Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Оценка 4.9
Образовательные программы +2
docx
математика
6 кл
03.04.2017
Презентация "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями" является актуальной и имеет большую теоретическую и практическую значимость.
методическая разработка раздела учебной программы.docx
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………… 2
2. Цели и задачи изучения данного раздела … ………………………… 3
3. Психологопедагогическое объяснение специфики восприятия и освоения
учебного материала учащимися в соответствии с возрастными
особенностями. ………………………………………………………… 4 5
4.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы …………………. 6
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу
программы образовательных технологий, методов, форм организации
деятельности учащихся …………………………………………………… 7
6. Система знаний и система деятельности …………………………………. 8
7. Поурочное планирование по разделу ……………………………… 9 12
8. Разработка урока по теме …………………………………………… 1316
9. Список литературы ……………………………………………………….. 17
1 1. Пояснительная записка.
Понятие, как множество определяющих его свойств, фиксированное в
мышлении человека, является одной из главных компонент содержания любого
учебного предмета, в том числе – и математика.
Одно из первых математических понятий , с которым ребенок
встречается в школе, понятие о числе. Это понятие является одним из базовых
понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое значение.
В школу обычно ребенок приходит, имея представление о натуральных
числах. В процессе изучения математики понятие о числе постоянно
расширяется. Это связано с практическим применением чисел – измерением
величин. Для этих целей натуральных чисел оказывается недостаточно: не
всегда единица величины укладывается целое число раз в измеряемой величине.
Для того чтобы выразить результат любого измерения, необходимо расширить
запас чисел, введя новые числа ,отличные от натуральных. Именно так
появляются рациональные( т.е.дробные) числа, а затем и иррациональные,
которые вместе образуют множество действительных чисел. На этом
расширение о понятие числа не останавливается, а продолжается, поскольку это
необходимо для других наук и самой математике.
Знакомство с понятием дробного числа происходит, как правило, в
начальных классах. Затем понятие дроби расширяется и углубляется. В связи с
этим, учителю необходимо хорошо владеть методами ознакомления с дробными
числами, обучению действиям, научить видеть взаимосвязи между множествами
натуральных и рациональных чисел, и, в конечном счете, полноценному
усвоению понятия рационального числа. Понятие дроби и действия с дробями не
являются такими элементарными как представляется математикам и учителям
математики. Нередко действия с дробями вызывают серьезные затруднения
даже у старшеклассников и студентов. Поэтому проблема надежного и четкого
усвоения понятия дроби и действий с дробями является актуальной.
Программа основного курса по математике 6 класса составлена в
соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
основного общего образования, на основе примерной программы по предмету
«Математика», утвержденной Министерством образования РФ, программы Н. Я.
Виленкина и рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Преподавание
математики в 6м классе ведется по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова
«Математика 6 класс».
2 2. Цели и задачи раздела.
. Целью изучения раздела математики в 6 классе является:
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять
устно и письменно арифметические действия над дробными числами,
переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к
изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения раздела учащиеся овладевают навыками действий с
обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об
использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий,
составлении уравнений.
Познавательные:
овладевать математическими знаниями необходимыми для применения в
практической деятельности, для изучения физики и химии , для продолжения
образования;
формировать представление об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и
процессов.
формировать понимания значимости математики ;
Развивающие:
развивать ясность и точности мысли, критичность мышления, интуиции,
логического мышления,
элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
развивать математическая речь, внимание, память;
развивать навыки само и взаимопроверки;
развивать интерес к предмету;
развивать способности, творческою активность.
Воспитательные:
воспитывать любовь и интерес к предмету, развивать чувство ответственности
как за личную деятельность, так и за действия в группе или паре, воспитывать
чувство уверенности в себе.
воспитывать культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно
технического прогресса.
3 3. Психолого педагогическое объяснение
специфики восприятия учебного материала
учащимися в соответствии с возрастными
особенностями.
Согласно
стандарту общего математического образования,
систематический курс дробей входит в курс арифметики и изучается в пятом и
шестом классах средней школы. Возраст учащихся 6 класса колеблется от 10 до
12 лет. Чаще всего этот период относят к подростковому возрасту, некоторые
психологи выделяют его отдельно в, так называемый, младший подростковый
возраст. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже (13
лет). Начиная с этого возраста, весь подростковый период протекает трудно и
для ребенка, и для взрослых.
Подростковый возраст называют переходным. Переходный возраст
пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомофизиологическое, и
интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои
знания. Проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно
следственные связи.
Подростки испытывают большое эмоциональное
удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить,
делать самостоятельные открытия.
Учащиеся 6классов обладают достаточно высоким уровнем развития
восприятия: острота зрения, слуха, ориентировка на форму и цвет предмета.
