Методическая разработка «Полезные свойтсва овощей»

  • Документация
  • doc
  • 26.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ель: расширить знания обучающихся о полезных свойствах овощей, а также об использовании. Оборудование: презентация «Полезные свойства овощей», лук, мультимедиа, овощи, консервация, перчатки. Ход занятия. Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с полезными свойствами овощей. Овощи играют важную роль в питании человека. Они содержат углеводы, минеральные соли, органические кислоты и витамины, обладают прекрасным вкусом и ароматом. Кроме того, овощи повышают аппетит и способствуют лучшему усвоению других пищевых продуктов. Преобладающей составной частью овощей является вода. Воды в овощах содержится от 70 до 95%. Высокая влажность является одной из причин быстрой порчи при хранении в неблагоприятных условиях. Ребята, овощи – родник здоровья и долголетия. Значение их в питании человека огромно.
Иконка файла материала польза овощей.doc
Комитет образования и науки Курской области ОБУ ДО «Курский ОДЭБЦ» Методическая разработка «Полезные свойства овощей» подготовила  педагог дополнительного образования  Овсянникова Ю.В. Курск – 2016г. 1Цель: расширить знания обучающихся о полезных свойствах овощей, а также об использовании.  Оборудование: презентация «Полезные свойства овощей», лук, мультимедиа, овощи, консервация,  перчатки. Ход занятия. Педагог:    Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с полезными свойствами   овощей. Овощи играют важную роль в питании человека. Они содержат углеводы, минеральные соли, органические кислоты и витамины,   обладают   прекрасным   вкусом   и   ароматом.   Кроме   того,   овощи   повышают   аппетит   и способствуют   лучшему   усвоению   других   пищевых   продуктов.   Преобладающей   составной   частью овощей является вода. Воды в овощах содержится от 70 до 95%. Высокая влажность является одной из причин быстрой порчи при хранении в неблагоприятных условиях. Ребята, овощи – родник здоровья и долголетия. Значение их в питании человека огромно.                                                                                      Капуста.   История возникновения. Капуста известна людям с незапамятных времён. Ещё первобытный человек использовал   её   как   продукт   питания.   Конечно,   это   была   дикая   капуста   с   высоким   стеблем   и небольшим количеством прямых, ещё не завившихся в кочан листьев. Дикая капуста и сейчас растёт на берегах Средиземного моря. А выращивать для употребления в пищу капусту начали за пять тысяч лет до нашей эры. Слово «капуста» произошло от древнего римского «капутум», что в переводе означает «голова». Сейчас существует много сортов капусты как съедобная, так и декоративная.  Полезные   свойства.   Больше   всего   полезных   веществ   содержится   в   кочерыжке.   А   вот   каротин   – витамин  роста – находится во внешних зеленоватых листьях. Кроме того, в капусте есть вода, в которой помимо витаминов, растворены ещё многие питательные вещества. Она очень полезна для пищеварения.  В течение всей  зимы в квашеной капусте сохраняются  нужные человеку витамины. Считалось,   что   капуста   помогает   при   заболеваниях   печени   и   желудка,   заживляет   раны,   нарывы, улучшает   зрение.   Великий   математик,   философ   и   талантливый   врач   Пифагор   так   писал   о   ней: «Капуста представляет собой овощ, который поддерживает постоянно бодрость и веселое спокойное настроение духа». Использование. А ка используют капусту в кулинарии? Все виды капусты употребляют в сыром виде, варят, тушат, а также квасят, маринуют, сушат, замораживают. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда, как сладкое блюдо.  Тыква.   История возникновения.  Мякоть тыквы  богата витаминами  ,микро­ и макроэлементами  (магний, калий, железо, кальций).  Тыквенные семечки богаты растительными маслами. Их используют при лечении заболеваний печени, за счет большого содержания цинка, также используют при угревой сыпи на лице и теле, жирности волос и перхоти.  Свежевыжатый тыквенный сок имеет богатый набор витаминов и минералов. При угрозе заболевания гриппом   и   простуде   200   мл   сока   необходимо   пить   каждое   утро   для   повышения   иммунитета.   В Древнем Риме из тыквы изготавливали различные сосуды, для чего овощ  выращивали в специальных 2деревянных формах.  В Китае из тыквы делали праздничные чаши. Сортов тыкв очень много ­ это и декоративные, и те, которые мы с вами употребляем в пищу. Использование.  Употребляют тыкву в сыром (в салатах), печёном, жаренном, варёном и сушёном виде.   Из   неё   готовят   супы,   каши,   начинки   для   пирогов,   варенье,   цукаты,   пастилу.   Семена прожаривают, как семена подсолнечника.   В Средней Азии из неё делают посуду: бутылки, ведра, ложки. В ней хранят зерно и крупу. В Индии тыкву используют для ловли обезьян. В африканской деревне в выдолбленных тыквах носят воду. В Молдавии в тыквах солят огурцы. Лук.    