Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)
Оценка 5

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
русский язык
6 кл
31.01.2017
Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)
Данная разработка нацелена на то, чтобы дать учащимся представление о разновидностях письма, от древности до современности; рассмотреть письмо как текст со всеми его структурными и смысловыми особенностями. Подобные уроки необходимы, чтобы привлечь внимание обучающихся к грамотному написанию писем в свете того, что письменная речь все больше вытесняет устную.
Методическая разработка внеклассного мероприятия Лучший урок письма в 6 классе.rtf
Методическая разработка  внеклассного мероприятия  «Лучший урок письма» в 6 классе Разработала: Учитель русского языка  и литературы  МОУ гимназии №1 Лушникова  Юлия Сергеевна г. Миллерово Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Лучший урок письма» в 6 классе Тема: «Напишите письмецо…» Цели: 1. Дать учащимся элементарное представление  о письме как тексте,  его разновидностях, структуре; учить выделять смысловые части, соблюдать  смысловое единство. Познакомить с историей писем, с их значением в  постижении жизни. 2. Развивать умение четко и связно излагать свои мысли, передавать чувства;  развивать орфографическую и пунктуационную зоркость. 3. Воспитывать доброжелательность, приветливость, аккуратность; активную  социальную позицию ученика, патриотизм, отзывчивость. Тип урока: развитие речи Эпиграф: «Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек  души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу –  ждущую и мятущуюся…»                   Н.Тэффи Методы обучения: объяснительно­иллюстративный, проблемный,  тренинговый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,  коллективная, индивидуальная. Средства обучения: проектор, экран; конверты, чистые листы писчей бумаги, раздаточные материалы; сумка и фуражка почтальона. План урока: 1. Организационный момент 2. Вводное слово учителя (рассказ учителя об истории писем, роли письма в  современном обществе, слайдовая презентация) 3 «Письмо – это текст». (Работа с письмом как с текстом, обладающим  своими особенностями, структурой, синтаксическими конструкциями). 4. «Зачем пишут письма…» (Выявление роли письма в жизни человека и  общества в целом на примере письма из рассказа В.Разумневича «Письма без  марок» 5. Домашнее задание 6. Подведение итогов урока 7. Рефлексия Ход урока: 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычный урок. Мы будем  учиться писать письма. Это может показаться делом простым, однако,  ежедневно пользуясь электронной почтой, переписываясь СМС­сообщениями, перезваниваясь по телефону, мы забыли (а может, и не знали) какими  теплыми, добрыми, настоящими могут быть простые письма. 2. Ты начинаешь читать – «Здравствуй, Митя», в конце находишь подпись –  «Коля» и сразу понимаешь, что перед тобой письмо от твоего друга, с  которым ты переписываешься, потому что он живет далеко. Люди пишут  разные письма: своим родным, коллегам, министрам, писателям, художникам,  поздравительные письма и письма в газету. И далеко не всегда написать  хорошее письмо та уж просто Как же возникло письмо? Происхождение письма было вызвано  необходимостью обмениваться информацией. 1. Узелковое письмо считается одним из древнейших способов тайнописи.  Этот вид посланий представлял из себя веревку с последовательно  завязанными на ней узлами. Чаще всего комбинации узлов соответствовали не  буквам и слогам, а целым понятиям. Например, два узла вместе означали  слово «ДА», три узла – «НЕТ», четыре узла – «Опасность» и т.д.  2. Берестяные грамоты – письма, записки, документы 11­15 веков,  написанные на внутренней стороне березовой коры (бересте). Возможность  использования коры бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Американские индейцы долины реки Коннектикут,  например, называли росшие в их землях деревья «бумажными березами». 3. Пергамент имел целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Он был  чрезвычайно прочен, долговечен, надпись можно было стирать и наносить  повторно, лист пергамента можно было свернуть вдвое и вчетверо, скатать в  свиток. Недостаток его заключался в трудоемкости производства, что  приводило к его непомерной дороговизне. 