Методическая разработка по ОБЖ 7 класс
Оценка 4.9

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
ОБЖ
7 кл
15.05.2018
Методическая разработка по ОБЖ 7 класс
Методическая разработка по теме «Наводнения. Виды наводнений и их причины» выполнена для оказания помощи преподавателям -организаторам ОБЖ в подготовке и при проведении занятий по указанной теме. Изучив ее преподаватель сократит время на подготовку к уроку и более детально может проработать ход занятия.Файл состоит из 13 листов
Метод разр Наводнения 2018 год.doc
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации                     УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника ФГКОУ  «Екатеринбургское суворовское военное  училище» по учебной работе Э. Бродовских «___» мая 2018 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» Тема  «Наводнения. Виды наводнений и их причины» Рассмотрено на заседании ПМК  ОБЖ, основ военной подготовки (протокол № ___ от «___» мая 2018 г.) Разработал преподаватель­организатор  (руководитель) отдельной дисциплины (основы  безопасности жизнедеятельности, основы военной  подготовки) Радюк С.П. Согласовано: Старший методист учебного отдела «___» мая 2018 г. И.Н.Деткина Екатеринбург 2018 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ………………………………………………………………… 3 2. Основная часть …………………………………………………………. 4 3. Заключение ……………………………………………………………... 11  4. Список используемой литературы ……………………………………. 13 5. Приложения ……………………………………………………………..  2 Введение. Актуальность и цели работы. Природа   и   люди   тесно   связаны   между   собой.   Чтобы   обеспечить гармоничное   и   безопасное   существование   человека   в   природных   условиях, необходимо   хорошо   знать   законы   природы   и   причины   возникновения различных   природных   явлений,   их   последствия   и   влияние   на   человека, объекты   народного   благосостояния,   научиться   распознавать   эти   явления   и обеспечивать свою безопасность и безопасность окружающих.  По   данным   МЧС   России,   на   территории   Российской   Федерации   можно наблюдать более 30 видов опасных природных явлений. За год в нашей стране возникает  350­400  событий   природного   характера,   представляющих   угрозу для здоровья и жизни людей, нормального функционирования и состояния объектов народного благосостояния и территорий. К   наиболее   распространенным   в   регионах   Урала,   Сибири   и   Дальнего Востока   чрезвычайным   ситуациям   природного   характера   по   частоте, последствиям,   масштабу   и   ущербу   относятся   наводнения.   Наводнения, охватывающие   большие   территории   с   крупными   производствами   и населенными   пунктами   справедливо   можно   отнести   к   разряду   стихийных бедствий:   они   сложно   прогнозируемы,   их   невозможно   предотвратить   и эффективно снизить уровень воздействия на объекты, защитные мероприятия требуют   значительных   финансовых   вложений.   Наводнения   могут   быть скоротечны   и,   особенно   в   холодное   время   года,   представляют   серьезную угрозу   для   здоровья   и   жизни   людей,   оказавшихся   на   затапливаемой территории.  Поэтому   очень   важно,   чтобы   обучаемые   получили   объективные представления о природе, видах и механизме наводнений. Это поможет им на следующем   занятии   правильно   определить   правила   безопасного   поведения при   наводнении.   Именно   от   качества   этих   знаний   зависит   дальнейшее формирование   их   компетентностно­деятельностных   функций   –   умение прогнозировать   приближение   этого   опасного   природного   явления   по имеющим место признакам, грамотно вести себя в случае опасности.  Трудность   формирования   объективных   представлений   о   природе   и механизме наводнений заключается в том, что этот гидрологический процесс обучаемые не могут отследить в реальном времени, его сложно смоделировать в   классных   или   лабораторных   условиях   для   наглядности   учебной информации. Поэтому проведение урока мы осуществляем в сопровождении мультимедийного материала в виде законченной и адаптированной к учебному 3 установить   логическую, занятию по целям, содержанию и времени презентации, содержащей рисунки, фотографии и схемы с пояснительными надписями, фрагменты анимации и видео.   Мультимедийное   сопровождение   урока   позволяет   по   принципу виртуализации   реальности   наглядно,   в   динамике   продемонстрировать обучаемым   учебный   материал,   причинно­ следственную   взаимосвязь   объектов   изучения.   