История возникновения.  Как лекарственное средство лук используют с самых давних времён.  Его уникальные целебные свойства были известны в Древнем Египте, а также во времена Древней Эллады и Римской империи. Вообще, лук насчитывает историю в более чем четыре тысячи лет. Считается, что родина этого овоща – Центральная Азия, нынешняя территория Ирана и Афганистана. Постепенно лук распространился и в ближайшие страны – Индию, Китай, Грецию. В Древней Греции, за несколько столетий до н.э., люди уже выращивали немало сортов лука. Возможно, луковицы продавались или обменивались, так как замечательные вкусовые и лекарственные качества этого растения уже были известны. В Древнем Египте лук носили на груди в качестве талисмана, способного защитить от злого глаза и болезней. Применяя лук как лечебное средство, древние врачи полагали, что нет ни одного заболевания, при котором лук, приготовленный соответствующим способом, не принёс бы больному облечения. Луком не только лечили болезни, но и с его помощью омолаживали организм. В луковицах содержится   много  полезных   веществ,  среди  которых  витамины,  каротин   и  фитонциды   (вещества, убивающие вредных микробов). Сухой чешуёй  луковиц красят пасхальные яйца. Лук хорошо очищает воду. Если в неё бросить кусочки лука, он избавит её от неприятного запаха. Древние   славяне   применяли   лук   как   лекарство   при   многих   болезнях.   Это   нашло   отражение   в поговорке: «Лук от семи недуг». Луковым соком, сваренным с сахаром или медом, облегчают кашель. Свежим тертым луком врачуют ушибы. Из лука, сваренного в молоке, делают компрессы при нарывах и фурункулах. Сок лука (2­3 столовые ложки) втирают в корни волос (1­2 раза в неделю) для их укрепления. После этого завязывают голову полотенцем на 1­2 часа, а затем моют шампунем. После данной процедуры волосы становятся мягкими, шелковистыми, приобретают красивый блеск. На   Руси   лук   известен   с   Х   века.   В   наше   время   его   выращивают   повсюду,   как   огородную культуру и употребляют в пищу. Сейчас насчитывается очень много сортов лука. Использование. Давайте вспомним где мы используем лук?   В пищу используют луковицы и листья репчатого лука. Вкусны и полезны супы, салаты, бульоны, маринады, мясные и рыбные блюда, в которые добавлен лук. Картофель.   История возникновения.    Родина картофеля – Южная Америка, где индейцы выращивали  его за несколько тысячелетий до н.э. В Европу впервые этот овощ был завезён в 1565 году испанскими моряками.   Картофель   не   сразу   пришёлся   по   вкусу   европейцам,   т.к.   не   везде   его   правильно употребляли   в   пищу.   Высокое   содержание   минеральных   солей   и   витамина   С   делает   его   ценным продуктом. Калий,  которого в  картофеле  тоже  очень много, играет  важную роль  в поддержании нормальной работы сердца. Полезен овощ и для красоты кожи. Картофель давно используют в народной медицине при лечении некоторых заболеваний. Большинство ценных для здоровья веществ находится в верхнем слое картофеля. Поэтому полезнее всего варить его в мундире, опускать в кипящую воду и накрывать кастрюлю   крышкой. Особенно картофель, запеченный вместе с кожурой. Использование.  Картофель называют вторым хлебом, так как по питательности он превосходит все овощи.  Из   картофеля     готовят   множество   (около   1000)   блюд   в   домашних   условиях   и   различные изделия, пользующиеся большим спросом. Используется картофель и в промышленном производстве. Из него производится   картофельная соломка, чипсы, хрустящий картофель, сухое картофельное 3пюре, картофельные котлеты, замороженный картофель и др. Клубни и ботва полезный корм для домашних животных. Также из  картофеля делают крахмал. Мультфильм.   Огурец.     История возникновения.  Выращивают уже свыше 5000 лет почти во всех странах, больше всего – в Китае, России, Японии, США, Турции, странах Центральной Европы. Родина огурца считают Индию, где он был распространён очень давно, за 3 тыс. лет до н.э. Из всех овощей огурцы, пожалуй, наименее питательны:  в  них очень много  воды.  Зато огурец  является  источником  минеральных  веществ.  В огурцах   содержатся   витамины   (правда,   в   небольшом   количестве)     и   много   других   полезных   для здоровья человека веществ. Люди   любят   огурцы   за   их   несравненный   аромат   и   вкус,   который   создают   эфирные   масла   и органические кислоты. Эти вещества возбуждают аппетит, улучшают работу желудка. Есть в огурцах и   ферменты   –   вещества,   улучшающие   усвоение   витаминов.   Употребление   в   пищу   плодов   огурца способствуют удалению воды из организма и тем самым облегчают работу сердца. Использование.  