Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
Взрослым
03.06.2017
Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
В данной методической разработке содержатся рекомендации по проведению обобщающего занятия по изобразительному искусству с методикой преподавания в цикле "Культура и искусство русского народа" на тему "Народные праздники в русской традиционной культуре" по программе подготовки студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Предложена методика руководства коллективной работой по изобразительному искусству.Файл представляет собой текстовой документ с расширением. doc
Методическая разработка Русские народные праздники.doc
Тамбовское областное государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение  «Педагогический колледж г. Тамбова» Методическая разработка занятия изобразительному искусству с методикой преподавания для 3 курса специальности  050146  «Преподавание в начальных классах»                                     «Народные праздники в русской традиционной культуре» (Обобщение темы:  «Культура и искусство русского народа»)  (2 ч.)                                              Разработано  преподавателем спецдисциплин  ТОГАПОУ  «Педагогический колледж г.Тамбова» Желтовой Н.М. Тамбов, 2016 год. Тема занятия:  «НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ».  (Обобщение темы «Культура и искусство русского народа). 2 ч. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:  а) Образовательные: 1. Обобщить и закрепить знания студентов о культуре и искусстве русского народа (повторение по всем урокам этой темы). 2. Познакомить   студентов   с   методикой   обобщающего   урока   по   ИЗО   и методикой коллективной работы по ИЗО. 3. Познакомить   студентов   с   историей   возникновения   русских   народных праздников.  б) Развивающие: 1. 2. 3. Развивать   навыки   студентов   по   изображению   пейзажа,   деревенских построек, фигуры человека в движении русской национальной одежде. Закрепить навыки выполнения сложной многофигурной композиции. Развивать  чувство  общности целей  в коллективной работе и умение выполнять конкретную задачу в соответствии с общими целями.  в) Воспитательные: 1. Формировать нравственную культуру студентов. 2. Вызвать чувство восхищения и гордости за русскую культуру и искусство, желание передать это чувство школьникам. 3. Вызвать чувство острого сожаления по поводу утраты многих ценностей национальной   культуры,   желание   восполнить   эти   утраты   и   сохранить русскую культуру и традиции. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 2 1. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, интерактивная доска. 2. Художественные   материалы   и   инструменты:   гуашь,   большая   и   мелкая кисть. 3. Презентация «Устройство и украшение русской избы» 4. Презентация   «Русские   народные   праздники   в   произведениях   русских художников» 5. Изделия   русских   народных   промыслов   и   народные   музыкальные инструменты для театрализации живых сцен ярмарки. 6. Плясовые   наигрыши   в   исполнении   оркестра   русских   народных инструментов. 7. Два больших листа тонированной бумаги, склеенных по горизонтали, для выполнения студентами коллективной работы. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: 1. Все семестровые работы по теме «Культура и искусство русского народа» (пейзажи с русскими избами /гуашь/, «Образ русской женщины» /гуашь/ и «Образ   русского   богатыря»   /пластилин/,   изображение   русского традиционного труда /карандаш, фломастеры/). 2. Набор гуаши, большие и мелкие кисти. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1. Составление   кроссворда   для   обобщения   темы   «Культура   и   искусство русского народа». 2. Коллективное панно «Масленица» (формат 2А, бумага, гуашь). ЛИТЕРАТУРА: 1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М., 1987. 2. Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далёком прошлом. – М., 2002. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Оргмомент 2. Сообщение целей урока 3. Введение в тему русских народных праздников: 3 – беседа о происхождении праздников; – общие праздничные традиции (по презентации); – театрализация праздничного гулянья. 4. Рекомендации к самостоятельной работе: – – выполнение   эскиза   панно   учителем   на   интерактивной   доске   при активном участии студентов; распределение заданий по группам. 5. Самостоятельная работа: – – – – 1­ая группа – работа на панно (фон: небо и земля); в это время 2,  3, 4 группы готовят эскизы; 2­ая группа – работа на панно (задний план, избы), в это время 1, 3, 4 группы – повторение и обобщение темы «Культура, быт и искусство русского народа», просмотр семестровых работ по этой теме; 3­я группа – работа на панно (люди), в это время 1, 2, 4 группы  сочиняют кроссворд для школьников;   4­я группа – работа на панно (завершение, деталировка), в это время 1, 2, 3 группы делают записи в тетрадь по методике проведения такого урока в школе.  6. Итог урока: – – просмотр законченного панно; заключительное слово учителя. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Оргмомент. 2. Сообщение задач урока: – – – обобщение знаний по теме «Культура и искусство русского народа»; завершить   эту   тему   знакомством   с   русскими   народными праздниками; выполнить практическую работу на тему праздников (коллективное панно); 4 – уделить   внимание   методике   проведения   аналогичного   урока   в школе. Начнём урок с разговора о русских праздниках, а повторением займёмся параллельно с выполнением практической работы. 3. Введение в тему русских народных праздников. Изучая   культуру   и   искусство   русского   народа,   мы   познакомились   с устройством   и   украшением   русской   избы,   с   умением   русского   человека расположить   своё   жильё,   не   нарушая   гармонии   с   природой,   с   русским характером,   с   внешним   и   внутренним   обликом   русской   красавицы,  русского богатыря, с традиционным русским трудом. Итак, русский народ славился умением радостно трудиться, обретая в труде глубокое   удовлетворение   и   счастье.   Но   не   только   труду   отдаёт   всего   себя русский   человек.   Для   него   характерна   и   способность   полностью   отдаваться коротким весёлым минутам отдыха, редким дням праздников. Картина культуры русского народа не была бы полной без сцен народных праздников и гуляний. а) Беседа о происхождении праздников. Происхождение праздников на Руси древнее (VIII  –  IX  вв.). Они издавна связаны  с календарём  природы  и сезонных  крестьянских  занятий. Например, осень   –   Праздник   урожая,   зима   (под   Новый   год)   –   Святки,   конец   зимы   – Масленица,   весна   (начало   полевых   работ)   –   Семик   и   т.д.   Эти   праздники относятся   ещё   к   дохристианскому   периоду,  когда   Русь   была   языческой,  т.е. люди верили во множество богов, представлявших силы природы.  – Что вы знаете об этом периоде, о языческой религии? – Назовите известные вам русские народные праздники.  С   принятием   Христианства   на   Руси   картина   праздников   несколько изменилась. – В каком году Русь приняла крещение? (в 988 г.) – Кто осуществил крещение Руси? (князь Владимир Святославович). 5 Многие   христианские   праздники,   совпадают   с   языческими,   например: Рождество   Христово   и   Святки,   Троица   и   Семик   и   т.д.   Древние   традиции   и обряды   очень   живучи,   они   хранятся   в   памяти   народной.   До   сих   пор   на Рождество   колядуют   ряженые,   на   Успение   Богородицы   прячут   в   амбаре последний сноп, на Троицу заплетают зелёные ветки в венки и т.д. б) Общие праздничные традиции. У каждого праздника есть свои характерные обряды, но есть и общие для них традиции. – Расскажите,   чем   сопровождается   на   Руси   любой   народный праздник   (смотрим   презентацию   «Русские   народные   праздники   в произведениях русских художников», репродукции с картин Б.Кустодиева «Масленица»,   «Ярмарка»,   В.Сурикова   «Взятие   снежного   городка»,   с палехских   шкатулок   –   лаковые   миниатюры,   изображающие   народные гулянья). Итак, картина народного гулянья на Руси обязательно включает следующие элементы:      1. Ярмарка, народные пляски, песни. 