Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература
8 кл
11.11.2018
Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс
Компетентностно – ориентированные задания при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» В методической разработке предлагаются как индивидуальные, так и групповые задания при работе над изучением повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Уроки с такими заданиями проходят интересно, обучающиеся учатся добывать новые знания из различных источников. Дается теоретический материал для педагога: что такое компетентностно-ориентированные задания.Компетентностно – ориентированные задания при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
методическая разработка Капитанская дочка.doc
Свердловская область Каменский городской округ муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Маминская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка Компетентностно – ориентированные задания  при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Разработчик: Москвина Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория. с.Маминское 2017 г. Компетентностно – ориентированные задания  при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Цель данной разработки – показать эффективность применения компетентностно­ ориентированных заданий на уроках литературы с использованием информационных  технологий.                      Понятие   «компетентностный   подход»   стало   для   нас   за   несколько   лет   более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся.     Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как  инициативность, инновационность,     мобильность,     гибкость,  динамизм,  конструктивность.      а   не   извлеченные   из   какого­то   учебника.    Будущий   профессионал   должен   обладать   стремлением   к   самообразованию   на протяжении   всей   жизни,   владеть   новыми   технологиями   и   понимать   возможности   их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей   профессиональной   сфере,   разрешать   проблемы   и   работать   в   команде,   быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить        Компетентность   в   деле   –   это   набор   всего   того,   что   позволяет   человеку   успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным   невозможно. Например, компетентность в вождении автомобиля   включает   в   себя   и   знания,   и   умения,   и   навыки,   но   обретенные   в   опыте собственной   деятельности,                    Задача школы не в том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными учебными знаниями,   а   в   том,   чтобы   сделать   его   деятельно   успешным,   научить   его   обретать индивидуальную опытную компетентность в любом деле, за которое он принимается, т.о        компетенция  –   совокупность   определённых   знаний,   умений   и   навыков,   в   которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт  работы.  (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)               КОЗ – это компетентностно­ориентированное задание, представляющее собой способ формирования и развития у обучающихся различных компетентностей. Наиболее значимые   ключевые   компетентности   учащихся:   информационной,   коммуникативной   и компетентности разрешения проблем.              Если  они сформированы,  это значит, что у человека есть некий особый  ресурс достижения   высокого   уровня   компетентности   в   любом   виде   деятельности.     письменная   Коммуникативная   компетентность   включает   следующие   аспекты:   коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация.              Информационная компетентность: планирование и поиск информации, извлечение первичной информации, извлечение вторичной информации, обработка информации.              Компетентность   разрешения   проблем.   Идентификация   (определение)   проблемы, целеполагание   и   планирование   деятельности,   действия   по   решению   проблемы, использование   ресурсов,   оценка   действий,   оценка   результата/продукта   деятельности, рефлексия (оценка собственного продвижения).          Каждый аспект мы можем формировать на трех уровнях: первом, втором и третьем (это и есть требования к деятельности учащегося). Предлагаемая инновационная разработка – одна из новых форм работы на уроке – компетентностно­ориентированные   задания   (КОЗ).   Эта   работа   актуальна   потому,   что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не  только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы  молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями. В своей разработке я  остановилась на компетентностно­ориентированных заданиях как на одном из технологических инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного   подхода   на   уроках   литературы   с   использованием   ИКТ. Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата  важно  не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки. Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций. Он не отрицает, а, скорее, изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются   только   те   знания,   которые   необходимы   для   формирования   умений.   Все остальные   знания   рассматриваются   как   справочные,   они   хранятся   в   справочниках, энциклопедиях,  интернете. В то же время  учащийся  должен  при необходимости  уметь быстро   и   безошибочно   воспользоваться   всеми   этими   источниками   информации   для разрешения тех или иных проблем. Предложенная система компетентностно­ориентированных заданий направлена на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Учащимся предлагаются задания по поиску текстовой и графической информации (словарная работа, иллюстрации, цитаты) в электронных словарях, учебниках, сети интернет.                Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет   свою   специальность   не   менее   семи   раз   за   время   профессиональной   карьеры. Конкурентоспособность   на   таком   рынке   труда   во   многом   зависит   от   его   способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.                 Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине  XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни,   о   которой   сама   школа   мало   что   знает.   Поэтому   нужно   воспитывать   в   детях готовность   к   переменам,   развивая   такие   качества,   как   мобильность,   конструктивность, умение учиться.  Для   того,   чтобы   найти   вывод   в   тексте   параграфа,   зачастую   ученику   не   приходится прикладывать особых усилий – он (вывод), как правило, выделен жирным шрифтом. Так же жирно выделены все термины и определения.                         Задавая   на   дом   написание   реферата   или   доклада,   мы   (учителя)   нередко подсовываем детям литературу и даже отмечаем закладками нужные фрагменты. Готовя ученика к выступлению, мы – хорошо, если вместе с учеником, а чаще: вместо ученика – составляем план этого выступления.               Спустившаяся к школьникам внешняя экспертиза заставила учащихся выполнять задания другого рода, то есть окунула их в новую, незнакомую ситуацию. Наша задача ­ помочь детям почувствовать себя уверенно в таких условиях.  ∙ Выберем типы заданий, соответствующие заданной цели. ∙ Определим в каждом задании наиболее подходящий инструмент оценивания.  ∙ Обсудим критерии оценивания заданий.        Компетентностно­ориентированное задание: во­первых, это деятельностное задание;  во­вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;  в­третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;  в­четвёртых, его структура задаётся следующими элементами: Структура компетентностно­ориентированных заданий (КОЗ) 1. Введение в проблему.  2. Формулировка задания: ­ текст задания должен начинаться с глагола;  ­ в тексте задания указано  ЧТО   делать и есть указание на то,  КАК   делать.  3. Информация, необходимая для решения данной задачи. 4. Форма предъявления результатов КОЗ. Схема КОЗ  ­ стимул,  задачная формулировка,  источник информации,  бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный  ответ),  инструмент проверки. Каждая   составляющая   компетентностно­ориентированного   задания   подчиняется определенным   требованиям,  обусловленным   тем,  что  компетентностно­ориентированное задание  организует  деятельность  учащегося, а  не воспроизведение   им  информации  или отдельных действий. Применение   компетентностно­ориентированных   заданий   на   уроке   означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:  использования дополнительных возможностей изучаемого материала;  адекватных   способов   организации   изучения   традиционного   программного материала. Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо  соответствующим   образом  организовать  освоение   содержания   темы.  Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно­ориентированные задания, можно назвать:  организацию   изучения   нового   программного   материала   без   предварительного объяснения учителя,  укрупнение   дидактических   единиц,   концентрированное   объяснение   нового материала,   обеспечивающее   изучение   основ   содержания   темы   (понятийного аппарата,   закономерностей,   причинно­следственных   структур,   формирование обобщенной картины) с последующим  расширением  грани содержания  на основе дополнение   полученной   из   учебника   или   представленной   учителем   информации информацией, самостоятельно полученной из других источников. Структура задания  Стимул  ­ мотивирует ученика на выполнение задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации.  Стимул в компетентностно­ориентированном задании выполняет несколько функций:   мотивирует учащегося на выполнение задания;   моделирует практическую, жизненную ситуацию;   при необходимости может нести функцию источника информации.  Стимул должен:  быть кратким (не более трёх предложений);    НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.  Задачная   формулировка  ­   понимается   однозначно,   четко   соотносится   с   модельным ответом   /   шкалой,   соответствует   возрасту   учащегося,   интересна   учащемуся.   (   Мы   не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке) Источник   информации  ­   содержит   информацию,   необходимую   для   успешной деятельности учащегося по выполнению задания (Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся). На одном источнике (наборе   источников)   может   строиться   несколько   заданий.   Учащийся   не   должен   быть знаком с источником до выполнения задания.  Бланк  ­   задает   структуру   предъявления   учащимся   результата   своей   деятельности   по выполнению задания. Инструмент проверки  Инструмент проверки  – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий   итог   в   зависимости   от   сложности   учебного   материала,   дополнительных   видов деятельности.  Инструментом проверки может быть:  ∙ Ключ ­ используется для тестовых заданий закрытого типа.  ∙  Модельный   ответ   –  обычно  используется   для   открытых   тестовых   заданий   с   кратким ответом.  ∙   Аналитическая   шкала   ­   используется   для   открытых   тестовых   заданий   с   развёрнутым ответом.  ∙ Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.  Ключ   –  предлагает   выбор   из   нескольких   вариантов   ответа,   из   которых   правильным является один или более одного (множественный выбор).  Специфика   открытых   тестовых   заданий   состоит   в   том,   что   их   относительно   легко формулировать и очень трудно оценивать. Открытые вопросы, даже те, которые требуют только кратких ответов, вызывают такое широкое разнообразие ответов, что практически невозможно описать их все.  Модельный ответ ­ для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов :  • пример формулировки правильного ответа,  • другие формулировки правильного ответа,  • примеры ответов, которые частично верны,  •  подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).  Модельный ответ должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке. Аналитическая шкала – используется для оценки развёрнутых ответов.  