В процессе восприятия учебной информации необходимы произвольность и
осмысленность деятельности учащихся. Сначала ребѐнка привлекает сам
предмет и в первую очередь его внешние яркие признаки. Но дети уже в
состоянии сосредоточиться и тщательно рассмотреть все характеристики
предмета, выделить в нѐм главное, существенное. Эта особенность проявляется
в процессе учебной деятельности . У школьников этого возраста проявляется
наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как
черта характера.
В этом возрасте способность школьника к запоминанию возрастает, память
перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к
смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память. Поэтому
4 необходимо учащихся учить рассуждать, чтобы процесс запоминания
базировался на понимании предлагаемого материала.
Заодно с формой меняется и содержание запоминания. Становится более
доступным запоминание абстрактного материала.
Процесс овладения знаниями, умениями, навыками требует постоянного и
эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при достаточно
высоком уровне развития произвольного внимания.
Ученик 6 класса может управлять своим вниманием. Он хорошо
концентрирует внимание в значимой для него деятельности. Поэтому для более
успешного обучения математике, необходимо поддерживать интерес школьника
к изучению этого предмета. При этом целесообразно на уроках использовать
наглядные средства обучения: таблицы, схемы, картинки. Процесс обучения
будет проходить более эффективно, если на уроках демонстрировать связь
изучаемого материла с жизнью, применение новых знаний на практике.
5 4. Ожидаемые результаты освоения раздела
программы.
Результаты изучения данного раздела должны полностью соответствовать
стандарту. Требования к результатам обучения направлены на реализацию
деятельностного и личностно ориентированного подходов;
освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей
среды и собственного здоровья.
В ходе изучения раздела обучающиеся должны
Знать
основное свойство дроби
определение несократимой дроби и сокращения дробей
алгоритм приведения дробей к общему знаменателю
правила сравнения, сложения, вычитания дробей с разными знаменателями,
сложения и вычитания смешанных чисел
Уметь
сокращать дроби
находить дополнительный множитель к дроби, приводить дроби к общему
знаменателю
сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями
складывать и вычитать смешанные числа
решать текстовые задачи.
6 5. Обоснование используемых в образовательном
процессе по разделу программы
образовательных технологий, методов, форм
организации деятельности учащихся.
Особенности методов и форм преподавания данного раздела определяются
задачами обучения, учетом возрастных, психических и физиологических
способностей учащихся и их общим развитием. При выборе форм и методов
проведения учебных занятий в 6 классе следует иметь в виду, что учащиеся
этого возраста подвижны, любят принимать участия в соревнованиях, не
стесняются высказывать свои мысли вслух. Поэтому основными методами
ведения урока должны быть:
объяснительноиллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
информационнокоммуникативные;
игровые;
частично – поисковый;
В каждом из этих методов степень активности и самостоятельности в
деятельности обучаемых нарастает.
Сочетание различных форм работы (индивидуальная, фронтальная,
групповая) позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс общения, а
здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление
здоровья каждого ребенка.
7 6. Система знаний и система деятельности.
Содержание учебного материала должно составляться с учетом
возрастных особенностей школьника, вызывать у них эмоциональный интерес.
Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новую
информацию. Знания могут быть задействованы и из других наук, а так же
учитывать способности и интересы обучающихся.
При изучении раздела «Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями» рассматриваются:
основное свойство дроби;
понятие несократимой дроби;
способы сокращения дробей;
алгоритм приведения дробей к НОЗ;
правило сравнения;
правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.
Система взаимодействия учителя и обучающихся при изучении раздела
представляет собой совокупность различных видов деятельности:
познавательная – обучающиеся воспринимают и перерабатывают
информацию, воспроизводят знания, тренируются в их применении, умеют
творчески мыслить и решать практические задачи;
общеучебная – обучающиеся самостоятельно добывают знания,
работая с учебной литературой , раздаточным материалом;
преобразующая обучающиеся в условиях меняющееся ситуации
действуют, находят причину затруднений, строят проект своих действий,
находят пути решения проблем;
8 самоорганизующая обучающиеся самостоятельно ставят учебные
цели, овладевают навыками самоконтроля, а также учатся анализировать и
оценивать себя с учетом своих возможностей.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по математике в 6 классе (22 ч)
№ Тема урока
Тип урока
1
2
3
Основное
свойство дроби
Основное
свойство дроби
Изучение нового
материала
Закрепление
знаний и .умений
Сокращение
дробей
Изучение нового
материала
Формы и методы
обучения и вид
контроля
Изучение нового
материала
Практическая
работа
Математический
диктант
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос, индиви
дуальный контроль
Требования к
уровню подготовки
учащихся
Основное
свойство дроби
Знать
определение
сокращения
дроби.
