Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО
Оценка 4.6

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
математика
1 кл
01.04.2017
Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО
В данной методической разработке представлен материал по проектированию урока математики в 1 классе по теме: Сравнение по массе. УМК Система Д.Б. Эльконина- ВВ. Давыдова. Теоретический материал по проектированию урока в логике системно – деятельностного подхода, анализ урока, проект урока,презентация к уроку и презентация по представлению урока.Методическая разработка"Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода.
Новокузнецк МБ НОУ Гимназия №62 Бондаренко О.А.Методическа разработка Сравнение по массе .docx
Творческая разработка   Тема. « Системно­деятельностный подход на уроке математики.  «Сравнение по массе. Способы сравнения»»  ( УМК система Д.Б. Эльконина ­ В.В. Давыдова,1 класс) Выполнила:  Ольга  Александровна Бондаренко,  учитель начальных классов г. Новокузнецк,  Кемеровская область,  МБ НОУ «Гимназия №62», Новокузнецк, 2017 Содержание I. Введение 1.1 Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в  условиях реализации ФГОС НОО………………………………………………3 II. Основная часть. 2.1  Проект урока математики в 1 классе по теме: «Сравнение по массе.  Способы сравнения» (система Д.Б. Эльконина­В.В. Давыдова)……………..5 III. Заключение………………………………………………………………...11 IV Литература………………………………………………………………….12 2 I.Введение. Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в  условиях реализации ФГОС НОО В   основу   разработки   Федерального   государственного   образовательного стандарта   общего   образования   положен   системно­деятельностный   подход, который   предполагает   ориентацию   на   результаты   образования,   как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Системно­деятельностный   подход,   став   основой   ФГОС,   обусловил изменения общего  подхода  в  образовании, а именно: ­   формирование   умения   учиться   как   компетенции,   обеспечивающей овладение новыми компетенциями; ­   от   изолированного   изучения   учащимися   системы   научных   понятий   к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач; ­   от   стихийности   учебной   деятельности   ученика   к   стратегии   её целенаправленной организации и планомерного формирования; ­ от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Сущностью  системно­деятельностного   подхода  является   развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Таким образом, акцент в образовании сместился с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат –  Умения), поэтому,     современный учитель осознаёт необходимость изменения характера учебного процесса и способов деятельности учащихся.        Проектируя   урок   в   системно   –   деятельностной   технологии   учитель, прежде всего, должен учитывать, что учебная деятельность ­ это деятельность по   самоизменению,   её   продукт   –   те   изменения,   которые   произошли   при   её выполнении в самом субъекте. Следовательно, для того, чтобы эти изменения произошли, необходимо создать  учебно – познавательные мотивы, которые направлены не просто на приобретение информации, а на усвоение обобщенных способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета.  Следующий шаг – это постановка учебной или учебно – практической задачи, решение которой и приведет к открытию нового обобщенного способа 3 действий, либо конкретизирует ранее открытый способ, либо позволит сделать следующий   промежуточный   шаг,   ведущий   к   открытию   способа.   Но,   ни формирование мотивов, ни постановка целей и решение учебных задач будет невозможно, если учащийся не будет осуществлять  рефлексивных  действий, отвечая на вопросы: как я это делал, что у меня получилось, или почему не получилось, каких знаний и умений мне не хватает и т.д.  Проектируя современный урок математики, учитель должен  учитывать: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)  и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,  освоить);  • выполнение учениками определённых действий для приобретения  недостающих знаний;  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно  применять приобретённые знания;  •    формирование у  обучающихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу их выполнения. В данной разработке представлен  проект урока математики в 1 классе по  теме: «Сравнение по массе. Способы сравнения» ( система Д.Б. Эльконина­В.В.  Давыдова). Характерной особенностью данного курса математики, является  формирование теоретического мышления, которое выступает  как  средство для достижения образовательной цели. Центральное место в курсе математики  1  класса занимает введение понятия «Величина», через сравнение различных  признаков предметов. 