2. Качели, карусели, кукольный театр. 3. Скоморохи, медведь и вожатый. 4. Катание на тройках. в) Театрализация праздничного гулянья. В практической работе вам предстоит изобразить традиционный русский праздник   Масленицу.   Для   этого   попробуем   воссоздать   живую   картину народного   гулянья.   В   методике   Б.Н.   Неменского   этот   приём   называется «создание   ситуаций   уподобления»   (8   человек   изображают   торговцев­ коробейников, музыкантов, кукловодов, катающихся на тройке. Атрибуты: баян, мандолина,   гитара,   свистульки,   хохломская   посуда,   городецкие   доски, павлопосадские платки, жостовские подносы, ложки, тростевые куклы). Поём   русскую   песню   «Ой,   полным­полна   коробочка!..»   (один   куплет), коробейники   кричат,   предлагая   товар,   музыканты   играют   и   пританцовывают, 6 свистульки свистят, ложки стучат, шум, толкотня, яркие платки, музыка, смех (2   мин.).   По   окончании   куплета   все   замирают   на   своём   месте   и   замолкают. Зрители наблюдают «живую картину», запоминают позы, общую композицию.  Преподаватель активно участвует в театрализации, организует студентов, помогает   им   войти   в   роль,   перевоплотиться.   Приём   театрализации   должен способствовать   созданию   более   выразительного   художественного   образа народного гулянья. 4. Рекомендации к самостоятельной работе. А)   выполнение   эскиза   панно   учителем   на   интерактивной   доске   при активном участии студентов  (На доске изображён вытянутый по горизонтали прямоугольник таких же пропорций, как будущее панно: В этом прямоугольнике преподаватель делает эскиз композиции, которая обсуждается со студентами: где и что будет изображено, какого размера). ВОПРОСЫ К СТУДЕНТАМ: – чего   будет   больше   в   картине:   неба   или   земли   (соответственно проводится линия горизонта); – что будет на заднем плане? (деревенские избы). – какую часть картины по высоте они будут занимать? – что будет на переднем плане? Слева? Справа?  – где расположить людей? Чем они будут заниматься? 7 Все   объекты:   избы,   церковь,   дом   на   переднем   плане,   дорогу,   тройку лошадей, фигуры людей, деревья, – преподаватель схематично изображает на эскизе, обращая особое внимание на их размер к листу и место на листе, так, чтобы руководствуясь этим эскизом, каждый смог выполнить свою часть работы на панно. Эскиз остаётся на доске в течение всего урока. Б) Распределение заданий по группам. (задания распределяются в соответствии с навыками изображения пейзажа, построек, людей, которыми владеют конкретные студенты: у кого, что лучше получается).   Преподаватель   помогает   студентам   разбиться   на   группы   и распределяет задания: – – – – 1­я   группа   выполняет   фон:   небо   и   снег   (большими   кистями, сверху вниз, используя богатые оттенки цветов). 2­я группа изображает постройки на заднем плане (важно найти нужный размер, удачный ритм построек, мягкий цвет). 3­я группа изображает людей и деревья на среднем и переднем плане   (обратить   внимание   на   выразительность   движения   и   цветовых пятен, ритм расположения групп). 4­я группа занимается деталировкой и осуществляет завершение работы над панно (изображает самое трудное: тройку лошадей, вожатого с медведем и т.п.). В каждой группе назначается главный художник. Данная   практическая   работа   требует   от   студентов   применения   всех навыков,   умений   и   знаний,   полученных   при   изучении   темы   «Культура   и искусство   русского   народа»   и   является   обобщающей   и   закрепляющей   эти навыки.   Помимо   этого,   такая   работа   даёт   возможность   студентам попрактиковаться в педагогическом показе. 5. Самостоятельная работа. 8 Все   четыре   группы   поочерёдно   выполняют   свой   участок   работы, ориентируясь на эскиз и свободно импровизируя в его рамках (метод свободы в системе ограничений по Б.