Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)
Оценка 5

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Оценка 5
Исследовательские работы +2
docx
биология
8 кл
25.07.2018
Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)
В данной методической работе на тему :"Межпредметные связи на уроках биологии" составленной мной дается рациональное описание процесса урока биологии с учетом межпредметных связей биологии, химии и физики. Анализ и интерпретация данной методики доказывает, что обучение с использованием интегрированного подхода эффективнее, чем обучение на основе традиционного подхода и т.п.
1 Методическая разработка на тему Межпредметные связи на уроках биологии.docx
1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ……………………………………………………………. ..стр.2 2. Методическое обоснование темы……………………………………стр.3 ­ 4 3.   Методические рекомендации …………………………. ……………стр.5 4.   Основная часть ………………………………………………………  стр.6­17.                       5.    Заключение……………………………………………………………стр.18 6.   Список используемой литературы…………………………………...стр.19        Цель данного пособия – раскрыть различные методические приемы межпредметной связи на примере «Человек и его здоровье Введение Предлагаемую работу лучше, думаю, начать с ответа на вопрос: «Что такое межпредметные связи?» Для этого воспользуюсь высказываниями мыслителей и ученых. Ибо точнее и более объемлюще сказать вряд ли возможно   «Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах»  Проблема межпредметных связей всеобъемлюща и нескончаема.  И. Д. Зверев пишет: «Знания и умения учащихся, обобщающие учебный материал различных предметов с позиций основополагающих идей, философских категорий, общенаучных теорий и понятий и сформированные на основе межпредметных связей, мы называем межпредметными». «Межпредметные связи, —­определяет Г. Ф. Федорец, — есть педагогическая категория для обозначения   синтезирующих,   интегративных   отношений   между   объектами,   явлениями   и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно­воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве»   Итак,   межпредметность   —   это   связь   между   предметами,   находящимися   в   состоянии   или создания   формирующихся   (прямая   связь)   или   развития   сформированных   (обратная   связь) понятий, сведений, умений и ­навыков. Использование   межпредметных   связей   в   учебном   процессе   школы   предполагает     активную творческую работу самого учителя, который должен уметь найти  разнопредметное содержание учебного   материала,   предложить   разные   виды   анализа,   наглядное   изображение   показывает взаимоотношения связующих понятий, сведений, умений, навыков, без чего осуществлять связи их немыслимо, обучить учащихся  способам  межпредметного переноса знаний и умений, чтобы они могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и ту деятельность, которую они осуществляли  по установлению межпредметных связей . Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей; они   быстро   идут   вперед,   усваивают   много   различных   сведений,   которые   они   никогда   не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают   лучшее   понимание   учащимися   изучаемого   материала   для   примера   взят   курс «Человек и его здоровье». Для него же дана и подборка связей. Но описываемый опыт работы с межпредметными   и   внутрипредметными   связями,   можно   применять   в   преподавании   всех других учебных дисциплин. 2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ Межпредметные связи — одна из актуальнейших проблем современной теории обучения. Ее сущность раскрыл и путь к ее решению указал еще В. И. Ленин. «Чтобы действительно знать предмет,   надо   охватить,   изучить   все   его   стороны,   все   связи   и   «опосредствования».   Это означает, что учебный предмет надо изучать только в связи с другими учебными дисциплинами, что и называется межпредметной связью". В каждом учебном предмете есть теории, идеи и понятия, общие для многих и даже для всех учебных  дисциплин. Например, в школьном курсе биологии основным, специальным является   учение   английского   биолога   Ч.   Р.   Дарвина   об   эволюции.   Оно   пронизывает ботанику, зоологию — все дисциплины биологического цикла. В химии—это установление зависимости свойств химических элементов и соединений от их строения. Имеются они и во всех других школьных учебных дисциплинах. Межпредметные   связи   биологии   правильно,   в   основном,   образованные,   перестраивают качественно не только содержание, но и методы, и формы работы. Возрастает вместе с тем и мировоззренческое   значение   знаний   и   происходит   рост   познавательных   возможностей учащихся.   Используется   классификация   закономерностей   развития   понятий,   сведений, умений, навыков, которая вскрывает связи между ними, способствует  осуществлению их в учебно­педагогическом процессе. Итак, овладение основными идеями наук, изложенными в учебных дисциплинах, возможно изучением этих узлов на основе межпредметных связей. Напоминанием, не случайных и не слишком   расширенных   и   не   заранее   ограниченных,   а   объективно   необходимых   для раскрытия основных положений параграфа,   темы,  курса.   Отсюда,   становятся   понятными связи   вопросов   дисциплин,   группы   дисциплин,   разных   групп   дисциплин.  При   этом   для учителя   и   учеников   вовсе   не   имеет   значения   откуда   получены   знания.   Важно,   что   они получены и помогают глубокому и осмысленному приобретению понятий, сведений, умений и навыков. Количество   знаний,   заимствованный:   из   других   дисциплин,  называется   межпредметной емкостью.   Она   определяется   качественным   показателем,   то   есть   оптимальностью   и эффективностью в учебном процессе. Знания,   заимствованные   из   других   предметов,   служат   или  созданием   основы   для формирования внутрипредметных законов, теорий, понятий, методов (прямая связь), или углублением,   обобщением   и   систематизацией   имеющихся   знаний   (обратная   связь),   или созданием   межпредметных   «стыковых»   знаний.   Они   действенны   в   познавательном   и воспитательном   значении.   Межпредметные   связи   являются   многосторонними   и равноправными. Межпредметные   связи,   правильно   организованные   учителями,   ведут   к   качественной перестройке   не   только   содержания,  но   и   методов,   и   форм   работы.   Возрастает мировоззренческое  значение   знаний   и   происходит   рост   познавательных   возможностей учащихся. Опытные   учителя   умело   формируют   у   учащихся   биологические   понятия   на   базе   ранее полученных   ими   знаний   из   естествоведческих   наук.   Так,   например,   ботанику   и   зоологию, последовательно   увязывают   с   курсом   физической   географии.  