Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
11.02.2017
Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"
Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной,оптимизирует его творческие способности,развивает творчество и фантазию,артистичность, интеллект,то есть формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.Главная задача педагога-приобщение маленького человека к таинству,называемому "музыка".Главнейшее условие успешного развития ученика-точная,скрупулезная работа педагога на начальном этапе обучения, то есть всестороннее развитие природных музыкальных данных ребенка. осуществляемое в тесной связи с так называемой "постановкой руки".
Методическая разработка.docx
Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное  бюджетное учреждение  дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» Камско­Устьинского муниципального района Республики Татарстан                                                                      Методическая разработка       Первоначальные навыки обучения игре                              на фортепиано                                                Составитель:  Мухамадеева Зульфия Маратовна,  педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории 1                                                       2017 г. Введение Дополнительное   образование   детей   является   важной   составляющей образовательного   пространства   в   современном   российском   обществе.  Оно востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества   и   государства   как   органично   сочетающее   в   себе   воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Процесс воспитания и обучения детей в   системе   дополнительного   образования   осуществляется   с   учетом индивидуальных   особенностей   развития,  способностей,  потребностей   и интересов   детей,  что   способствует   их   самовыражению   и   самореализации. Одним   из   важнейших   направлений   в   современном   дополнительном образовании   является   художественно­эстетическое   воспитание  – целенаправленный   процесс   формирования   творчески   активной   личности, способной   воспринимать,  чувствовать,  понимать,  оценивать   прекрасное   в жизни и искусстве.  В процессе  художественно­эстетического  воспитания в ребенке   воспитывается   стремление   самому   участвовать   в   преобразовании окружающего мира,  приобщаться к художественной  деятельности,  а также развиваются творческие способности.  Музыкальная деятельность  –  одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Музыкальное развитие с раннего детства является наиболее благоприятным периодом для вхождения ребенка   в   чудесный   мир   музыки   и  продолжает   быть   одним   из   самых востребованных   направлений   системы   дополнительного   образования   детей. Значение   развития   ребенка   с   помощью   средств   музыкального   искусства настолько   велико,   что   его   трудно   переоценить.  Музыка   развивает   сферу чувств,  способствует самопознанию.  Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека:  заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях.  С   древнейших   времен   известна   сила   музыки,   которая 2 наилучшим   образом   воздействует   на   личность   человека,   облагораживает   и обогащает ее.   Один   из   центральных   разделов   музыкального   воспитания  –  это обучение игре на фортепиано. В течение веков этот вид искусства привлекает детей   и   их   родителей   своей   зрелищностью   и   яркой   художественно­ эстетической направленностью. Можно сказать, что фортепиано давно стало традиционным   инструментом   в   системе   дополнительного   музыкального образования.  Также   широко   известен   факт   стимулирующего   значения совершенствования   мелкой   моторики   на   психическое   и   эмоциональное развитие   детей.  Уровень   интеллектуального   развития,  развитие   речи, внимания,  воображения,  пространственного мышления находится в прямой зависимости от сформированности точных движений пальцев рук.  В данной работе  рассматриваются особенности обучения детей в классе специального фортепиано. А конкретно ­ формирование умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения юных пианистов.  Известно, что первые годы воспитания и обучения игре на инструменте являются   своеобразным   этапом,   на   котором   постепенно   раскрываются особенности   общемузыкального   и   музыкально­профессионального   развития ребенка. От первых месяцев и следующих двух­трех лет занятий во многом зависит   дальнейший   путь   юного   музыканта.   Известные   педагоги   внесли неоценимый   вклад   в   дело   воспитания   пианистов,   создав   художественно­ педагогическую   фортепианную   литературу   для   детей.   Среди   них: А.Артоболевская,   А.   Бирмак,   Й.   Гат,   Н.   Голубовская,   И.   Гофман,   А. Гольденвейзер   и   многие   другие.   