4 II. основная часть   Проект урока математики  в 1  классе  УМК система Д. Б. Эльконина­ В.В. Давыдова  Тема урока: Сравнение по массе. Способы сравнения.  Тип урока: открытие нового знания. Цели урока.  1. Формирование представления о новом  свойстве предмета– «массе»  и   способах  её сравнения.  2. Развитие  умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, внимательно  слушать своих товарищей, оценивать свою работу и работу  одноклассников. 3. Воспитание интереса к предмету математики.   Средства обучения:  презентация «Весы»; две колбы разные по форме и  высоте, но одинакового объема, таблички с надписями: длина, ширина, высота,  форма, цвет, материал, периметр, площадь и объем;  чашечные весы, два  одинаковые коробочки (одна – пустая, другая – наполнена солью), бумажные  полоски, 2 шарика из пластилина,   2 стакана с водой на столах у детей,  пластмассовый мячик и кубик, набор предметов разных по форме и по массе,  листочки с изображением тучки. 5 ХОД УРОКА I. Организационный момент:  Цель: эмоциональный настрой на урок. У: Здравствуйте, ребята! У нас всё готово к уроку математики.  Я уверена, что у вас сегодня всё получится, вас ждёт успех и новые открытия, о котором вы узнаете на уроке. II. Актуализация знаний, умений. Цель: актуализация известных способов сравнения предметов  по  различным признакам. 2.1Сравнение предметов по известным признакам У: На прошлых уроках мы учились сравнивать предметы по различным  признакам известными способами. Назовите эти признаки. По мере называния признаков, на доску вывешиваются карточки. Длина Ширина Высота Цвет Объем Площадь Форма Материал ? У: Что может означать знак «?» Д: У предметов есть ещё какой­то признак, о котором мы пока не знаем. У:  Сегодня на уроке узнаем об этом новом признаке предмета. На партах у детей лежат полоски разные по цвету, длине и ширине. У: Покажите, пожалуйста, одинаковые полоски. 6 Д: “Ловушка”. Не можем выполнить задание, не знаем, по какому признаку одинаковые полоски?  У: Извините, я забыла, по ширине.(Дети показывают способ сравнения). У: Покажите неравные полоски по длине (Дети демонстрируют способ  сравнения по длине). У: Покажите полоски одинаковые по высоте, но разные по цвету ( Дети  сравнивают полоски по высоте). Учитель показывает пластмассовый мяч и пластмассовый кубик. У: По какому признаку они одинаковые? Д: По материалу. 2.2 Игра «Хлопать­топать». Учитель показывает два сосуда( разные по форме, высоте , но одинаковые по объёму). У: Поиграем в игру «Хлопать­топать». Я называю признаки, если они  одинаковые у этих предметов, то вы хлопаете, а если разные – то топаете. По форме.  По цвету. По высоте. По площади донышка. По объём(“ловушка”) У: Почему не хлопаете и не топаете? Д: Не знаем их объём. У: А как можно узнать? Д: Перелить жидкость из одного сосуда в другой и сравнить их объёмы. (Два ученика перед классом переливают воду в сосудах) У: Что же вы должны были сделать? Д:  Хлопать (одинаковые объёмы). У: Молодцы. Вы отлично справились с заданием. III.  Открытие новых знаний. Цель: сформировать представление о новом свойстве предмета– «массе» .  Учитель  демонстрирует  две внешне абсолютно одинаковые  коробочки,  обклеенные бумагой.  Одна коробочка пустая, а  в другую добавлена соль  (дети этого не знают). У: Посмотрите внимательно, у меня  в руках две коробочки.  Сравните их по  известным вам признакам. Д: Они одинаковые по форме, цвету, и размеру. У: Молодцы! Совершенно верно, Я рада за вас. Вы точно определили, что   коробочки абсолютно одинаковы. У: Поиграем в игру «День, ночь». Закройте глаза: «ночь».  Учитель кладёт коробочки на весы и закрывает их колпачками разного цвета, сделанные из бумаги. У: Откройте глаза: «день» и скажите, по какому признаку сравнивают  предметы, под колпачками? Д:  Не знаем, затрудняемся ответить. 7 У: Под каким колпачком предмет  тяжелее, под красным или жёлтым? Ответы детей, а учитель недоумевает.  удивляются. У: Как это узнали? Куда вы смотрите? Д:  Если чаша весов, ниже, значит, там тяжелее груз, а если выше, то легче. У: Как вы думаете, а что там лежит? Что я могла положить на весы? Д: Кубики и ещё что­то. Учитель снимает колпачки, и дети на чашках весов видят  коробочки,  которые они  только что сравнивали и    У: Почему так получилось, ведь  коробочки совершенно одинаковые. Д: В одной коробочке что­то есть, поэтому она тяжелее. У: Так по какому же признаку можно ещё сравнивать предметы? Д: Можно сравнивать предметы по весу.  У:  Посмотрите в таблицу. Этот признак есть в нашей таблице? Д: Нет.  