Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики
Оценка 4.7

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
22.01.2018
Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики
Интегрированный урок математики, литературного чтения с элементами логики. Направлен на развитие логического мышления, математических способностей. Все задания урока основаны на произведениях А.П.Пушкина. В увлекательной форме ученики будут путешествовать по сказкам и решать необычные задания. Урок можно использовать как внеклассное мероприятие.
Интегрированный урок по математике и литературному чтению на основе произведений А.С.Пушкина.docx
Интегрированный  урок  по математике и литературному чтению   с   элементами   логики   на   основе   произведений А.С.Пушкина.  4 класс Тема: « О сколько нам открытий чудных …» Цель:  Развитие логического мышления учащихся, зрительной и слуховой памяти, усовершенствование     умения   решать   задачи     методом   допущения   и   исключения. Обобщения знаний по   курсу «Логика». Развитие вычислительных умений и навыков при решении логических заданий. Оборудование: записи фрагментов из оперы П.И.Чайковского «Спящая                             красавица», «Сказка о царе Салтане…»,  раздаточные                               карточки, конверты с игрой  «Танграмм, таблицы, детские                             иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, рисунок моря,                             «золотые рыбки» 1.Организация   класса  (звучит   музыка   П.И.Чайковского).   Сообщение   темы   и   цели урока. 2. Актуализация опорных знаний. Вступительное слово учителя: Ход урока Умение логически мыслить необходимо каждому современному человеку, в какой бы отрасли производства он не работал. Домой Вам было дано задание: вспомнить и  посмотреть по словарю, что означает слово «логика». Ученики   зачитывают   свои   записи,   учитель   подытоживает.   Согласно   толкованию Большого энциклопедического словаря    Логика­ наука о способах, доказательств и опровержений. ­   А кто из великих мыслителей прошлого является основателем учения о логике?  Вы сейчас определите,  выполнив следующее задание.  (см. Карточку задание № 1.) Задание № 1 При помощи  алфавита и  цифр  порядкового  номера буквы  расшифруйте этого человека. 1       2     3      4     5      6      7      8      9     10     11    12    13    14    15    16    17   а       б      в     г      д      е     ё       ж      з      и      й       к      л      м      н     о      п 18    19    20    21     22     23    24     25    26    27    28     29    30    31    32    33         р       с      т      у      ф      х       ц      ч      ш     щ      ъ       ы     ь      э       ю     я 1) 1, 18, 10, 19, 20, 16, 20, 6, 13, 30.   Аристотель  ­   древнегреческий   ученый.   Учился   у   Платона   в   Афинах. Воспитатель Александра  Македонского. Путем   сопоставления   мы   смогли   расшифровать   слово.   Теперь   аналогичным способом,   подключив   все   свое   внимание,     попробуем     прочитать   следующую фразу: 2) 14, 1, 20, 6, 14, 1, 20, 10, 12, 1  ­  4,10, 14, 15, 1, 19, 20, 10, 12, 1             21, 14, 1. ( Математика – гимнастика ума ) Четкая запись, порядок, быстрота сопоставлений помогли Вам выполнить  это задание.  А  теперь   в   качестве   закрепления   попробуйте   сами   зашифровать   эту фразу. 3)  Математика – царица наук. (Беседа о науке математике). Проверим быстроту и гибкость Ваших рассуждений.  Сначала потренируемся: ­ Какой сегодня день недели?  А вчера? ­ Какой день по счету среда?  Дни недели и временные представления   о них не находят у вас затруднений. Однако   давайте   проверим   так   уж   легко   можно   давать   ответы   на   такие вопросы: Слова ­ ответы будете записывать в строчку. 1. Какой день недели был позавчера, если день после него – 2­ой день недели?  2. Какой день недели послезавтра, если завтра – пятница? 3. Какой день недели будет завтра, если после него  понедельник? (Проверяем: понедельник, суббота, воскресенье.) А теперь подчеркните те буквы в словах, которые я буду просить.  ­ В слове понедельник  1­ю букву, обозначающую согласный звук. (П) ­ В слове суббота 1­ю букву обозначающую гласный звук. (У) ­ В слове воскресенье подчеркните букву, которая стоит перед Ь   ( Н) Проверим ( учитель делает на доске следующую запись    П у . . . н) Отгадайте, пожалуйста,  слово, которое  я задумала. Великий   русский   поэт,   автор   многих   известных   сказок,   поэм,   стихотворений. Слово состоит из пяти букв. (Звучит вальс из оперы «Спящая красавица».)  Учитель открывает портрет А.С.Пушкина. Под портретом нет даты рождения поэта. 4) На доске логический ряд чисел.  ­ Попробуйте вспомнить, в каком году родился поэт, определите закономерность и дополните ряд двумя числами: 1499,  1599,  1699,  … ,      …    . (Дети определяют закономерность,   дополняют ряд: 1799, 1899 и определяют год рождения ­ 1799) ­ Сколько лет со дня рождения А.С.Пушкина мы будем отмечать в этом году? ( 213лет) Найдите закономерность  в ряду , дополните его. 100, 213, 200, 213, 300, 313, … ,    ….      . ­ Назовите в данном ряду самую большую дробь, а затем дополните этот ряд : ­ 1/6 ,    1/12,    1/18,     1/24,    … ,   …    . Самая большая дробь это 1/6 . Назовите в ней знаменатель (6). Так вот это день рождения А.С.Пушкина. Учитель показывает плакат, где открывает год рождения и дату рождения поэта.. Детям осталось определить месяц рождения. Месяц,   в   котором   родился   поэт   такой   же   по   счету,     как   и   по   счету,   день рождения в месяце (Июнь­шестой месяц в году). 06.06.1799 г. Миру этот день подарил великого русского поэта А.С.Пушкина. Давайте совершим путешествие в мир пушкинских сказок.   (На доске открываются иллюстрации к сказкам Пушкина, которые дети сделали на уроках  ИЗО  и  труда, печатные  иллюстрации,   репродукции   картин  к  сказкам)  А поплывем мы по морю на кораблике, который вы сейчас сделаете из геометрических фигур (Игра  «Танграмм») 5)  ­ Запишите число, в котором   отсутствуют единицы 1­го разряда, десятков на 3 больше чем  единиц, сотен на 5 больше чем десятков, а тысяч в 8 раз меньше, чем сотен. (1830) ­Продолжите   этот   ряд   сами   так,     чтобы   разница   между   последующим   и предыдущим была 1. Записать всего пять чисел (1830, 1831, 1832, 1833, 1834) (Проверили,  записали все числа на доске) Мы   с   вами   получили   не   просто   числа,   это   годы   написания   знаменитых произведений А.С.Пушкина. А вот каких мы с вами определим,  отгадав отрывки из них.  (Пока дети проверяли ряд чисел и писали его на доске, несколько уч­ся получили напечатанные и пронумерованные листки,  где были отрывки из сказок)   1. Не звоны пошли по городу, Пошли вести по всему по лесу, Дошли вести до медведя черно­бурого,           Что убил мужик его медведицу.                                                                  (1830г.  «Сказка о медведихе») 2. Ветер по морю гуляет      И кораблик подгоняет      Он бежит себе в волнах           На раздутых парусах.      Корабельщики дивятся      На кораблике толпятся.     На знакомом острову      Чудо видят наяву.                                  (1831 г.  «Сказка о царе Салтане,  славном и могучем                                   богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной                                   царевне Лебеди») году была написана         (Учитель о следующей дате рассказывает сам.  поэма  «Русалка» с которой вы познакомитесь в старших классах)  1832    3.Жил старик со своей старухой                          4. Но царевна молодая    У самого синего моря                                               Тихомолком расцветая    Они жили  в ветхой землянке,                              Между тем росла, росла,    Ровно тридцать лет и три года.                          Поднялась и  расцвела…                                                  (1833 г . «Сказка о рыбаке и рыбке»;                                                «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 5. Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность, где видна, Верный сторож, как  сосна Шевельнется, встрепенется К той сторонке обернется И кричит «Кири ­ ку ­ ку Царствуй лежа на боку!»                                           ( 1834 г. «Сказка о золотом петушке») (Когда   дети   отгадывают   произведения,   то   на   доске   находим   рисунки, иллюстрации к сказкам).    ІІІ.    РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.    На доске появляется плакат с изображением моря и волн. При решении каждой из задач учитель из моря вытаскивает золотую рыбку и музыка, которая звучит, при этом   каждый раз меняется по звучанию и усиливается, как и настроение рыбки в сказке.             Возвратимся к карточкам, которые лежат у вас на партах. Вы помните, из какой сказки это начало?  Три девицы под окном пряли поздно вечерком… Впоследствии они стали Поварихой, Ткачихой и Царевной. Решим о них задачу.  (Один из учеников решает у доски задачу № 1 задания 2 из карточки.)                   Задача № 1 Повариха сидела не  первая, Царевна сидела не первая, но и не последняя. В каком порядке сидели Повариха, Ткачиха и Царевна  в светлице?          Решение                           І            ІІ             ІІІ Повариха         ­             ­               + Ткачиха           +             ­               ­ Царевна           ­             +               ­  Дети, которые справляются с задачей раньше, на партах делают из геометрических фигур ( игра «Танграмм») белочку из этой сказки. Физкультминутка   (под   музыку   из   оперы   красавица»)   П.