Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
18.11.2018
Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"
Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО" раскрывает систему работы техникума по выявлению и мониторингу одаренности,показывает условия успешной работы с одаренными студентами. Какие методы, средства и технологии применяются в работе с одаренными студентами,а так же содержание обучения одаренных подростков в техникуме.
Работа с одаренными Голубцова .docx
ОГБПОУ «Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   Организация работы с одаренными детьми Работу выполнил: Голубцова Ольга Михайловна город Смоленск 2017 год 1 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ ОДАРЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ  Система работы Условия успешной работы с одаренными учащимися ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА Содержание обучения одаренных подростков Технологии, методы и средства обучения одаренных подростков Организация конкурса достижений ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5 6 7 стр 3 5 10 14 16 17 18 21 24 26 29 31 2 ВВЕДЕНИЕ Не существует сколько­нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые  проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой  исследовательской работе. А.Н. Колмогоров Современное общество нуждается в неординарных творческих  личностях, способных решать задачи развития инновационной экономики,  принимать самостоятельные решения, опережать свое время и адаптироваться к условиям меняющегося мира, в связи с чем перед системой образования  актуализируется задача раннего выявления, обучения и поддержки одаренных и талантливых детей.  Одной из приоритетных задач современной педагогики является  определение и создание условий, обеспечивающих выявление и развитие  одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей в  образовательном процессе.  Решению этой проблемы определенным образом оказывает содействие  деятельность учреждений различных типов: лицеев, гимназий и  т.  д. Такие учебные заведения имеют больше возможностей для создания условий,  при которых самовыражение, творческая самореализация становятся  внутренней потребностью каждого ученика. На сегодняшний день опыт  этих  заведений активно  используется в  общеобразовательных школах, где сегодня учится большинство детей. Несмотря на наличие большого количества публикаций по данной  тематике, систематизирующих различные методы работы с одаренными  детьми большая часть из них посвящена работе с детьми, направленной на    выявление ранней одаренности и ее дальнейшее развитие. Меньше публикаций по выявлению и развитию одаренности среди молодежи ВУЗов и техникумов  3 (программы подготовки специалистов среднего звена). Что же касается  молодежи системы СПО, обучающейся по программам подготовки  квалифицированных рабочих и служащих, публикаций по данной тематике  практически нет или же посвящены развитию одаренности в практической  деятельности (одарённости в  ремёслах; спортивной; организационной).   Такая расстановка сил в работе с одаренными обучающимися понятна и логична. Чем раньше выявлена одаренность, тем больше возможностей  вывести ее на более высокий качественный уровень. ВУЗовская молодежь,  активно занимающаяся научными исследованиями, чаще всего  и есть те  самые одаренные дети, пришедшие из специализированных лицеев и школ. Что касается обучающихся, получающих рабочую профессию, могут ли  быть они одаренными, в других видах деятельности, кроме практической?   Стоит ли тратить время и силы по выявлению какой­либо одаренности, кроме  одаренности в ремеслах? Подростки пришли получать конкретную  профессию, пусть станут профессионалами своего дела.  На сегодняшний день приоритетной задачей стоящей перед  учреждениями СПО является обеспечение высококвалифицированными  рабочими кадрами предприятий страны. Это не те кадры, которые умеют  выполнять несколько технологических операций, это рабочие владеющие  компетенциями на уровне мировых стандартов.  Кроме того меняется и сам атлас профессий. Профессии,  востребованные на рынке труда высокотехнологичны и наукоемки. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой и  резкое возрастание потребностей общества в людях, обладающих  нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную  и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к  будущему. 4 Создание условий для оптимального развития одаренных обучающихся,  чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а  также просто способных обучающихся, в отношении которых есть серьезная  надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей,  является одним из направлений деятельности образовательного учреждения.  В числе приоритетных направлений работы с одарёнными  обучающимися можно выделить следующие:  ­ диагностика одарённости и мониторинг её развития;  ­ рассмотрение одарённости в контексте исследования различных  проявлений (интеллектуального, творческого и других видов деятельности);  ­ интегративный подход к исследованию одарённости;  ­ проектирование среды обучения подростков с особыми  образовательными потребностями;  ­ создание системы психолого­педагогического сопровождения,  обеспечивающего выявление и развитие одарённости на протяжении всего  периода обучения и воспитания обучающегося в образовательном учреждении и направленного на формирование успешной личности.  Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к  универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры заниматься с одаренными обучающимися совершенно необходимо. И прежде  всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов обучающегося  важно не только для него самого, но и для общества в целом.  