Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"
Оценка 4.8

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—3 кл
21.08.2018
Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"
Данная разработка по программе "Перспективная начальная школа" поможет сформировать следующие понятия "форма слова" и "родственные слова"; учит подбирать родственные слова; различать формы одного и того же слова и не путать их с родственными словами ; способствует развитию кругозора детей, развивает устную и письменную речь.Данная разработка по программе "Перспективная начальная школа" поможет сформировать следующие понятия "форма слова" и "родственные слова"; учит подбирать родственные слова; различать формы одного и того же слова и не путать их с родственными словами ; способствует развитию кругозора детей, развивает устную и письменную речь.
Формы слова и родственные слова.docx
Муниципальное  общеобразовательное  учреждение        Борисоглебская  средняя общеобразовательная  школа№10 Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема : «Формы одного и того же слова, родственные слова». (программа «Перспективная начальная школа») Подготовила и провела: учитель начальных классов Свистунова Елена Евгеньевна ЦЕЛИ УРОКА: 1. Формировать умение подбирать родственные слова; 2 .Учить различать формы одного и того же слова; 3. Развивать кругозор детей; устную и письменную речь; умение работать с словарём; 4. Воспитывать любовь к родному языку. ОБОРУДОВАНИЕ : 1.Учебники 1 часть и 2 часть (словари); 2.Рабочие тетради; 3.Тетради на печатной основе. ХОД УРОКА: 1.Словарная работа: (картинный диктант + загадки + ассоциация) Сапог (картинка) облако (Белое, лёгкое, по небу плывёт. Солнышко закроет, дождиком польёт.) яблоко ( Сочное, румяное, солнцем налитое, Зубы укрепляет, здоровья добавляет.) пирог ( ассоциация: устроим пир на весь мир) молоко (Бело, а не снег, жидкость, а не вода.) медведь (картинка) -- на какие 2 группы можно разделить эти слова (по кол-ву слогов; м.р. и с.р.) -- назовите «лишнее» слово, обоснуйте (медведь – сложное слово) --какая орфограмма объединяет слова мужского рода?(дети говорят правило) -- назовите другие слова на эту же орфограмму медведь – медведи; медвежонок сапог – сапоги; сапожок пирог – пироги; пирожок -- каким словом проверяли? (формой слова); выделите окончания и основы -- рядом запишите родственные слова, выделите корень и основу -- что произошло в корнях? (чередование д –ж; г-ж) -- какие слова мы называем родственными? (дети говорят правило) Ученик: К словам привыкаешь ты день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: «Извини меня!» Это значит: «Исключи меня из вины!» ( Учитель:какие здесь родные слова? извини и вины) Ученик: … У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: «Защити меня!» Это значит: «Спрячь меня за щитом!» ( Учитель: а здесь, какие слова родные? защити и за щитом) 2. Тема урока: « Формы одного и того же слова, родственные слова». Ученик: Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро! 1) Учитель: Прекрасное слово ДОБРО, давайте к нему подберём родственные слова: Добро – доброта, добрый, добренький, одобрить (выделяем корень). 2) Самостоятельная работа у доски (ученик даёт задание классу в стихотворной форме) Ученик: Корень слова – главная, значимая часть! Родственные связи дарят корню власть! Выясни умело линию родства, Однокоренные выбери слова! (из троек слов 3 ученика выбирают родственные слова и доказывают свой выбор) 1 ряд: 2 ряд: 3 ряд: Белка, беленький, белить. Горка, горный, городок. Моряк, морской, моржи. Водяной, вода, водить. Пёс, песок, песочный. Корень, корневой, коржи. Лист, лиса, лисёнок. Семя, семечки, семья. Носик, носит, носище. 3. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А - И Г Р А «Назови детёныша». (учитель называет животное, а дети – его детёныша изображают движениями или звуками, а также определяют: будет ли название детёныша родственным словом) У лягушки … лягушонок (движение, родственное слово) У свиньи … поросёнок (звук, не родственное слово) У медведя … медвежонок (движение, родственное слово) У коровы …телёнок (звук, не родственное слово) У кошки … котёнок (звук, родственное слово) У зайца … зайчонок (движение, родственное слово) У овцы … ягнёнок (звук, не родственное слово) 4. Работа с учебником: стр.158 №125(3) 3.Рябчик – это лесная курочка-ряба. Рябенькая от носа и до хвоста. Как и положено курочке -рябе, несёт она золотые яички. Бережёт она яйца и прячет пуще золота, чтобы никто их не разбил. Вылупятся из них рябчата – живые одуванчики на быстрых ножках. (Н. Сладков) (дети из текста находят родственные слова к выделенным словам и выписывают их в тетрадь; выделяя корень) Рябчик – рябенькая, ряба. Золотые – золота. Яички - яйца (чередование). 5. Работа со словарём происхождения слов: стр.158 (2часть) Учитель: Как вы думаете, слово рябина будет родственным слову рябчик? Рябина – дерево с горьковатыми оранжево-красными ягодами // от слова «рябой» со значением «пёстрый», с пятнами другого цвета на основном фоне близкие родственники – рябинка, рябиновый, рябинник (заросли рябины); дальние родственники – курочка Ряба (пёстрая, рябая курочка), рябчик (птица с пёстрым, рябым оперением) 6.Закрепление: работа в тетради на печатной основе( №68, стр.53-54) (из отрывков стихотворения И.Токмаковой дети выбирают и выписывают родственнее слова и формы одного и того же слова). 1. Алеет за лесом вечерний закат. Алые аисты к дому летят. 2.Ёлка с ёжиком похожа: Ёж в иголках, ёлка – тоже. 3. Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудится?.. Формы одного слова: Родственные слова: Ёж – ёжиком Алеет - алые Дуб -дубу 7. Подведение итогов урока: --Какие слова мы называем родственными? -- Что такое форма слова? 8. Домашнее задание: учебник №125 (1,2), стр.157 УРОК ОКОНЧЕН!!! ВСЕМ СПАСИБО!!!

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"

Методическая разработка по русскому языку "Форма слова и родственные слова. В чём различие?"