4. Глиняная табличка – древнейший письменный документ,  просуществовавший почти без изменений тысячелетие. Они возникли там, где  появилась первая письменность – в Египте и Мессопотамии. Они  представляли собой дощечки со слоем влажной глины, на которую наносили  заостренными палочками письмена. Эти таблички обжигали, и надписи не  разрушались со временем. 5. Рисуночное письмо – самый древний способ написания писем. Если нужно  было написать «тигр», то люди рисовали тигра, надо было написать «охота»,  рисовали охотника и зверя. На стенах пещер, где жили древние люди, было  найдено много таких посланий. Однако и в повседневной жизни современного  человека можно встретить рисуночное письмо: на вывесках магазинов,  дорожных знаках, рекламе и др.  В наше время, чтобы написать письмо другому человеку, достаточно взять  лист бумаги и ручку. И вот ты уже спешишь поделиться с человеком своими  радостями, тревогами, спрашиваешь совета или приглашаешь в гости.  На разных видах транспорта перевозятся письма в поисках своих адресатов.  Но как оказываются вместе те письма, которые нужно доставить в одно и то  же место?  Из почтового ящика письма отвозят на почту, где их сортируют, т.е. собирают в большие мешки те, которые нужно доставить в определенное место страны.  Ускорить эту работу помогают специальные машины­сортировщики. Они  считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в  левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры  обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Интересный факт! Первые письма в космос доставили на борт космического корабля «Союз­4» летчики­космонавты СССР Евгений Хрунов и Алексей  Елисеев на космическом корабле «Союз­5» Министерство связи СССР  выпустило к этому полету специальный конверт. Место и время получения  письма отметил космонавт В.Шаталов: «Борт корабля «Союз­4» ­ 16.1.69.  Сейчас конверт находится на выставке в Центральном музее связи имени  А.С.Попова в Петербурге. Поиграем в почту. Представь, что ты посылаешь из другого города письмо  домой. Возьми настоящий конверт и подпиши его. (Выбирается один почтальон – он же ведущий, для которого заранее  приготовлены форменная фуражка и сумка. У каждого на парте два конверта  (один запасной), на котором он должен написать свой домашний адрес  (получатель – кто­нибудь из родных) и обратный адрес.) Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее подпишет конверт. 3. Письмо – это текст, и, как любой связный текст, его нужно сочинять по  определенным правилам. Перед вами два текста. Определите, в чем их сходства и различия? Какой из  этих текстов является письмом? В этом году у меня были необычные  каникулы. Я летом много путешествовала. Мы с мамой  ездили на экскурсию в Петербург, а потом в  Пушкинский заповедник. Везде было очень  интересно.  Особенно запомнились комнаты  поэта и домик его няни. Я многое узнала этим летом и хорошо отдохнула. Дорогая тетя Лида! Большое спасибо за письмо. Отвечаю на твой  вопрос. Летом я отдыхала  с мамой в  Петербурге и в Пушкинском заповеднике.  Мне очень везде понравилось. Как ты отдохнула на юге? Тетя Лида, большой привет тебе от бабушки и мамы. Приезжай к нам в гости. Целую, Оля. 20 сентября 2013года. 1. Сходства: оба текста связные, раскрывают одну и ту же тему, относятся к  одному типу речи – повествованию. 2. Различие состоит в том, что второй текст содержит в себе обращение к  человеку (адресату), что характерно для письма. Вспомните, как на письме выделяются обращения, и посмотрите,  соответствует ли этим нормам употребление их во втором тексте.  Это интересно! К взрослым или малознакомым людям часто обращаются со  словами уважаемый, дорогой: «Уважаемая Мария Алексеевна!»; «Дорогой  Станислав!» К людям близким – родителям, родственникам, друзьям,  подругам, к любимому учителю естественно начинать обращение со слов родной, любимый, милый, дорогой: «Дорогой папа»; «Милая моя подруга»;  «Родная сестренка». В зависимости от того, кому и для чего написано письмо, оно завершается словами прощания и выражением отношения: «До  свидания…»; «До скорой встречи…»; «Целую…»; «Жму руку...»; «С  уважением…»; «С дружеским приветом…» Перед вами на партах лежит письмо. Прочтите его и ответьте на мои вопросы: Кому оно написано? О чем просит автор письма? Сколько раз повторяется  обращение? Уместно ли это? Что вы скажете о концовке письма? Что  показалось вам  в письме смешным? Почему? « Здравствуйте, милые друзья! Я к вам с просьбой. Очень прошу сообщить. Милые друзья!  