Особенности   использования этой   обучающей   компьютерной   технологии   позволяют   достичь   следующих педагогических целей: ­   сформировать   у   обучаемых   объективные   представления   об   объекте изучения; ­  довести   сложный   для   подростков   учебный   материал   с   высоким   уровнем понимания, осмысления и запоминания; ­ сделать это эффективно  в условиях жесткого лимита учебного времени, отводимого на занятие; ­   активизировать   познавательную   деятельность   и   активность   обучаемых   в плане развития логического мышления, умения анализировать информацию и делать адекватные учебным целям занятия выводы. Таким   образом,  цели   данной   методической   разработки  можно сформулировать следующим образом. 1. Оказать помощь преподавателям ­организаторам ОБЖ в подготовке и при проведении занятий по указанной теме таким образом, чтобы достичь учебных,   воспитательных   и   развивающих   целей   за   счет   реализации оптимального   сочетания   классических   методов   и   приемов   обучения   с использованием   современных   компьютерных   технологий,   ТСОиВ   и медиаресурсов. 2. Определить основные направления деятельности преподавателя при подготовке   учебной   аудитории,   учебных   материалов   и   материального обеспечения к занятию.  Организационно­методические указания. При подготовке к занятию необходимо решить следующие задачи: ­   определить   перечень   доступной   учебной   и   методической   литературы, которую   предстоит   изучить   для   усвоения   или   повторения   учебного материала; ­ разработать план проведения занятия с четким распределением учебного времени по его элементам; ­  разработать сценарий  отработки  каждого  элемента занятия  с учетом  его специфики,   метода   отработки,   объема   учебной   информации   и   отводимого времени; 4 ­   разработать   сценарий   мультимедийного   сопровождения   занятия   по элементам в соответствии с учебными, формирующими и воспитательными целями; ­ определить объем, содержание раздаточного материала и подготовить его к занятию; ­   проверить   возможности,   техническое   состояние   и   работоспособность компьютерной техники, мультимедийного проектора, экрана; ­ провести личную тренировку в проведении занятия в реальных условиях (проиграть урок). При  определении   перечня   литературы  предпочтение   необходимо отдавать современным источникам, указанным в рабочей учебной программе. Учитывая   большой   объем   учебного   материала,   акцентировать   внимание   на материал, определяемый содержанием учебных вопросов: на данном занятии – это   факторы,   влияющие   на   вероятность   потерь   при   землетрясении   и   пути предотвращения   этого,   то   есть   выработка   оптимального   алгоритма безопасных   действий   в   различных   ситуациях.   Целесообразно   использовать следующую литературу: 1. Ю.Л. Воробьев. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях. – М.: Деловой экспресс, 2006. 2. С.К. Шойгу. Учебник спасателя. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002 3. В.М.   Емельянов.   Защита   населения   и   территорий   в   ЧС.М.: Академический проект, 2007. 4. Л.А.   Михайлов.   Чрезвычайные   ситуации   природного,   техногенного   и социального характера и защита от них. – СПб.: Питер, 2008. 5. А.Т.   Смирнов,   Основы   безопасности жизнедеятельности. 7 класс:  учеб. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2017.   Хренников.   Б.О. При   отработке  плана   проведения   занятия  преподаватель,   учитывая учебные цели, определяет: ­ структуру занятия с распределением учебного времени по его элементам; ­ метод организации и проведения контроля знаний и качества подготовки к занятию; ­   метод   осуществления   мониторинга   активности   работы   суворовцев   на занятии, состязательности между отделениями; ­   объем   информации   каждого   учебного   вопроса   и   наиболее   сложные   для восприятия     качественного иллюстрирования с помощью фотографий, схем, видео или анимации; ­ моменты, отработка которых позволяет применять проблемный метод их изучения; суворовцев требующие элементы,     5 ­  элементы  учебного   материала,  требующие   ссылок   на  другие   дисциплины обучения в плане реализации межпредметных связей; ­ элементы учебного материала, соприкасающиеся с военным делом в плане профессиональной ориентации воспитанников; ­ содержание учебного материала, который должен быть законспектирован суворовцами   –   это   определяет   текстовую   часть   слайдов   мультимедийного сопровождения занятия; ­ примеры из военного дела, истории военного искусства, повседневной жизни воспитанников   или   личного   опыта,   которые   целесообразно   привести   в заключительной части занятия. Разработка  сценария   мультимедийного   сопровождения  занятия производится на основании составленного плана занятия, определенного на каждый   элемент   занятия   времени   и   наличия   иллюстративного   материала. Слайды   сопровождения   строятся   таким   образом,   чтобы   воспринимаемая визуально информация всегда имела воздействие на обучаемых в учебном, воспитательном   и   эмоциональном   плане.   