Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Оценка 4.7
Разработки уроков
DOC
технология
Взрослым
22.03.2018
Методическая разработка практического занятия для самоподготовки студентов на тему: "Общение в сестринском деле" используется в рамках обучения по профессии младшая медицинская сестра. Дает принципы и общие понятия общения с пациентом, что позволяет качественно выполнять свои профессиональные обязанности, собирать информацию о состоянии здоровья пациента и определять проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья.
М.Р.С._Обучение(с).DOC
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КИНЕШЕМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР:
_____________С.А. Краснова
«______»___________20__г
Рассмотрено на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
_____________ Е.Н. Груздева
«____»__________20__г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для самоподготовки студентов.
ПМ. 04, 05, 07 «Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.03. Теория и практика сестринского дела
Тема: “Обучение в сестринском деле”
Занятие : №2
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень
Составлена преподавателем:
Татаренко Л. В. Кинешма 2017 г.
Тема: «Обучение в сестринском деле»
Место проведения: кабинет ОСД
Количество часов: 180 минут
Цель самоподготовки:
1. Научиться выделять главное из прочитанного.
2. Научиться составлять план по каждому разделу темы.
3. Научиться отвечать конкретно, строго по плану.
4. Уметь грамотно пользоваться алгоритмами манипуляций и применять их на практике.
Учебные цели:
после изучения темы студент должен
знать:
способы реализации сестринского ухода;
уметь:
собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
иметь практический опыт:
выявления нарушенных потребностей пациента;
оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
планирования и осуществления сестринского ухода;
Зачетные манипуляции:
Организация и оценка обучения.
Оснащение
претесты;
постесты;
ситуационные задачи;
методические разработки занятия.
Ход самоподготовки:
1. Контроль исходного уровня знаний
претесты;
2. Изучение учебного материала по теме
3. Самоконтроль изученного материала
постесты;
4. Самостоятельная работа
решение ситуационных задач
организация и оценка обучения.
5. Оформление дневников.
6. Задание на дом. 1. Контроль исходного уровня знаний
Претесты:
1. Главный этический принцип__________________
2. Что такое общение:
а) все способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для
воздействия на другого;
б) внешний вид;
в) мимика, жесты;
3. Типы общения:
а) словесный;
б) бессловесный;
в) регулятивный
4. Первый образ восприятия, доминирующий в последствие длительное время называется
эффектом __________________.
5. Взаимоотношения медработников между собой являются важной составной
частью:
а) медицинской этики
б) медицинской деонтологии
в) медицинской психологии
6. Виды общения:
а) терапевтическое;
б) нетерапевтическое;
в) сотрудничество
7. Цели терапевтического общения:
а) предоставление пациенту информации о его состоянии с разрешения врача;
б) помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью;
в) посещение родственниками;
г) изоляции пациента.
8. К функциям общения относится : информационная, экспрессивная и ____________
9. различают стили общения : давление, уступки, избегания, компромисса и
10. Фактор, препятствующий организации терапевтического общения:
а) Тишина
б) Изоляция пациента
в) Громкий высокий голос
г) Приглушенное освещение
План:
2. Изучение учебного материала по теме
1. Обучение и компоненты обучения.
2. Сферы обучения.
3. Способы обучения.
4. Цели обучения. Реалистичность целей. Условия достижения целей. 5. Организация и оценка обучения.
1. Обучение и компоненты обучения.
Обучение пациента – это одна из функций сестринского дела. М/с обучает пациентов,
членов их семей касающихся их здоровья.
В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самохода, в других – подготовка к
какому – либо исследованию, либо технике приема лекарственных средств, либо
рациональному питанию. Обучение может проходить в лечебном учреждении или дома у
пациента. М/с может обучать пациента в ходе выполнения повседневных действий
пациента ( умывание, ходьба). М/с может помочь пациенту закрепить навыки, полученные у
других специалистов (Например: комплекс лечебной физкультуры)
• обучаемость индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком
знаний, умений и навыков в процессе обучения;
2.Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
• сферы обучения области, в которых происходит процесс обучения: познавательная,
эмоциональная и психомоторная;
Обучение происходит в трех сферах.