Это   позволяет   заложить основы понятий о внешней среде и организме, о фитоценозах, зооценозах, биогеоценозах. В курсе «Человек и его здоровье», например, реализуются потенциальные возможности связей с химией и физикой, математикой и  черчением, историей, географией и астрономией для формирования   понятий   о   внутренней   среде   организма,   газообмене   в  легких   и   тканях, водном   и   солевом   обменах,   образовании   белков   в   клетках,   распаде   и   окислении 3 органических веществ, об общем обмене веществ и энергии в организме, о физиологиче­ ских закономерностях нервный процессов, физико­биологических свойств органов чувств и других. Использование знаний из перечисленных выше и других дисциплин при изучении анатомии, физиологии и гигиены, которые, разумеется, составляют новый курс, повышает значимость предмета, делает его более научным, а сам процесс изучений —• доступным и занимательным. Классификация   межпредметных   связей   по   содержанию   учебных   предметов   вокруг основных   идей   и   изучение   этого   содержания   способствует   повышению   научности   и доступности.   Она,   эта   классификация,   обеспечивает   органическое   единство   достижения целей   при   изучении   каждого   учебного   предмета,   объединяет   всю   систему   обучения   и воспитания   в   единое   целое.   При  этом   происходит       всестороннее   сотрудничество   и координация  деятельности   учителей,   формируется   целостный   педагогический  процесс, устанавливается     единство     требований       учителей, их  творческое содружество. Все это обеспечивает   решение   многообразных   вопросов       обучения   и   воспитания,     позволяет снизить  субъективный     подход     в     учебном     процессе,     сосредоточить     внимание   на установление связей  с   производством,  с   практикой  коммунистического  строительства, углубить  познания,   расширить   творческую   инициативу  учащихся,   формировать   много­ сторонние       познавательные       интересы,         решать         мировоззренческие     проблемы     и современные     вопросы     знаниями       различных  предметов   в   связи   с   жизнью.   Они   же допускают большую гибкость в выборе форм, методов     и приемов     и в использовании технических и других средств обучения. 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Межпредметные связи — одна из актуальнейших проблем  современной теории обучения и воспитания. Они возникли в  связи с необходимостью повышения эффективности педагоги­ ческого процесса по всем учебным дисциплинам средней школы. Объединяют биологию с естественно­научными и другими учебными дисциплинам.» в единый комплекс. Необходимость   межпредметных   связей   биологии   с   другими дисциплинами доказывается тем, что сама методика преподавания ее тесно связана с другими учебными предметами и науками   и   требует,   чтобы   учитель   школьных   биологических  дисциплин   имел   большую эрудицию. В   наше   время   политехнического   обучения   и   профориентации  учитель   должен   быть всесторонне   развитым   теоретически,   чтобы   правильно   научно   понимать   и   объяснять явления   природы,  и   практически   —   чтоб   показать   ученику,   как   узнавать   и   определять растения   и   животных,   как   гербаризировать   и   препарировать,   как   поставить   школьный  и лабораторный   производственный   эксперимент,   наблюдать   в   природе,  уметь   правильно   трудовое   и   экологическое   воспитание, осуществлять   политехническое   обучение, профориентацию,   создать   в   соответствии   с   требованиями   на   предприятиях   любого производства необходимые санитарно­гигиенические условия, организовать службу техники безопасности, охрану труда .и т. п. Наука   биология   является   основой   агрономии,   зоотехники,  медицины.   Школьная   биология отражает эту связь через элементы политехнического обучения и связи с жизнью. Школь­ ные   курсы   ботаники,   зоологии,   анатомии,   физиологии   и   гигиены   человека   и   общей биологии   связаны   и   с   гигиеническими   и  с медицинскими знаниями. Поскольку методика преподавания  определяется   не   только   спецификой   содержания,   но   и   возрастными особенностями детей, то она связана с детской физиологией и психологией, опирается на них. Как содержание учебного материала, так и методы преподавания его систематиче­ ски усложняются из класса в класс по мере роста и развития детей. Без этого обучение или непосильно   трудно   или   слишком  легко,   всегда   будет   не   соответствовать   умственным   и психическим возможностям учащихся. Знания   детской   психологии   и   учет   возрастных   особенностей   детей   обязывает   учителя использовать на одном и том же  уроке различные методы, видоизменяя одни виды учебной деятельности учащихся другими. Методика   преподавания   биологии   —   наука   педагогическая,  так   как   она   связана   с педагогикой.   Эта   связь   осуществляется  по   линии   дидактики   в   ее   общих   для   всех предметов принципах и по линии воспитания. Методика биологии рассматривает преподавание как единый процесс обучения и воспитания, осуществляемый школьными дисциплинами, как целостную систему их содержания с формами, приемами преподавания, как систему связей между дисциплинами, или межпредметную связь. Только такая система учебно­воспитательного  процесса  постепенно развивает у учащихся биологические понятия, мышление, мировоззрение, умения и навыки. Связи   методики   преподавания   биологии   с   другими   школьными   дисциплинами,  уже предполагает необходимость межпредметных связей всех наук, учебных дисциплин и их методик.  Только   поняв   эту   связь,   можно   осознать   необходимость   и   сущность 5 межпредметных   связей   школьной   дисциплины   биологии  с   другими   учебными дисциплинами. Основная часть Межпредметные связи по темам и урокам (выборочно) 1. ТЕМА. «ОПОРНО­ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА». В этой теме воспитывается у учащихся научно­материалистическое мировоззрение изучением сходства и различия опорно­двигательных систем человека, и животных. Для этого вспомним соответствующий   материал   из   зоологии   7   класса.   Легче   формируются   понятия   о взаимодействии легкости и прочности костей человека в связи с известными сведениями о строении и свойствах стеблей у растений (связь с ботаникой), о приспособленности скелета птиц   к   полету   (связь   с   зоологией),   о   взаимозависимости   строения   и   функций   (связи   с ботаникой, зоологией, обществоведением). Гигиену и физиологию физической культуры, труда, избранных профессий и профориентации следует изучать также в связи с понятиями о воздействии социальных условий на организм человека.   