У: В математике, если сравнивают вес предмета,  говорят «Сравнить массу  предмета». Мы узнали ещё один новый признак предмета «Масса»  (вывешивается табличка «Масса» на место  знака вопроса).    А как можно сравнивать предметы по массе мы сегодня узнаем на уроке.    3.1 ИГРА «Определи массу предмета» Одному ученику завязывают глаза. На глазах остальных кладут на весы 2  предмета разные по массе( незначительно отличающиеся по весу, массу  этих предметов  можно определить только при помощи весов), а потом эти 2 предмета дают ученику с завязанными глазами. Ученик пытается  сравнить эти предметы по массе. У: Тебе трудно сравнить эти предметы? Что надо сделать? Д: Взвесить. У: Какой же вывод можно сделать? Д: При помощи рук не всегда правильно можно определить массу предмета.  Надо сравнивать предметы по массе при помощи весов. У: О массе предмета нельзя судить, не положив предметы на весы. Только  положение чашек весов, а не размеры и внешний вид, может дать ответ на  вопрос, что тяжелее или легче. У:  Для измерения массы  предметов есть специальные приборы. Знакомство с  различными приборами для измерения массы. Презентация: “Разнообразие весов”.(Приложение) ФИЗМИНУТКА (Руками дети выполняют движения имитирующие весы) 8 Чаша левая – для Саши, Чаша правая – для  Даши. Дружно, хором, целым классом Массу на весах измерим. Ручки наши, словно, чаши. Вверх и вниз мы поднимаем. Что есть масса Мы теперь, ребята, знаем 3.2 У: Я вам предлагаю сравнить предметы по массе (опыт Пиаже). Учитель показывает детям два шарика из пластилина. У: Сравните данные шарики по массе. Как вы это сделаете? Д: Надо взвесить. У: Что мы видим, взвесив шарики? Д: По массе они одинаковые. Учитель на глазах у детей из одного шарика делает лепёшку. У: Чья теперь масса больше шарика или лепёшки? Выслушиваются мнения детей. У: Как же узнать, кто из вас прав? Д: А давайте их взвесим. У: Странно, почему же массы остались одинаковые? Д: Мы же ничего не добавляли и не отнимали, а только изменили форму.  Вывод: изменение формы предмета не влияет на массу. У: Изобразите результат сравнения предметов по массе на листочках. С  помощью чего мы это можем сделать?( графическое и знаковое моделирование) Д: Показываем на отрезках, а затем записываем результат сравнения формулой.  Первый отрезок, какой буквой обозначим? А второй? А я теперь поменяю  местами шарик и лепёшку, как помочь другому человеку по схеме увидеть, что  предметы поменяли местами? Обсуждение. Нужно ввести индексы. М1= М2  (Один ученик работает у доски.) У: Оцените работу.(Дети оценивают работу ученика). IV.  Первичное закрепление полученных знаний и уточнение способов  сравнения предметов по массе.  Цель:  создать условия для применения  нового способа сравнения  предметов по массе.  4.1. Определение массы предметов при помощи весов. У: На столе у меня разные предметы. Найдите два предмета разные по массе,  причём меньший по размерам предмет должен быть большим по массе и т.д. Дети находят предметы и доказывают правильность своего выбора, взвесив их на весах. 4.2 Можно ли сравнивать предметы по массе без весов? Работа в паре.  У детей  на парте два предмета из пластилина разной массы (шарик и кубик,                                два стакана с одинаковым объёмом воды). 9 У: Сравните массу шарика и кубика без весов. Используя стаканы с водой ( дети сравнивают пластилиновые  предметы, опуская их в стакан с водой). Вывод: Д: Масса того предмета больше, где уровень воды в стакане поднялся выше, а  где уровень воды ниже, масса – меньше. V. Контроль. Цель: оценка степени сформированности способов сравнения по массе. Учитель показывает рисунок на экране ( у детей такие же рисунки в  учебниках)                                              М1                                                                                                         М2                                                                            У: В другом классе дети сравнивали предметы, которые держал мальчик,  и  сравнивали их по массе. Ребята начертили такие схемы.  Как вы думаете,  правильно ли они определили, какая масса больше? В каком отношении могут  быть массы? Если согласны напишите на листочке знак «+», если нет, знак «­»,  если  затрудняетесь ответить, ­  знак «?» ( идёт общеклассное обсуждение:   докажите, если согласны или не согласны).  (Это задание с “ловушкой”. По положению рук мальчика или по внешнему  виду предметов сравнивать их массы нельзя.)  Вывод: Нужно эти предметы положить на весы. Массы могут  оказаться  одинаковыми или разными, причём меньший по размерам предмет может  оказаться как большим по массе, так и меньшим. (Проверка версий детей:   взвешивание мячиков на весах). V. Рефлексия. 