Аналитическая  шкала описывает критерии выставления  баллов за ответ по некоторому набору параметров. В параметры аналитической шкалы включены:    параметры Единой шкалы (предъявляют общие требования к развёрнутому ответу),  параметры Специфической шкалы (для конкретного тестового задания).  Единая шкала используется для оценки всех тестовых заданий, требующих развернутого ответа, и предъявляет следующие общие требования:   Содержание и полнота выполнения тестового задания.   Организация текста (Деление на абзацы, логические связи между частями текста,  формат текста).  Речевое   оформление   (Использование   терминологии,   запаса   лексики,   соблюдение норм русского языка).   Орфография и пунктуация.  Единая   шкала   позволяет   обеспечить   единообразный   подход   к   оцениванию письменных/устных открытых ответов.  Специфическая   шкала   содержит   критерии   оценки   конкретного   тестового   задания   и регулируется его содержанием.  С аналитической шкалой мы встречаемся при проверке заданий с развёрнутым ответом Единого   государственного   экзамена.   Критерии   по   оцениванию   ответа   описывают содержание и формат ответа и соответствующее этому описанию количество баллов. Характеристика задания  Характеристика   задания   –  содержит   название,   предмет,   класс,     уровень   сложности источника,   сложность   учебного   материала.   Задаёт   проверяемую   (формируемую) компетентность, аспект, уровень.  Подбирая (составляя) компетентностно­ориентированное задание, учитель должен:     осознавать, какие аспекты каких компетентностей формирует (проверяет) задание;  оценивать   сложность   учебного   материала   (если   выполнение   задания   зависит   от некоторого   знания,   учитель   должен   убедиться,   что   учащийся   этим   знанием располагает);  понимать и задавать уровень сложности источника (источник один – информация прямая,   информация   косвенная;   несколько   источников;   источники   содержат информацию,   дополняющую   друг   друга;   источники   содержат   избыточную информацию; источники содержат противоречивую информацию);  От обычного задания КОЗ отличается тем, что ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное  обоснование  и  не вызывает  у думающего ученика  безответного вопроса:  «А зачем мы это делаем?»                        Применение   компетентностно­ориентированных  заданий  на  уроке  означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:         ­ использования дополнительных возможностей изучаемого материала;                  ­   адекватных   способов   организации   изучения   традиционного   программного материала.                Для применения на уроке компетентностно­ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:         ­ прикладной характер содержания темы;          ­ содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;           ­ материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными,   широко   обсуждаемыми   в   обществе   вопросами   (например,   проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.); ­ содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);         ­ материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры;         ­ содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения   решать   квадратные   уравнения   или   использовать   формулы   вежливости   в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов);         ­ содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности;                ­ содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.           Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо соответствующим образом организовать освоение содержания темы.                 Среди   способов   организации   изучения   программного   материала,   позволяющих эффективно использовать компетентностно­ориентированные задания, можно назвать:                ­  организацию изучения   нового  программного  материала   без предварительного объяснения учителя;                ­   укрупнение   дидактических   единиц,   концентрированное   объяснение   нового материала,   обеспечивающее   изучение   основ   содержания   темы   (понятийного   аппарата, закономерностей, причинно­следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим   расширением   грани   содержания   на   основе   дополнение   полученной   из учебника   или   представленной   учителем   информации   информацией,   самостоятельно полученной из других источников.        Для оценивания результатов КОЗ  используется 3 варианта:          1. Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать; соотнести картинки с текстами; верно­ неверно и др.). Ключ – это чаще всего для первого уровня.  Ключ – это четко зафиксированный правильный ответ.                  2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл).               3. Критерии оценивания (за что и в каких пределах дать баллы, разрабатываются вместе с УЗ, например, эссе, то есть, творческая работа с личным рассуждением. Нужно как   можно   четче   прописывать   критерии,   то   есть,   не   просто   составить   презентацию,   а конкретно сколько слайдов и каких). Система уроков по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (на основе нескольких методических рекомендаций: А.С.Дегожской, К.П.Лахотского, Г.И.Беленького) 1 урок. А.С. Пушкин – историк и создатель повести «Капитанская дочка». 2 урок. Знакомство с главными героями. 3 урок. «Воспитание жизнью продолжается». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева. 4 урок. Пугачев у ворот Белогорской крепости. 5 урок. Емельян Пугачев – центральный герой повести. 6 урок. Петр Гринев, его роль в произведении. 7 урок. Маша Миронова, ее душевная стойкость и красота. 8 урок. «Точность  и красота – вот  первые достоинства прозы» А.С. Пушкина. 9 урок. Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 10,11 уроки. Р.Р. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мастер ­ класс 7 урок. Маша Миронова, ее душевная стойкость и красота.  