ПОНЯТИЕ  ОДАРЕННОСТИ В истории исследования категории одаренности сложились четыре  взаимодополняющие концепции: 1) понимание одаренности как высокого уровня развития системы  когнитивных процессов (сенсорно­перцептивных процессов, внимания,  5 памяти, мышления и воображения), измеряемых с помощью соответствующих  текстов; иногда сюда добавлялись мотивация и воля (Г. Мюнстерберг, Г.И.  Россолимо, В. Мёде, У. Штерн и др.);  2) отождествление одаренности с высоким уровнем развития  интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов  интеллекта (А. Бине, Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд и др.);  3) рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных  различий, что связано с выделением общих и специальных способностей; эта  концепция была сформулирована Б. М. Тепловым и получила наибольшее  распро­странение в нашей стране (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий и др.);  4) соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого  потенциала, что выражается в высокой исследовательской активности  ребенка; в возможнстях легкого и творческого учения; в способностях к  созданию новых творческих «продуктов» в науке, искусстве, технике,  социальной жизни. В нашей стране как в теоретическом, так и в прикладном плане  наиболее разработанными оказались проблемы специальных способностей.  Для этих целей созданы и успешно работают специализированные школы ­  математические, музыкальные, спортивные и другие. Разрабатывались и  реализовывались дидактические системы для развития умственных  способностей, выявленных с помощью тестов. В то же время проблема  выявления и развития творческого потенциала детей разрабатывалась в  меньшей степени. В настоящее время теоретическим основанием организации  работы с одарёнными детьми является Рабочая концепция одарённости,  разработка и издание которой были осуществлены по заказу Министерства  образования Российской  Федерации. 6 В Рабочей концепции понятие одарённости рассматривается как  системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое  определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных  результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с  другими людьми. Данная трактовка обусловлена тем, что развитие  способностей и реализация индивидуального дарования зависят именно от  личности, её направленности и системы ценностей. Одарённый ученик – это ученик, который выделяется яркими,  очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние  предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. При  раскрытии проблемы одарённости особую важность приобретает определение  источников одарённости: одарённость как продукт самой природы или  закономерный результат обучения и воспитания. На сегодня большинство  психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер  развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия  наследственности (природных задатков) и социокультурной среды,  опосредованного деятельностью ученика (игровой, учебной, трудовой). При  этом особое значение имеют собственная активность ученика, а также  психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе  формирования и реализации индивидуального дарования. Систематизация видов одаренности определяется критерием,  положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как  качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики  одаренности выражают специфику психических возможностей человека и  особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.  Количественные характеристики одаренности позволяют описать  степень их выраженности.  Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать  7 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.  2. Степень сформированности.  3. Форма проявлений.  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.  5. Особенности возрастного развития. 8 Критерии одаренности Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. Виды деятельности Виды одаренности Сферы психики Уровни психической организации Степень сформированно сти Форма проявлений Широта проявлений в различных видах деятельности Особенности возрастного развития. я а к с е ч и т к а р П я а к с е ч и т е р о е т я а н ь л е т а в а н з о п ( ) ь т с о н ь л е т я е д ­ о н н е в т с е ж о д у х я а к с е ч и т е т с э в и т а к и н я а н у м м о К в ремеслах спортивная организационная ь л а у т к е л л е т н и я а н Интеллектуальная различных видов (естественных наук, гуманитарных наук, интеллектуальных игр) хореографическая сценическая литературно­ поэтическая изобразительная музыкальная лидерская аттрактивная я а н ь л а н о и ц о м э я а в е л о в   ­   о н н о и ц а в и т о м Актуальная одаренность Явная одаренность общая одаренность ранняя одаренность Потенциальна я одаренность скрытая одаренность специальную одаренность поздняя одаренность . сенсомоторный пространственно ­визуальный Понятийно ­ логический эмоционального реагирования эмоционального переживания побуждения постановки целей 9 ­ о н в о х у д я а н т с о н н е ц создание новых духовных ценностей служение людям смыслопорожден ия 10 Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех  уровней психической организации с преобладанием того уровня, который  наиболее значим для данного конкретного вида деятельности и по своим  проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и  обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане  понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный  критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в  данный момент характерные для человека формы. Очень часто развитие одаренных детей связывают с ранним (в  дошкольном возрасте) обнаружением соответствующих признаков. Вместе с  тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех, у  кого в школьные годы не было основания предполагать их наличие. Почему  такое возможно?  Во­первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не  удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще много не знают и не умеют.  