В последнее время массажу как незаменимому средству восстановления уделяется все большее внимание. Это объясняется главным образом тем, что массаж применим в любых условиях, при любых функциональных состояниях спортсмена, хорошо дозируется по времени и силе приемов и сочетается с другими средствами восстановления, а также дает высокий «экспресс»-эффект.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара
Утверждаю
Директор МБОУ Школы №27 г.о. Самара
К.Е.Ловичко
Приказ № от 01.09.2015 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Русская лапта»
Направление: Спортивнооздоровительное.
Возраст школьников: 511 классы.
Разработчик: Гурьев К.А.
2015годПредис
ловие
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных организаций объединяет все виды
деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных организаций Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность,
используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В
базисном учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации в числе
основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивнооздоровительное
направление. Русская лапта народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте
встречаются в памятниках древнерусской письменности. Игра проводится на естественной
площадке.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, рост
наркомании, алкоголизма, деградации личности, рост заболеваемости. К окончанию обучения в
школе, по данным организации здравоохранения России, остается от 3 до 6% здоровых школьников.
Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти
понятия все больше сближаются. Однако с каждым годом объем двигательной активности человека
уменьшается. А мышечный голод для здоровья так же опасен, как недостаток кислорода или
витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами.
Русская лапта – прекрасное средство для физического развития человека, его подготовки к
трудовой и общественной жизни. Специальные исследования показали высокую эффективность
занятий Русской лаптой для разностороннего развития детского и юношеского организма. Бег,
прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Бег и
прыжки, например, активизируют рост тела; метание в высоко расположенную цель способствуют
формированию правильной осанки; передача мяча на дальнее расстояние, удары битой, развивают
силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и
соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечнососудистой системы, увеличивается
окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища, рук.
Игровая деятельность хороша не только для физического,
но и для
развития
познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в
окружающей действительности, сплочения коллектива. Игровой процесс обеспечивает развитие
общеобразовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой
деятельности.Школьники, занимающиеся Русской лаптой, очень быстро обгоняют в физическом развитии
своих сверстников. Они реже болеют, лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях,
проводимых в школе, в соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят. Ребята
всех возрастов приняли спортивную игру в Русскую лапту, как свою любимую игру и она привилась
в их среде настолько, что мы педагоги дополнительного образования не могли остаться в стороне
от столь массового увлечения.
Данная образовательная программа разработана на основе УМК: Внеурочная деятельность
учащихся « Баскетбол». Г.А Колодницкий. М «Просвещение» 2011год.
Программа позволяет развивать физические способности обучающихся. Педагог,
проанализировав возможности, заинтересованность детей и родителей, может выбрать подходящий
вариант реализации программы.
На первый год обучения отводится – 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Занятия должны быть направлены на всестороннюю физическую подготовку занимающихся и на
изучение основ техники и тактики игры в Русскую лапту.
Программой предусматриваются группы, состоящие из 20 человек
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы, – 1113 лет.
В секцию Русской лапты принимаются девочки и мальчики, допущенные врачом к занятиям
по физической культуре.
Цель: формирование личностных качеств, способствующих всестороннему развитию ребенка,
приобщение его к здоровому образу жизни посредством игры в баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
обучить технике и тактике игры в Русскую лапту;
научить свободно и правильно применять правила в игре.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки,
дисциплинированности;
оказывать помощь воспитанникам в самопознании,
в самореализации;
формировать эмоциональноценностное отношение к окружающему миру;
способствовать сплочению коллектива.
Развивающие:
способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, ловкости;
содействовать правильному физическому развитию;
прививать детям любовь к спорту и здоровому образу жизни;способствовать развитию трудолюбия, воли к победе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по физической
культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и
досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение
в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её
напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и
соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном
уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
Формы проведения занятий
Занятия в секции проводятся в форме тренировок, соревнований, сдачи контрольных нормативов,
теоретических занятий (сюда также входит чтение рефератов, написанных самими
воспитанниками), товарищеских игр, просмотра и анализа учебных фильмов и т.д.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся после 1го года обучения
должны знать:
технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
составляющие самоконтроля спортсмена;
основные правила игры в Русскую лапту;
историю возникновения и развития Русской лапты;
гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
владеть основными элементами игры Русская лапта;
владеть основами тактики игры в Русской лапте;
освоить силовую подготовку.
Краткая характеристика Русской лапты.
Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника,
как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав
противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются
очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К
родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в
Румынии
другие.
