Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Оценка 4.8

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
обществознание
8 кл—9 кл
16.04.2018
Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Методическая разработка по обществознанию, которую можно использовать как на уроке, таки на классном часе. Тема "Конституция РФ" актуальна всегда. Предназначена для обучающихся 8-9 классов. В ходе проведения используются различные приемы работы: подготовка сообщений, работа в группах, работа с источниками, составление кластера и т. д.Методическая разработка
Урок на тему Конституция.doc
Методическая разработка урока обществознания  Для чего нужна Конституция.                               Шарманкина Надежда Васильевна,  учитель истории МБОУ «Юровская школа» Юрово 2018 г. Пояснительная записка.    Учителей  истории и  обществознания волнуют вопросы, связанные с  воспитанием патриотизма, формирования у учащихся активной   гражданской позиции.   На уроках истории и обществознания  особое внимание мы уделяем  вопросам прав  и свобод человека и гражданина, нравственным основам  поведения человека, ответственности  граждан за настоящее и будущее  своей Родины.  Предметом особого внимания являются актуальные  проблемы современного мира: ответственность человека за будущее земли,  моральные ценности и нравственный мир человека, стратегия выбора  жизненного пути и т.п.      Во внеклассной  работе ­ нацеленность на формирование  нравственной,  правовой и политической культуры, толерантности и гражданственности.  Проводим в школе беседы, классные часы, конференции, где  затрагиваем   вопросы толерантности  прав ребенка, содержания  Всеобщей Декларации  прав человека, Конституции РФ и т.п.       Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу  граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы  о том, что в его государстве есть Конституция.      Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют  государственную власть. Конституция ­ это своеобразный договор между народом, обществом и  властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно  больше прав и свобод.  Власть утверждает такие формы правления,  которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости.       Конституция – это основной закон государства. Она определяет  государственное устройство, регулирует образование законодательных и  исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной  системы, фиксирует права и обязанности граждан. Поэтому я предлагаю проведение урока или внеклассного мероприятия на  тему «Для чего нужна Конституция?» Цели:        1. Показать значение Конституции как документа, определяющего    принципы устройства общества; 2. Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;      3. Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону  государства – Конституции РФ. Учащиеся должны знать: 1. Конституция обладает высшей юридической силой. 2. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью». 3. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель  Основного закона.  Учащиеся должны понимать: 1. Конституция – закон высшей юридической силы. 2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии,  патриотизма, международного сотрудничества, социального мира. 3. Перед Конституцией стоят три задачи: а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека; б) упорядочить государственную власть; в) утвердить правосудие. Учащиеся должны уметь: 1. Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей  юридической силы; 2. Характеризовать смысл основных понятий; 3. Анализировать тексты. Основные понятия: Конституция, правовой статус, Президент,  Правительство, Федеральное Собрание. Ход мероприятия.   Эпиграф записан на доске.  «Не общество основывается на законе, а, наоборот, закон должен  основываться на обществе».   К. Маркс Приветствие.  Вступительное слово учителя о теме и целях урока. Ребята, скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда  необходимо удостоверить вашу личность? Какую информацию можно извлечь из паспорта или из свидетельства о  рождении? Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? Совершенно верно, таким документом является Конституция.  И сегодня  мы должны с вами ответить на вопрос: а для чего нужна Конституция? Это  и есть тема нашего классного часа. Самым важным документом для нашего государства  является  Конституция.  А с чем у вас ассоциируется это слово? – Что такое конституция? Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в  Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров А когда принята Конституция РФ?  На доске записать ­12 декабря 1993 г.  Но это не значит, что до 1993 г  граждане страны жили без Конституции. Обратимся к истории. Историческая справка. (сообщение делает один из учащихся заранее) Необходимо   возвратиться   в   прошлое,   чтобы   проследить   путь   развития конституционного   строя   в   России.   С   середины   XIX   в.   начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III   развитие   конституционного   строя   было   остановлено.   Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II   вынужден   был   подписать   Манифест   «Об   усовершенствовании государственного   порядка»,   который   даровал   населению   страны гражданские   права   и   свободы,   а   также   орган   законодательной   власти   – Государственную   думу.   В   октябре   1917   г.   произошел   октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1­ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские   функции,   что   помогало   скрывать   существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные   преобразования.   В  сложившихся   условиях   только   принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1­ая демократическая Конституция в истории России. Учитель: Конституция – Основной Закон государства, нормативный акт,  обладающий высшей юридической силой, определяющий: ­ основы государственного строя; ­ организацию государственной власти; ­ отношения гражданина и государства. Как вы это понимаете? Все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на  Конституцию и не могут ей противоречить.  Перед Конституцией России стоит три задачи: 1.Закрепить и гарантировать права человека. (глава 2 конституция РФ) 2.Упорядочить государственную власть. (глава 2­6,8) 3.Утвердить правосудие. (глава 7) Первая   задача   означает,   что   в   Конституции   должна   быть   закреплена   и гарантирована   вся   совокупность   естественных   и   неотъемлемых   прав человека   и   гражданина,   признанных   мировым   сообществом.   Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное   действие   на   всей   территории   России.   В   стране   не должны   издаваться   законы,   которые   могли   бы   отменить,   изменить   или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека. Выполнение   второй   задачи   требует   такой   организации   власти,   когда полностью   исключается   ее   сосредоточение   в   одних   руках.   Для   этого должно   быть   использовано   ни   в   чем   не   превзойденное   «изобретение» человечества – принцип разделения властей. Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить   торжество   правосудия   в   России.  А   чтобы   правосудие   смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.  Конституция не только достаточно сложный, но и большой политико­ правовой документ (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений). Глубокая проработка этого документа требует немало времени. Изучать  этот документ можно только с его текстом в руках. Именно работа с  текстом поможет разобраться в ее содержании, понять главные мысли, идеи и главное – убедиться в том, что Конституцию следует глубоко уважать. С  уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей  повседневной жизни. Я предлагаю разделиться на группы и самим поработать со статьями  Конституции. Задание:  I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и  составляет схему «Классификация основных прав и свобод».  Классификация прав и свобод II группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер  «Полномочия президента». – Как Конституция определяет статус Президента? III группа изучает главу 5  и 6 «Федеральное собрание» и «Правительство  РФ», и составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и  полномочия Федерального собрания и Правительства. VI группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему  «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».  Обсуждение и обмен мнениями. Ребята, а в заключении я хочу предложить Вам составить общий кластер о  Конституции, о том, что вы сегодня запомнили. Закрепление материала.  Вывод: Для чего человеку нужна Конституция?   Ответы учащихся. Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной  стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и  обязанностями. На этот же вопрос демократически настроенные политики ответят – чтобы  ограничить власть правителей. Принимая Конституцию, граждане  стремятся оградить себя от их всевластия. Обращаясь к  Конституции РФ,  мы увидели разделы о Президенте, Парламенте, Правительстве. В них  определена сфера их деятельности, порядок их выбора. В этом и  заключается ограничение их власти. Они могут делать то, что указано в  Конституции, но не более того. Высший же смысл и назначение  Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина. Спасибо за работу.

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов

Методическая разработка по обществознанию на тему "Конституция РФ" для 8-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018