Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Оценка 4.8
Библиография +2
doc
английский язык
10 кл
13.08.2018
Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"
«Технология «Дебаты» является инструментом формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка и литературы Актуальность формирования таких качеств, как самостоятельность и способность к самоорганизации, толерантность, готовность к сотрудничеству, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы несомненна, т.к. ситуация в стране, да и во всем мире постоянно меняется. Понятия устаревают быстро, то есть нужно вооружать детей не конкретными сведениями, а технологией получения определенных знаний.
Методическая разработка «Технология «Дебаты».doc
«Технология «Дебаты» как инструмент формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка и литературы Введение...................................................................................................................2 Глава 1.......................................................................................................................5 Теоретические основы темы...................................................................................5 1.2. Особенности технологии «Дебаты»...................................................................................7 А) Философские основы технологии....................................................................................7 Б) Принципы «Дебатов»........................................................................................................7 1.3. Форматы «Дебатов»............................................................................................................9  Формат дебатов Карла Поппера........................................................................................19  Формат дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса............................21 Глава 2.....................................................................................................................23 Описание опыта работы по формированию коммуникативной компетентности на основе технологии «Дебаты»...........................................................................23 2.1. Особенности использования технологии «Дебаты» в процессе преподавания  английского языка....................................................................................................................23 А) Перед «Дебатами» (обучение азам)...............................................................................23 Б) «Дебаты» на уроках........................................................................................................25 Дебаты как вид урока..........................................................................................................26  В) Курс «Дебаты» для учащихся 8 – 9 классов................................................................27 Г) Клуб «Дебаты» для старшеклассников.........................................................................28 Заключение.............................................................................................................31 Введение Слово – не добро и не зло,  но дает возможность творить то и другое,  созидать и разрушать, лечить и наносить раны. Альбрехт Гесс. В   связи   с   принятием   новой   государственной   стратегии   развития   выделяются   следующие   группы   ключевых   компетенций, образования   необходимых   каждому   человеку: социальные, коммуникативные,   межкультурные   компетенции;   толерантность;   умение   и желание непрерывно учиться; владение технологиями.   политические,   Смещение акцентов с формирования знаний на развитие способностей, на формирование умений (интеллектуальных и социальных) – это не случайность и не дань моде, а отражение требований тех реалий, которые имеют место сегодня в мире.  Актуальность   формирования   таких   качеств,   как   самостоятельность   и способность к самоорганизации, толерантность, готовность к сотрудничеству, умение   вести   диалог,   искать   и   находить   содержательные   компромиссы несомненна, т.к. ситуация в стране, да и во всем мире постоянно меняется. Понятия устаревают быстро, то есть нужно вооружать детей не конкретными сведениями, а технологией получения определенных знаний.  Одной   из   самых   важных   в   Стандарте   по   русскому   языку   на   базовом уровне   в   основной   и   старшей   школе   признана  коммуникативная компетентность,   в то время как лингвистическая является лишь базовой для формирования коммуникативной.  Это обусловлено тем, что во всем мире наблюдается  резкое снижение культурного   уровня.   Ситуация   с   культурой   речи   принимает   угрожающий характер, причем затрагивает все слои населения.  Не   менее   важной   причиной   внимания   к   формированию коммуникативной компетентности является значение слова в нашей жизни, так   как   оно  ­   важнейшее   средство   коммуникации.  Человек,   произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателя, отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность высказанных положений. Мастерство   публичной   речи  –   непреходящая   ценность, существовавшая   еще   в   античности   и   сохранившаяся   до   сих   пор.   Умение говорить,   убеждать   приобретает   особое   значение   в   эпоху   демократизации общества, когда у людей есть право свободно выступать, доказывать свою точку зрения, спорить. Все   сказанное   порождает   противоречие:   с   одной   стороны,   нужно формировать навыки публичного выступления, так как активность населения растет и человечество стремится к демократии – свободе слова. С другой стороны,   общество   не   готово   к   свободному   общению,   так   как   культура общения очень низка во всех слоях населения. Особенное   значение   в   этих   условиях   приобретают   технологии, направленные на достижение гарантированного результата.  Одна   из   современных   образовательных   технологий  ­   «Дебаты», разработанная   американскими   учеными.   Она   позволяет   формировать ключевые   умения,   связанные   с   культурой   спора.   Умение   доказывать   свою точку зрения важно безотносительно к какому­либо предмету, так как умение обсуждать   проблему   с   разных   сторон,   аргументировать   точку   зрения, достойно   реагировать   на   мнение   оппонентов   необходимо   в   любой   сфере деятельности,   деловом, профессиональном и т.д.   на   разных   уровнях   жизни   –   бытовом,   «Дебаты»   ­   это   интеллектуальная   игра,   представляющая   собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Дебаты  позволяют   развить   «навыки   эффективного   публичного выступления, работы с информацией, подготовки кейса, стрессоустойчивости, работы   с   вопросами,   командного   взаимодействия;   расширить   кругозор; развить   коммуникативную   компетентность.   Кроме   того,   дебаты   позволяют распространять   гуманитарные   ценности   толерантности   и   терпимости   к противоположной точке зрения».1 В   ходе   игр   учащиеся   получают   основательные   знания   по разрабатываемым   темам,   учатся   правильно   строить   свою   речь,   получают навыки   ведения   исследовательской   работы,   проходят   через   мастерские логики, риторики, культуры речи, имиджа спикера. Использование технологии «Дебаты» позволяет решать следующие  педагогические задачи:  «Обучающие,   так   как   технология   способствует   закреплению, актуализации   полученных   ранее   знаний,   овладению   новыми   знаниями, умениями и навыками;  Развивающие, так как игра способствует развитию интеллектуальных, лингвистических   качеств,   творческих   способностей.   