Игроки одной команды выбивают битойлаптой (палка длиной 80120 см) мяч (диаметром
67 см, весом 5070 г) как можно дальше и во время полёта бегут через поле игры и обратно,
игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников.
Игра проводится на площадке 5060 м длиной и 2030 м шириной с травяным или
искусственным покрытием. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После
удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля,
где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой
успешный пробег, дает команде 1 очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет
водить в поле. Выигрывает команда, набравшая больше очков за 60 минут игры,
ина
разделенные
половины.
Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в
нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки
за
мячи.
пойманные
лёта
с
2
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу
игры. В лапте спортсменов различают по амплуа: в нападении это первый бьющий, второй
бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий, в защите
подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний
защитники.
При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат
Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских
подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство
активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического
воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения
Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках
Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в
конце 50х, начале 60х, затем на некоторое время проведение соревнований было
прекращено. 11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии
бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было
продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003
году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурноспортивную
организацию — Федерацию русской лапты России объединяющую 46 региональных
отделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта получила своё
развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную
Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации.
Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных
групп, всероссийских традиционные детскоюношеские турниры. Соревнования проводятся
на открытых травяных и земляных спортивных площадках, так же в спортивных залах и
манежах. Создана достаточно хорошая научнометодическая база, имеются официальные
правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической,
физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения
соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией
русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте
для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам
спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические
качества человекабыстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое
мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам
это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными
играми.
Примерное распределение учебного материала по Русской лапте по классам представлено
ниже в таблице.
Учебный материал
№
п/п
5
6
7
8
9
10
11
Классы
Основы знаний (в процессе учебнотренировочных занятий)1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
•
•
•
•
З
З
С
С
+
З
З
Р
Правила безопасности и
профилактика травматизма
на занятиях по Русской
лапте
Терминология в Русской
лапте. Техника выполнения
игровых приемов
Тактические действия в
Русской лапте
Правила соревнований по
Русской лапте. Жесты судей
•
•
•
•
•
•
•
•
Передвижения
Р
Р
Р
Р
+
З
З
З
З
+
Ловля мяча
Р
З
Передача мяча
Р
З
Техника передвижений.
Бег: лицом вперед, вперед и
назад,
спиной вперед.
Скоростные рывки из
различных
исходных
положений.
Техника перебежек.
Техника
элементов в движении.
способов
Сочетание
передвижений
(бег,
остановки, прыжки, рывки).
обманных
Ловля мяча:
двумя руками на
уровне
груди; одной рукой
двумя
«высокого»
мяча (в прыжке)
руками
мяча
Передача мяча на месте и в
движении.
Передача мяча одной рукой
от плеча
Передача мяча в парах.
в
Передача
противостоящих колоннах в
движении.
Передача мяча одной рукой
снизу вперед
Передача мяча одной рукой
снизу назад
Передача
в
противостоящих колоннах на
месте: справа с лева.
мяча
Подачи и удары по мячу
Техника подачи мяча.
Техника ударов битой по
мячу.
Техника короткого удара
Р
Р
З
З
Р
З
З
З
•
•
•
•
С
С
+
+
+
С
Р
С
З
Р
З
З
З
•
•
•
•
С
С
+
+
+
+
З
С
С
З
Р
С
С
С
•
•
•
•
С
С
+
+
+
+
С
•
•
•
•
С
С
+
+
+
+
С
С
С
С
З
С
С
С
С
Р, З С
Р, З С
Р, З С
С
С
С
С
С
С21
22
Техника длинного удара
Техника подачи крученого
мяча
Р
Р
Р
З
З
С
С
С
Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
23
приемов
+
+
+
+
+
+
+
Сочетание
пробежек и осаливаний.
Тактика игры
Р
Р
Р
Р
З
З
Р
З
З
С
З
С
С
С
С
С
С
С
С
С
Индивидуальные действия
владения мячом
Групповые
владения мячом:
действия
взаимодействие двух
игроков;
взаимодействие
нападении с
в
участием двух игроков
(«передай мяч и вернуться на
исходное место»);
взаимодействие
нападении с
в
участием трех игроков
(«тройка»);
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Командные действия в
нападении и защите:
позиционное
нападение
Двусторонняя учебная игра
+
+
+
Подвижные игры и эстафеты
Игры и эстафеты на
закрепление
и
совершенствование
технических приемов и
тактических действий
О.Р.У, с мячом для большого
тенниса
Эстафеты с метанием и
ловлей теннисного мяча
Эстафеты с метанием
теннисного
в
подвижную цель
Игры,
физические способности
развивающие
мяча
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Физическая подготовка
+
+
+
Развитие
скоростных,
силовых, скоростносиловых,
координационных
способностей, выносливости,
гибкости
Р
З
С
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
34
Судейство игры «Русская
лапта»
Судейская практика
+
+
+
+Условные обозначения: Р разучивание двигательного действия; З закрепление двигательного
действия; С совершенствование двигательного действия; (+) указывает на использование данного
материала в учебнотренировочном занятии
Содержание и организация занятий по Русской лапте.