Слайды   не   должны   иметь   ничего лишнего и второстепенного, соответствовали принципу «Лучше меньше, но лучше». Таким образом, сценарий сопровождения будет включать в себя: ­   заставки   (в   начале   и   конце   занятия)   –   с   обязательной   символикой принадлежности   к   Вооруженным   Силам   России,   Екатеринбургскому суворовскому военному училищу;   ­   титул   –   тема   и   наименование   занятия,   учебные   цели,   стоящие   перед суворовцами; ­ содержательную часть комбинированного контрольного опроса; ­ слайды с наименованиями учебных вопросов; ­ логически связанные слайды с иллюстративной информацией, позволяющей обучаемым   после   ее   анализа   выстроить   алгоритм   безопасных   действий   в различных ситуациях; ­ слайды, содержащие четкую последовательность безопасных действий; ­ слайды, содержащие выводы из учебных вопросов; ­ слайд, содержащий задание на самостоятельную подготовку. При   определении   объема   и   содержания  раздаточного   материала целесообразно   исходить   из   принципа   разумной   достаточности:   минимум объема   при   максимуме   полезности   и   важности.   В   данном   случае целесообразно   распечатать   суворовцам   отраженный   на   слайдах   алгоритм безопасных действий в различных ситуациях во время и после наводнения. Техническое   состояние   и   работоспособность   ТСОиВ  как   правило проводится при личной тренировке   в реальных условиях ­ при проигрыше урока. Педагог проигрывает урок полностью в пустой аудитории, при этом 6 периодически,   останавливая   время,   оценивает   качество   мультимедийного сопровождения   занятия   с  задних   рядов  в  плане   качества   восприятия.  При необходимости   он   вносит   коррективы   в   план   расположения   обучаемых   за столами,   освещение   аудитории,   размеры   шрифтов,   цветовое   наполнение слайдов,   время   демонстрации   видеоматериалов.   Уточняется   время, отводимое на анализ и обсуждение установленного преподавателем учебного материала суворовцами. Проверяется эффективность использования системы оценки работы суворовцев.  Проиграв занятие, преподаватель с учетом сделанных поправок оформляет план проведения занятия и представляет его на утверждение. Основная часть. ТЕМА № 4 «Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения» ЗАНЯТИЕ 1 «Наводнения. Виды наводнений и их причины» Цели занятия. Учебные:  ­   довести   до   обучаемых   основные   причины,   приводящие   к   возникновению наводнений; ­ сформировать у обучаемых объективные представления о сути наводнений и их опасных факторах;  ­   довести   до   обучаемых   взаимосвязь   причин   и   видов   наводнений,   их последствия для населения и территорий. Воспитательные:  ­ воспитывать   у  обучаемых  чувство   ответственности  за  личное  здоровье  и жизнь, здоровье и жизнь окружающих; Развивающие: ­   развивать   самостоятельность   и   логику   мышления,   умение   оперативно анализировать   практически ориентированные выводы.   Метод занятия: иллюстративно­объяснительный урок Время: 1 учебный час (45 минут)   информацию,   делать   правильные, 7 Место проведения: учебный класс Учебно­материальное обеспечение: ­ компьютер; ­ мультимедийный проектор; ­ экран; ­ раздаточный материал; ­ бланки для выполнения тестовых заданий. Литература, используемая при подготовке к занятию: 1. Ю.Л. Воробьев. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях. – М.: Деловой экспресс, 2006. 2. С.К. Шойгу. Учебник спасателя. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002 3. В.М.   Емельянов.   Защита   населения   и   территорий   в   ЧС.М.: Академический проект, 2007. 4. Л.А.   Михайлов.   Чрезвычайные   ситуации   природного,   техногенного   и социального характера и защита от них. – СПб.: Питер, 2008.   Смирнов,   Б.О. 5. А.Т.   Основы   безопасности жизнедеятельности. 7 класс:  учеб. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2017.   Хренников. Вводная часть занятия – 7 минут: ­ доклад ЗКВ о готовности взвода к занятию, приветствие; ­ проверка наличия личного состава, готовность к занятию; ­ объявление темы, наименования и целей занятия; ­ оформление бланков теста и решение тестового задания; ­ контрольный опрос и обсуждение вопросов по материалу предыдущего  урока. При   проведении   первых   элементов   занятия   преподаватель   пристальное внимание уделяет выполнению суворовцами воинских элементов и положений Строевого Устава ВС РФ. Отработка элементов происходит на фоне заставки, содержащей   символику   Вооруженных   Сил   РФ   (слайд   1)   –   это   является напоминанием   обучаемым   о   принадлежности   к   государственной   силовой структуре   и   способствует     повышению   требовательности   к   себе   и дисциплинированности.   