Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
08.03.2018
В методической разработке «Психолого-педагогическая диагностика» даны ответы на следующие вопросы.
1. Какими социальными проблемами была обусловлена разработка первых методов диагностики нарушений развития у детей?
2. Какой вклад в отечественную науку внес А.Ф. Лазурский? Что такое естественный эксперимент?
3. В чем сущность положения Л.С. Выготского об изучении "зоны ближайшего развития" детей?
4. Какие тенденции в изучении детей с нарушениями развития наметились в последние десятилетия за рубежом и в России?
5. Почему выявление умственной отсталости первоначально было преимущественно медицинской проблемой?
6. Когда и в связи с чем установление умственной отсталости стало психолого-педагогической проблемой?Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Методическая разработка (Психолого-педагогическая диагностика).docx
Методическая разработка
«Психологопедагогическая диагностика».
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016 г
1. Какими социальными проблемами была обусловлена разработка первых
методов диагностики нарушений развития у детей?
Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей
возникла в начале ХХ в. в связи с открытием в 1908 1910 гг. первых вспомогательных
школ и вспомогательных классов.
Изучение проводилось путем сбора анкетных данных о детях, изучения
педагогических характеристик, условий домашнего воспитания и врачебного обследования
детей. Вопросы методов обследования детей были предметом обсуждения на Первом
Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике (26 31 декабря 1910 г.,
Петербург) и на Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования (13
декабря 1913 г. 3 января 1914 г., Петербург).
Крупнейший русский невропатолог Г. И. Россолимо предпринял попытку создать
такую систему испытаний, с помощью которой можно было бы исследовать как можно
больше отдельных психических процессов. В него входило исследование 11 психических
процессов, которые оценивались по 10 заданиям (всего 110 заданий). Однако методика Г.
И.Россолимо имела ряд недостатков:
1. Не изучалось словеснологическое мышление детей,
2. Нет задания для установления их обучаемости.
На необходимость наблюдения за детьми указывали многие исследователи,
занимавшиеся проблемами умственной отсталости (В. П. Кащенко, О. Б.Фельцман, Г. Я.
Трошин и др.). Особенно важны материалы сравнительных психологических и клинических
исследований нормальных и ненормальных детей, проводившиеся Г.Я. Трошиным.
2. Какой вклад в отечественную науку внес А.Ф. Лазурский? Что такое
естественный эксперимент?
Первым, кто создал специальную методику проведения целенаправленных
наблюдений, был А. Ф. Лазурский автор ряда трудов по изучению человеческой личности:
1 «Очерки науки о характерах», «Школьные характеристики», «Программа исследования
личности», «Классификация личности». Заслугой А. Ф. Лазурского стало изучение ребенка
в деятельности в естественных условиях путем объективного наблюдения и разработка так
называемого естественного эксперимента, включающего в себя как элементы
целенаправленного наблюдения, так и специальные задания.
Преимущество естественного эксперимента по сравнению с лабораторным
наблюдением заключается в том, что он помогает исследователю получить необходимые
ему факты путем специальной системы занятий в привычной для детей обстановке, где нет
никакой искусственности (ребенок даже не подозревает, что за ним наблюдают).
А. Ф. Лазурский создал специальную программу изучения индивидуальных
проявлений детей на уроках, указав проявления, подлежащие наблюдению, и их
психологическое значение. Им разработаны также планы экспериментальных уроков,
выявляющие качества личности.
3. В чем сущность положения Л.С. Выготского об изучении "зоны ближайшего
развития" детей?
Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в
развитии принадлежит Л. С. Выготскому, который рассматривал личность ребенка в
развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспитание,
обучение и среда.
Л. С. Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей, считая
обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих
жизненных циклах, но главным образом установить ближайшие возможности детей. Л. С.
Выготский предлагал не ограничиваться в изучении одноразовыми испытаниями того, что
тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков,
следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания.
Особенно остро он поставил вопрос о необходимости установления качественных
особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития
личности. В работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» Л.
С. Выготский предложил схему педологического исследования детей, которая включает в
себя следующие этапы.
1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного
учреждения.
2. История развития ребенка.
2 3. Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов)
развития.
4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного
симптомо комплекса).
5. Прогноз (предсказание характера детского развития).
6. Педагогическое или лечебнопедагогическое назначение
4. Какие тенденции в изучении детей с нарушениями развития наметились в
последние десятилетия за рубежом и в России?
На современном этапе большое значение для развития диагностики отклонений в
развитии имеют исследования В. И.Лубовского.
Еще в 70е гг. ХХ в. он занимался проблемами диагностики психического развития
и выдвинул ряд важных положений, призванных сделать диагностику более точной и
объективной. Так, отмечая наличие общих и специфических нарушений для каждой
категории детей с отклонениями в развитии, В. И. Лубовский указывает на перспективы
развития дифференциальной диагностики, подчеркивая важность сочетания
количественной оценки уровня развития психических функций с качественным,
структурным анализом, при преобладании последнего. В этом случае уровень развития той
или иной функции выражается не только в условных баллах, но и имеет содержательную
характеристику.
Такой подход представляется весьма плодотворным, хотя его настоящая реализация
станет возможной после кропотливой работы ученых и практиков в этом направлении.
Обогащают современную диагностику психического развития
нейропсихологические методы, которые в последние годы стали все более широко
применяться. Нейропсихологические методики позволяют определять уровень
сформированности корковых функций, помогают выявить основной радикал нарушений
деятельности.
