Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
Взрослым
03.06.2017
В данной методической разработке содержатся рекомендации по проведению обобщающего занятия по изобразительному искусству с методикой преподавания в цикле "Культура и искусство русского народа" на тему "Народные праздники в русской традиционной культуре" по программе подготовки студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Предложена методика руководства коллективной работой
по изобразительному искусству.Файл представляет собой текстовой документ с расширением. doc
Методическая разработка Русские народные праздники.doc
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Методическая разработка
занятия изобразительному искусству с методикой преподавания
для 3 курса специальности 050146
«Преподавание в начальных классах»
«Народные праздники
в русской традиционной культуре»
(Обобщение темы:
«Культура и искусство русского народа»)
(2 ч.)
Разработано
преподавателем спецдисциплин
ТОГАПОУ
«Педагогический колледж г.Тамбова»
Желтовой Н.М. Тамбов, 2016 год.
Тема занятия:
«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ».
(Обобщение темы «Культура и искусство русского народа). 2 ч.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
а) Образовательные:
1. Обобщить и закрепить знания студентов о культуре и искусстве русского
народа (повторение по всем урокам этой темы).
2. Познакомить студентов с методикой обобщающего урока по ИЗО и
методикой коллективной работы по ИЗО.
3. Познакомить студентов с историей возникновения русских народных
праздников.
б) Развивающие:
1.
2.
3.
Развивать навыки студентов по изображению пейзажа, деревенских
построек, фигуры человека в движении русской национальной одежде.
Закрепить навыки выполнения сложной многофигурной композиции.
Развивать чувство общности целей в коллективной работе и умение
выполнять конкретную задачу в соответствии с общими целями.
в) Воспитательные:
1. Формировать нравственную культуру студентов.
2. Вызвать чувство восхищения и гордости за русскую культуру и искусство,
желание передать это чувство школьникам.
3. Вызвать чувство острого сожаления по поводу утраты многих ценностей
национальной культуры, желание восполнить эти утраты и сохранить
русскую культуру и традиции.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
2 1. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, интерактивная доска.
2. Художественные материалы и инструменты: гуашь, большая и мелкая
кисть.
3. Презентация «Устройство и украшение русской избы»
4. Презентация «Русские народные праздники в произведениях русских
художников»
5. Изделия русских народных промыслов и народные музыкальные
инструменты для театрализации живых сцен ярмарки.
6. Плясовые наигрыши в исполнении оркестра русских народных
инструментов.
7. Два больших листа тонированной бумаги, склеенных по горизонтали, для
выполнения студентами коллективной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1. Все семестровые работы по теме «Культура и искусство русского народа»
(пейзажи с русскими избами /гуашь/, «Образ русской женщины» /гуашь/ и
«Образ русского богатыря» /пластилин/, изображение русского
традиционного труда /карандаш, фломастеры/).
2. Набор гуаши, большие и мелкие кисти.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Составление кроссворда для обобщения темы «Культура и искусство
русского народа».
2. Коллективное панно «Масленица» (формат 2А, бумага, гуашь).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987.
2. Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далёком прошлом. – М., 2002.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Оргмомент
2. Сообщение целей урока
3. Введение в тему русских народных праздников:
3 – беседа о происхождении праздников;
– общие праздничные традиции (по презентации);
– театрализация праздничного гулянья.
4. Рекомендации к самостоятельной работе:
–
–
выполнение эскиза панно учителем на интерактивной доске при
активном участии студентов;
распределение заданий по группам.
5. Самостоятельная работа:
–
–
–
–
1ая группа – работа на панно (фон: небо и земля); в это время 2,
3, 4 группы готовят эскизы;
2ая группа – работа на панно (задний план, избы), в это время 1,
3, 4 группы – повторение и обобщение темы «Культура, быт и искусство
русского народа», просмотр семестровых работ по этой теме;
3я группа – работа на панно (люди), в это время 1, 2, 4 группы
сочиняют кроссворд для школьников;
4я группа – работа на панно (завершение, деталировка), в это
время 1, 2, 3 группы делают записи в тетрадь по методике проведения
такого урока в школе.
6. Итог урока:
–
–
просмотр законченного панно;
заключительное слово учителя.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Оргмомент.
2. Сообщение задач урока:
–
–
–
обобщение знаний по теме «Культура и искусство русского народа»;
завершить эту тему знакомством с русскими народными
праздниками;
выполнить практическую работу на тему праздников (коллективное
панно);
4 –
уделить внимание методике проведения аналогичного урока в
школе.