10 Цель: осмысление деятельности учащихся на уроке. У: Что знали в начале урока? По каким признакам умели сравнивать предметы?  ( возвращаемся к таблице). Чего не знали?  Д: Не знали о массе предмета.  У: Сможете назвать способы сравнения предметов по массе? Д: Научились сравнивать предметы по массе при помощи весов и  уровню воды  в сосуде.  Познакомились с разными видами весов, приборами для измерения  массы.   У: Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? Где? Д: В магазине, дома. У: Вот, сколько нового вы узнали сегодня на уроке, значит, нам уже не нужно  больше изучать эту тему? Д: Мы только познакомились с  новым признаком  предмета «массой» и со  способами её сравнения, но нам хотелось бы продолжить эту работу. У: На следующем уроке мы будем учиться изображать отрезками (схемой)  отношения между массами двух предметов и продолжим сравнивать  их. У: А теперь прошу вас представить себя солнышком рядом с тучкой. Если вам  на уроке было всё понятно и интересно, то ваше солнышко будет   высоко сиять  над тучкой, а если вам на уроке было скучно, непонятно,  ваше солнышко  спряталось за тучку или оно выглядывает только чуть­ чуть, нарисуйте ваше  солнышко на листочках. Дети рисуют солнышко( оценка эмоционального состояния ученика на У: Спасибо за работу! уроке). III. Заключение  При проектировании урока,  исходя из  темы, была   определена  следующая образовательная  цель: формирование представления о новом  свойстве предмета– «массе» и   способов и её сравнения.  Для достижения  планируемых результатов  на каждом этапе были поставлены  промежуточные цели, которые способствовали достижению конечного  результата.   Планируемые результаты: ученики получат представление о новом  свойстве предметов «массе» и  о способах сравнения по массе:  11 • при помощи измерительных приборов (весов);  с помощью изменения уровня объёмов воды. •  На этапе актуализации знаний ученики  показали  знания  о способах   сравнения предметов по разным признакам, что способствовало   формированию положительной мотивации на дальнейшую учебную  деятельность на уроке.  На этапе открытия нового знания (выделение нового  свойства предмета  «масса»), была создана учебная ситуация, в ходе которой  учащиеся  обнаружили новый  признак предмета «массу»; узнали о способах  её  сравнения  при  помощи  специальных приборов для её измерения.  На этапе первичного закрепления учителем было  подобрано задание на  уточнение  способов сравнения предметов по массе, без помощи весов с  помощью изменения уровня объёмов воды.  На этапе контроля детям предложено задание­ «ловушка», чтобы оценить  степень усвоения, способов сравнения по массе, каждым ребёнком и понять  достиг ли цели урок;   На  этапе рефлексии  вопросы учителя помогают детям осмыслить, какие новые знания дети  получили на уроке.   Таким   образом,     реализация     системно­деятельностного   метода   обучения позволяет   учителю   не   только   повысить   мотивацию   учащихся   на   предмет получения   новых   знаний,   но   и   учить   детей   творческому   мышлению, воспитывать   в   каждом   ребенке   самостоятельную   личность,   владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить различные   способы   решения   проблемы,   опираясь   на   имеющийся   знания, жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации,   делать выводы, удивляться новым открытиям. Литература 1. Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт Начального  общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373,  в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. 2. А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н.Толмачева, З.И. Шилкунова.  Урок в начальной школе. М.:ВИТА­ПРЕСС, 2011. — 288 с. 3. А. Б. Воронцов. Реализация новых стандартов в начальной школе.  12 Пособие для учителя 1 класса. М.:ВИТА­ПРЕСС, 2011­192 с. 4. А.Б. Воронцов. Планируемые образовательные результаты и способы их  оценивания в начальной школе. Пособие для учителя 1 класса. М.:ВИТА­ ПРЕСС, 2012. – 208 с. 5. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в  начальной школе (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные  стандарты». – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2011 – 176 с. 6. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа: плюс­минус. – 1999. – № 7. – С. 12­18. 7. Хуторской А.В. Системно­деятельностный подход в обучении : Научно­ методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института  образования человека, 2012. — 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).   13

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО

Методическая разработка "Проектирование урока в логике системно – деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017