При   этом   желательно,   обращаясь   к   теме   «Класс   млекопитающих»   (Зоология,   7 класс), обратить внимание на родство человека с животными и на отличие его от них в скелете и мышечной системе из­за прямохождение и трудовой деятельности. Понятия о единстве организма, формируемые на изучении взаимосвязей строения с работой мышц и работы мышц с нервной системой нуждаются в повторении понятий из зоологии о нервном возбуждении и мышечном сокращении, об утомлении нерва. Понятия о физиологии труда и охране здоровья закладываются на известных учащимся сведениях из физкультуры и спорта. Отрабатываются исследовательские самонаблюдения на базе умений, полученных на занятии ботаники, зоологии, физкультуры, трудового обучения и других. ЗНАЧЕНИЕ ОПОРНО­ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА. Учащиеся   уже   имеют   представление   из   младших   классов   о   скелете   млекопитающих   (из природоведения и зоологии). Но здесь, в 8 классе, учитель должен преодолеть два недостатка в их знаниях о скелете: во­первых, надо уточнить  терминологию; во­вторых, описательность. Поэтому   теперь,   в   курсе   анатомии,   физиологии   и   гигиены   человека,   скелет   изучается   в соответствии с его формой и строением частей, их значением в организме. Следует опираться на   знания   учащихся   и   наглядность   (скелеты   рыб,   земноводных,   птиц,   млекопитающих)   по зоологии для установления сходства, и различия строения, и функций, приспособленности к среде. Материал можно дать поисковой беседой с элементами антирелигиозного воспитания. Примерные вопросы беседы: Почему религия преследовала ученых даже за попытки изучения скелета   человека?   Почему   у   животных   появился   внутренний   скелет,   его   биологические преимущества, значение? и т. п. Таким путем учащиеся находят доказательства животного происхождения человека. 6 Устанавливаются   особенности   скелета,   свойственные   только   человеку   и   определяется   их значение.   Подчеркиваются   три   функции:   опорная,   защитная,   двигательная.   Для   этого используются   связи   с   физикой   (центр   тяжести,   зависимость   устойчивости   тел   от   площади опоры и центра тяжести, рычаг, масса тела, механическая работа, сила трения) 6 класса, с трудовым   обучением   (возможности   скелета   для   выполнения   трудовых   операций),   с физкультурой и НВП (влияния физупражнений на прочность скелета и значение последнего для силы и выносливости), с рисованием (выполнение рисунков костей скелета с натуры). Делается вывод, что формирование организма человека — качественный скачок в эволюции и  что становление человека зависело от взаимодействия биологических факторов с социальными  СТРОЕНИЕ И РОСТ КОСТЕЙ. Для   ответа   на   вопрос,   почему   кость   легкая,   но   прочная,   учитель   обращается   к   ботанике. Растения злаковые, например, имеют стебли тоже трубкообразные. И у них внутри полостей тонкие пластинки, расположенные треугольничками. Это придает им легкость и прочность. Трубка прочнее стержня, а треугольник — устойчивей любой другой фигуры. Можно дать задания   проверить   на   практике.   Затем   рассказать   об   инженерных   устройствах   различных сооружений, которые состоят в основном из труб и треугольников (мосты, крыши, радиомачты, и др.). В этом есть связь с физикой и математикой, инженерной практикой и жизнью. При изучении состава кости учитель демонстрирует опыты. Из кости, опущенной в соляную кислоту, удаляются растворившиеся в последней минеральные соли. Кость теряет твердость, но становится гибкой и упругой, ее можно завязывать узлом: осталось органическое вещество. Чтобы   убедиться   в   наличии   последнего,   кость   обжигают.   Органическое   вещество   сгорает. Кость   становится   хрупкой   и   рассыпается   от   удара   из­за   оставшихся   в   ней   лишь   одних минеральных веществ. Для изучения этого материала необходимо вспомнить из химии сведения о   кислотах,   солях,   их   свойствах   и   отношениях   между   собой.   Об   органических   веществах следует рассказать перспективно, забегая вперед (общая биология, органическая химия, 9—10 кл.). Для проведения опыта надо вспомнить с учащимися правила работы в лаборатории и меры безопасности при опытах с кислотами (связь с химией). При 'Изучении роста костей следует вспомнить с учащимися о росте стеблей и значении в нем камбия (связь с ботаникой). При этом можно высказать мысль, доказывающую происхождение и единство всего живого на Земле.  ПЕРВАЯ   ПОМОЩЬ   ПРИ   РАСТЯЖЕНИИ   СВЯЗОК,   ВЫВИХАХ   СУСТАВОВ   И   ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ. Урок   начинается   связью   с   физвоспитанием.   Ведется   с   проблемной   ситуацией.   Учитель напоминает учащимся об анатоме и физиологе П. Ф. Лесгафте, о его правильно разработанной системе физических упражнений. Затем ставится вопрос: Почему П. Ф. Лесгафт назвал сустав олицетворением функции? Строение и функции сустава изучаются в связи с известным им о них из зоологии. Прочность сустава объясняется давлением; жидкостей и газов, атмосферным давлением в суставной сумке и действующем на суставную сумку (связь с физикой). Знания о рычагах используются для объяснения движений в суставах. Вычерчиваются схемы и рисунки суставной сумки и движений в суставах (связь с черчением, рисованием).  МЫШЦЫ И ИХ ФУНКЦИИ. РАБОТА МЫШЦ. 7 Межпредметные связи осуществляются, в основном, с физкультурой, трудовым обучением, физикой, химией. Знания топографии мышц, о мышечной системе и ее работе увязываются с анализом   спортивных   упражнений   и   с   политехническим   трудовым   воспитанием, профориентацией — с выполнением важнейших функций в связи с основами современного производства, конкретным предприятием и профессиями. Осуществляется   связь   с   физикой   7   класса   по   вопросам:   По   принципу   каких   рычагов совершается  работа мышечной  системы?  Где  на  костях точки  приложения  мышечных  сил? Следует   вспомнить   понятия   «энергия»   и   «работа»   для   сформирования   физиологических понятий «энергия мышцы» и «работа мышцы». Связь с органической химией перспективная для объяснения в общих чертах процесса распада и   окисления   органических   соединений,   что   такое   углеводы,   их   окисление,   два   этапа химических превращений. Обращается внимание, во­первых, на роль, углеводов, используемых мышцей, для получения энергии, во­вторых, на два этапа, при которых происходит распад сложных органических веществ и затем—окисление продуктов их распада. При объяснении митохондрий следует использовать перспективно те сведения, которые будут даны учащимся в общей биологии. Для   построения   дуги   коленного   рефлекса   нужно   вспомнить   понятия   о   рефлексе   и рефлекторной дуге из вводной темы этого же предмета (внутрипредметная связь). Для уточнения понятия «безусловный рефлекс» надо отнестись к зоологии, где объясняется поведение   животных   рефлексами,   и   к   предшествующей   теме   этого   же   курса.   