В моей методической разработке разъясняется как научить детей составлять вопросо-ответные конструкции с помощью знаковых обозначений, затем применять эти конструкции в практических заданиях. Дети с удовольствием применяют эту методику и выходят к доске, чтобы закрепить построение и употребление вопросо- ответных грамматических конструкций.
И.И. Куянцева
(МБОУ СОШ № 39, г. Воронеж)
Современная технология применения символики и жестикуляции, предопределяющей
и закрепляющей вопросоответные конструкции на уроках английского языка
На уроках английского языка мы используем различные методы, помогающие учащимся
справиться с усвоением тех или иных важных грамматических аспектов. Мне стало очень
интересно применение системы знаковых обозначений для отработки различных аспектов
лексики и грамматики.
Предлагаю рассмотреть применяемые на уроках знаковые обозначения для составления
и закрепления утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений. Умение
составлять такие предложения играет очень важную роль в развитии навыков говорения.
Рассмотрим предложение в PRESENT SIMPLE:
+ My friend plays football every day.
Далее я задаю вопрос: «Что необходимо, чтобы написать вопросительное предложение?»
Слышу ответ: «Вспомогательный глагол». Это выглядит так:
? Does my friend play football every day?
Ну и теперь обозначим отрицательный ответ:
No, my friend doesen`t play football every day.
Задачей учащихся будет написать данные грамматические структуры в PAST SIMPLE.
Рассмотрим простой пример:
+ My friend played football yesterday.
Составляем вопросительное предложение:
? Did my friend play football yesterday?
Помощник здесь вспомогательный глагол did.
Теперь отрицательное предложение:
No, my friend didn`t play football yesterday.
При отработке + , ? и конструкций можно использовать символику, изображаемую с
помощью рук. Ее можно назвать знаковой символикой. Так, + предложение можно
обозначить и показать с помощью двух скрещенных указательных пальцев, ? предложение
обозначаем и показываем с помощью разведенных в стороны кистей рук. Что касается
предложения, показываем его, наоборот, скрестив кисти рук.
В обучении устному общению на английском языке подобные знаковые обозначения очень
помогают, так как в младшем звене, например, учащиеся теряются, давая ответ на вопрос.Коснемся отработки интонации различных видов предложений. Она тоже может включать
знаковые обозначения. В утвердительном и отрицательном предложениях, как правило, мы
опускаем голосовую интонацию вниз. Чтобы учащиеся запомнили это, чертим стрелочку
вниз. Вопросительное предложение заканчивается повышением интонации; рисуем
стрелочку вверх. Интонацию можно показать как с помощью голоса, так и с помощью
кистей рук, опуская или поднимая их. Так в вопросительном предложении: Could you help
me ? динамику интонации мы можем показать как голосом, так и обозначением на письме.
Разрабатываемые нами методические технологии должны осуществлять одну из главных
целей: все они непременно должны заинтересовать учащихся, которые, в свою очередь,
будут применять их самостоятельно или в групповых заданиях. Если говорить о
продуктивности использования вышеизложенных методических приемов, то на уроках они
имеют положительный результат. Учащиеся с желанием применяют компонеты
«ЗНАКОВОЙ СИМВОЛИКИ» на различных этапах урока для достижения поставленной
цели.
В качестве закрепления и обобщения использования данной технологии учащимся
предлагается провести научный эксперимент, в котором они самостоятельно принимают
участие. Это и составление таблицы с итогами работы со знаковыми обозначениями, и
количество правильно составленных предложений в конструкциях: +, ? и , (в различных
видовременных формах), ну и, конечно, оценка работ друг друга.
Применение знаковой символики необходимо для обучения потому, что она помогает
осуществить самую главную задачу – научить выстраивать речь учащихся логически и
структурноправильно, с точки зрения коммуникативной направленности.