Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один с педагогом, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей, сможет воспринять информацию. На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы вокального воспитания 8-летних малышей оказываются нерациональными для обучения 15-летних подростков.
Иконка файла материала развитие музыкальных способностей на индивидуальных занятиях по вокалу.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества» Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА Развитие музыкальных способностей обучающихся  на индивидуальных занятиях по вокалу (с использованием технологии интенсификации обучения на основе  схемных и знаковых моделей учебного материала) (методические  рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования) Подготовила Белкина Наталья Викторовна,  педагог дополнительного образования  первой квалификационной категории вокального ансамбля «Магнолия»г.Красноперекопск 2016г.       Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать   как   коллективное   пение,   которое,   конечно   же,   развивает   детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один с педагогом, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей, сможет воспринять информацию.  Нередко   в   хоровых   студиях   педагоги   не   придают   значения   постановке вокального голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая, что голос со временем разработается   сам,  главное,   что   бы   хор   звучал   аккуратно   и   слаженно.  Отсюда   и проблемы,   связанные   с   временной   потерей   голоса,   которые   дети   регулярно испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса. На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности детского   голоса,   в   зависимости   от   возраста   обучаемого.   Так,   например,   методы вокального   воспитания   8­летних   малышей   оказываются   нерациональными   для обучения 15­летних подростков. В кружок сольного пения могут быть зачислены дети всех возрастов при наличии у них   достаточно   выраженных   голосовых   данных,   хорошего   музыкального   слуха, хорошей   музыкальной   памяти,   намечающейся художественной выразительности.    хорошего   чувства   ритма, Занятия   начинаются   с   предварительного   ознакомления   с   голосовыми   и музыкальными данными обучающихся.        Голосовые   данные  определяются   по   совокупности   признаков:   по   тембру, тесситуре,  диапазону. Для  выявления  голосовых  данных  лучше  всего  предложить ученику исполнить его любимую или просто знакомую песню. При этом необходимо помочь  ребёнку   гармонической   поддержкой   на  инструменте  и   подбором   удобной тональности. Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса.   Голосовые   данные   проявляются   ярче   тогда,   когда   песня   не   трудна   для исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и распевный кантеленный характер. Исполнение песни даст возможность судить о музыкальности, выразительности и исполнительских задатках обучающегося.  После песни можно проверить весь диапазон голоса, от самой низкой ноты до предельно высокой ноты. Это можно выявить на упражнениях – пении трезвучий, поступенно расположенных нот, на попевках. Чувство ритма  у обучающихся проверяется на простых ритмических заданиях: повторить за педагогом ритмические формулы, хлопая в ладоши. При   прослушивании   обучающиеся,   нередко   из­за   волнения,   недостаточно проявляют свои способности, потому, как правило, итоговая оценка может быть дана в течение первого месяца занятий, на которых постепенно выявляются способности ребёнка – голос, слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость и дисциплина. Приступая к первым индивидуальным занятиям с маленькими детьми, необходимо взять во внимание не только их голос, который лишь начинает оформляться, но и ихречь, музыкальный слух и внимание. Если уже на первых занятиях обнаруживается какой­нибудь   недостаток   ученика   –   дефективные   согласные,   нечёткие   гласные, крикливость,   открытость   звучания,   тенденция   к   заиканию,   слабая   музыкальная память, робость  или  излишняя  подвижность  – недостатки  должны  быть  взяты  во внимание для скорейшего их устранения.  Следует акцентировать внимание на индивидуальных отрицательных особенностях голосообразования, т.е.: шумный поверхностный вдох при помощи поднятия плеч, чрезмерно   твёрдая   атака,   спадение   грудной   клетки   при   пении,   сильно   зажатая нижняя челюсть, гнусавость, сип, шепелявость, картавость и др.     На первых занятиях детям необходимо уяснить несколько моментов:  1. не кричать при пении 2. хорошо произносить слова 3. чисто и чётко петь каждый звук 4. научиться правильно слышать мелодию 5. научиться правильно дышать 6. стараться петь выразительно С самых первых уроков необходимо воспитывать умение правильно стоять во время пения : корпус должен быть прямой, плечи слегка отодвинуты назад, ноги выпрямлены в коленях, голова не должна быть вытянута вперёд, наверх или вниз, она должна находиться в спокойном и естественном положении .    В будущем, при постановке сценического номера, движения ребёнка не должны быть   слишком   сложными,   они   должны   выражать   характер   и   настроение исполняемого произведения. Каждое занятие должно непременно начинаться с распевания. Перед распевками можно   использовать   некоторые   дыхательные   упражнения.   Они   помогают активизировать   дыхание,   атаку,   зафиксировать   расширенное   положение   нижних рёбер.  На   первых   занятиях   мелодию   распевки   лучше   играть   в   унисон   с   поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя.  Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством выработки кантиленного пения, которое неразрывно связано с длинным равномерным выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание.  Отрывистое пение (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок. Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. Очень полезны упражнения, в которых есть сочетание кантиленного и отрывистого пения. 1. 2.Наиболее легко запоминающейся  распевкой является гамма или её элемент: Упражнения на пение интервалов выравнивает звучание. В начале это могут быть узкие интервалы, а затем можно расширить диапазон, переходя к более широким интервалам. Сюда можно отнести пение трезвучий и октав.  В  распевании   полезны  различные   попевки   с  закрытым   ртом   на  согласную «м». Важно чтобы при таком пении челюсти были немного разомкнуты, ребёнок должен ощущать   состояние   небольшого   зевка.   