Уточнить: Рефлекс—ответная   реакция   на   раздражения.   Осуществляется   при   участии   центральной нервной системы. Безусловный рефлекс — врожденная реакция на раздражения. Условный рефлекс — выработанная при жизни реакция на определенные условия. Эти понятия даются для   развития   их   в   перспективе   в   теме   «Высшая   нервная   деятельность»   этого   курса (внутрипредметная связь). Понятия о тонусе мышц, координации движений, возбуждении и торможении лучше дать на базе   знаний,   известных   учащимся   по   физвоспитанию   и   спорту.   Развить   их,   обосновав физиологическими процессами. Здесь  же,  опираясь  на знания учащихся  из  зоологии,  дать перспективно  общие  сведения  о регуляции всех процессов опорно­двигательной системы нервной системой, высшей нервной деятельностью   (условными   и   безусловными   рефлексами)   (внутрипредметная   перспективная связь). Для   изучения   утомления   мышц   проводятся   опыты.   Учащийся   проводит   движения   рукой   с гирями (гантелями) под удары метронома. Подсчитывается время утомления и фиксируется. Потом   меняется   ритм   при   постоянной   нагрузке.   Также   опытно   выясняется   преимущество активного   отдыха   перед   пассивным.   Следующим   опытом   устанавливается   влияние   частоты дыхательных   движений   на   силу   сокращений   мышц.   Используется   динамометр   (связь   с физикой). В   заключение   последнего   урока   и   всей   темы   надо   подчеркнуть   взаимосвязь   мышечных движений с работой органов кровообращения, дыхания, нервной системы (внутрипредметная перспективная связь 8 2. ТЕМА. «КРОВЬ»'. Кровь  рассматривается  на  клеточном  уровне. Формируются  понятия  общебиологические,  о гомеостазе   (слово   «гомеостаз»   учащимся   не   дается   из­за   отсутствия   его   в   программе,   но понятие   нужно   дать),   энергетическом   обмене,   переносе   кислорода   и   углекислого   газа, фагоцитозе и иммунитете, противоэпидемиологические, антирелигиозные. Совершенствуются   практические   навыки   работы   с   микроскопом, микропрепаратов, микроскопии, различения элементов крови и другие.   приготовления Усвоение всего этого материала учебно­воспитательного процесса нуждается в тесной связи с знаниями,   полученными   учащимися   в   ранее   пройденных   классах   по   этим   же   и   другим дисциплинам. В теме «Кровь» на первом уроке «Внутренняя среда организма» даются понятия о крови как жидкой соединительной ткани и ее составе, о крови как внутренней среде организма и ее отличие от внешней среды на базе понятий об организме как едином целом, о гомеостазе как свойстве поддерживать постоянство внутренней среды. Для   решения   этих   задач   урока   осуществляются   связи.   С   химией.   Кровь   состоит   из растворенных и взвешенных частиц. Надо дать возможность учащимся различать их между собой. Это из темы «Растворы». При перечислении солей, входящих в кровь, вспоминается тема «Соли», их состав и свойства. «Концентрация растворов» (процентная), что необходимо также при объяснении  понятия о физрастворе. С математикой. Вычисление процентной концентрации солей в крови и в определенном объёме физраствора (и наоборот). С физикой и ботаникой. При объяснении проникновения питательных веществ из крови в клетки тканей и продуктов жизнедеятельности из   клеток   в   кровь,   следует   вспомнить   понятия   «диффузия»   и   «осмос»,   и   эти   процессы объяснить ими. Тем самым обосновать постоянство внутренней среды (гомеостаз). С зоологией. Понятие   о   гомеостазе   и   диффузии   увязать   с   питанием   одноклеточных   в   жидкой   среде.   У человека   эти   процессы   протекают   на   более   усовершенствованном   уровне.   С   ботаникой. Состояние эритроцитов объясняется тургором. Это понятие учащиеся получают еще на уроках ботаники.   Здесь   же   его   надо   напомнить   им.   Слово   «тургор»   может   не   произноситься,   но понятие «внутриклеточное давление» дается. На уроке «Плазма крови» даются понятия об относительности и динамичности внутренней среды организма, их значении. По новой программе эта тема соединяется с темой «Кровообращение». При изучении этого материала следует опираться на знания учащихся из химии о свойствах солей в растворах (диссоциация молекул), их ионов, осмотическом давлении. При объяснении ферментов   учащиеся   вспоминают   химические   катализаторы.   Ведь   ферменты   —   это биологические катализаторы. На   уроке   при   объяснении   свёртывания   крови   осуществляется   связь   с   химией   8   класса. Действия  хлорида кальция на свёртывание  крови объясняется  с повторением свойств этой соли.   Для   этой   же   цели   повторяются   сведения   о   катализаторах   и   солях,   их   свойствах. Обращается внимание на ферментативный характер свёртывания. 9 Эритроциты и лейкоциты. Связь с зоологией. Сравнить эритроциты человека с эритроцитами млекопитающих (овцы) и земноводных (лягушки) для доказательства эволюционного процесса эритроцитов в сторону преимущества обеспечения интенсивности газообмена.   Базируясь на знаниях внутриклеточного пищеварения, например, у амёбы, инфузории­туфельки, гидры, дать понятия   и   фагоцитозе.   И   там   и   здесь—пожирание.   С   химией.   При   объяснении   состава гемоглобина   и   его   функций   надо   вспомнить   свойства   железа   Ре   и   его   окислов,   реакции окисления   и   восстановления   и   условия   их   протекания.   При   объяснении   физиологического действия оксида углерода на организм   следует вспомнить химические свойства угарного газа СО.    С  географией.   Рассказать   о   зависимости   количества   эритроцитов  в   крови   от  высоты местности. Определить (сообщить) количество эритроцитов в крови у жителей своей столицы, других мест республики. (Связь с жизнью). С черчением и рисованием. Выполнение набросков с натуры (под микроскопом) формы эритроцитов человека, млекопитающего, земноводного. На лабораторной   работе   совершенствуются   практические   умения   по   микрокопированию. (Подготовка к жизни, и, возможно, профориентация).  Урок «Иммунитет».  Понятие об иммунитете следует дать на основе понятия о фагоцитозе, что известно учащимся из зоологии. В начале урока рассказывается из истории об эпидемиях в царской России, о преступной роли служителей религий, распространявших     возбудителей инфекций.       Больным       давали       целовать   кресты   и   иконы   якобы   для,   исцеления.   Так переносились ч   распространялись   болезнетворные   микробы (чумы, холеры, тифа). Связь с зоологией   осуществляется   при   объяснении   причин   инфекционных   заболеваний.   