Мотивация Для создания целостного образа главной героини, Маши Мироновой, мы  продолжим  учиться находить необходимую информацию и работать в группах. Где данные умения  могут пригодиться? Задание для 1 группы  (1 уровень) Формулировка задания Создать СИНКВЕЙН о Маше Мироновой. На выполнение задания дается 15 минут.   Структура синквейна: Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное  или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими  характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора  синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово­резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два  слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Информация, необходимая для решения данной задачи. Найти информацию о Маше Мироновой можно в тексте повести «Капитанская дочка»  (гл.  3 «Крепость», гл. 5 «Любовь», гл.12 «Сирота», гл.14 «Суд») Форма предъявления результатов                                             главная героиня                         скромная, благовоспитанная, решительная                                  борется, помогает, любит                   преодолела трудности, отстояла свою любовь.                                           сильная личность Оценивание: 1 балл Выдержана  структура  синквейна 1 балл Все части  взаимосвязаны 1 балл Вывод  соответствует  заявленной теме 1 балл Работали все  участники  группы 1 балл Соблюдение  регламента 0 баллов – показатель отсутствует. Наивысшая оценка – 5 баллов. в 1 строке Задание для 2 группы (2 уровень)  Введение в проблему. Выполняя задание, ты научишься составлять портрет героя.  Формулировка задания: Составь портрет  Маши Мироновой.  Запиши главные черты Маши  в соответствии с  моделью. На выполнение задания дается 15 минут.      Лицо                                                                                                                                                    Характер         Модельный ответ. фигура                    Внешний                                         Внутренний одежда                                      Что такое портрет?                                   Мысли, чувства                                 облик                                                   мир                                                                                                                        Поступки Манера держаться, речь                                                  авторская  оценка Информация, необходимая для решения данной задачи. Найти информацию о Маше Мироновой можно в тексте повести «Капитанская дочка» (гл.  3 «Крепость», гл. 5 «Любовь», гл.12 «Сирота», гл.14 «Суд») Форма предъявления результатов КОЗ. Маша Миронова «девушка лет                                                                                     благоразумная осьмнадцати…»                                                                                                      круглолицая                                                                                        решительная румяная                                                                                               сохраняет присутствие  с светло – русыми волосами                                                          духа  сначала кажется трусихой                                                              человек  сильной воли                                                                                              не побоялась встречи                                                                                               с  императрицей                                                                                              отстаивает свою любовь Вывод: Автор хотел сказать, что иногда внешность человека не соответствует внутренним качествам,   но   по   мере   знакомства   с   героиней,   мы   узнаем   её   с   другой   стороны.   Она способна бороться за свое счастье, за своего любимого человека. Оценивание: 1 балл Дан  полный  портрет  в  соответствии с  заданной  моделью 2 балла Портрет   составлен на  основе текста  повести.  Повесть –  источник  информации.  2 балла Сделан вывод  об отношении  автора к  героине в  соответствии с  вопросом. 1 балл Активно  работали все  участники  группы 1 балл Соблюдение  регламента Наивысший балл – 7. Оценка «5».  6 баллов ­  оценка «4». 4­5 баллов – оценка «3». Задание для 3 группы (3 уровень)   Формулировка задания: Составить развернутую характеристику Маши Мироновой. Сделать вывод, как меняется  характер Маши перед лицом жизненных испытаний. Записать тезисы, ваши наблюдения для последующего устного сообщения. На выполнение задания дается 15 минут.   Информация, необходимая для решения данной задачи. Найти информацию о Маше Мироновой можно в тексте повести «Капитанская дочка»  (гл.  3 «Крепость», гл. 5 «Любовь», гл.12 «Сирота», гл.14 «Суд») Статья Г.К.Бочарова  (Приложение 10) Форма предъявления результатов «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Если подумать, то она не была красавицей, но и небезобразна. Мы можем отметить, что героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Можно сказать, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Но нельзя судить по первому впечатлению, тем более что мнение о Маше вскоре у Гринева меняется. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», – читаем у Пушкина Читатель догадывается, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И только в 5 главе Пушкин называет нам открыто это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления остаются незамеченными, и для современных молодых людей они не понятны: ведь Машу и Гринева связывает только духовная связь. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а целомудренно дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью ради любимого. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья. После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Вот тут-то открывается нам твердость, решительность характера, непреклонность ее воли. Злодей Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество, так как добровольно Марья Ивановна не соглашалась. В ее сердце был и есть только один человек – это Гринев. И в дни испытаний, в дни утраты надежд на соединение с Петрушей и перед лицом опасности, а может быть, и самой смерти Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Перед нами уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Ей грозит смерть, но она ненавидит Швабрина. Кто бы мог подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, могла бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». Маша – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. И вот еще одно. Гринева забирают в тюрьму. И эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим нравственным долгом спасти Гринева. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия».  Теперь в этих хрупких руках судьба любимого, залог будущего счастья. И мы видим, что в этой девушке достало решительности, находчивости и ума, чтобы спасти Гринева, восстановить справедливость.  На протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.  Маша – человек сильной воли. Из   робкой,   бессловесной   “трусихи”   она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Оценивание: 1 балл Характеристика представлена в  форме связного  текста Наивысший балл – 7. Оценка «5».  6 баллов ­  оценка «4». 4­5 баллов – оценка «3». 2 балла Использованы  разные  источники  информации 1 балл Соблюдение  регламента 2 балла Сделан вывод  об изменении  характера  героини 1 балл Активно  работали все  участники  группы Приложение  Фрагменты статьи Г. К. Бочарова:              «Образ дочери коменданта Белогорской крепости играет большую роль в повести. Недаром произведение называется «Капитанская дочка». Жизнь Маши Мироновой тесно связана с жизнью Гринева.              В начале повести мы видим скромную, молчаливую и застенчивую девушку. Она выросла  в деревенской  глуши и  не получила  ни дворянского воспитания,  ни большого образования. Так же как и ее родители, Маша Миронова не понимает и не старается понять настоящего   значения   больших   событий,   которые   совершаются   вокруг   нее.   Восставшие крестьяне ей также кажутся злодеями и разбойниками.              Но,   читая   произведение,   мы   постепенно   обнаруживаем   в   Маше   Мироновой привлекательные черты. Она хорошо разбирается в людях. Мария Ивановна отказалась стать женой Швабрина, потому что увидела в нем негодяя. Она полюбила Гринева, так как сумела   оценить   его   искренность   и   честность.   Когда   родители   не   позволили   Гриневу жениться, капитанская дочка нашла в себе силы отказаться от любимого человека. Стойко переносит она смерть  родителей,  жестокость  и угрозы Швабрина.  Преданно и глубоко продолжает   Маша   любить   Гринева.   Но   вот   настало   время,   когда   любимый   человек оказался в опасности. Никто, кроме нее, не может помочь ему. И скромная, застенчивая Марья Ивановна превращается в смелую и решительную девушку. Она едет в Петербург, добивается свидания с царицей и спасает Гринева». Материал для мастер – класса Мотивация Для создания целостного образа главной героини, Маши Мироновой, мы  продолжим  учиться находить необходимую информацию и работать в группах. Где данные умения  могут пригодиться? (При работе в группах на других уроках, находить информацию в  Интернете, в различных источниках, выбирать из большого количества информации самое  главное, структурировать материал, вести диалог, выступать перед другими обучающимися и т.д.)  Задание для 1 группы  (1 уровень) Формулировка задания Создать СИНКВЕЙН о Маше Мироновой. На выполнение задания дается 15 минут.   Структура синквейна: Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное  или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими  характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора  синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово­резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два  слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Информация, необходимая для решения данной задачи. Найти информацию о Маше Мироновой можно в тексте повести «Капитанская дочка»  (гл.  3 «Крепость», гл. 5 «Любовь», гл.12 «Сирота», гл.14 «Суд») Форма предъявления результатов 1 группы                                             главная героиня                         скромная, благовоспитанная, решительная                                  борется, помогает, любит                   преодолела трудности, отстояла свою любовь.                                           сильная личность Оценивание: 1 балл Выдержана  структура  синквейна 1 балл Все части  взаимосвязаны 1 балл Вывод  соответствует  заявленной теме в 1 строке 1 балл Работали все  участники  группы 1 балл Соблюдение  регламента 0 баллов – показатель отсутствует. Наивысшая оценка – 5 баллов. Мотивация Для создания целостного образа главной героини, Маши Мироновой, мы  продолжим  учиться находить необходимую информацию и работать в группах. Где данные умения  могут пригодиться? (При работе в группах на других уроках, находить информацию в  Интернете, в различных источниках, выбирать из большого количества информации самое  главное, структурировать материал, вести диалог, выступать перед другими обучающимися и т.д.)  Задание для 2 группы (2 уровень)  Введение в проблему. Выполняя задание, ты научишься составлять портрет героя.  Формулировка задания: Составь портрет  Маши Мироновой.  Запиши главные черты Маши  в соответствии с  моделью. На выполнение задания дается 15 минут. Модельный ответ.      Лицо                                                                                                                                                    Характер         фигура                    Внешний                                         Внутренний одежда                                      Что такое портрет?                                   