Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"
Оценка 5

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
03.04.2017
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу"
Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один с педагогом, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей, сможет воспринять информацию. На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы вокального воспитания 8-летних малышей оказываются нерациональными для обучения 15-летних подростков.
развитие музыкальных способностей на индивидуальных занятиях по вокалу.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества» Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу (с использованием технологии интенсификации обучения на основе  схемных и знаковых моделей учебного материала) (методические  рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования) Подготовила Белкина Наталья Викторовна,  педагог дополнительного образования  первой квалификационной категории вокального ансамбля «Магнолия» г.Красноперекопск 2016г.       Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать   как   коллективное   пение,   которое,   конечно   же,   развивает   детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один с педагогом, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей, сможет воспринять информацию.  Нередко   в   хоровых   студиях   педагоги   не   придают   значения   постановке вокального голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая, что голос со временем разработается   сам,  главное,   что   бы   хор   звучал   аккуратно   и   слаженно.  Отсюда   и проблемы,   связанные   с   временной   потерей   голоса,   которые   дети   регулярно испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса. На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского   голоса,   в   зависимости   от   возраста   обучаемого.   Так,   например,   методы вокального   воспитания   8­летних   малышей   оказываются   нерациональными   для обучения 15­летних подростков. В кружок сольного пения могут быть зачислены дети всех возрастов при наличии у них   достаточно   выраженных   голосовых   данных,   хорошего   музыкального   слуха, хорошей   музыкальной   памяти,   намечающейся художественной выразительности.    хорошего   чувства   ритма, Занятия   начинаются   с   предварительного   ознакомления   с   голосовыми   и музыкальными данными обучающихся.        Голосовые   данные  определяются   по   совокупности   признаков:   по   тембру, тесситуре,  диапазону. Для  выявления  голосовых  данных  лучше  всего  предложить ученику исполнить его любимую или просто знакомую песню. При этом необходимо помочь  ребёнку   гармонической   поддержкой   на  инструменте  и   подбором   удобной тональности. Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса.   Голосовые   данные   проявляются   ярче   тогда,   когда   песня   не   трудна   для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и распевный кантеленный характер. Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках обучающегося.  После песни можно проверить весь диапазон голоса, от самой низкой ноты до предельно высокой ноты. Это можно выявить на упражнениях – пении трезвучий, поступенно расположенных нот, на попевках. Чувство ритма  у обучающихся проверяется на простых ритмических заданиях: повторить за педагогом ритмические формулы, хлопая в ладоши. При   прослушивании   обучающиеся,   нередко   из­за   волнения,   недостаточно проявляют свои способности, потому, как правило, итоговая оценка может быть дана в течение первого месяца занятий, на которых постепенно выявляются способности ребёнка – голос, слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость и дисциплина. Приступая к первым индивидуальным занятиям с маленькими детьми, необходимо взять во внимание не только их голос, который лишь начинает оформляться, но и их речь, музыкальный слух и внимание. Если уже на первых занятиях обнаруживается какой­нибудь   недостаток   ученика   –   дефективные   согласные,   нечёткие   гласные, крикливость,   открытость   звучания,   тенденция   к   заиканию,   слабая   музыкальная память, робость  или  излишняя  подвижность  – недостатки  должны  быть  взяты  во внимание для скорейшего их устранения.  Следует акцентировать внимание на индивидуальных отрицательных особенностях голосообразования, т.е.: шумный поверхностный вдох при помощи поднятия плеч, чрезмерно   твёрдая   атака,   спадение   грудной   клетки   при   пении,   сильно   зажатая нижняя челюсть, гнусавость, сип, шепелявость, картавость и др.     На первых занятиях детям необходимо уяснить несколько моментов:  1. не кричать при пении 2. хорошо произносить слова 3. чисто и чётко петь каждый звук 4. научиться правильно слышать мелодию 5. научиться правильно дышать 6. стараться петь выразительно С самых первых уроков необходимо воспитывать умение правильно стоять во время пения : корпус должен быть прямой, плечи слегка отодвинуты назад, ноги выпрямлены в коленях, голова не должна быть вытянута вперёд, наверх или вниз, она должна находиться в спокойном и естественном положении .    В будущем, при постановке сценического номера, движения ребёнка не должны быть   слишком   сложными,   они   должны   выражать   характер   и   настроение исполняемого произведения. Каждое занятие должно непременно начинаться с распевания. Перед распевками можно   использовать   некоторые   дыхательные   упражнения.   Они   помогают активизировать   дыхание,   атаку,   зафиксировать   расширенное   положение   нижних рёбер.  На   первых   занятиях   мелодию   распевки   лучше   играть   в   унисон   с   поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя.  Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством выработки кантиленного пения, которое неразрывно связано с длинным равномерным выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание.  Отрывистое пение (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок. Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. Очень полезны упражнения, в которых есть сочетание кантиленного и отрывистого пения. 1. 2. Наиболее легко запоминающейся  распевкой является гамма или её элемент: Упражнения на пение интервалов выравнивает звучание. В начале это могут быть узкие интервалы, а затем можно расширить диапазон, переходя к более широким интервалам. Сюда можно отнести пение трезвучий и октав.  В  распевании   полезны  различные   попевки   с  закрытым   ртом   на  согласную «м». Важно чтобы при таком пении челюсти были немного разомкнуты, ребёнок должен ощущать   состояние   небольшого   зевка.   