Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
22.01.2018
Методическая разработка
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста» поможет как молодому педагогу провести урок русского языка в 9 классе, так и опытному учителю-языковеду. К данной разработке можно создать и презентацию.
работа ДРА.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Совье
Слободского района Кировской области
Методическая разработка
Технологическая карта
урока русского языка в 9 классе по теме
«Обучение сжатому изложению.
Приёмы компрессии текста».
Работу выполнила Долгих Раиса Алексеевна,
учитель русского языка и литературы первой категории
МКОУ СОШ с. Совье Слободского района Кировской области. 2018 год.
Обучение сжатому изложению. Примеры компрессии текста. 9
й класс.
Цели:
1.Обучающая:
Обучение письму сжатого изложения с применением приемов
компрессии текста,
Формирование коммуникативноречеведческих умений;
Повторение речевых, грамматических, орфографических,
пунктуационных норм на примере текста.
2.Развивающая:
Развитие устной и письменной речи;
Развитие умения анализировать, обобщать.
3.Воспитательная:
Воспитание этнической культуры, культуры взаимоотношения друг с
другом.
4.Социализирующая:
Помогать ребёнку адаптироваться в обществе, не быть равнодушным к
нуждающимся в помощи, овладеть сочувствием, милосердием, быть
непримиримым к социальному злу.
Задачи:
Учить:
верно понимать и передавать главную мысль текста;
отбирать в исходном тексте основное (микротемы) и существенное
(внутри каждой части);
сокращать текст разными способами, т.е. овладеть приёмами сжатия
текста;
правильно и логично излагать свои мысли;
строить высказывание, учитывая отношения автора к проблеме;
соблюдать в практике письма основные языковые нормы.
Оборудование: проектор, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный. Учебное пособие для учащихся: «Русский язык ГИА – 9», 2014 год/под
редакцией Н.А.Сениной.
Этапы урока
Приветственное слово
учителя.
Цель: создание
эмоционально
привлекательной среды к
уроку.
Ход урока
Ход урока
Придумано кемто
Просто и мудро,
При встрече здороваться:
Доброе утро.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
1 этап.
Сообщение темы и цели
урока.
Определение задач урока.
Цель:
обучение
самостоятельному
определению задач урока и
средств достижения;
создание мотивации к
успешной подготовке к
ГИА.
(Н. Красильников)
Тема нашего занятия: «Подготовка к написанию
сжатого изложения. Приемы компрессии текста»
Содержание текста позволит нам обратить
внимание на культуру нашей речи, культуру
взаимоотношений друг с другом.
Цель нашей работы: продолжить подготовку к
написанию контрольного сжатого изложения и к
успешной сдаче ГИА.
Сжатое изложение предполагает определенные
виды деятельности с текстом, поэтому
определим задачи урока исходя из
экзаменационных критериев оценки сжатого
текста.
Критерии оценивания сжатого изложения:
ИК 1. Экзаменуемый точно передал основное
содержание прослушанного текста, отразив все
важные для его восприятия микротемы. 3 балла.
ИК 2. Экзаменуемый применил 1 или несколько
приемов сжатия текста, использовав их на
протяжении всего текста. 3 балла.
ИК 3. Работа характеризуется смысловой
цельностью, речевой связанностью и
последовательностью изложения. 2 балла
(Учащиеся предлагают возможные
формулировки задач урока, чему они должны
научиться на уроке.)
Мы сказали только о содержательной части
конечного текста, а для грамотного написания
необходимо повторить и языковые нормы.
Назовите их.
(Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы.) Вспомните,
как они оцениваются.
Обобщив сказанное, мы можем сформулировать
следующие задачи урока :
верно понимать и передавать главную
мысль текста;
отбирать в исходном тексте основное
(микротемы) и существенное (внутри
каждой части);
сокращать текст разными способами, т. е
овладевать приемами сжатия текста;
правильно и логично излагать свои мысли;
строить высказывания, учитывая
отношение автора к проблеме;
соблюдать в практике письма основные
языковые нормы.
