Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"
Оценка 5

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика +1
Взрослым
14.02.2017
Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"
В методической разработке раскрыта сущность системно-деятельностного подхода, определена роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода, представлена технология проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода. В рамках этой технологии представлены два плана-конспекта уроков по физике «Испарения и конденсация» (8 класс) и по математике «Решение задач с помощью линейных уравнений» (7 класс) с использованием электронно-образовательных ресурсов.В методической разработке раскрыта сущность системно-деятельностного подхода, представлена технология проектирования урока, планы-конспекты уроков по физике (8 класс) и математике (7 класс)
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение области Тащиловская средняя общеобразовательная школа Гусь-Хрустального района Владимирской Выполнили: Лучинкина Г.В. – учитель математики Гак О.М. – учитель физики Содержание 1 2 3 4 5 6 7 Введение ……………………………………………………….. 3 Сущность системно­деятельностного подхода ……………… 6 Роль педагога в реализации системно­деятельностного   подхода ………………………………………………………… 9 Технология проектирование урока на основе системно­ деятельностного подхода  ……………………………………. Заключение ……………………………………………………. Литература …………………………………………………….. 12 18 19 Приложения …………………………………………………… 20 2 Введение Развитие и образование ни « одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» А. Дистервег достигнуть        В   условиях   новых   социальных   преобразований   в   России   образование становится важнейшим ресурсом социально­экономического, политического и культурного развития страны.        «Развивающемуся обществу, ­ подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», ­ нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя   их   возможные   последствия,   отличающиеся   мобильностью, способностью   к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально­ экономическое процветание».      Если приоритетом общества и системы образования является подготовка вступающих   в   жизнь   в   новом   качестве   молодых   людей,   то   и     результат образования наряду с общей грамотностью выпускника должен измеряться успешностью   решения   таких   задач,   как   разработка   и   проверка   гипотез, умением   работать   в   проектном   режиме,   инициативностью     в   принятии решений,   умением   выдержанно   вести   себя   в   конфликтных   ситуациях   и принимать   правильные   решения.     Эти   способности   востребованы   в постиндустриальном   обществе.   Они   и   становятся   одним   из   значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.           «Человека   нельзя   "сделать”,   “произвести”,   “вылепить”   как   вещь,   как продукт,   как   пассивный   результат   воздействия   извне,   но   можно   только обусловить   его   включение   в   деятельность,   вызвать   его   собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)      В основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта лежит   системно­деятельностный   подход,   концептуально   базирующийся   на 3 обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным   особенностям, способствующий   формированию универсальных учебных действий.           Федеральный государственный стандарт определил  цель образования: общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие   учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.  В связи с этим актуальным   становится   создание   системы   работы   на   основе   системно­ деятельностного   подхода.     Актуальность       подтверждается   на   практике общего обучения следующими противоречиями: Ориентация педагога на конечный знаниевый результат Необходимость  общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся Сформированность  компонентов учебной деятельности – одна из составляющих успешности обучения в школе Недооценка ее в практике общего образования      придание результатам образования социально  и личностно­значимого            Актуализация   системно   ­   деятельностного   подхода   при   разработке концепции   стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем,   что   последовательная   его   реализация   повышает   эффективность образования по следующим показателям: ■ характера; ■ самостоятельного движения в изучаемой  и других областях; ■ структуры теоретических знаний; ■ ■ основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не  только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование  картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.      существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;      обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на       более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их       возможность дифференцированного обучения с сохранением единой            Таким   образом,   системно­деятельностный   подход   дает   возможность наиболее полно на сегодняшний день  создать условия и механизмы процесса 4 учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Цель   работы:    представление   методических   материалов   по   организации урока на основе системно­деятельностного подхода  Для реализации цели  поставлены следующие задачи:  1) раскрыть сущность системно­деятельностного подхода; 2) показать роль учителя в реализации системно­деятельностного  подхода; 3) описать технологию проектирования урока на основе системно­ деятельностного подхода; 4) разработать уроки на основе системно­деятельностного подхода. 