Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"
Оценка 5

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
5 кл
24.02.2017
Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"
Технологическая карта урока
вокруг света под русским флагом.docx
Тема урока: Вокруг света под русским флагом Тип урока Урок формирования умений и навыков Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают, Мы узнаем, кто из российских  мореплавателей  совершил,  первое  кругосветное  плавание,  кто  открыл  Антарктиду,   и  почему  российским  мореплавателям  удалось подойти к берегам Антарктиды, а Д. Куку — нет. Предметные Обучающиеся смогут дать определение понятию: айсберг, расскажут и покажут на карте пути российских мореплавателей совершивших первое кругосветное плавание, смогут показать материк Антарктида. Обучающиеся смогут определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий Метапредметные: Умение   работать   в   группе,   с   различными   источниками   информации,   выделять   главное   в   тексте,   структурировать   учебный материал, готовить сообщения и презентации Личностные: Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Вырабатывать эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. Решаемые учебные проблемы: Основные понятия, изучаемые на уроке: Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг. «Надежда» и  « Нева »,  «Восток» и « Мирный» Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, физическая карта полушарий, контурные карты, портреты путешественников, рисунки кораблей. Этапы урока ЭТАП 1  Актуализация  знаний Деятельность обучающихся Слушают учителя Время 5­7 мин.   Приемы, методы Актуализация имеющихся знаний, способов   действия   в новых условиях; •   развитие произвольного   внимания и памяти, познавательных интересов   и  инициативы учащихся; • коммуникативных умений, общения, сотрудничества..   формирование культуры     Деятельность учителя   мы   с   вами   сейчас   отправляемся Сегодня   по знаменитых путешествовать путешественников,   Вы   будете   путешественники, кораблем   будет   наш   класс,   парты   каютами,   а   наша тетрадь судовой дневник. Я надеюсь, что вы с собой в путь берете: свои  знания, смелость, ловкость, юмор. С таким багажом мы отправляемся  в путь.    дорогам   ­ Вы видите на доске, представлена физическая карта полушарий, справа от нее на подставках представлены фамилии   путешественников,   слева   от   нее представлена открытия и корабли.  Ваша задача: по очереди выходим к доске и правильно выбираем соответствующие   открытия,   путешественника, корабль   и   показываем,   о   нем   говорим   и   установим Работают у доски 1.Фернан   Магеллан   на   корабле «Виктория»   осуществил   первое кругосветное плавание. 2.Афанасий   Никитин     первым   из европейцев   побывал   в   Индии. Записи,   которые   он   вел   в   своем путешествии,   были   превращены   в книгу «Хождение за три моря» место открытия на физической карте полушарий      совершил .3.На  корабле «Санта ­ Мария» к берегам   Америки   Христофор. Колумб четыре плавания. 4.На   корабле   «Русь»   экспедиция Семена   Дежнева   открыла   пролив между Азией и Северной Америки, нашла   путь   из   Северного Ледовитого океана в Тихий океан. 5.Слава     открытия   Австралии досталась   англичанину   Джеймсу Куку,   из   корабля   «Индевер» высадившемуся на его берегах во время своей  первой кругосветной экспедиции 6.Благодаря   экспедиции   Витуса Беринга   на   корабле   »Святой Петр» и 7.   Алексея   Чирикова   на   корабле «Святой   Павел»   было     открыто Алеутские   и   Командорские острова.. 2. ЭТАП  Создание  проблемной  ситуации 3. ЭТАП  целеполагания ­ Ребята, что происходит, почему никто не выходит и не берет оставшихся путешественников и открытия и не установит на физическую    карту. ­   Совершенно   верно   они   нам   не   знакомы,   пока   не знакомы. ­   Ребята,   так   что   предстоит   нам   узнать   на сегодняшнем уроке. Верно,   познакомимся   с   еще   несколькими путешественниками,  и узнать об их  открытиях. А я только добавлю что, эти люди (показываю портреты Иван   Крузенштерн,   Юрий   Лисянский,   Фаддей   Михаил   Лазарев   российские Беллинсгаузен, На доске должны  остаться висеть слова: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. 1 мин. 3 мин. Формирование  рефлексивных умений  определять границу  между знанием и  незнанием; мореплаватели,   совершившие   первое   кругосветное плавание).   