Н. Неменскому). ЭСКИЗ ПАННО «МАСЛЕНИЦА» (Один из вариантов) Обязательным   требованием   организации   коллективной   работы   является выполнение студентами какой­то индивидуальной работы в то время, пока не подошла их очередь работать на панно. Работа групп организуется в 4 этапа 1 этап: 1­я групп – работа на панно (фон: зимний пейзаж). 2, 3, 4 группы делают в альбомах эскизы и наброски для последующего выполнения своих заданий на панно: тренируются в изображении конкретных домов, фигур людей, которые им придётся внести в панно. 2 этап: 2­я группа – работа на панно (постройки: избы, церковь). 1, 3 и 4 группы занимаются с преподавателем повторением и обобщением темы «Культура и искусство русского народа» и просмотром работ по этой теме. Беседа по повторению и обобщению темы  «Культура и искусство русского народа». Итак, мы познакомились с культурой и искусством русского народа. ­ В чём же раскрылся талант русского народа? А)   Русские   люди   горячо   любили   свою   землю,   её   леса   и   реки,   поля   и просторы. Русские художники видели красоту родной природы и воспели её в  своих пейзажах. 9 ­ Назовите   русских   художников­пейзажистов   и   их   картины, просмотренные   нами   на   уроке   «Гармония   земли   и   природы» (Левитан, Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и др.). Давайте ещё раз просмотрим  ваши пейзажи  и вспомним особенности этой работы (просмотр студенческих работ с кратким комментарием). Б)   Мы   говорим   о   гармонии   жилья   русского   человека   с   окружающей природой на уроке «Украшение русской избы». Говорим о том, что характер русского   человека   сформировался   под   воздействием   природы   и   отразился   в оформлении его жилища. ­ ­ ­ Как отразился «русский» характер в декоре избы? Как   называются   части   украшения   русской   избы?   (работа   по презентации «Украшение русской избы»). Каково   происхождение   слов   «причелина»,   «наличники»?   (Фасад избы   напоминает   лицо   человека:   окна   –   очи,   ставни   –   веки /закрываются   на   ночь/,   верхняя   часть   фасада   «чело»   ­   лоб   /отсюда причелина/, нижняя часть «сруб» ­ лицо /отсюда наличники/. В этих названиях   отразилась   русская   приветливость,   радушие,   юмор   и наблюдательность). (Просмотр студенческих работ по теме «Изба и её украшение»). В) Следующий урок был посвящён образу древних русских городов. Как были устроены древнерусские города? (на холме, у излучины реки, обнесены рвом и крепостью). Назовите   древние   русские   города.   (Новгород,   Владимир,   Киев, Ростов, Рязань, Суздаль, Смоленск и др.). Каковы   характерные   постройки?   (Церкви,   соборы,   сторожевые башни, стены). Что означают термины: звонница, бойница, кремль, цоколь? ­ ­ ­ ­ 10 (Просмотр студенческих работ по этому уроку: конструирование из бумаги памятников русской архитектуры). Г) Образ русского человека. ­ ­ ­ ­ Какие   же   черты   русского   характера   сформировались   под воздействием русской природы? (Свободолюбие и независимость, широта души и гостеприимство, отзывчивость, доброта, национальная гордость). С   творчеством   какого   художника   мы   познакомились   на   уроках, посвящённых   женскому   и   мужскому   образу?   Что   вы   о   нём   знаете? (Константин Васильев). Назовите   запомнившиеся   вам   картины   К.   Васильева   («Авдотья­ Рязаночка»,   «Северный   орёл»,   «Ожидание»,   «Гуси­лебеди»,   «Рождение Дуная», «У окна»). (Просмотр   студенческих   работ   по   теме   «Образ   русской   женщины» /гуашь/ и «Образ русского богатыря» /пластилин/). Назовите   детали   женской   и   мужской   русской   одежды,   детали женских   украшений,   мужских   доспехов   (душегрея,   сарафан,   кика, кокошник,   поднизи,   ряска;   кафтан,   зипун,   онучи,   бармица,   кольчуга, личина и т.д.). Д)   Последний   урок   был   посвящён   изображению   традиционного   труда   в русском искусстве. Мы говорили о радости труда, об удовлетворении, которое испытываешь   от   работы   на   земле.   