Дебаты   развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения; 1  Воспитательные,   так   как   технология   способствует   формированию культуры спора, уважению к чужому мнению, признанию множественности подходов к решению вопроса;  Коммуникативные,   так   как   учебная   деятельность   осуществляется   в межличностном общении; обучение происходит в совместной деятельности».2 За период развития программы в Украине  накоплен опыт использования   предметам методики   дебатов   в   обучении   иностранному   языку, общегуманитарного   и   естественнонаучного   цикла.   Таким   образом,   эта технология   является   универсальной,   так   как   имеет   отношение   ко   всем предметам школьного курса  и выходит за рамки школы. Целью   данной   работы  является   описание   опыта   работы   по внедрению  технологии «Дебаты» в учебный процесс школы, в частности в преподавание английского языка  и во внеурочную деятельность.  Исходя из этого, определены следующие задачи:  Изучить  научно­методическую   литературу   по   формированию коммуникативной компетентности и технологиям, способствующим ее формированию, в частности, технологии «Дебаты»;  Систематизировать и описать  систему упражнений, алгоритмы   по освоению технологии «Дебаты»;  Разработать  программу   факультативного   курса   «Дебаты»   для учащихся 8­9 классов;  Представить  программу работы клуба «Дебаты» для учащихся  10 – 11 классов;  Описать  систему   работы   по   данной   технологии,  методы   и   формы подачи материала на уроках английского языка;  Отследить  эффективность  использования  технологии «Дебаты»  как средства формирования коммуникативной компетентности в школе.  Основными принципами данной работы являются следующие:  Обеспечение   личностно­ ориентированного подхода к методике организации уроков, а также во внеурочное время; коммуникативно­деятельностного,    Реализация принципа  преемственности между годами обучения. 2 Глава 1 Теоретические основы темы 1.1. Методы и приемы работы, направленные на формирование коммуникативной компетентности Компетентностный  подход требует особых методов  и приемов  подачи материала. Под  методами   обучения  понимают   последовательное   чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала. "Метод" – способ достижения цели, способ приобретения знаний. Существует много различных классификаций методов обучения с учетом их   практических   функций.   Однако   целостный   процесс   обучения обеспечивается   единой   классификацией   методов,   которая   включает   все классификационные характеристики. «Активные методы обучения ­ методы, стимулирующие познавательную деятельность   обучающихся…   Метод   активным   делает   тот,   кто   его применяет». К   числу   активных   методов   обучения   можно   отнести   следующие: самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником   и   книгой,   пользование   справочной   литературой   и   другими информационными   ресурсами;   проект;   дискуссия;   разыгрывание   ролей; анализ конкретных ситуаций; игровое проектирование; деловые игры и др. Активное обучение – это, по существу, обучение деятельности. Обычно активные   методы   применяются   в   комплексе   с   традиционными.   В   группу активных   методов   входит   также  самостоятельная   работа   учащихся   с учебно­научной информацией.  Проблемная   ситуация  создается   постановкой   перед   детьми   учебно­ познавательной задачи, требующей для решения мобилизации знаний.  «Игровая   ситуация  способствует   вовлечению   детей   в   условную,   обладающую   большим увлекательно­развлекательную   деятельность, внушающим воздействием. «Учебная дискуссия представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями.   Дискуссия   создает   обстановку   свободного   воспроизведения детьми   имеющихся   знаний   и   обеспечивает   вовлечение   всех   учащихся   в процесс обсуждения.  В   условиях   демократии   и   гласности   именно   умение   участвовать   в дискуссии приобретает особый смысл. «Взаимообучение  –  специфический   метод   обучения,  заключающийся   в обмене   основной   или   дополнительной   информацией,   взаимопроверке прочности усвоения знаний». как   «Интеллектуальная   разминка», Среди часто используемых хотелось бы отметить такие формы и методы работы,   «Мозговая   атака», индивидуальные  практикумы (отработка индивидуальных   упражнений  и выполнение исследовательских заданий:  программированные, творческие, поисковые аудиторные задания и внеаудиторные исследования по заданной преподавателем проблеме), «Круглые столы»   и пр.  Подобного   рода   занятия   формируют   творческий,   исследовательский стиль   деятельности   учащихся,   представляют   широкие   горизонты   для индивидуальной работы, активизируют общение, передачу опыта.  Все   эти,   и   многие   другие   методы   можно   использовать   при технологическом подходе, несомненным достоинством которого  является то, что   дебаты     могут   выступать   и   как   форма   урока   (Собственно   игра   и   ее анализ),   и   как   метод   работы   на   уроке   (поэлементное   использование технологии на уроках). 1.2. Особенности технологии «Дебаты» А) Философские основы технологии  «Дебаты»   ­   технология,   основанная   на  философии   конструктивизма, ключевая  идея  которого  заключается  в  том, что  знания  нельзя  передать  в готовом виде Б)  Принципы «Дебатов» Основными принципами дебатов являются ­  обучение.   Участие   в   дебатах   призвано   обогатить   образование.   Обучение имеет большее значение, чем победа. Желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приемы.  ­  честность.  Честность — стержень дебатов. Задача участников дебатов — быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов.  ­  уважение.   Дебаты   касаются   идей   и   их   столкновений,   а   не   личности участников. Другими словами, вы должны атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов. Эти принципы обязательны для всех участников дебатов. Если вы их не принимаете, то вам лучше не участвовать в дебатах. В) Форматы «Дебатов» Дебаты могут принимать различные формы. Существуют разные форматы (стили) дебатов:   неполитические (Karl Рорреr Debate);  политические (Роliсу Debate); парламентские;  дебаты Линкольна­Дугласа и др. «Эти   и   другие   форматы   получили   свое   распространение   в   России   в разное время. Раньше всего, с 1994 года, стал использоваться формат дебатов Карла Поппера, предназначенный прежде всего для старшеклассников. С 1998 года   активно   развиваются   американский   и   британский   форматы парламентских дебатов.  Г) Образовательная технология «Дебаты»: преимущества  и недостатки  Активное использование техник и методик образовательной программы «Дебаты»   в   процессе   обучения   является   одной   из   особенностей   развития образования   в  Украине.   Современные   подходы   к   обновлению   школьного образования,   основывающиеся   на   инновационных   идеях,   позволяют рассматривать  дебаты   как  эффективное  средство   обучения, как  новую педагогическую технологию. «Новая технология базируется на следующих принципах и подходах:  1)  принцип   гуманизации,   признание   уникальности   и   неповторимости каждой личности; 2)  личностно­ориентированный подход, предполагающий осуществление такого   руководства   деятельностью   учащихся,   которое   позволяет проявить   им   личностные   функции,   (искать   во   всем   смысл,   проявлять творчество,   давать   критическую   оценку   фактам,   строить   образ   своего «Я» и модели своей жизни); 3)  деятельностный   принцип,   заключающийся   в   обучении   не   готовым знаниям,   а   процедурам   учебной   деятельности,   способам   мышления, приемам анализа, осмысления, оценки и интерпретации информации;  4)  коммуникативный   принцип  добывания   знаний,   предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблемы;  5) субъектно­субъектные отношения учителя с учащимися;  6)  акцентирование   на  самостоятельно­поисковые   формы   работы  с информацией,   обеспечивающие   формирование   опыта   самостоятельной познавательной   деятельности   и     самостоятельного   принятия   решений, овладение способами самостоятельной работы с текстом; 7)  данная   технология   предполагает  конструирование,   проектирование своего знания, которое рождается в процессе обучения».  