Надо вспомнить тему «Бактерии», болезнетворные    микроорганизмы — возбудители заболеваний и их профилактика.     Рассказать об открытиях учеными Дженнером, Пастером, Мечниковым причин инфекций и   ими разработанным оспопрививанием, о лечебных сыворотках учении об иммунитете.   О   трудностях   работы   ученых   среди   мрака   насилия   невежества   и   лжи.   С географией. Здоровье зависит от климата.  В сыром климате больше болезнетворных микробов. Дать характеристику нашей республики в этом аспекте.  ТЕМА «КРОВООБРАЩЕНИЕ». При более глубоком изучении кровеносной системы используются знания учащихся из зоологии 7 класса, особенно об эволюционном развитии системы кровообращения. Развивается понятие о регуляции кровообращения. Для этого используются знания учащихся из зоологии о кровообращении и автоматии сердца. Понятия о безусловных и условных, сердечно­ сосудистых рефлексах и о нервном центре развиваются на базе их знаний о рефлексах и центре у   животных.   Также,   в   межпредметной   связи   с   соответствующими   понятиями   из   зоологии, развиваются у учащихся понятия о торможении. Вводятся новые понятия гуморальной регуляции, взаимосвязей нервной и эндокринной систем. К правильной регуляции и полноценному развитию системы кровообращения следует отнести физический труд вообще и выполнение определенных производственных операций, физических упражнений,   тренировок,   влияющих   на   укрепление   сердечной   мышцы   и   всей   системы кровообращения. Следовательно,   нужны   связи   со   многими   понятиями   различных   дисциплин.   Их   желательно провести при изучении темы с ориентацией на конкретные профессии. 3.  Т Е М А «ДЫХАНИЕ». 10 В теме развиваются три группы понятий. Первая   группа.   Учебные   понятия:   об   эволюции   и   анатомии   дыхательной   системы,   о взаимосвязях   строения   и   функций,   о   легочном   и   тканевом   газообмене,   о   регуляции   и саморегуляции дыхания и внутренней среды организма. Вторая   группа.   Воспитательные   понятия:   охрана   среды   и   природы,   гигиена   и   санитария, физкультура и спорт, вред курения. Третья   группа.  Практические:  умение   дышать  при   работе,  соблюдать   гигиену   и  санитарию воздуха, рабочего помещения и места (трудовые), жилища, проводить профилактику против гриппа, туберкулеза, дифтерии (бытовые). Для осуществления всех этих задач следует использовать межпредметные связи с физикой (законы диффузии, движения газов); с химией (потенциальная и кинетическая энергия, реакции соединения   и   разложения,   окисления   и   восстановления);   с   зоологией   (эволюция   системы дыхания от простейших форм до человека, дыхательный рефлекс, защитные  рефлексы); с ботаникой (дыхание бактерий, водорослей, растений); с физкультурой и спортом (значение физупражнений для развития дыхательной системы и значение правильного дыхания при зарядках, спорте); с трудовым обучением и по профориентации (роль правильного дыхания при работе вообще и в избранной специальности в частности, при выборе профессии)'. 4.  ТЕМА «ПИЩЕВАРЕНИЕ». В теме «Пищеварение» даются понятия о строении системы пищеварения, о положении, форме, анатомии   отдельных   органов.   Продолжается   формирование   понятия   о   родстве   человека   с животными на сравнительно анатомических сведениях. Для этого используется материал из зоологии. Понятия о физиологических процессах пищеварения даются на представлениях о превращении пищи   в   питательные   вещества,   о   всасывании,   о   белках,   жирах   и   углеводах,   о   ферментах. Осуществляется связь с зоологией, химией, физикой. Понятие о целостности организма развивается на базе уже известного учащимся о нервно­ гуморальной   регуляции.   Для   этого   изучаются   работы   И.   П.   Павлова   по   пищеварению   и достижения физиологии и медицины. Это имеет познавательное и воспитательное значение. Используются фрагменты из истории фистульного метода. Понятие о гигиене питания даются на основе межпредметных связей. Межпредметные связи: с зоологией —рефлекс, глисты, микробы; с химией — вред алкоголя и никотина; с физкультурой — физзарядка и аппетит; с трудовым обучением — работа и калории, калории и пищевой рацион   для   различных   специалистов;   с   трудовым   обучением   и   химией   —   борьба   с производственными   ядами,   инфекцией,   загрязнениями   (свинец,   кремний,   уголь,   микробы—­ профориентация).   Внутри­предметные   связи:   с   анатомией   и   физиологией   пищеварительных органов, ролью ферментов и их влияния на процесс пищеварения, взаимосвязями строения и функций. ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ. Даются понятия о питании и пищеварении, о пищевых продуктах и питательных веществах на базе знаний химического состава и ферментов, свойства и обусловленности пищи, различие 11 между питанием и пищеварением. Эта база дается на первых уроках. Следовательно, связь внутрипредметная. Понятия о белках, жирах и углеводах, как строительном и энергетическом материале, а также потенциальной   энергии   в   них   и   освобождение   ее   окислением,   даются   на   основе   знаний учащихся об органических веществах из ботаники, о потенциальной энергии — 'из физики, об окислении веществ и законе сохранения энергии — из химии (вертикальная предшествующая связь).   Эти   понятия   будут   заделом   для   формирования   понятий   об   энергетическом   обмене (перспективная связь). Знания об органических веществах (химия, общая биология) и распада крахмала (ботаника) позволяют легче усвоить сущность пищеварения, различия питания и пищеварения. Сообщение о составе пищевых продуктов готовит учащихся к подбору рационов питания в зависимости   от   выполняемой   работы,   что   осуществляет   связь   с   трудовым   обучением   и ориентирует на профессии (профориентация, горизонтальная связь). Понятия о человеке как потребителе органических веществ даются в связи с фотосинтезом у растений из ботаники (вертикальная предшествующая связь) и создает большие возможности   для разъяснения единства всего живого на Земле и зависимости животных, и человека от растений, необходимости охраны «зеленого друга». ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФЕРМЕНТЫ. Проводится   опыт   действия   слюны   и   желудочного   сока   на   белок   (куриного   яйца),   углевод (крахмал) и жир (растительное масло). Предварительно надо помочь учащимся вспомнить из ботаники о свойствах этих веществ. Они знакомились   с   ними   при   изучении,   например,   состава   семян,   клубней   картофеля.   Учитель дополняет к. известному учащимся, особенно о белке. Сравниваются действия ферментов на органические (питательные) вещества и катализаторов — на неорганические вещества (связь с химией). Здесь же узнают о влиянии температур, при которых действуют ферменты наиболее результативно. Температуры измеряют термометрами (связь с физикой). Результат   действия   фермента   на   крахмал   узнается   раствором   йода.   