МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Самомассаж как средство восстановления спортсменов»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее время массажу как незаменимому средству восстановления уделяется все большее внимание. Это объясняется главным образом тем, что массаж применим в любых условиях, при любых функциональных состояниях спортсмена, хорошо дозируется по времени и силе приемов и сочетается с другими средствами восстановления, а также дает высокий «экспресс»-эффект.
Иконка файла материала russkaya_lapta_5-11_kl.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №27  с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара Утверждаю Директор МБОУ Школы №27 г.о. Самара К.Е.Ловичко Приказ №         от  01.09.2015 г. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Русская лапта» Направление: Спортивно­оздоровительное. Возраст школьников: 5­11 классы.  Разработчик: Гурьев К.А. 2015годПредис    ловие  Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно  решение задач их воспитания и социализации. Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской  Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность,  используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В  базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации в числе  основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно­оздоровительное  направление.  Русская лапта  народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте  встречаются в памятниках древнерусской письменности. Игра проводится на естественной  площадке.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, рост наркомании, алкоголизма,  деградации  личности,  рост заболеваемости.  К окончанию обучения  в школе, по данным организации здравоохранения России, остается от 3 до 6% здоровых школьников. Здоровье   и   физическая   активность,   здоровье   и   мышечные   нагрузки   –   в   настоящее   время   эти понятия все больше сближаются. Однако с каждым годом объем двигательной активности человека уменьшается.   А   мышечный   голод   для   здоровья   так   же   опасен,   как   недостаток   кислорода   или витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами.  Русская лапта – прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки к трудовой  и  общественной   жизни.   Специальные   исследования   показали   высокую  эффективность занятий  Русской лаптой  для  разностороннего  развития  детского  и юношеского  организма.  Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Бег и прыжки,  например, активизируют рост тела; метание в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки; передача мяча на дальнее расстояние, удары битой,  развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и соревнованиях,   совершенствуется   деятельность   сердечно­сосудистой   системы,   увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук. Игровая   деятельность   хороша   не   только   для   физического,     но   и   для     развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей   действительности,   сплочения   коллектива.   Игровой   процесс   обеспечивает   развитие общеобразовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.Школьники, занимающиеся Русской лаптой, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют,   лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе,  в соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Ребята всех возрастов приняли спортивную игру в Русскую лапту, как свою любимую игру и она привилась в их среде настолько, что мы педагоги дополнительного образования не могли остаться в стороне от столь массового увлечения. Данная образовательная программа разработана на основе УМК: Внеурочная деятельность учащихся « Баскетбол». Г.А Колодницкий. М­ «Просвещение» 2011год. Программа   позволяет   развивать   физические   способности   обучающихся.   Педагог, проанализировав возможности, заинтересованность детей и родителей,  может выбрать подходящий вариант реализации программы. На первый год обучения отводится – 1 часа в неделю, 34 часа ­ в год. Занятия должны быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на изучение основ техники и тактики игры в Русскую лапту. Программой предусматриваются группы, состоящие из 20 человек  Возраст   детей,   участвующих   в   реализации   данной   дополнительной   образовательной программы, – 11­13 лет. В секцию  Русской лапты принимаются девочки и мальчики, допущенные врачом к занятиям по физической культуре. Цель:   формирование   личностных   качеств,   способствующих   всестороннему   развитию   ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни посредством игры в баскетбол. Задачи: Обучающие: ­ ­ обучить технике и тактике игры в Русскую лапту; научить свободно и правильно применять правила в игре. Воспитательные: ­ воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,          дисциплинированности; ­ оказывать помощь воспитанникам в самопознании,       в самореализации; ­ формировать эмоционально­ценностное отношение к окружающему  миру; ­ способствовать сплочению коллектива. Развивающие: ­ ­ ­ способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, ловкости; содействовать правильному физическому развитию; прививать детям любовь к спорту и здоровому образу жизни;способствовать развитию трудолюбия, воли к победе.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по физической  культуре являются:    умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для  достижения её цели;  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со  сверстниками в достижении общих целей;  умения доносить информацию в доступной, эмоционально­яркой форме в процессе  общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.  Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре  являются следующие умения:     активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных  (нестандартных) ситуациях и условиях;  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных  целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие  интересы.  Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической  культуре являются следующие умения:       характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе  освоенных знаний и имеющегося опыта;  находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и  взаимопомощи, дружбы и толерантности;  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий  физической культурой;  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,  сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее  выполнения;     анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить  возможности и способы их улучшения;  видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и  передвижениях человека;  оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,  сдержанность, рассудительность;  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,  использовать их в игровой и соревновательной деятельности.  Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре  являются следующие умения:             планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и  досуг с использованием средств физической культуры;  излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;  представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического  развития и физической подготовки человека;  измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу  тела), развития основных физических качеств;  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении  учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их  устранения;  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,  осуществлять их объективное судейство;  бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники  безопасности к местам проведения;  организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой  направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной  дозировкой нагрузки;  характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её  напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;  взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и  соревнований;  в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,  анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;  подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;   находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными  учениками, выделять отличительные признаки и элементы;  выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном  уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;  выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и  соревновательной деятельности;  Формы проведения занятий Занятия  в секции проводятся в форме тренировок, соревнований, сдачи контрольных нормативов, теоретических   занятий   (сюда   также   входит   чтение   рефератов,   написанных   самими воспитанниками), товарищеских игр, просмотра и анализа учебных фильмов и т.д. Прогнозируемые результаты   Учащиеся после 1­го года обучения  должны знать: ­ ­ ­ ­ ­ технику безопасности на занятиях по Русской лапте; составляющие самоконтроля спортсмена; основные правила игры в Русскую лапту; историю возникновения и развития Русской лапты; гигиену повседневного быта. Режим дня.    Должны:  ­ ­ ­ владеть основными элементами игры Русская лапта; владеть основами тактики игры в Русской лапте; освоить силовую подготовку. Краткая характеристика Русской лапты.     Цель игры  — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки.   Выигрывает   команда,   набравшая   больше   очков   за   установленное   время.   К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии другие.  Игроки одной команды выбивают битой­лаптой (палка длиной 80­120 см) мяч (диаметром 6­7 см, весом 50­70 г) как можно дальше и во время полёта бегут через поле игры и обратно, игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников.  Игра   проводится   на   площадке   50­60   м   длиной   и   20­30   м   шириной   с   травяным   или искусственным покрытием. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где   находится   «дом»,   и   затем   вернуться   обратно.   Каждый   игрок,   совершивший   такой успешный пробег, дает команде 1 очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить   в   поле.   Выигрывает   команда,   набравшая   больше   очков   за   60   минут   игры, ина разделенные половины.  Каждая   команда   старается   играть   как   можно   дольше   в   нападении,   ведь   только   игра   в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за мячи.  пойманные лёта   с 2           Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В лапте спортсменов различают по амплуа: в нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий, в защите ­ подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.  При   Петре   I   игру   начали   применять   как   средство   физической   подготовки   солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного   досуга   населения   различных   возрастных   групп   и   как   средство   физического воспитания   детей,   подростков,   юношей   и   девушек.   При   комиссаре   просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в конце   50­х,   начале   60­х,   затем   на   некоторое   время   проведение   соревнований   было прекращено. 11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно­спортивную организацию   —   Федерацию   русской   лапты   России   объединяющую   46   региональных отделений в  субъектах  нашей страны.  В настоящее  время  русская  лапта  получила  своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию   и   культивируется   в   более   чем   45   регионах   Российской   Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско­юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, так же в спортивных залах и манежах. Создана достаточно хорошая научно­методическая база, имеются официальные правила   соревнований,   различные   методические   пособия   по   технической,   тактичес­кой, физической   подготовке   игроков,   методике   судейства,   по   организации   проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной   подготовки».   Русская   лапта   развивает   многие   жизненно   важные   физические качества человека­быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.  Примерное распределение учебного материала по Русской лапте по классам представлено ниже в таблице.  Учебный материал  №  п/п 5 6 7 8 9 10 11 Классы  Основы знаний (в процессе учебно­тренировочных занятий)1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 • • • • З З С С + З З  Р  Правила   безопасности   и профилактика   травматизма на   занятиях   по   Русской лапте Терминология   в   Русской лапте.   Техника   выполнения игровых приемов Тактические   действия   в Русской лапте Правила   соревнований   по Русской лапте. Жесты судей • • • • • • • • Передвижения  Р Р Р Р + З З З З + Ловля мяча Р З Передача мяча Р  З    Техника передвижений. Бег: лицом вперед, вперед и назад,   спиной   вперед. Скоростные   рывки   из различных исходных положений.  Техника перебежек. Техника элементов в движении. способов Сочетание передвижений (бег, остановки, прыжки,  рывки). обманных       Ловля мяча:  двумя   руками   на уровне груди; одной рукой двумя   «высокого»   мяча (в прыжке) руками     мяча Передача мяча на месте и в движении. Передача  мяча  одной рукой от плеча Передача мяча  в парах. в Передача противостоящих   колоннах   в движении. Передача  мяча  одной рукой снизу вперед Передача  мяча  одной рукой снизу назад Передача в противостоящих колоннах на месте: справа с лева. мяча     Подачи и удары по мячу  Техника подачи  мяча. Техника   ударов   битой   по мячу. Техника короткого удара Р Р З З Р З З З • • • • С С + + + С Р С З  Р  З З З • • • • С С + + + + З С  С  З  Р  С С С • • • • С С + + + + С • • • • С С + + + + С  С  С  С  З  С  С  С  С  Р, З  С  Р, З С  Р, З С  С С С С С С21 22 Техника длинного удара Техника   подачи   крученого мяча Р Р Р З З С С С Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом 23 приемов + + + + + + + Сочетание пробежек и осаливаний.   