Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство
5 кл
13.03.2019
Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"
Методическая разработка урока изобразительного искусства для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. Выполнение творческой композиции в ходе групповой деятельности обущающихся формирует умение анализировать и выявлять стилистические особенности хохломской росписи, осваивать приемы росписи и создавать цветочные композиции для украшения предметов.
Бардина_Методическая разработка урока_ Волшебные узоры хохломской росписи.doc
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия № 75» Методическая разработка урока  изобразительного искусства «Волшебные узоры хохломской росписи» Учитель­составитель:                                                                                                               Бардина Любовь Алексеевна Технологическая карта урока «Волшебные узоры хохломской росписи» 2019 год Учитель Класс Предмет Тема урока Тип урока Цель: Задачи: Бардина Любовь Алексеевна, учитель изобразительного искусства БОУ г. Омска «Гимназия № 75»  5 Изобразительное искусство «Волшебные узоры хохломской росписи» Открытие новых знаний развитие учебно­познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей  хохломской росписи, выполнение творческой композиции в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.   актуализация знаний, связанных с традициями народных художественных промыслов;   создание проблемной ситуации по определению стилистических особенностей хохломской росписи;   организация деятельности по изучению традиций, основных мотивов и последовательности выполнения приемов хохломской  росписи;   организация деятельности по выполнению творческой композиции на основе элементов хохломской росписи;   организация деятельности по подведению итогов урока на основе критериев оценки. Результаты: Личностные:  ценностное отношение к совместной учебно­познавательной деятельности;  познавательный интерес к традициям народных художественных промыслов и удовлетворение от результатов собственной  художественно – творческой деятельности. Метапредметные:   Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; формулировать учебную задачу; планировать свое  действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение провести рефлексию своих действий на уроке.  Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять анализ объектов;  проводить сравнение по заданным критериям; умение давать определение понятиям.  Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; высказывать свою точку зрения; умение работать в группе. Предметные: 2  умение определять стилистические особенности росписи;  умение выполнять различные приемы росписи и создавать цветочные композиции для украшения предметов;  умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, ритм, линию, цвет для выполнения  собственного художественно­творческого замысла. интерактивная доска, проектор, компьютер для каждой группы, изделия народных художественных промыслов, иллюстрации с  фрагментами росписи. Оборудование: 3 Этапы урока Самоопределение  к деятельности  (организационный  момент) Актуализация  знаний  5 минут Цель этапа Готовность к уроку Действия учителя Организует работу  обучающихся с  положительным эмоциональным настроем.  Мотивирует на успешность. Действия обучающихся  Проверяют свою готовность к  уроку. Настраиваются ко  взаимодействию и  сотрудничеству. Результат Включение в  работу на  личностно –  значимом уровне  Подготовка к изучению  нового материала через  повторение и  актуализацию опорных  знаний Работа в группах (творческие  мастерские). Выбирают  главного мастера, который  руководит работой группы.  Каждая мастерская (3 группы)  за работу на уроке получает 8  баллов. На столе представлены изделия  народных художественных  промыслов (Гжель, Дымково.  Жостово) Каждая группа (мастерская)  определяет представленные  промыслы. Ученики сравнивают  цвет, рисунок на изделиях.  Организуют обсуждение в  группе, выполняют задание,  результаты записывают в  таблицу. Первый этап урока.  Учитель создает ситуацию по  1. определению росписи.  ­ Сегодня урок декоративного рисования.  Мы продолжим знакомство с народными  художественными промыслами, а для этого  предлагаю отправиться на ярмарку. 2. Организует наблюдение детей; предлагает  определить, какие мастера приехали на  ярмарку и привезли свои изделия 4 Организация  деятельности по  подведению итогов  повторения Проблемная  ситуация и  целеполагание  5 минут Организация работы по  представлению темы и  цели урока, учебных  задач Слайды № 1,2.  Оцените правильность каждого ответа (по  1 баллу) Дети оценивают свою работу по  критериям, сверяя с образцом  на слайде. 1.   