Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Оценка 4.8

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
1 кл
27.11.2018
Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
В данной методической разработке представлена форма обучения (технология деятельностного метода) в виде классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. В качетве примера приведён урок математики в 1 классе (технология деятельностного метода) в соответствии с ФГОС Тема: Сложение. Выражение. Равенство.
Урок как форма обучения.docx
Урок как форма обучения (технология деятельностного метода) Олейникова Светлана Владимировна В курсе дидактики считается традиционной классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков, обоснованная известными педагогами  И.Н.Казанцевым и Б.П. Есиповым. 1. Уроки по ознакомлению с новым материалом. 2. Уроки закрепления знаний. 3. Уроки обобщения и систематизации изученного. 4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков. 5. Уроки проверки знаний. 6. Комбинированные уроки, включающие элементы всех предыдущих типов. 7. «Нестандартные» уроки. Требования к современному уроку Каждый урок должен: – объединять образовательную, развивающую, воспитывающую цели; – отвечать всем принципам дидактики, и, прежде всего – научности и связи обучения с жизнью; – иметь чётко выраженную дидактическую цель; – включать разнообразные методы и приёмы обучения; – быть эмоциональным; – включать непрерывный учёт знаний учащихся, имея целью « нарастание» знаний; – включать элементы систематического повторения; – оптимально технически и дидактически оснащён; – иметь связь с предыдущими и последующими уроками; – быть максимально продуктивным; – обеспечивать учебно­трудовую дисциплину; – иметь гибкую структуру; – быть практически или профессионально направленным; – предусматривать эффективное домашнее задание и его обязательную проверку; – иметь благоприятные морально­психологические и санитарно­гигиенические условия. Структура урока: Внешняя – это этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи. Внутренняя – определяется содержанием и последовательностью заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения детьми того или иного содержания и  характер их деятельности. Основные этапы урока в технологии деятельностного метода 1­й этап. Самоопределение к деятельности (1­2 мин) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне. Требования к этапу:   создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); исходя из решенных ранее задач, выделение содержательной области («могу»). Рекомендации к проведению: –  доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;  – беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д. 2­й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5­6 мин.) Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. Требования к этапу:    воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий; индивидуальное задание, требующее нового способа действия; активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.;  фиксация учащимися возникшего затруднения. Рекомендации  к проведению: – коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.; – индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.; – вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования. 3­й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2­3 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения. Требования к этапу:    сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Рекомендации к проведению: – коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий  диалог; – включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п. 4­й этап.  Построение проекта выхода из затруднения (10­11 мин.) Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению. Требование к этапу:     учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы; используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Рекомендации к проведению: – коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.; – использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей. 5­й этап.  Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.) Цель:  усвоение нового способа действий. Требования к этапу:  решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства. Рекомендации к проведению: – коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; – «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п. 6­й этап.  Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.) Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха. Требования к этапу:     учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по эталону; создание ситуации успеха; допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки. Рекомендации к проведению: – обучение процедуре грамотного самоконтроля; – письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;   – индивидуальная деятельность. 7­й этап.  Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.) Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. Требования к этапу:   учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок,  подготовка к изучению следующих тем. Рекомендации к проведению: – коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах; –   возможность выбора заданий учащимися; – включение элементов проектирования. 8­й этап. Рефлексия деятельности (2­3 мин.) Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания. Требования к этапу: организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Рекомендации по проведению: – беседа, самостоятельная работа; – обсуждение вопросов:  Что нового вы узнали?    Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты?  Что нужно сделать ещё? Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. Общий способ деятельности при планировании и проведении уроков математики в начальной школе можно представить в виде последовательности вопросов: 1) Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии? 2) Что я сам о них знаю? 3) Что из моих знаний я могу донести до детей этого возраста?  