Это   поможет   в   дальнейшем   быстрому формированию правильной вокальной позиции в пении.   Детям зачастую  не  интересны распевки,  не имеющие  конкретного  смыслового содержания,   исполняющиеся   на   отдельные   гласные   и   слоги,   поэтому   в   работе   с детьми нужно сочетать и вокальные упражнения, ещё пока не до конца понятные детям, и попевки со словами – русские народные песни или отрывки фраз из песен – «лёгкий ветерок», «солнышко поёт», «му­у, му­у, корова мычит» и т.д. Помимо   распевок   часто,   особенно   с   детьми   младшего   возраста,   в   работе используются скороговорки на различные согласные :  1.От топота копыт пыль по полю летит. 2.На дворе – трава, на траве – дрова. 3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 4.Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап. 5.Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу. 6.Бобр добр для бобрят. Скороговорки   не   только   помогают   активизировать   вялый   артикуляционный аппарат, но и воспитать в детях концентрацию внимания Вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как принцип   воспитывающего   обучения,   принцип   индивидуального   подхода,   связи   с жизнью и практикой. В   процессе   обучения   пению   дети   не   только   получают   знания   о   правильном голосообразовании   и   звукоизвлечении,   формируют   и   совершенствуют   вокально­ технические   и   художественные   навыки,   но   и   развивают   голос,   исполнительские задатки,   эстетический   вкус,   умственные   способности,   память,   наблюдательность, воображение, речь и др. Каждый   обучающийся заключает в себе определённый психологический склад, своеобразный   и   неповторимый   характер,   формирующийся   средствами   домашнего воспитания и окружающей среды. Но принцип индивидуального подхода заключает в себе не только психологическую сторону, но и необходимость учёта индивидуальных особенностей   звучания   голоса   и   звукообразования,   которые   обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата.При обучении пению чаще всего используются традиционные методы: объяснение с помощью   устного   слова   и   показ   профессионального   вокального   звучания.   Такой метод   направлен   на   осознанное   и   осмысленное   восприятие   обучающимися информации.  Прежде   всего,   ребёнок   должен   сформировать   представление   о   правильно воспроизводимом   звуке.   Для   объяснения   качества,   тембра   звука   применяются различные   определения   –   глухой,   звонкий,   яркий,   светлый,   тёмный,   вкусный   – доставляющий   удовольствие   звук;   мягкое,   жёсткое,   зажатое,   вялое,   высокое,   н низкое звучание и т. д.  При описании качеств требуемого звучания нужно ориентироваться на имеющийся у ребёнка опыт. Результат будет только в том случае, если ребёнок понимает о чём ему   говорят,   особенно   в   младшем   школьном   возрасте,   где   большей   частью присутствует образность мышления. Важен принцип наглядности в обучении пению – показ педагога голосом вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс обучения маленьких детей,   делая   его   естественным.   Очень   важно,   чтобы   ребёнок   фиксировал   свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные ощущения и представления. Показ   педагога   важен   не   только   для   правильного   формирования   звука.   При исполнении   песни   педагогом   ребёнку,   показ   должен   содержать   как   красивое   и правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не заинтересует   его,   у   него   не   будет   желания   работать   над   ней,   а   в   дальнейшем   и исполнять на сцене. Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось, что представлялось ребёнку, когда он её слушал?    Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые им слова.   Нужно   прочитать   текст   и   разъяснить   новые   слова,   тем   самым   обогащая кругозор   маленьких   детей.   Часто   дети   быстрее   запоминают   мелодию,   когда разучивают   песню   сразу   с  текстом.  Такой   метод   можно   применять   на   начальных этапах,   но   в   сочетании   с   пропеванием   на   гласную.   Вокализация   помогает   детям выработать   кантеленный   звук,   особенно   важный   для   подвижных   песен.   Нельзя упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над произведением обращать на них внимание детей. Репертуар   должен   соответствовать   не   только   слуховым   и   голосовым   данным ребёнка,   но   и   психике   и   основным   чертам   его   характера.   Нередко,     вялым, заторможенным   детям   дают   больше   бодрых,   ритмичных   песен,   а   слишком подвижным детям – больше спокойных и напевных. Песня   не   должна   разучиваться   механически.   После   того,   как   обучающийся впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить», «почувствовать»   и   «передать».   Эта   цепь   овладения   произведением   не   должнаразрываться.   Более   подвижные   дети   быстрее   реагируют   на   «видение»   и «представление»,   скорее   «раскрываются»   для   передачи   воспринятого.   Однако, несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий характер.   Заторможенность   выразительности   нельзя   объяснить   бездарностью ученика. Чаще она связана даже у способных детей с большой стеснительностью. Природная стеснительность обучающегося, сковывая его, не позволяет прорваться наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на выступлениях   у   этих   детей   нередко   прорывается   «всё»   отложившееся   в   их «внутренней   эмоциональной   сфере».   Иногда   у   мало   подающего   надежды обучающегося скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит очень неожиданно. Дети младшего возраста ведут себя очень непосредственно, ярко и естественно выражая своё настроение, а тем самым и характер песни. Необходимо продумывать, нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию, детали сцены, костюм исполнителя. Нужно   говорить   с   ребёнком   о   сценическом   образе   –   нередко   свежее, непосредственное   видение   ребёнком   песни   подскажет   новые   идеи   и   решения. Необходимо  завлекать   ребёнка   интересным   и   современным  репертуаром.  Педагог должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности. Использованная литература:  Н.В Пащенко: «Игровой метод развития голоса»  Виктор Емельянов: «Развитие голоса координация и тренинг»  Виталий Бианка: «Кто чем поёт?»