Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
обществознание
8 кл—9 кл
16.04.2018
Методическая разработка по обществознанию, которую можно использовать как на уроке, таки на классном часе. Тема "Конституция РФ" актуальна всегда. Предназначена для обучающихся 8-9 классов. В ходе проведения используются различные приемы работы: подготовка сообщений, работа в группах, работа с источниками, составление кластера и т. д.Методическая разработка
Урок на тему Конституция.doc
Методическая разработка урока обществознания
Для чего нужна Конституция.
Шарманкина Надежда Васильевна,
учитель истории МБОУ «Юровская школа» Юрово 2018 г.
Пояснительная записка.
Учителей истории и обществознания волнуют вопросы, связанные с
воспитанием патриотизма, формирования у учащихся активной
гражданской позиции.
На уроках истории и обществознания особое внимание мы уделяем
вопросам прав и свобод человека и гражданина, нравственным основам
поведения человека, ответственности граждан за настоящее и будущее
своей Родины. Предметом особого внимания являются актуальные
проблемы современного мира: ответственность человека за будущее земли,
моральные ценности и нравственный мир человека, стратегия выбора
жизненного пути и т.п.
Во внеклассной работе нацеленность на формирование нравственной,
правовой и политической культуры, толерантности и гражданственности.
Проводим в школе беседы, классные часы, конференции, где затрагиваем
вопросы толерантности прав ребенка, содержания Всеобщей Декларации
прав человека, Конституции РФ и т.п.
Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу
граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы
о том, что в его государстве есть Конституция.
Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют
государственную власть.
Конституция это своеобразный договор между народом, обществом и
властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно
больше прав и свобод. Власть утверждает такие формы правления,
которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и
обеспечить реализацию принципов социальной справедливости.
Конституция – это основной закон государства. Она определяет
государственное устройство, регулирует образование законодательных и
исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной
системы, фиксирует права и обязанности граждан.
Поэтому я предлагаю проведение урока или внеклассного мероприятия на
тему «Для чего нужна Конституция?»
Цели:
1. Показать значение Конституции как документа, определяющего
принципы устройства общества; 2. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать,
обобщать, анализировать;
3. Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону
государства – Конституции РФ.
Учащиеся должны знать:
1. Конституция обладает высшей юридической силой.
2. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью».
3. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель
Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
1. Конституция – закон высшей юридической силы.
2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии,
патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
3. Перед Конституцией стоят три задачи:
а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
б) упорядочить государственную власть;
в) утвердить правосудие.
Учащиеся должны уметь:
1. Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей
юридической силы;
2. Характеризовать смысл основных понятий;
3. Анализировать тексты.
Основные понятия: Конституция, правовой статус, Президент,
Правительство, Федеральное Собрание.
Ход мероприятия.
Эпиграф записан на доске.
«Не общество основывается на законе, а, наоборот, закон должен
основываться на обществе». К. Маркс
Приветствие. Вступительное слово учителя о теме и целях урока.
Ребята, скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда
необходимо удостоверить вашу личность?
Какую информацию можно извлечь из паспорта или из свидетельства о
рождении?
Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика?
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? Совершенно верно, таким документом является Конституция. И сегодня
мы должны с вами ответить на вопрос: а для чего нужна Конституция? Это
и есть тема нашего классного часа.
Самым важным документом для нашего государства является
Конституция.
А с чем у вас ассоциируется это слово?
– Что такое конституция?
Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в
Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров
А когда принята Конституция РФ?
На доске записать 12 декабря 1993 г. Но это не значит, что до 1993 г
граждане страны жили без Конституции. Обратимся к истории.
Историческая справка. (сообщение делает один из учащихся заранее)
Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития
конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается
медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно
этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы
его правления был разработан проект Конституции, которая должна была
даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект
так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от
царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того,
что должна была установить Конституция. В годы правления Александра
III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий
серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы
правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай
II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка», который даровал населению страны
гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти –
Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский
переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики
принимают 1ю Конституцию Советской России, после которой еще три –
1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли
пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное
ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и
правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране
меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались
радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие
новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным
количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был
вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1ая демократическая Конституция в истории
России.
Учитель: Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт,
обладающий высшей юридической силой, определяющий:
основы государственного строя;
организацию государственной власти;
отношения гражданина и государства.
Как вы это понимаете?
Все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на
Конституцию и не могут ей противоречить.
Перед Конституцией России стоит три задачи:
1.Закрепить и гарантировать права человека. (глава 2 конституция РФ)
2.Упорядочить государственную власть. (глава 26,8)
3.Утвердить правосудие. (глава 7)
Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и
гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав
человека и гражданина, признанных мировым сообществом. Правам
человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также
беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не
должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или
ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости
личного достоинства и свободы человека.
Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда
полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого
должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение»
человечества – принцип разделения властей.
Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет
утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло
выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью,
способной защитить права человека.
Конституция не только достаточно сложный, но и большой политико
правовой документ (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений).
Глубокая проработка этого документа требует немало времени. Изучать
этот документ можно только с его текстом в руках. Именно работа с
текстом поможет разобраться в ее содержании, понять главные мысли, идеи
и главное – убедиться в том, что Конституцию следует глубоко уважать. С
уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей
повседневной жизни. Я предлагаю разделиться на группы и самим поработать со статьями
Конституции.
Задание:
I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и
составляет схему «Классификация основных прав и свобод».
Классификация прав и свобод
II группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер
«Полномочия президента».
– Как Конституция определяет статус Президента?
III группа изучает главу 5 и 6 «Федеральное собрание» и «Правительство
РФ», и составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и
полномочия Федерального собрания и Правительства. VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему
«Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Обсуждение и обмен мнениями.
Ребята, а в заключении я хочу предложить Вам составить общий кластер о
Конституции, о том, что вы сегодня запомнили.
Закрепление материала.
Вывод: Для чего человеку нужна Конституция?
Ответы учащихся.
Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной
стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и
обязанностями.
На этот же вопрос демократически настроенные политики ответят – чтобы
ограничить власть правителей. Принимая Конституцию, граждане
стремятся оградить себя от их всевластия. Обращаясь к Конституции РФ,
мы увидели разделы о Президенте, Парламенте, Правительстве. В них
определена сфера их деятельности, порядок их выбора. В этом и
заключается ограничение их власти. Они могут делать то, что указано в
Конституции, но не более того. Высший же смысл и назначение
Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина.
Спасибо за работу.
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.