Во­вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, как бы  вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более  благоприятных обстоятельствах.  В­третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних  возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено.  В­четвертых, никем не замечаемое и не ценимое своеобразие  возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной  деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг  одаренности.  В­пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной  степени зависят от формирующихся с годами черт характера, всего склада  личности, а также от особенностей реализации личности 11 12 ВЫЯВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ Одарённость должна устанавливаться профессионально  подготовленными людьми, которые могут выявить выдающиеся способности и потенциальные возможности в достижении выдающихся результатов. В связи с этим возрастает роль социального педагога и педагога­психолога  образовательного учреждения, которые помогут педагогам выявить  потенциальные возможности учащихся. Идентификация и отбор одарённых обучающихся для тех или иных  образовательных программ – это отправной пункт психолого­педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания одарённого ученика, в  котором каждый обучающийся выступает активным субъектом собственного  развития, осуществляемого во взаимодействии с окружением. Важно не только выявить одаренного обучающегося, но и  определить  его психологические возможности для создания ему таких условий, которые  соответствовали бы росту его возможностей и потребностям в обучении и  позволяли бы максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе. Поэтому необходимы как можно более ранний отбор, стимулирование,  развитие одарённых обучающихся.  Выявление одарённых  – важное звено в согласовании процесса  обучения с индивидуальной траекторией развития, контроле за  результативностью обучения и оказании своевременной психолого­  педагогической помощи.  Эффективная идентификация одаренности посредством какой­либо  одноразовой процедуры тестирования невозможна. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в  оценке одаренности обучающегося, как по положительному, так и по  отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются  13 свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются  доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при  интерпретации результатов тестирования.  Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта может влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие  показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической  познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него  творческих способностей.  И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации,  нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива  достижений или психологической защиты. Неправомерно осуществлять  идентификацию одаренного обучающегося на основе единой (единственной)  оценки  Как считают авторы Рабочей концепции одарённости, любая форма  отбора (селектирования) обучающихся на основе показателей  психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки  зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не  являются инструментом диагностики одаренности вообще и  интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.  Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы  относительно сферы корректного применения психометрических тестов в  работе с одаренными обучающимися: ­ психометрические тесты скорее нужно применять не для и не до принятия решения о мере одаренности ребенка, а  после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения  сильных и слабых его качеств и организации необходимой ему  индивидуализированной психолого­ педагогической помощи; ­  психометрические тесты могут быть использованы для описания  индивидуального своеобразия психической деятельности конкретного  14 одаренного обучающегося с точки зрения выраженности отдельных  способностей, склонностей, эмоциональных состояний, личностных качеств и  т.д  ­ психометрические тесты могут использоваться для отслеживания  динамики конкретных показателей психического развития одаренных  обучающихся.  Таким образом, психометрические тесты могут использоваться в  качестве одного из множества источников дополнительной информации в  рамках программы идентификации одаренного обучающегося, но ни в коем  случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том,  что данный обучающийся  является «одаренным» либо «неодаренным». Наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности  того или другого конкретного обучающегося является психолого­ педагогический мониторинг.  Психолого­педагогический мониторинг, используемый с целью  выявления одаренных, должен отвечать целому ряду требований:  1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и  деятельности обучающегося, что позволит использовать различные источники  информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;  2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени  наблюдение за поведением данного обучающегося в разных ситуациях);  3) анализ поведения обучающегося в тех сферах деятельности, которые  в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно­игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);  4) экспертная оценка продуктов деятельности обучающихся с  привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации в  соответствующей предметной области деятельности (математиков,  15 филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).При этом следует иметь в виду  возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов  подросткового и юношеского творчества;  5) выявление признаков одаренности обучающегося не только по  отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом  зоны ближайшего развития Целесообразно проведение проблемных уроков по  особой программе; использование тренинговых методов. 