5 Сущность системно­деятельностного подхода «Великая цель образования – это не знания а действия» Гербер Спенсер    Системно­деятельностный подход    предполагает: • воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур   и   уважения   многонационального,   поликультурного   и поликонфессионального состава российского общества;  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе   образования   на   основе   разработки   содержания   и   технологий образования,   определяющих   пути   и   способы   достижения   социально желаемого   уровня   (результата)   личностного   и   познавательного   развития обучающихся;  ориентацию   на   результаты   образования   как   системообразующий • компонент   Стандарта,   где   развитие   личности   обучающегося   на   основе усвоения   универсальных   учебных   действий,     познания   и   освоения   мира составляет цель и основной результат образования; • признание   решающей   роли   содержания   образования,   способов организации     образовательной   деятельности   и   взаимодействия   участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;  6 обеспечение   преемственности   дошкольного,   начального   общего, • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей   обучающихся,   роли   и   значения   видов   деятельности   и   форм общения   для   определения   целей   образования   и   воспитания   и   путей   их достижения; • основного и среднего (полного) общего образования;  • разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных особенностей   каждого   обучающегося  (включая   одаренных   детей   и   детей   с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,  познавательных   мотивов,  обогащение   форм   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.         Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет   положение:   усвоение   содержания   обучения   и   развитие   ученика происходит   не   путем   передачи   некоторой   информации,   а   в   процессе   его собственной активной деятельности.      Деятельностный   подход   означает   организацию   и   управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте   его   жизнедеятельности   –   направленности   интересов,   жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.  Этот подход   позволяет   выделить   основные   результаты   обучения   и   воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных   способов   учебных   и   познавательных   действий,   которые должны   быть   положены   в   основу   выбора   и   структурирования   содержания образования.      Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально­ научного   познания   и   социальной   практики,   в   основе   которого   лежит исследование   объектов   как   систем    .  Применение   же   данного   подхода   в педагогике   позволяет   выявить   такой   вариативный   компонент   ее   научного знания,   как   педагогическая   система   со   всеми   ее   характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление,   цель   и   целесообразное   поведение   системы,   самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.       Сущность   системного   подхода       заключается   в   том,   что   относительно самостоятельные   компоненты   рассматриваются   не   изолированно,   а   в   их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих   систему   элементов.   Предметный,   функциональный   и исторический   аспекты системного подхода требуют реализации в единстве 7 таких   принципов   исследования,   как   историзм,   конкретность,   учет всесторонних связей и развития.      Соединение этих подходов и является основой  ФГОС начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.       Культурно­исторический системно­деятельностный подход основывается на   теоретических   положениях   концепции   Л.С.Выготского,   А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина,   П.Я.Гальперина,   раскрывающих   основные   психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования   внешней   предметной   деятельности   во   внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом,   личностное,   социальное,   познавательное   развитие   учащихся определяется   характером   организации   их   деятельности,   в   первую   очередь учебной.   В   деятельностном   подходе   обосновано   положение,   согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления ­ эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.      В   системно­деятельностном   подходе   категория   "деятельности"   занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.                    