1.Познавательная – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию,
отличая важную информацию от информации, не имеющей значения.
2.Эмоциональная – заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на
это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные
знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на
новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение:
начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой,
одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. 3.Психомоторная – человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной
деятельности, обучается новым типам движения.
Цель обучения Обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи
с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Задачи обучения:
1. Удовлетворить нарушенные потребности пациента (обучить пациента самоуходу)
2. Пропагандировать здоровый и активный образ жизни с целью сохранения и
укрепления здоровья.
3. Адаптировать пациента к своеиу заболеванию и способствовать повышению качества
его в жизни.
3.Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
Способы обучения:
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке.
Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий
(введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других
специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои
обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к
чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать
лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно
увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым).
Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную
атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство
одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку,
что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно
применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач,
дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к
обучению.
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и
навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и
напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность.
Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 3 чел.).
Методы обучения:
1)Словесный информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) Наглядный (иллюстративный) используются медицинские атласы, картинки,
видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;
3) Практический проводится отработка практических манипуляций: измерения
артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного
ингалятора.
Виды обучения:
лекция пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах
предохранения от беременности; проблемная лекция сообщение пациенту информации, которая заставляет его
задуматься и сделать выводы;
беседа обучение проводится в форме «вопрос ответ»;
ролевые игры пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной
ситуации (например, оказанию само и взаимопомощи).
Приемы обучения это совокупность действий, направленных на достижение
желаемого результата в обучении.
К приемам относятся:
Восприятие (наблюдение).
Запоминание (повторение, составление логических схем, выделение опорных
сигналов).
Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, коррекция).
Средства обучения.
Учебнонаглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение.
Пособиями могут служить:
натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности
(медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы,
схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся
видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет
медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.
4.Цели обучения. Реалистичность целей. Условия достижения целей.
Функции обучения.
Терапевтическое обучение становится частью ежедневной жизни пациента, его
психологического окружения, затрагивает семью, родственников. Задачами качественного
обучения являются подготовка пациента к самоуходу, повышение качества его жизни,
улучшение состояния здоровья или адаптация к измененному состоянию. С больными
проводят занятия по обучению техники выполнения инъекций, расчета дозировки лекарств,
дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты. Обучение
может проводиться двумя способами: формальным и неформальным. При обучении
учитывается пол, возраст, профессия, образование пациента, наличие у него навыков
самоконтроля, нарушений зрения и слуха. Условия эффективности обучения
1. Наличие четкой цели и мотивации к получению знаний.
2. Доброжелательное и терпеливое отношение сестры к пациентам и членам его семьи.
3. Обязательная отработка полученных знаний.
4. Создание связей между новой информацией и прошлым опытом и знаниями.
Факторы эффективности обучения
2.
1. Желание и готовность к обучению. Зависит от умственных способностей пациента и
его желания и внимания. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда мешают
обучению. Обучение может быть отложено или отменено.
Способность к обучению. Зависит от уровня развития ( ребенок, престарелый
человек). Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития
познавательных способностей человека для того, чтобы выбрать способ обучения,
соответствующий его уровню развития.
3. Окружающая обстановка (необходимость в уединении, температура воздуха,
освещение, шум, мебель, вентиляция.)
5.Организация и оценка обучения.
Этапы учебного процесса: 1этап. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента.
Определить имеющиеся у пациента знания и умения, Учесть возраст, образование, уровень
знаний, состояние здоровья, самочувствие, врачебный диагноз. М/с располагает
достаточным временем, а пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится к
комфортной обстановке. В противном случае следует отложить обучение. Обучая
пациентом можно использовать специальную литературу. Необходимо задавать много
вопросов, и пациенты будут демонстрировать те знания и умения которые они освоили
обучая нужно быть уверены в том, что пациенты и их близкие правильно поняли
передаваемую информацию. В процессе обучения медсестра проверяет и оценивает на
сколько эффективно идет обучение задавая пациент конкретные вопросы с открытым
ответом и наблюдает , как он выполняет навыки.
2 этап. Определение проблем пациента связанных с дефицитом знаний.
