методическая разработка "Организация проектной деятельности"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Алгоритм конструирования урока.docx
Алгоритм конструирования урока «открытия нового знания» (шаги 1­5) Учителю необходимо: 1) Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать учащиеся (цель) 2) Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания (актуализация) 3) Смоделировать задание для пробного действия. 4) Продумать возможные типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися. 5) Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии. 6) Используя памятку по подготовке проблемно­диалогического урока, детализируйте составленный план­конспект. по подготовке проблемно­диалогического урока (наиболее типичные ситуации, но не описывающие всего их многообразия) Памятка  ШАГ 1.Определить какое НОВОЕ ЗНАНИЕ должно быть изучено на этом уроке Правило. Пример: Знаки  препинания в  сложном предложении Алгоритм Пример: Порядок  сложения дробей Закономерность. Пример: Причины  выхода растений на  сушу Понятие. Пример: понятие  экосистемы Своя оценка Пример: мое  отношение к  действиям Петра I Вопросы для анализа: Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Какие трудности возникали при реализации этого шага? Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).     ШАГ 2.Продумать ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ для постановки ПРОБЛЕМЫ урока.  С затруднением    С удивлением Вот вам один факт/или мнение/или предположение (обозначение в  одном углу доски)  Вот вам другой факт/или мнение/ или факт, опровергающий  предположение (обозначение в другом углу доски) Сравните имеющиеся у нас два факта/или мнения/ или  предположение и факт – совпадают они или противоречат друг  другу? Что вас удивляет? (добиться осознания учениками  несовпадения, противоречия, которое должно вызвать удивление) Удивляет? Какой у вас возникает вопрос? (получить от учеников их  формулировку ПРОБЛЕМЫ урока в виде вопроса)  Вот вам задание! (например, по новой теме –  невыполнимое без новых знаний, еще  отсутствующих у учеников)   Не получается выполнить?   В чем затруднение? Каких знаний не хватает?  (добиться осознания нехватки знаний и  формулирования этого)  Следовательно, какова цель нашего урока? Что  нам сегодня надо узнать, чему научиться?  (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫ урока  в виде темы или цели) Запишем на доску ПРОБЛЕМУ нашего урока (в виде темы, цели или вопроса) Вопросы для анализа: Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Какие трудности возникали при реализации этого шага? Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).     ШАГ 3.Спланировать (по необходимости):  (Наличие этих этапов и их порядок внутри урока зависят от темы и выбора учителя). 3.1.Выдвижение ВЕРСИЙ: (…) 3.2. Проведение АКТУАЛИЗАЦИИ:  Что мы уже знаем по этой проблеме? ­ диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу 3.3. Составление ПЛАНА:  Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? ­ диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информацииВопросы для анализа: Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Какие трудности возникали при реализации этого шага? Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).     ШАГ 4.Спроектировать ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.  4.1. Сформулировать свой вывод по  проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к  которому при помощи учителя  ученики смогут прийти сами.  4.2. Выбрать такие источники  получения учениками  необходимых новых сведений для  решения проблемы, в которых не  будет содержаться готового ответа,  вывода, формулировки нового знания. 4.3. Простроить диалог по поиску  решения проблемы на основе  наблюдения ситуации или осмысления  текста Примечание:  а) вывод может отличаться от учебника,  б) на уроке ученики могут прийти к неожиданному для учителя, но тоже верному  выводу 1. Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание:  Например, материал для наблюдения в учебниках русского языка – увидев  закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать  правило, а уже потом проверить себя по учебнику.  2. Работа с текстом (в т. ч. с таблицей, схемой, рисунком с подписями), из  которого можно логически вывести ­ признаки понятия, закономерную связь  между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п. Например, тексты учебников истории, где закономерности не перечислены, а  даны в подтексте. 1. Подводящий Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из  которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). 2. Побуждающий Ряд вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа  (развитие творчества). 4.4. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по  мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен  выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.  Вопросы для анализа: Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Какие трудности возникали при реализации этого шага? Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).     ШАГ 5. Запланировать ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Например, вопрос: «Так как же мы решили проблему?» Вопросы для анализа: Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Какие трудности возникали при реализации этого шага? Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).     ШАГ 6. Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ.  Задания, требующие от ученика применить новое знания – алгоритм, правило, понятие, закономерность ­ в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.д. и т.п.) Вопросы для анализа: Какие положительные изменения принесла реализация этого шага? Какие трудности возникали при реализации этого шага? Советы другим педагогам по реализации этого шага (опыт преодоления трудностей).     1. Уточнить содержание плана­конспекта разработанного урока. 1. Оформить окончательный вариант творческой разработки.