Этот   же   слайд   будет   сопровождать   и   окончание занятия. Объявление   темы   и   наименования   занятия   сопровождается   слайдом,   на котором   последовательно,   параллельно   озвучиванию,   они   воспроизводятся (слайд 3). Цели занятия воспроизводятся также графически на следующем слайде, ставятся педагогом перед обучаемыми – чему они должны научиться, о чем получить представление, что твердо усвоить. При решении тестового задания вопросы теста с вариантами ответов на него появляются на слайдах последовательно (слайды 6 – 9); на ответ дается 8 15   секунд.   Вопросы   по   своему   содержанию   должны   соответствовать изученному ранее материалу и иметь однозначное толкование. По окончанию работы бланки остаются на столах – они будут собраны по окончании занятия дежурным по классу. На   обсуждение   целесообразно   вынести   вопросы,   которые   имеют практическую   направленность,   однозначное   толкование,   но   различные варианты   построения   ответа   (слайды   10,   11).   Это   позволяет   обучаемым проявить свой кругозор, анализировать ответы товарища и дополнять их в соответствии своего видения.  На   обсуждение   отводится   три   минуты,   поэтому   работа   должна   быть динамичной   и   быстрой.   Важную   роль   при   этом   играет  система   оценки работы   обучаемых.   У  преподавателя   на   одной   из   панелей   классной   доски имеется   выполненный   на   формате   А1   список   взвода   по   отделениям, достаточно   хорошо   читаемый   из   аудитории.   Для   оценки   работы   педагог использует   магнитные   фиксаторы   двух   цветов   –   красные   и   желтые.   При правильном,   точном   и   лаконичном   ответе   напротив   фамилии   отвечающего помещается   красный;   если   ответ   не   полный   или   не   точный   –   желтый. Приоритет   при   выборе   отвечающих   преподавателем   отдается   тем,   кто быстрее поднимет руку после озвучивания вопроса и сделает это правильно, в соответствии   с   правилами   поведения   учащихся   на   уроке.     Необходимо отметить, что количество магнитных фиксаторов должно быть достаточным, так как система оценки должна работать на протяжении всего занятия.  Такой метод работы позволяет экономить учебное время, визуализировать качество   работы   обучаемых,   способствует   созданию   атмосферы состязательности среди отделений, помогает педагогу адекватно результатам работы обучаемых подвести итоги и выставить оценки в журнал по окончанию занятия.  Отработка   первого   учебного   вопроса:   «Природа,   виды   и   причины наводнений» – 25 минут. Вступлением к изучаемому материалу будет служить краткий фрагмент анимации, демонстрирующий обучаемым суть круговорота воды в природе. Взаимосвязь с географией, изучаемой суворовцами в школе, позволит сделать им   основополагающий   вывод:   именно   нарушение   баланса   в   элементах круговорота   воды   приводит   к   повышению   ее   уровня   в   водоемах,   и   как результат – к наводнению. Сформулировав из ответов обучаемых определение наводнения, преподаватель дает его под запись обучаемым (слайд 15). После   этого   с   помощью   видеофрагментов   2   и   3   (слайды   16­19) преподаватель поочередно демонстрирует обучаемым явления медленного и быстрого   подъемов   уровня   воды,   проанализировав   которые,   суворовцы делают и формулируют выводы об их причинах. Выслушав и оценив полноту и 9 верность ответов желающих, педагог кратко, доступно для записи в тетради, доводит их до аудитории (слайды 17, 19). Отработку   видов   наводнений   целесообразно   производить   по   этому   же методу:   вначале   демонстрируется   в   сопровождении   комментариев преподавателя краткий видеофрагмент явления (половодье, паводок, затор и зажор,   ветровой   нагон,   техногенное   наводнение,   цунами).   Затем   увиденная информация анализируется воспитанниками и делаются выводы о природе и причинах явления, его опасных факторах.  Выслушав и оценив точность и правильность ответов, педагог с помощью пояснительных   надписей   слайдов   определяет   материал,   который   должны записать   обучаемые   в   тетради,   соблюдая   правила   ведения   конспекта, применяя сокращение слов и аббревиатуру.   