отечество. И потому активная работа любого учителя по расширению и  углублению интеграции является одним из важных путей комплексного  решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них  способностей к творческим мыслительным операциям. Интегрированные  уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в  школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они  вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки  изолированного преподавания наук. Вниманию учителей предлагаем интегрированные уроки Истории и  культуры Башкортостана. Эти уроки отличает многогранность, умение  рационально и умело вплести в урок материалы по региональной истории.  Ведь любовь к Родине начинается с малого, с любви к семье, малой Родине, с  уважительного отношения к истории своего народа, республики. И отражение  региональных, этнокультурных особенностей в уроке – есть проявление  учителем себя, как социально­активной личности.   Несмотря на то, что интегрированный урок может включать в себя  любые предметы, наилучшими и более интересными уроками для интеграции  являются предметы творческого цикла: ИЗО, музыка, театр, хореография. Но  если последние предметы преподаются далеко не во всех учебных заведениях, то ИЗО и музыка – есть в каждом. Основная цель предмета «музыка» в основной школе заключается в  духовно­нравственном воспитании школьников через приобщение к  музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического  формирования личности. По средствам интеграции музыки с ИКБ данная цель полностью достигается, но при этом обучающиеся приобщаются к  музыкальной культуре Башкирии, что способствует развитию патриотизма. Сам предмет «История культуры Башкортостана» интегрирован из двух предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана».  Рассмотрим цели и задачи предмета: ­ содействовать гуманизации образования и гармонизации  межнациональных отношений; ­ формировать здоровые этико­ эстетические представления  школьников; ­ привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ,  стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться  тем, что ты представитель именно той нации; ­ способствовать возрождению и развитию национальных культур ­ способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически  осмысливать исторический опыт; ­ формировать творческое мышление у школьников. Реализовать данные цели и задачи можно на уроках музыки, это  освободит на уроках ИКБ время для более глубокого изучения других тем. Цель интеграции уроков музыки и ИКБ: – в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью и  историей Башкирии; ­ в системном погружении в проблематику музыкального содержания  исторических песен, сказаний, легенд; ­ в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения исторического подхода, применяемого с учётом научных достижений в области истории; ­ в обновлённом музыкальном материале, а также введении  параллельного и методически целесообразного исторического ряда.  Задачи интеграции уроков музыки и ИКБ:  ­ научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть  исторического наследия; ­ содействовать развитию интереса к Родине; ­ воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,  потребность в музыкальных переживаниях разных исторических периодов; ­ повсеместно способствовать развитию интереса к музыке и истории  Башкирии, через народное творчество ; ­ способствовать формированию слушательской культуры обучающихся на основе приобщения к достижениям музыкального искусства; ­ научить находить взаимодействие между музыкой и историей  Башкирии на основе вновь приобретённых знаний; ­ сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное  восприятие музыкальных произведений, на основе исторических песен.  Интеграция уроков музыки и ИКБ позволяет вести урок в нескольких  направлениях:  ­ история музыки Башкортостана; ­ современные исполнители; ­ народная музыка Башкортостана; ­ известные башкирские музыканты и многое другое. На такие уроки можно приглашать народные музыкальные коллективы,  музыковедов. С обучающимися можно посетить концерты народных  музыкальных коллективов, театр оперы и балета, музей, выставку и т.п.  Можно так же организовать выставку прямо в учебном классе, собрав  народные музыкальные инструменты или же их фото.  Если организовывать именно фотовыставку или составить презентацию,  что в свою очередь позволит привлечь информационно коммуникативные  технологии (которые так популярны в современном образовании и их  использование позволяет привлечь большее внимание обучающихся к учебным предметам), то необходимо все же представить один народный инструмент,  показать его игру и рассказать историю. Еще один вариант интегрированного урока музыки и ИКБ с элементами  инсценировки. Но для данного варианта необходима предварительная  подготовка. Детям предлагается придти на урок в национальных костюмах  определенного исторического периода или события. Перед уроком  разучиваются песни характерные для данного периода. На самом уроке  разыгрывается мини музыкальный спектакль, педагог ИКБ рассказывает о  данном периоде, рассматриваются элементы костюмов и разучивается еще  одна песня.  Например по теме: Песни и предания о добровольном вхождении  башкир в состав Русского государства. Дети готовят костюмы данного  периода разучивают песню «Шарлы урман». Слушают из фонохрестоматии  легенды Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивают и разучивают песню «Ямаликай гора». Объединенные уроки музыки и истории культуры Башкортостана  позволят обучающимся овладеть материалом по народному творчеству,  изучить жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные  эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с  фольклором местного населения, творчество крупных сказителей ­ сэсэнов. Немаловажной особенностью интеграции уроки музыки и ИКБ является то, что по мнению многих ученых, создание интегрируемой системы будет  способствовать воспитанию более широко эрудированного обучающегося. Методика интегрированного обучения полностью соответствует  психологическим особенностям обучающихся как начальной так и средней  ступени обучения – целостному восприятию обучающимися  действительности, окружающего мира без деления на отдельный части.  Достаточно существенным положительным фактором многие известные  ученые, а так же учителя­практики считают наличие больших потенциальных  возможностей во всестороннем развитии интеллекта обучающегося. Интеграция на уроках музыки и ИКБ является одним из средств  повышения эффективности урока. Так как, многие термины и понятия  употребляются учителями и но том и но другом предмете. Знания полученные на уроках музыки помогают успешнее усваивать знания полученные на уроках истории культуры Башкортостана и наоборот. Необходимо отметить что  культурным достоянием Башкирии являются народные музыкальные  инструменты и музыканты, которые в свою очередь изучаются и в рамках  учебной программы как по музыке, так и по ИКБ. Такие параллели позволяют эффективно интегрировать уроки музыки и ИКБ.

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"

Методическая разработка "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017