Системно­деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: ­   от   определения   цели   школьного   обучения   как   усвоения   знаний,   умений, навыков   к   определению   цели   как   формированию   умения   учиться   как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; ­   от   "изолированного"   изучения   учащимися   системы   научных   понятий, составляющих   содержание   учебного   предмета,   к   включению   содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно­предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов); ­   от   стихийности   учебной   деятельности   ученика   к   ее   целенаправленной организации   и   планомерному   формированию,   созданию   индивидуальных образовательных траекторий; ­ от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения". При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный,   личностно­ориентированный   и   др.,   не   только   не противоречат,   но   отчасти   и   "поглощаются",   сочетаются   с   системно­ деятельностным подходом. 8 Роль учителя в реализации системно­деятельностного подхода «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». Константин Кушнер          В     «Национальной образовательной  инициативе "Наша новая школа" отмечено,   что      «…новая школа  ­  это новые учителя, открытые  ко всему   новому,   понимающие   детскую   психологию   и   особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя ­ помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя ­ ключевая особенность школы будущего».      Одной из особенностей педагогической деятельности учителей в ситуации переориентации   целевых   ориентиров     школы   является   необходимость постановки новых задач, их решения. При этом вопросы, возникающие в ходе освоения личностно ориентированной по направленности и деятельностной по сути педагогической парадигмы, требуют от педагогов гибкости мышления, 9 необходимыми   методологическими   владения представлениями, обеспечивающими   ориентировку   в   изменяющихся   условиях.   Современный учитель   должен   умело   подойти   к   реализации   нового   стандарта   второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование.           Центральным,   базовым   образованием   педагогической   деятельности учителя,   обуславливающим   и   процесс,   и   результат   деятельности,   является система   действий   учителя.   Она   в   свою   очередь   определяется   личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами.    Инновация в системе   образования основывается на внедрении в процесс обучения   системно­деятельностного   подхода.   В   образовательной   практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.        Признание   активной   роли   учащегося   в   учении   приводит   к   изменению представлений   о   содержании   взаимодействия   ученика   с   учителем   и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное   руководство   учителя   в   этом   сотрудничестве   замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. По словам   Л.С.   Выготского,   «учитель­рикша»,   который   тянет   весь   учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя­вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании.         А   потому   задача   учителя   ­   формирование   и   развитие   в   ходе   образовательного   процесса   качеств   личности,   отвечающих   потребностям общества,   инновационной   экономики;   условий   для   обучения   учащихся самостоятельному   конструированию   своего   знания,   необходимого   для решения возникающих перед ним задач, для объединения элементов знаний в нужные комбинации, а затем ­ в новое знание.      При осуществлении системно­деятельностного подхода в образовании   во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от учителя организации следующих условий: • учащихся к учебе; • формирование   рефлексивного   отношения   школьника   к   учению   и личностного   смысла   учения   (осознание   учебной   цели   и   связи последовательности задач с конечной целью); • оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; • сотрудничества.    организация   форм   совместной   учебной   деятельности,   учебного создание   проблемных   ситуаций,   активизации   творческого   отношения обеспечение   учеников   необходимыми   средствами   решения   задач, 10 Деятельность учителя в условиях введения стандартов нового поколения предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости появления этого документа. Решающим фактором будет готовность учителя при   организации   образовательного   процесса   перейти  от   знаниевой парадигмы к деятельностной.      Педагог должен освоить современную технику и технологии, выбрать УМК, соответствующий требованиям нового стандарта, использовать возможности материально­технической   базы,   осуществлять   индивидуальный   подход, реализовывать   здоровьесберегающие   технологии,   уметь   разрабатывать учебные   программы,   программы   внеурочной   деятельности,   изменить предметное   содержание,   направив   его   на   поиск   обобщенных   способов действия в учебных предметах через построение системы научных понятий, что поможет: ­   уйти   от   большого   количества   частных   фактов,   ненужной   информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ; ­ уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к задачному принципу построения обучения;   ­ перейти на другой тип отношений между участниками образовательного процесса; ­ сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников.    