Несмотря   на   различия   их   подходов   к   обоснованные   идейно­художественными, фортепианной   педагогике, воспитательными и педагогическими тенденциями того или иного временного 3 периода, предельно ясно выступают общие закономерности в воспитании и пианистическом развитии. Целью настоящей работы является воспитание социально­активной личности средствами   музыкального   искусства   через   развитие   музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано, подбор и описание методов и приемов обучения игре на фортепиано. Объектом работы   выступает   учебно­воспитательный   процесс   в   классе фортепиано. Предметом ­ формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на фортепиано у детей младшего школьного возраста. Достижению цели способствует решение следующих задач: Выявление особенностей развития учащихся­пианистов на начальном этапе;∙ Подбор   упражнений   и   музыкальных   пьес,   направленных   на   формирование основных умений и навыков звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на фортепиано.                                 Организация учебного процесса.     Далеко не все дети проходят полный курс обучения в ДМШ. Для этого есть масса   причин:   от   нелюбви   к   педагогу   до   невозможности   совмещать дополнительное образование с обязательным в общеобразовательной школе. К сожалению, немало и тех, кто, столкнувшись с первыми трудностями, бросают музыкальную школу после первого года обучения. Известно, что во многом именно от личной заинтересованности ребёнка процессом обучения зависит результат совместной работы педагога и ученика. Поэтому одним из моих главных   принципов   является   утверждение,   что   ребёнку   должно   быть занимается. интересно легко чем то,     и       он 4      Занятия с начинающими по возможности должны быть лишены рутинного заучивания какого­либо материала (расположения нот, текста и пр.),  поэтому стараюсь   как   можно   дольше   придерживаться   игровых   методов   в   первые несколько   месяцев   занятий.   Это   очень   облегчает   ребёнку   освоение инструмента, что, в свою очередь, добавляет интереса к занятиям музыкой. Подбор   репертуара,   с   учетом   возрастной   категории   учащихся   младших классов (6­9 лет), играет немаловажную роль,  поэтому детям подбираю яркие пьесы, доступные для их восприятия.      Несомненно, важна роль начального этапа обучения, где закладываются необходимые   основы     для   развития   у   ребенка   интереса   к   музыкальным занятиям и музыке в целом. В них входит не только развитие беглости пальцев или освоение   нотной   грамоты,   но   и   организация   слухового   контроля, самоконтроля, развитие творческого мышления учащегося, профессиональной памяти, освоение первых исполнительских приемов.     В самом начале обучения игре на фортепиано я предлагаю ребенку завести  нотную тетрадь, где вскоре появятся первые песенки со словами и  картинками, соответствующими содержанию, которые ребенок будет  рисовать самостоятельно. В этой нотной тетради вскоре появляются и первые нотки, ключи, длительности, ритмические рисунки и т.д. Почти все дети с  удовольствием рисуют, для них в этом нет ничего нового, значит, первый этап нашего обучения не вызовет у них психологического дискомфорта от  неизвестной деятельности. Кроме того, детские рисунки помогают педагогу  узнать много нового о способностях ребенка: о психическом состоянии,  воображении, творческом и ассоциативном мышлении, об умении и  потребности в творчестве выразить себя и свой внутренний мир. У ребенка  складывается первое видение музыкального образа, первое представление о  том, про что или про кого он будет играть, первые ассоциации и параллели 5 между словом, звуком и образом. С первых же  уроков ребенок играет,  сначала по показу педагога, потом постепенно из каждой песенки узнаёт по  одной или несколько ноток – как называются, на каких линейках пишутся.  Потом он пытается играть эти песенки самостоятельно.    Одновременно, с освоением первых песенок и нот, мы играем с цветными    картонными карточками с нарисованными нотами. Постепенно количество  карточек увеличивается. Во время урока, когда ребёнок устаёт петь и играть  на рояле, педагог предлагает ему поиграть в карточки. Это очень напоминает  игру в лото. Ребёнок и учитель по очереди тянут карточки, и тот, кто быстрее  отгадал большее количество карточек, – выиграл. Дети играют с огромным  удовольствием! Таким образом, они быстрее запоминают ноты, учатся  отсчитывать ноты на линейках, а главное, этот процесс происходит в игровой  форме и вызывает много радости. Мы играем в карточки первые полгода  обучения, иногда даже дольше, постепенно прибавляя ноты из разных  регистров и октав. Также в самом начале обучения дети очень любят находить заданные ноты на клавиатуре – это развивает слух и помогает быстрее  ориентироваться в черно­белом пространстве рояля. В процессе разучивания этих песенок – «попевок» у ребёнка хорошо  развивается внимание, чувство ритма и слух: педагог играет песню почти  целиком, а ребёнок должен вовремя и в нужном темпе вступить с какой­ нибудь музыкальной репликой – «ответом». В этот же первый период обучения мы начинаем работать над музыкальным  «содержанием» наших «произведений»: в каждой песенке мы стремимся к  передаче звуком музыкального образа. Названия песен и стишки к ним очень  просты для запоминания. Например: «Василек», «Петушок», «Игрушечный  медвежонок», «У кота­воркота», «Вальс собачек». Данные «словесные  подсказки» сразу открывают будущий музыкальный образ песенки, ребёнок  знает, про кого или про что он будет играть. Главное, чтобы каждая песенка в 6 итоге была хорошо доучена, сыграна в нужном темпе, без ошибок, чтобы были решены простейшие «звуковые» задачи. Именно достойное качество  исполнения выученной песенки позволяет сыграть её на классном концерте, т. е. у ребёнка с первых уроков развивается профессиональное отношение к  исполнению произведения и выступлению на эстраде.    