Йод   в   данном   случае является   индикатором.   Значит,   нужно   спросить   у   учащихся,   что   такое   индикаторы,   какие индикаторы им известны (связь с химией) и дополнить к ним йод, как индикатор на крахмал. (Это известно им также из ботаники). Для лучшего понимания и усвоения мы всегда делаем  перевод слов на родной язык учащихся. Например, слово «индикатор» — ничего не говорит учащемуся, если не перевести его — оно означает, например, показатель, указатель среды. Это желательно использовать и в аспекте межпредметных связей повторить. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ. На этом уроке даются понятия о рефлекторном отделении желудочного сока, расщеплении белков   в   желудке,   гуморальной   регуляции   желудочного   сокоотделения,   переходе   пищевой кашицы   из   желудка   в   кишечник,   об   отрицательных   действиях   курения   и   алкоголя   на пищеварение. 12 Для   выполнения   поставленных   целей   используются   внутри­предметные   связи   с   темами   о строении нервной ткани, о рефлекторной дуге, о рецепторах, раздражении и торможении, о безусловных и условных рефлексах. Для формирования и развития понятия об избирательности сокоотделения на пищу, нервно­ гуморальной регуляции желудочной секреции и защитной роли соляной кислоты используются межпредметные связи с химией и зоологией 7 класса. В целях использования знаний темы в жизни привлекаются межпредметные горизонтальные связи   с   физвоспитанием   и   трудовым   обучением   (прямые   и   обратные).   Из   этих   дисциплин берутся   данные   о   нагрузках   при   физупражнениях   и   выполнении   трудовых   процессов   и обрабатываются   физиологическими   данными.   Они   служат   затем   учащимся   на   уроках   этих дисциплин и впредь в их трудовой деятельности, в жизни. С этой же целью приводится пример переедания   и   его   вреде   для   физупражнений,   спорта   и   трудовьгх   процессов.   Прививаются умения вырабатывать у себя условные рефлексы на вид и запах пищи, на лекарственные и ароматические вещества, которые могут влиять на производственную деятельность; умения руководить ими. ИЗМЕНЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ В КИШЕЧНИКЕ. Здесь роль ферментов поджелудочного сока и кишечника объясняется вместе с повторением известного учащимся о химических катализаторах (межпредметная вертикальная  предшествующая связь с химией) и в сравнении с ферментами уже, изученными в этой теме (внутрипредметная горизонтальная связь). Понятия  о большом значении гуморальной регуляции и химических факторов объясняются строением   пищеварительного   тракта,   образованием   химических   веществ   в   этих   отделах   и необходимостью   автоматики   их   для   более   результативного   проведения   и   координации процессов. Поэтому нужны внутрипредметные связи с понятиями «гуморальная регуляция», «строение пищеварительного тракта», «анатомия поджелудочной железы». Понятие   о   всасывании   как   физиологическом   процессе   даётся   на   базе   знаний   учащихся микроскопического строения стенки кишечника и кишечной ворсинки. Необходимо, с целью межпредметных связей, вспомнить с учащимися из химии — о редакции среды, из зоологии — о   строении   органов   пищеварения   у   млекопитающего   (поджелудочной   железе   и   тонком кишечнике), из физики — о фильтрации, диффузии, осмосе. Надо сравнить и сопоставить, что общего, а что отличительного в строе­кии и процессах тех и других. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНО­КИШЕЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Понятия о режиме питания и профилактике желудочно­кишечных заболеваний увязываются с понятиями из зоологии 6 класса о гельминтах, об одноклеточных (амеба дизентерийная), из ботаники — о болезнетворных микробах (дизентерии, брюшного тифа) и их профилактике; из химии— о сырой воде, содержании в ней инфекции и снижении кислотности в желудке; из ботаники и основ сельского хозяйства — об овощах и фруктах, выполняющих двоякую роль в  зависимости от умения или от неумения употреблять их. При правильном употреблений они приносят   пользу:   дают   питательные   вещества   организму,   витамины   (пояснить   кратко   в перспективе,   они   будут   изучать   их   в   следующей   теме),   вызывают   усиление   секретной деятельности   и   перистальтику   пищеварительного   тракта.   При   неумелом   употреблении   они 13 вызывают брожение и размножение патогенных микробов. В нашей местности (каждый учитель приводит примеры из своей местности) знать это особенно важно, так как используется в пищу круглый год много овощей и фруктов. Надо рассказать о дрожжах и их значении в пищеварении (связь с обслуживающим трудом). 5.  Т ЕМ А «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ». В   этой   теме   формируются   понятия   о   водном,   солевом,   белковом,   жировом   и   углеводном обмене, об ассимиляции и диссимиляции как двух сторонах единого процесса обмена веществ, о нормах питания, о витаминах. Для   реализации   задач   темы   осуществляется   увязка   с   уже   известными   учащимся соответствующими понятиями из изученных тем данного курса (внутрипредметная связь) и с понятиями о единстве ассимиляции и диссимиляции, о взаимоотношении организма с внешней средой — из ботаники и зоологии (вертикальная предшествующая связь) и из общей биологии (вертикальная   перспективная   связь).   Необходимость   вести   объяснения   на   организменном   и клеточном уровнях требует связи с понятиями о строении и составе клетки из ботаники и зоологии   (предшествующие   связи)   и   с   темой   «Клетка   и   ее   размножение»   этого   же   курса (внутрипредметные связи). Белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли, их усвоение и расщепление изучаются на основе   уже   известного   учащимся   об   их   составе   (горизонтальная   внутрипредметная   связь). Понятие   о   единстве   живой   и   неживой   природы   подчеркивается   связью   с   элементами   этих понятий   из   ботаники   и   зоологии   и   из   прошедших   тем   этого   курса   (межпредметные   и внутрипредметные связи). Понятия о диалектике жизни, о единстве организма человека как единой открытой системы и взаимодействии его со средой даются на занятиях с понятиями из химии и общей биологии о химических   реакциях,   преобразующих   неживое   в   живое,   и   из   физики   (вертикальные предшествующие и перспективные связи). Первые   понятия   о   ДНК,   РНК,   рибосомах   и   митохондриях   увязываются   перспективно   с соответствующими   темами   общей   биологии.   