4) С какими понятиями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? Сегодня знания ребёнку не следует давать в готовом виде. Педагог, во­первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребёнка появляется потребность именно в  этом понятии или способе действия; во­вторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием;  уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода. Сейчас на первый план выходит личность ученика, способность его к  «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до  исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Урок математики в 1 классе (технология деятельностного метода) Тема:  Сложение. Выражение. Равенство. Цели:   Разъяснить смысл действия сложения. Закрепить сравнение групп предметов по количеству.  Учить записывать и читать числовые выражения. Ход урока: 1. Самоопределение к учебной деятельности Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока. «У нас всё получится!»  (девиз на экране) – Что необычного вы видите на экране? – Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые знания) На доске запись: 1 + 5 = 6               7 < 9 2 + 3 = 5              5 > 3 – Какие записи вы можете прочитать? – Как называются эти записи? (Неравенства) – Как называются другие записи?  – Вы готовы найти ответ на этот вопрос? – Покажите на «светофоре», с каким настроением начнём урок? 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – У нас сегодня урок открытия новых знаний. (Покажем то, что умеем и знаем) 1. Счёт в пределах 20 (прямой и обратный). – Сосчитайте от 7 до 15, от 17 до 8. – Какое число стоит между 7 и 9, между 15 и 17? – Какое число стоит справа от 15?,  слева от 13? – Назовите соседей числа 18. 2. Игра «Живые числа» 9 детей получают карточки с числами 1 – 9. По команде  «числа» выстраиваются в порядке возрастания, убывания. Другая часть класса читает числовые ряды.  Можно попросить детей закрыть глаза и какое­то  «число», убрать из числового ряда, затем обсудите ситуацию. 3. Вставьте знаки: «<», «>» 9…3             5…8          3…8     4…7             6…9            4…2 3. Постановка учебной задачи – Какие ещё знаете математические знаки? Смысл сложения. – Рассмотрите рисунки. Что делают Маша и Миша?  (Запускают рыб в аквариум Миша – 2, Маша – 3.) – Что сделали Маша и Миша? (Объединили рыб, их рыбы теперь в одном аквариуме). – Как можно записать действия Миши и Маши математическим выражением? (2 + 3)   – Почему именно эти числа? – Какова цель нашего урока? (Научится записывать выражения со знаком «+»)  – Значит, тема урока «Сложение. Выражение. Равенство». На доске запись: 4 + 5              3 + 1             6 + 2 5 + 3              3 + 4             7 + 1 – Что одинаково во всех математических выражениях? (Два числа, а между ними знак) – Как называется этот знак? (+ «плюс») – Что он обозначает? (Действие сложение) Физкультминутка: Стали мы учениками                                    На носочках поднялись, Соблюдаем режим сами.                              А потом мы умывались, Утром мы, когда проснулись,                       Аккуратно одевались, Улыбнулись, потянулись.                             Завтракали и, не торопясь, Для здоровья, настроения                             В школу шли,  Делаем мы упражнения:                                    к знаниям стремясь.  Руки вверх и руки вниз 4. Проектирование и фиксация нового знания Чтение выражений: 4 + 5              3 + 1             6 + 2 5 + 3              3 + 4             7 + 1 – Как можно прочитать эти выражения? Вывешивается памятка: + Прибавить Плюс Сложить Сумма чисел – Кто догадался и хочет прочитать выражения, используя эти слова? Молодцы! – Чего не хватает в записи? – Сколько это будет? – Как можно записать? – Давайте определим результат этих действий. (Работа по картинкам) – Сколько рыбок стало в аквариуме вместе? (Пересчитываем 5) – Как запишем?  – Какой новый знак появился?  «Равно». После него записывают  результат действия сложения.  – Результат сложения называется «значение суммы». – Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак «=»? – На что похож знак «=»? – Рассмотрите образец написания. Демонстрация написания  знаков «=», «+». 5. Первичное закрепление во внешней речи – Красиво запишите в тетради знаки  «+» и «=»  (по строчке). – Запишите равенство с доски в тетрадь. – Тренировка в чтении  выражений по­разному (опираясь на памятку). Физкультминутка 6. Самоконтроль с проверкой по эталону – Давайте поверим наши знания, выполнив №156 с.68. самостоятельно. – Теперь сравните свою запись с эталоном. (Вывешивается на доску образец выполненного задания). – Если есть расхождения, то поставьте себе рядом знак «?» и исправите ошибку.  – Кто выполнил правильно, поставьте себе «+»  – Кто понял и исправил свою ошибку? (поднимите руки) Молодцы! – Кто выполнил без ошибок?  Вы меня очень порадовали! 7. Включение в систему знаний и повторений Работа по учебнику с. 69 № 156 – Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Узнать по каким признакам разложили пуговицы в 2 коробки и узнать, что обозначает это равенство).  – Самостоятельно выполните это задание. (После окончания, вывешивается эталон «образец» выполнение данного задания). 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке – Какие задания вам понравились особенно? – С каким действием познакомились? – Что значит «сложить»?  – Как вы думаете, мы всё узнали о сложении? – Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке? – Раскрасив полянку цветами (Жёлтые цветы – «у меня нет вопросов я всё понял», красные цветы –  «у меня остались вопросы по уроку») – Вы прекрасно поработали. Спасибо за урок! Улыбнитесь друг другу.

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Методическая разработка по технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018