Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл
27.11.2018
В данной методической разработке представлена форма обучения (технология деятельностного метода) в виде классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. В качетве примера приведён урок математики в 1 классе (технология деятельностного метода) в соответствии с ФГОС
Тема: Сложение. Выражение. Равенство.
Урок как форма обучения.docx
Урок как форма обучения (технология деятельностного метода)
Олейникова Светлана Владимировна
В курсе дидактики считается традиционной классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков, обоснованная известными педагогами
И.Н.Казанцевым и Б.П. Есиповым.
1. Уроки по ознакомлению с новым материалом.
2. Уроки закрепления знаний.
3. Уроки обобщения и систематизации изученного.
4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.
5. Уроки проверки знаний.
6. Комбинированные уроки, включающие элементы всех предыдущих типов.
7. «Нестандартные» уроки.
Требования к современному уроку
Каждый урок должен:
– объединять образовательную, развивающую, воспитывающую цели;
– отвечать всем принципам дидактики, и, прежде всего – научности и связи обучения с жизнью;
– иметь чётко выраженную дидактическую цель;
– включать разнообразные методы и приёмы обучения;
– быть эмоциональным;
– включать непрерывный учёт знаний учащихся, имея целью « нарастание» знаний;
– включать элементы систематического повторения;
– оптимально технически и дидактически оснащён;
– иметь связь с предыдущими и последующими уроками;
– быть максимально продуктивным;
– обеспечивать учебнотрудовую дисциплину;
– иметь гибкую структуру;
– быть практически или профессионально направленным;
– предусматривать эффективное домашнее задание и его обязательную проверку;
– иметь благоприятные моральнопсихологические и санитарногигиенические условия.
Структура урока: Внешняя – это этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи.
Внутренняя – определяется содержанием и последовательностью заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения детьми того или иного содержания и
характер их деятельности.
Основные этапы урока в технологии деятельностного метода
1й этап. Самоопределение к деятельности (12 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Требования к этапу:
создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
исходя из решенных ранее задач, выделение содержательной области («могу»).
Рекомендации к проведению:
– доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;
– беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (56 мин.)
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
Требования к этапу:
воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий;
индивидуальное задание, требующее нового способа действия;
активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.;
фиксация учащимися возникшего затруднения.
Рекомендации к проведению:
– коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
– индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.;
– вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования. 3й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (23 мин.)
Цель: выявление места и причины затруднения.
Требования к этапу:
сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
4й этап. Построение проекта выхода из затруднения (1011 мин.)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.
Требование к этапу:
учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;
новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;
учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
– использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5й этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)
Цель: усвоение нового способа действий.
Требования к этапу:
решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства.
Рекомендации к проведению:
– коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
6й этап. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.
Требования к этапу:
учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
самостоятельная проверка по эталону;
создание ситуации успеха;
допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.
Рекомендации к проведению:
– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;
– индивидуальная деятельность.
7й этап. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)
Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
Требования к этапу:
учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок,
подготовка к изучению следующих тем.
Рекомендации к проведению: – коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
– возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.
8й этап. Рефлексия деятельности (23 мин.)
Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.
Требования к этапу:
организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;
фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Рекомендации по проведению:
– беседа, самостоятельная работа;
– обсуждение вопросов:
Что нового вы узнали?
Каким способом выполняли задание?
Где используется этот способ?
Каковы результаты?
Что нужно сделать ещё?
Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.
Общий способ деятельности при планировании и проведении уроков математики в начальной школе можно представить в виде последовательности вопросов:
1) Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
2) Что я сам о них знаю?
3) Что из моих знаний я могу донести до детей этого возраста?
4) С какими понятиями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? Сегодня знания ребёнку не следует давать в готовом виде. Педагог, вопервых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребёнка появляется потребность именно в
этом понятии или способе действия; вовторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием;
уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.
Сейчас на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до
исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Урок математики в 1 классе (технология деятельностного метода)
Тема: Сложение. Выражение. Равенство.
Цели:
Разъяснить смысл действия сложения.
Закрепить сравнение групп предметов по количеству.
Учить записывать и читать числовые выражения.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
«У нас всё получится!» (девиз на экране)
– Что необычного вы видите на экране?
– Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые знания)
На доске запись:
1 + 5 = 6 7 < 9
2 + 3 = 5 5 > 3
– Какие записи вы можете прочитать?
– Как называются эти записи? (Неравенства)
– Как называются другие записи?