Понятия   «определение   количества   энергии», «расход   энергии   разными   специалистами»,   «нормы   питания»,   увязываются   с   физикой,   с физкультурой, трудовым обучением. Учителю здесь представляются широкие возможности для профориентации учащихся. ВИТАМИНЫ.  В начале урока повторяются из географии темы о путешествиях Хр. Колумба, Магеллана, В. Беринга и других путешественников, страдавших от цинги, для того, чтобы  подчеркнуть необходимость жизненно важных веществ. Таинственность, которая окружала их издавна, заострить внимание и вызвать интерес к ним; Связь с химией, с понятиями чистые вещества и смеси, проводится для уточнения понятий о чистых   питательных   веществах,   о   естественном   и   искусственном   молоке,   которым   кормил своих подопытных животных профессор Н. И. Лунин. Чтобы лучше уточнить понятие «витамины», можно обратить внимание учащихся на сходство и различие их с ферментами и химическими катализаторами. 14 Из ботаники вспоминаются растения (овощи, фрукты и др.), чтобы прочнее запомнилось, в каких из них содержатся витамины. Связь  с трудовым  обучением  (обслуживающий  труд,  кулинария),  а также  профориентация, осуществляются   в   контакте   правил   сбора   и   хранения   овощей,   и   фруктов,   обработки   и употребления их. Делается   увязка   с   медициной,   с   распознаванием   авитаминозов   и   гиповитаминозов,   их профилактикой и лечением; с космической биологией — на уровне необходимых витаминов для космонавтов и проблемами их решения (хлорелла и другие растения, богатые витаминами, которые будут выращиваться в кабинах космических кораблей. 6.  ТЕМА «ВЫДЕЛЕНИЕ». Действующий учебник дает материал по этой теме для двух уроков: «Органы выделения» и «Образование мочи». Формируются понятия: на первом уроке — о значении выделения продуктов обмена веществ, о строении мочевыделительной системы, о микроскопическом строении почки; и на втором — о снабжении  почек  кровью,  об  образовании  первичной   и  вторичной  мочи,  о  предупреждении почечных заболеваний. Продолжается   формирование   понятий   о   постоянстве   внутренней   среды   организма,   о взаимосвязи строения и функций, раскрываются некоторые анатомо­физиологические понятия выделения. Для   выполнения   задач   темы   необходимы   следующие   межпредметные   и   внутрипредметные связи: На первом уроке. Межпредметные. С химией. Вспомнить о свойствах СО2, солях фосфорной кислоты и поваренной соли, о динамическом, равновесии растворов. С физикой. Повторить, что   такое   капиллярность.   С   ботаникой   и   зоологией   —   об   ассимиляции   и   диссимиляции. Внутрипредметные.   Повторить,   что   такое   внутренняя   среда   организма,   артерии   и   вены. Перспективные.   Из   химии   органической   рассказать   в   общих   чертах   о   мочевине,   из обществоведения — о единстве противоположностей в связи с изменчивостью и постоянством внутренней среды организма, и увязать с выработкой умений лабораторной работы (работа с микроскопом и анатомированием почки для изучения ее внутреннего строения). На   втором   уроке.   Межпредметные   связи.   С   химией   неорганической.   Вспомнить   о фильтровании, о концентрации растворов. С физикой — о всасывании. С трудовым обучением, кулинарией—   о   свойствах   пряностей,   солей,   «острой»   пищи   и   вредном   воздействии   на организм их излишних доз, об использовании газированной воды и других напитков на работе в особых   условиях   горячих   цехов.   Подготовка   к   личной   и   производственной   гигиене. Внутрипредметные связи.  7. Т Е М А. «КОЖА». Для решения задач темы необходимы связи: Межпредметные. С химией. Напомнить о свойствах кислой среды. 15 С ботаникой и зоологией — о среде обитания простейших и микроорганизмов, в том числе болезнетворных. Это необходимо для объяснения, что грязная кожа имеет щелочную среду. Она благоприятна для микробов. А чистая кожа имеет кислую среду. В ней микробы гибнут. Сообщить,   что   избыток   воды   действует   на   кожу   отрицательно.   Следовательно,   кожу   надо всегда содержать чистой и не смачивать без надобности водой. С   физикой.   Перед   объяснением   теплорегуляции,   надо   повторить,   что   такое   испарение, конденсация, теплопроводность, лучеиспускание, температура, теплота. С трудовым обучением (профориентация). Рассказать об отрицательном действии смазочных масел   на  кожу,   о  технике  безопасности  при   работе  со  смазочными   маслами,  о  значении  и требованиях   к   эксплуатации   спецодежды   (в   промышленных   и   сельскохозяйственных предприятиях) и санодежды (в медицине, торговле, общественном питании). Внутрипредметные. Надо повторить из ранее пройденного о внутренней среде организма, о роли легких и крови в удалении продуктов диссоциации, о гомеостазе и о нервно­гуморальной регуляции постоянства температуры нашего тела. Для осуществления связи с жизнью надо объяснить роль зеленого чая в теплорегуляции. 8. ТЕМА. «НЕРВНАЯ СИСТЕМА». «ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Используются вертикальные и горизонтальные предшествующие связи. Объясняется строение и функции   головного   мозга   и   нижних   отделов   мозга   у   человека,   увязываются   с   эволюцией нервной системы и с развитием мозга, его функциями и поведением животных. Изучение   строения   описанного   мозга   и   его   функции   у   человека   увязываются   сознаниями учащихся о строении и функциях спинного мозга животных. Понятия о строении стволового отдела головного мозга и мозжечка формируются на основе знаний у учащихся о строении соответствующих отделов головного мозга у животных. Функции   стволового   отдела   и   нервные   центры  легче  изучать   на  базе   знаний   об   автономии ствола у млекопитающих. Большие полушария, их (развитие, высшую нервную деятельность легче объяснить, опираясь на знания учащихся об эволюции нервной системы у животных. Вспомнить о появлении и развитии полушарий и их функций (зоология). Материал о значении коры и методике ее изучения доступней для учащихся, если подается в связи с построением известного им об электротоках и регулирующих устройствах (физика). Необходимы   и   горизонтальные   связи.   С   трудовым   обучением.   На   лабораторных   работах формируются   практические   навыки   работы   с   литературой,   инструментами,   приборами. Объясняются   реакции   симпатической   и   парасимпатической   частей   нервной   системы   при «аварийных ситуациях». Желательно учителю самому или с помощью специалистов­медиков определять у учащихся наиболее развитое полушарие (в связи с асимметричностью). Все это имеет немалое значение в подготовке учащихся к труду и, в выборе профессии. С черчением и рисованием   связи   осуществляются   в   применении   умений   вычерчивания   схем,   набросков, эскизов головного мозга. 9.  ТЕМА. «ОРГАНЫ ЧУВСТВ». 