Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
01.02.2019
Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)
Конспект.docx
Методическая разработка урока  «Почвенная среда жизни». Предмет: Биология Класс:  5 Наприенко Ольга Ивановна учитель географии и биологии   МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО» г.Билибино 2016 Пояснительная записка Тема урока Почвенная среда жизни Предмет Биология Класс  5 Место и роль урока в  Изучается после темы «Наземно­ воздушная среда  изучаемой теме жизни» Тип урока Форма урока Цель урока Краткое описание Изучение нового материала. Урок ­ виртуальная экскурсия. Создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания живых организмов. Урок по курсу «Биология. Живой организм» в 5   классе   на   тему   «Почвенная   среда   жизни» построен   в   соответствии   с   программой   базового уровня   изучения   биологии   линии   учебников «Сферы»   издательства   «Просвещение»   и подготовлен   в   соответствии   с   Федеральным государственным   образовательным   стандартом общего образования. Урок   открытия   новых   знаний   рассчитан   на высокий   уровень   самостоятельности   в   учебной деятельности,   предусматривает   работу   с учебником   и   текстом,   используя   стратегию смыслового   чтения   через   групповую   работу. Форма   урока   –   урок   виртуальной   экскурсии. Использование ИКТ инновационных методик ­ как составляющих,   делает   урок   наглядным, 2 интересным,   позволяет   снять   основные затруднения   усвоения   материала   о   почвенной среде обитания.   В   ходе   урока   организована   разнообразная деятельность учащихся на уроке: самостоятельное формулирование темы урока, его целей; работа с текстом   учебника   и   маршрутным   листом,   с виртуальным   словарем; ответы на поставленные вопросы;   составление   кластера,   афиширование результата   работы;   рефлексия.  Данный   ресурс содержит:   пояснительную   записку,   конспект урока,  маршрутный   лист   урока,  презентацию PowerPoint,   приложение   к   учебнику   на электронном сопровождение)   носителе,   музыкальное Компьютер, проектор, раздаточный материал для  постановки опыта, пояснительную записку,  маршрутный лист урока, конспект урока,  презентация MicrosoftOfficePowerPoint,  приложение к учебнику на электронном носителе Предметные Ученик должен знать Условия обитания в почве. Обитателей почвенной среды.  Ученик должен уметь Выявлять приспособления организмов к почвенной 3 Необходимое  оборудование и  материалы Планируемые  образовательные  результаты среде обитания. Анализировать и сравнивать внешнее строение  животных, обитающих в почве Интерпретировать текст. Метапредметные Проводить простейшие наблюдения;  Систематизировать  и обобщать различные виды  информации; Использовать различные источники информации  для выполнения  учебной задачи;  Участвовать в  совместной деятельности;  находить и использовать  причинно ­ следственные связи. Личностные Формирование познавательных интересов;  Формирование личностного отношения к   изучению материала; Осознание ценности живых объектов. Регулятивные 1) ставить учебные цели с помощью учителя и  самостоятельно. 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль,  соотносить выполненное задание  с образцом,  предложенным учителем, сравнения с  предыдущими заданиями, или на основе различных 4 Формирование УУД образцов.   3) вносить коррективы в действия в случае  расхождения результата решения задачи и ранее  поставленной целью. 4) использовать в работе справочную литературу,  ИКТ, давать самооценку. Оценивать свое задание  по следующим параметрам: легко выполнять,  возникли сложности при выполнении.  Познавательные I. 1) самостоятельное выделение и формулирование  Общеучебные универсальные действия: познавательной цели;  2) поиск и выделение необходимой информации;  3) знаково­символические действия, включая   моделирование (преобразование объекта из  чувственной формы в модель, где выделены  существенные характеристики объекта  и   преобразование модели с целью выявления общих  законов, определяющих данную предметную  область);  4) умение структурировать знания;  5) умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной и письменной  форме;  6) рефлексия способов  и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;  7) смысловое чтение как осмысление цели чтения  и выбор вида чтения в зависимости от цели;  8) определение основной и второстепенной  информации;  9) умение сжато, выборочно передавать  5 содержание текста;  II. Универсальные логические действия: 1) анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  2) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя  недостающие компоненты;  3) установление причинно­следственных связей,   построение логической цепи рассуждений;  Действия постановки и решения проблем:  формулирование проблемы;  III. 1) самостоятельное создание способов решения  проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные 1)планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками 2)инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации; 3)умения с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение  монологической и диалогической формами речи в  соответствии с грамматическими и  синтаксическими нормами родного языка; 4)формирование умения объяснять свой выбор,  строить фразы, отвечать на поставленный вопрос,  аргументировать; 5)формирование вербальных способов  коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю,  спрашиваю); 6)формирование умения работать в парах и малых группах;  6 формирование опосредованной коммуникации  (использование знаков и символов).  