А   тема   нашего   урока   звучит   так: Вокруг света под русским флагом  Прошу вас открыть свой судовой дневник  и записать тему сегодняшнего урока. Записывают тему урока 4 ЭТАП  планирования. Ребята, а как мы с вами узнаем о путешественниках? Предлагают   варианты   ответов: прочитаем   в   учебнике,   составим табличку,   можно   найти   в энциклопедии. •   овладение  обобщенными способами приобретения новых  знаний: приемами  постановки и  определения проблемы,  формулировки частной  познавательной  задачи, выделения в  задаче известных и  новых компонентов; •   формирование  познавательных мотивов  учебной деятельности:  стремления открыть  знания, приобрести  умения Формирование способности анализировать, сравнивать   имеющийся учебный материал; • содержание последовательность действий   для   решения поставленной задачи; •     воспитание культуры делового общения, положительного отношения   учеников   к мнению одноклассников; формирование способности   каждого ученика   к   участию   в работе в малых группах; определять и 25 мин. 5 ЭТАП"Открытие" нового знании. Итак, мы отправляемся в путь с русскими  мореплавателями под русским флагом, а куда вы  внимательно слушайте и запоминайте. Во время  моего рассказа вы должны отметить путь на нашей  контурной карте. Но для начала запишем несколько определений (слайд 2): Гидрография – наука занимающаяся изучением  физических свойств воды морей, океанов, рек и  озёр. Этнография – наука изучающая состав, расселение и культуру различных народов. Шлюп – парусный боевой корабль, лёгкий и  прочный.(слайд 4) Слушают   учителя.   Смотрят презентацию.   Делают   записи   в тетрадях  Ответ:   Лисянский   обогнул половину Земного шара за 4 мес., опередив   Крузенштерна   по возвращении на 25 дней. (слайд 5)  Россия начала организовывать свои первые кругосветные экспедиции позже многих европейских стран. Только в самом начале XIX века, в 1803 году, состоялась   первая   русская   кругосветка.   Из   порта Кронштадт в неё отправились два корабля —(1)— под капитанов: Ивана командованием двух               основ воспитание развитие к   Формирование теоретического мышления,   развитие умений   находить   общее, закономерности, отличное; способности обобщению; •    способности высказывать   свою   точку зрения; •    формирование способности   определять содержание и последовательность действий   для   решения поставленной задачи; •     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: •    формирование способности   каждого ученика   к   участию   в работе в малых группах: •     воспитание культуры делового общения, положительного отношения   учеников   к мнению одноклассников, умения   оказывать   и принимать помощь. Крузенштерна   и   Юрия   Лисянского(обращаю внимание еще раз на портреты). Оба они, несмотря на молодость,   были   очень   опытными   военными моряками.  Дорогие   мои   путешественники,   я пропустила   название   кораблей,   на   которых отправились   мореплаватели.   Я   прошу   вас   найти   их названия в тексте учебника первого абзаца на стр. 89 Дело   в   том,   что   поводом   для   организации   этого плавания   была   необходимость   оказать   помощь русским   поселениям   на   Аляске.   Помощь   пришла вовремя   —   морякам   даже   пришлось   немного повоевать с коренным населением. На обратном пути корабли зашли в китайский порт, где очень выгодно были проданы меха, добытые русскими поселенцами на Аляске.       Потом пути двух кораблей разошлись. Лисянский принял   решение   двигаться   от   Китая   до   России,   не заходя в порты. И это ему удалось! Можно сказать, что он установил мировой рекорд. А   какой   рекорд   установил,   Лисянский   я   попрошу найти вас в тексте учебника на стр. 90 второго абзаца. Посмотрите,   у   нас   на   доске   в   стороне   от   карты осталось ещё две фамилии, еще два мореплавателя и название двух кораблей ­ это Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Давайте нанесем на к.к. маршруты их путешествий. В   экспедицию   были   снаряжены   два   небольших,   но надёжных   и   крепких   судна   —   «Восток»   и  Мирный».Корабли   сначала   следовали   по   пути Магеллана,     но   от   берегов   Южной   Америки   резко свернули на юг.   Ответ: «Надежда» и «Нева».   все Читает   один   ученик, слушают Ответ: За четыре месяца он  обогнул половину земного шара,  ни разу не пристав к берегу. В  результате он вернулся из  плавания на 25 дней раньше  Крузенштерна. Ответ: Хотя руководители первой  русской кругосветки мечтали  совершить географические  открытия в Тихом океане, им это  не удалось.  Всё, что им удалось  открыть, — это небольшой остров­ скалу. Ему было присвоено имя  Лисянского. Ребята   работают   со   слайдами презентации.   