Методическая разработка олимпиадных заданий по экономике

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Порядок проведения олимпиады определяется согласно утвержденного графика проведения конкурсов (олимпиад) на учебный год, рассматривается на цикловой методической комиссии учетно-экономических дисциплин и утверждается заместителем директора. Олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий, с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией награждения победителей. Участники олимпиады должны выполнить теоретическую и практическую части, применив профессиональные умения, проявить творческую активность и высокую культуру, владение экономическими терминами.Методическая разработка олимпиадных заданий
Иконка файла материала Метод.олимпиады с приложениями.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Задание для олимпиады по дисциплине ОДП.20 Экономика                                                  Преподаватель: ________   Черненко Г.В.                                                                                                                                        Фамилия И.О.  Рассмотрено на заседании предметно ­цикловой комиссии учетно­экономических дисциплин Протокол №  1  от 30 августа  2014 г. Председатель _________  Уренюк О.А.                                          подпись           Фамилия И.О.1.  Общие положения 1.1   Порядок   проведения   олимпиады   определяется   согласно утвержденного   графика   проведения   конкурсов   (олимпиад)  на   учебный   год, рассматривается на цикловой методической комиссии  учетно­экономических дисциплин и утверждается заместителем директора. 1.2     Олимпиада представляет собой очные соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий, с последующей оценкой качества, времени и других критериев, проводимые в течение определенного периода и завершающиеся церемонией награждения победителей.   1.3  Участники   олимпиады   должны   выполнить   теоретическую   и практическую части, применив профессиональные умения, проявить творческую активность и высокую культуру, владение экономическими терминами.  2.Цели и задачи олимпиады 2.1   Цель олимпиады           ­Научить   применять   на   практике   экономические   знания.   Выявить уровень   эрудиции   обучающихся   и   владение   ими   основных   экономических понятий. 2.2   Задачи олимпиады: ­ Развивать у учащихся интерес к изучению вопросов экономики. ­ Развивать коммуникативные умения обучающихся, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения. ­ Создать  условия для формирования творческой активности, создать атмосферу здоровой конкуренции, ситуацию успеха. 3.Участники олимпиадыВ   конкурсах   (олимпиадах)   принимают   участие  обучающиеся, осваивающие   основные   программы  профессионального   образования   в соответствии с ФГОС СПО на базе с получением среднего (полного) общего образования. 4. Организация и проведение олимпиады Олимпиада проводятся  государственным автономным профессиональным образовательным   учреждением   тюменской   области   «Тюменским   техникумом индустрии питания, коммерции и сервиса». Конкурс проводится среди обучающихся 1 курса. 5. Содержание и порядок проведения олимпиады Олимпиада         по   дисциплине     ОДП.20   Экономика»         включает выполнение обучающимися теоретического и практического заданий.  В отборочном туре принимают участие все обучающиеся группы: 1.Раздел  –теоретическое задание – участники олимпиады отвечают на вопросы   экономического   диктанта     «Да/Нет»,  записывая   ответы   в  таблицу (Приложение А). Теоретическое задание выполняется в виде тестовых заданий в течение 5­ 10 минут. Общая оценка определяется по сумме баллов за каждое тестовое задание. По   результатам   выполнения   теоретического   задания   членами   жюри заполняется ведомость (Приложение Б). 2.Раздел–   тестирование,   содержит   14   вопросов,   каждый   из   которых содержит   несколько   вариантов   ответов,   из   которых   нужно   выбрать единственный   наиболее   верный   ответ.   Время   выполнения     10­15   минут (Приложение В).По результатам выполнения теста  членами жюри заполняется ведомость (Приложение Г). 3.   Раздел   ­   содержит     решение   задач.  Правильное   решение   задач оценивается в 5 баллов за каждую задачу. Всего 10 баллов. Время выполнения 10­15 минут. (Приложение Д). По   результатам   решения   экономической   задачи   членами   жюри заполняется ведомость  (Приложение Е). По   результатам   выполнения   3   раздела     членами   жюри   заполняется ведомость.   