Методическая разработка учебного занятия. Презентация по обществознанию на тему "Семейное право"(1 курс)
Оценка 5

Методическая разработка учебного занятия. Презентация по обществознанию на тему "Семейное право"(1 курс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
Взрослым
04.03.2018
Методическая разработка учебного занятия. Презентация по обществознанию на тему "Семейное право"(1 курс)
Домашнее задание для студентов
Разработка открытого урока Семейное право.docx

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Волгоградский колледж управления и новых технологий»

(ГБПОУ ВКУиНТ)

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

на тему: «Семейное право»

по учебной дисциплине Обществознание

 

для специальности/профессии  23.02.03 Технология машиностроения

 

 

Преподаватель ВКУ и НТ

 

________________ /Липенко Т.А./

 

 

 

Рассмотрено и одобрено

На заседании ПЦК № _________________

_____________________________________

Протокол № ___ от «___»_________20___ г.

Председатель ПЦК _____________ /Быкова И.Г./

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2017 г.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Учебное занятие №  46                           Группа 22-ТМД

 

Дата « 15 »мая 2017г.

 

Тема: «Семейное право»

 

Тип урока:    Изучение  и первичное закрепление новых знаний.

 

Цель для педагога:

способствовать освоению необходимости правового регулирования семейных отношений, роли семьи в обществе;

создать условия для определения порядка заключения и расторжения брака, личных неимущественных и имущественных отношений супругов, брачного договора, правах и обязанностях родителей и детей;

содействовать формированию умений применять теоретические знания в практических ситуациях, коммуникативных навыков общения при работе в группе.

 

Цель для обучающихся: создать условия для восприятия семейного права и осмысления семейных правоотношений

 

После освоения темы обучающиеся должны:

знать:порядок, условия заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, правоотношения родителейи детей;

уметь:работать в группе, формулировать собственное мнение, вступать в диалоги

 

Задачи: ознакомить обучающихся с понятием семейные правоотношения:

порядком, условиями  заключения и расторжения брака,

правами и обязанностями супругов, родителей и детей,

понятием брачный договор.

           

Направленность на формирование компетенций:

Личностные - ответственноеотношение к созданию семьи на основе  осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в источниках, критически оценивать и интерпретировать информацию.

Предметные - владение базовым понятийным аппаратом, умение выявлять причинно-следственные связи; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

 

Вид урока: смешанный

 

Методы обучения: словесные: беседа,

практические: решение задач,

игровые: ролевая  игра,

проблемные: проблемная беседа, анализ проблемных ситуаций.

Формы организацииучебной работы: фронтальная, групповая

                       

Реализуемые педагогические технологии: Информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии

 

Дидактические

средства обучения:   Семейный кодекс РФ, презентация «Семейное право», раздаточный материал

                                   

Контроль З, У: беседа по проблемным вопросам, решение практического задания, работа с текстом, структурирования учебного материала, анализ ситуаций.

                                   

Междисциплинарные связи: история          

 

Задание на дом (СРС): Составить по 2–3 ситуационные задачи на тему: «Семья и брак».Составить интеллект-карту понятий «брак», «семейное право», «права и обязанности супругов», «права и обязанности детей» на выбор.Выполнить задания практикума

 (приложение № 4)

                                              

 

 

 


ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА):

 

 

 

Этапы учебного занятия

 

Содержание учебного занятия

 

 

деятельность преподавателя

 

деятельность обучающихся

 

1.       Организационный момент

 

 

Ориентировочное время: 5 мин.

 

Приветствие учащихся. Проверка наличия студентов на занятии и их готовности

 

Приветствуют преподавателя и организуют свое рабочее место. Учебная группа делится на четыре ролевых группы.

 

 

 

Прогнозируемый результат: быстрое включение в деловой ритм занятия

 

2.       Актуализация знаний:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировочное время: 10 мин.

 

Задача: активизация познавательной деятельности обучающихся по теме на основе эпиграфа занятия.

Сообщает тему урока «Семейное право», знакомит с эпиграфом:

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер

Давайте вспомним тему, которую изучали в разделе «Социальные отношения» - «Семья как социальная группа».  

Предлагается выполнить задание «Семья ли это».

(Приложение №1)

- Используя знания, полученные на занятии, понятия, факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, изложите свою точку зрения, отношение по поводу поднятой проблемы и аргументируйте свою позицию.