Мысли, чувства                                 облик                                                   мир                                                                                                                        Поступки Манера держаться, речь                                                  авторская  оценка Информация, необходимая для решения данной задачи. Найти информацию о Маше Мироновой можно в тексте повести «Капитанская дочка» (гл.  3 «Крепость», гл. 5 «Любовь», гл.12 «Сирота», гл.14 «Суд») Форма предъявления результатов 2 группы. Маша Миронова «девушка лет                                                                                     благоразумная осьмнадцати…»                                                                                                      круглолицая                                                                                        решительная румяная                                                                                               сохраняет присутствие  с светло – русыми волосами                                                          духа  сначала кажется трусихой                                                              человек  сильной воли                                                                                              не побоялась встречи                                                                                               с  императрицей                                                                                              отстаивает свою любовь Вывод: Автор хотел сказать, что иногда внешность человека не соответствует внутренним качествам,   но   по   мере   знакомства   с   героиней,   мы   узнаем   её   с   другой   стороны.   Она способна бороться за свое счастье, за своего любимого человека.   . Оценивание: 1 балл Дан  полный  портрет  в  соответствии с  заданной  моделью 1 балл Активно  работали все  участники  группы 1 балл Соблюдение  регламента 2 балла Портрет   составлен на  основе текста  повести.  Повесть –  источник  информации.  2 балла Сделан вывод  об отношении  автора к  героине в  соответствии с  вопросом. Наивысший балл – 7. Оценка «5».  6 баллов ­  оценка «4». 4­5 баллов – оценка «3». Мотивация Для создания целостного образа главной героини, Маши Мироновой, мы  продолжим учиться находить необходимую информацию и работать в группах. Где данные умения  могут пригодиться? (При работе в группах на других уроках, находить информацию в  Интернете, в различных источниках, выбирать из большого количества информации самое  главное, структурировать материал, вести диалог, выступать перед другими обучающимися и т.д.)  Задание для 3 группы (3 уровень)   Формулировка задания: Составить развернутую характеристику Маши Мироновой. Сделать вывод, как меняется  характер Маши перед лицом жизненных испытаний. Записать тезисы, ваши наблюдения для последующего устного сообщения. На выполнение задания дается 15 минут.   Информация, необходимая для решения данной задачи. Найти информацию о Маше Мироновой можно в тексте повести «Капитанская дочка»  (гл.  3 «Крепость», гл. 5 «Любовь», гл.12 «Сирота», гл.14 «Суд») Статья Г.К.Бочарова  (Приложение ) Форма предъявления результатов 3 группы «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Если подумать, то она не была красавицей, но и небезобразна. Мы можем отметить, что героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Можно сказать, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Но нельзя судить по первому впечатлению, тем более что мнение о Маше вскоре у Гринева меняется. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», – читаем у Пушкина Читатель догадывается, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И только в 5 главе Пушкин называет нам открыто это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления остаются незамеченными, и для современных молодых людей они не понятны: ведь Машу и Гринева связывает только духовная связь. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а целомудренно дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью ради любимого. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья. После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Вот тут-то открывается нам твердость, решительность характера, непреклонность ее воли. Злодей Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество, так как добровольно Марья Ивановна не соглашалась. В ее сердце был и есть только один человек – это Гринев. И в дни испытаний, в дни утраты надежд на соединение с Петрушей и перед лицом опасности, а может быть, и самой смерти Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Перед нами уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Ей грозит смерть, но она ненавидит Швабрина. Кто бы мог подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, могла бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». Маша – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. И вот еще одно. Гринева забирают в тюрьму. И эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим нравственным долгом спасти Гринева. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия».  Теперь в этих хрупких руках судьба любимого, залог будущего счастья. И мы видим, что в этой девушке достало решительности, находчивости и ума, чтобы спасти Гринева, восстановить справедливость.  На протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.  Маша – человек сильной воли. Из   робкой,   бессловесной   “трусихи”   она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Оценивание: 1 балл Характеристика представлена в  форме связного  текста Наивысший балл – 7. Оценка «5».  6 баллов ­  оценка «4». 4­5 баллов – оценка «3». 2 балла Использованы  разные  источники  информации 1 балл Соблюдение  регламента 2 балла Сделан вывод  об изменении  характера  героини 1 балл Активно  работали все  участники  группы Глава 3 «Крепость». … Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома. Инвалид  и Палашка накрывали стол. «Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился! — сказала комендантша. — Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?» Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло­русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.   Я   смотрел   на   нее   с   предубеждением:   Швабрин   описал   мне   Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. Марья Ивановна села в угол и стала шить. Между   тем   подали   щи.   Василиса   Егоровна,   не   видя   мужа,   вторично   послала   за   ним Палашку. «Скажи барину: гости­де, ждут, щи простынут; слава богу, ученье не уйдет; успеет накричаться». Капитан вскоре явился, сопровождаемый кривым старичком. «Что это,  мой   батюшка?   —  сказала   ему  жена.  —  Кушанье  давным­давно  подано,  а   тебя  не дозовешься». — «А слышь ты, Василиса Егоровна, — отвечал Иван Кузмич, — я был занят службой: солдатушек учил». — «И, полно! — возразила капитанша. — Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше. Дорогие гости, милости просим за стол».                  Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли! — сказала она, — ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего­то душ одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор…. Глава 5 «Любовь». Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский   голос   ее   меня   приветствовал.   Не   могу   выразить   сладостного   чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее... и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. «Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моею женою, согласись на мое счастие». Она опомнилась. «Ради бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы еще в опасности: рана может открыться.  Поберегите   себя  хоть  для  меня».  С  этим  словом  она  ушла,  оставя   меня  в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование.                                    С той поры мне час от часу становилось лучше. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было, и, слава богу, не умничал. Молодость и природа   ускорили   мое   выздоровление.   Все   семейство   коменданта   за   мною   ухаживало. Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за   прерванное   объяснение,   и   Марья   Ивановна   выслушала   меня   терпеливее.   Она   безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно,   рады   будут   ее   счастию.   «Но   подумай   хорошенько,   —   прибавила   она,   —   со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»            Я задумался. В нежности матушкиной я не сомневался, но, зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет на нее смотреть как на блажь молодого человека. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился,   однако,   писать   к   батюшке   как   можно   красноречивее,   прося   родительского благословения. Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви. Со   Швабриным   я   помирился   в   первые   дни   моего   выздоровления.   Иван   Кузмич, выговаривая мне за поединок, сказал мне: «Эх, Петр Андреич! надлежало бы мне посадить тебя под арест, да ты уж и без того наказан. А Алексей Иваныч у меня таки сидит в хлебном магазине под караулом, и шпага его под замком у Василисы Егоровны. Пускай он себе надумается да раскается». Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное.   Я   стал   просить   за   Швабрина,   и   добрый   комендант,   с   согласия   своей супруги, решился его освободить. Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил  меня забыть о прошедшем. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете  его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.              Вскоре я выздоровел и мог перебраться на мою квартиру. С нетерпением ожидал я ответа   на   посланное   письмо,   не   смея   надеяться   и   стараясь   заглушить   печальные предчувствия. С Василисой Егоровной и с ее мужем я еще не объяснялся; но предложение мое не должно было их удивить. Ни я, ни Марья Ивановна не старались скрывать от них свои чувства, и мы заранее были уж уверены в их согласии.              Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо. Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему­то важному,   ибо   обыкновенно   письма   писала   ко   мне   матушка,   а   он   в   конце   приписывал несколько строк. Долго не распечатывал я пакета и перечитывал торжественную надпись: «Сыну   моему   Петру   Андреевичу   Гриневу,   в   Оренбургскую   губернию,   в   Белогорскую крепость». Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо; наконец решился его распечатать и с первых строк увидел, что все дело пошло к черту. Содержание письма было следующее:              «Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15­го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами,   каков   ты   сам.   Немедленно   буду   писать   к   Андрею   Карловичу,   прося   его перевести   тебя   из   Белогорской   крепости   куда­нибудь   подальше,   где   бы   дурь   у   тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и  теперь  лежит.  Что из   тебя будет?  Молю  бога,  чтоб  ты исправился,   хоть и  не  смею надеяться на его великую милость, Отец твой А. Г.»              Чтение сего письма возбудило во мне разные чувствования. Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня. Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым.                Мысль о переведении моем из Белогорской крепости меня ужасала; но всего более огорчило меня известие о болезни матери. Я негодовал на Савельича, не сомневаясь, что поединок мой стал известен родителям через него. Шагая взад и вперед по тесной моей комнате,   я   остановился   перед   ним   и   сказал,   взглянув   на   него   грозно:   «Видно   тебе   не довольно, что я, благодаря тебя, ранен и целый месяц был на краю гроба: ты и мать мою хочешь уморить». Савельич был поражен как громом. «Помилуй, сударь, — сказал он, чуть не зарыдав, — что это изводишь говорить? Я причина, что ты был ранен! Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость проклятая помешала. Да что ж я сделал матушке­то твоей?» — «Что ты сделал? — отвечал я. — Кто просил тебя писать на меня доносы? разве ты приставлен ко мне в шпионы?» — «Я? писал на тебя доносы?   —   отвечал   Савельич   со   слезами.   —   Господи   царю   небесный!   Так   изволь­ка прочитать, что пишет ко мне барин: увидишь, как я доносил на тебя». Тут он вынул из кармана письмо, и я прочел следующее: «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне   моем   Петре   Андреевиче   и   что   посторонние   принуждены   уведомлять   меня   о   его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».               Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. Я просил у него прощения; но старик был неутешен. «Вот до чего я дожил, — повторял он, — вот каких милостей дослужился от своих господ! Я и старый пес,   и   свинопас,   да   я   ж   и   причина   твоей   раны?   Нет,   батюшка   Петр   Андреич!   не   я, проклятый   мусье   всему   виноват:   он   научил   тебя   тыкаться   железными   вертелами   да притопывать, как будто тыканием да топанием убережешься от злого человека! Нужно было нанимать мусье да тратить лишние деньги!»               Но кто же брал на себя труд уведомить отца моего о моем поведении? Генерал? Но он,   казалось,   обо   мне   не   слишком   заботился;   а   Иван   Кузмич   не   почел   за   нужное рапортовать о моем поединке. Я терялся в догадках. Подозрения мои остановились на Швабрине. Он один имел выгоду в доносе, коего следствием могло быть удаление мое из крепости   и   разрыв   с   комендантским   семейством.   Я   пошел   объявить   обо   всем   Марье Ивановне. Она встретила меня на крыльце. «Что это с вами сделалось? — сказала она, увидев меня. — Как вы бледны!» — «Все кончено!» — отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно, мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...» — «Этому не бывать! — вскричал я, схватив ее за руку, — ты меня любишь; я готов на все. Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям;   они   люди   простые,   не   жестокосердые   гордецы...   Они   нас   благословят;   мы обвенчаемся... а там, со временем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас; он меня простит...» — «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих...» Тут она заплакала и ушла от меня; я хотел было войти за нею в комнату,  но  чувствовал,  что  был  не  в состоянии   владеть  самим   собою, и  воротился домой. Глава 12. «Сирота». В самую эту минуту дверь отворилась, и Марья Ивановна пошла с улыбкою на бледном лице. Она оставила свое крестьянское платье и одета была по­прежнему просто и мило.                Я схватил ее руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца. Хозяева наши почувствовали, что нам было не до них, и оставили нас. Мы остались одни. Все было забыто. Мы говорили и не могли наговориться. Марья Ивановна рассказала мне все, что с нею ни случилось с самого взятия крепости; описала мне весь ужас   ее   положения,   все   испытания,   которым   подвергал   ее   гнусный   Швабрин.   Мы вспомнили и прежнее счастливое время... Оба мы плакали... Наконец я стал объяснять ей мои   предположения.   Оставаться   ей   в   крепости,   подвластной   Пугачеву   и   управляемой Швабриным, было невозможно. Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады. У ней не было на свете ни одного родного человека. Я предложил ей ехать в деревню к моим родителям. Она сначала колебалась: известное ей неблагорасположение отца моего ее пугало. Я ее успокоил. Я знал, что отец почтет за счастие и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество. «Милая Марья Ивановна! — сказал я наконец. — Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили   нас   неразрывно:   ничто   на   свете   не   может   нас   разлучить».   Марья   Ивановна выслушала  меня просто, без  притворной застенчивости,  без затейливых  отговорок. Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей. Я ей и не противуречил. Мы поцеловались горячо, искренно — и таким образом все было между нами решено. Глава 14 «Суд» …                    Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать  бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала,  чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.                    Слух о моем аресте поразил все мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить,   чтобы   я   мог   быть   замешан   в   гнусном   бунте,   коего   цель   была   ниспровержение престола   и   истребление   дворянского   рода.   Он   строго   допросил   Савельича.   Дядька   не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева и что­де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию. …           Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало.   Чрез   несколько   минут   карета   остановилась   у   дворца.   Марья   Ивановна   с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд   пустых   великолепных   комнат;   камер­лакей   указывал   дорогу.   Наконец,   подошед   к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил ее одну.                Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла   держаться   на   ногах.   Через   минуту   двери   отворились,   и   она   вошла   в   уборную государыни.               Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».                        Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».               Обласкав бедную сироту, государыня ее отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая ее возвращения, осыпала ее вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое­как. Анна Власьевна хотя и была недовольна   ее   беспамятством,   но   приписала   оное   провинциальной   застенчивости   и извинила великодушно. В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню... Маатериалы   по   компетентностно   —   ориентированным   заданиям     по       каждому   уроку разработаны автором  методичесой разработки (обращаться  к автору)

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс

Методическая разработка к урокам литературы при изучении "Капитанской дочки" А.С.Пушкина 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018