6) многократность и многоэтапность обследования с использованием  множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с  предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного  обучающегося;  7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации  реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к  естественному эксперименту (метод проектов, предметных и  профессиональных проб и т.д.);  8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют  исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум  самостоятельности в овладении и развитии деятельности;  9) анализ реальных достижений  подростков в различных предметных  олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих  конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;  10) преимущественная опора на экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в  реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа,  экспертные оценки учителей и родителей.  Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет  полностью от ошибок. 16 В результате может быть «пропущен» одаренный ребе­ нок или,  напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который ни­ как не  подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рас­  согласования диагноза и прогноза).  При выявлении одаренных обучающихся необходимо  дифференцировать:  а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном  возрастном этапе; б) особенности конкретных проявлений одаренности,  связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;  в) потенциальные возможности обучающегося к развитию. Исследование одаренности имеет особое значение в юношеском  возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются,  но и развиваются.  Период между 12 и 20 годами имеет наибольшее значение для  проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве,  развертываются лишь в юности в действительную одаренность.  Поэтому задача педагога ­ выявление склонностей, а затем в процессе  их совершенствования ­ развитие способностей.  Интересно отметить, что большинство психологов считают, что  творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их  способностью к обучению.  Творчество может стимулироваться не столько многообразием  имеющихся знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим  устоявшиеся стереотипы.  Оценка обучающегося как одаренного не должна являться самоцелью.  Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и  воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.  17 Иными словами, проблема выявления одаренных  подростков должна  быть переформулирована как проблема создания условий для  интеллектуального и личностного роста в образовательных учреждениях, с  тем чтобы выявить как можно больше обучающихся с признаками  одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования  присущих им видов одаренности. 18 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ Организация работы с одарёнными детьми предполагает, что педагог  будет преодолевать педагогические и психологические трудности,  обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством  противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью  современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов,  подготовленных к работе с одаренными детьми.  Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с  одаренными обучающимися в условиях образовательного учреждения.  Цели организации работы с одарёнными детьми предполагают решение  проблем формирования и развития личности ребёнка по следующим  позициям:  ­ психолого­педагогической – создание оптимальных условий для  развития интересов, способностей каждого обучающегося;  ­ социальной – целенаправленное воздействие на формирование  творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;  ­ дидактической – создание новой методической системы обучения ,  принципиально отличающейся от традиционной прежде всего решением  индивидуальных образовательных проблем учащихся. Организация работы педагога с одарёнными детьми предполагает: ­  признание подростка субъектом развития, обучения и воспитания,  реализующим свои образовательные потребности по отношению к внешнему  миру в процессе субъект­субъектных и субъект­объектных образовательных  воздействий;  ­ признание способности обучающегося к саморазвитию и его права на  индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;  19 ­ смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к  деятельности обучающегося;  ­ приоритет личностного содержания образования, формируемого в  процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;  ­ приоритет продуктивного компонента содержания образования,  выражающегося в созидающей функции обучающегося. СИТЕМА РАБОТЫ Управленчес кая подсистема Создание условий для развития одаренност: учебный план система внеклассной работы; дополнительн ые образовательн ые программы Дидактическая подсистема Технологии обучения: Проектные технологии; интеграция содержания и  способов обучения; компьютерные технологии; личностно- ориентированн ые технологии; обучение в  режиме on-line, off-line Социально- психологичес кая Сопровожден ие: Диагностирова ние разработка индивидуальн ых траекторий развития Научно- методическ ая подсистема Обмен опытом: Научно- теоретическ ие семинары Методически е фестивали разработка программ и методически х материалов повышение квалификац ии психологическ ая и социальная помощь Направления деятельности: студенческое научное общество, работа с олимпиады, интеллектуальные конкурсы различных уровней; родителями факультативы и элективные курсы, дополнительное профессиональное образование; студенческое самоуправление (воспитание лидеров); художественные студии, спортивные секции. Результативность: участие обучающихся в техникумовских, региональных, всероссийских профессиональных