Кроме того, современные нейропсихологические методики дают возможность
использования именно качественноколичественного подхода, объективизации результатов,
выявления индивидуальной структуры нарушений.
5. Почему выявление умственной отсталости первоначально было
преимущественно медицинской проблемой?
В сложной социальноэкономической обстановке в стране в 20 30е гг. XX в.
передовые педагоги, психологи, врачи много внимания уделяли проблемам изучения детей.
3 В Детском обследовательском институте (Петроград) под руководством А. С. Грибоедова,
на Медикопедагогической опытной станции (Москва), руководимой В. П. Кащенко, в ряде
обследовательских кабинетов и научнопрактических учреждений среди различных
исследований в области дефектологии большое место занимала разработка
диагностических методик.
Именно в этот период отмечалась активная деятельность педологов. Своей
первоочередной задачей они считали помощь школе в изучении детей, избрав тесты в
качестве инструмента в этой работе. Однако их усилия привели к тому, что в школах
началось массовое тестирование. Дети педагогически и социально запущенные
признавались умственно отсталыми и направлялись во вспомогательные школы.
На недопустимость такой практики и было указано в постановлении ЦК ВКП(б) от
4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Но этот
документ был воспринят как полный запрет на использование при обследовании детей
каких бы то ни было психодиагностических методик, и особенно тестов. В результате
психологи на долгие годы прекратили свои исследования в этой области, что причинило
большой урон развитию психологической науки и практики.
В последующие годы, несмотря на все сложности, энтузиасты дефектологи,
психологи, врачи искали пути и методы более точной диагностики психических
отклонений.
Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование
в медикопедагогических комиссиях (МПК) детей без пробного обучения их в школе.
Специалисты МПК стремились к тому, чтобы не допустить ошибочных заключений о
состоянии ребенка и неверного выбора типа учреждения, в котором он должен продолжать
обучение. Однако недостаточная разработанность методов и критериев дифференциальной
психодиагностики, низкий уровень организации работы медикопедагогических комиссий
отрицательно сказывались на качестве обследования детей.
6. Когда и в связи с чем установление умственной отсталости стало психолого
педагогической проблемой?
В 50 70е гг. ХХ в. внимание ученых и практических работников к проблемам
комплектования специальных учреждений для умственно отсталых, а значит, и к
использованию психодиагностических методик, усилилось. В этот период велись
интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б.В. Зейгарник,
4 разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А.
Р. Лурия.
Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику
экспериментально психологического изучения умственно отсталых детей. Большая
заслуга в разработке принципов, методов, путей изучения детей при комлектовании
специальных учреждений для умственно отсталых детей принадлежит психологам и
педагогам Г. М.Дульневу, С. Д. Забрамной, А.Я.Ивановой, В. И. Лубовскому, Н. И.
Непомнящей, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и др.
В 80 90е гг. ХХ в. все более активизируются усилия специалистов в деле
разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с
отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении и воспитании.
Осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого
диагностические методы исследования. По инициативе органов образования, Совета
общества психологов в 1971 1998 гг. проводятся конференции, съезды, семинары по
проблемам психодиагностики и комплектования специальных учреждений для аномальных
детей.
Министерство образования ежегодно организует курсы подготовки и
переподготовки кадров, которые непосредственно осуществляют эту работу.
Исследования в этой области продолжаются и по сей день.
К сожалению, как отмечает В. И. Лубовский (1989), далеко не все научные
положения и методологические подходы к диагностике отклонений в развитии,
разработанные Л. С. Выготским, С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия и другими, используются в
настоящее время, и собственно психологическая диагностика осуществляется «на
интуитивноэмпирическом уровне», зависит от опыта и квалификации специалистов.
Отрицательно сказывается на результатах диагностических исследований и тот факт, что
психологи стали произвольно использовать отдельные фрагменты тестовых батарей,
отдельные задания из классических тестов (например, из теста Векслера), не получая
целостной картины развития ребенка. На современном этапе большое значение для
развития диагностики отклонений в развитии имеют исследования В. И.Лубовского.
Еще в 70е гг. ХХ в. он занимался проблемами диагностики психического развития и
выдвинул ряд важных положений, призванных сделать диагностику более точной и
объективной. Так, отмечая наличие общих и специфических нарушений для каждой
категории детей с отклонениями в развитии, В. И. Лубовский указывает на перспективы
5 развития дифференциальной диагностики, подчеркивая важность сочетания
количественной оценки уровня развития психических функций с качественным,
структурным анализом, при преобладании последнего. В этом случае уровень развития той
или иной функции выражается не только в условных баллах, но и имеет содержательную
характеристику. Такой подход представляется весьма плодотворным, хотя его настоящая
реализация станет возможной после кропотливой работы ученых и практиков в этом
направлении. Обогащают современную диагностику психического развития
нейропсихологические методы, которые в последние годы стали все более широко
применяться. Нейропсихологические методики позволяют определять уровень
сформированости нкорковых функций, помогают выявить основной радикал нарушений
деятельности.
Кроме того, современные нейропсихологические методики дают возможность
использования именно качественноколичественного подхода, объективизации результатов,
выявления индивидуальной структуры нарушений.
6
Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Методическая разработка «Психолого-педагогическая диагностика».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.