Уметь
сокращать
дробь, используя
различные
приемы
сокращения,
распознавать
несократимые
дроби
9 4
5
6
7
8
9
Сокращение
дробей
Закрепление
знаний и умений
Сокращение
дробей
Приведение дро
бей к общему
знаменателю
Отработка и
проверка знаний и
умений
Изучение
нового
материала
Приведение дро
бей к общему
знаменателю
Приведение дро
бей к общему
знаменателю
Отработка
умений,
закрепление
Отработка и
проверка знаний и
умений
Практическая
работа Индиви
дуальный контроль,
самостоятельная
работа
Уметь выбрать
наиболее удобный
способ
сокращения
дроби, применять
сокращение
дробей при сло
жении и
вычитании
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос, индиви
дуальный контроль
Практическая
работа Индиви
дуальный контроль
Знать
определения
дополнительного
множителя,
наименьшего
общего
знаменателя
дробей, уметь
приводить дроби
к общему знаме
нателю
Уметь приводить
дроби к общему
знаменателю с
применением раз
ложения их
знаменателей на
простые
множители;
находить НОЗ
дробей
Уметь
приводить дроби
к общему
Практическая
работа Индиви
дуальный контроль
Уметь приводить
дроби к общему
знаменателю с
применением раз
Практикум Само
стоятельная работа
10 знаменателю с
применением
разложения их
знаменателей на
простые
множители;
находить НОЗ
дробей
ложения их
знаменателей на
простые
множители;
находить НОЗ
дробей
10
11
12
13
14
15
Сравнение дро
бей с разными
знаменателями
Изучение нового
материала
Сложение и
вычитание дробей
с разными
знаменателями
Изучение нового
материала
Закрепление и
обобщение знаний
и умений
Закрепление
знаний и умений
Проверка
знаний
и умении
Сложение и
вычитание дро
бей с разными
знаменателями
Сложение и
вычитание дробей
с разными
знаменателями
Контрольная
работа № 2
«Сложение и
вычитание дробей
с разными
знаменателями»
Знать правило
сравнения дробей
с разными
знаменателями,
уметь применять
его при сравнении
дробей
Уметь складывать
и вычитать дроби
с разными
знаменателями,
используя
соответствующее
правило
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос, индиви
дуальный контроль
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос, индиви
дуальный контроль
Уроксоревнование
(Брейнринг)
Практическая
работа
Прове
рочная
работа
Письменная
работа
11
Уметь сокращать
дроби; сравнивать,
складывать и
вычитать дроби
с разными
знаменателями;
применять
изученные правила для реше
ния текстовых
задач
Уметь складывать
смешанные
числа
Уметь вычитать
смешанные числа
Уметь
складывать и
вычитать
смешанные числа,
применяя из
вестные свойства
сложения и вы
читания; решать
уравнения, со
держащие
смешанные
числа; решать
текстовые
задачи
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос,
индивидуальный
контроль
Беседа, работа с
учебником
Фронтальный
опрос
Практикум
Математическая
эстафета
Практическая
работа
Фронтальный
опрос,
Сложение
и вычитание
смешанных
Изучение
нового мате
риала
чисел
Сложение
и вычитание
смешанных
Изучение
нового мате
риала
чисел
Сложение
и вычитание
смешанных
Закрепление
знаний
и умений
чисел
Сложение
и вычитание
смешанных
Закрепление
знаний
и умений
16
17
18
19
20
21
чисел
Сложение и
вычитание сме
шанных чисел
Сложение и
вычитание сме
шанных чисел
22
Контрольная
Закрепление
знаний и умений
Практикум
Самостоятельная
работа
Практикум
Фронтальный
опрос, индиви
дуальный контроль
Проверка знаний и Уметь складывать Письменная работа
Обобщение и
коррекция знаний
12 умений
работа №3
«Сложение и
вычитание
смешанных
чисел»
и вычитать
смешанные числа,
решать текстовые
задачи и
уравнения с
использованием
изученных правил
"Приведение дробей к общему знаменателю".
Цели:
Обучающие ввести понятие дополнительного множителя; отрабатывать
умения приводить дроби к новому знаменателю и находить дополнительный
множитель; закрепить знание основного свойства дроби и уметь сокращать
дроби.
13 Развивающие – развивать внимание, зрительную память, способствовать
развитию логического, аналитического, критического мышления, интереса к
математике , развивать грамотную математическую речь, смекалку, умение
оценивать и анализировать свои ошибки;
Воспитательные – воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг
к другу; аккуратность оформления записей в тетради и на доске; формировать
бережное отношение учащихся к своему здоровью.
Задачи урока:
сформировать знания и умения по данной теме через различные формы работы.
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия
каждого из них в процессе решения задач.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: ПК, проектор, дидактический материал (раздаточный)
Приложение : презентация, карточки
План урока.
Организационный момент 2 мин.
Устная работа класса и работа учащихся у доски по карточкам – 5 мин.
Изучение нового материала – 10 мин.
Физкультминутка 1 мин.
Закрепление нового материала (фронтальная и индивидуальная работа) – 20
мин.
Повторение теоретического материала 5 мин.
Рефлексия – 1мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Организационный момент
Ход урока:
1.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
14 Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
2.
Устная работа класса и работа учащихся у доски по карточкам
У доски работают 4 человека с примерами на сокращение (по карточкам) . (
приложение 1)
Карточка 1. Карточка 2. Карточка 3. Карточка 4.
15
25 ;
16
36 ;
34
51 ;
28
84 ;
120
360 ;
140
280 ;
40
48 ;
30
68 ;
16
24 .
14
56 .
8
10 ;
18
104 ;
36
72 ;
306
612 ;
26
34 ;
25
90 ;
38
76 ;
48
76 ;
125
500 .
125
600 .
С остальными устная работа: вопросы ( слайд 2).
Объясните основное свойство дроби.
Что значит сократить дробь?
Всякую ли дробь можно сокращать?
Какую дробь называют несократимой? Приведите примеры.
Как нужно сокращать дробь, чтобы получить несократимую дробь?
Устная работа по слайдам 3,4.
3.
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое дополнительный множитель дробей, и
будем приводить дроби к новому знаменателю.
Запишем число и тему урока.
Определение. Число, на которое надо умножить знаменатель дроби, чтобы
получить новый знаменатель, называется дополнительным множителем.
(слайд 5).
Правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю. (слайд
6).
Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо:
1.Найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их
наименьшим общим знаменателем;
2. Разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей,
т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель;
15 3. Умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный
множитель.
Слайд 7,8. Пример
Выполнение упражнений на усвоение правила приведения дробей к
наименьшему общему знаменателю. слайд 9
1. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
10
19 ; в)
3
17 и
4
1
7
10 и
3
5 ; б)
5
38 и
а)
2. Какие из указанных пар дробей являются дробями, полученными в
результате приведения дробей
к наименьшему общему знаменателю: ( слайд 10).
1. Физкультминутка
1) вертикальные движения глаз вверхвниз;
2) горизонтальное вправовлево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно
отчетливее; (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий,
фиолетовый)
2. Закрепление нового материала (фронтальная и индивидуальная
работа).
1. № 275стр.45(у доски и в тетрадях с подробным комментированием)
Что нужно сначала найти , чтобы привести дроби к новому знаменателю?
(дополнительный множитель).
Изменилась ли дробь после ее приведения к новому знаменателю? (мы
получили дробь ,равную данной).
Учащиеся более подготовленные работают сами по карточке: (приложение 2).
Карточка . Приведите дроби к общему знаменателю:
16
17 ; б)
2
3 и
15
34 ;
а)
13
51 и
2
34 и
6
17 ; в)
7
12 и
3
16 ; г)
16 4
7 ; е)
1
5 и
1
48 .
д)
7
54 и
43
82 и
17
41 ; ж)
5
36 и
3
32 ; з)
2. №278, 283 (ае).
3. Повторение теоретического материала
№288 стр.47(один ученик решает на оборотной стороне, остальные
в тетрадях).
4. Самостоятельная работа
В – 1 №253, 294(1),
В – 2 №254,294(2) .
5. Рефлексия
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Сегодня на уроке я поставил себе оценку …
Какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения…
В каких знаниях уверен…
Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по
предмету…
Кому, над, чем следовало бы ещё поработать…
6.
Домашнее задание
№ 297, 300(аг), 301.
17 Использованная литература:
1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика, 6.
М.,2009
2. А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические материалы по математике, 6.
М.,1999.
3. В.В. Выгорская «Поурочные разработки по математике»,
издательство « ВАКО»,2008 г.
Дидактические материалы по математике для 6 класса под
редакцией Чеснокова
4. Я. Перельман «Занимательная арифметика» ,Москва 1994г
5. Л.Ф.Фридман «Изучаем математику»,книга для учащихся 5-6
классов
6. Я.И.Груденев «Совершенствование методики работы учителя
математики» издательство «Просвещение», Москва 1990 г
7. М.П.Нечаев «Уроки по курсу математика 6», Москва 2008
Интернет – ресурсы: http://www.matematikana.ru/6class/mat_6_9.php
http://school.xvatit.com/index.php; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res
http://festival.1september.ru/articles/528107
18 19 20 21
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Методическая разработка раздела учебной программы по математике( 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.