Каждый   учитель   должен   стать   новатором,   найти   свою   методику,   отвечающую   его   личным   качествам.   Поэтому   наряду   с   традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно   научиться?"  и   "Как   мне   этому   научиться?"   Чтобы   быть   готовым   к этому, учителю следует осмыслить и принять идею системно­деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения.   11 Технология проектирования урока в рамках системно­деятельностного подхода «Для чего человек учится?.. Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы узнать, как это надо делать» П. Я. Гальперин              Системно­деятельностный подход ­ методологическая основа стандартов нового поколения.  Так как основной формой организации обучения является урок,   то   необходимо   знать   принципы   построения   урока,   примерную 12 типологию   уроков   и   критерии   оценивания   урока   в   рамках   системно­ деятельностного подхода. Система дидактических принципов         Реализация   технологии   деятельностного   метода   в   практическом   преподавании   обеспечивается   следующей   системой   дидактических принципов: 1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию   его   общекультурных   и   деятельностных   способностей, общеучебных умений. 2)   Принцип   непрерывности   –   означает   преемственность   между   всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)   Принцип   целостности   –   предполагает   формирование   учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4)   Принцип   минимакса   –   заключается   в   следующем:   школа   должна предложить   ученику   возможность   освоения   содержания   образования   на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5)   Принцип   психологической   комфортности   –   предполагает   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)   Принцип   вариативности   –   предполагает   формирование   учащимися способностей   к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало   в   образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного опыта творческой деятельности. Типология уроков А.К. Дусавицкого Тип урока  определяет  формирование   того  или  иного  учебного  действия  в структуре учебной деятельности. 13 1. 2. 3. 4. 5. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки   деятельностной   направленности   по   целеполаганию   можно распределить на четыре группы: 1. 2. 3. 4. уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно­контрольного   типа   и   реализации   коррекционной   нормы (фиксирование   собственных   затруднений   в   деятельности,   выявление   их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,   связанному   с   построением   структуры   изученных   понятий   и алгоритмов. Образовательная   цель:   выявление   теоретических   основ   построения содержательно­методических линий. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная   цель:   контроль   и   самоконтроль   изученных   понятий   и алгоритмов. 14 Разбиение   учебного   процесса   на   уроки   разных   типов   в   соответствии   с ведущими   целями   не   должно   разрушать   его   непрерывности,   а   значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный   метод   обучения   и   обеспечиваться   со­ответствующая   ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. 1. ученику. 2. Учитель   систематически   обучает   детей   осуществлять   рефлексивное действие   (оценивать   свою   готовность,   обнаруживать   незнание,   находить причины затруднений и т.п.) 3. повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель   владеет   технологией   диалога,   обучает   учащихся   ставить   и Используются   разнообразные   формы,   методы   и   приемы   обучения, Цели   урока   задаются   с   тенденцией   передачи   функции   от   учителя   к Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, 6. На   уроке   задаются   задачи   и   четкие   критерии   самоконтроля   и самооценки   (происходит   специальное   формирование   контрольно­оценочной деятельности у обучающихся). 7. используя для этого специальные приемы. 8. поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль,   тон   отношений,   задаваемый   на   уроке,   создают   атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 15 Структура уроков ведения нового знания в рамках системно­деятельностного подхода  1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный   этап   процесса   обучения   предполагает   осознанное   вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном   этапе   организуется   его   мотивирование   к   учебной   деятельности,   а именно: 1)   актуализируются   требования   к   нему   со   стороны   учебной   деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). В   развитом   варианте   здесь   происходят   процессы   адекватного самоопределения   в   учебной   деятельности   и   самополагания   в   ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я ­   идеальный   ученик”,   осознанное   подчинение   себя   системе   нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. 2.   Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в пробном учебном действии. На   данном   этапе   организуется   подготовка   и   мотивация   учащихся   к надлежащему   самостоятельному   выполнению   пробного   учебного   действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” ­ “могу” ­ “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 16 1)   восстановить   выполненные   операции   и   зафиксировать   (вербально   и знаково) место­ шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину   затруднения   ­   те   конкретные   знания,   умения   или   способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего   затруднения),   согласовывают   тему   урока,   выбирают   способ, строят план достижения цели и определяют средства­ алгоритмы, модели и т.д.   Этим   процессом   руководит   учитель:   на   первых   порах   с   помощью подводящего   диалога,   затем   –   побуждающего,   а   затем   и   с   помощью исследовательских методов. 5. Реализация построенного проекта. На   данном   этапе   осуществляется   реализация   построенного   проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный   вариант,  который  фиксируется   в  языке   вербально   и  знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей   затруднение.   В   завершение   уточняется   общий   характер   нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для   каждого   ученика   ситуации   успеха,   мотивирующей   его   к   включению   в дальнейшую познавательную деятельность. 17 8. Включение в систему знаний и повторение. На   данном   этапе   выявляются   границы   применимости   нового   знания   и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя   этот   этап,   учитель   подбирает   задания,   в   которых   тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для   введения   в   последующем   новых   способов   действий.   Таким   образом, происходит,   с   одной   стороны,   автоматизация   умственных   действий   по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На   данном   этапе   фиксируется   новое   содержание,   изученное   на   уроке,   и организуется   рефлексия   и   самооценка   учениками   собственной   учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. План­конспект урока по математике – приложение 1, план­конспект­урока по физике – приложение 2. Заключение      Мы считаем, что появление Стандартов второго поколения своевременно, необходимо.  Задача учителя ­ помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными,   творческими   и   уверенными   в   себе   людьми.   Именно поэтому учитель должен быть открыт ко всему новому, понимать детскую психологию и особенности развития школьников.          Учителю необходимо быть готовым при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной через внедрение в свою практическую деятельность системно­деятельностного подхода. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя ­ ключевая особенность школы будущего. 18 Мы надеемся, что представленные нами методические  материалы  помогут педагогам в ситуации переориентации целевых ориентиров   школы   понять необходимость постановки перед ними новых задач и  определение путей их решения.                                                                       Литература 1. Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения.   Основная   школа   /   [сост.   Е.   С.   Савинов].   —   М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).   2. Петерсон   Л.Г.,   Кубышева   М.А.,   Кудряшова   Т.Г.   Требование   к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2006 г. 3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2008г. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011­ (серия «Стандарты второго поколения»). 19 5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова.   М.:   Просвещение,   2011­   (серия   «Стандарты   второго поколения»). 6. Асмолов   А.   Г.  Системно­деятельностный   подход   к   построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов //  Практика образования.­ 2008г. 7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и  структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.   План­конспект урока по физике   Название темы: Испарение и конденсация  Число часов, отведенное на ее изучение: 1 час   Цель   освоения   учебного   содержание:   сформировать   понятие     о    физических процессах перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот.  Планируемые результаты: личностные:  самостоятельности в приобретении новых  знаний и практических умений,     познавательных   интересов формирование   учащихся, 20 метапредметные:  овладение навыками:  самостоятельного  приобретения новых знаний, используя различные источники информации;  постановки целей, контроля и оценки результатов своей деятельности; групповой работы; предметные:  o сформировать  понятия     об   особенностях   физических   процессов   перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; o рассмотреть   энергетические   изменения   в   процессах   парообразования   и конденсации; o сформировать   умения   понимать   и   определять   явления   испарения   и конденсации в реальных процессах.   основные понятия темы:  испарение, конденсация Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Время   на   учащихся 1.