Уже с прошлого года я занимаюсь пчеловодством и стараюсь развести пчел в коробке.  Только сколько я ни стараюсь, ничего у меня не выходит. Пчелы не хотят у меня жить  и  улетают от меня. Я кладу им в коробку и меду и сахару, но они поедят меду и улетают из  коробки. А вчера я поймал в саду десять пчел, а сегодня они удрали от меня А у меня  мечта – накопить пчел побольше, чтобы, когда я подрасту, можно было устроить улей или  хотя бы два, потому что я решил стать пасечником. Сообщите мне, милые друзья, как вы  делаете, чтобы пчелы не улетали от вас, а то я еще маленький и, может быть, делаю что не  так. И еще сообщите, милые друзья, кусают ли вас пчелы. Меня они часто кусают, но я  терплю, как на войне раненые бойцы терпят. До свидания, милые друзья. Писал Митя Ромашкин. Жду ответа, как соловей лета!» Письмо нельзя назвать образцом, так как оно содержит в себе такие ошибки  как:  1. Не определен адресат. 2. Информация в письме изложена непоследовательно. 3. Использование неуместных повторов. 4. Наличие речевых и грамматических ошибок. 5. Недопустимая для письма концовка. В письмах люди не только что­то сообщают друг другу, но и договариваются  о делах, помогают друг другу советами. Рассмотрите таблицу. Дополните ее своими примерами. Возможные части текста письма Обращение Примеры Мои дорогие мама и папа Письмо родным и близким Начальная фраза о состоянии переписки Получила твое письмо… Давно не было письма… Получила Ваше письмо, сразу не ответила,  потому что… Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях Вопросы адресату Благодарности Просьба писать письма Передача привета Прощание Концовка и подпись Дата и место написания, если их нет в начале  письма Опишу Вам, как идет жизнь в лагере (дома  или в школе)… Я хочу рассказать Вам… У нас много новостей, расскажу обо всем по  порядку… Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Что нового? Спасибо за внимание… Спасибо за то, что положили мне теплые  вещи… Я прошу Вас(тебя) писать мне… Жду ответа. Передайте большой привет… До свидания… До скорой встречи… Крепко целую… Любящий (ая) Вас… 15 июля 2013 года Миллерово 4.  Нам осталось ответить еще на один, последний вопрос: «Зачем же пишут  письма?» Я надеюсь, вы сможете ответить на него, послушав письмо из книги  В Разумневича « Письма без марок». (Чтение учителем) «Дорогая бабушка! Сегодня мы читали с папой дедушкины письма. Они старенькие­ престаренькие, без конвертов и марок – сложены треугольником. Дедушка в письмах называет папу Вовой. Это потому что папа тогда был  маленьким, его даже на войну не пустили. Летом мы с папой поедем туда, где воевал дедушка, откуда он присылал  свои письма. Мы найдем могилу дедушки и положим на нее цветы. Я теперь всю зиму буду ждать лета. Очень хочу туда, где была война и где был дедушка. Летом Наташа вместе с папой поехала в Подмосковье, туда, где во время  Великой Отечественной войны в боях сражался ее дедушка. Там папа достал  один из треугольничков и прочитал:  Целую тебя сто раз. Твоя Наташа.» «…Нахожусь в настоящее время недалеко от Москвы, там, где наши  предки громили Наполеона, а теперь мы бьем Гитлера. Наши бойцы своей  грудью прикрывают любимую столицу, стоят твердо и неприступно,  надежнее любой крепости. Гитлеровцы здесь не пройдут. Мы разобьем  озверелого врага – жить вам весело и счастливо!» А теперь ответьте на наш главный вопрос: зачем люди пишут письма?  (Предполагаемые ответы: «чтобы не терять связь друг с другом», «чтобы  поддерживать друг друга и давать советы», «чтобы делиться эмоциями и  чувствами», «чтобы оставить о себе память» и др.) 5. Этот год, ребята,  знаменателен для нашей страны тем, что 75 лет назад во  время Великой Отечественной войны советские войска прорвали блокаду  Ленинграда, одержали победу в таких великих сражениях как Курская и  Сталинградская битвы. С этим будет связано ваше домашнее задание. Придя  домой, возьмите чистый лист бумаги и, представив себя советским воином  или простым мирным жителем, напишите  письмо Победы, адресуя его своим  же сверстникам.

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)

Методическая разработка "Лучший урок письма" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017