Начнём урок с разговора о русских праздниках, а повторением займёмся
параллельно с выполнением практической работы.
3. Введение в тему русских народных праздников.
Изучая культуру и искусство русского народа, мы познакомились с
устройством и украшением русской избы, с умением русского человека
расположить своё жильё, не нарушая гармонии с природой, с русским
характером, с внешним и внутренним обликом русской красавицы, русского
богатыря, с традиционным русским трудом.
Итак, русский народ славился умением радостно трудиться, обретая в труде
глубокое удовлетворение и счастье. Но не только труду отдаёт всего себя
русский человек. Для него характерна и способность полностью отдаваться
коротким весёлым минутам отдыха, редким дням праздников. Картина культуры
русского народа не была бы полной без сцен народных праздников и гуляний.
а) Беседа о происхождении праздников.
Происхождение праздников на Руси древнее (VIII – IX вв.). Они издавна
связаны с календарём природы и сезонных крестьянских занятий. Например,
осень – Праздник урожая, зима (под Новый год) – Святки, конец зимы –
Масленица, весна (начало полевых работ) – Семик и т.д. Эти праздники
относятся ещё к дохристианскому периоду, когда Русь была языческой, т.е.
люди верили во множество богов, представлявших силы природы.
– Что вы знаете об этом периоде, о языческой религии?
– Назовите известные вам русские народные праздники.
С принятием Христианства на Руси картина праздников несколько
изменилась.
– В каком году Русь приняла крещение? (в 988 г.)
– Кто осуществил крещение Руси? (князь Владимир Святославович).
5 Многие христианские праздники, совпадают с языческими, например:
Рождество Христово и Святки, Троица и Семик и т.д. Древние традиции и
обряды очень живучи, они хранятся в памяти народной. До сих пор на
Рождество колядуют ряженые, на Успение Богородицы прячут в амбаре
последний сноп, на Троицу заплетают зелёные ветки в венки и т.д.
б) Общие праздничные традиции.
У каждого праздника есть свои характерные обряды, но есть и общие для
них традиции.
–
Расскажите, чем сопровождается на Руси любой народный
праздник (смотрим презентацию «Русские народные праздники в
произведениях русских художников», репродукции с картин Б.Кустодиева
«Масленица», «Ярмарка», В.Сурикова «Взятие снежного городка», с
палехских шкатулок – лаковые миниатюры, изображающие народные
гулянья).
Итак, картина народного гулянья на Руси обязательно включает следующие
элементы:
1. Ярмарка, народные пляски, песни.
2. Качели, карусели, кукольный театр.
3. Скоморохи, медведь и вожатый.
4. Катание на тройках.
в) Театрализация праздничного гулянья.
В практической работе вам предстоит изобразить традиционный русский
праздник Масленицу. Для этого попробуем воссоздать живую картину
народного гулянья. В методике Б.Н. Неменского этот приём называется
«создание ситуаций уподобления» (8 человек изображают торговцев
коробейников, музыкантов, кукловодов, катающихся на тройке. Атрибуты: баян,
мандолина, гитара, свистульки, хохломская посуда, городецкие доски,
павлопосадские платки, жостовские подносы, ложки, тростевые куклы).
Поём русскую песню «Ой, полнымполна коробочка!..» (один куплет),
коробейники кричат, предлагая товар, музыканты играют и пританцовывают,
6 свистульки свистят, ложки стучат, шум, толкотня, яркие платки, музыка, смех
(2 мин.). По окончании куплета все замирают на своём месте и замолкают.
Зрители наблюдают «живую картину», запоминают позы, общую композицию.
Преподаватель активно участвует в театрализации, организует студентов,
помогает им войти в роль, перевоплотиться. Приём театрализации должен
способствовать созданию более выразительного художественного образа
народного гулянья.
4. Рекомендации к самостоятельной работе.
А) выполнение эскиза панно учителем на интерактивной доске при
активном участии студентов
(На доске изображён вытянутый по горизонтали прямоугольник таких же
пропорций, как будущее панно:
В этом прямоугольнике преподаватель делает эскиз композиции, которая
обсуждается со студентами: где и что будет изображено, какого размера).
ВОПРОСЫ К СТУДЕНТАМ:
– чего будет больше в картине: неба или земли (соответственно
проводится линия горизонта);
– что будет на заднем плане? (деревенские избы).
– какую часть картины по высоте они будут занимать?
– что будет на переднем плане? Слева? Справа?
– где расположить людей? Чем они будут заниматься?