После проведенной оценки медсестра должна сформулировать проблемы пациента,
связанные с дефицитом знаний, умений и решить, кто из родственников или
профессиональных работников может помочь пациенту.
3 этап. Определение целей, планирование содержания и методов обучения.
Цель содержит три компонента:
1. Действие что предстоит сделать пациенту.
( пример: « должен приходить», « должен знать», « должен уметь» и т.д.) – результат.
2. Временные рамки даты или интервал времени ( « через 20 мин после завтрака, «
через неделю»)
3. Условие кто или с помощью каких приспособлений оказывает помощь –
( например: « С помощью медсестры, « на костылях», « самостоятельно»).
Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения.
М/с необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента.
Например: м/с совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение
мозгового
кровообращения, в связи с чем его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: Иван Петрович должен одеваться через неделю
самостоятельно». При этом вначале они планируют, что он научится надевать брюки, затем
обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что для него
это самое трудное.
4 этап. Реализация плана обучения
Выполняя составленный план, м/с должна выбрать правильное время для обучения, когда
пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том
случае, если м/с располагает достаточным временем, а пациент чувствует себя хорошо,
спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае следует отложить
обучение. Обучая пациентов. Можно использовать специальную литературу. Необходимо
задавать много вопросов, и пациент будут демонстрировать те знания и умения, которые
они освоили.
Обучая, нужно быть уверенным в том, что пациенты и их близкие правильно поняли
передаваемую информацию. В процессе обучения м/с проводит и оценивает, насколько
эффективно идет обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом и
наблюдая. Как он выполняет навыки.
5 этап. Оценка результатов обучения
Оценивая результаты обучения, надо дать пациенту понять, что и у других пациентов
также возникают вопросы, при этом можно сказать ему: « У многих людей, по этому
поводу возникают вопросы». Для поощрения интереса похвалите пациента, обращаясь к
нему со ловами: « это хороший вопрос. Я рада, что вы его задали». Если пациент
обращается с вопросом, на который м/с не знает ответа, нужно сказать, что ей нужно
посоветоваться. Очень важно не использовать специальные термины, которые пациент не в
состоянии понять. Можно задать « оценочный» (основной) вопрос, в состоянии ли он
выполнить поставленную перед ним задачу, используя новую информацию. Получив
согласие пациента, попросить его продемонстрировать приобретенные знания и умения.
Следует обязательно сообщить результат сестринской оценки: он должен знать, на сколько
успешно справился с поставленной задачей. И можно считать обучение данный конкретным
навыкам завершенным.
Пример решения задачи по Обучению
Пациентке, страдающей ГБ, назначен ежедневный контроль АД.
Требуется: Обучить родственников пациентки измерять АД.
Решение:
I этап – оценка исходного уровня знаний: ( м/с собирает информацию у родственников
пациентки об исходном уровне знаний по поводу ГБ, и умение их измерять артериальное
давление. (родственники пациента не умеют измерять АД).
II этап – постановка целей, планирование содержания.
М/с ставит цели обучения, составляет план обучения, определяет методы обучения.
Цель: М/с должна научить родственников пациента измерять АД.
Через 3 дня М/с разрабатывает индивидуальный план обучения в виде занятий по 30 мин в
течении 3 дней.
III – этап Реализация плана обучения.
I день – 30 / М/с рассказывает родственникам пациента об АД, его видах и показателях, о
необходимости ежедневного измерения АД методом аускультации.
АД – это давление, которое оказывает кровь на стенки артерии. Оно зависит прежде всего
от силы сокращений сердца (величина сердечного выброса) и тонуса артериальной стенки.
Различают систолическое (максимальное), диастолическое (минимальное) и пульсовое
давление. Систолическое давление – это давление в период систолы сердца, когда оно достигает
наибольшей величины на протяжении сердечного цикла.
Диастолическое – это давление к концу диастолы сердца, когда оно достигает
минимальной величины на протяжении сердечного цикла.
Разность между систолаическим и диастолическим артериальным давлением называется
пульсовым давлением.
Нормальное АД составляет от 140/90 до 90/60 мм рт.ст. С возрастом АД несколько
повышается. Физическая нагрузка, эмоциональное возбуждение вызывают подъем АД.
