Разработка урока по литературному чтению
Преподаватель: Джаббарова Дания Абдулхаковна
Образовательное учреждение: НовозимницкаяНОШ
Предмет: литературное чтение в 4-м классе по учебно-методическому комплекту
«Планета Знаний», автор учебника Э.Э. Кац.
Тема: Владимир Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»
Цель: знакомство с произведением В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»,
формирование положительных качеств личности.
Задачи.
1. Развивать самостоятельность и оригинальность мышления.
2. Формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.
3. Развивать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование: презентация к уроку, карандаши и альбомные листы для рисования
образов героев, листочки для синквейна, коробочки с пословицами.
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационно-мобилизующее начало Слайд 1.
- Ребята, я начну урок с необычного вопроса. Что может увидеть в зеркале человек?
Нет, отражают зеркала Не только наши лица- И наши мысли и дела В них могут отразиться.
|
|
2. Подготовка к восприятию нового материала Слайд 2. а) наблюдение за эмоциональным состоянием человека - Говорят, человек есть тайна. И не только для окружающих, но и для самого себя. - Сегодня мы попытаемся приоткрыть эту тайну. Внимательно посмотрите на наше зеркало. - Что отражает наше зеркало? (чувства) - Какие чувства испытывают наши герои? (Вина, стыд, раскаяние, любовь, боязнь….)
-Какое чувство заставляет всех давать самооценку своим поступкам, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла? (совесть) - Как вы понимаете это слово? б) работа с образом Слайд 3. - Лебедя на картине можно ассоциировать с совестью человека?
в) размышление «великих» о себе - Послушайте, как в одном из лицейских стихотворений оценивал себя А. С. Пушкин: Слайд 4. Порой ленив, порой упрям, Порой лукав, порою прям, Порой смирён, порой мятежен, Порой печален, молчалив, Порой сердечно говорлив. -Как вы понимаете значение слова ЛУКАВ? |
|
(ЛУКАВЫЙ – хитрый, коварный, скрывающий свои цели человек. Кажется, что он хочет одного, а на самом деле добивается другого).
-А что значит ПРЯМ? - Можно сказать, что эти качества противоположны? (ответы детей). А Максим Горький говорил следующее: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких - люди все пестрые» Вывод: Тем не менее, все эти качества личности уживаются в одном человеке!
3. Тема урока Как вы думайте, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Сегодня речь пойдет о Совести — внутренней оценке своих поступков. |
|
4. Знакомство с произведением Слайд 5.
Поможет раскрыть это чувство герой из рассказа В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»
а) работа с фразеологизмами Это слово часто употребляется в повседневном общении людей. Давайте все вместе вспомним фразеологизмы со словом совесть. Говорят "это на его совести", "нет у него ни стыда, ни совести", "совесть замучила", "угрызения совести", "совестливый человек", "поступает по совести" б) вопросы учащихся -На какие вопросы вы бы хотели ответить на уроке? (Постараемся это сделать)
|
|
в) словарная работа со словами из текста (судорожно, мыкаться, метаться, под ложечкой, решение, пристыжать)
Слайд 6.
|
|
5. Первичное восприятие текста
Вопрос задается учителем перед чтением произведения. - Как чувствовали себя одноклассники автора при обыске? Зачитайте.
|
|
6. Работа с текстом С.131 №4
- Вы прослушали рассказ, скажите, каким представился вам главный герой? - Какими чертами характера он обладал? Почему вы так решили? - Что ему помогло остаться честным человеком в этой ситуации? а) словарная работа Слайд 7.
Разбор слов: вина, стыд, извинение.
|
|
б) размышление о смысле и значении понятия «совесть» Слайд 8. Каждое действие учащиеся подтверждают словами из текста. Совесть: - заставляет размышлять; - критически оценивать поступки; - напоминает об обязанности, о долге, об ответственности; - игнорирует; - заставляет говорить о себе правду.
в) главная мысль произведения
Вывод: герой распознал отрицательный смысл своего поступка, смог себя осудить. Его поступок – почти подвиг, а совесть – главный судья.
-Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, Посеешь привычку – пожнёшь характер, Посеешь характер – пожнёшь судьбу». -Помните, что порой судьба зависит от поступка. Все мы «пёстренькие». Важно то, какие поступки мы совершаем.
|
|
7. Творческие задания на выбор - Ребята, в нашем учебнике к этому рассказу есть иллюстрация и вопросы. - А какие задания можете предложить вы? Вашему вниманию предлагаются следующие задания на выбор: - сенквейн; - придумай тест из 5 вопросов; - нарисуй образы; - собери из слов мудрую мысль; -собери схему «Шаги к извинению»
|
|
8. Проверка творческого здания
Собери из слов мудрую мысль. «Берегись всего, чего не одобряет твоя совесть» (Л.Н.Толстой), «Высший суд - суд совести» (А.С.Пушкин)
Слайд 8.
Схема «Шаги к извинению» |
|
Урок я хочу закончить словами Марка Аврелия:
«Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни". Слайд 9. |
|
9. Рефлексия Слайд 10.
|
|
10. Домашнее задание. Через образы передать качество героев и главную мысль произведения.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.