Такой   метод   отработки   учебного   материала   позволяет   поддерживать педагогу непрерывный контакт с аудиторией, активизировать познавательную деятельность,   способствует   развитию   логического   мышления   обучаемых, помогает   выделять   наиболее   подготовленных   суворовцев,   отличающихся широким   кругозором   и   быстротой   мышления,   учит   обучаемых   грамотно   и лаконично строить фразы устного ответа.  Заканчивается   отработка   учебного   вопроса   выводами,   которые   также делают сами обучаемые. Выслушав их, педагог определяет верные, которые отмечаются обучаемыми в тетради:  • наводнение   связано   с  подъемом   уровня   воды   в   водоемах   и   реках,   а также образованием водотоков; • причинами   наводнений   могут   быть   нарушение   естественного   стока воды, техногенные аварии и цунами, ядерные (термоядерные) взрывы. Отработка   второго   учебного   вопроса:   «Возможные   последствия наводнений» – 10 минут. Отработку вопроса целесообразно начать с вопроса обучаемым, может ли человек жить в водной среде, насколько он приспособлен к этому. Реализуя связь с биологией, можно позволить суворовцам вспомнить, какие органы и системы имеются у существ, живущих в водной среде. Таким образом можно сделать вывод, что при полном погружении в воду или при длительном нахождении в ней здоровью и жизни человека угрожает опасность.   Это   определяет,   что   главным   и   самым   тяжелым   последствием наводнений могут быть людские потери – безвозвратные и санитарные. Определив это, преподаватель доводит до обучаемых конкретные причины гибели при наводнениях в различных ситуациях от: ­ естественного утопления;  ­ утопления от спазма дыхательных путей (асфиксическое утопление);  ­ остановки сердца в результате попадания в ледяную воду (синкопальное утопление); 10 ­ переохлаждения. Кроме того, демонстрируя видеофрагмент (слайд 40), педагог позволяет обучаемым сделать вывод о возможности получения травм и гибели людей в результате механических повреждений при попадании в водоток.  Демонстрация   слайдов   42   и   43   и   сопутствующие   объяснения преподавателя   позволяют   обучаемым   уяснить   последствия   наводнений   для объектов народного благосостояния и территорий: размывание и разрушение зданий,   сооружений,   коммуникаций  и   других   объектов   народного благосостояния,   уничтожение   сельскохозяйственных   и   лесных   угодий, смывание плодородных слоев земли.  После этого преподаватель с помощью обучаемых делает вывод: ­   наводнения   представляют   большую   опасность   для  людей, народного благосостояния и территорий; ­ для обеспечения безопасности населения, объектов и территорий требуется планирование и проведение защитных мероприятий.  объектов После   выводов   (слайд   44)   преподаватель   завершает   отработку   второго вопроса и переходит к заключению. Заключительная часть занятия – 3 минуты. В заключительной части преподаватель: ­   напоминает   тему,   наименование   и   цели   занятия,   отмечает   полноту достижения   целей,   дает   оценку   активности   суворовцев   и   дисциплине   на занятии; ­   объявляет   оценки   обучаемым   в   зависимости   от   количества   и   цвета набранных баллов на доске, отмечает лучших; ­   доводит   до   обучаемых   в   качестве   примера,   с   какой   целью   могут привлекаться воинские подразделения в зонах бедствия, образовавшихся   в зонах затопления;  ­ определяет задание на самоподготовку, которое состоит из обязательной части и творческого задания (слайд 45); ­ прощается с классом (дает команду ЗКВ на окончание занятия). Заключение.  Применение   ТСОиВ   и   мультимедийных   материалов   сопровождения занятия   подразумевает   значительную   интенсификацию   умственной деятельности обучаемых в восприятии, обработке и усвоении информации. Соответственно, снижается порог утомляемости, и если не принять должных мер,   происходит   «перегрузка»:   внимание   обучаемых   снижается,   усвоение информации   замедляется,   и   через   некоторое   время   обучаемый   уже   не работает, а только присутствует в аудитории.   11 Исходя   из   этого,   при   использовании   мультимедийного   сопровождения занятия   целесообразно   после   каждого   отработанного   вопроса   «отрывать» обучаемых от экрана и конспекта. Практика показывает, что быстро и хорошо «проветривает» мозг смена направления информации ­ с приема на отдачу. Этому   может   способствовать   просьба   преподавателя   сделать   краткий   и основной   вывод   из   представленной   и   обработанной   информации,  вопрос   о практической   значимости   изученного   способа   действий   в   той   или   иной области   деятельности,   просьба   кратко   высказать   свое   отношение   к изученному   факту   и   т.