Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе по Планете знаний
Оценка 4.7

Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе по Планете знаний

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
25.03.2017
Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе по Планете знаний
Предмет: литературное чтение в 4-м классе по учебно-методическому комплекту «Планета Знаний», автор учебника Э.Э. Кац. Тема: Владимир Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» Цель: знакомство с произведением В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой», формирование положительных качеств личности. Задачи. 1. Развивать самостоятельность и оригинальность мышления. 2. Формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят. 3. Развивать готовность к социальному взаимодействию.Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе по Планете знаний
razrabotka-uroka.docx

 

                                      Разработка урока по литературному чтению

 

Преподаватель: Джаббарова Дания Абдулхаковна

Образовательное учреждение: НовозимницкаяНОШ

Предмет: литературное чтение в 4-м классе по учебно-методическому комплекту

          «Планета Знаний», автор учебника Э.Э. Кац.

                     Тема:  Владимир Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

                     Цель:  знакомство с произведением   В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»,

         формирование  положительных качеств личности.   

         Задачи.

1.       Развивать самостоятельность и оригинальность мышления.

2.      Формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.

3.      Развивать готовность к социальному взаимодействию.

                   Оборудование: презентация к уроку, карандаши и альбомные листы для рисования   

       образов героев, листочки для синквейна, коробочки с пословицами.

       Тип урока: открытие нового знания

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.Организационно-мобилизующее начало          Слайд 1.                              

 

- Ребята, я начну урок с необычного вопроса.   

Что может увидеть в зеркале человек?

 

             Нет, отражают зеркала

   Не только наши лица-

   И наши мысли и дела

               В них могут отразиться.

 

 

 

2.   Подготовка к восприятию нового материала                                      

Слайд 2.   

а) наблюдение  за эмоциональным состоянием человека 

- Говорят, человек есть тайна. И не только для  окружающих, но и для самого себя.

 - Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну.

Внимательно посмотрите на наше зеркало.

- Что отражает наше зеркало? (чувства)

- Какие чувства испытывают наши герои?

(Вина, стыд, раскаяние, любовь, боязнь….)

 

 

 

 

-Какое чувство заставляет всех давать самооценку своим  поступкам, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла?

                                               (совесть)

- Как вы понимаете это слово?                 

  б) работа с образом                                                                          Слайд 3.

- Лебедя на картине можно ассоциировать с совестью человека?

 

 

 

 

в) размышление «великих» о себе

Послушайте, как в одном из лицейских стихотворений оценивал себя

 А. С. Пушкин:                                        Слайд 4.

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирён, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив.

-Как вы понимаете значение слова ЛУКАВ?

 

 

 

 

 

 

 

(ЛУКАВЫЙ – хитрый, коварный, скрывающий свои цели человек. Кажется, что он хочет одного, а на самом деле добивается другого).

 

 -А что значит ПРЯМ?

- Можно сказать, что эти качества противоположны? (ответы детей).

А Максим Горький говорил следующее:

«Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких - люди все пестрые»

Вывод:

    Тем не менее, все эти качества личности уживаются в одном человеке!

 

 

 

3. Тема урока

Как вы думайте, о чем пойдет речь на нашем уроке?

 

Сегодня речь пойдет о Совести — внутренней оценке своих поступков.

 

  4.  Знакомство с произведением                  Слайд 5.

 

 Поможет раскрыть это чувство герой из рассказа

В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»

 

а) работа с фразеологизмами

Это слово часто употребляется в повседневном общении людей. Давайте все вместе вспомним фразеологизмы со словом совесть.

 Говорят "это на его совести", "нет у него ни стыда, ни совести", "совесть замучила", "угрызения совести", "совестливый человек", "поступает по совести"

б) вопросы учащихся

-На какие вопросы вы бы хотели ответить на уроке?

(Постараемся это сделать)

 

в) словарная работа со словами из текста

(судорожно, мыкаться, метаться, под ложечкой, решение, пристыжать)                          

 

 

                                                                           Слайд 6.

 

5.      Первичное восприятие текста

 

Вопрос задается учителем перед чтением произведения.

 - Как чувствовали себя одноклассники автора  при обыске? Зачитайте.

 

 

6. Работа с текстом

С.131 №4

 

- Вы прослушали  рассказ, скажите, каким представился вам главный герой?

- Какими чертами характера он обладал? Почему вы так решили?

- Что ему помогло остаться честным человеком в этой ситуации?­

а) словарная работа                                          Слайд 7.                                                                                 

 

Разбор слов: вина, стыд, извинение.

 

 

б) размышление о смысле и значении  понятия «совесть»                                                                  Слайд 8.                                                                                

Каждое действие учащиеся подтверждают словами из текста.

Совесть:

- заставляет размышлять;

- критически оценивать поступки;

- напоминает об обязанности, о долге, об ответственности;

- игнорирует;

- заставляет говорить о себе правду.

 

 

в) главная мысль произведения

 

Вывод: герой распознал отрицательный смысл своего поступка, смог  себя осудить.  Его поступок – почти подвиг, а совесть – главный судья.

 

-Есть замечательная народная мудрость:

 «Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

 Посеешь привычку – пожнёшь характер,

 Посеешь характер – пожнёшь судьбу».

-Помните, что порой судьба зависит от поступка. Все мы «пёстренькие». Важно то, какие поступки мы совершаем.

 

7. Творческие задания на выбор

- Ребята, в нашем учебнике к этому рассказу есть иллюстрация и вопросы.

- А  какие задания можете предложить вы?

Вашему вниманию предлагаются следующие задания на выбор:

- сенквейн;

- придумай тест из 5 вопросов;

- нарисуй образы;

- собери из слов  мудрую мысль;

 -собери схему «Шаги к извинению»

 

 

 

 

 

8. Проверка творческого здания           

 

Собери из слов  мудрую мысль.

«Берегись всего, чего не одобряет твоя совесть» (Л.Н.Толстой),

 «Высший суд - суд совести» (А.С.Пушкин)

 

 

  Слайд 8.

 

 

Схема «Шаги к извинению»                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Урок я хочу закончить словами Марка Аврелия:

 

«Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни".

                                                                         Слайд 9.

 

9. Рефлексия                                                Слайд 10.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание.

Через образы передать качество героев и главную мысль произведения.

 

                                                                                                                        

 

 


 

Разработка урока по литературному чтению

Разработка урока по литературному чтению

Подготовка к восприятию нового материала

Подготовка к восприятию нового материала

Тема урока Как вы думайте, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Тема урока Как вы думайте, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Работа с текстом С.131 №4 -

Работа с текстом С.131 №4 -

Проверка творческого здания

Проверка творческого здания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017