Общая оценка определяется по сумме баллов за каждое задание (Приложение Ж). Викторина:     проводиться   в   то   время,   как   жюри   подводит   итоги олимпиады. Необходимо правильно  ответить на вопросы. При несоблюдении условий олимпиады, грубых нарушениях  участник олимпиады по решению жюри может быть отстранен от выполнения задания. Жюри обеспечивает: ­оценку       уровня       теоретической       и   практической   подготовки участников   в соответствии с заданиями; ­оформление ведомостей выполнения конкурсных заданий;  ­определение победителя и призеров конкурса.            6. Подведение итогов и награждение победителей Итоговые   показатели   выполняемых   конкурсных   заданий   жюри определяет в соответствии с разработанными критериями оценок. Для победителей олимпиады, определяемых по наибольшему количеству баллов,  устанавливаются   три   призовых   места.  Победители   награждаются грамотами и ценными подарками. В  случае  несогласия   с  оценкой,  выставленной   жюри,  участник   может подать письменную апелляцию в течение часа после объявления результатов.Обеспечивается гласность олимпиады ­ по итогам выпускается газета с указанием призеров­победителей. для студентов   ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ коммерции и сервиса» Тестовые задания Раздел 1.   Включает 10 вопросов типа «Да/ Нет». Они представляют собой высказывание,   которое   участник   олимпиады   должен   оценить   «верно»   или «неверно». Каждый ответ оценивается в 1 балл. Всего 10 баллов. Раздел 2.   Этот раздел содержит 14 вопросов, каждый из которых содержит несколько   вариантов   ответов,   из   которых   нужно   выбрать   единственный наиболее   верный   ответ.   Каждый   ответ   оценивается   в   2   балла.   Всего   ­   28 баллов. Раздел   3.  Этот   раздел   включает   решение   задач.  оценивается в 5 баллов.  Верное   решение   задачи Викторина.  Этот   раздел   содержит   30   вопросов.   Необходимо   правильно ответить на вопросы.                                                       Раздел 1.  1.Утверждение: «Рост дохода, при прочих равных условиях, приводит к увеличению спроса на нормальное благо» является нормативным. 1) да  2) нет2.   Все   точки,   лежащие   на   кривой   производственных   возможностей, соответствуют эффективному использованию ресурсов  1) да   3.При   вычислении   коэффициента   эластичности   отношение   больше 2) нет единицы, то спрос считается неэластичным             1) да                   2) нет 4.Величина   предложения   (количество   товаров,   предложенное   к продаже) не зависит от уровня цен   1) да                     2) нет 5. Первые банки появились на Древнем Востоке в YII – YI вв до н.э.     1) да                      2) нет 6.Дефляция   –   это   длительное   повышение   цен   на   товары   и   услуги, продаваемые на внутреннем рынке страны      1) да                      2) нет 7.Облигация   –   это   ценная   бумага,   выпускаемая   акционерным обществом,   удостоверяющая   членство   в   обществе   и   дающая   право   на получение части прибыли в виде дивиденда       1) да                       2) нет 8.Демпинг ­  означает ослабление национальной валюты       1) да                       2) нет 9.Для экономики в состоянии спада характерны отрицательные чистые инвестиции      1) да                         2) нет 10.Дивиденды   по   привилегированным   акциям   всегда     больше дивидендов по обыкновенным акциям     1) да                          2) нет Раздел 2.Выберите   один   правильный   ответ.   Занесите   ответы   в   таблицу   1. (Приложение В) 1.Какую функцию не могут выполнять деньги в экономике? А) служить средством обращения; Б) быть средством накопления; В) являться средством бартера; Г) служить мерой стоимости. 2.Коммерческие банки получают прибыль: А) от производства товаров и продажи их по цене выше себестоимости; Б) от перепродажи товаров промышленных компаний; В) от ввоза импортных товаров и экспорта отечественных товаров; Г) на разнице процентных ставок по кредитам и депозитам. 3.Что   из   ниже   перечисленного   обладает   в   России   наиболее   высокой ликвидностью? А) Автомобиль «Ауди»; Б) Рубли на срочном вкладе в Сбербанке; В) Рубли на вкладе до востребования в Сбербанке; Г) Дебетовая карта Сбербанка. 