Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания наук.
Вниманию учителей предлагаю интегрированные уроки Истории и культуры Башкортостана. Эти уроки отличает многогранность, умение рационально и умело вплести в урок материалы по региональной истории.В методической разработке отражена роль интегрированного обучения в современной школе.Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма получения знаний для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вы-зывает однообразие, а непривычный ход интегрированного урока побуждает интерес и стимулирует активность
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Фатхетдинова Лениза Абеловна
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и
современна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами,
предъявляемыми к школе, обусловлена изменениями, происходящими в
системе образования.
В настоящее время, в связи с введением Федерального
Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) повышаются
требования к проведению уроков. В условиях современной школы, для
увеличения интереса детей к уроку, учителями используются разные формы,
методы и методики: комбинированный урок, уроклекция, уроксеминар,
урокзачёт, урокпрактикум, урокэкскурсия, урокдискуссия,
интегрированный урок, театрализованный урок, уроксоревнование; урок с
дидактической игрой и т.п.
Одним из наиболее интересных уроков, является интегрированный урок.
Это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по
нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В
таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая
интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению,
расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Современная система образования направлена на формирование
высокообразованной, социально активной, интеллектуально развитой
личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины
связей явлений, событий и процессов. Предметная разобщённость становится
одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то
время как в современном мире преобладают тенденции к экономической,
политической, культурной, информационной интеграции. Интеграция, на наш
взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов. Мы считаем, что
проведение интегрированных уроков будет способствовать формированию
целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в
природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что
интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены
противоречиво, много разногласий в понимании сущности этих связей.
Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому
вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Согласно
классификации тенденций образовательных технологий интегрированный
урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни».
У каждого учителя есть свой опыт проведения интегрированных уроков.
И тот, кто хоть однажды проводил такой урок, знает, что интегрированныйурок требует большой подготовки, а эффективность таких уроков довольна
высока. Взаимосвязь двухтрёх дисциплин в рамках 45 минут должна
выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущество
интегрированного урока и как он выглядит сегодня?
Интегрированные уроки позволяют привлечь внимание бОльшего
количества обучающихся, так как сочетают в себе несколько дисциплин.
Интегрированный урок предполагает усиление межпредметных связей,
снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой
информации обучающимися, повышение мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются
формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а
также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении
основ наук.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе
обучение и воспитание одновременно по нескольким дисциплинам при
изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда
выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины
вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению
материала ведущей дисциплины.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
способствуют повышению мотивации учения, формированию
познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и
рассмотрению явления с нескольких сторон;
в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи,
формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы,
интенсификации учебновоспитательного процесса, снимают перенапряжение,
перегрузку;
не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор,
но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и
интеллектуально развитой личности.
интеграция является источником нахождения новых связей между
фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы,
наблюдения учащихся в различных предметах.
Конечно, всё зависит от умения учителя синтезировать материал,
органично связать между собой этапы и проводить интегрированный урок без
перегрузки впечатлениями. Отбор и систематизация материала – нелегкая
задача для учителя.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма получения знаний
для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает
однообразие, а непривычный ход интегрированного урока побуждает интерес
и стимулирует активность.
Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это
распространенная практика. Сегодня педагогика склоняется к тому, что воснове интегрированных уроков должна быть гуманистическая
направленность. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит
социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск
ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на
личную значимость материала для ребенка.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью,
компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного
материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью
материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить
обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные
для двух или нескольких предметов. В старших классах интегрированные
уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый
из этих уроков ведут два и более учителейпредметников.
Интеграция возможна при выполнении трёх условий:
объекты исследования должны совпадать или быть достаточно
близкими;
в интегрированных учебных предметах используются одинаковые,
близкие методы исследования;
интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях
и теоретических концепциях.
Каждый учитель хочет видеть своих детей творческими,
целеустремлёнными, приносящими пользу личностями, любящими свой край и
Отечество. И потому активная работа любого учителя по расширению и
углублению интеграции является одним из важных путей комплексного
решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них
способностей к творческим мыслительным операциям. Интегрированные
уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения в
школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они
вдохновляют и опытных учителей, знающих на практике все недостатки
изолированного преподавания наук.
Вниманию учителей предлагаем интегрированные уроки Истории и
культуры Башкортостана. Эти уроки отличает многогранность, умение
рационально и умело вплести в урок материалы по региональной истории.
Ведь любовь к Родине начинается с малого, с любви к семье, малой Родине, с
уважительного отношения к истории своего народа, республики. И отражение
региональных, этнокультурных особенностей в уроке – есть проявление
учителем себя, как социальноактивной личности.