16 Понятия  об анализаторах даются с переводом слова — «анализ», означающего разделение, различие,   известного   учащимся   из   химии.   Также   из   химии   берется   понятие   «синтез».   Но необходимо провести смысловое различие этих понятий в физиологии. Роль   органов   чувств   в   поведении   человека   сравнивается   с   менее   сложными   органами   и поведением   у   животных,   что   известно   учащимся   из   зоологии.   Формируется   научное мировоззрение в соответствии с ленинской теорией отражения. Используется перспективная связь с общественными дисциплинами старших классов. Необходима   увязка   с   трудовой   деятельностью.   Она   проводится   на   материале   о   значении органов для выполнения трудовых процессов, о гигиене и санитарии вообще и для конкретной профессии.   Проведение   опытов,   самонаблюдений,   использование   наглядности,   кроме познавательных   целей,   выполняет   воспитательную   роль   по   формированию   лабораторных навыков и применительно к осваиваемой учащимися профессии. На   уроке   «Органы   зрения»   строение   глаза   объясняется   в   связи   с   известным   учащимся   из зоологии о строении глаза у животного, из зоологии и физики — об адаптации и аккомодации, о преломлении света хрусталиком, о близорукости и использовании очковых линз; из химии — о светоощущении, связанном с химическими процессами, из химии и ботаники — с понятиями о фотопроцессах. На уроке «Орган слуха» для правильного и прочного усвоения понятий проводится увязка с зоологией — орган слуха у животных и его эволюция, с физикой — акустика, с трудовым обучением и по профориентации — значении слуха для освоения профессии, с обязательной опорой на известное учащимся из этого же курса о рецепторах, раздражении,  10. ТЕМА «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Образование условных рефлексов объясняется на базе известного учащимся о рефлексах и рефлекторных дугах у животных, из зоологии. Биологическое значение условных рефлексов у человека   подтверждается   и   сопоставляется   с   значением   их   у   млекопитающих.   Понятия   о внешнем и внутреннем торможении, различении раздражений, о сигнальных системах даются на базе известного учащимся о тех же процессах или отсутствии их у животных. Понятия   об   образовании   условных   рефлексов,   о   методике   И.   П.   Павлова   увязываются   с трудовым обучением. Это условные рефлексы у специалистов, у выращиваемых человеком домашних   животных,   это   подбор   нагрузки,   периодичности   и   ритмов,   это   и   физиология   и гигиена   труда   на   конкретном   производстве   (профориентация). Следует   увязать   и   с физкультурой и спортом, с гигиеной умственного и физического труда. Подбор необходимых ритмов к режим. Чередование физических нагрузок — чередование возбуждения и торможения в соответствующих центрах нервной системы. Все это имеет неотделимое отношение к гигиене нервной системы, к сохранению здоровья и к активной умственной и физической деятельности человека. Сравнивая и сопоставляя деятельность человека и физиологические процессы, протекающие в его   организме,   с   теми   же   процессами   у   животных,   следует   всегда   помнить   об усовершенствовании и качественном различии их. Объяснения вредного действия алкоголя и никотина на нормальные процессы нервной системы, высшей нервной деятельности   даются  в связи с сообщениями о свойствах их из химии (перспективная связь) Анализируя содержание курса биологии "Человек и его здоровье" приходишь к выводу, что здесь   имеются   огромные   возможности   для   проведения   межпредметных   интегрированных 17 уроков, на которых целенаправленно можно формировать естественно­научное мировоззрение школьников. Возможности осуществления внутри – и межпредметных связей подобных уроков обобщены и представлены в таблице. В ней выделены основные вопросы, изучаемые в этом разделе   биологии,   показаны   связи   с   понятиями   из   других   предметов,   т.е.   она   может   быть использована при составлении тематических планов естественно­научных предметов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак,   межпредметные   связи   обогащают   знания,   повышают   их   значимость, системность, мобильность и прочность. Они отражают дидактическое единство знаний,   усиливают   их   мировоззренческое   значение.   Хорошо   продуманные межпредметные связи обеспечивают большую осмысленность знаний учащимися, более легкое их усвоение. Кроме   того,   «учет   при,   тематическом   планировании   межпредметных   связей помогает,   с   одной   стороны,   избежать   дублирования   учебного   материала,   а   с 18 другой, лучше подготовить учащихся к применению знаний, усвоенных на уроках по другим предметам!».  Таким образом, межпредметность ­  это современный принцип обучения, который влияет   на   отбор   и   структуру   учебного   материала   целого   ряда   предметов, усиливая   системность   знаний   учащихся,   активизирует   методы   обучения, ориентирует   на   применение   комплексных   форм   организации   обучения, обеспечивая   единство   учебно­воспитательного   процесса.   И   еще,   хочется дополнить, что учет и само использование межпредметных связей способствуют обучению учащихся применению понятий, знаний, умений на практике, в жизни. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.. Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Е.Н. Колокольцев, А.В.   Дановский,   М.А.   Дмитриева   и   др.;   Под   ред.   Е.Н.   Колокольцева.   –   М.: Просвещение, 1990. 19 2. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. ­ М.: Просвещение, 1987. 3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения,­М.: Просвещение, 1989 4. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. ­ М.: Просвещение,1985. 5. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. ­ М.: Просвещение, 1986. 6.  Зверев   И.Д.,  Мягкова   А.Н.  Общая   методика   преподавания   биологии. ­   М.: Просвещение, 1985. 7.   Кулагин   П.Г.   Межпредметные   связи   в   обучении.   ­   М.:   Просвещение, 19838.Талызина   Н.Ф.  Формирование  познавательной   деятельности   учащихся. – М.: Знания, 1983 9.Межпредметные связи естественно­математических дисциплин (Под редакцией В.Н. Федоровой) –М.: Просвещение, 1980 10.Астанина С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке – Биология в школе, 1999, № 6, стр.25 11.Гулак В.А., Шевченко Н.З. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе, № 2, 2001, стр.25 12. «Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно­научного   мировоззрения   учащихся»   Реферат   Мусихиной   С.   Ю. учителя биологии школы № 97 г. Ижевска 20

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)

Методическая разработка на тему; "Межпредметные связи на уроках биологии" ( 8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2018