Организует деятельность, зачитывая сказку: Пришли  в  одну   семью   сваты.   А  в семье   три   дочери.   Предложили сваты   проверить,   какая   из   дочек более   других   в   жены   годится,   и предложили   девушкам   белье постирать,   а   у   кого   руки   после стирки  быстрее  высохнут,  та  и  в жены годится. Постирали сестры белье   и   стали   ждать   у   кого   же руки   высохнут   быстрее,   только младшая ногами затопала, руками замахала : «Не хочу замуж, не хочу замуж»,   руки   то   у   нее   быстрее других и высохли. 2.Предлагает учащимся вопросы для  обсуждения: Какой  физический процесс «помог» младшей сестре выйти замуж? Учитель организует проблемную  ситуацию с помощью опыта:  Подышите стеклышко. – Что вы наблюдаете? прозрачное     на – Как и почему изменяется  « картина» на стеклышке? Слушают сказку. 2 мин Отвечают на вопрос  учителя: испарение. Проводят эксперимент. Отвечают на вопросы,  высказывают  предположения Стеклышко  запотело. Со   временем   стеклышко опять   стало   прозрачным, потому влага   испарилась. что   3 мин 21 № п/п 1 Самоопределе ние к  деятельности 2 Выделение  проблемного  поля 3 Постановка  целей 4 Поиск путей  решения  проблемы – Как называют происходящие  явления? Учитель   организует   с   учащимися совместную   постановку   темы   и   цели урока.   Тема   урока: конденсация. Задает вопрос учащимся: Наблюдали ли вы эти явления в  природе? Где?   Испарение   и В   конце   урока   мы   объясним   эти факты, изучив явления испарения и конденсации. Цель  нашего урока: изучить   явления   испарения   и конденсации Учитель   организует   учащихся   для работы   с   ЭОР   (http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/669b797c­ e921­11dc­95ff­0800200c9a66/2_4.swf)­ слайд 2,3,4,6. Проводит демонстрацию иллюстрирующих материалов. В процессе просмотра просит ответить на вопросы и ответы записать в тетрадь (вопросы на доске): ­ Какие существуют способы  парообразования? ­ Что называется  парообразованием? ­ Как происходит испарение? ­ Какие факторы влияют на  скорость испарения? ­ Что называется конденсацией? ­ Где можно наблюдать  конденсацию в природе? Организует работу групп по  определению  зависимости скорости    испарения. Раздает карточки с  заданиями(см.Приложение1) № 1 – зависимость от температуры; № 2 – зависимость от площади  Испарение и конденсация. Совместно   с   учителем формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. 2 мин Отвечают   на   вопросы учителя: ­высыхает мокрое белье,  ­ туман, ­ высыхание луж, ­испарение ­ составляющее круговорота воды, ­ и т.д. Совместно   с   учителем формулируют цель урока и записывают ее в тетрадь. 10 мин Учащиеся   просматривают   интерактивные слайды,  делают записи в тетради. Организуются в группы.  Проводят опыты.  Устанавливают  зависимости. Результаты  эксперимента записывают в  тетрадь. 22 5 Закрепление  во внешней  речи поверхности; № 3 – зависимость от рода  жидкости; № 4 – зависимость от ветра Предоставляет возможность рассказать о полученных результатах каждой  группе. Совместно с учащимися делает общий  вывод. 6 7 8 9 Самостоятель ная работа  учащихся Учитель предлагает учащимся тест (в  системе (MyTest), результат  тестирования отображается на  мониторе, можно просмотреть ошибки. Организует решение качественных  задач. Явления испарения и  конденсации в природе. (см.  Приложение 3) Организует проведение рефлексии. Каждый ученик в тетради обводит  руку. На пальцах пишут, что нового  узнали на уроке, на ладошке  оценивают свою работу на уроке. Закрепление Рефлексия  Определение  домашнего  задания Сообщают о результатах  эксперимента. Записывают  выводы в таблицу (на доске) 4 мин Скорость испарения зависит Как От чего Температу ры Площади  поверхнос ти Рода  жидкости Ветра Учащиеся отвечают на  вопросы теста( см.  Приложение2), оценивают  эффективность своей  работы. Учащиеся устно решают  задачи. Систематизируют свои  знания, полученные на  уроке. Дают оценку своей  деятельности. 5 мин 10 мин 3 мин Записывают домашнее  задание. 1 мин Карточки с заданиями для групп Приложение 1 23 Группа № 1. Возьмите промокательную бумагу и капните на разные места по одной капле воды, спирта и глицерина. Проследите, какая из капель испариться первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и обоснуйте его. Группа № 2. Капнув на две чистые стеклянные пластинки по капле одеколона, поместите одну из них над спиртовкой. Заметьте время, в течение которого испарится одеколон с этой пластинки и с той, которая не подогревается. Сделайте вывод из этого опыта, а зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его. Группа № 3. На две чистые стеклянные пластинки стекла поместите по капле одеколона. Помашите над одной   из   пластинок   веером   так,   чтобы   ветер   от   него   не   попадал   на   другую.   С   какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его. Группа № 4. Поместите на чистую стеклянную пластинку каплю спирта и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу. Рядом нанесите еще одну каплю спирта. Пронаблюдайте за их испарением. Сравните скорости испарения этих капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод. Приложение 2 Тест 1. Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества,  названы ошибочно? А) плавление, кристаллизация                                 В) парообразование, конденсация                Б) сублимация, десублимация                                 Г) нагревание, охлаждение  2. Из какого сосуда быстрее испаряется жидкость ( температура жидкости в обоих сосудах одинакова) А) Из 1-го Б) Из 2-го В) Из 1-го и 2- го одинаково 3. При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы… А) самые медленные                В) самые быстрые                  Б) самые мелкие                      Г) самые крупные  4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар? 24 А. Пар                   Б. Вода                    В. Различий нет 5. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?                    А. Остается неизменной                    Б. Увеличивается                    В. Уменьшается                    Г.  Иногда увеличивается, иногда уменьшается                    Д. Не знаю Ответы    1.  Г    2.  А    3.  В    4.  А    5.  Б Приложение 3  1. Выйдя в жаркий день из реки, Вы ощущаете прохладу. Это ощущение усиливается в  ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? 2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните,  почему? 3. Нам часто приходится стирать и сушить бельё. В какую погоду это лучше всего  делать? Что необходимо, чтобы бельё быстрее высохло? 4. Почему температура воды в открытых водоёмах в летнюю пору почти всегда ниже  температуры окружающего воздуха?  5. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и  поднимают в вверх? 6. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает  прохладу?  7. Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?   8. Зачем человек в жаркую погоду покрывает продукты влажной тканью, а сливочное  масло пытается сохранить в банке с водой? 9. Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время  пребывания на улице покрываются инеем?  10. Почему лошадь зимой накрывают попоной? 25 ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 1. Предмет:   Алгебра 2. Класс:  7 3. Тема  урока и номер урока в теме:  Решение задач с помощью линейных уравнений.  Урок 4. 4. Базовый учебник:  Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобр.  учр./ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева/. – М.: Просвещение, 2012. – 319с. 5. Цель урока: создать условия для обучения школьников решению задач с помощью линейных уравнений. 6.         Задачи В личностном направлении:  продолжить развитие мотивации к изучению предмета;  развивать коммуникативные навыки через работу в парах;  развивать креативность мышления;  формировать волевое усилие. В метапредметном направлении:  формировать умение аргументировать, приводить примеры и контрпримеры;  развивать умения анализировать через решение задач;  формировать умения и навыки планирования своей деятельности через выстраивание модели алгебраического способа  решения текстовых задач, понимания сущности алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с  алгоритмом;  развивать навыки самоконтроля и самооценки  своей деятельности.  В предметном направлении:  развивать умение распознавать линейные  уравнения и владеть изученным понятийным аппаратом;  формировать  умения решать текстовые задачи с помощью линейных  уравнений через совместное с учащимися выделение  трех этапов  в решении текстовых задач: а) выбор и обозначение неизвестного и составление уравнения, б) решение уравнения, в) интерпретация полученного результата в соответствии с условием задачи;  совершенствовать умения и  навыки устанавливать связи между величинами в задачах на движение. 7. Тип урока: урок открытия нового знания.  8. Формы работы учащихся:  парная, самостоятельная,  коллективная. 9. Техническое обеспечение: компьютер с выходом в интернет,  мультимедийный проектор, экран. 27 № Этап урока I Самоопределе деятельности ние к Использование ЭОР ЭОР 1 ЭОР 2:  http://school- collection.edu.r u/catalog/res/a bce5124-0bfa- 4974-96c8- 1f0ccb7d818e/ ? from=8f5d721 0-86a6-11da- a72b- 0800200c9a66 & II Выделение  проблемного  поля ЭОР 3 Деятельность учителя Деятельность учащегося Планируемые результаты урока предметные метапредметн личностные ые Проводит  фронтальный опрос на проверку знания  понятийного аппарата  и алгоритма решения  линейных уравнений Учащиеся отвечают на вопросы  Распознают  линейные уравне­ ния и овладевают  изученным  понятийным  аппаратом Аргументиро­ ванно приводят примеры и  контрпримеры, понимают   сущность  алгоритмичес­ ких предпис­ аний и дейст­ вуют в соот­ ветствии с  алгоритмом  Анализируют  задачу Учащиеся  предлагают   различные способы  решения задачи. (арифметический,  подбором и др.)  Устанавливают  связи между  величинами в  задачах на  движение Предлагает учащимся  решить задачу: Рыболов в 5 часов  утра на моторной  лодке отправился от  пристани против  течения реки, через  некоторое время  бросил якорь, 2часа  ловил рыбу и  вернулся обратно в  Вр ем я 5 ми н 3м ин 28 Приложение к уроку математики ЭОР 1 ЭОР 2 ЭОР 3 ЭОР 4 ЭОР 5 30

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"

Методическая разработка "Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017