Несмотря на то, что интегрированный урок может включать в себя
любые предметы, наилучшими и более интересными уроками для интеграции
являются предметы творческого цикла: ИЗО, музыка, театр, хореография. Но
если последние предметы преподаются далеко не во всех учебных заведениях,
то ИЗО и музыка – есть в каждом.Основная цель предмета «музыка» в основной школе заключается в
духовнонравственном воспитании школьников через приобщение к
музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического
формирования личности. По средствам интеграции музыки с ИКБ данная цель
полностью достигается, но при этом обучающиеся приобщаются к
музыкальной культуре Башкирии, что способствует развитию патриотизма.
Сам предмет «История культуры Башкортостана» интегрирован из двух
предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана».
Рассмотрим цели и задачи предмета:
содействовать гуманизации образования и гармонизации
межнациональных отношений;
формировать здоровые этико эстетические представления
школьников;
привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ,
стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться
тем, что ты представитель именно той нации;
способствовать возрождению и развитию национальных культур
способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать
явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически
осмысливать исторический опыт;
формировать творческое мышление у школьников.
Реализовать данные цели и задачи можно на уроках музыки, это
освободит на уроках ИКБ время для более глубокого изучения других тем.
Цель интеграции уроков музыки и ИКБ:
– в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью и
историей Башкирии;
в системном погружении в проблематику музыкального содержания
исторических песен, сказаний, легенд;
в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения исторического
подхода, применяемого с учётом научных достижений в области истории;
в обновлённом музыкальном материале, а также введении
параллельного и методически целесообразного исторического ряда.
Задачи интеграции уроков музыки и ИКБ:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть
исторического наследия;
содействовать развитию интереса к Родине;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,
потребность в музыкальных переживаниях разных исторических периодов;
повсеместно способствовать развитию интереса к музыке и истории
Башкирии, через народное творчество ;
способствовать формированию слушательской культуры обучающихся
на основе приобщения к достижениям музыкального искусства; научить находить взаимодействие между музыкой и историей
Башкирии на основе вновь приобретённых знаний;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное
восприятие музыкальных произведений, на основе исторических песен.
Интеграция уроков музыки и ИКБ позволяет вести урок в нескольких
направлениях:
история музыки Башкортостана;
современные исполнители;
народная музыка Башкортостана;
известные башкирские музыканты и многое другое.
На такие уроки можно приглашать народные музыкальные коллективы,
музыковедов. С обучающимися можно посетить концерты народных
музыкальных коллективов, театр оперы и балета, музей, выставку и т.п.
Можно так же организовать выставку прямо в учебном классе, собрав
народные музыкальные инструменты или же их фото.
Если организовывать именно фотовыставку или составить презентацию,
что в свою очередь позволит привлечь информационно коммуникативные
технологии (которые так популярны в современном образовании и их
использование позволяет привлечь большее внимание обучающихся к учебным
предметам), то необходимо все же представить один народный инструмент,
показать его игру и рассказать историю.
Еще один вариант интегрированного урока музыки и ИКБ с элементами
инсценировки. Но для данного варианта необходима предварительная
подготовка. Детям предлагается придти на урок в национальных костюмах
определенного исторического периода или события. Перед уроком
разучиваются песни характерные для данного периода. На самом уроке
разыгрывается мини музыкальный спектакль, педагог ИКБ рассказывает о
данном периоде, рассматриваются элементы костюмов и разучивается еще
одна песня.
Например по теме: Песни и предания о добровольном вхождении
башкир в состав Русского государства. Дети готовят костюмы данного
периода разучивают песню «Шарлы урман». Слушают из фонохрестоматии
легенды Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю
покупал» и другие. Прослушивают и разучивают песню «Ямаликай гора».
Объединенные уроки музыки и истории культуры Башкортостана
позволят обучающимся овладеть материалом по народному творчеству,
изучить жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и
предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные
эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с
фольклором местного населения, творчество крупных сказителей сэсэнов.
Немаловажной особенностью интеграции уроки музыки и ИКБ является
то, что по мнению многих ученых, создание интегрируемой системы будет
способствовать воспитанию более широко эрудированного обучающегося.Методика интегрированного обучения полностью соответствует
психологическим особенностям обучающихся как начальной так и средней
ступени обучения – целостному восприятию обучающимися
действительности, окружающего мира без деления на отдельный части.
Достаточно существенным положительным фактором многие известные
ученые, а так же учителяпрактики считают наличие больших потенциальных
возможностей во всестороннем развитии интеллекта обучающегося.
Интеграция на уроках музыки и ИКБ является одним из средств
повышения эффективности урока. Так как, многие термины и понятия
употребляются учителями и но том и но другом предмете. Знания полученные
на уроках музыки помогают успешнее усваивать знания полученные на уроках
истории культуры Башкортостана и наоборот. Необходимо отметить что
культурным достоянием Башкирии являются народные музыкальные
инструменты и музыканты, которые в свою очередь изучаются и в рамках
учебной программы как по музыке, так и по ИКБ. Такие параллели позволяют
эффективно интегрировать уроки музыки и ИКБ.