Тактика игры Р Р Р Р З З Р З З С З С С С С С С С С С Индивидуальные   действия владения мячом Групповые   владения мячом: действия взаимодействие   двух игроков; взаимодействие нападении с  в   участием   двух   игроков («передай мяч и вернуться на исходное  место»); взаимодействие нападении с    в участием   трех   игроков («тройка»);    24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Командные   действия   в нападении и защите: позиционное нападение  Двусторонняя учебная игра + + + Подвижные игры и эстафеты   Игры   и   эстафеты   на закрепление и совершенствование технических   приемов   и тактических действий О.Р.У, с мячом для большого тенниса Эстафеты   с   метанием   и ловлей теннисного мяча Эстафеты   с   метанием теннисного в подвижную цель Игры, физические способности развивающие   мяча     + + + + + + + + + + + + + + + Физическая подготовка + + +   Развитие скоростных, силовых, скоростно­силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости Р  З С + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 34 Судейство   игры     «Русская лапта» Судейская практика + + + +Условные обозначения: Р­ разучивание двигательного действия; З­ закрепление двигательного действия; С­ совершенствование двигательного действия; (+)­ указывает на использование данного материала в учебно­тренировочном занятии  Содержание и организация занятий по Русской лапте. Во   внеурочной   деятельности   учащиеся   общеобразовательных   организаций   занимаются Русской   лаптой   в   спортивной   секции   общеобразовательной   организации,   участвуют   во   внутри школьных и внешкольных соревнованиях по Русской лапте. Основными задачами учебно­тренировочного процесса в школьной спортивной секции по Русской лапте являются:   пропаганда   здорового   образа   жизни,   укреплению   здоровья,   содействие   гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация Русской лапты  как вид спорта и активного отдыха (физической реакции);   формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям Русской лаптой;   обучение технике и тактике игры в Русскую лапту; развитие   физических   способностей   (скоростных, координационных, выносливости, гибкости);   силовых,   скоростно­силовых,  формирование необходимых теоретических знаний;  воспитание моральных и волевых качеств. Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения, а затем защиты). Как только освоены один­два приема нападения, следует переходить к соответствующим контрприемам.   По   мере   овладения   приемами   техники   изучается   тактика   игры.   Правила   игры изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники. Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой: 1. Ознакомление с приемами. 2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях. 3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке. 4. Применение приема в игре. В основе успешного выполнения всех технических приемов в Русской лапте лежит умение хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в подготовительную часть занятия   целесообразно   включать   различные   упражнения   с   битой,   не   содержащие непосредственно игровых приемов.   Упражнения с  мячом:  и. п. – метание меча в цель левой правой рукой ;  и. п. –  ловля мяча правой левой рукой;  и. п. – бросок мяча правой  левой рукой в паре;  и. п. – бросок правой левой рукой в тройке;  и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч двумя руками (рис. 1,в);  и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;При проведении  двусторонних  учебных  игр необходимо  распределять  занимающихся  по командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся должны использовать весь свой   арсенал   технико­тактических   приемов   и   действий.   Целесообразно   поощрять   успешной применение тактического группового взаимодействия «передай мяч и выходи на свободное место». Предполагаемые результаты реализации программы.  Учащиеся после 1­го года обучения  должны знать: ­ ­ ­ ­ ­ технику безопасности на занятиях по Русской лапте; составляющие самоконтроля спортсмена; основные правила игры в Русскую лапту; историю возникновения и развития Русской лапты; гигиену повседневного быта. Режим дня.    Должны:  ­ ­ ­ владеть основными элементами игры в Русскую лапту; владеть основами тактики игры в Русскую лапту; освоить силовую подготовку.   Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская лапта» школьной программы. В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на занятиях  и во внеурочной деятельности учащиеся должны: Знать  Значение Русской лапты  в развитии физических способностей и  совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;  Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;  Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной  техники  Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и  тактических действий;  Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,  скоростно­силовых, координационных, выносливости, гибкости);  Контрольные упражнения (двигательные тесты)  для оценивания физической и  технической подготовленности и требования к технике и правилам их  выполнения;  Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;  Жесты судьи;  Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами Русской лапты; Уметь  Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на  занятиях по русской лапте;  Выполнять технические приемы и тактические действия;  Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на  занятиях по Русской лапте;  Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;  Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;Причины и предупреждение травматизма на занятиях по Русской лапте Русская лапта – командная высоко динамичная игра. Она связана с множеством  разнообразных двигательных действий (бег, остановки, повороты, прыжки, ловля мяча), которые  выполняются в различных направлениях и темпе, при поддержке игроков своей команды и  активном сопротивлении команды противника на небольшой по размеру спортивной площадке. Наиболее типичные травмы:  повреждение кисти и пальцев руки (при неудачной ловле  сильной передачи мяча от партнера, ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении);   растяжение связок коленного и голеностопного суставов; повреждения менисков коленного  сустава; разрыва ахиллова сухожилия; повреждения поясничного отдела позвоночника; травмы  лица (подбитый глаз, кровоточащий нос, повреждение челюсти) и др. 1. Физическая  культура. 5­9, 10­11 классы. Под редакцией М.Я. Виленского . Учебник для  общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2014 г. Библиография.