Гжельская роспись 2. Дымковская роспись 3. Жостовская роспись 3. Предлагает оценить правильность каждого  ответа (ответы на слайде). ­ Молодцы, вы правильно определили, какие  мастера приехали на ярмарку и представили  свои изделия. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. Создает ситуацию по определению  стилистических особенностей  новой росписи  (название росписи не озвучивает). ­ Сегодня вы познакомитесь с новыми  волшебными узорами.  Слайд № 3. Из каких промыслов эти узоры? 1. Гжельская роспись 2. Дымковская роспись 3. Жостовская роспись 4. Хохломская роспись 5 Проводят самоанализ  и  анализируют деятельность  группы (за три правильных  ответа получают 3 балла). Личностные:  ­ развитие учебно­ познавательного  интереса к  окружающему  миру;  ­ формирование  самооценки на  основе заданных  критериев  успешности  учебной  деятельности; РУУД: ­ умение  принимать и  сохранять  учебную задачу; ­ умение  планировать,  контролировать и  оценивать свои  действия; ­ принимать роль  в учебном  сотрудничестве Создает ситуацию по определению  стилистических особенностей хохломской  росписи (предлагает экскурсию к мастерам  народных художественных промыслов). Организует наблюдение детей, предлагает  взять в руки, то изделие, которое дети видят  впервые; организует коллективную  дискуссию, подводящую к тому, что  существует различное написание узора на  предметах. ­ Какие особенности росписи вы заметили  на предмете, который видите впервые? ­ Где вы можете найти информацию о  промысле, который увидели впервые? Предлагает найти информацию о росписи в  книгах о народных промыслах. Предлагает найти информацию о промысле в  Интернете, набрав в поисковике «Хохломская роспись» 6 Дети называют те промыслы,  которые они уже знают. Один предмет видят впервые  (возникает диалог, где каждый  ребенок высказывает свое  мнение о том, что увидел). Сравнивают, находят отличия. Возникло затруднение. Примерные ответы:  ­ В росписи изображены  травинки, цветы, ягоды. ­ Много завитков. ­ Цвет: черный, красный,  золотой. Примерные ответы: ­ Посмотреть в Интернете. ­ Прочитать в книге. Рассматривают образцы  росписей в книгах, сравнивая  элементы и цвет, определяют название росписи. В каждой группе есть ноутбук  (подключен Интернет). Находят информацию о  промысле. Примерные ответы: ­ Научиться рисовать узоры. ­ Научиться выполнять узоры  хохломской росписи. ­ Научиться выполнять  композицию узора. ПУУД:  ­ проявлять  познавательную  инициативу в  учебном  сотрудничестве; ­ формулировать  несложные  выводы, находить  аргументы,  подтверждающие  вывод. КУУД: ­ умение слушать  собеседника и  вести диалог; ­ высказывать  свою точку  зрения; ­ умение работать  в группе. Организация работы по  определению цели  урока, учебных задач. Организует постановку учебных задач.  Озвучивает название темы урока: ­ Мы говорили, что эти узоры похожи на  волшебство. Тема нашего урока  «Волшебные узоры хохломской росписи». Слайд № 4.  Тема урока  Волшебные узоры хохломской росписи Мотивирует обучающихся на дальнейшую  работу. Создает ситуацию для совместной постановки цели и задач. ­ Как сформулируем цель урока? ­ Чему вы должны научиться? Представляет опорное слово, которое нужно  использовать в постановке учебной цели. Традиции опорное слово 7 Примерные ответы: ­ Как работают мастера. ­ Выполнить роспись в  традициях этих мастеров. Формулируют задачи урока,  используя опорные слова:  традиции, приемы. Примерные ответы: ­ Изучить приемы хохломской росписи. ­ Выполнить роспись в  традициях хохломы. Слайд № 5.  Цель: научиться выстраивать композицию  узора в традициях хохломской росписи ­ Как сформулируем задачи урока? ­ Что мы должны изучить и выполнить? Представляет опорное слово, которое нужно  использовать в постановке учебных задач. Приемы опорное слово Слайд № 6. Задачи: ­ изучить приемы хохломской росписи; ­ выполнить роспись в традициях хохломы ­ Замечательно справились с определением цели и задачами урока. ­ Определим критерии работы творческих  мастерских на втором и третьем этапе  работы. 8 Открытие новых  знаний 5 минут Организация  деятельности в группах  (работа с текстом) Слайд № 7. Критерии работы творческих мастерских на втором и третьем этапе работы.   2 этап – изучить новый материал:  полный ответ, работа группы; 3 этап – создание творческой  композиции:  композиционное и цветовое решение, творческий подход Организует деятельность по определению  стилистических особенностей хохломской  росписи. Учитель предлагает приступить ко 2 этапу и  раздает группам (мастерским) тексты: Мастерская № 1. Хохломская роспись Хохломская   роспись   по   дереву   –   один   из самых   знаменитых   русских   народных художественных   промыслов,   который расположен   в   Нижегородской   области. Название   промысла   произошло   от   названия села Хохлома, где традиционно изготавливали и   продавали   изделия   хохломской   росписи. Хохломская   роспись   выполняется   на деревянной   посуде,   сделанной   из   липы, березы. Выточенная мастером на станке белая деревянная посуда называется «бельём». Мастерская № 2. Цвет в хохломской росписи Деревянную   посуду   натирали   серебристым порошком   и   по   блестящей   поверхности делали   роспись.   