Наблюдаются суточные колебания: утром давление ниже, вечером – выше, а во время сна
давление оказывается наиболее низким. После приема пищи систолическое давление
увеличивается, а диастолическое – понижается.
Повышение АД выше нормы называется артериальной гипертензией, а снижение –
артериальной гипотензией.
II день – 30 / мин. М/с показывает аппарат для измерения АД, и рассказывает об его
устройстве. АД чаще всего определяют аускультативным методом. Для этого используют
специальные аппараты – тонометры (сфигмоманометры) состоящие из манжетки с
текстильной застежкой, грушевидным баллоном ( для нагнетания воздуха) манометра и
фонендоскопа ( головка с мембраной и ушные концы). Измерение проводят в положении
больного на спине или сидя после 10 15 мин отдыха.
М/с демонстрирует технику измерения АД, родственники пациента повторяют
неоднократно действия м/с.
Алгоритм измерения АД.:
Цель: диагностическая
Показания: обследование
Оснащение: тонометр
Фонендоскоп
Температурный лист
Лист динамического наблюдения
Ручка
Подготовка пациента: Объяснить цель и ход манипуляции, получить согласие на
процедуру. Положение пациента сидя опираясь на спинку стула, ноги расслаблены ( не
скрещены). Рука, на которой измеряют давление, освобождена от одежды, лежит на столе,
ладонью вверх. Под локоть положить подушку.
Последовательность действий:
1. Положите манжетку тонометром на обнаженное плечо пациента на 23 см выше
локтевого сгиба. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки. Закрепите
манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.
2. Положите правильно руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх,
мышцы расслаблены.
3. Соедините манометр с манжеткой. Стрелки манометра должны быть на нулевой
шкале.
4. Нащупайте пульс на плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте на это
место фонендоскоп.
5. Закройте вентиль на груше и накачайте в манжетку воздух. Воздух нагнетайте до
тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит примерно
30 мм рт.ст. тот уровень, при котором перестает определяться пульсация артерии.
6. Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 20 мм рт.ст. в секунду,
выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны
на плечевой артерии и следите за показаниями шкалы манометра. 7. При появлении над плечевой артерией первых звуков отметьте уровень
систолического давления.
8. Отметьте величину диастолического Д, которая соответствует моменту полного
исчезновения тонов.
9. Данные измерения АД запишите в виде дроби ( в числителе – систолическое
давление, а в знаменателе – диастолическое).
III день – 30 / . М/с осуществляет контроль знаний и умений родственников пациента по
выводу измерения АД.
этап – Оценка обучения. Через 3 дня Родственники пациента научились измерять АД.
IV
Цель достигнута.
3. Самоконтроль изученного материала.
Посттесты,
1.Обучение пациента :
а) социальная коммуникация
б) одна из функций сестринского дела
в) обмен эмоциями
г) все перечисленное
2. Общий осмотр включает:
а) определение мышечной силы
б) положение пациента в постели
в) измерение АД
3. К функциям обучения относятся: познавательная, воспитательная
и______________________
4. Методы обучения:
а) Вербальный
б) Наглядный
в) Эмоциональный
5. К приемам обучения относятся:
а) Обмен эмоциями
б) Громкая речь
в) Запоминание
6. Способы обучения:
а) пристальное внимание
б ) активное обучение
в) терапевтическое прикосновение
7. Сколько этапов сестринского обучения:
а) 14
б ) 5
в) 7
8. Обучении пациента происходит в трех сферах : познавательная, эмоциональная и
____________________________________________.
9. К факторам эффективности обучения относится:
а) Окружающая обстановка
б) Громкая речь
в) Оценка исходного уровня знаний. 10. К этапам учебного процесса относится:
а) Определение целей, планирование содержания, методы и сфера обучения.
б) Желание и готовность к обучению.
в) Вербальное общение.
4. Самостоятельная работа
1.Студенты отрабатывают составление индивидуального плана обучения пациента.
2. Решают ситуационные задачи.
(решение ситуационных задач)
Задача №1
Пациент Г. 65 лет. Страдает хроническим заболеванием ССС (сердечнососудистой
системы), нуждается в постоянном введение лекарственных средств в/м (внутримышечно).
