Методическая разработка по дисциплине алгебра и начала анализа на тему "Полная схема исследования функций" для учащихся 10-11 классов средней школы; урок соответствует всем требованиям ФГОС; урок направлен на формирование практических умений и навыков обучающихся; рассматриваются основные методы и способы решения задач на применение схемы исследования функцииМетодическая разработка по дисциплине алгебра и начала анализа на тему "Полная схема исследования функций" для учащихся 10-11 классов средней школы; урок соответствует всем требованиям ФГОС; урок направлен на формирование практических умений и навыков обучающихся; рассматриваются основные методы и способы решения задач на применение схемы исследования функции
Полная схема исследования функции.docx
Полная схема исследования функции
этапы
1. Вид функции
пояснения
1.1 Целые
y P x
( )
1.2 Дробнорациональные
1.3 Сложные
y
( )
f g x
y
( )
P x
( )
Q x
2. Область определения
2.1 Область определения целых функций – R
2.2 Область определения дробнорациональных функций – это
множество значенийх, при которых знаменатель не должен
обращать в нуль.
3. Четность, нечетность
3.1 Условие четности:
y
(
x
)
( )
y x
. График симметричен
относительно оси ординат, т.е. осевая симметрия
3.2 Условие нечетности:
y
(
x
)
( )
y x
. График симметричен
относительно начала координат, т.е. центральная симметрия
4. Периодичность
Для
y
sin ;
x y
cos ;
x y
тригонометрических
tgx y
ctgx
;
функций:
5. Точки пересечения с
5.1 С осью абсцисс, т.е.
осями координат
. Решаем полученное уравнение.
y
0
5.2 С осью ординат, т.е.
x
0
. Нуль подставляем в формулу
данной функции.
6. Непрерывность
6.1 Целые функции – всегда непрерывны
6.2 Дробнорациональные функции имеют разрывы второго рода
в тех точках, абсциссы которых не вошли в область
определения функции
lim ( )
y x
x
a
7. Монотонность
функции (возрастание,
убывание)
7.1 Вычисляем производную первого порядка.
7.2 Приравниваем к нулю и находим стационарные или
критические точки первого порядка
7.3 Полученные точки отмечаем на числовой прямой в порядке
возрастания.
7.4 Определяем знаки первой производной на полученных
числовых промежутках.
7.5 Используя достаточное условие монотонности функции,
находим промежутки монотонности функции.
'( ) 0
y x
y x
'( ) 0
y
y
x
x
возр
убыв
8. Экстремум функции
8.1 Определяем точки экстремума:9. Выпуклость
10. Точки перегиба
11. Асимптоты
максимум
; минимум
8.2
и
y
max ( )
x
y
min ( )
x
Экстремум
функции:
9.1 Вычисляем производную второго порядка.
9.2 Приравниваем к нулю и находим стационарные или
критические точки второго порядка
9.3 Полученные точки отмечаем на числовой прямой в порядке
возрастания.
9.4 Определяем знаки второй производной на полученных
числовых промежутках.
9.5 Используя достаточное условие выпуклости графика
находим промежутки выпуклости графика
функции,
функции.
y x
''( ) 0
y
вниз
x
y x
''( ) 0
y
вверх
x
11.1
11.2
Целые функции асимптот не имеют.
Дробнорациональные функции имеют асимптоты:
Признаки появления асимптот (мнемонические правило)
1. Через точки, абсциссы которых не вошли в область
определения функции, проходят вертикальные асимптоты:
условие
, уравнение:
a .
x
lim ( )
y x
x
a
2. Если степень числителя равна степени знаменателя, то
дробнорациональные функции имеют горизонтальные
асимптота: условие
; уравнение :
.
lim ( )
y x
x
b
y
b
3. Если степень числителя на единицу больше степени
знаменателя, то дробнорациональные функции имеют
;
наклонную
асимптоту:
kx
b
;
lim ( )
y x
x
k
lim
x
( )
y x
x
12. Сводная таблиц
уравнение
y
kx b
( )D y
четность
периодичность
y
00
х
непрерывность
возрy
( )
x
y
убыв
( )
x
экстремум функции
y
вверх
( )
x
внизy
( )
x
точки перегиба
асимптоты
13. Построение графика
13.1
13.2
13.3
13.4
Отмечаем асимптоты
Отмечаем точки перегиба
Отмечаем точки экстремума функции
Отмечаем точки пересечения графика с осями
координат
13.5
Плавно соединяем
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.