Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Оценка 4.8

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
22.01.2018
Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста» поможет как молодому педагогу провести урок русского языка в 9 классе, так и опытному учителю-языковеду. К данной разработке можно создать и презентацию.
работа ДРА.docx
Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа с. Совье Слободского района   Кировской области Методическая разработка  Технологическая карта урока русского языка  в 9 классе  по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».  Работу выполнила   Долгих  Раиса  Алексеевна, учитель русского языка  и литературы   первой категории МКОУ СОШ с. Совье  Слободского района Кировской области. 2018 год. Обучение сжатому изложению.  Примеры компрессии текста.  9­ й класс. Цели: 1.Обучающая:  Обучение письму сжатого изложения с применением приемов  компрессии текста,  Формирование коммуникативно­речеведческих умений;  Повторение речевых, грамматических, орфографических,  пунктуационных норм на примере текста. 2.Развивающая:  Развитие устной и письменной речи;  Развитие умения анализировать, обобщать. 3.Воспитательная:  Воспитание этнической культуры, культуры взаимоотношения друг с  другом. 4.Социализирующая:  Помогать ребёнку адаптироваться в обществе, не быть равнодушным к  нуждающимся в помощи, овладеть сочувствием, милосердием, быть  непримиримым к социальному злу. Задачи: Учить:  верно понимать и передавать главную мысль текста;  отбирать в исходном тексте основное (микротемы) и существенное  (внутри каждой части);  сокращать текст разными способами, т.е. овладеть приёмами сжатия  текста;  правильно и логично излагать свои мысли;  строить высказывание, учитывая отношения автора к проблеме;  соблюдать в практике письма основные языковые нормы. Оборудование: проектор, дидактический материал.  Тип урока: комбинированный. Учебное пособие для учащихся: «Русский язык ГИА – 9», 2014 год/под  редакцией  Н.А.Сениной. Этапы урока Приветственное слово  учителя. Цель: создание  эмоционально­ привлекательной среды к  уроку. Ход урока Ход урока Придумано кем­то Просто и мудро, При встрече здороваться: Доброе утро. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера. 1 этап. Сообщение темы и цели  урока. Определение задач урока. Цель: ­обучение  самостоятельному  определению задач урока и средств достижения; ­создание мотивации к  успешной подготовке к  ГИА. (Н. Красильников) ­Тема нашего занятия: «Подготовка к написанию сжатого изложения. Приемы компрессии текста» Содержание текста позволит нам обратить  внимание на культуру нашей речи, культуру  взаимоотношений друг с другом. Цель нашей работы: продолжить подготовку к  написанию контрольного сжатого изложения и к  успешной сдаче ГИА. Сжатое изложение предполагает определенные  виды деятельности с текстом, поэтому  определим задачи урока исходя из  экзаменационных критериев оценки сжатого  текста. Критерии оценивания сжатого изложения: ИК 1. Экзаменуемый точно передал основное  содержание прослушанного текста, отразив все  важные для его восприятия микротемы. 3 балла. ИК 2. Экзаменуемый применил 1 или несколько  приемов сжатия текста, использовав их на  протяжении всего текста. 3 балла. ИК 3. Работа характеризуется смысловой  цельностью, речевой связанностью и  последовательностью изложения. 2 балла (Учащиеся предлагают возможные  формулировки задач урока, чему они должны  научиться на уроке.) ­Мы сказали только о содержательной части  конечного текста, а для грамотного написания  необходимо повторить и языковые нормы.  Назовите их. (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы.) Вспомните,  как они оцениваются.  Обобщив сказанное, мы можем сформулировать следующие задачи урока :  верно понимать и передавать главную  мысль текста;  отбирать в исходном тексте основное  (микротемы) и существенное (внутри  каждой части);   сокращать текст разными способами, т. е  овладевать приемами сжатия текста;  правильно и логично излагать свои мысли;  строить высказывания, учитывая  отношение автора к проблеме;  соблюдать в практике письма основные  языковые нормы.  