В Индонезии готовят блюда из свежих или варёных огуречных листьев. Раньше в России на огуречном рассоле варили мясной суп (так называемую чёрную уху). Летом огурцы ели с квасом и луком (блюдо похожее на окрошку), на зиму – солили. В наше время плоды употребляют в пищу в свежем, солёном и маринованном виде. Огуречный сок снимает воспаление, смягчает и отбеливает кожу лица. На его основе созданы многие косметические кремы и лосьоны. Свёкла.     История возникновения.  Свёклу  используют и для лечения некоторых заболеваний.    Почти все косметологи советуют пить свекольный сок для сохранения свежести и красоты кожи лица. Многие красавицы прошлых лет регулярно употребляли в пищу свёклу и её сок для поддержания стройной фигуры,   бодрости   духа,   жизнерадостности.   Свекольный   сок   способствует   оздоровлению   крови, улучшает работу сердца, а также обладает другими целебными свойствами. Сок свёклы закапывают в нос при насморке, им полощут горло при ангине, кусочки сырой свёклы держат во рту для ослабления зубной боли.  Использование.  Ещё в древней Руси готовили наш любимый свекольный борщ. Из свёклы готовили холодные закуски, а молодую ботву добавляли в окрошку и супы. И в наше время свёкла находит широкое применение в кулинарии. Из неё готовят самые разнообразные блюда, маринуют, засаливают и даже готовят напитки. Весной в пищу используют и молодую ботву (в салатах, борщах, овощных супах).  Кормовую свёклу выращивают для корма крупных животных. Свиньи и коровы любят полакомиться и срезанными со столовой свёклы листьями. Из сахарной свёклы производят сахар. Морковь.    История возникновения.  Морковь – очень полезный продукт питания, так как каротин, которого в ней больше, чем во всех остальных овощах, необходим для роста детей, полезен для нормального зрения, красоты кожи.  При недостатке каротина  организм быстрее стареет и увядает. Ежедневное употребление   свежей   тёртой   моркови   укрепляет   организм,   повышает   его   сопротивляемость   к инфекциям. По содержанию фитонцидов – веществ, убивающих вредные бактерии, – морковь почти не уступает луку и чесноку. Морковный сок очень полезен. Использование.  Морковь используют в пищу в сыром и варёном виде, в виде приправ, также её консервируют и сушат. Овощ добавляют при квашении капусты и для приготовления маринадов.  Мы пойдём в огород, (шагать на месте)  Физкультминутка: 4Много там всего растёт: (развести руки в стороны)   Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)   Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)   Толстая репка (поставить руки на пояс)   Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)   Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)   Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны) Помидор.  История возникновения. Родина томата – Южная Америка, где эту культуру выращивали задолго до появления   там   европейцев.   На   языке   ацтеков   растение   называлось   «томатль»   (отсюда   русское   и европейское название культуры). В Россию и США был завезён из Европы в XVIII в. Повсюду томат выращивали   как   декоративное   растение:   красивые   жёлтые   и   красные   плоды   на   зелёных   кустах выглядели очень нарядно. Их сравнивали с яблоками, но в отличии от обычных яблок, французы называли их плодами любви, а итальянцы – золотыми яблоками. От французского  «помме» ­ яблоко – пошло   название   «помидоры».   В   Германии   выращивали   томаты   дома,   в   цветочных   горшках,     во Франции в беседках, в Англии в оранжереях, а в России – на аптекарских огородах. Употреблять томаты в пищу не решались,  так как они считались  ядовитыми  из­за принадлежности  к тому же семейству, что и сильно ядовитая красавка. Позднее было установлено, что незрелые плоды содержат горькие вещества – гликозиды, которые при созревании распадаются. Одной из первых стран, где стали выращивать томаты для употребления в пищу, оказалась Россия. Произошло это благодаря русскому учёному – агроному А.Т. Болотову, который серьёзно занимался томатом и доказал, что он не только не ядовит, но вкусен и полезен. Благодаря усилиям учёного отношение к томату резко изменилось, и к середине XIX в. его  стали выращивать не только в России, но и в других странах. В наше время томаты выращивают на всех континентах. В России томат и сейчас один из самых любимых овощей. Плоды содержат много полезных для организма веществ.   Калий,   содержащийся   в   помидорах,   полезен   для   сердца.   Он   обеспечивает   нормальную работу мышц. Томаты содержат различные витамины. Но больше всего в них витамина С. Плоды используют в сыром виде, варят, жарят, а также используют в консервном производстве для засолки, маринования, приготовления томата – пюре, томатной пасты, соусов и др. Для использования овощей зимой,   помидоры   замораживают.   Томатный   сок   –   восстановительное   средство.   Он   очень   полезен детям. Употреблять томатный сок лучше без соли и не позднее, чем за 30 минут до еды. Перец. История возникновения.    