Городские   жители   сейчас   становятся   всё ближе к земле и лучше понимают теперь труд людей, которые всегда их кормили и поили. Этот урок призван воспитывать уважение к крестьянскому труду. На этом уроке вы научились изображать фигуру человека в пропорциях и движении  с помощью схем движения. Давайте посмотрим, как вы закончили домашнее задание прошлого урока. (Просмотр работ по теме «Традиционный труд»). 11 В  сегодняшней  коллективной  работе  вы   можете  и  должны  использовать навыки   по   изображению   пейзажа,   построек,   человеческих   фигур   в   русской зимней одежде). 3 этап: 3­я группа – работа на панно (изображение людей в русской зимней одежде). 1,   2   и   4   группы   –   составление   кроссвордов   для   обобщающего   тему «Русское искусство» урока в школе из терминов, изученных в этой теме.                                                                                                                                                                                    В  П О Л О Т Е Н Ц Е Р Я С Н А Б А Р М И Ц А Н А Л И Ч Н И К К Р Е М Л Ь З Е Р Ц А Л О П О Д Н И З И З В О Н Н И Ц А П О Н Е В А                                                                                  В Например:                                                                                  В /вертикальное магистральное слово/: резная доска, закрывающая стык между скатом крыши и челом в русской избе. По горизонтали:                                                                                          1. Резная доска между двумя причелинами.                             2. Кольчуга для защиты плеч и шеи.                                                            3. Жемчужно­алмазные подвески в женских украшениях.                       4. Резная доска – украшение окна. 5. Наиболее древняя часть города внутри крепостной стены. 6. Нагрудные и наспинные латы древнерусского воина. 7. Жемчужная сеточка на лбу русской красавицы. 8. Сооружение для колоколов, вытянутое по горизонтали. 12 9. Часть   верхней   одежды,   напоминающая   юбку,   у   южнорусских крестьянок. 4 этап: 4­я группа – работа на панно (деталировка, завершение работы). 1,   2   и   3   группы   делают   запись   в   тетрадь   по   методике   проведения аналогичного   урока   в   школе:   определяют   задачи   урока,   составляют   краткий план, записывают тезисно рекомендации по проведению урока. 6. Итог урока. А) Просмотр законченного панно под русскую народную музыку: плясовые наигрыши. (Комментарии студентов к выполнению групповых заданий, анализ работы, оценка главным художником группы работы каждого, оценка работы главных художников). Б) Заключительное слово учителя. Итак,   мы   закончили   изучение   темы   «Культура   и   искусство   русского народа». В дальнейшем нам предстоит изучение культуры народов ближнего и дальнего   зарубежья:   Средней   Азии,   Прибалтики,   Японии,   Древней   Греции, средневековой Западной Европы. У нас появится возможность сравнить разные культуры,   найти   сходство   и   различие.   Мы   убедимся   в   том,   что   русское искусство ни в чём не уступает древним культурам других народов, оно по­ своему   богато   и   неповторимо.   Во   время   изучения   русского   искусства   мы   с гордостью отмечали его уникальность и с горечью обнаружили, что в разные эпохи   наша   культура   неоднократно   переживала   тяжёлые   времена:   многое утрачено   безвозвратно,   разрушено,   продано,   задушено,   расстреляно.   Но культура не погибнет, пока жив народ. Вопреки всему, культура и искусство, русские традиции и обычаи сохранились, передаваясь из поколения в поколение. Наша задача – собирать по крупицам то, что осталось, возрождать то, что ещё можно возродить, хранить и приумножать русские традиции и памятники культуры. Это дело нашей жизни, ведь мы – художники­педагоги. Если не мы, то кто же? Надеюсь, что сегодняшнее занятие – серьёзный вклад в решение этой задачи. 13

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"

Методическая разработка "Народные праздники в русской традиционной культуре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017