Методическая разработка урока химии на тему «Белки и их химико-технологические свойства» посвящена проблеме полноценного рационального питания – важного условия сохранения здоровья, необходимого условия роста и развития. Пища состоит из жиров, углеводов, белков, а белки состоят из аминокислот. Организм человека может синтезировать примерно половину из аминокислот (из 20), но около восьми аминокислот человек должен получить с пищей: эти аминокислоты называются незаменимыми. Применение комбинированных продуктов питания, которые содержат взаимодополняющие белки, обеспечивает нужный для полноценного питания минимум аминокислот.
Непонимание сущности химических явлений человеком влечет к неправильному выбору продуктов питания, образу жизни. Нерациональное питание – регулярное переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров – причина развития многих заболеваний.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Химия»
Тема: «Белки и их химикотехнологические свойства»
Разработал: преподаватель химии и биологии
Букаева Б.Ш.
1Маркс
2018
Пояснительная записка
Методическая разработка урока химии на тему «Белки и их химико
технологические свойства» посвящена проблеме полноценного рационального
питания – важного условия сохранения здоровья, необходимого условия роста и
развития. Пища состоит из жиров, углеводов, белков, а белки состоят из
аминокислот. Организм человека может синтезировать примерно половину из
аминокислот (из 20), но около восьми аминокислот человек должен получить с
пищей: эти аминокислоты называются незаменимыми. Применение
комбинированных продуктов питания, которые содержат взаимодополняющие
белки, обеспечивает нужный для полноценного питания минимум аминокислот.
Непонимание сущности химических явлений человеком влечет к неправильному
выбору продуктов питания, образу жизни. Нерациональное питание – регулярное
переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров – причина
развития многих заболеваний.
Изучение данной темы показывает студентам теснейшую связь химии с жизнью,
здоровьем, настроением человека, подводит к пониманию грамотного,
ответственного отношения к собственному здоровью.
Введение
Данная тема всегда интересна для обучающихся, т.к. она очень актуальна.
Одной из главных целей является рассмотрение и выяснение биологической роли
белков, их химикотехнологических свойств, формирование уважительного
отношения обучающихся к охране окружающей среде, охране здоровья.
Задачи урока: подвести обучающихся к изучению прикладных и экологических
аспектов данной темы, способствовать воспитанию у обучающихся бережного
отношения к своему здоровью, освоить общие компетенции ОК1ОК7.
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность;
24. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личного развития;
5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности;
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
Данная тема урока рассматривается в структуре темы «Азотсодержащие
органические соединения», на изучение которой отведено 7 часов теоретических
занятий в программе общеобразовательной учебной дисциплины «Химия»
естественнонаучного профиля для СПО в соответствии с ФГОС3, на изучение
темы «Белки» отводится 2 часа теоретического занятия и 2 часа практических.
Тема урока связана с предыдущей темой «Аминокислоты», которая даёт
представление об азотсодержащих органических соединениях, а так же
способствует усвоению новых знаний, которые необходимы для изучения
последующих тем «Витамины и гормоны».
Урок предусматривает разнообразные виды деятельности учащихся,
располагает их к размышлению, поиску ответов, совершенствует общеучебные
умения и навыки, в том числе умений синтезировать и анализировать, обобщать и
делать вывод – таким образом, развивать у них основные составляющие
логического, продуктивного мышления. Тема имеет разнообразные
межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как спецтехнология,
биология, ОБЖ. Умелое пользование усвоенными знаниями, критическое
восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений
возникших проблем помогут обучающимся выбрать собственную жизненную
позицию.
Основная часть
Тема программы: «Азотсодержащие органические соединения».
Тема урока: «Белки и их химикотехнологические свойства»
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: смешанный: несколько видов деятельности.
3Методическая цель: показать приемы сочетания общеобразовательной функции
обучения с формированием специальных профессиональных знаний и умений .
Образовательная цель: Сформировать знания о белках, их составе, строении,
свойствах; изучить наиболее важные технологические свойства белков;
уметь применять полученные знания в профессиональной деятельности, выявить
связь питания человека с его здоровьем.
.
Развивающая цель: развивать и совершенствовать общеучебные умения и навыки,
в том числе умений синтезировать и анализировать, обобщать и делать выводы,
осмысливать теоретический материал, использовать ранее приобретённые знания в
новой ситуации; коммуникативность и навыки устной речи; повышать уровень
профессиональной подготовки.
Воспитательная цель: способствовать воспитанию у обучающихся химически
грамотного отношения к собственному здоровью, выработке психофизических
качеств личности, важных для специалистов данной профессии.