Когда ребёнок достаточно хорошо освоит песенку, можно попросить его  поиграть эту песенку от разных нот. Транспонирование, как метод развития  слуха, известно давно и использовалось в работе многими знаменитыми  педагогами. Транспонирование приносит ребёнку осознание того, что в  музыке нет «железобетонных» конструкций, т. е. транспонирование также  помогает развитию у ребёнка творческого подхода к исполнению  произведения. Мы играем песенки разными руками, в разных регистрах,  разным звуком, каждый раз меняя «содержание» песенки и подстраивая звук  под необходимый художественный образ.     Любопытно, что малышу гораздо легче играть произведение от начала до  конца, чем несколько раз подряд повторять один и тот же кусочек. Из этого  мы сделали следующий вывод: пусть лучше в песенке будет много куплетов!  Тогда к концу исполнения песенки количество повторенных куплетов  напрямую перейдёт в качество исполнения.     Невозможно пройти мимо темы постановки руки на начальном этапе  обучения. Здесь я  тоже пытаюсь объяснить всё на доступном ребёнку языке,  вызвать прямые ассоциации. Например, у нас есть мама­ладошка и её детки­ пальчики, папа­локоть. Эти образы очень понятны ребёнку, поэтому ему  самому становится легче следить за своей рукой и посадкой во время занятий.     Особо хотелось бы остановиться на способности ученика слышать  «длинный» звук. Именно от неё зависит впоследствии, насколько хорошо  ребёнок будет «вытягивать» длинные мелодические фразы. Для этого у меня 7 есть упражнение под названием «звук­путешественник». Ребёнок нажимает  любую клавишу на клавиатуре и должен до самого конца затухания дослушать взятый звук, не убирая пальчика с клавиатуры. Потом к этому звуку мы  добавляем соседний звук и прошу ребёнка постараться, чтобы следующий  звук не «перебил» предыдущего, таким образом, закладываются первые  навыки игры legato и «пения» на инструменте. Из наших сборников мы играем  несколько песенок, непосредственно посвящённых этой теме.    Также мы играем песенки, развивающие мелкую моторику ребёнка, «мелкую технику». Они уже больше похожи на технические упражнения, которые  нужно в итоге сыграть ровно, чётко и гладко. Эти песенки требуют от ребёнка особых усилий, хотя слова и образные сравнения помогают сделать процесс  выучивания этих упражнений увлекательным и весёлым. Мы играем их от  разных нот, разными руками, от чёрных и белых клавиш, добиваясь  технической уверенности и свободы исполнения. Для развития мышечной  свободы мы обязательно в начале или середине урока делаем несколько  физических упражнений на освобождение плечевого пояса и локтя. Смысл  этих упражнений заключается в том, чтобы ребёнок мог самостоятельно  почувствовать свободу своих рук, «отлепить» руки от туловища и не бояться  «ронять» их. Эти упражнения постепенно убирают скованность и зажатость, а  также дают дополнительную эмоциональную разрядку в середине урока     Следствием нашей работы над песенками являются следующие навыки  ученика: уверенное знание нот первой октавы, умение читать с листа  простейший нотный текст, понимание простых ритмических рисунков,  освоение первых пианистических приёмов. Но главное то, что ребёнок с  первых шагов в фортепианном искусстве стремится к ясному выражению  музыкального образа через звук, т. е. у него развивается творческое мышление и творческие способности, налаживается связь между увиденным нотным  текстом, воображением, слухом и воплощением музыкального образа 8 посредством пианистических навыков игры на рояле. Таким образом, уже на  самом первом этапе обучения, в игровой форме, понятной, приятной и,  главное, интересной ребёнку, мы совместно решаем, по сути, те же  исполнительские задачи, что и взрослые профессиональные музыканты.                           Организация концертной деятельности.    Нередко педагоги считают, что в первый год обучения ребёнку нужно  освоиться, привыкнуть к инструменту, не испытывая дополнительных  стрессов от выступления на публике. Я  придерживаюсь принципиально иного  мнения. Моя практика показывает, что именно публичное выступление  способно подтолкнуть ребёнка к дальнейшей учёбе и послужить мощным  стимулом для развития интереса к занятиям на инструменте. И первым  концертом, где может выступить начинающий, может стать концерт учащихся  собственного класса преподавателя.    