олимпиадах, участие в региональных и зональных чемпионатов WrldSrills, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах различных уровней; наличие СНО (студенческого научного общества ); участие обучающихся в техникумовских, региональных, всероссийских спартакиадах и других спортивных мероприятиях; участие обучающихся в региональных творческих конкурсах, обеспечение внеурочной занятости обучающихся; создание портфолио выпускника 20 Общие принципы обучения одарённых ребят относятся к основным  общим принципам обучения в том числе вообще всех обучающихся:  ­ принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип  означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не  только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также  воспитанию личностных качеств учащихся;  ­ принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит  в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более  полно учитывать индивидуальные и типологические особенности  обучающихся; ­ принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает  соответствие содержания образования и методов обучения специфическим  особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах,  поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать  завышение уровней трудности обучения, что может привести к  отрицательным последствиям. Условия успешной работы с одаренными учащимися  1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического  коллектива.  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и  предметных подсистем работы с одаренными учащимися.  3. Признание руководством и коллективом  техникума того, что реализация  системы работы с одаренными обучающимися является одним из  приоритетных направлений в ее работе.  21 4. Включение в работу с одаренными обучающимися педагогов, обладающих  качествами:  ­ педагог ­ личность, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей  воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более  способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным  ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей,  иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;  ­ педагог верит в собственную компетенцию и возможность решать  возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия  принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком,  заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и  состоятельности;  ­ педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои  проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные  намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует  ценить, уважать и оберегать;  ­ педагог стремится к интеллектуальному и профессиональному  самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных  знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и  саморазвитием.  5. Постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса с  целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки  обучающихся. ОБУЧЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА.  Обучение одаренных обучающихся в условиях техникума может  осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с 22 помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности,  организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным  программам по отдельным учебным предметам и т.д.).  К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению  по индивидуальным программам в одной предметной области, что не  способствует раскрытию других способностей обучающихся, лежащих вне ее.  Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным  программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву  обучающегося от коллектива сверстников.  Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных  программ обучения предполагают использование современных  информационных технологий (в том числе дистантного обучения), в рамках  которых одаренный обучающийся может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.  Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может  сыграть наставник (тьютор).   Тьютором может быть высококвалифицированный специалист , готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком.  Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска  помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию  индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к  самоопределению и самоорганизации.  Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого,  уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации  индивидуального своеобразия одаренного обучающегося, особенностей его  образа жизни и различных вариантов содержания образования.  Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно  организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе,  23 позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую  применение разных методов работы. Это помогает учесть различные  потребности и возможности одаренных обучающихся.  Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными  обучающимися, как организация исследовательских секций или объединений,  предоставляющих обучающимся возможность выбора не только направления  исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа  продвижения в предмете.  Программы работы с одаренными обучающимися, построенные на  постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют  существенные недостатки.  В частности, усложнять программу, не вызывая перегрузок, можно  только до определенного предела.  Дальнейшее развитие возможностей обучающегося должно проходить в  рамках его вовлечения в  исследовательскую работу, поскольку  формирование творческих способностей осуществляется только через  включение личности в творческий процесс.  Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень  системности знания, что исключает его формализм.  Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную  исследовательскую деятельность педагогов и обучающихся. Одаренные  обучающиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и  одновременно являться руководителями  исследовательских секций группы  по данному предмету.  Межгрупповые объединения­секции могут возглавлять преподаватели.  Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную сложность положения одаренных обучающихся, которые теперь  24 могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь, тем не менее, в  среде сверстников.  Кроме того, совместная исследовательская работа с учителем делает  обучающегося на уроке его сотрудником.  Достижения одаренного сверстника оказывают положительное влияние  на всю группу, и это не только помогает росту остальных обучающихся, но и  имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика  и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих  товарищей.  Однако привлечение одаренных учащихся к работе исследовательских  объединений предполагает предварительную подготовку, целью которой  является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы.  Этот подготовительный этап, особенно значимый для  подростков,  осуществляться как в рамках вариативной дисциплины «Основы проектной  деятельности».  Распространенной формой включения в исследовательскую  деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней  дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной  проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив  свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с  защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному  обучающемуся, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь  включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем  качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области,  соответствующей содержанию его одаренности.  Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса  для одаренных обучающихся в условиях техникума может оказать  25 применение различных форм организации обучения, которые основаны на  идее группировки обучающихся в определенные моменты образовательного  процесса.  Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и  дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможностях техникума, но, прежде всего на учете индивидуальных особенностей  подростка, которые и должны определять выбор оптимальной для него  стратегии развития.  В частности, применение различных форм организации учебного  процесса в целях дифференциации обучения для одаренных обучающихся,  основанных на идее группировки одаренных обучающихся в определенные  моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при  условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае  обучение одаренных ребят будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для  действительного развития таких подростков, удовлетворения их  индивидуальных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных  обучающихся в отдельную группу может иметь больше отрицательных  последствий, чем положительных. Содержание обучения одарённых подростков Н.И. Панютина выделяет два основных подхода к решению проблемы  определения содержания обучения одарённых детей и подрпостков:  1) изменение количественных характеристик;  2) изменение качественных характеристик.  К количественным характеристикам относят ­ объем учебного  материала и темп обучения. К качественным ­ соотношение различных  26 направлений, моделирования содержания, характер его подачи  (алгоритмизированный, эвристический и др.).  На основе изменения количественных характеристик содержания  образования выделены две основные стратегии: «ускорения» и  «интенсификации», а на основе качественных ­ сформировались направления  «обогащения»: стратегия «углубления», «проблематизации»,  «исследовательская».  К этим моделям относятся виды обогащения, находящиеся за  пределами основного учеб­ ного плана. Это то, что относится к системе  дополнительного образования и составляет вариативный компонент  образовательной деятельности (факультативы, кружки, студии и т. д.). При  организации работы с одаренными подростами речь должна идти о создании  такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных подростков, подростков  с повышенной готовностью к обучению, так и подростков со скрытыми  формами одаренности.  Теоретический подход к решению данной проблемы базируется на  следующих основных положениях концепции развивающего образования:  1) усвоение «знаний­умений­навыков» из цели образования  превращается в средство развития способностей;  2) на смену «субъект­объектной» логике воздействия на обучающегося  приходит логика содействия, сотрудничества, когда учитель и обучающийся  не противостоят друг другу, выступают как партнеры совместного развития;  3) обучащийся становится субъектом своего собственного развития,  рассматривается как самоценная личность; соответственно меняется и  критерий ценности учителя ­ он ценится не за то, что умеет организовать  процесс саморазвития ученика и себя самого; 27 4) стереотипное воспроизведение обучающимися стандартного  минимума готовых истин меняется на проектирование и организацию  образовательной среды, способствующих раскрытию природных данных  обучающихся, саморазвитию их познавательных, эмоциональных и духовных  способностей;  5) требование соответствия образовательных технологий природным  закономерностям развития личности ученика.  Согласно Рабочей концепции одарённости в обучении одаренных  применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных  программ.  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и  возможности определенной категории подростков, отличающихся  ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой  осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей  индивидуального развития одаренного подростка и отсутствия необходимых  условий обучения применение других форм организации учебной  деятельности не представляется возможным 3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное  содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет  установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.  