На   каждом   отрезке маршрута   обговаривают,   какие проводились исследования. Ответ   ученика:   Через   некоторое время на пути кораблей все чаще стали     появляться   гигантские плавучие ледяные горы ­ айсберги. Плавание   становится   все   более опасным. Все труднее было найти проход   между   айсбергами   и огромными ледяными полями. Но нашим морякам повезло больше – в   январе   1820   года   на   горизонте появились   покрытые   снегом   и льдом берега неизвестной земли.  Пристать   к   берегу   и   ступить   на открытую   землю   не   получилось, так как океан был покрыт льдом, сквозь   который   пробиться невозможно. Айсберг  ­ гигантские плавучие  ледяные горы     Вопрос. И как проходило их путешествие?  Какое препятствие встретили   мореплаватели при подходе к Антарктиде? (слайд 14­15) Что такое айсберг? Да,   АЙСБЕРГИ —   крупные   глыбы   льда, откалывающиеся   от   края   Антарктиды,   и   других арктических   островов.   В   поперечнике   они   иногда достигают десятков километров при высоте до 100­ 400 м в Антарктиде и в среднем до 70 м. Главный объем льда до 90%  находится под водой. До 4­10 лет айсберги плавают или   садятся   на   мель.   Столкновение   обычно   с невидимой частью айсберга влечет гибель судов. Так, в 1912 г. затонул величайший пассажирский пароход мира «Титаник», в 1959 г. — «Хежторф» и другие. Сейчас   айсберги   стали   использоваться   для водоснабжения. Их буксируют в разные страны. ­  Прошу   вас   записать   в   наш   судовой   дневник,   что такое айсберг. Прежде, чем продолжить наше путешествие, ответьте мне   на   вопрос:   Кто   такой   Джеймс   Кук   и   чем   он знаменит?  Почему не состоялось открытие Джеймсом Куком  Антарктиды Записывают определение в  тетрадь.  (Это  англичанин, первооткрыватель.  Опытный моряк, великолепно  знавший морское дело, отличный математик, картограф,  астроном, неплохой писатель и  художник — и всё это один  человек — капитан) (корабль   Кука   наткнулся   не   на   а   на   сплошной землю, лёд, многометровый   покрывавший   Океан.   Было принято   решение   двигаться вдоль этого льда и искать проход дальше   на   юг.   Но   прохода   не было. Несколько   раз   Кук   уводил корабль   от   ледяного   барьера   в более тёплые воды, чтобы дать морякам   отдохнуть.   Но   потом неизменно   возвращался   и   Это продолжал   плавание. 6 этап  Закрепление. 7 ЭТАП  Рефлексия (итог  урока). И   вот   наконец,   29   января   1921   года     русскими мореплавателями   был   открыт   последний   материк «Антарктида».   Хотя   на   берег   высадиться   так   и   не удалось. В начале урока вы выбрали себе эмблему. Ответьте на вопросы своей эмблемы.  1.В   каком   году   состоялась   первая   русская кругосветная экспедиция?    2. Кто   являлся   руководителями   первой   русской кругосветной экспедиции? 3. Что такое айсберг?   4. В каком году открыли Антарктиду?   5. Кто являлся руководителями русской экспедиции к берегам Антарктиды?   6. Как   назывались   корабли   экспедиции   под руководством   Фаддея   Беллинсгаузена   и   Михаила Лазарева? 7.   Сколько   лет   продолжалась   первая   русская кругосветка?   8.После Джеймса Кука. через сколько лет, материк Антарктида открыт российскими мореплавателями? ­ И так дорогие мои путешественники, предлагаю  вернуться на место нашего отплытия и  вспомнить  тему и задачи урока. ­ Как  мы справились с заданием  в своем  путешествие, что для себя нового открыли? ­ Что повторили, что просто вспомнили. Пробежимся по судовому дневнику (тетради).    тяжелейшее плавание продолжалось   больше   года.   Но, только   совершив   полный   круг, обойдя вокруг земного   шара   вдоль   кромки полярных   льдов,   Кук   отдал приказ возвращаться домой.) Дети записывают дату открытия  материка в тетрадь. Отвечают на вопросы. 7 мин. 2 мин. Формирование способности   объективно оценивать   меру   своего продвижения   к   цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом   или   неудачей 8 ЭТАП  Домашняя работа. §18 прочитать. Ответить на вопросы 1­10.   Составить   кроссворд   по   теме   »История географических   открытий»   ,   используя   П   7­18 учебника.  Творческое задание: Написать реферат на тему »Биография путешественника».  Большое спасибо всем за урок. . товарищей. 1 мин.

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии "Вокруг света под русским флагом"

Методическая разработка урока географии  "Вокруг света под русским флагом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.