7 Все объекты: избы, церковь, дом на переднем плане, дорогу, тройку
лошадей, фигуры людей, деревья, – преподаватель схематично изображает на
эскизе, обращая особое внимание на их размер к листу и место на листе, так,
чтобы руководствуясь этим эскизом, каждый смог выполнить свою часть работы
на панно. Эскиз остаётся на доске в течение всего урока.
Б) Распределение заданий по группам.
(задания распределяются в соответствии с навыками изображения пейзажа,
построек, людей, которыми владеют конкретные студенты: у кого, что лучше
получается). Преподаватель помогает студентам разбиться на группы и
распределяет задания:
–
–
–
–
1я группа выполняет фон: небо и снег (большими кистями,
сверху вниз, используя богатые оттенки цветов).
2я группа изображает постройки на заднем плане (важно найти
нужный размер, удачный ритм построек, мягкий цвет).
3я группа изображает людей и деревья на среднем и переднем
плане (обратить внимание на выразительность движения и цветовых
пятен, ритм расположения групп).
4я группа занимается деталировкой и осуществляет завершение
работы над панно (изображает самое трудное: тройку лошадей, вожатого
с медведем и т.п.).
В каждой группе назначается главный художник.
Данная практическая работа требует от студентов применения всех
навыков, умений и знаний, полученных при изучении темы «Культура и
искусство русского народа» и является обобщающей и закрепляющей эти
навыки. Помимо этого, такая работа даёт возможность студентам
попрактиковаться в педагогическом показе.
5. Самостоятельная работа.
8 Все четыре группы поочерёдно выполняют свой участок работы,
ориентируясь на эскиз и свободно импровизируя в его рамках (метод свободы в
системе ограничений по Б.Н. Неменскому).
ЭСКИЗ ПАННО «МАСЛЕНИЦА» (Один из вариантов)
Обязательным требованием организации коллективной работы является
выполнение студентами какойто индивидуальной работы в то время, пока не
подошла их очередь работать на панно. Работа групп организуется в 4 этапа
1 этап: 1я групп – работа на панно (фон: зимний пейзаж).
2, 3, 4 группы делают в альбомах эскизы и наброски для последующего
выполнения своих заданий на панно: тренируются в изображении конкретных
домов, фигур людей, которые им придётся внести в панно.
2 этап: 2я группа – работа на панно (постройки: избы, церковь).
1, 3 и 4 группы занимаются с преподавателем повторением и обобщением
темы «Культура и искусство русского народа» и просмотром работ по этой теме.
Беседа по повторению и обобщению темы
«Культура и искусство русского народа».
Итак, мы познакомились с культурой и искусством русского народа.
В чём же раскрылся талант русского народа?
А) Русские люди горячо любили свою землю, её леса и реки, поля и
просторы. Русские художники видели красоту родной природы и воспели её в
своих пейзажах.
9 Назовите русских художниковпейзажистов и их картины,
просмотренные нами на уроке «Гармония земли и природы»
(Левитан, Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и др.). Давайте
ещё раз просмотрим ваши пейзажи и вспомним особенности этой
работы (просмотр студенческих работ с кратким комментарием).
Б) Мы говорим о гармонии жилья русского человека с окружающей
природой на уроке «Украшение русской избы». Говорим о том, что характер
русского человека сформировался под воздействием природы и отразился в
оформлении его жилища.
Как отразился «русский» характер в декоре избы?
Как называются части украшения русской избы? (работа по
презентации «Украшение русской избы»).
Каково происхождение слов «причелина», «наличники»? (Фасад
избы напоминает лицо человека: окна – очи, ставни – веки
/закрываются на ночь/, верхняя часть фасада «чело» лоб /отсюда
причелина/, нижняя часть «сруб» лицо /отсюда наличники/. В этих
названиях отразилась русская приветливость, радушие, юмор и
наблюдательность).
(Просмотр студенческих работ по теме «Изба и её украшение»).
В) Следующий урок был посвящён образу древних русских городов.
Как были устроены древнерусские города? (на холме, у излучины
реки, обнесены рвом и крепостью).
Назовите древние русские города. (Новгород, Владимир, Киев,
Ростов, Рязань, Суздаль, Смоленск и др.).
Каковы характерные постройки? (Церкви, соборы, сторожевые
башни, стены).
Что означают термины: звонница, бойница, кремль, цоколь?
10 (Просмотр студенческих работ по этому уроку: конструирование из бумаги
памятников русской архитектуры).
Г) Образ русского человека.