Занятия планируются таким образом, чтобы у подростков оставалось  достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой  деятельностью, соответствующей виду их одаренности.  Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение подростков разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию  таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта  умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за  счет использования дифференцированных форм предъявления учебной  28 информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в  исследовательские проекты, использование специальных тренингов.  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование  личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит  в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений,  поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует  формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных  областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.  Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные  (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами  обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных  программ.  Два последних подхода являются наиболее перспективными. Они  позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности  одаренных ребят.  Содержание учебного плана и программ учебных дисциплин могут  оказывать существенное влияние на развитие личностных качеств всех  учащихся, в том числе и интеллектуально одаренных, при этом важны как  естественно­научные, так и гуманитарные дисциплины.  Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в  содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие  развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость,  ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание,  позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний  и др.  А.Е. Семёнов сформулировал следующие принципы организации  содержания обучения одарённых школьников:  29 1. Принцип гибких содержательных «рамок», обеспечивающий  возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов.  2. Принцип крупных содержательных единиц, изучения широких  (глобальных), основополагающих тем и проблем.  3. Принцип междисциплинарности в изучении содержания, отвечающий  широкой любознательности одарённых школьников, повышенным творческим  возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира 4. Принцип интеграции тем и проблем для изучения, относящихся к од­  ной или разным областям знаний, путём установления внутренних  взаимосвязей содержательного характера.  5. Принцип насыщенности содержания обучения, отвечающий высокому  уровню потребности одарённых детей в умственной нагрузке. Технологии, методы и средства обучения одарённых подростков Методы обучения одарённых обучающихся  должны отличаться  следующим:  ­ большая доля самостоятельной работы с литературой при изучении  нового материала, решении творческих задач, выполнении экспериментальных и творческих заданий;  ­ интенсификация обучения за счёт лекционно­семинарской системы,  введения тематических зачётов, укрупнения блоков усвоения ;  ­ усиление индивидуальной работы педагога с учащимся как на занятии, так и после него; ­ создание атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на  учение, длительная самостимулирующая деятельность и труд (перенос центра  тяжести с обучения на учение, самостоятельная переработка и усвоение  информации, отработка общеучебных умений, специальных умений и  навыков). 30 Процесс обучения одаренных ребят должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения  информации, в том числе с использованием информационно­  коммуникационных технологий. В той мере, в какой у обучающегося есть  потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной  связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных  средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие  богатый зрительный ряд.  В качестве условия эффективности организованной педагогической  деятельности при работе с одарёнными детьми И.Н. Тоболкина, Т.Б.  Черепанова называют соответствие планируемого пролонгированного  результата обучения воспитания желаниям (в том числе потенциальным)  обучающихся.  Как утверждают исследователи, исходная проблема с одарёнными  детьми заключается в поиске, формулировании и реализации такого  психолого­педагогического метода и отбора таких образовательных  технологий, которые, учитывая все особенности личности и обстоятельства  развития одарённого обучающегося, решал бы прежде всего проблему  высокой успешности их будущей личностной востребованности как в сугубо  личном, так и в профессиональном плане. Перспективным направлением педагогической науки, обеспечивающим  успешное развитие одарённых обучающихся, И.Н. Тоболкина, Т.Б.  Черепанова называют витагенную (лат. vita – жизнь) педагогику. Под  витагенной педагогикой исследователи понимают обучение и воспитание,  основанное на актуализации (востребованности) жизненного опыта личности,  её интеллектуально­психологического потенциала в образовательных и  воспитательных целях, что соответственно предъявляет значительно высокие  требования к личности учителя и воспитателя. 31 Организация конкурсов достижений Введение конкурсной системы в процесс обучения и воспитания  одарённых обучающихся отвечает их возрастным потребностям и  существенно дополняют возможности образовательного учреждения в  развитии их одаренности.  В настоящее время в образовании проводятся разнообразные конкурсы,  олимпиады, смотры, фестивали, выставки достижений и другие конкурсные  формы. Конкурсы перестали быть только формой организации  педагогического процесса, способствующей углублению знаний по предмету и выявлении: одаренных обучающихся.  