Во внеурочной деятельности учащиеся общеобразовательных организаций занимаются
Русской лаптой в спортивной секции общеобразовательной организации, участвуют во внутри
школьных и внешкольных соревнованиях по Русской лапте.
Основными задачами учебнотренировочного процесса в школьной спортивной секции по
Русской лапте являются:
пропаганда здорового образа жизни, укреплению здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию занимающихся;
популяризация Русской лапты как вид спорта и активного отдыха (физической реакции);
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям Русской лаптой;
обучение технике и тактике игры в Русскую лапту;
развитие физических способностей (скоростных,
координационных, выносливости, гибкости);
силовых,
скоростносиловых,
формирование необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Обучение игре начинается с изучения отдельных приёмов (вначале технике нападения, а затем
защиты). Как только освоены одиндва приема нападения, следует переходить к соответствующим
контрприемам. По мере овладения приемами техники изучается тактика игры. Правила игры
изучаются параллельно с соответствующими приемами тактики и техники.
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в упрощенных или специально созданных условиях.
3. Совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке.
4. Применение приема в игре.
В основе успешного выполнения всех технических приемов в Русской лапте лежит умение
хорошо владеть мячом (хорошо развитое чувство мяча). Поэтому в подготовительную часть
занятия целесообразно включать различные упражнения с битой, не содержащие
непосредственно игровых приемов.
Упражнения с мячом:
и. п. – метание меча в цель левой правой рукой ;
и. п. – ловля мяча правой левой рукой;
и. п. – бросок мяча правой левой рукой в паре;
и. п. – бросок правой левой рукой в тройке;
и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать мяч двумя
руками (рис. 1,в);
и. п. – мяч внизу; подбросить мяч вверх, выпрыгнуть и поймать его в прыжке;При проведении двусторонних учебных игр необходимо распределять занимающихся по
командам с учетом уровня их подготовленности. В игре занимающиеся должны использовать весь
свой арсенал техникотактических приемов и действий. Целесообразно поощрять успешной
применение тактического группового взаимодействия «передай мяч и выходи на свободное место».
Предполагаемые результаты реализации программы.
Учащиеся после 1го года обучения
должны знать:
технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
составляющие самоконтроля спортсмена;
основные правила игры в Русскую лапту;
историю возникновения и развития Русской лапты;
гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
владеть основными элементами игры в Русскую лапту;
владеть основами тактики игры в Русскую лапту;
освоить силовую подготовку.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская лапта»
школьной программы.
В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на занятиях
и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
Знать
Значение Русской лапты в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;
Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники
Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и
тактических действий;
Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,
скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения;
Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;
Жесты судьи;
Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами Русской лапты;
Уметь
Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях по русской лапте;
Выполнять технические приемы и тактические действия;
Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях по Русской лапте;
Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;
Демонстрировать жесты баскетбольного судьи;Причины и предупреждение травматизма на занятиях по Русской лапте
Русская лапта – командная высоко динамичная игра. Она связана с множеством
разнообразных двигательных действий (бег, остановки, повороты, прыжки, ловля мяча), которые
выполняются в различных направлениях и темпе, при поддержке игроков своей команды и
активном сопротивлении команды противника на небольшой по размеру спортивной площадке.
Наиболее типичные травмы: повреждение кисти и пальцев руки (при неудачной ловле
сильной передачи мяча от партнера, ушибы (при столкновении игроков и неудачном падении);
растяжение связок коленного и голеностопного суставов; повреждения менисков коленного
сустава; разрыва ахиллова сухожилия; повреждения поясничного отдела позвоночника; травмы
лица (подбитый глаз, кровоточащий нос, повреждение челюсти) и др.
1. Физическая культура. 59, 1011 классы. Под редакцией М.Я. Виленского . Учебник для
общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2014 г.
Библиография.