Узор   покрывали   олифой   и 9 Каждая группа (мастерская)  получает текст и план работы. План работы группы с текстом 1. Прочитать текст. 2. Подготовить сообщение. 3. Распределить ответы в группе. Знакомятся с информацией,  выделяют главное,  распределяют ответы в группе,  готовят сообщения. обжигали в печах (появлялся золотой цвет). В хохломской   росписи   используют   цвета: золотой,   красный,   черный.     ­ отличительный признак хохломской росписи. Главным   мотивом   хохломской   росписи является   –  травка.  Травка   –   это   узор   из тонких стеблей, цветов и ягод. Мастера любят изображать   рыб,   Ими украшают посуду, панно, детскую мебель.  Мастерская № 3.  Этапы и приёмы выполнения хохломской   петухов.   Цвет     птиц, росписи Этапы выполнения хохломской росписи: ­ выполнение заготовки изделия; ­ грунтовка изделия; ­ роспись изделия; ­ покрытие изделия лаком; ­ закалка в печи. Существуют   различные  приемы  росписи. Золотые листья на черном или красном фоне ­ «под   фон».   Красный   и   черный   рисунок   на золотом фоне – «верховая роспись». Золотая хохлома   –   это   огненные   краски   узоров, которые   складываются   из   разнообразных завитков трав, цветов и ягод. ­   Итак,   группы   готовы.   Какими   новыми знаниями вам захотелось поделиться? Слайд № 8. Виды изделий, фрагменты росписи 10 Организация  деятельности по  контролю и самооценке  работы в группе.  Презентация работы  групп: сообщение новых знаний 2 минуты Каждая группа делает  сообщение, оценивает свое  выступление. Оценочный лист работы группы Критерии: Первичное  закрепление Организация  практической  деятельности с  использованием новых  знаний (работа в  группах – творческие  мастерские) ­ Ребята, что вы узнали о росписи? ­   Отправимся   на   экскурсию   в   село Хохлома, в сувенирный цех. Слайд № 9.   «Как   работают   мастера   хохломской росписи» ­ Вы сегодня как мастера хохломской  росписи выполните узор в традициях  данной росписи. Приступаем к 3 этапу  нашей работы. Слайд № 10. Элементы хохломской росписи: «осочки»,  «завиток», «капельки», «кустики» ­ Выполним упражнение. Предлагает отработать простейшие приемы  хохломской росписи. Заранее учителем заготовлены силуэты  посуды (вырезаны из бумаги). Обобщение и  систематизация  Закрепление  полученных знаний Организует ситуацию подтверждения своего  11 ­   представление   информации – 1 балл; ­ работа всей группы – 1 балл. Всего: 2 балла Просмотр презентации.  Знакомство с деятельностью  сувенирного цеха в селе  Хохлома. Тонкой кистью на формате А4  выполняют упражнение  (различные завитки черным и  красным цветом). Главный мастер получает для  своей мастерской один из  силуэтов посуды (шаблон), и его группа выполняет роспись. Выполняют задания, опираясь  на новые знания (работа в знаний 15 минут Рефлексия 5 минут Создание ситуации для  осмысления всей  работы на уроке открытия. Предлагает выполнить  самостоятельно цветочную композицию,  используя стилистические особенности  хохломской росписи. творческих мастерских по  группам). ­ Какие нарядные изделия на нашей  ярмарке! Оцените композиционное и  цветовое решение, творческий подход в  оценочном листе. Главный мастер представляет  работы своей группы. Выставка творческих работ  (ярмарка). Защита творческих композиций  по критериям. Оценочный лист по защите творческих заданий Критерии: 1. Композиционное решение – 1 балл. 2. Цветовое   решение  –  1 балл. 3. Творческий подход – 1 балл. Всего: 3 балла. Оценивают работы друг друга  по группам. Взаимооценка  групп. Высказывают свои суждения.  Оценивают успешность групп на уроке по критериям. Итоги выполненных заданий  вносят в оценочный лист в виде  баллов, подсчитывают  12 Осознание  ценности  полученных  знаний,  определение  успешности на  уроке. Личностные:  ­ формирование  самооценки на  основе заданных  критериев  успешности  учебной  деятельности КУУД;  ­ умение провести рефлексию своих  действий на уроке Слайд № 11. Подведение итогов количество баллов для  определения итоговой оценки. 1. Достигли мы поставленной цели? 2. Что ценного узнали, чему  научились? 