4. Символическими деньгами являются: А) банкнота; Б) пластиковые карты; В) чековые книжки; Г) все вышеперечисленное. 5. Экономисты говорят, что раскручивается инфляционная спираль, когда: А) цены и зарплаты растут;Б) цены растут, а зарплаты падают; В) цены растут и валовой внутренний продукт растет; Г) цены растут и валовой внутренний продукт сокращается. 6.   Что   из   ниже   перечисленного   не   приводит   к   инфляции   предложения (издержек)? А) повышение зарплаты в различных секторах экономики; Б)   увеличение   количества   денег   в   обращении,   опережающее   рост производства товаров и услуг; В) рост цен на энергоносители; Г) рост цен на сырье. 7. Предложение заключить договор именуют: А) акцептом; Б) офертой; В) контрактом; Г) аккредитивом. 8.Какая из нижеперечисленных организаций является коммерческой? А) потребительский  кооператив; Б) муниципальное унитарное предприятие; В) фонд; Г) религиозная организация. 9.Акция является: А) долевой ценной бумагой; Б) квалификационной ценной бумагой; В) ордерной ценной бумагой; Г) долговой ценной бумагой.10.  Что из ниже перечисленного является примером стимулирования сбыта? А) использование купонов, дающих их предъявителю право на скидку с цены; Б) скидки и товарозачет старого изделия при покупке нового; В) Предоставление покупателю пробного образца; Г) все вышеперечисленное. 11.   Что   из   ниже   перечисленного   может   служить   примером   общественного блага? А) уличный фонарь; Б) метрополитен; В) городская больница; В) городская больница; Г) государственный университет. 12.Снижение импортных тарифов и экспортных пошлин: А) способствует развитию международной торговли; Б)   препятствует   развитию   международной   торговли,   т.к.   делает   внешнюю торговлю менее выгодной для государства; В) может, как препятствовать, так и способствовать развитию международной торговли; Г)   не   имеет   последствий,   т.к.  на   международную   торговлю   влияет   только распределение сравнительных преимуществ между странами. 13.К косвенным налогам относятся А) подоходный налог; Б) налог на добавленную стоимость; В) налог на наследство; Г) таможенные пошлины.14.Продукция, произведенная в одном году, а проданная в следующем, входит в ВВП А) по году производства. Б) по году продажи В) по году потребления. Г) не входит в ВВП   Задача 1.   Определить показатели использования основных производственных фондов: Раздел 3. фондоотдачу, Дано: годовая сумма доходов­1760 млн.руб.;   фондоемкость,   фондовооруженность,   рентабельность. среднегодовая стоимость основных производственных фондов­740 млн.руб среднестатистическая численность работающих­350 чел.; балансовая прибыль за год­330 млн.руб. Задача 2. 1.Рассчитать среднегодовую стоимость основных фондов  2.Рассчитать стоимость основных фондов на конец периода на 01.01.2011г Первоначальная стоимость основных фондов составила –  20458 т.руб с 17.04.2011г Было введено в действие основных фондов на сумму  ­ 3003  т.руб с 01.06.2011г Выбыло из эксплуатации основных фондов на сумму ­707 т.руб Викторина 1.Денежное взыскание, накладываемое  за нарушение установленных правил.  2. Название денег в международном обращении.3.  Разница   между   ценой   реализации   и   себестоимостью   продукции, ради которой ведется бизнес.   4. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций.   5. Оператор на бирже.   6.  Операция, с помощью которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции.   7. Учреждение, являющееся посредником между теми кто хочет дать деньги и теми кто их хочет взять на условиях возвратности, платности и срочности.   8.Средство, с помощью которого можно оценить стоимость чего – либо.   9.Одна из форм торговли особо ценными товарами.        10.Дача денег в долг на определенный срок.   11.Неплатежеспособность из­за отсутствия средств.   12.Договор, по которому одна сторона предоставляет другой стороне что­ либо во временное пользование за определенную плату.   13.Превышение доходов над расходами.   14.Плата за перевозку грузов.   15. Регулярное получение доходов с капитала, земли.   16.Специальный государственный орган, производящий досмотр товара.   17.Разница между дебетом и кредитом.   18.Доход, получаемый владельцем акции.   19.Экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу.   20. Разрешение, право на осуществление определенного вида деятельности.   