Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
10 кл
26.02.2018
Методическая разработка по математике.
По теме: Тематическое и поурочное планирование содержания учебной темы по математике с учетом использования информационных здоровьесберегающих технологий (ИТ и ЗСТ). Данный материал содержит:
1. Поурочное планирование по теме: Параллельность прямых и плоскостей.
2. Фрагменты двух уроков, включающие выполнение учащимися типовых заданий.
Методическая разработка по математике.
По теме: Тематическое и поурочное планирование содержания
учебной темы по математике с учетом использования
информационных здоровьесберегающих технологий (ИТ и ЗСТ)
Кулиняк Оксана Николаевна,
учитель математики
МКОУ Манушкинской СОШ
Чеховский городской округ
Московской области
2017г Содержание.
1. Поурочное планирование по теме: Параллельность прямых и
плоскостей.
2. Фрагменты двух уроков, включающие выполнение учащимися типовых
заданий.
1.
Требования к планируемым результатам изучения программы.
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
˗ ответственного отношения к учению;
˗
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
˗ умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
˗ начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
˗
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, здоровосберегающего
поведения;
˗ формирования способности к эмоциональному восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений.
˗ умения контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
˗ первоначального представления о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
˗
развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно
исследовательской, творческой и других видах деятельности; ˗ критичности мышления, умения распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
˗ креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении арифметических задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
учащиеся научатся:
˗ формулировать и удерживать учебную задачу;
˗
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
˗ планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
составлять план и последовательность действий;
˗ предвидеть уровень освоения знаний, его временных характеристик;
˗
˗ осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
˗
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
˗
решения;
сличать способ действия и его результат с эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
˗ определять
последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им действий с учетом конечного результата;
˗ предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит
˗
усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку
своей деятельности;
˗ концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий. познавательные УУД:
учащиеся научатся:
˗ самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
˗ использовать общие приемы решения задач;
˗ применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными
˗
закономерностями;
˗ осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические
средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
˗ самостоятельно ставить ели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
˗ понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
˗ умения понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
˗ умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом
пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
˗ устанавливать причинноследственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии)
и выводы;
˗ формирования учебной и обще пользовательской компетентности в
области использования информационнокоммуникационных технологий
(ИКТкомпетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания
˗
˗
необходимости их проверки; ˗ планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
˗ осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
˗ интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной
текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ);
˗ оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
˗ устанавливать причинноследственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.
коммуникативные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
˗ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать
˗
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
˗ прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
˗ разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников;
˗ координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
˗
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной
деятельности. Поурочное планирование изучения темы
Название темы
урока,
тип
урока.
№
п/
п
Характеристика
основных
деятельности
ученика.
видов
Материал
для
мотивации.
Методические
приемы,
способствующи
е
реализации
темы.
Диалог,
подобранные
задачи.
Репродукт.
(фронтально)
Применяется
широко на
практике,
знания
применяются
при изучении
черчения,
архитектуры
и т.д.
2 Параллель
ность
прямых и
плоскостей,
14 ч
2.1 Параллель
Объясняют
ность прямых,
прямой и
плоскости
(открытие
нового, урок
рефлексии), 3
ч.
понятия: точка,
прямая,
плоскость в
пространстве,
параллельность
прямых и
плоскостей;
применяют для
решения задач
геометрические
факты, если
условия
применения
заданы в явной
форме;
делают
(выносные)
плоские чертежи
из рисунков
объемных фигур,
извлекают,
интерпретируют
и
преобразовываю
т информацию о
геометрических
фигурах,
представленную
на чертежах;
применяют
геометрические
факты для
решения задач, в
том числе
предполагающих
несколько шагов
решения;
формулируют
свойства и
признаки фигур;
доказывают
геометрические
утверждения
описывают
взаимное
расположение
прямых и
плоскостей в
пространстве;
формулируют
свойства и
признаки фигур;
доказывают
геометрические
утверждения
объясняют
понятие:
параллельность
плоскостей;
описывают
взаимное
расположение
прямых и
плоскостей в
пространстве;
формулируют
2.2 Взаимное
расположение
прямых в
пространстве.
Угол между
прямыми
(открытие
нового, урок
рефлексии), 2
ч.
2.3 Параллель
ность
плоскостей
(открытие
нового, урок
рефлексии), 2
ч.
Применяется
широко на
практике,
знания
применяются
при изучении
черчения,
архитектуры
и т.д.
Диалог,
подобранные
задачи,
проблема.
Репрод.,
продукт.
(фронтально,
индив.)
Применяется
широко на
практике,
а
также при
изучении
других тем
геометрии.
Диалог,
подобранные
задачи.
Репродукт.
(фронтально)
свойства и
признаки фигур;
доказывают
геометрические
утверждения
2.4 Тетраэдр и
параллелепи
пед (открытие
нового, урок
рефлексии), 2
ч.
владеют
понятиями
тетраэдра,
параллелепипед
и применяют
свойства
тетраэдра и
параллелепипеда
при решении
задач
Применяется
широко на
практике,
а
также при
изучении
других тем
геометрии.
Диалог,
подобранные
задачи.
Репродукт.
(фронтально) Решение
задач
позволит на
практике
лучше понять
некоторые
особенности
теории.
Применяется
широко на
практике,
а
также при
изучении
других тем
геометрии.
Диалог,
подобранные
задачи,
проблема.
Репродукт.,
продуктив.
(фронтально)
Диалог,
подобранные
задачи.
Репродукт.
(фронтально)
2.5 Решение задач
(урок
общеметодоло
гической
направленност
и), 3 ч.