3. Где в жизни могут пригодиться эти  знания? ­ Мне бы хотелось отметить отличную  деятельность на уроке ребят: …  Оценка в журнал будет поставлена по  итогам оценочного листа групп и устных  ответов  учащихся. ­ Используя навык, полученный на уроке,  распишите дома досточку, картонную  коробочку узором под хохлому. Список литературы Домашнее задание 1. Безрукова   В.С.  Современный урок в   школе:   в   3­х   кн.   /   В.   С.   Безрукова.   ­   М.   :   Сентябрь,   2009.   ­   эл.   опт.   диск   (CD­ROM).   ­ (Электронная б­ка журнала "Директор школы"). 2. Ермолаева,   М. Г. Современный урок:  анализ,  тенденции,  возможности.  Учебно­методическое   пособие  /  Ермолаева  М.  Г. ­  Санкт­ Петербург: КАРО, 2011. ­ 160 с. 3. Крылова, О. Н.   Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / Крылова О. Н. ­ Санкт­Петербург : КАРО, 2014. ­ 144 с. 13 4. Ломов С.П. Изобразительное искусство. 5­9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ с.п. Ломов, С.Е. Игнатьев и др. – 5­е изд.­ М.: Дрофа, 2012. – 46 с. 5. Молотова, В.Н. Декоративно­прикладное искусство / Молотова В.Н. – М.: Форум, 2010.  6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе: методический материал / Н. И. Пьянкова. ­ М. : Просвещение, 2006. ­ 174 с. ­ (Б­ка учителя. Изобразительное искусство). 7. Хворостов, А.С. Декоративно­прикладное искусство в школе / Хворостов А.С. ­ М.: Просвещение, 2018. ­ 175 c. 8. В презентации использованы иллюстрации сети Интернет в открытом доступе Яндекс.Картинки Приложение 1. План работы группы с  текстом 14 1. Прочитать текст. 2. Подготовить сообщение. 3. Распределить ответы в группе. Мастерская № 1. 15 Приложение 2. Задание № 2. Работа с текстом.                        Хохломская роспись Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, расположен в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготавливали и продавали изделия хохломской росписи. Хохломская роспись выполняется на деревянной посуде, сделанной из липы, березы. Выточенная мастером на станке белая деревянная посуда называется «бельё». Мастерская № 2. 16 Задание № 2. Работа с текстом. Цвет в хохломской росписи Деревянную посуду натирали серебристым порошком и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой   и  обжигали   в  печах  (появлялся   золотой   цвет).  В  хохломской   росписи   используют   цвета:   золотой,  красный, черный. Цвет  ­ отличительный признак хохломской росписи. Главным мотивом хохломской росписи является – травка. Травка – это узор из тонких стеблей, цветов и ягод. Мастера любят изображать рыб, птиц, петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель.  Мастерская № 2. 17 Задание № 2. Работа с текстом. Этапы и приёмы выполнения хохломской росписи Этапы выполнения хохломской росписи: ­ выполнение заготовки изделия; ­ грунтовка изделия; ­ роспись изделия; ­ покрытие изделия лаком; ­ закалка в печи. В хохломе существуют различные приемы росписи. Золотые листья на черном или красном фоне ­ «под фон». Красный и черный   рисунок   на   золотом   фоне   –   «верховая   роспись».   Золотая   хохлома   –   это   огненные   краски   узоров,   которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод. Приложение 3. 18 Баллы Баллы Баллы Мы оцениваем свой результат: за каждый правильный ответ – 1 балл Задание 1. Запишите название промысла Оценочный лист группы № ______ 1. 2. 3. Работа с текстом: по каждому критерию – 1 балл (самооценка) Задание 2. Работа с текстом по критериям: 1. 2. Представление информации Работа всей группы Наш результат оценивают другие группы: по каждому критерию – 1 балл Задание 3. Защита творческих композиций 1. 2. 3. Композиционное решение Цветовое решение Творческий подход в выполнении композиции Всего: Всего: Всего: Подведение итогов Задание № 1. Задание № 2. Задание № 3. 8­7 баллов – «5»; 6­4 балла – «4». Баллы Всего: 19 Слайд № 1                                                                                                                          Слайд № 2                                              Слайд № 3                                                                                                                       Слайд № 4 20 Слайд № 5                                                                                                                   Слайд № 6                                                                     Слайд № 7                                                                                                                   Слайд № 8 21 Слайд № 9                                                                                                                   Слайд № 10                                                                     Слайд № 11                                                                                                  Слайд № 12                           22 23

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019