Какие же черты русского характера сформировались под
воздействием русской природы? (Свободолюбие и независимость, широта
души и гостеприимство, отзывчивость, доброта, национальная гордость).
С творчеством какого художника мы познакомились на уроках,
посвящённых женскому и мужскому образу? Что вы о нём знаете?
(Константин Васильев).
Назовите запомнившиеся вам картины К. Васильева («Авдотья
Рязаночка», «Северный орёл», «Ожидание», «Гусилебеди», «Рождение
Дуная», «У окна»).
(Просмотр студенческих работ по теме «Образ русской женщины»
/гуашь/ и «Образ русского богатыря» /пластилин/).
Назовите детали женской и мужской русской одежды, детали
женских украшений, мужских доспехов (душегрея, сарафан, кика,
кокошник, поднизи, ряска; кафтан, зипун, онучи, бармица, кольчуга,
личина и т.д.).
Д) Последний урок был посвящён изображению традиционного труда в
русском искусстве. Мы говорили о радости труда, об удовлетворении, которое
испытываешь от работы на земле. Городские жители сейчас становятся всё
ближе к земле и лучше понимают теперь труд людей, которые всегда их кормили
и поили. Этот урок призван воспитывать уважение к крестьянскому труду.
На этом уроке вы научились изображать фигуру человека в пропорциях и
движении с помощью схем движения. Давайте посмотрим, как вы закончили
домашнее задание прошлого урока.
(Просмотр работ по теме «Традиционный труд»).
11 В сегодняшней коллективной работе вы можете и должны использовать
навыки по изображению пейзажа, построек, человеческих фигур в русской
зимней одежде).
3 этап: 3я группа – работа на панно (изображение людей в русской зимней
одежде).
1, 2 и 4 группы – составление кроссвордов для обобщающего тему
«Русское искусство» урока в школе из терминов, изученных в этой теме.
В
П О Л О Т Е Н Ц Е
Р Я С Н А
Б А Р М И Ц А
Н А Л И Ч Н И К
К Р Е М Л Ь
З Е Р Ц А Л О
П О Д Н И З И
З В О Н Н И Ц А
П О Н Е В А
В
Например:
В /вертикальное магистральное слово/: резная доска, закрывающая стык между
скатом крыши и челом в русской избе.
По горизонтали:
1. Резная доска между двумя причелинами.
2. Кольчуга для защиты плеч и шеи.
3. Жемчужноалмазные подвески в женских украшениях.
4. Резная доска – украшение окна.
5. Наиболее древняя часть города внутри крепостной стены.
6. Нагрудные и наспинные латы древнерусского воина.
7. Жемчужная сеточка на лбу русской красавицы.
8. Сооружение для колоколов, вытянутое по горизонтали.
12 9. Часть верхней одежды, напоминающая юбку, у южнорусских
крестьянок.
4 этап: 4я группа – работа на панно (деталировка, завершение работы).
1, 2 и 3 группы делают запись в тетрадь по методике проведения
аналогичного урока в школе: определяют задачи урока, составляют краткий
план, записывают тезисно рекомендации по проведению урока.
6. Итог урока.
А) Просмотр законченного панно под русскую народную музыку: плясовые
наигрыши. (Комментарии студентов к выполнению групповых заданий, анализ
работы, оценка главным художником группы работы каждого, оценка работы
главных художников).
Б) Заключительное слово учителя.
Итак, мы закончили изучение темы «Культура и искусство русского
народа». В дальнейшем нам предстоит изучение культуры народов ближнего и
дальнего зарубежья: Средней Азии, Прибалтики, Японии, Древней Греции,
средневековой Западной Европы. У нас появится возможность сравнить разные
культуры, найти сходство и различие. Мы убедимся в том, что русское
искусство ни в чём не уступает древним культурам других народов, оно по
своему богато и неповторимо. Во время изучения русского искусства мы с
гордостью отмечали его уникальность и с горечью обнаружили, что в разные
эпохи наша культура неоднократно переживала тяжёлые времена: многое
утрачено безвозвратно, разрушено, продано, задушено, расстреляно. Но
культура не погибнет, пока жив народ. Вопреки всему, культура и искусство,
русские традиции и обычаи сохранились, передаваясь из поколения в поколение.
Наша задача – собирать по крупицам то, что осталось, возрождать то, что
ещё можно возродить, хранить и приумножать русские традиции и памятники
культуры. Это дело нашей жизни, ведь мы – художникипедагоги. Если не мы, то
кто же? Надеюсь, что сегодняшнее занятие – серьёзный вклад в решение этой
задачи.
13
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.