Преимущества технологии  «Дебаты»  ­ междисциплинарность; ­ сочетание в процессе обучения развития интеллектуальных навыков и навыков практической деятельности (например, общения, групповой работы); ­  предоставление  учащимся  различных  средств  для  самореализации  и самообразования; ­  формирование  социальной   ответственности,   навыков   коллективной работы, обусловленность принципов и поступков; ­  открытость  для   взаимодействия   с   другими   педагогическими технологиями и подходами, ориентированными на личность ученика». «Дебаты»   представляют   собой   оригинальную   технологию, направленную   на   подготовку   человека   к   жизни   в   условиях   рыночной экономики,   плюрализма   ценностей   и   идеологий,   приоритета   прав   и гражданских свобод.  Несомненным преимуществом для учителей  английского языка  в данной технологии   является   то,   что   она   способствует   формированию   тех умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник.  К  недостаткам  данной   технологии   следует   отнести   трудоемкость   и большие   временные   затраты.   Поиск   нужной   информации   требует определенных навыков, отсутствие которых значительно затрудняет работу. 1.3.  Форматы «Дебатов» Английский язык, как учебная дисциплина, отнесен к блоку гуманитарных  предметов и тем самым призван решать вопросы гуманитарного образования  обучающихся. Оставляя в стороне всестороннее определение содержания  гуманитарного компонента, можно утверждать, что эта область включает  развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных  стратегий и функциональной грамотности, а также развитие культуры  презентации и публичного выступления. Как известно, сегодня изучение иностранного языка в образовательном  учебном заведении представляет собой этап практического овладения  языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает  формирование у обучающихся коммуникативных умений, необходимых в  дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых  ситуациях делового общения. Будет справедливым отметить, что к наиболее  значимым для дальнейшего обучения и профессионального роста  коммуникативным умениям современных студентов можно отнести  мастерство публичных выступлений, поскольку на протяжении всей  дальнейшей учебы и карьеры их будут оценивать именно по эффективности  устного общения с окружающими. Между тем следует отметить, что изложение собственных мыслей и идей  публично, особенно на иностранном языке, ­ достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во  время публичного выступления люди не могут структурировать речь, чётко  сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства,  они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии. Для формирования основных навыков публичного выступления на  иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся  целесообразно использовать на уроках английского языка на старшей ступени  обучения педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное  обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений  участников­представителей двух противостоящих, соперничающих команд, а  также элементов настоящей технологии.  Прежде всего, дебаты формируют у обучающихся все четыре основных  языковых коммуникативных умения – аудирование, чтение, говорение и  письмо, именно эти умения в соответствии с нормативными документами  должен развивать у учеников преподаватель иностранного языка. Перед  проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки)  анализируют литературу, готовя опорные конспекты, аннотации, тезисы,  заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает  чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время  игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды  перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс не только  шестерых игроков, но и всю группу. На уроках английского языка на старшей ступени обучения дебаты могут  использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления  учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения.  Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом  дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правило,  преподавателем.  Подготовка и поведение дебатов предполагают организацию работы в группах (командах). Среди возможных принципов распределения обучающихся по  группам можно выделить следующие: преподаватель сам создает команды,  распределив роли, либо обучающиеся создают группы самостоятельно, а роли  распределяются по взаимной договорённости или по жребию. Можно также  разделить обучающихся на три группы («сильные», «средние», «слабые») и  объединить по одному человеку из каждой группы в команду. В группу можно объединить и соседей по партам или по рядам.  В ходе обучения английскому языку можно использовать дебаты как форму  урока и элементы технологии «Дебаты». Кажется допустимым применять на  уроках так называемые «модифицированные» дебаты, в которые внесены  некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В  модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение  числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются  «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д. Формат дебатов предусматривает:   участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers). Одна  команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers)  – опровергает его;  участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);  команды имеют право на 5­минутный тайм­аут для консультации друг с  другом перед своим выступлением (тайм­аут можно использовать либо  частями, либо полностью сразу);  роли и регламент определены заранее. Порядок проведения дебатов Порядок выступ­ лений  1 Спикер Первый спикер  утверждающей команды.  (Р1) Время выступ­ ления 4 мин.   – Представляет  утверждающую команду; – формулирует тему  дебатов; – объясняет ключевые  понятия; – заявляет позицию своей  команды; – представляет все  аргументы команды; – заканчивает четкой  формулировкой общей  линии. 2 3 Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает  вопросы первому спикеру  утверждающей команды  (Р1) (1 раунд вопросов).      Третий спикер отрицающей команды (О1) 1,5 мин. ОЗ задает перекрестные  вопросы с целью  принизить значение  аргументов Р1; Р1 отвечает. 4 мин. – представляет команду; – отрицает тему,  формулирует тезис  отрицания; – принимает определение, предложенное Третий спикер  утверждающей команды  (Р3) задает вопросы  первому спикеру  отрицающей команды (О1)  (2 раунд вопросов).      Второй спикер  утверждающей команды  (Р2). Первый спикер  отрицающей команды (О1)  задает вопросы второму  спикеру утверждающей  команды (Р2) (3 раунд  вопросов) 4 5 6 7 утверждающей командой; – опровергает аргументы  и выдвигает  контраргументы; – заканчивает четкой  формулировкой общей  линии команды. 1,5 мин. Р3 задает перекрестные  вопросы О1 с целью  принизить значение  аргументов О1; О1 отвечает. 3 мин. – опровергает аргументы, выдвинутые О1; – приводит новые  доказательства в защиту  аргументов команды  (новых аргументов не  приводит). 