В понятии «конкурсы достижений» объединяются различные виды  конкурсов, олимпиад, фестивалей, смотров, конференций и подчеркивается  их направленность на поддержку, стимуляцию, реализацию в этих формах  организации образовательной деятельности мотивации достижений, что  является и одним из механизмов движения личности к самореализации. Большое разнообразие конкурсов достижений, которые сегодня имеют  место в образовании, необходимо систематизировать. Классификация  конкурсов достижений должна позволить сориентироваться в их  многообразии, дать полную информацию об их особенностях. Выделяют две группы конкурсов:  ­ спортивные (подвижные);  ­ творческо­познавательные Творческо­познавательные конкурсы можно классифицировать по  различным основаниям:  ­ по месту организации: конкурсы, организованные в системе общего  образования; конкурсы, организованные в системе дополнительного  образования;  32 ­ по содержанию: предметные; профориентированные; конкурсы  прикладного и художественного творчества;   ­ по уровням: международные; всероссийские; городские; районные  (окружные); образовательного учреждения; внутри группы, творческого  объединения;  ­ по составу и количеству участников: индивидуальные, групповые,  командные конкурсы достижений.  Исходя из этих положений, конкурсы достижений и являются  средством для учета, проектирования, роста личностных достижений, их  фиксации, анализа и публикации.  Конкурсы достижений являются одной из общепринятых форм  признания личностных достижений обучающихся, которые предоставляют  возможность для самореализации и проявления индивидуальных  способностей, направленности, интересов.  Конкурсы достижений ­ специфическая форма организации  образовательной деятельности подростка, которая нацелена на поддержку и  мотивацию его личностных достижений. 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании  принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей  постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его  удовлетворения.  В современных условиях нужно не только обеспечивать обучащихся  знаниями достижений прошлого, но и обеспечивать их теми технологиями,  которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в  исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в  ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть  открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать  решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать  возможности.  При этом необходимо учитывать возрастные особенности.  Подростки  учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их  последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах  деятельности.  Выбирая профиль обучения, получив возможность освоить  программы профессиональной подготовки,  находят себя в сфере будущей  профессиональной деятельности.   Важной задачей является усиление воспитательного потенциала  образовательного учреждения, обеспечение индивидуализированного  психолого­ педагогического сопровождения каждого обучающегося.  Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных  явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная  составляющая деятельности ПОО. Создание общей среды для проявления и развития способностей  учащихся, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят  34 призвана обеспечить организация психолого­педагогического сопровождения  обучения и воспитания одарённых детей.  Реализация данных задач возможна при организации основных условий:  ∙ система выявления и мониторинга развития одарённых детей;  ∙ психологический климат в педагогическом коллективе, уровень об­  щей и научно­педагогической культуры педагогов;  ∙ наличие высокой компетентности в области педагогики одарённости у всех участников образовательного процесса (педагогов, руководителей,  обучающихся, родителей);  ∙ определение меры ответственности субъектов образовательного  процесса в решении вопросов развития детской одарённости;  ∙ организация взаимодействия школы с родительской общественностью  в решении вопросов выявления и развития одарённых детей.  35 Список литературы 1. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы,  пер­ спективы /З.Н. Бекетова //Завуч. – 2004. ­ №7. – С.83­87.  2. Белоненко С.А. Стратегия работы с одарёнными детьми в начальной  школе /С.А. Белоненко //Одаренный ребёнок. – 2008. ­ №1. – С.124­127.  3. Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение:  индивидуализация содержания образования /Е.О. Иванова //Завуч. – 2002. ­  №8. – С.100­117.  4. Копытов А.Д. Размышления о педагогике одарённости /А.Д.  Копытов //Одаренный ребёнок. – 2008. ­ №1. – С.23­35.  5. Маистровая З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья  од рённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей /З.Г.  Маистровая //Одаренный ребёнок. – 2008. ­ №2. – С.114­117.  6. Марков Н.С. У каждого старшеклассника гимназии – своя  образовательная траектория /Н.С. Марков //Завуч. – 2004. ­ №5. – С.5­10. 7.Овсянникова Е.А. Одарённые дети (из опыта работы) /Е.А.  Овсянникова //Завуч. – 2004. ­ №7. – С.153­154.  8.Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых  детей: Учеб. пособие /Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Издательство Мос  ковского психолого­социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192с.  9.Панютина Н.И. Система работа образовательного учреждения с  одарёнными детьми /Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова и др. –  Волгоград: Учитель, 2008. – 204с. 10.Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М. Бим­Бад.  – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с. 36 37

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"

Методическая разработка "Организация работы с одаренными студентами в условиях СПО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018