Структура данного интегрированного урока отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока.
Для реализации возможности использовать достаточно большое количество материала учителями была выбрана нестандартная форма урока – урок-путешествие.
На уроке были использованы разнообразные методы обучения. Словесный метод объяснения материала беседа был дополнен демонстрацией материала (дети вставали, алфавит в презентации). В беседе с учеником учителя исправляли неточности речи, требовали от детей полных отве¬тов. Наглядные методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей, поэтому они были применены на данном уроке в виде показа, демонстрации, анимации, интерактивного тренажера (презентация, выделение изучаемого слога цветом, плакат с правилом, кубики Чапыгина, карточки с рисунками). Практические методы как вид деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями использовались на всех этапах урока (интерактивная игра Алфавит, чтение, письмо, тренажер, работа по карточкам). Проведена словарная работа по расширению словаря.Посмотрите, ребята, перед нами множество букв – алфавит. Давайте откроем множество гласных букв! (Вызвать двух человек для работы с интерактивной доской). Проверяем, все буквы гласные открыты? Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие шипящие звуки мы знаем. Какие шипящие вы знаете?(ответы) Откроем множество букв, обозначающих шипящие звуки. Очень хорошо. Эту станцию мы тоже проехали без опозданий.
Тема урока письма и развития речи: Сочетание чаща.
Тема урока по ИКТ: Множество.
Цели урока:
организация деятельности обучающихся по закреплению умения применения правила
«Сочетание чаща»;
– создание условий для формирования у обучающихся понятия Множество.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить находить и дифференцировать слоги ча, ща в словах.
2. Учить правило «Сочетание чаща».
3. Учить применять правило при написании слов.
4. Продолжить формирование понятия Множество на основе понятий русского языка.
Коррекционноразвивающие:
1. Развивать навыки анализа и синтеза (слогового, понятийного).
2. Формировать умение анализировать предложение по словам.
3. Совершенствовать оптикопространственные представления обучающихся.
4. Закреплять навык чтения слогов и слов.
5. Обогащать словарь.
6. Развивать, коррегировать произвольное, непроизвольное внимание, переключение
внимания путем выполнения заданий.
7. Развивать долговременную и кратковременную память.
8. Коррегировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение
выражать свои чувства.
9. Развивать познавательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать информационную культуру путем рационального использования широко
распространенных инструментов и технических средств информационных технологий.
2. Воспитывать уважение к личности.
3. Воспитывать самостоятельность.
Оснащение урока: интерактивная доска, ПК, компьютерная презентация, кубики
Чаплыгина, конверты с карточкамисловами по числу обучающихся, карточки с цветной
маркировкой.
Ход урока:
Организационный момент.
I.
Учитель ИКТ:
Учитель письма:
Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Так начнём урок, друзья!
Звучит аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» (слайд 2)
Учитель ИКТ: – Ребята, вы узнали, из какого мультфильма прозвучал отрывок? (ответы)
Давайте отправимся в путешествие с паровозиком и поможем ему не опоздать ни на одну
станцию. Согласны? (ответы)II.
Актуализация знаний.
– А сейчас давайте отгадаем название первой станции.
(слайд 3)
С какой буквы начинается предложение? (ответы)Ищем большую букву и дальше соединяем
буквы по указателям в слово… Какое слово получилось? (ответы)
Учитель ИКТ:– Правильно, множество! Тема нашего урока по ИКТ и название первой станции –
Множество.
Учитель письма: – Открываем тетради, отступаем две строки и записываем число, классная
работа. С новой красной строки записываем слово Множество.
(слайд 4)
Учитель ИКТ:– На какое слово похоже слово множество? – Правильно, на слово много.
Какие множества мы с вами разбирали на прошлом уроке? Правильно, это множества фруктов,
овощей, множество машин. Молодцы!
Но бывают и другие множества. Вы – множество учеников. Множество девочек, подымите руку!
Очень хорошо! Множество мальчиков, встаньте! Умницы!
Итак, на первую станцию мы прибыли вовремя, спасибо, ребята!
(слайд 5)
Учитель ИКТ:– Следующая станция – Алфавитная.
– Посмотрите, ребята, перед нами множество букв – алфавит. Давайте откроем множество
гласных букв! (Вызвать двух человек для работы с интерактивной доской). Проверяем, все
буквы гласные открыты? Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие шипящие звуки мы знаем.
Какие шипящие вы знаете?(ответы) Откроем множество букв, обозначающих шипящие звуки.