Личностные 1) действие смыслообразования, устойчивой учебно­ познавательной мотивации учения,  (интерес,  мотивация); 2) формирование личного, эмоционального,  позитивного  отношения к себе и окружающему  миру и осознание своей роли в окружающем мире; 3) формирования желания выполнять учебные  действия; Тема. Почвенная среда жизни. 7 Предмет: Биология Класс: 5 Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания живых организмов. Задачи:  Обучающие:                             1)  познакомить учащихся с животным миром почвы,  приспособлениями животных к жизни в почве;        2)  показать значение почвы для животных;        3)  конкретизировать знания о почве как среде обитания. Развивающие: способствовать развитию         1)  мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения  при решении познавательных задач;         2)  общеучебных умений: пользоваться текстом учебника,  презентации, раздаточного материала; составлять кластер;         3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при  индивидуальном ответе) и диалога (при обсуждении вопроса в группе). Воспитательные: способствовать формированию     1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации  успеха);     2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать  эту тему?);     3)  позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность  совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить  тревожность учащихся на уроке. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок ­ виртуальная экскурсия. 8 Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал,  приложение к учебнику на электронном носителе, презентация  MicrosoftOfficePowerPoin, музыкальное сопровождение. 1.Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я обращаю ваше внимание на присутствующих у нас  сегодня гостей с той целью, чтобы вы не отвлекались на последние ряды, не  стеснялись высказывать свои мысли, и не забывали о правилах поведения. Сегодня мы совершим с вами виртуальное путешествие в одну из сред жизни.  Вы самостоятельно проделаете опыт по изучению состава среды,  перевоплотитесь в типичных представителей почвенной среды для знакомства с их условиями обитания. Для этого мы сейчас постараемся настроиться на доброжелательную, рабочую атмосферу. Приложение. Музыка. Следуйте моим указаниям.  Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх.  Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко.  Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте  глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом  вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет  символом доброжелательного отношения друг к другу. Мы настроились на  дальнейшую работу. 2.Актуализация знаний. Напомните мне, с каким биологическим понятием мы работаем с вами на протяжении последних уроков? (Дети называют Среда обитания.) Дайте  определение понятия. 9 А теперь заполните схему­пустографку вашего маршрутного листа.  Озвучьте свои результаты. (Учащиеся перечисляют среды обитания). 3.Мотивация знаний. Вы уже привыкли к тому, что самостоятельно  формулируете тему урока. Вот и сегодня я тоже хочу, чтобы вы успешно  справились с этим заданием. Для этого просмотрите изображение слайдов.  Демонстрация электронного приложения к учебнику. Примеры  землероев. Демонстрация презентации. Слайд 4. Представителей, какой  среды обитания вы просмотрели? О чем идет речь в загадке?  Сформулируйте тему урока. Учащиеся формулируют тему урока и  записывают её в тетрадь. 4.Изучение нового материала. Демонстрация презентации. Слайд 2.Сегодня мы продолжим знакомство со средами обитания на примере  изучения почвенной среды. В ходе урока мы не только познакомимся с  основными свойствами почвы, но и выясним её состав. Слайд 3,9,10. Уже длительное время человечество существует благодаря  земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них необходимые для жизни культурные растения. Слайд 7,5. А что же можно назвать почвой? Чтобы дополнить ваше  определение, заслушайте слова известного вам писателя Пришвина: «Есть на  свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна, а осенью смотришь,  вместо одного, в кладовой уже 20 мешков». Слайд 6. Дополните определение. Практическая работа. В ходе выполнения следующей работы вы должны  будете не только выяснить, что входит в состав почвы, но и заполнить схему в ваших маршрутных листах «Состав почвы». На ваших столах размещены  лотки с оборудованием. Возьмите из чашки Петри комочек почвы и поместите 10 его в стакан с водой. Что вы видите? (Учащиеся объясняют, что вода  вытесняет воздух, содержащийся в почве. Поэтому они увидели пузырьки  воздуха в стакане). Записывают в схему компоненты почвы­ воздух. Слайд 19. Диск «Электронное приложение к учебнику. Состав  почвенного и атмосферного воздуха». А теперь откройте учебник страница  26. Прочитайте название диаграммы. Назовите 3 компонента, взятые  автором учебника для сравнения? Перечислите названия газов,  содержание которых в  почвенном воздухе больше, чем в атмосферном?  