Это   поможет   в   дальнейшем   быстрому формированию правильной вокальной позиции в пении.   Детям зачастую  не  интересны распевки,  не имеющие  конкретного  смыслового содержания,   исполняющиеся   на   отдельные   гласные   и   слоги,   поэтому   в   работе   с детьми нужно сочетать и вокальные упражнения, ещё пока не до конца понятные детям, и попевки со словами – русские народные песни или отрывки фраз из песен – «лёгкий ветерок», «солнышко поёт», «му­у, му­у, корова мычит» и т.д. Помимо   распевок   часто,   особенно   с   детьми   младшего   возраста,   в   работе используются скороговорки на различные согласные :  1.От топота копыт пыль по полю летит. 2.На дворе – трава, на траве – дрова. 3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 4.Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап. 5.Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. 6.Бобр добр для бобрят. Скороговорки   не   только   помогают   активизировать   вялый   артикуляционный аппарат, но и воспитать в детях концентрацию внимания Вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как принцип   воспитывающего   обучения,   принцип   индивидуального   подхода,   связи   с жизнью и практикой. В   процессе   обучения   пению   дети   не   только   получают   знания   о   правильном голосообразовании   и   звукоизвлечении,   формируют   и   совершенствуют   вокально­ технические   и   художественные   навыки,   но   и   развивают   голос,   исполнительские задатки,   эстетический   вкус,   умственные   способности,   память,   наблюдательность, воображение, речь и др. Каждый   обучающийся заключает в себе определённый психологический склад, своеобразный   и   неповторимый   характер,   формирующийся   средствами   домашнего воспитания и окружающей среды. Но принцип индивидуального подхода заключает в себе не только психологическую сторону, но и необходимость учёта индивидуальных особенностей   звучания   голоса   и   звукообразования,   которые   обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата. При обучении пению чаще всего используются традиционные методы: объяснение с помощью   устного   слова   и   показ   профессионального   вокального   звучания.   Такой метод   направлен   на   осознанное   и   осмысленное   восприятие   обучающимися информации.  Прежде   всего,   ребёнок   должен   сформировать   представление   о   правильно воспроизводимом   звуке.   Для   объяснения   качества,   тембра   звука   применяются различные   определения   –   глухой,   звонкий,   яркий,   светлый,   тёмный,   вкусный   – доставляющий   удовольствие   звук;   мягкое,   жёсткое,   зажатое,   вялое,   высокое,   н низкое звучание и т. д.  При описании качеств требуемого звучания нужно ориентироваться на имеющийся у ребёнка опыт. Результат будет только в том случае, если ребёнок понимает о чём ему   говорят,   особенно   в   младшем   школьном   возрасте,   где   большей   частью присутствует образность мышления. Важен принцип наглядности в обучении пению – показ педагога голосом вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс обучения маленьких детей,   делая   его   естественным.   Очень   важно,   чтобы   ребёнок   фиксировал   свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные ощущения и представления. Показ   педагога   важен   не   только   для   правильного   формирования   звука.   При исполнении   песни   педагогом   ребёнку,   показ   должен   содержать   как   красивое   и правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не заинтересует   его,   у   него   не   будет   желания   работать   над   ней,   а   в   дальнейшем   и исполнять на сцене. Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось, что представлялось ребёнку, когда он её слушал?    Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые им слова.   Нужно   прочитать   текст   и   разъяснить   новые   слова,   тем   самым   обогащая кругозор   маленьких   детей.   Часто   дети   быстрее   запоминают   мелодию,   когда разучивают   песню   сразу   с  текстом.  Такой   метод   можно   применять   на   начальных этапах,   но   в   сочетании   с   пропеванием   на   гласную.   Вокализация   помогает   детям выработать   кантеленный   звук,   особенно   важный   для   подвижных   песен.   Нельзя упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над произведением обращать на них внимание детей. Репертуар   должен   соответствовать   не   только   слуховым   и   голосовым   данным ребёнка,   но   и   психике   и   основным   чертам   его   характера.   Нередко,     вялым, заторможенным   детям   дают   больше   бодрых,   ритмичных   песен,   а   слишком подвижным детям – больше спокойных и напевных. Песня   не   должна   разучиваться   механически.   После   того,   как   обучающийся впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить», «почувствовать»   и   «передать».   Эта   цепь   овладения   произведением   не   должна разрываться.   Более   подвижные   дети   быстрее   реагируют   на   «видение»   и «представление»,   скорее   «раскрываются»   для   передачи   воспринятого.   Однако, несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий характер.   Заторможенность   выразительности   нельзя   объяснить   бездарностью ученика. Чаще она связана даже у способных детей с большой стеснительностью. Природная стеснительность обучающегося, сковывая его, не позволяет прорваться наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на выступлениях   у   этих   детей   нередко   прорывается   «всё»   отложившееся   в   их «внутренней   эмоциональной   сфере».   Иногда   у   мало   подающего   надежды обучающегося скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит очень неожиданно. Дети младшего возраста ведут себя очень непосредственно, ярко и естественно выражая своё настроение, а тем самым и характер песни. Необходимо продумывать, нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию, детали сцены, костюм исполнителя. Нужно   говорить   с   ребёнком   о   сценическом   образе   –   нередко   свежее, непосредственное   видение   ребёнком   песни   подскажет   новые   идеи   и   решения. Необходимо  завлекать   ребёнка   интересным   и   современным  репертуаром.  Педагог должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности. Использованная литература:  Н.В Пащенко: «Игровой метод развития голоса»  Виктор Емельянов: «Развитие голоса координация и тренинг»  Виталий Бианка: «Кто чем поёт?»

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017