2.6 Повторитель
но
обобщающий
урок
(общеметодол
огической
направленност
и), 1 ч.
владеют
понятиями
тетраэдра,
параллелепипед и
применяют свойства
тетраэдра и
параллелепипеда
при решении задач
описывают
взаимное
расположение
прямых и
плоскостей в
пространстве;
формулируют
свойства и
признаки фигур;
доказывают
геометрические
утверждения
применяют
свойства тетраэдра
и параллелепипеда
при решении задач
выполняют чертеж
по условию задачи.
применяют
изученный материал
при выполнении
контрольной
работы.
Контроль
даст оценку
уровня
подготовки
для изучения
следующего
блока тем.
Подобранные
задачи,
контроль.
Репродукт.
(индивид.)
2.
7
Контрольна
я работа №
1 по теме
«Параллель
ность
прямых и
плоскостей»,
1 ч.(урок
развивающег
о контроля)
2.Фрагменты уроков.
Обозначения:
учебного материала; у содержание деятельности учащихся
У содержание деятельности учителя, содержание 1) Тема: « Параллельность прямой и плоскости».
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных
результатов по заданной теме:
приобретение учебной информации,
контроль усвоения теории,
применение знаний и умений,
формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных,
коммуникативных).
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска,
презентация «Параллельность прямых и плоскостей», карточки с заданиями
для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал,
ТЗ№2.
Ожидаемые результаты:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли,
понимать смысл поставленной задачи; формирование положительной
мотивации к обучению, позитивного отношение к уроку и предмету.
Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических
предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом
Предметные: описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в
пространстве; формулировать свойства и признаки фигур; доказывать
геометрические утверждения; применять свойства и признаки при
решении задач. Этап урока : Применение изученного материала (ТЗ №2)
а и α
Имеют хотя
бы одну
общую
точку
Нет
Нет
à
||à
Да
Имеют
более одной
общей
точки
Да
à
У: Запишите алгоритм в тетрадь. Какие прямая и плоскость
называются параллельными?
у: Прямая и плоскость называются параллельными, если они
не имеют общих точек.
B1
A1
C1
D1
В C
А
D
У: На модели куба укажите плоскости, параллельные прямой
DC, прямой DD1. Как установить параллельность прямой и
плоскости? В силу бесконечности прямой и плоскости сделать это по определению очень трудно. Нужен признак
параллельности прямой и плоскости.
Обратите внимание на модель куба. DC||(AA1B1). В плоскости
(AA1B1) имеется прямая АВ, параллельная DC. DC||(A1B1С1). В
плоскости (A1B1С1) имеется прямая D1C1, параллельная DC.
У: Попробуйте сформулировать признак параллельности
прямой и плоскости.
Теорема. Если прямая, не лежащая в данной плоскости,
параллельна какой - нибудь прямой, лежащей в этой
плоскости, то она параллельна данной плоскости.
а
β b α
Доказательство.
У: Рассмотрим плоскость α и две параллельные прямые а и b,
расположенные так, что прямая b лежит в плоскости α, а
прямая а не лежит в этой плоскости. Докажем, что а|| α.
Предположим, что это не так. Тогда в какой плоскости будет
лежать прямая а?
у: В плоскости α.
У: Верно. Но по лемме о пересечении плоскости
параллельными прямыми прямая b тоже пересекает
плоскость α. Но что сказано в условии про прямую b и
плоскость α? у: Что прямая b лежит в плоскости α? Поэтому это
предположение невозможно.
У: Поэтому прямая а не пересекает эту плоскость, поэтому
как расположены данная прямая к плоскости?
у: она параллельна данной плоскости.
У: теорема доказана.
2) Тема: Скрещивающиеся прямые
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных
результатов по заданной теме:
приобретение учебной информации,
контроль усвоения теории,
применение знаний и умений,
формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных,
коммуникативных).
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска,
презентация «Параллельность прямых и плоскостей», карточки с заданиями
для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.
Ожидаемые результаты:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли,
понимать смысл поставленной задачи; формирование положительной
мотивации к обучению, позитивного отношение к уроку и предмету.
Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических
предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом
Предметные: описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в
пространстве; формулировать свойства и признаки фигур; доказывать
геометрические утверждения; применять свойства и признаки при
решении задач. Этап урок: Актуализация субъективного опыта учащихся
Нагляднопоисковые задачи:
У: Даны рисунки на слайде. Укажите номера рисунков, являющимися
ответом на следующие вопросызадания.
1.
a
b
2.
a
b
4.
5.
a
b
a
О b
a
b
3.
6.
a
c
b Вопросы (устно):
1. На каких рисунках изображены параллельные прямые? Обосновать
ответ.
у: В 1, так как прямые лежат в одной плоскости и не имеют общих точек
пересечения; во 2, так как прямые хоть и лежат в разных плоскостях, но не
имеют общих точек, то есть не пересекаются; в 6 прямые b и c также не
имеют точек пересечения.
2. Назовите перпендикулярные прямые? Ответ обосновать.
у: 5й рисунок, так как угол (АОВ) равен 900.
3. На каких рисунках изображены пересекающиеся прямые? Обосновать.
у: 5й и 6й рисунки, так как прямые имеют общую точку.
4. Назовите непересекающиеся прямые? Обосновать.
у: Непересекающиеся прямые не имеют общих точек, поэтому 1, 2, 3, 4 и 6
(b и c).
У: Вы прекрасно справились с заданиями. С их помощью мы вспомнили
некоторые свойства прямых, которые понадобятся нам для усвоения
сегодняшней темы. Слайд презентации «Скрещивающиеся прямые».
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Методическая разработка по математике (10 класс, геометрия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.