сокращать текст разными способами, т. е  правильно и логично излагать свои мысли; строить высказывания, учитывая   овладевать приемами сжатия текста;   отношение автора к проблеме;  языковые нормы. Для работы над текстом необходимо вспомнить  некоторые положения и определения: соблюдать в практике письма основные   стили речи;  типы речи;  основная мысль текста;  микротема;  приемы сжатия текста, перечислить. Чтение текста учителем. ­ Определить стиль и тип речи. ­ Какова тема данного текста? ­Сформулируйте основную мысль высказывания. ­Определите авторское отношение к затронутой  теме. 2 этап. Актуализация знаний,  подготовка учащихся к  восприятию нового  учебного материала. Цель: повторение ранее  изученного материала,  необходимого для работы  над текстом. 3 этап. Работа над новым  материалом. Приемы  компрессии текста. Цель: ­обучение сжатому  изложению текста; ­формирование знаний и  способов действий. 3.1.Ознакомление уч­ся с текстом. Цель: понимание уч­ся  основного содержания  текста. 3.2. Словарная работа. Цель: обогащение словаря  учащихся, воспитание  этической культуры,  моральных качеств  человека. 3.3.Определение  микротем. Цель: формирование  умения определять главное содержание в отдельном  микротексте. 3.4. Работа над сжатием  текста. Цель: формирование  умения сокращать текст  разными способами, т.е.  овладевать приемами  сжатия текста. ­Чтобы правильно передать основное  содержание  и не сделать фактических и  речевых ошибок, уточним лексическое значение  некоторых слов и выражений. ­Какие слова, на ваш взгляд, являются важными  в тексте? ­Смысл, каких слов вам непонятен?  (Корректировка ответов уч­ся). ­Определим их лексическое значение. Здравствуйте. 1. Человеческая сущность. 2. Этика, этическая культура. 3. 4. Благодарю. 5. Спасибо. 6. Пожалуйста. 7. Равнодушие. 8. Милосердие (Слова вывешиваются на доску.) ­ Определение микротем ­ это определение  главной мысли, проанализируем каждый абзац и  определим эту главную мысль. ( После возможных ответов учащихся  проецируется по порядку микротемы 1.Пожелание добра и счастья – выражение  человеческой сущности. 2.Пожелание доброго здоровья – выражение  отношения к человеку. 3. Благодарить ­ значит дарить добро, творить  благо. 4.Просьба – это порыв души. 5.Что такое равнодушие и как уберечь себя от  этого порока. Мы определили микротемы – смысловой центр,  вокруг которого необходимо оставить  существенное, а незначительное убрать,  использовав приемы сжатия. Напомню, что в контрольном изложении в  каждой микротеме надо использовать не менее  одного приема. Мы же рассмотрим все возможные приемы компрессии в каждой микротеме. Фронтальная работа под руководством  учителя. У каждого ученика есть первичный текст  (Русский языку ГИА­9 под редакцией  Н.А.Сениной),   в который можно вносить   необходимые корректировки. Проводится  анализ первого абзаца по предложениям,  определяются приемы сжатия. На экран  последовательно выводится таблица приемов  компрессии этого абзаца.  Чтение уч­ся вслух полученного сжатого  микротекста. Учитель открывает слайд с сжатым первым  абзацем, уч­ся видят перед собой образец и  вносят себе, если необходимо, корректировки.   Работа в парах. Анализ второго абзаца  по предложениям,  определение приемов сжатия. Проверка: учитель открывает слайд с таблицей  приемов компрессии второго абзаца.  Чтение уч­ся вслух полученного сжатого  второго микротекста.  Самостоятельная работа. Анализ 3 абзаца выполняется индивидуально :  каждый учащийся заполняет свою таблицу  приемами сжатия и записывает сжатый  микротекст. Проверка: проводится комментирование  учащимися абзаца и сопоставление их работы с  содержанием на слайдах.  