1,5 мин. О1 задает перекрестные  вопросы Р2 с целью  принизить значение  аргументов и  доказательств Р2; Р2 отвечает на вопросы. – опровергает аргументы, представленные  утверждающей командой; – восстанавливает  аргументы своей  команды; – представляет новые  доказательства (новые  аргументы не  Второй спикер  отрицающей команды (О2) 3 мин. 8 9 1,5 мин Первый спикер  утверждающей команды  (Р1) задает вопросы  второму спикеру  отрицающей команды (О2)  (4 раунд вопросов).      приводятся). Р1 задает перекрестные  вопросы О2 с целью  принизить значение  аргументов и  доказательств; О2 отвечает. Третий спикер  утверждающей команды  (Р3)  3 мин. – акцентирует основные  моменты дебатов, следуя  своим аргументам; 10 Третий спикер отрицающей команды (О3). 3 мин. – проводит  сравнительный анализ  позиций сторон по  ключевым вопросам; – объясняет, почему  аргументы утверждения  более убедительны; – не приводит новых  аргументов; – делает эффектное  заключение. – акцентирует узловые  моменты, следуя  структуре отрицающего  кейса; – проводит  сравнительный анализ  позиций сторон по  ключевым вопросам; – объясняет, почему  приводимые его  командой аргументы  более убедительны; – делает эффектное заключение.  за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time­Keeper),  который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца  выступления или тайм­аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec)  дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это  преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов  они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не  совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать  предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи  аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными;  команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает;  остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре  помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во  время игры – они болеют за свою команду. Продуктивны на уроках английского языка следующие форматы дебатов:  экспресс­дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным  текстом, «скоростные» или мини­дебаты и др. Экспресс­дебаты – это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму.  Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом.  При проведении «скоростных», или мини­дебатов «один на один», каждый из  участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока  является какая­то общая проблема, которая делится на составляющие. По  каждой мини­проблеме заслушиваются пара конкурирующих спикеров (по две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера  фиксируются письменно и затем обсуждаются группой. Значимым видится и тот факт, что дебаты приучают студентов к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях. К числу наиболее часто употребляемых можно отнести следующие: we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; we wonder; the point is; in our  opinion; there is something in what you are saying but, we appreciate, thank you  for your attention, thank you for the questions и ряд других. Дебаты также  формируют у обучающихся представление о структуре речи. Примером  сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера:  приветствие слушателей – представление команды и самого себя –  вступление (обоснование актуальности темы – определение понятий ­  темы – выдвижение критерия – аргументация – заключение –  благодарность за внимание. Понимание обучающимися структурных и сюжетных схем речи дебатов позволит им в дальнейшем чётко составить план  большинства публичных выступлений.   Фрагмент урока  проведенного по технологии “Дебаты”.  Тема урока: “English – the Language of the World”  Цели урока:  Учебные:   познакомить обучающихся с особой формой дискуссии – дебатами;  расширить знания обучающихся о языках; Развивающие:   развивать навыки диалогической речи;  развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению,  анализу, логичности;   развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу,  выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому  вопросу. Воспитывающие:    способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к  различным взглядам; воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе. 1. Warm­up Discussion  Ход урока  T: Dear boys and girls! Our lesson today is devoted as usually to the English  language but we’ll not only speak English, we’ll speak about English. The subject  is English – the Language of the World. Some people say it’s so, but another  people disagree with this statement. Today we’ll have a debate­lesson. I welcome  you here this morning to discuss this interesting theme. How about you? Do you  agree with this statement?  2. Main part. Debate Procedure. Time­Keeper: So let me open the debate. The motion is English – the Language of  the World. It is proposed by the first team. So, the floor is given to P1. Time: 4  minutes.  1. Proposer 1  Good afternoon, Honorable Jury, Time­Keeper. Good morning, dear colleagues.  Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second  speaker in our team is P2. And the third speaker is P3. English is really a language that came from nowhere to conquer the world. It’s the  language of the planet, the first truly global language. 750 million people all over  the world use English. This shows that English is the Language of the World. Our  team presents the points for the motion of the debate. We’d like to begin with the world map. Some parts of it are painted in the same  colors. These countries are the UK, the USA, Canada, Australia and New Zealand.  They once were British colonies and the English brought their language and  culture there. Now English is the mother tongue or a first language and the official  language in these countries. But we see that English is also spoken in many other  countries as well. Once they also were British colonies and nowadays they are  members of the British Commonwealth .These are such countries as India,  Afghanistan, Pakistan, some countries in Africa and South America. Our first argument for the motion is that we can call English a mother tongue or a  first language and an official language. Our second argument is that English is an international language too. It is used as a mean to solve different world problems and is the official language of many  international organizations such as The United Nations. It is the language of sports: the official language of the Olympics. English is also used at music festivals or  some other international meetings. Our third point is that English is a widespread language. To use English as an  international language people have to learn it in many countries, in Russia, China,  Japan and a lot of others. They learn it at schools, colleges, universities or  language courses. They also learn it for their future career, for traveling and for  other reasons. Time­Keeper: Your time is over. Thank you. Now the floor is given to the second  team. Would you like to take time­out to discuss questions to the speaker? Opposer 3: Yes, I’d like to take time­out for 2 minutes. Time­Keeper: Time is over. I welcome O3. Your questions, please. Time: 1,5 min.  2. Opposer 3  The speaker stated in his speech that English is the mother tongue or a first  language, the official, an international and a widespread language. But would the  speaker answer some questions?  Can you name figures that show the number of world population speaking  English? Do you know how many people speak Chinese? What can you say about the fact  that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth?  Proposer 1: Thank you for your questions. I try to answer them (Proposer 1  answers). Time­Keeper: Time is over. Thank you. The motion is opposed by the second  team. The floor is given to O1. Time: 4 minutes.  3. Opposer 1 Good morning, Honourable Jury, Time­Keeper and dear colleagues!  I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the  second speaker and O3 is our third speaker. We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the  motion of the debate.  Firstly, as my honourable friend P1 has said “We can call English a mother tongue  or a first language and an official language”. But how about the other languages of  the world? We also can call them the native tongues for some people, the first  languages or the official languages for some other people. There are only twenty­ two countries in the world where English is the official language but there are so  many countries where people do not use English. We know that Chinese is the  native tongue of more people than any other language on earth. It is spoken by  most of the approximately 1.2 billion peoples of China. The second argument doesn’t seem to be convincing either. The speaker has said  that ”English is used as a mean to solve different world problems and it is the  official language of many international festivals and meetings”. But how about that fact that the language of diplomatic documents is French (passports, driving  licensees) and the language of music (opera) is Italian? The third argument is not quite true. We know that English is one of the most  widespread languages on earth, but second after Chinese. People of many countries such as Russia, China, Japan and a lot of others learn German, French, Spain,  Italian and also Chinese together with English at schools, colleges, universities or  language courses. These languages are as popular as English and we can also call  them the international languages. Time­Keeper: Time is over. Thank you. The floor is given to the proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other. Your time out is over. Welcome with questions, please. Time: 1,5 minute.  4. Proposer 3  The speaker tried to change our minds saying … But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks  questions) Opposer 1 answers them. Далее дебаты продолжались в соответствии с форматом. Нужно отметить, что обучающиеся хорошо знают правила, роли и умеют выдерживать заданный  регламент. Дебатам предшествовала большая самостоятельная работа  учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из  различных источников. Учащиеся делали выписки, продумывали возможные  линии столкновения.  3. Conclusion. Homework  После проведения дебатов были подведены итоги урока. В заключение следует отметить, что дебаты – это актуальный и эффективный  подход к организации процесса изучения иностранного языка на старшей  ступени обучения в целом и к подготовке обучающихся к сдаче устной части  ЕГЭ по английскому языку в частности.. Данная педагогическая технология и  её элементы способны мотивировать обучающихся к изучению английского  языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня  одной из основных целей обучения иностранному языку. Формат дебатов Карла Поппера В   дебатах   Карла   Поппера   участвуют   две   команды   по   3   человека (спикеры).   Спикеры   обсуждают   заданную  тему,   при   этом   одна   команда утверждает тезис (команда утверждения), а другая (отрицающая команда) его опровергает. Регламент и роли спикеров в дебатах Карла Поппера Порядо к  1. У1 Время  Роли спикеров 6 мин. Представляет команду, показывает актуальность темы, дает определения   ключевым   понятиям   темы,   представляет   все аргументы команды в организованной форме. 2. О3>У 3 мин. О3 задает перекрестные вопросы У1 1 3. О1 6 мин. Принимает   определения   утверждающей   команды,   за исключением   случаев,   когда   определения   У1является полностью   неправильным.   Дебаты   по   определениям   не допускаются!   Опровергает   аргументы   У1и   выдвигает   все возможные аргументы отрицающей команды. 4. У3>О 3 мин. У3 задает перекрестные вопросы О1 1 5. У2 5 мин. Опровергает   аргументы   О1,   восстанавливает   аргументы утверждающей   команды,   представляет   доказательства, поддерживающие   утверждающую   линию.   Новые   аргументы не приводятся. 6. О1>У 3 мин. О1 задает вопросы У2 2 7. О2 5 мин. Опровергает аргументы утверждающей команды, усиливает отрицающую   линию   и   представляет   доказательства   в   ее поддержку. Новые аргументы не приводятся. 8. У1>О З мин. У1 задает вопросы О2 2 9. У3 10. О3 5 мин. Выявляет   области   столкновения   команд,   делает сравнительный анализ позиций сторон и объясняет, почему аргументы утверждающей команды более убедительны. 5 мин. Выявляет   области   столкновения   команд,   делает сравнительный анализ позиций сторон и объясняет, почему аргументы отрицающей команды более убедительны. Команды   имеют   право   на   8   минутный   перерыв   (таймаут)   для консультаций   друг   с   другом   между   выступлениями,   который   они   могут использовать   полностью   или   частями.   Таймкипер   показывает,   сколько осталось до конца выступления спикера. Аналогичным образом он показывает время до окончания раунда перекрестных вопросов или таймаута.  Структура кейса дебатов по формату Карла Поппера 1. Тема  2. Обоснование актуальности темы 3. Определение ключевых понятий 4. Критерий 5. Аспект 1 6.Аргумент 1 7.Доказат– во поддержки Аргумент 2 Доказат– во поддержк и Аргумент 3 Доказат– во поддержк и Аспект 2 Аргумент 4 Доказат– во поддержк и Аргумент 5 Аргумент 6 Доказат– во поддержки Доказат– во поддержки Нападать   на   определение   ключевых   понятий,   отвергать   актуальность темы нельзя. Элементы кейса Тема  должна   иметь   полное   отрицание,   представлять   интерес,   затрагивать значимые проблемы, иметь четкую формулировку. Обоснование актуальности – ответ на вопросы «почему мы, здесь, сейчас». Определение ключевых понятий. Они должны быть четкими, обоснованными и корректными. Критерий.  Служит   для   упрощения   построения   логических   связей   между аргументами кейса и доказываемым тезисом. Аспект.  Должны быть разнообразными; оптимальное количество аспектов в теме   2   –   4;   аспект   должен   подтверждать   позицию;   быть   лаконичным, релевантным.  Аргумент.  Должен   относиться   к   данному   аспекту,   раскрывать   его содержание,   не   должен   противоречить   позиции   команды,   должен   быть развернутым, неодносложным. Доказательство   (объяснение).   Доказательство   является   логической   связью между аргументом и поддержкой, оно расширяет аргумент, показывает его правильность. Поддержки.  В   качестве   поддержек   используются   примеры,   факты, статистика, цитаты. Формат дебатов Карла Поппера является “школой” дебатов, позволяет освоить основы аргументации, стратегии утверждения и отрицания, получить навыки   ведения   дискуссии   в   соответствии   с   регламентом.   Созданный   для обучения   культуре   ведения   дебатов,   он   наиболее   приемлем   для   учащихся старшего школьного возраста.  Формат дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса Каковы причины использования политических кейсов в дебатах Карла Поппера? В программе «Дебаты» различают три вида тем: историко­фактические, ценностные   и   конкретно   –   политические.   Очевидно,   что  формат   Карла Поппера основывается преимущественно на ценностных дебатах. К нему стали   добавлять   сильные   стороны   политических   дебатов.   Введение политического   кейса   во   многом   адекватно   современному   развитию   нашего общества и программы «Дебаты» в частности.   Основные положения 1.  Определение   «полиси».  Более   точно   определить   слово   «полиси» возможно   как:   «политический   курс   или   план»,   «политическая   установка», «способ решения чего­либо». 2.  Тема.   Обсуждают   не   заранее   заданную   тему   (резолюцию),   а сформулированный   на   ее   основе   конкретный   план   по   решению   проблем   с помощью   изменения   статус­кво.   Разумеется,   это   сужение   должно   быть честным. 3.  Структура   кейса.   Помимо   формулировки   темы,   актуальности, определений понятий в кейсе должны быть представлены  4 базовых условия кейса   утверждения:  «Выбор   проблемы»,   «ответственность»,   «средство исправления» и «преимущества». 4. Задачи и возможности сторон. Команда утверждения выступает за изменение   существующего   положения;   выдвигает   проблему   и   план   ее решения,   показывая   его   преимущества.  Команда   отрицания  оспаривает суждения   оппонентов   (проблемы   не   существует,   проблема   не   вызвала статусом­кво,   план   не   решит   проблему)   и   представляет   негативные последствия и ущерб, которые могут быть вызваны планом утверждения. 5. Критерий и кейс отрицания. Команда отрицания может не выдвигать своего   конструктивного   плана   —   она   должна   сосредоточиться   на содержательном опровержении всего кейса оппонентов (или самых сильных его частей), приводя в качестве поддержки многочисленные факты, примеры, статистику. 6. Роли спикеров. Порядок выступления спикеров и их основные роли не отличаются   от   дебатов   Карла   Поппера.   Первые   спикеры   заявляют   и опровергают   кейс   в   общем   виде   (готовясь   прояснить   позицию   в   раунде вопросов), вторые спикеры — занимаются «опровержением опровержения», неся на себе основное бремя доказательства и поддержек (которые должны поддерживать   конкретные   контраргументы),   третьи   спикеры   проводят сравнительный анализ позиций сторон. Глава 2 Описание опыта работы по формированию коммуникативной компетентности на основе технологии «Дебаты» 2.1. Особенности использования технологии «Дебаты» в процессе преподавания английского языка А) Перед «Дебатами» (обучение азам) Безошибочно можно утверждать, что почти в каждом публичном споре, какой   бы   вопрос   в   нем   ни   обсуждался,   употребляются   слова­термины. Поэтому успех полемического обсуждения во многом определяется умением его участников правильно оперировать в споре понятиями и терминами. Для любого   человека   важно   понимание   слов,     терминов,   используемых   в   речи других людей.  Поэтому первым этапом в работе является толкование значения слов  по словарям. Если касаться непосредственно игры, то учащиеся должны освоить следующие понятия:  спикер  (участник игры в «Дебаты»), его еще называют дебатером; кейс (система доказательств); таймкипер (хранитель времени) Эти   понятия   вводятся   учителем   на   одном   из   уроков.   Дж.М.Хармон (1998) описывает восемь приемов, которыми чаще всего пользуются учителя для разъяснения значения новых слов: синонимы; краткие описания; примеры; «не­примеры»;   особые словоупотребления.    перефразирование;   повторение;   ассоциации; Следующего этапа работы –  вычленение из темы ключевых понятий. Проводится он, как правило, на уроках  английского языка. Работа с темой подразумевает,   что   учащиеся   обсуждают   область   развития   темы,   ищут опорные слова. Данное умение пригодится детям на уроках развития речи. Ведь часто ребенок испытывает затруднения именно потому, что не понимает, о чем должен писать. Когда работа с подобными картами входит в систему, учащиеся очень быстро, без помощи и подсказки учителя находят объяснение слов. Кроме   заполнения   карт   можно   предложить   учащимся   составить самостоятельно   списки   слов,   которые   могут   использоваться   в   трактовке темы.  Этот   опыт  приучит   детей  к   тщательному  анализу   слов  и  на   уроках литературы, когда они будут работать с текстом. Итоговой   на   данном   этапе   работы   может   стать  понятийно­ терминологическая   игра,   цель   которой   ­   совершенствование   умения пользоваться понятиями. Следующим этапом работы по подготовке к использованию игры станет построение системы доказательств.  Возможный вариант задания: 1.Прочитайте  текст.  2. Определите тему.  3. Найдите ключевые понятия темы, объясните их.  4. Сформулируйте антитему.  5. Вычлените из текста тезис и аргументы, подтверждающие тему.  6. Сформулируйте контраргументы. Когда  учащиеся  освоят  данные  упражнения,  научатся  видеть  в  чужом тексте заданные понятия, можно вводить следующие задания:  1.Вычленить в теме ключевые понятия.  2. Сформулировать аргументы, подтверждающие тему.  3. Сформулировать контраргументы.  На   уроках  английского   языка     учащиеся,     знакомятся   с   видами аргументов.   В   дебатах   подтверждение   какого­либо   положения   речи называется поддержкой. Это может быть высказывание известного человека, цитата из книги, ссылка на конкретный источник, статистика, общеизвестный факт.   На   последующих   уроках   учащимся   предлагаются   шаблоны   речей спикеров, опираясь на которые ребята составляют речи ­ защиты или речи – опровержения.  Часто ребята проводят л  ингвистические эксперименты – ещё один из приёмов работы над текстом. Цель языкового эксперимента – обоснование отбора   изобразительно­выразительных   средств   в   тексте   и   установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Задание   организуется   таким   образом,   чтобы   ребёнок   использовал собственный   опыт   и   расширял   его   шаг   за   шагом:   например,   можно выстраивать  ассоциативные цепочки  по опорному слову в начале урока   и вернуться к ним при рефлексии. Формирование   коммуникативной   компетенции   естественным   образом повышает   значимость   такой   формы   организации   учебного   процесса,   как групповая   работа.  Именно   в   группах   проводится   вся   подготовительная работа   по   освоению   технологии.   Ребята   учатся   работать   сообща,   нести ответственность   за   результаты   как   своей   работы,   так   и   группы   в   целом, аккуратней и бережней относиться к слову. Отдельно хотелось бы остановиться  на     работе учащихся     с вопросами. Это наиболее сложный этап работы и одновременно самый востребованный. Умение слышать вопрос и отвечать на него, видеть «слабое» место в речи и задать   уточняющий   (или   восполняющий)   вопрос   является   одним   из   самых ключевых.   На   самых   простейших   текстах   ребята   учатся   задавать   вопросы друг другу.    Этот элемент технологии может использоваться на любом уроке, а также на   любой   его   стадии.   Учителя   часто   проводят   опросы   на   уроках,   но интересными получаются результаты, если вопросы готовят сами учащиеся, можно проводить подобные разминки в парах. Как правило, ребята активно принимают участие в составлении вопросов. Б) «Дебаты» на уроках Обучение игре в «Дебаты» на уроках английского языка  тесно связано с работой по культуре речи и стилистике. Чтобы создать речь спикера, учащимся необходимо определить цель высказывания, найти общественно значимые факты, события, примеры, собрать   необходимый   материал,   сгруппировать   его,   определить   способ преподнесения материала. Далее,   учащиеся   должны   уяснить,   что  выбор   языковых   средств обусловлен  как содержанием речи, так и ее задачами, а уместность  и выразительность достигаются при учете ситуации общения. На уроках дебаты могут использоваться как  форма аттестации;   элемент урока;  вид урока. Представляется   целесообразным   постепенное   внедрение   данной  начиная   от   использования   отдельных   элементов   этой технологии: технологии до игры по полной программе. Как форма аттестации, дебаты используются не чаще 1 – 2 раз в четверти, так   как   требуют   значительных   затрат   времени,     тщательной   подготовки, умения работать с разнообразными источниками, навыков самостоятельной работы.  