Назовите газ содержание, которого в почвенном воздухе ниже, чем в  атмосферном? Демонстрация опыта. Наглядно демонстрирую опыт, сопровождая  беседой. Поместим почву в пробирку и начнём её прогревать. Что мы  видим на стенках пробирки? Учащиеся объясняют, что в почве содержится  вода. При нагревании она начинает испаряться, и появляются капельки воды.  Записывают компоненты схему маршрутного листа. Работа с учебником. Прочтите пункт «Состав почвы», продолжите  заполнение схемы. Диск «Электронное приложение к учебнику. Содержание гумуса в  разных типах почвы. Просмотрите видеофрагмент урока. Назовите  типы почв с наибольшим содержанием гумуса и с наименьшим его  содержанием. Заслушайте описание. В старину, когда почва переставала давать высокие  урожаи, люди переставали её распахивать. Заброшенные поля зарастали  многолетними луговыми травами. Через 20 лет почву снова распахивали.  Следующие 5­6 лет почва давала высокий урожай. Объясните зависимость  плодородия от растительности. 11 Диск электронное приложение к учебнику. Настоящий чернозем.  Посмотрите, как выглядят самые плодородные почвы. Назовите тип  почв. Какой цвет придает почве гумус? Определите мощность  плодородного слоя? Физкультминутка. Музыка. Я вижу, что мои путешественники устали. Я  предлагаю вам сегодня воплотиться в образ одного из представителя живой  природы, останки которой участвуют в образовании почвы.  Утром бабочка проснулась. Улыбнулась, потянулась. Раз­ росой она умылась, два­ изящно покружилась. Три­ нагнулась и присела, на четыре­ улетела. Слайд 31. А теперь возьмите в руки линейки. Отмерьте деление в 1  сантиметр. Просмотрите изображение слайда. Скажите, можно ли  зная о таких внушительных цифрах, жечь весной и осенью траву? Слайд 29. Зная, за сколько лет образуется слой почвы толщиной в 1  сантиметр, рассчитайте, как изменится толщина слоя почвы за среднюю  продолжительность человеческой жизни­ 75 лет? Диск электронное приложение к учебнику. Организмы, обитающие в  почве. Пока мы с вами не вышли из образа бабочки, давайте перейдем к  знакомству с представителями почвенной среды обитания. Внимательно  просмотрите изображение слайда и объясните, как изменяются размеры  организмов с глубиной. Диск электронное приложение к учебнику. Дождевой червь. Типичным  представителем почвенной среды является дождевой червь. Я предлагаю  вам воплотиться в его образ, чтобы понять с какими условиями  12 дождевому червю приходится сталкиваться. Во время воплощения  выполняйте движения тела без участия рук. Наше узкое тело двигается вперед, раздвигая землю в сторону. А вот мы  наткнулись на очень плотную почву. Заглатываем грунт и пропускаем его  через пищеварительную систему. Наши щетинки на брюшной стороне тела  помогают нам зацепиться за неровности. Наступили сумерки. Лишь задний  конец тела держится за край норки. Передняя же часть тела совершает  круговые движения, приподнимаясь над землей и ощупывая все вокруг.  Нащупали опавший лист дерева, хватаем его и тащим в норку. Диск электронное приложение к учебнику. Земляные черви. Как еще  называют эту группу организмов? Какую функцию они выполняют? Диск электронное приложение к учебнику. Обитатели почвы. О каких ещё представителях вы узнали? Диск электронное приложение к учебнику. Микроорганизмы почвы. Вы  увидели, что почвенная среда богата своими представителями. А вот  какие у них выработались черты приспособлений в процессе эволюции, вы  узнаете, выполнив задание маршрутного листа, применив прием  «Кластер». Информацию, содержащуюся в тексте задания 4, переведите  в другую форму, заполнив таблицу.  Учащиеся работают по выполнению  задания с текстом в мини­конспекте задания 4 маршрутного листа, решая  поставленную задачу. Озвучивают результаты работы по составлению  таблицы. 5. Рефлексия. Закончи предложение: ­ Сегодня я узнал… ­ Было интересно… ­ Было трудно… 13 ­ Теперь я могу… 6.Самооценка. Давайте попробуем оценить себя сами, будем при этом максимально  честными.  У нас есть дерево, но оно без листьев, мы должны это исправить. На ваших столах два цветных листочка: Лист зеленого цвета­ настроение отличное, урок мне понравился, я понял  материал. Лист желтого цвета­ я не совсем понял материал, в связи, с чем не доволен  своей работой на уроке. Домашнее задание. Всем­ учебник страница 26­27.Оценка «5» ­написать  письмо от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни. Оценка  «4»­ составить кроссворд «Представители почвенной среды обитания». Дополнительная литература: Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология / под  ред. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1996. – 704 с. Интернет – Ресурсы: http  посвященная животным.http   ://   www   99.  chat    .  gwij      ://   ru   .  wikipedia  .  ru ­ фотогалерея,   .  org – онлайн – энциклопедия.   14 15

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)

Методическая разработка открытого урока по теме "Строение семян" ( 6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2019