Концерт класса подразумевает выступление всех учащихся одного или  нескольких педагогов. Подобные концерты легко приурочить к окончанию  четверти или полугодия, посвятить какому­либо празднику. В качестве  публики приглашаются друзья и родители исполнителей. Соблюдаются все  «традиции» проведения обычного концерта: серьёзная подготовка, нарядные  костюмы участвующих, бурные аплодисменты, цветы и одобрение  окружающих – на классном концерте всегда царит праздничная атмосфера.  Может не все дети, обучающиеся в ДМШ, соответствуют принятому  профессиональному уровню. Для таких детей классный концерт педагога  становится кульминацией обучения в музыкальной школе, своеобразным  итогом предшествующих занятий.    К сожалению, нередко педагоги игнорируют проведение подобных  концертов. Хотя для многих детей, особенно среди начинающих обучение в  музыкальной школе, классный концерт становится той «отправной точкой», 9 после которой и у ребёнка, и у родителей меняется отношение к занятиям на  инструменте. Присутствие родителей на классном концерте становится  немаловажным фактором для успеха последующего обучения: видя на сцене  своего ребёнка, переживая его первые победы и поражения, родители  невольно втягиваются в процесс и начинают более серьёзно относиться к  обучению ребёнка в музыкальной школе.    Для выступления на классном концерте необходимо качественное  исполнение пусть даже простейшей песенки, т. е. подготовка к первому  классному концерту уже формирует определённое профессиональное  отношение ребёнка и к самому процессу работы, и к публичному  выступлению. Если следовать традиционной программе ДМШ, то первое  выступление учащегося, «академический зачёт», проходит лишь после  полугода занятий с педагогом. Нередко такие зачёты проводятся «в классе»,  на них присутствуют два­три преподавателя и обстановка больше напоминает  обычный урок. В конце года ребёнок должен представить программу на  открытом экзамене. Большинство детей на экзамене испытывают сильный  стресс. Экзаменационная обстановка неизменно провоцирует волнение и  напряжение у сдающих, несмотря на усиленную работу педагогов по  психологической подготовке учащихся к выступлению. Соответственно, тот  «контакт» с публикой, который для большинства детей становится мощным  импульсом для последующего желания выступать и заниматься, оттягивается  на неопределённый срок, и ребёнок «варится в своём соку», полностью  погружённый в приобретение технических навыков игры на инструменте.  Ребёнку становится скучно и постепенно интерес к обучению пропадает  вовсе. В итоге для многих детей (и родителей) первый год обучения  становится последним и оставляет тяжёлые воспоминания на всю жизнь,  подсознательно формируя определённое негативное отношение к  классической музыке вообще. Мы уверены, что с первых уроков нужно настраивать ребёнка на радость от  первого публичного выступления, психологически и профессионально  занимаясь его подготовкой. 10 Заключение      Главнейшее условие успешного развития начинающего пианиста – точная, скрупулезная работа педагога на начальном этапе обучения в приобщение к таинству,   называемому   «музыка».   Преподаватель   должен   способствовать тому,   чтобы   ученик   максимально   выявил   свои   природные   данные,   чтобы занятия в музыкальной школе были ему в радость, чтобы он легко разбирал и выучивал пьесы, проявлял творческие способности, умел подобрать по слуху полюбившуюся ему мелодию, не терялся на публичных выступлениях. Педагогу   необходимо   владеть   общими   и   избирательными, индивидуализированными методами обучения, так как он работает с детьми, имеющими   разные   способности   и   стремления.   Чем   младше   ученик,   тем медленнее и основательнее надо с ним работать. При подборе репертуара для ребенка,   педагогу   нужно   обращать   внимание   не   только   на   различные музыкальные способности, но и на индивидуальные общепсихологические и музыкально­психологические   особенности.   Придумывать   различные упражнения, игры, чтобы быть уверенным: ученик хорошо освоил клавиатуру!         Несколько   слов   о   подготовке   ученика   к   публичному   выступлению. Желательно, чтобы концертов в жизни ученика было много. Это стимулирует и   ребенка,   и   его   родителей,   и   педагога.   Педагог   должен   проявить   свою инициативу,  использовать   любую   возможность,  чтобы   предоставить   своему подопечному выступить на сцене. 11 Список литературы: 1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой/ А.Д. Артоболевская ­ М.:  Сов.композитор, 1986 ­ 103с. 2. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста/ А.В. Бирмак ­ М.:  Музыка, 1973. ­ 149с. 3. Гат Й. Техника фортепианной игры/ Й. Гат ­ М.: Музыка, 1967. ­ 244с. 4. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве/ Н.О. Голубовская ­ Л:  Музыка, 1985. ­ 142с. 5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре/ И. Гофман ­ М.: Музгиз, 1961. ­ 224с. 6. Серегина Т.Н. Начальный период обучения игре на фортепиано/ Т.Н.  Серегина ­ Барнаул: АГИИК, 2000. ­ 122с. 7.Курнавина О.А. О первоначальном музыкальном воспитании/  О.А.Курнавина  – СПб. :Композитор, 2012. ­ 38с. 12

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"

Методическая разработка "Первоначальные навыки обучения игре на фортепиано"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017