Обучить родственников пациента внутримышечным инъекциям.
Задача №2
Пациентка находится на строгом постельном режиме после операции.
Медсестра провела беседу с пациенткой и ухаживающей за ней родственницей о
проведении гигиенических мероприятий (умывания, причесывания, подмывания).
Далее она показала, как проводить профилактику пролежней (смену белья, применение
подкладного круга, обработку кожи, изменение положения тела).
Какие методы использовала медсестра в обучении?
С чего необходимо начать обучение?
Задача №3
У пациента перелом голени правой нижней конечности. Медсестре необходимо научить
его передвигаться с помощью костылей. Составьте алгоритм действий медсестры во время
обучения пациента.
Задача №4
К медсестре обратился пациент с просьбой объяснить ему, как правильно принять
назначенное врачом лекарство. Медсестра быстро ответила, что все лекарства принимают
одинаково и пошла по своим делам. Как должна была поступить медсестра в данной
ситуации? Какие правила необходимо выполнять при обучении пациента?
Задача №5
Третий день у пациентки С. Держится температура. Девочке всего 2 года, рядом с ней
находится мама, которая ухаживает за дочерью.
Участковым врачом назначен постоянный контроль над температурой. Даны рекомендации
не допускать повышения температуры более 380 и провоцировать судорожную готовность.
Для охлаждения рекомендовано: использование пузыря со льдом и наложение холодного
компресса.
Мама просит сестру объяснить, как эти процедуры выполняются, так как никогда раньше с
этим не сталкивалась.
Обучить мать пациентки пользоваться пузырем со льдом и постановке холодного
компресса. Задача №6
Пациентка О. 55лет, страдает сахарным диабетом. Нуждается в постоянных инъекциях
инсулина.
Обучить пациентку и ее родственников подкожным инъекциям.
Задача №7
Пациент К. 67 лет. Страдает бронхиальной астмой. У пациента частые приступы удушья,
которые купируются ингалятором.
Обучить пациента пользоваться индивидуальным ингалятором.
Задача №8
Пациентка К. 65лет, страдает хроническим заболеванием прямой кишки, нуждается в
постоянном введении суппозиториев ректально.
Обучить пациента правилам введения ректального суппозитория.
Задача №9
Пациент И. 76 лет, страдает хроническим заболеванием прямой кишки (запор).
Обучить пациента и родственников рациональному, лечебному питанию.
Задача №10
Пациентка 75 лет, прооперирована по поводу рака желудка. Наложена гастростома.
Обучить пациентку и родственников уходу за стомой.
5. Закрепление и контроль изученного материала:
Фронтальный опрос:
1. Расскажите какие компоненты обучения вы знаете.
2. Расскажите о средствах общения.
3. Перечислите сферы обучения.
4. Расскажите об условиях эффективности обучения.
5. Расскажите об этапах обучения.
6. Назовите три компонента цели обучения.
7. Как составляется индивидуальный план обучения
8. Какие способы обучения вы знаете.
9. Что вы будите делать на первом этапе обучения.
10. Что вы будите делать на третьем этапе обучения.
Ситуационные задачи .
1. В процессе обучения медсестра задает вопросы: « Вы поняли как готовиться к
обследованию?» Какую ошибку допустила медсестра?
2. При беседе с м/с пациент несдержан, груб. Ваша тактика.
3. При составлении индивидуального плана обучения, м/с записала: « Иван Петрович
должен проходить 50 м ежедневно утром». Какая ошибка допущена?.
6. Оформление дневников После ознакомления и изучения данного материала студенты оформляют дневники, в
которых описывают свои наблюдения и подводят итоги.
Литература:
1. С.А.Мухина, И.И. Тарновская « теоритические основы сестринского дела».
2. И.Харди « Врач,сестра,больной».
3. Д.А. Шкуренко « Общая медицинская психология» 2002 г. « Феникс»
Дополнительная литература:
1. П.Беннер « От новичка к эксперту»
2. Журналы: « Сестринское дело» № 6 1997 г., « Медицинская помощь» № 2 1996 г.
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Методическая разработка практического занятия Тема: «Общение в сестринском деле»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.