21. Обязательные платежи и сборы, взимаемые государством в бюджет.   22. Вид предпринимательской деятельности, приносящий доход.   23. Вывоз за границу товара для иностранных покупателей.   24.Ввоз товара из­за границы для продажи. 25. Принадлежность объектов определенным людям.26.Человек,   профессиональный   управляющий,   нанимаемый   собственником имущества.    27. Официальная денежная единица РФ?   28. Двигатель торговли.   29.Должник.   30.Форма  хранения денежных средств.   ФИО участника  олимпиады ________________________________________ Таблица 1. Экономический диктант «Да/Нет» Приложение А ДА НЕТ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Приложение Б Дата проведения «____»  _____________ 2014 г. Место проведения ______________ Группа ______________ краткое содержание конкурсного задания  –  Включает 10 вопросов типа «Да/   Нет».   Они   представляют   собой   высказывание,   которое   участник олимпиады   должен   оценить   «верно»   или   «неверно».   Каждый   ответ оценивается в 1 балл. Всего 10 баллов. Норма времени – 5­10 минут. Таблица 2. Ведомость выполнения теоретического задания олимпиады по дисциплине ОДП.20 ЭкономикаФИО участника Вопросы теоретической части Сумма баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30Члены  жюри: ______________ /_____________________________/                                      ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ФИО участника ________________________ Таблица 3. Таблица ответов на тестирование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Приложение ВПриложение Г Дата проведения «____»  _____________ 2014 г. Место проведения ______________ Группа ______________ краткое   содержание   конкурсного   задания  –  Включает   14   вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов, из которых нужно   выбрать   единственный   наиболее   верный   ответ.   Каждый  ответ оценивается в 2 балла. Всего – 28 баллов. Норма времени – 10­15 минут.Таблица   4.  Ведомость  выполнения   тестирования   олимпиады   по   дисциплине ОДП.20 Экономика ФИО участника Вопросы тестирования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 13 1 4 Сумма баллов 14 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30Члены  жюри: ______________ /_____________________________/                                      ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ Приложение Д Дата проведения «____»  _____________ 2014 г. Место проведения ______________ Группа ______________ краткое   содержание   конкурсного   задания  –  Включает   решение экономических задач. Правильный   ответ оценивается в 5 баллов.  Норма времени – 10­15 минут.Таблица 5. Ведомость выполнения практического задания олимпиады по дисциплине ОДП.20 Экономика ФИО участника Задачи 1 2 Сумма баллов 10 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30Члены  жюри: ______________ /_____________________________/                                      ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ Приложение Е ФИО участника олимпиады _______________________________________________ Задача 1. Решение:Задача 2. Решение: Дата проведения «____»  _____________ 2014 г. Место проведения ______________ Группа ______________ Таблица 6. Итоговая ведомость олимпиады по дисциплине ОДП.20 Экономика Приложение Ж№ п/п ФИО участника Теоретическое Тестирование Практическая задание часть Итого кол­во баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30Члены  жюри: ______________ /_____________________________/                                      ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ ______________ /_____________________________/ Нормативно­правовые документы 1. Конституция Российской Федерации – М.: Омега­Л, 2009. – 39 с. 2. Гражданский   кодекс   Российской   Федерации   ч.   1,   2,   3,   4.  (по   сост.   на 01.10.2010 г.). – М.:  Проспект,  2010. – 544 с. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации (по сост. на 10.10.2010 г.). ­ М.: Эксмо,  2010. –192 с.4. Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2): (в ред. От 28.06.2014.)­ Новосибирск: Сибирское           университетское издательство, 2014 ­569 с. 5. Российская Федерация. Закон.  