Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Оценка 4.9
Разработки уроков
pptx
история
8 кл—10 кл
13.05.2018
В методической разработке содержится материал для проведения урока истории по Отечественной войне 1812 года, содержатся сравнительные таблицы, карты, мнения историков. Приведены различные варианты подведения итогов урока. Также содержатся элементы урока по ФГОС. Материал подходит для изучения как для 8, так и для 10 классов.Методическая разработка урока истории "Отечественная война 1812 года"
Отечественная война.pptx
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ВОЙНА
1812 ГОДА
Гимназия №70 Петроградского района
Хартимеева М.Д.
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
План урока:
• Проверка домашнего задания
• Причины Отечественной войны 1812года.
• Характер войны, соотношение сил.
• Вторжение Наполеона в Россию.
• Назначение М.И. Кутузова
главнокомандующим русской армии.
• Бородинское сражение.
• Совет в Филях и оставление Москвы.
• Отступление и гибель «Великой армии».
• Рефлексия.
• Домашнее задание.
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Проверка домашнего задания:
«Скажика, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Вопрос:
Какому историческому событию посвящены эти строки?
Кто написал его?
Ответ:
Бородинскому сражению в ходе Отечественной войны 1812 года
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
На основе изученной темы «Внешняя политика Александра I в
1801 – 1812 гг.» ученики должны составить таблицу
Причины Отечественной войны
Для Франции Для России
1. несоблюдение Россией
континентальной блокады
(торговлю с Англией Россия вела
на нейтральных американских
судах)
1. огромные экономические убытки
от континентальной блокады
(сокращение экспорта российского
хлеба вело к сокращению доходов
казны, дворян, купцов);
2. указ Александра I от января
1810 г. о введение нового
таможенного тарифа (высокие
пошлины устанавливались на
ввозимые предметы роскоши из
Франции).
2. создание по условиям
Тильзитского мира под
протекторатом Наполеона
герцогства Варшавского, который
был удобным плацдармом для
нападения на Россию
3. падение авторитета
Александра I.
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Характер войны, соотношение сил:
Исходя из причин войны, учащиеся должны определить
характер войны для обеих стран
Франция
Россия
Захватническая, грабительская
война
Отечественная война защита
свободы и независимости своей
Родины
Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 1 параграфа …
и составляют сравнительную таблицу о соотношении сил сторон
Численность армии
Способ комплектования Из покоренных народов
Франция
600 тыс.
Россия
220 тыс.
Рекрутский набор
по принудительному
принципу, всеобщая
воинская повинность –
для французов
½ французы, ½
иноязычное население
русские
Дворяне, крестьяне
Национальный состав
Социальный состав
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ НА УРОК:
Благодаря чему отсталая
крепостная Россия одержала
победу над передовой Францией?
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
НАЧАЛО ВОЙНЫ:
Рассказ учителя о вступлении Наполеона
на территорию России;
о разделении русских войск на 3 армии.
Работа с картой.
Планы сторон: как учащиеся объяснят
высказывание Наполеона: «Если я возьму
Киев возьму Россию за ноги; если я
возьму Петербург, то я возьму Россию
за голову; если я возьму Москву, то я
поражу ее в самое сердце»?
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
План Наполеона:
не допустить
соединения
русских армий
План Барклая де
Толли: отступая,
избегать крупных
сражений
«Мы долго молча
отступали…»
М.Ю. Лермонтов
«Бородино»
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Кутузов Михаил Илларионович
(1745 – 1813)
Работа с документом (2 группы)
А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное
отступление и в сражении хотел найти конец оному;
главнокомандующим был недоволен и в главную вину
ставил ему то, что он был не русский».
И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у
каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за
наши постоянные отступления, за смоленский пожар,
за разорение наших родных, за то, что он не русский!»
Как русские офицеры относились к отступлению
русской армии?
Кого они в этом винили и почему?
С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим
произвело общий восторг и в войске и в народе».
Сегюр: «… В нем было что то чисто национальное,
делавшее его столь дорогим для русских. В Москве
радость по случаю его назначения доходила до
опьянения: посреди улиц бросались друг другу в
объятия, считая себя спасенными».
Кто стал главнокомандующим русской армии в
августе 1812года?
Как отнеслись войска и народ к этому
назначению?
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
26 августа 1812 года – Бородинская битва
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
ПОСЛЕ РАССКАЗА О БОРОДИНСКОМ СРАЖЕНИИ
УЧАЩИЕСЯ ВЫПИСЫВАЮТ НОВЫЕ ТЕРМИНЫ
Инфантерия – пехота
Флеши – земляные укрепления
Редут – укрепление для круговой обороны
Батарея – подразделение артиллерии
(пушки, гаубицы)
Кавалерия – конное войско
Ополчение – войско, созданное на
добровольных началах в помощь основной
армии
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
На картесхеме Бородинской битвы показаны
перемещения противников, учащиеся должны
сделать вывод о значении Бородинской битвы
для русских войск:
•разбиты лучшие силы противника;
•подготовлен переход инициативы в руки
русской армии;
•пошатнулась уверенность французского
войска в своей непобедимости, усилилось
недовольство длительность похода;
Вопросразмышление на дом:
за кем осталась победа в
Бородинской битве?
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
1 СЕНТЯБРЯ 1812 ГОДА –
ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ФИЛЯХ
Принято решение
о продолжении
отступления и
оставлении
Москвы
«Пока будет еще
существовать
армия…, есть
надежда с честью
окончить войну, но
при уничтожении
армии не только
Москва, но и вся
Россия будет
потеряна.»
(М.И.Кутузов)
Согласны ли учащиеся с
добровольной сдачей Москвы
Наполеону? Объяснить почему?
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
ОТСТУПЛЕНИЕ И ГИБЕЛЬ
АРМИИ НАПОЛЕОНА
11 октября 1812 года французы оставили Москву
и начали отступать по смоленской дороге, так как
путь на юг был отрезан русскими войсками.
В России активно развернулось партизанское
движение
Что ждало
Наполеона и его
солдат
на смоленской
дороге?
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
СЕНТЯБРЬ 1812 Г –
ТАРУТИНСКИЙ МАРШМАНЕВР
Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал
возможное продвижение французов к
тульским оружейным заводам и калужским
продовольственным складам
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Работа с документами. Прочитайте документ и ответьте на
вопросы:
Что осложняло отступление французов?
Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр
Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть,
предохраняли нашу армию от заразительных болезней,
производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось
еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали
гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии,
через которые неприятель отступал.
Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов
увеличивалось множеством французских офицеров и солдат,
более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели
в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих
товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были
мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У
многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались
кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же
кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались
соломой».
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
25 ДЕКАБРЯ 1812 Г – МАНИФЕСТ АЛЕКСАНДРА I ОБ
ОКОНЧАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
К КОНЦУ УРОКА У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖЕН СФОРМИРОВАТЬСЯ ТАКОЙ ОТВЕТ НА
ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС:
Источники и значение победы
России в Отечественной войне 1812
года
Патриотически
й подъем
народа
Источники
победы
Героизм
русской
армии
Талант
российских
полководцев
Суровая
русская зима
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Подводим итоги урока.
1 вариант: закрепление по вопросам презентации:
• Каковы причины Отечественной войны?
• Какие преимущества имела армия Наполеона?
• Каков был первоначальный план Наполеона?
Почему его не удалось осуществить?
• Назовите крупнейшие сражения войны
• Каков вопрос решался на военном совете в деревне
Фили? Какое решение было принято и почему?
• В чем значение победы русского народа в войне с
Наполеоном?
2 вариант: тест из 5 вопросов на закрепление
нового материала
Методическая разработка на тему "Отечественная война 1812 года"
Вариант 3. Если остается время, можно раздать
таблицы и попросить ответить на вопросы
(заполнение «Бортового журнала»)
Что было известно по
данной теме?
Что нового я узнал на
уроке?
Домашнее задание: параграф 4, ответ на вопрос
«Кто победил в Бородинской битве?», сообщения о
выдающихся партизанах по выбору.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.