Поэлементное   использование   технологии  может   осуществляться   на каждом уроке. Можно использовать 2 формы работы практически на каждом уроке:  Раунды перекрестных вопросов в парах  Мини­дебаты  («скоростные»   дебаты,   основанные   на   материалах учебника). Они проводятся «один на один», каждый участник имеет право задать   два   вопроса   своему   оппоненту.  Тема   урока   ­   общая   проблема,   она дробится   на   составляющие.   По   каждой   проблеме   заслушивается   пара спикеров (по 2 минуты каждый) и их вопросы друг другу, в тетрадь заносятся выводы после выступления, затем выводы обсуждаются в группах. Один из вариантов поэлементного использования технологии, подготовки к игре ­  ситуативные упражнения, проводящиеся  на уроках гуманитарного цикла.   Эти   упражнения   помогают   учащимся   осознать   условия   общения   и мотивы, учат ориентироваться в ситуации общения. Пример: Вы спорите с другом. Он утверждает, что «Любовь к себе – это   эгоизм».   Опираясь   на   структуру   речи   1   спикера,   составьте опровергающую речь.   Следующий вид – это упражнения, основанные на работе с текстами  . Данные   задания   можно   использовать   в   качестве   подготовки   к   играм.   Это могут быть задания по трансформации текстов; упражнения по созданию текстов   (по   заданному   зачину;   по   опорным   словам   и   фразам;   по разработанному   плану);   моделирование   собственных   текстов   по заданному   образцу;   редактирование.  Могут   использоваться   задания, направленные   на  анализ   и   совершенствование     стилевых   особенностей; шлифовку   языка;   совершенствование   содержания;   редактирование структурно­композиционных особенностей.  :  Пример   С   помощью   синонимических   замен   повысьте эмоциональность  высказывания.  Внесите  исправления,  необходимые  для точности словоупотребления и др. Конструирование  стилистически  дифференцированных  предложений подготавливается упражнениями в стилистическом анализе и редактировании. Для   этого   можно   использовать   следующие   задания:  составьте   рабочие материалы   к   теме;     составьте   несколько предложений   по   содержанию   книги,   картины,   кинофильма   в   защиту позиции автора или в отрицание позиции.   дополните   текст;   Пример:  Закончите   текст   1­2   предложениями,   чтобы   создать «эффектную концовку» и др. Ситуативно­ролевые упражнения Примеры:  Конкурс   на   лучшего   диктора;   «6   шляп   мышления»: обсуждение проблемы с различных позиций. Задания,   направленные   на   развитие   основных   видов   речевой деятельности: чтение, письмо, слушание, говорение.  Пример:  Пользуясь   всеми   доступными   вам   информационными ресурсами, составьте библиографический список к предложенной тренером теме дебатов. Варианты   игр,   тренингов,   направленных   на   отработку   навыков публичной   речи­рассуждения  «Пресс­клуб»;   «Собираю   источники информации   для   игры   по   теме»;   «Ключевое   понятие   высказывания»; «Найди ошибки в «предъявлении тезиса»  и др. Дебаты как вид урока  Можно выделить ряд особенностей использования этой игры.  1. Нельзя проводить дебаты на неподготовленной аудитории 2. Можно активизировать работу со словарями по определению  ключевых понятий, научить пользоваться различными источниками  информации 3. Разобрать схемы речей спикеров 4. Научить приводить аргументы 5. Освоить правила поведения во время спора. Только после этого уместно вводить игру как вид урока.  Возможно использование следующих видов дебатов: 1. «Текстовые» дебаты (рекомендуется на ранних этапах обучения,  для слабых классов, а так же как форма контроля учителем чтения  учащихся). 2. «Проблемные» дебаты (охватываемый учащимися объем материала не   ограничивается   каким­либо   одним   произведением;   учащиеся     должны привлечь все известные источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема). Данный   вид   дебатов   является   самым   сложным,   ибо   предполагает хорошее   владение   достаточно   большим   количеством   информации,   требует долговременной подготовки.   В) Курс «Дебаты» для учащихся 8 – 9 классов Курс   основан   на  формате,   разработанном   Карлом   Поппером,   и направлен   на   овладение   навыками   организации   и   оценивания эффективности своих выступлений.  Данная   программа   разработана  для   учащихся   8   –   9   классов.  Выбор возраста    объясняется  тем, что  учащиеся  8 – 9  классов  характеризуются повышенной   любознательностью,   желанием   самоутвердиться,   юношеским максимализмом;   это   период   становления   эмоционально­волевых   качеств подростков,   время,   когда   подросток   желает   привлечь   к   себе   внимание   и самоутвердиться. Цель курса ­ овладение учащимися основами технологии «Дебаты». Курс строится на основе риторических умений, но различная тематика предполагает   возможное   углубление   знаний   по     иностранному   языку Методические   установки   программы  ориентированы   на   реализацию профессионально­деятельностного   подхода   к     обучению.   В   связи   с   этим курс   рассчитан   на     минимальное   количество   занятий   по   основам теоретических   знаний   и   максимум   практической   деятельности   учащихся   в различных формах.  Каждое     занятие   состоит   из   двух   частей:   1   –   теоретическая,   2   ­ разработка   группами   конкретных   заданий.   Все   разделы   предполагают резервное время для отработки практических навыков, если на изучение курса будет предоставлено большее количество часов. Промежуточный контроль не запланирован,   результат   изучения   курса   ­   презентация   самостоятельно подготовленной игры.  Тематическое планирование занятий по факультативному курсу  «Дебаты» 1  занятие 2  занятие 3  занятие 4  занятие 5  занятие 6  занятие 7  занятие 8  занятие Показательная игра  Виды тем, особенности их разработки дебаты в  Украине. Умения, приобретаемые в процессе  подготовки и игры в дебаты. Разработка темы «Домашние задания должны быть  отменены».  Творческая мастерская: структура кейса. Позиция  отрицания и утверждения: аспекты «за» и «против». Творческая мастерская: роли спикеров.  Простраивание речи спикеров, распределение ролей.  Возможные поддержки, распределение поддержек  среди спикеров. Требования к спикерам, визуальное восприятие, его  роль для достижения эффективности речи.  Индивидуальная работа тренера с командами. Творческая мастерская: раунд вопросов. Учимся  искать уязвимые аргументы оппонентов. Судейский протокол: критерии оценки. Регламент.  Подготовка к итоговой игре, работа команд с тренером. Обсуждение выбранной темы, вводимых ключевых  понятий.  Творческая мастерская: подготовка к показательной  игре по теме, выбранной командой в качестве зачетной.  Стратегия утверждения и отрицания. Подготовка к  итоговой показательной игре, командная работа. Показательная игра  по теме. Результативность курса.  Рефлексия. 2часа 2часа 2часа 2часа 2часа 2часа 2часа 2часа Г) Клуб «Дебаты»  для старшеклассников Занятия клуба «Дебаты» ориентированы на освоение формата дебатов Карла  Поппера  с элементами  политического   кейса.  Так  как  темы  данного формата   связаны   с   умением   реально   оценивать   политическую   и экономическую   стороны   вопросов,   критически   относиться   к   событиям, озвучиваемым во время игры, в клубе занимаются учащиеся 10 – 11 классов, тем самым реализуется принцип преемственности. Клуб   действует   в   двух   направлениях:   1   –   организовывает   проведение мастерских для начинающих играть в дебаты; 2 – участвуют в школьных и внешкольных играх в дебаты.  На занятиях клуба, кроме тренингов, проходят психологические игры и тренинги,   направленные   на   установление   контакта   с   аудиторией,   снятие психологического дискомфорта, развитие умения слушать и слышать и пр.  Примерное планирование работы клуба «Дебаты» №  Тема  Вид деятельности час ы 1. Вводное   занятие. Что   мы   помним   о дебатах? 2. Готовимся к игре 3. Показательная игра  4. Обуч.маст. «Учимся   строить   кейс», «Роли спикеров», «Вопросы» Занятие­беседа   с   элементами   практикума. Психологические игры­разминки на адаптацию и установление контакта Разработка темы ­ антитемы, работа с  источниками информации по теме, разработка  кейсов в группах.   Презентация игры по установленному формату, рефлексия Творческие мастерские, включающие  теоретический блок и практическую отработку  темы с новыми участниками, обмен мнениями в форме круглого стола 5. Итоговые игры  Презентации игр и рефлексия 2.3. Отслеживание результатов внедрения технологии «Дебаты» в учебный процесс Говоря   о   любой   технологии,   нельзя   не   рассматривать   отслеживание результатов   ее   использования.   На   первых   стадиях   освоения   технологии основная нагрузка ложится на плечи учителя. Диагностика результатов обучения имеет  многоуровневый характер, а именно: 1. Самооценка. Сначала по результатам устных выступлений учащиеся оценивают себя «+» и «­», выставляют себе оценки.  Для этих целей учителем предлагается  детям следующая таблица: Фамилия  Соответствие теме, идее Соблюдение  регламента Культура  речи Композиция  речи     результатов   2. уровень отслеживания Следующий   – взаимооценивание.   Ребята   приучаются   слушать   и   оценивать   друг   друга, критичней   смотрят   не   только   на   других,   но   и   предъявляют   высокие требования к себе. Постепенно шкала оценки   усложняется, увеличивается количество критериев, по которым выставляется оценка. Это может быть и логичность, и доказательность, разнообразие речевых средств и пр. Все это готовит ребят к рецензированию, прислушиваться к мнению других, отвечать за слово. 3. Следующий   этап   –   внешняя  экспертиза,  рецензирование  ответа учителем. Он подводит итог сказанному. Иногда даже оценка, выставленная учителем, бывает выше, чем поставленная ребятами. 4. Когда в форме игры проходят уроки, отследить участие каждого бывает   очень   трудно,   ведь   количество   игроков   ограничено.   Поэтому   чаще всего   заранее   назначаются   2   –   3  эксперта  (как   правило,   это  опытные участники   клуба),  которые   готовятся   по   позициям   «за»   и   «против»   и продумывают примерные вопросы. Вся аудитория заполняет специальные таблицы,   при помощи которых выявляется команда­победитель и лучший спикер. Но на практике выходит иногда так, что по баллам лидирует один участник, а в игре убедительнее оказался   другой.   Столкнулись   мы   с   этим   не   один   раз.   В   результате   этой проблемы и появился следующий вид работы – написание эссе – размышления по   поводу   состоявшейся   игры.   Интересны   бывают   работы,   в   которых   не совпадают данные рефлексии и эмоциональной оценки. Говоря   о   результативности   использования   данной   технологии,  хочется отметить   и   четкость,   логичность   речи   учащихся.   В   этом   помогает   и шаблонность   речей   спикеров,   ведь   существуют   обязательные   связки, помогающие переходить от одной части к другой.  Таким   образом,   мы   можем   говорить,   что   технология   «Дебаты» предполагает   по   своему   содержанию   «выращивание»   рефлексии   у школьников.  Что еще, на мой взгляд, очень важно: содержание дебатной технологии сохраняется, а содержание материала постоянно меняется, что позволяет довести рефлексивные процедуры до устойчивых навыков. В том случае, если рефлексия становится постоянным атрибутом мышления человека, мы можем говорить о том, что реально существует способность к саморазвитию.    критика, Теперь   человек   самостоятельно   будет   выступать   для   себя   как  в  роли автора,   так   и   в   роли   организатора коммуникативных, согласовательных процессов, а именно способность решать языковыми   средствами   определенные   речевые   задачи   в   разных   сферах   и ситуациях общения и является ведущей целью всего образования в целом.   проектировщика, Заключение  Исходя   из   всего   сказанного,   можно   сделать   вывод,   что   технология «Дебаты» способствует формированию коммуникативной компетенции.  Конечно,  в   рамках   узкой   методической   разработки   не   представляется возможным   раскрыть   в   полном   объеме   деятельность   по   формированию коммуникативной   компетентности.   Данная   работа   –   попытка   обобщить пятилетний опыт работы по данной теме. Изучив труды известных ученых, методическую   литературу,   мы   попытались   наметить   пути   и   способы формирования   коммуникативной   компетентности   в   процессе   освоения технологии «Дебаты» и сделали следующие выводы: 1. Изучение методической литературы показало, что технология «Дебаты» имеет огромные преимущества перед многими другими методами, приемами и технологиями.   Основное   ее   преимущество   ­   открытость   для   других технологий. 2. Технология   «Дебаты»   является   одним   из   наиболее   эффективных средств формирования коммуникативной компетентности, так как является надпредметной и развивает качества, необходимые современному человеку: логическое   и   критическое   мышление;   толерантность;   уверенность; способность работать в команде и пр.  3. Нельзя не сказать о значении технологии «Дебаты» для преподавателей английского языка. Технология очень эффективна на этих уроках, потому что развивает   умения,   заявленные   в   целях   и   задачах   филологического образования,   формирует   навыки,   которые   предъявляются   в   требованиях   к уровню подготовки выпускников. 4. Дебаты  также   способствуют   расширению   кругозора,   развитию навыков, интеллектуальных коммуникативных умений, формированию четкой гражданской позиции. исследовательских     способностей,   Данная методическая разработка – попытка обобщить схемы, алгоритмы, упражнения   и   систему   заданий,   направленных   на   формирование коммуникативной компетентности на уроках и во внеурочное время – в этом и заключается ее новизна.   Разработаны   схемы,   алгоритмы,   способствующие   освоению   технологии «Дебаты»   и   формированию   коммуникативной   компетентности,   которые содержат  в  себе необходимый  материал  для  работы  с  текстом,  позволяют систематизировать работу. Не претендуя на новаторство, хотелось бы привлечь внимание к работе над формированием коммуникативной компетентности как на уроках, так и во внеурочное время. Так, опыт проведения факультативного курса «Дебаты» доказывает, что курсов, направленных освоение способов деятельности,   в практике   школы   должно   быть   больше.   Они   развивают   коммуникативные способности, делают выпускника мобильным. В результате работы над темой мы пришли к следующим выводам:  1. Поскольку основной задачей изучения  английского  языка является   формирование   коммуникативной   компетентности   и   требуется переосмысление   целей   и   содержания,   форм   и   методов   работы   в   процессе изучения английского языка, данная система работы актуальна и эффективна. 2.  В   процессе   овладения   основами   технологии   «Дебаты»   происходит интеграция   таких   предметов,   как  английский   язык.   Подобная   интеграция освобождает   время   и   позволяет   больше   внимания   уделять   практической работе.  3.  Использование   упражнений,   алгоритмов   по   освоению   технологии «Дебаты»   обеспечивает   коммуникативное   развитие   учащихся,   в   этом   нас убеждают и результаты ВНО по английскому языку.  Начатая   работа   по   разработке   материалов,   способствующих формированию коммуникативной компетентности, несомненно, мною будет продолжена.

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"

Методическая разработка "Технология дебатов на уроках английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018