Об акционерных обществах: федер. закон № 208­ФЗ от 26.12.1995 (в ред. от 28.12.2010, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011): [Принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г.] – М.: Эксмо, 2010. – 144 с. 6. Российская Федерация. Закон. О производственных кооперативах: федер. закон № 41­ФЗ от 08.05.1996 г. (в ред. от 19.07.2009 г.): [Принят Гос. Думой 10 апреля1996 г.]  // Российская газета, № 91, от 16.05.1996, № 133, от 22.07.2009. 7. Российская   Федерация.   Об   обществах   с   ограниченной ответственностью:   федер.   закон   №   14­ФЗ   от   08.02.1998   (ред.   от 28.12.2010, с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2011 г.): [Принят Гос. Думой 14 января 1998 г.] – М.: Эксмо, 2011. – 80 с.   Закон.   Закон. 8. Российская   Федерация.  О   государственной   регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон № 129­ФЗ от 8 августа 2001  (в ред. от  30.12.2008): [Принят Гос. Думой 13 июля 2001г.: одобр. Советом Федерации 20 июля 2001 г.] – М.: Омега­Л, 2011. – 44 с.  9. Российская   Федерация.   Закон.   О   лицензировании   отдельных   видов деятельности: федер. закон № 128­ФЗ от 8.08.2001 (с изм. и доп. на 29 декабря  2010  г.):  [Принят   Гос.  Думой 13  июля 2001г:   одобр.  Советом Федерации 20 июля 2001 г.] – М.: Эксмо, 2010. – 32 с. 10.Российская Федерация. Закон. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон № 127­ФЗ от 26.10.2002 (с изм. и доп. на 7 февраля 2011 г ): [Принят Гос. Думой 27 сентября 2002 г: одобр. Советом Федерации 16 октября 2002 г.]   – М.:  Проспект,  2011. – 288 с.  11.Российская   Федерация.   Закон.   О   рекламе:   федер.   закон   №   38­ФЗ   от 13.03.2006  (ред.   от   28.09.2010   с   изм.   и   доп.,   вступающими   в   силу   с 01.01.2011):   [Принят   Гос.   Думой   22   февраля   2006   г.:   одобр.   Советом Федерации 3 марта 2006 г.] – М.: Омега­Л, 2009. – 51 с. 12.Российская   Федерация.  Закон.  О   защите   конкуренции:   федер.  закон   № 135­ФЗ   от   26.07.2006   (в   ред.   от   05.04.2010   №   40­ФЗ):  [Принят   Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.] – М.: Омега­Л, 2006. – 70 с.   Закон. 13.Российская   Федерация.  Об   основах   государственного регулирования   торговой   деятельности   в  Российской   Федерации:   федер. закон №   381­ФЗ от 28 декабря 2009: [Принят Гос. Думой 18 декабря 2009г.: одобр. Советом Федерации 25 декабря 2009 г.] – М.: Рид Групп, 2011. ­ 32 с. Основные источники:14.Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и  питания: учеб. пособие/ Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К, 2012. – 236 с. 15.Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебник для СПО/Е.Ф. Борисов. – М.:  Дрофа, 2013. – 416 с. 16.Куликов,   Л.М.   Основы   экономической   теории:   Учебное   пособие/Л.М. Куликов. ­ М.: Финансы и статистика, 2012. – 400 с. 17.Носова,   С.С.   Основы   экономики:   учеб.   пособие   для   студ.   сред.   проф. образования / С.С. Носова. ­ М.: ВЛАДОС , 2012. – 272 с. 18.Слагода, В.Г. Основы экономики: учеб.  пособие для студ. cреднего проф. образования / В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ , 2013. – 216 с. 19.Экономика   отрасли:   торговля   и   общественное   питание:   учеб.   пособие/ Е.А. Карпенко и др. – М.: ИНФРА­М, 2010. – 236 с. Дополнительные источники: 20.Казначевская, Г.Б. Экономическая теория: Учебник для колледжей/Г.Б. Казначевская. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 347 с. 21.Козырев,   В.М.   Основы   современной   экономики/В.М.   Козырев.   –   М.: Финансы и статистика, 2012. – 544 с. 22.Сурин, А.И. История экономики и экономических учений/А.И. Сурин. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 200 с. 23. http://econline.h1.ru ­ Сайт Economics online 24.http://ecsocman.edu.ru/ ­  Федеральный  образовательный  портал  содержит Интернет – ресурсы: информацию для студентов, изучающих экономические дисциплины 25.http://www.ruseconomy.ru ­ Альманах "Экономика России: ХХI век" 26.http://www.rbc.ru/gks/   Официальная   статистика   Госкомстата, Министерства   экономического   развития   и   торговли   РФ   и   другая информация   ­ 27.http://минобрнауки.рф  ­ Министерство  образования и науки Российской Федерации. 28.http://www.school.edu.ru  ­   Национальный   портал   «Российский общеобразовательный портал». 29.http://subscribe.ru/group/mehanika­studentam/  ­   Электронная   библиотека. Электронные учебники. 30.h  ttp://www.ict.edu.ru  ­   Специализированный   портал   «Информационно­ коммуникационные технологии в образовании».

Посмотрите также