И.Чайковского   «Спящая Звучит музыка     и    выплывает рыбка.   Работа по карточке ( см. Карточку задание № 2, задачи 2,3.                Дети сами, выбирают по желанию, какую задачу им    решить. Сильные ученики решают, если успевают обе. Задачи решают без краткой записи.              1 вариант  Задача № 2        На   обивку   10   царских   тронов требуется   40м   золотой   парчи. Сколько парчи останется от куска длиной   64   м,   если   обобьют   6 тронов,   а   20м   золотой   парчи присвоят     недобросовестные Ткачиха,   Повариха   и   сватья   баба Бабариха?    2 вариант Задача №3   Царь   хранил   свое   богатство   в   38 кованых   сундуках,   в   каждом   из которых, было 12 кг золота, 25 кг серебра и 16 кг драгоценных камней. Сколько всего драгоценностей было у царя?   Проверяем задачи.  Выводы.  Выплывает рыбка.      Дети   решают задачу  с комментированием. Звучит музыка,   выплывает рыбка.                                 Задача № 4        В этой задаче есть лишние числовые данные, которые нам не понадобятся для решения задачи. Надо решить задачу, определив их. ( семерых)   Живет   Балда   в   поповском   доме.   Спит   себе   на   соломе.   Ест   за  четверых. Работает за семерых. Сколько граммов хлеба съедает Балда за неделю, если  в среднем мужчина за день съедает 410 граммов хлеба?   Дети решают эту задачу с объяснением у доски. Объясняем два способа решения задачи. Подводим итоги.  (Под  музыку выплывает рыбка.) Решение примера У лукоморья дуб зеленый …  Продолжите стихотворение… Задание от мудрого кота. Дети записывают под диктовку учителя  Кот задумал число. Если его умножить на 2, затем разделить на 10, результат умножить на 14, потом вычесть 18 то получится 52. Какое число задумал кот? (k ∙ 2 : 10 ∙ 14 – 18 = 52) ( Решения примера: действия производятся  наоборот (52+18) : 14 ∙ 10 :2=25 k=25) Д/з: Решить на уроке примеры, вместо звездочек вставить пропущенные числа. Дома подготовить   три   подобных     примера   для   решений   в   классе   и   задачу,   подобную первой.  _* * 7 * *                              +  8 3 * * 3 9                                * * 7 *   2 9 * 8 5                                  *  * 7 8 * *                          х            6 Итог урока. Карточка для учащихся О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын  ошибок трудных,  И  гений парадоксов друг … А.С.Пушкин ЗАДАНИЕ №1 1       2     3      4     5      6      7      8      9     10     11    12    13    14    15    16    17   а       б      в     г      д      е     ё       ж      з      и      й       к      л      м      н     о      п 18    19    20    21     22     23    24     25    26    27    28     29    30    31    32    33   р       с      т      у      ф      х       ц      ч      ш     щ      ъ       ы     ь      э       ю     я 1)  1, 18, 10, 19, 20, 16, 20, 6, 13, 30. _________________________________________________________________ Прочитай слово Прочитай фразу 2) 14, 1, 20, 6, 14, 1, 20, 10, 12, 1    ­     4,10, 14, 15, 1, 19, 20, 10, 12, 1        21, 14, 1.       __________________________________________________________________ Зашифруйте фразу 3)  М а т е м а т и к а    –   ц а р и ц а        н а у к. __________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ № 2 Задача 1 Три девицы под окном пряли поздно вечерком… Повариха сидела не  первая, Царевна сидела не первая, но и не последняя. В каком порядке сидели Повариха, Ткачиха и Царевна  в светлице? Задачи 2,3 1 вариант  Задача № 2        На   обивку   10   царских   тронов требуется   40м   золотой   парчи. Сколько парчи останется от куска длиной   64   м,   если   обобьют   6 тронов,   а   20м   золотой   парчи присвоят     недобросовестные Ткачиха,   Повариха   и   сватья   баба Бабариха?      2 вариант Задача №3   Царь   хранил   свое   богатство   в   38 кованых   сундуках,   в   каждом   из которых, было 12 кг золота, 25 кг серебра и 16 кг драгоценных камней. Сколько всего драгоценностей было у царя? Живет   Балда   в   поповском   доме.   Спит   себе   на   соломе.   Ест   за  четверых. Работает за семерых. Сколько граммов хлеба съедает Балда за неделю, если  в среднем мужчина за день съедает 410 граммов хлеба? Задача 4 Д/з   _* * 7 * *                              +  8 3 * * 3 9                                * * 7 *   2 9 * 8 5                                  *  * 7 8 * *                          х            6

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики

Методическая разработка урока математики 4 кл. с элементами логики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018