Маршрутный лист урока«Капиллярные явления в физике и биологии»..doc
Маршрутный лист ученика
Фамилия, имя:
Тема урока:
Задание №1. Сформулируй и запиши вопросы, что ты не знаешь о капиллярных
явлениях, и что тебе хотелось бы узнать.
Капиллярные явления
?
?
?
?
?
Задание №2. Внимательно прочитай статью «Капиллярные явления» и ответь на
вопрос: от чего зависит высота подъёма жидкости в капилляре?
Явления смачивания и несмачивания жидкостями поверхностей влияет на поведение жидкостей в
капиллярных трубках.
Возьмем капиллярные трубки различного сечения и опустим их сначала в воду, которая смачивает
стекло, а затем в ртуть, которая его не смачивает. Вода в капиллярной трубке поднимется (рис. 20, а),
а ртуть опустится (рис. 20, б); при этом высота подъема смачивающей жидкости и опускания
несмачивающей тем больше, чем меньше радиус трубки. Погрузим одну из капиллярных трубок с
одинаковыми радиусами в воду, другую в керосин. Видим, что вода поднялась выше, чем керосин.
Рис. 20. Жидкости в капиллярах
Мы знаем, что под действием сил поверхностного натяжения поверхность жидкости стремится
сократиться. Вследствие этого поверхность вогнутого мениска стремится выпрямиться и сделаться
плоской (рис. 20, в). При этом она тянет за собой частицы жидкости, лежащие под ней, и жидкость
поднимается по капилляру вверх. Но поверхность жидкости в узкой трубке плоской оставаться не
может, она должна иметь форму вогнутого мениска. Как только в новом положении данная
поверхность примет форму мениска, она снова будет стремиться сократиться и т. д. В результате
действия этих двух причин смачивающая жидкость и поднимается по капилляру. Поднятие
прекратится, когда сила тяжести Ртяж поднятого столба жидкости, которая тянет поверхность вниз,
уравновесит равнодействующую силу F сил поверхностного натяжения, изображенных маленькими
векторами и направленных касательно к каждой точке поверхности. Высота подъема жидкости
определяется по формуле: σ
– коэффициент поверхностного натяжения, плотность
Здесь h высота столба жидкости в трубке,
жидкости, r радиус трубки, g – ускорение свободного падения.
В случае несмачивающей жидкости последняя, стремясь сократить свою поверхность, будет
опускаться вниз, выталкивая жидкость из капилляра. Выведенная формула применима и для
несмачивающей жидкости. В этом случае h высота опускания жидкости в капилляре.
Высота поднятия в капиллярах смачивающей жидкости и опускания несмачивающей обратно
пропорциональна радиусу капилляра и плотности жидкости.
ρ
Задание №3. Поработайте в парах и закончите составление схемыкластера о
капиллярных явлениях:
применение
Капиллярные
явления
Смачивание и
несмачивание
поверхностей
жидкостью
Высота столба
жидкости в капилляре
жидкости в капилляре
жидкости в капилляре
жидкости в капилляре
жидкости в капилляре
жидкости в капилляре
Высота столба
Высота столба
Высота столба
Высота столба
Высота столба
Высота столба
жидкости в
капилляре
Задание
№4.
Сегодня я узнал ……
Я понял, что…..
Меня удивило…….
Урок дал мне для
жизни……..
Рефлексия. Закончите предложения, оценив значимость знаний, полученных на уроке
Высота столба
Высота столба
лично для себя. Заполните таблицу.
жидкости в капилляре
жидкости в капилляре
Методическая разработка метапредметного урока "Капиллярные явления в физике и биологии" 6 класс
Методическая разработка метапредметного урока "Капиллярные явления в физике и биологии" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.