п.   Затраты   учебного   времени   на   такие   моменты невелики,   но   эффект   «разгрузки»   и   снятия   напряжения   в   процессе познавательной деятельности имеет место. В любом случае педагог не должен терять контакта с классом, постоянно ориентироваться в работе на ее реакцию, ее настроение и работоспособность. Каков   бы   ни   был   по   уровню   качества   материал,   он   всего   лишь   средство, орудие, которым действует преподаватель на сознание обучаемых. И от того, насколько   умело   он   им   пользуется,   зависит   успешность   познавательной деятельности обучаемых и качество образовательного процесса в целом. В   заключение   можно   отметить,   что   подготовка   к   проведению   урока, включающая   в   себя   монтаж   мультимедийного   сопровождения,   требует значительных затрат времени. Безусловно, здесь имеется прямая зависимость от уровня подготовки педагога, навыков в такой работе, информационного и технического   обеспечения.   Необходимо   помнить,   что   временные   затраты окупятся   повышением   качества   обучения,   уровнем   освоения   учебного материала, более высокими результатами мероприятий итогового контроля. Вместе   с   тем,   создав   комплекс   мультимединого   материала   для сопровождения   уроков   по   ОБЖ   и   основам   военной   подготовки, преподавателю не стоит останавливаться на достигнутом.  Во­первых, необходимо периодически «проигрывать»  занятия, причем не на   мониторе   ПК,   а   на   большом   экране   в   классе,   критически   оценивая иллюстрации.   Порой   с   удивлением   можно   обнаружить,   что   шрифт   или иллюстрация, ясно воспринимаемые на мониторе ПК, с трудом читаются с задних рядов класса и, естественно, требуют переработки.  Во­вторых,  нельзя   забывать,   что   процесс   совершенствования   созданного мультимедийного продукта бесконечен и принцип «лучшее – враг хорошего» ­ не   для   педагога.   «Фильтруя»   поток   информации,   который   в   наше   время увеличивается   с   каждым   днем   и   становится   все   доступнее,   необходимо использовать все новое и полезное для повышения доступности восприятия, понимания и наглядности мультимедийных материалов. И третий, немаловажный пункт. Педагог должен совершенствоваться сам, не   останавливаясь   на   уже   имеющихся   навыках   создания   мультимедийных продуктов.   Технические   средства,   информационные   и   коммуникационные технологии порой обгоняют нас, людей,  в своем развитии. Знания педагога в этой   области,   умение   грамотно   и   эффективно   использовать   современные 12 разработки   программного   обеспечения   будут   способствовать   не   только повышению   качества   усвоении   учебного   материала,   но   и   мотивации обучаемых к учебе, росту авторитета педагога, формированию уважительного отношения коллег.  Преподаватель­организатор (руководитель) отдельной дисциплины (основы  безопасности жизнедеятельности, основы военной подготовки)  Радюк С.П. Список используемой литературы 1. Ю.Л. Воробьев. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях. – М.: Деловой экспресс, 2006. 2. С.К. Шойгу. Учебник спасателя. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002 3. В.М.   Емельянов.   Защита   населения   и   территорий   в   ЧС.М.: Академический проект, 2007. 4. Л.А.   Михайлов.   Чрезвычайные   ситуации   природного,   техногенного   и социального характера и защита от них. – СПб.: Питер, 2008. 13 5. А.Т.   Смирнов,   Основы   безопасности жизнедеятельности. 7 класс:  учеб. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2017.   Хренников.   Б.О. 6. Щипин   Ю.К.,   Телепин   А.М.   Применение   мультимедийного сопровождения   ­     путь   повышения   эффективности   лекций. Информационные   модели   экономики:   /   Сб.   трудов   Всероссийской научно­практической конференции. ­ М.: МГАПИ, 2003. 7. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный  подход: учеб.   пособие   для   студ.   высш.   учеб.   заведений.   –   М.:   Издательский центр «Академия», 2006.  8. Коджаспирова   Г.М.   Технические   средства   обучения   и   методика   их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2005.  9. Долинер Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении:   психолого­педагогические   и   методические   аспекты. Екатеринбург: Изд­во Рос. гос. проф.­пед. ун­та, 2003. 10.  В.К.   Симанович,   М.Ю   Порхачев,   В.С.   Кошкаров.  Мультимедийная лекция.   Учебное пособие  ­  Екатеринбург: Уральский институт  ГПС МЧС России, 2010. ­ 54 с. 14

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс

Методическая разработка по ОБЖ 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018