– Вы готовы найти ответ на этот вопрос?
– Покажите на «светофоре», с каким настроением начнём урок?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– У нас сегодня урок открытия новых знаний. (Покажем то, что умеем и знаем) 1. Счёт в пределах 20 (прямой и обратный).
– Сосчитайте от 7 до 15, от 17 до 8.
– Какое число стоит между 7 и 9, между 15 и 17?
– Какое число стоит справа от 15?, слева от 13?
– Назовите соседей числа 18.
2. Игра «Живые числа»
9 детей получают карточки с числами 1 – 9. По команде «числа» выстраиваются в порядке возрастания, убывания. Другая часть класса читает числовые ряды.
Можно попросить детей закрыть глаза и какоето «число», убрать из числового ряда, затем обсудите ситуацию.
3. Вставьте знаки: «<», «>»
9…3 5…8 3…8
4…7 6…9 4…2
3. Постановка учебной задачи
– Какие ещё знаете математические знаки?
Смысл сложения.
– Рассмотрите рисунки. Что делают Маша и Миша? (Запускают рыб в аквариум Миша – 2, Маша – 3.)
– Что сделали Маша и Миша? (Объединили рыб, их рыбы теперь в одном аквариуме).
– Как можно записать действия Миши и Маши математическим выражением? (2 + 3)
– Почему именно эти числа?
– Какова цель нашего урока? (Научится записывать выражения со знаком «+»)
– Значит, тема урока «Сложение. Выражение. Равенство».
На доске запись:
4 + 5 3 + 1 6 + 2
5 + 3 3 + 4 7 + 1
– Что одинаково во всех математических выражениях? (Два числа, а между ними знак)
– Как называется этот знак? (+ «плюс»)
– Что он обозначает? (Действие сложение)
Физкультминутка:
Стали мы учениками На носочках поднялись,
Соблюдаем режим сами. А потом мы умывались,
Утром мы, когда проснулись, Аккуратно одевались,
Улыбнулись, потянулись. Завтракали и, не торопясь, Для здоровья, настроения В школу шли,
Делаем мы упражнения: к знаниям стремясь.
Руки вверх и руки вниз
4. Проектирование и фиксация нового знания
Чтение выражений:
4 + 5 3 + 1 6 + 2
5 + 3 3 + 4 7 + 1
– Как можно прочитать эти выражения?
Вывешивается памятка:
+
Прибавить
Плюс
Сложить
Сумма чисел
– Кто догадался и хочет прочитать выражения, используя эти слова? Молодцы!
– Чего не хватает в записи?
– Сколько это будет?
– Как можно записать?
– Давайте определим результат этих действий. (Работа по картинкам)
– Сколько рыбок стало в аквариуме вместе? (Пересчитываем 5)
– Как запишем?
– Какой новый знак появился? «Равно». После него записывают результат действия сложения.
– Результат сложения называется «значение суммы».
– Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак «=»?
– На что похож знак «=»?
– Рассмотрите образец написания.
Демонстрация написания знаков «=», «+».
5. Первичное закрепление во внешней речи
– Красиво запишите в тетради знаки «+» и «=» (по строчке).
– Запишите равенство с доски в тетрадь.
– Тренировка в чтении выражений поразному (опираясь на памятку).
Физкультминутка 6. Самоконтроль с проверкой по эталону
– Давайте поверим наши знания, выполнив №156 с.68. самостоятельно.
– Теперь сравните свою запись с эталоном. (Вывешивается на доску образец выполненного задания).
– Если есть расхождения, то поставьте себе рядом знак «?» и исправите ошибку.
– Кто выполнил правильно, поставьте себе «+»
– Кто понял и исправил свою ошибку? (поднимите руки) Молодцы!
– Кто выполнил без ошибок? Вы меня очень порадовали!
7. Включение в систему знаний и повторений
Работа по учебнику с. 69 № 156
– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Узнать по каким признакам разложили пуговицы в 2 коробки и узнать, что обозначает это равенство).
– Самостоятельно выполните это задание. (После окончания, вывешивается эталон «образец» выполнение данного задания).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какие задания вам понравились особенно?
– С каким действием познакомились?
– Что значит «сложить»?
– Как вы думаете, мы всё узнали о сложении?
– Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке?
– Раскрасив полянку цветами (Жёлтые цветы – «у меня нет вопросов я всё понял», красные цветы – «у меня остались вопросы по уроку»)
– Вы прекрасно поработали. Спасибо за урок! Улыбнитесь друг другу.
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.