: штатив с пробирками, белок , гидроксид калия,сульфат
Оборудование
меди,азотная кислота; блюда: омлет, шашлык,безе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа в мини
группах и парах.
Межпредметные связи: ИКТ, КТД, частичнопоисковый, проблемный.
КМО: раздаточный материал, мультимедийное оборудование, оборудование
кабинета.
Литература:
1. Химия О.С. ГабриелянМ., Академия, 2006 г.
2 . Контрольные и проверочные работы О.С. Габриелян М. , Дрофа, 2008 г
3 . Настольная книга учителя химии О.С. Габриелян М. , И.Г.Остроумов М:
Блик и К, 2006 г.
4. Занимательная химия В. Малышкина – СПБ: Тригон, 1998 г
5. Дубцов Г.Г. Технология приготовления пищи – М., Академия, 2005.
6. Ермакова В.И. Основы физиологии питания – М., Просвещение, 2006.
47. Кветной И.М. Волшебные молекулы здоровья – СПб: Прайм – Еврознак, 2005.
Технологическая карта урока с использованием ИКТ.
№
п/п
Этапы урока
Деятельность
преподавателя
1 Организационный.
Проверяет готовность
обучающихся к уроку.
2
Мотивация.
3 Объявление темы и
целей урока.
4
Актуализация
знаний,
фиксирование
затруднений.
Эпиграф (мультимедиа)
Ставит вопрос о
важном значении
белков
Мотивирует
обучающихся к
формулировке темы
урока
Использует
методические приёмы
«Корзина идей,
понятий» для
определения владения
знаниями,
Деятельность
обучающихся
Настраиваются на
восприятие темы
урока, работу на
уроке.
Заинтересованы о
важном
применении темы в
формировании
специальных
профессиональных
знаний и умений
Отвечают на
вопросы,
анализируют,
Результат
Психологиче
ская
подготовка к
уроку.
Подготовка
обучающихся
к усвоению
темы,организ
ация работы
на уроке.
Формулирую
т тему и цели
урока
формулируют тему
самостоятель
но.
Активная
работа в
группах.
и цели урока.
Работа в группах.
Используют ранее
приобретённые
знания в новой
ситуации,
работают со
необходимыми для
схемой, отвечают
5«открытия нового
знания», и выявления
затруднений в
индивидуальной
деятельности каждого
обучающегося.
Закрепление.
«Ум хорошо, а два
лучше»
Знакомит с новыми
материалами по теме
урока, демонстрация
слайдовой презентации.
«Историческая
справка»
.Самостоятельная
работа по изучению
структуры белка
на вопросы
Слушают
преподавателя.
Работают со
схемой в парах
отвечают на
вопросы.
Описывают
физические
5
Промежуточная
рефлексия.
6 Открытие нового
знания.
1) Состав
строение.
2) Свойства:
а) физические
Классификация белков
свойства белков,
Изучение
нового
материала.
б) химические
1.Качественные
реакции белков
Предлагает
экспериментально
доказать качественный
состав
белков.Инструктаж по
технике безопасности
проверяют
растворимость в
воде.
Выполняют
лабораторные
опыты в трёх
группах, используя
инструкционную
карту.
Представление
отчёта каждой
группы о
проделанной
работе.
Взаимоконтроль
экспериментальны
х умений по слайду
презентаций к
уроку.
62.Гидролиз
3.Гидратация
4.Денатурация
5.Пенообразование
Первичная
проверка знаний
Введение нового
знания в систему
знаний и
повторение.
Рефлексия.
Домашнее задание.
7
8
9
1
0
Выполняют схему
превращения в
тетрадях.
Показ слайда
«Гидролиз основа
процесса пищеварения»
(схема превращений).
Слайдовая презентация
Закрепление.
Первичное.Работа с
понятиями
Предлагает деловую
игру по изучению
химико
технологических
свойств (слайд).
Формулируют
ответы,доказывают
свою точку зрения.
Самостоятельная
работа в группах с
дополнительными
источниками
информации
Выполняют,
Слайдовая презентация
сравнивают своё
Достижение
результата
посредствам
выполнения
продуктивно
го задания.
о полноценном
рациональном питании
человека
Фиксирует содержание,
изученное на уроке,
организует рефлексию
и самооценку
обучающихся
собственной учебной
деятельности, цель
учебной деятельности и
её результаты.
Предлагает на выбор
несколько вариантов
домашнего задания.
Прочитать параграф,
ответить на вопросы к
нему. Подготовить
сообщение на тему:
«Совместимость белков
и других продуктов
решение с
эталоном,
проводят
самооценку.
Выбирают
варианты
домашнего
задания.
Выбор
усвоения
домашнего
задания
самостоятель
но
7питания».
8