Сочные, мясистые плоды сладкого перца не только очень вкусные, но и содержат  большое  количество  витамина  С (больше, чем любые  другие  овощи), другие  витамины, каротин (особенно много в красных плодах) и другие полезные вещества. Сухие,   молотые   плоды   применяют   в   качестве   специй   при   солении   огурцов   и   томатов.   Перец используют как средство для укрепления кровеносных сосудов, улучшения пищеварения, повышения аппетита, при упадке сил. Сок перца принимают при лечении некоторых инфекционных заболеваний. Сок   прописывают   и   как   средство   для   укрепления   ногтей   и   волос.   Выращиваются   как   сладкие разновидности и сорта, так и горькие (острые), которые используются в качестве пряности. На юг России перец проник из Ирана и Турции, а на Украину и в Молдову завезён болгарами. Широкое распространение перец получил в России только через полтора века. Сегодня перец выращивают на больших площадях на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье, а в теплицах – на всей территории России. Использование.  5Плоды перца используют в кулинарии и потребляют в свежем виде. Их маринуют, солят, фаршируют, тушат,   используют   для   приготовления   соусов,   маринадов,   перечного   сока,   как   составную   часть консервов из различных овощных смесей.  Витамины и минералы фасоли. Фасоль содержит большое количество крахмала и других углеводов, белков. В состав фасоли входит  богатый набор витаминов. Фасоль, как пищевой продукт, универсальна. В фасоли содержатся  практически все минералы и вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. В составе фасоли много железа. Наличие железа способствует образованию эритроцитов, притоку  кислорода к клеткам, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. Редька. Редька — просто незаменимое средство для укрепления здоровья. Корнеплоды ее богаты  минеральными веществами, содержат в среднем 13% сухих веществ, около 2% белка, 8,4% углеводов, витамины С, В1, В2, органические кислоты, эфирные масла и глюкозиды. Из­за специфического  острого вкуса ее широко используют как компонент во многих блюдах для приготовления салатов.  Редька содержит углеводы, ферменты, витамины, эфирные масла. В корнеплодах содержится до 90%  воды, сахар, клетчатка, серосодержащие вещества, определяющие ее фитонцидные и бактерицидные  свойства, кислоты, соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, железа, аминокислоты и др.  Редька, благодаря своему составу, очень полезна зимой и в начале весны, в целях пополнения  недостатка витаминов и минеральных солей в организме. Редька обладает мощными  противомикробными свойствами. Конкурс анаграмм  Какой овощ зашифрован в анаграммах: црепе – перец; десир – редис; апер – репа; керьда – редька; жабналак – баклажан; клесва – свекла; сольфа – фасоль; авыкт ­ тыква;  нчкесо ­ чеснок; льфакроте – картофель.   Игра “Вершки и корешки”. Если мы в пищу употребляем подземные части растений – присесть, если наземные – встать, руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.) Конкурс.   Кроссворд «На грядке»  Педагог:  Надо разгадать кроссворд, для этого необходимо разгадать загадки и ответы вписать в  соответствующие клетки кроссворда.  6Кроссворд. 1. «Семьдесят одёжек, а все без застёжек».  2. «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный». 3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».  4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь».  5. «Без рук, без ног, на забор ползет». 6. «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».  7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».  8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». 9. «Какое слово по вертикали……Что означает это слово?» 7Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6.  Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.  По вертикали: 9. Прополка Педагог: «Однажды люди заметили, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы.  А на выросших растениях появлялось много семян и плодов. Со временем человек догадался, что  может сам творить это чудо. Ребята ну, а теперь давайте с вами почувствуем себя юными  овощеводами и посадим вместе лук, но прежде всего обговорим ТБ».  Педагог: Друзья! Вот и подошло к финалу наше занятие. Что  вы узнали сегодня на занятии об  овощах? 8Использованная литература 1. В.В. Пасечник  «Биология» 6 класс Учебник для  общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. 2. Загадки об овощах  ­  93. История возникновения, полезные свойства и использование  овощей  – С. Вохринцева «Окружающий мир. Овощи»  дидактический материал, издательство «Страна Фантазий»,  2003г.  4. Картинки овощей ­  7. Задания «Лабиринт», «Четвёртый лишний» ­ С. Вохринцева  «Окружающий мир. Овощи» дидактический материал,  издательство «Страна Фантазий», 2003г. 10