Задача: повторить имеющиеся знания темы «Семья как социальная группа»;

сформулировать учебные задачи занятия

познакомиться  с понятием семейные правоотношения:  порядком, условиями  заключения и расторжения брака, правами и обязанностями супругов, родителей и детей, понятием брачный договор.

 

Слушают преподавателя, знакомятся с эпиграфом, проблемным вопросом.

Дают определения понятию семья.

Выполняют задание, используя знания, полученные в результате изучения темы «Семья как социальная группа». Заполняют таблицу «Семья ли это». Каждый правильный ответ оценивается 0,5 балла 

 

 

 

Методы: фронтальная беседа, постановка проблемы, решение задач

 

 

 

Прогнозируемый результат: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с преподавателем, планируют

учебные действия для решения проблемного вопроса

 

3.       Изучение нового учебного материала

 

1.      Цели семейного законодательства.

2.      Заключение и прекращение брака.

3.      Права и обязанности супругов.

4.      Права и обязанности детей и родителей

Ориентировочное время: 45мин.

Задача: Организует работу со ст.1 Семейного кодекса РФ.

Каковы цели семейного законодательства?

 

Организует самостоятельное изучение вопросов:

 

- Заключение и прекращение брака

 

- Права и обязанности супругов  (приложение №5)

- Права и обязанности детей и родителей

Выполнение работы сопровождается с целью проверки материалом презентации

Задача: изучить порядком, условиями  заключения и расторжения брака,

правами и обязанностями супругов, родителей и детей, понятием брачный договор.

 

Формирует ответ на вопрос: укрепление семьи, недопустимость вмешательства в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих  прав и т.д.

 

Самостоятельно изучают вопросы, структурируют знания, составляют конспект

 

 

Методы: фронтальная беседа, групповая работа, частично-поисковый метод, работа с источником Семейным кодексом

 

 

 

Прогнозируемый результат: осуществляют поиск необходимой информации по заданной теме, ориентируются в тексте первоисточника - Семейном кодексе, умеют работать в группе

 

 

4.      Закрепление учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировочное время: 20 мин.

Задача: Организует творческие группы: «Работники ЗАГСа», «Юристы», «Родители», «Дети».

 

Проводит ролевую игру. (Приложение № 2)

Организует беседу:

- используя знания, полученные на занятии, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, изложите свою точку зрения, отношение по поводу поднятой проблемы

Ф. Адлером. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

 

Задача: на основе конкретных ситуационных примеров закрепить полученные знания.

Выбор конкретной роли «Работники ЗАГСа», «Юристы», «Родители», «Дети».

Каждая группа получает проблемные задания; используя Семейный кодекс РФ анализирует ситуации.

Принимают участие в игре.

Правильный ответ оценивается смайликом, который соответствует 1 баллу.

 

 

Методы: фронтальная беседа, групповая ролевая игра.

 

Прогнозируемый результат: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Строят понятные для сокурсников высказывания, формируют собственное мнение. Умеют задавать вопросы, вступать в диалог

 

Подведение итогов, задание на дом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировочное время: 10 мин.

Задача: осуществить рефлексию проделанной работы, сделать вывод

Рефлексия. Выполнить упражнение «Плюс – минус – интересно», заполнить таблицу (Приложение 3 №)

Выполнение домашнего задания закрепит изученный материал, способствует расширению интереса к данной теме.

Домашнее задание: Составить по 2–3 ситуационные задачи на тему: «Семья и брак».                                            Составить интеллект-карту понятий «брак», «семейное право», «права и обязанности супругов», «права и обязанности детей» на выбор.                                  Выполнить задания практикума (приложение № 4)

 

Самостоятельно письменно заполняют таблицу из трех граф: «П», «М», «И»

Воспринимают задание

 

 

Методы: фронтальная беседа, практическое задание - заполнение таблицы

 

 

Прогнозируемый результат: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение № 1

Фамилия _____________________________

 

Задание:  Ответьте на вопрос: « Семья ли  это?»
 Результат  внесите в таблицу

№ примера

Каков состав семьи

Каковы основания

семейных связей

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Группа «РабтникиЗАГСа»

1.     Можно ли поставить знак равенства между понятиями «семья» и «брак»?