Грамматические нормы. А) Проанализировать, как связаны предложения  в тексте, с помощью каких средств связи. Б) Обратить внимание на вид связи в  словосочетаниях, особенно на управление, так  как грамматических ошибок допускается в них  больше. В) Повторить построение предложения с  деепричастным оборотом. Орфографические нормы. (Можно дать на  карточках задание, по группам, по вариантам,  Физкультурная минутка 4 этап. 4.1.Закрепление  полученных знаний о  применении приемов  компрессии текста. Цель: самостоятельное  применение уч­ся знаний  на практике,  формирование умений и  навыков. 4.2 Закрепление знаний о  языковых нормах. Цель: закрепление  навыков грамотного  письма. работать фронтально.) А) Выписать слова с непроизносимой согласной  в корне: здравствуйте, пожалуйста, чувствовать,  опасный. Б) НН в суффиксах: внутренней, ценность. В) Выписать сложные слова, образованные путем сложения двух основ, показать способ  образования. Г) Объяснить: ­слитное написание в слове с Не: Невежество,  незапамятных, независимость, непримиримость; ­дефисное написание: по­доброму, кому­нибудь. Пунктуационные нормы. А) Объяснить постановку тире и двоеточия в  предложениях полученного текста. Б) Графически объяснить знаки препинания в  предложениях: ­В слове «спасибо»… (3 абзац) ­В этом простом слове, … (4 абзац) Учитель напоминает,  что в тексте должно быть  не менее 90 слов, а если ученик на экзамене не  будет по каким­то причинам писать сочинение,  то в сжатом тексте тогда должно быть не менее  140 слов. ­Какие проблемы компрессии текста были нами  использованы? Назовите их. ­ Какие чаще применялись? ­Где можно за пределами русского языка  применить полученные вами умения по сжатию  текста. (кратко и содержательно высказать свою  мысль на других уроках, передавать основную  мысль текста по другим предметам, передавать  сжато и существенно информацию другому  человеку.)  Заполнить таблицу приемами компрессии,  проанализировать 4,5 абзац и написать сжатый  текст по исходному материалу (вариант 28)  ­Вспомним задачи, которые мы ставили в начале  урока. ­Достигнута ли цель урока? 5 этап. Обобщение и  систематизация материала. 6 этап.  Домашнее задание. Цель: умение уч­ся  самостоятельно применять  полученные знания. 7 этап. Подведение итогов урока Оценивание  деятельности уч­ся на  уроке. Цель: формирование уч­ся умения оценивать свою  работу с точки зрения  поставленных задач. Заключительное слово  учителя. Цель: создание  эмоциональной атмосферы  для дальнейшего общения  учащихся в коллективе и в  социуме Дается оценка работы всего класса и отдельно  учащихся,  которые активно работали на уроке,  ставятся им отметки. После проверки домашнего задания на  следующем уроке можно выборочно оценить  работы ­В заключение урока я хотела бы вернуться к  содержанию проанализированного текста.  Назовите ключевые слова каждой микротемы. Мы работали с этими словами, как с  синтаксическими средствами, необходимыми  для построения сжатого текста, но я думаю, что  во время работы каждый из вас задумался о том, как часто мы говорим эти слова другим людям, а они говорят нам. В этом и есть показатель нашей этической культуры и наша человеческая  сущность. Желайте людям добра и счастья, здоровья во  время приветствия, не сочтите за труд  поблагодарить, произнести слово «пожалуйста»,  не будьте безучастными к судьбе людей,  которые нуждаются в вашей поддержке.  На доброе слово не надо скупиться Сказать это слово­  Что дать напиться. ( Н. Рыленков) Литература: 1. Русский язык . 9 класс. Подготовка к ГИА­2014: учебно­методическое  пособие. / Под ред. Н.А. Сениной. ­ Ростов­н/ Д: Легион­м, 2014. 2. Русский язык.9 класс/авт. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков,   Л.Ю.  Максимов, Л.А.Чешко.­М.Просвещение,2014.

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».

Методическая разработка  Технологическая карта                                                                                                       урока русского языка  в 9 классе  по теме       «Обучение сжатому изложению. Приёмы компрессии текста».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018