сокращать текст разными способами, т. е
правильно и логично излагать свои мысли;
строить высказывания, учитывая
овладевать приемами сжатия текста;
отношение автора к проблеме;
языковые нормы.
Для работы над текстом необходимо вспомнить
некоторые положения и определения:
соблюдать в практике письма основные
стили речи;
типы речи;
основная мысль текста;
микротема;
приемы сжатия текста, перечислить.
Чтение текста учителем.
Определить стиль и тип речи.
Какова тема данного текста?
Сформулируйте основную мысль высказывания.
Определите авторское отношение к затронутой
теме.
2 этап.
Актуализация знаний,
подготовка учащихся к
восприятию нового
учебного материала.
Цель: повторение ранее
изученного материала,
необходимого для работы
над текстом.
3 этап.
Работа над новым
материалом. Приемы
компрессии текста.
Цель:
обучение сжатому
изложению текста;
формирование знаний и
способов действий.
3.1.Ознакомление учся с текстом.
Цель: понимание учся
основного содержания
текста.
3.2. Словарная работа.
Цель: обогащение словаря
учащихся, воспитание
этической культуры,
моральных качеств
человека.
3.3.Определение
микротем.
Цель: формирование
умения определять главное
содержание в отдельном
микротексте.
3.4. Работа над сжатием
текста.
Цель: формирование
умения сокращать текст
разными способами, т.е.
овладевать приемами
сжатия текста.
Чтобы правильно передать основное
содержание и не сделать фактических и
речевых ошибок, уточним лексическое значение
некоторых слов и выражений.
Какие слова, на ваш взгляд, являются важными
в тексте?
Смысл, каких слов вам непонятен?
(Корректировка ответов учся).
Определим их лексическое значение.
Здравствуйте.
1. Человеческая сущность.
2. Этика, этическая культура.
3.
4. Благодарю.
5. Спасибо.
6. Пожалуйста.
7.
Равнодушие.
8. Милосердие
(Слова вывешиваются на доску.)
Определение микротем это определение
главной мысли, проанализируем каждый абзац и
определим эту главную мысль.
( После возможных ответов учащихся
проецируется по порядку микротемы
1.Пожелание добра и счастья – выражение
человеческой сущности.
2.Пожелание доброго здоровья – выражение
отношения к человеку.
3. Благодарить значит дарить добро, творить
благо.
4.Просьба – это порыв души.
5.Что такое равнодушие и как уберечь себя от
этого порока.
Мы определили микротемы – смысловой центр,
вокруг которого необходимо оставить
существенное, а незначительное убрать,
использовав приемы сжатия.
Напомню, что в контрольном изложении в
каждой микротеме надо использовать не менее
одного приема.
Мы же рассмотрим все возможные приемы компрессии в каждой микротеме.
Фронтальная работа под руководством
учителя.
У каждого ученика есть первичный текст
(Русский языку ГИА9 под редакцией
Н.А.Сениной), в который можно вносить
необходимые корректировки. Проводится
анализ первого абзаца по предложениям,
определяются приемы сжатия. На экран
последовательно выводится таблица приемов
компрессии этого абзаца.
Чтение учся вслух полученного сжатого
микротекста.
Учитель открывает слайд с сжатым первым
абзацем, учся видят перед собой образец и
вносят себе, если необходимо, корректировки.
Работа в парах.
Анализ второго абзаца по предложениям,
определение приемов сжатия.
Проверка: учитель открывает слайд с таблицей
приемов компрессии второго абзаца.
Чтение учся вслух полученного сжатого
второго микротекста.
Самостоятельная работа.
Анализ 3 абзаца выполняется индивидуально :
каждый учащийся заполняет свою таблицу
приемами сжатия и записывает сжатый
микротекст.
Проверка: проводится комментирование
учащимися абзаца и сопоставление их работы с
содержанием на слайдах.
Грамматические нормы.
А) Проанализировать, как связаны предложения
в тексте, с помощью каких средств связи.
Б) Обратить внимание на вид связи в
словосочетаниях, особенно на управление, так
как грамматических ошибок допускается в них
больше.
В) Повторить построение предложения с
деепричастным оборотом.
Орфографические нормы. (Можно дать на
карточках задание, по группам, по вариантам,
Физкультурная минутка
4 этап.
4.1.Закрепление
полученных знаний о
применении приемов
компрессии текста.
Цель: самостоятельное
применение учся знаний
на практике,
формирование умений и
навыков.
4.2 Закрепление знаний о
языковых нормах.
Цель: закрепление
навыков грамотного
письма. работать фронтально.)
А) Выписать слова с непроизносимой согласной
в корне: здравствуйте, пожалуйста, чувствовать,
опасный.
Б) НН в суффиксах: внутренней, ценность.
В) Выписать сложные слова, образованные путем
сложения двух основ, показать способ
образования.
Г) Объяснить:
слитное написание в слове с Не: Невежество,
незапамятных, независимость, непримиримость;
дефисное написание: подоброму, комунибудь.
Пунктуационные нормы.
А) Объяснить постановку тире и двоеточия в
предложениях полученного текста.
Б) Графически объяснить знаки препинания в
предложениях:
В слове «спасибо»… (3 абзац)
В этом простом слове, … (4 абзац)
Учитель напоминает, что в тексте должно быть
не менее 90 слов, а если ученик на экзамене не
будет по какимто причинам писать сочинение,
то в сжатом тексте тогда должно быть не менее
140 слов.
Какие проблемы компрессии текста были нами
использованы? Назовите их.
Какие чаще применялись?
Где можно за пределами русского языка
применить полученные вами умения по сжатию
текста. (кратко и содержательно высказать свою
мысль на других уроках, передавать основную
мысль текста по другим предметам, передавать
сжато и существенно информацию другому
человеку.)
Заполнить таблицу приемами компрессии,
проанализировать 4,5 абзац и написать сжатый
текст по исходному материалу (вариант 28)
Вспомним задачи, которые мы ставили в начале
урока.
Достигнута ли цель урока?
5 этап.
Обобщение и
систематизация материала.
6 этап.
Домашнее задание.
Цель: умение учся
самостоятельно применять
полученные знания.
7 этап.
Подведение итогов урока Оценивание
деятельности учся на
уроке.
Цель: формирование учся
умения оценивать свою
работу с точки зрения
поставленных задач.
Заключительное слово
учителя.
Цель: создание
эмоциональной атмосферы
для дальнейшего общения
учащихся в коллективе и в
социуме
Дается оценка работы всего класса и отдельно
учащихся, которые активно работали на уроке,
ставятся им отметки.
После проверки домашнего задания на
следующем уроке можно выборочно оценить
работы
В заключение урока я хотела бы вернуться к
содержанию проанализированного текста.
Назовите ключевые слова каждой микротемы.
Мы работали с этими словами, как с
синтаксическими средствами, необходимыми
для построения сжатого текста, но я думаю, что
во время работы каждый из вас задумался о том,
как часто мы говорим эти слова другим людям, а
они говорят нам. В этом и есть показатель нашей
этической культуры и наша человеческая
сущность.
Желайте людям добра и счастья, здоровья во
время приветствия, не сочтите за труд
поблагодарить, произнести слово «пожалуйста»,
не будьте безучастными к судьбе людей,
которые нуждаются в вашей поддержке.
На доброе слово не надо скупиться
Сказать это слово
Что дать напиться.
( Н. Рыленков)
Литература:
1. Русский язык . 9 класс. Подготовка к ГИА2014: учебнометодическое
пособие. / Под ред. Н.А. Сениной. Ростовн/ Д: Легионм, 2014.
2. Русский язык.9 класс/авт. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.
Максимов, Л.А.Чешко.М.Просвещение,2014.
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.