2.     Петров, у которого умерла жена, и Иванова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежащих каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Подраставшие дочь Ивановой и сын Петрова полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18 лет, а ему 19 лет, подали заявление в орган ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак?

3.     Одни ученые считают, что в определение брака нужно дополнительно внести такой признак: брак – это пожизненный союз мужчины и женщины. Другие, основываясь на статистических данных, высказываются против этого. Как вы думаете, кто из ученых прав?  Почему в настоящее время так много разводов и их количество увеличивается?

4.     Семьи Д. и Н. жили по соседству. За много лет крепко сдружились, всегда помогали друг другу.  У Д. посла дочь, а у Н. – сын. Они учились в одной школе, в детстве дружили. Соседи радовались этой дружбе. Они даже заключили соглашение: как только вырастут их дети, следует их поженить. Пришло время, и отец Лены завел разговор  о том, что неплохо было бы породниться с Игорем. Лена говорила, что у нее с Игорем хорошие отношения и не более. Но отец вновь и вновь возвращался к этому разговору. В конце концов Лена дала согласие  на брак.  Нарушено ли какое – либо условие вступления в брак?

5.     Граждане С.П. обратились с заявлением о регистрации брака.  Приняв заявление, заведующая отделом З А Г С а назначила день регистрации через месяц.  Будущие супруги попросили сократить срок, так как они любят друг друга и, самое главное, С. Приехал на побывку из армии на десять дней. Как вы думаете, какое решение приняла заведующая ЗАГСом ?

 

 

 

 

 

 

 

Группа «Юристы»

1.     Выпускник МГУ, закончивший вуз с отличием и проявивший себя в научной работе, по решению ученого совета был направлен на стажировку в Великобританию на 2 года. Его молодая жена воспротивилась, заявив, что его отъезд на стажировку будет означать распад семьи. Права ли она? Может ли она запретить мужу поехать в Великобританию? Может ли она в случае развода указывать поездку мужа за границу причиной распада семьи?

2.     Гражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество:

Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов. В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?

3.     По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

4.     Шестнадцатилетний Максим женился, но через год развелся с женой. Через полгода решил продать свою квартиру, которую ему на свадьбу подарили родители. Однако нотариус отказал ему в оформлении договора купли-продажи на том основании, что он несовершеннолетний и, следовательно, не полностью дееспособен. Правомерен ли отказ нотариуса?

5.     После смерти гражданина Ковалева в 1994 г. в сбербанке остался денежный вклад на сумму 380 тыс. руб. На этот вклад предъявили требование две жены Ковалева, каждая из которых предоставила свидетельство о браке. Причем, у одной брак был зарегистрирован 28. 05. 77 года, а у другой –

09. 08. 90 года.

Жена, с которой он прожил 16 лет, заявила в суде, что муж с ней брак не расторгал, и она не знала о его второй семье.

Какой из двух браков следует считать недействительным?

Каковы последствия признания брака недействительным?

 

Группа «Родители»

 

1.     Определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

2.     Определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на их детей.

3.     В суд обратился с иском гражданин П. Он жаловался на черствость, бессердечность своих детей. Не только материально помочь, на порог не пускают, на письмо не хотят ответить. А ему за шестьдесят, живет один. Дети не желают забыть, как он по молодости, по глупости, в погоне за легкой жизнью покинул семью и никакой помощи ей не оказывал. Какое решение принял суд?

4.     Гражданин П. просит освободить его от уплаты алиментов на шестнадцатилетнего сына Игоря по той причине, что сын уже работает и имеет достаточную зарплату. Какое решение может принять суд?

5.     За злостное уклонение от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей супруги В. были лишены родительских прав. Дети были переданы на воспитание бабушке. Она предъявила иск к супругам о взыскании алиментов на детей. Освобождаются ли родители от обязанностей по содержанию детей в случае лишения их родительских прав?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа «Дети»

1.     Выберите из списка то, что относится к правам ребенка

1)    Самостоятельно распоряжаться полученным в дар имуществом;

2)    Жить и воспитываться в семье;

3)    Получать содержание от своих родителей;

4)    Распоряжаться имуществом родителей;

5)    Самостоятельно распоряжаться своей стипендией;

6)    Общаться с родственниками.