Очень хорошо. Эту станцию мы тоже проехали без опозданий.
(слайд 6 Алфавит)
Учитель письма:На пути следования нашего поезда – станция Правил. (слайд7 Правила)
Давайте вспомним, какие правила правописания шипящих мы с вами уже знаем? (ответы) Как
мы пишем жиши? (ответы) А вчера мы учили, как мы пишем чаща. Расскажет правило …
(ответ)
Учитель ИКТ:– Молодцы, ребята! Значит, из множества правил вы учитесь использовать
правила «Жиши пиши с буквой» и «Чаща пиши с буквой а»
III.
Закреление.
– Название следующей станции – Путаница.
– Посмотрите, сейчас перед нами множество чего? – Множество слогов.
Учитель письма:А каких слогов больше всего в этом множестве? Совершенно верно! И тема
нашего урока русского языка – Правописание ча, ща. Повторим правило, которое мы учили на
прошлом уроке. (ответы, указание на заранее вывешенный плакат)
А теперь находим первый слог на доске. Кто догадался, какой это слог? (ответы) Сейчас наша
задача из слогов собрать слова. Указатели нам в этом помогают. (коллективное проговаривание)
(слайд8 Путаница)
– Читаем все вместе, что у нас получилось?
(слайд 9 Четверостишие)
Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!(ответы детей на поставленный в четверостишии вопрос)
– Отвечаем: В сочетаниях чаща
Пишем только букву а!
(слайд 10)
– Нам встретились два новых слова – чаща и каланча.
Чаща – это густой частый лес, заросль. Каланча – это наблюдательная вышка над зданием
пожарной части.
Учитель ИКТ:– Молодцы, ребята! Станцию Путаница мы проехали тоже вовремя! Теперь на
пути – станция Физкультурная.
(слайд 11)
Учитель письма:– Без опозданий мы прибыли на станцию Физкультурная. Встаньте рядом с
партами. (Физминутка – выполнение движений с проговариванием)
Поезд мчится скрежеща жече – шеща, жече – шеща! (повторить три раза с ускорением
темпа)
Колесики, колесики по рельсам тарахтят, привозят заниматься множество ребят.
Учитель ИКТ:– Множество ребят размялось и приближается к станции Собирайка. (слайд 12)
– У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них множество карточек и разложите на партах.
Что написано на карточках? (ответы) Правильно, слова! Множество слов нашего
четверостишия. Выберите из этого множества слов те, которые пишутся по правилу: «Чаща
пиши с буквой а». Слова, в которых есть слог «ча» соберите в один столбик, а слова со слогом
«ща» в другой. А два человека идут работать с множеством кубиков – собирите слоги ча, ща.
– Что получается? (ответы) А куда мы поставим слово чаща? Молодцы! Мальчики, покажите
слоги на кубиках. (демонстрация)
Учитель письма:– А название последней станции – Сочиняйка.
Карточка)
Вы получили карточки. Какие картинки здесь нарисованы? Те ребята, у кого на карточке стоит
желтый и зеленый кружок, читаем задание. Читай, … Итак, составить предложение, с каким
словом? (ответы) Приступаем к работе. (индивидуальное объяснение для обучающихся
третьей группы обученности)
– Итак, какое предложение составил … (зачитать 23 ответа, лучшее предложение записать
на доске)
(слайд 14
Резерв
Учитель письма:– Молодцы, ребята! Следующая станция – Вставляйка! (слайд 13)
Слушаем задание. К доске идет … Записывай слово на доске… Какую букву ты вставил?
Проверяй! (проверка с помощью интерактивного тренажера) Записываем слово в тетрадь.
(отработка 35слов, резерв – 3 слова)
Учитель ИКТ:– Из множества рыбок вы выбирали рыбку с нужной буквой. Отлично!
Эту станцию мы тоже покидаем вовремя.
Учитель ИКТ:– Это была наша последняя станция. И на нее мы не опоздали. Мы проехали
множество станций.
IV.
Словарная работа.
Множество, чаща, каланча.
V.
Аналитическая часть урока.
Учитель ИКТ:– Мы с вами и паровозиком сегодня путешествовали по станциям, на которых мы
учились правильно писать слоги чаща и знакомились с понятием множество.Учитель русского языка: – Вы отлично потрудились на уроке и получаете по русскому языку и
по ИКТ пятерки. Паровозик благодарит вас и передает вам подарки – закладки, чтобы вы всегда
правильно писали жиши, чаща. А вам понравился наш урокпутешествие? (ответы)
Урок окончен!