2.     Разрешите спорную ситуацию. Взрослая дочь живет далеко от своих пожилых родителей, которые нуждаются в уходе. На просьбы родителей о материальной помощи она не откликается,  ссылаясь на тяжелое материальное положение в семье.

3.     «Живу с дочкой в собственном доме. У нее трое детей. Пенсии и зарплаты нам хватает. Сын  мой живет отдельно. Он хорошо обеспечен. Нам регулярно  присылает деньги. Но вот навестить мать, поговорить с нами, помочь в хозяйстве – этого от него не дождешься. Скажите, можно ли его обязать помогать нам

4.     Максимова обратилась в суд с иском к Максимову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия, а дочери исполнилось 18 лет, но она является студенткой, а получаемая ею стипендия очень мала. Ей, как матери, одной трудно содержать детей.

      Ответчик иска не признал, сославшись на то, что сын подрабатывает и имеет в    месяц где-то 300 рублей, а на дочь он не обязан платить алименты, т.к. она совершеннолетняя. Обязаны ли платить алименты родители на несовершеннолетних детей, имеющих достаточный заработок?

      Возможно ли взыскание алиментов на совершеннолетних трудоспособных детей, если они не имеют необходимых средств к существованию?

Какое решение вынесет суд по иску Максимовой?

5.     После расторжения брака супругов Григорьевых их 7-летний сын был по решению суда оставлен у матери. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению с сыном. Она не разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей матери в деревню. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ребенка. Григорьев предъявил встречный иск об определении места жительства сына.

Дайте правовую оценку действиям Григорьева. Какой орган должен быть привлечен судом к участию в деле? Какое решение вынесет суд по вышеуказанным искам?

Приложение № 3

15.05.2017г.  22-ТМД

«П»- «плюс» - записывается все, что понравилось на занятии, информация, формы работы

«М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, осталось непонятным или информация, которая оказалась ненужной и бесполезной

«И» - «интересно» - вписываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы преподавателю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Группа 22-ТМД, фамилия_____________________________

Домашнее задание. Сдать на следующем занятии.

Практикум

1.      Продолжите перечисление совместной собственности супругов. К общему имуществу супругов относится_____________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

A.    Родители алкоголики были лишены родительских прав;

B.     Отец и сын были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте;

C.     На первую свою зарплату сын купил подарки родителям;

D.    Дочь устроилась на работу в семейную фирму своих родителей.

Ответ: 2- ___

3.      Верны ли следующие суждения о правах родителей.

A.    Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

B.     Права родителей прекращаются, когда несовершеннолетние дети вступают в брак

A.    Верно только А;

B.     Верно только Б;

C.     Верны оба суждения;

D.    Оба суждения неверны.

Ответ: 3 - ____

4.      Опираясь на свои знания истории дополнительную литературу, напишите небольшой рассказ о традициях бракосочетания в России____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

5.     

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Формы организацииучебной работы: фронтальная, групповая

Формы организацииучебной работы: фронтальная, групповая

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА):

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА):

Ориентировочное время: 10 мин

Ориентировочное время: 10 мин

Ориентировочное время: 20 мин

Ориентировочное время: 20 мин

Ориентировочное время: 20 мин

Ориентировочное время: 20 мин

Приложение № 1 Фамилия _____________________________

Приложение № 1 Фамилия _____________________________

Приложение № 2 Группа «РабтникиЗАГСа» 1

Приложение № 2 Группа «РабтникиЗАГСа» 1

Группа «Юристы» 1. Выпускник

Группа «Юристы» 1. Выпускник

Группа «Родители» 1.

Группа «Родители» 1.

Группа «Дети» 1. Выберите из списка то, что относится к правам ребенка 1)

Группа «Дети» 1. Выберите из списка то, что относится к правам ребенка 1)

Приложение № 3 15.05.2017г. 22-ТМД «П»- «плюс» - записывается все, что понравилось на занятии, информация, формы работы «М» - «минус» - записывается все, что не…

Приложение № 3 15.05.2017г. 22-ТМД «П»- «плюс» - записывается все, что понравилось на занятии, информация, формы работы «М» - «минус» - записывается все, что не…

Приложение № 4 Группа 22-ТМД, фамилия_____________________________

Приложение № 4 Группа 22-ТМД, фамилия_____________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018
Посмотрите также: