Методическая разработка урока
Предмет: математика (учебник Математика 5, Г.В. Дорофеев )
Класс: 5
Учитель: Дегтярёва Г.Л., МБОУ СОШ № 20, г. Сургут
Тема « Натуральные числа и дроби»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели и задачи урока
Цель: формирование понятия взаимосвязи между натуральными
числами и дробями.
Задачи:
дидактические: организовать учебную деятельность учащихся по
выяснению связи натурального числа и дроби, учить представлять
частное натуральных чисел в виде дроби, раскрыть понятие
дробного числа;
образовательные: повторить понятия дробь, основное свойство;
дроби, приведение дробей к общему знаменателю, сравнение дробей;
овладеть умением находить частное любых натуральных чисел,
записывать его в виде дроби;
воспитательные: воспитывать аккуратность, культуру поведения,
чувства ответственности и собственного достоинства,
дисциплинированность при организации работы на уроке;
развивающие: способствовать развитию у обучающихся
познавательного интереса, внимания, математической речи,
самостоятельности, уверенности и инициативы, логического
мышления, умения анализировать и делать выводы,
коммуникативных умений.
Результаты урока
Предметные
Уметь записывать частное натуральных чисел дробью и
наоборот дробь частным двух натуральных чисел.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действий;
планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные
УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах
поведения и общения в школе и следовать им, сотрудничать с
учителем и сверстниками.(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое
от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:
1 задачи здоровьесбережения: поддерживать благоприятный
эмоциональный фон урока; не допускать утомления и переутомления
учащихся; своевременно чередовать позы учащихся;
своевременно чередовать виды учебной деятельности; проводить
физминутку, обучать гимнастике для глаз; поддерживать
оптимальный темп урока.
находить ответы на проблемные задачи, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД).
Личностные
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Образовательные технологии: технология личностноориентированного обучения с реализацией системнодеятельностного подхода с
учетом особенностей и реальных учебных возможностей класса; на каждом этапе урока учащиеся выполняют самооценивание с выставлением
отметок в оценочные листы;
информационнокомпьютерные,
– проблемное обучение,
– групповые технологии.
Оборудование: учебники, тетради, мультимедийный проектор, презентация, оценочные листы, сигнальные линейки, раздаточный материал:
листы с задачей о делении сыра (аппликации), яблоки, пластмассовые ножи, тарелочки.
Структура и ход урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организацио
нный момент
Слайд 1
Проверка д/з.
Взаимное
приветствие,
контроль
присутствующих,
проверка готовности
кабинета и учащихся
Проверяет соответствие
кабинета санитарно –
гигиеническим условиям.
Определяет готовность
учащихся, сосредотачивает
их внимание.
Перед уроком
консультанты проверяют
наличие выполнения
домашней работы,
отвечают на возникшие
вопросы.
Настрой и включение в
Используемые
методы, приемы,
формы работы
Работа
консультантов.
Самооценивание.
Методы: словесный,
наглядно –
иллюстративный
красочная
Формируемые
УУД
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
взаимодействие
между учащимися,
планирование
учебного
2 к уроку
2.
Актуализация
и
фиксирование
индивидуально
го затруднения
в пробном
учебном
действии
Слайды 24
Повторить понятия
натурального числа и
дроби, основное
свойство дроби,
приведение дробей к
общему знаменателю,
сравнение дробей.
Выявление пробелов,
коррекция
выявленных
пробелов.
Подготовка к
восприятию новых
знаний
3.Целеполагани
е и мотивация
Слайды 56
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
Книжки, ручки и тетрадки?
Прозвенел уже звонок!
Начинается урок!
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели
Математика друзья,
Абсолютно всем нужна».
1.Организует устную
фронтальную работу.
На слайде вопросы и
задания.
Какие числа представлены
на слайде?
Назовите натуральные
числа?
Прочитайте дроби?
Что показывает знаменатель
дроби?
Что показывает числитель
дроби?
Назовите правильные и
неправильные дроби.
Какие важные утверждения
нужно знать, чтобы
выполнить сокращение и
сравнение дробей и чисел?
Сократите дроби.
Сравните дроби и числа.
Помогает учащимся в
формулировке темы и цели
урока.
образовательную
деятельность.
презентация.
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Устная фронтальная
работа: «Разминка»,
«Подумай»,
«Выполни устно».
Самооценивание
Ответы на вопросы,
решение заданий (для
слабоуспевающих
учащихся допускается
письменное выполнение),
формулируют определения,
свойство, выводы;
реагируют на ответы
отдельных учащихся
сигнальными линейками.
За устную работу
выставляют отметки в
оценочные листы.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока:
«Натуральные числа и
Самостоятельно
определяют тему
урока, цели урока
Регулятивные:
выражение своих
мыслей,
3 ими целей урока.
Осознанность
изучения темы
4. Открытие
новых знаний
Слайды 717
Организовать
познавательную
деятельность:
постановка
проблемы и ее
решение. Побуждать
учащихся к
выдвижению
гипотезы
Формировать
коммуникативные и
познавательные
компетенции
обучающихся
«Как вы думаете, о каких
числах мы будем говорить
сегодня на уроке? Заметили
вы связь между этими
числами? Приведите
примеры, где вам
приходилось применять
натуральные и дробные
числа. Подумайте и
сформулируйте тему урока.
Цель урока».
Формулирует задание на
деление чисел, возникает
затруднение: 48:16=3,
64:16=4, 2:3=??????
5:3=????–проблемные
задания
«Сегодня на уроке мы
будем выполнять деление
такого вида. Попробуем
решить проблему,
рассматривая задачи.
Цель нашего урока
научиться находить частное
двух натуральных чисел.
К концу урока вы научитесь
находить частное любых
двух натуральных чисел.
Решаем задачи в группах».
Группы решают задачи – 10
минут и выступают
дроби», цель урока.
Записывают тему урока в
тетрадях.
Беседа в ходе
фронтальной
работы.
Постановка задач
урока.
Выполняют 2 примера на
деление и не могут решить
2: 3? и 5:3?
Группы получают листы с
задачами и
вспомогательный материал
(аппликация сырных
головок). Делят 2 и 5
головок сыра между
тремя мышатами
Задачи: 1. Разделите 9
яблок между тремя
бегимотиками.
2. Как разделить две
головки сыра между тремя
мышатами?
3.Как разделить 5 головок
сыра между тремя
мышатами?
Методы:
объяснительно
иллюстративные,
поисковые,
исследовательские,
проблемные.
Формулирование
проблемных
заданий.
Групповая работа
решение задач.
Представление
решения от групп.
Открытие новых
знаний –
формулировка
вывода.
аргументация,
целеполагание.
Коммуникативные:
постановка
вопросов.
Познавательные:
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной
цели; логические
формулирование
проблемы.
Коммуникативные:
постановка
вопросов,
инициативное
сотрудничество,
умение слушать и
вступать в диалог.
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений
4 Оценивание внутри
групп вклада
каждого ученика,
выставление
отметок в
оценочных листах.
представители от групп
Первую задачу решили
просто делением чисел
нацело. А вот с решением 2
и 3 задач возникли
проблемы.
Учитель подводит ребят к
выводу, т.е. к открытию
новых знаний
«Запишите этот вывод
формулой»
А: В = А/В и наоборот
А/В = А: В
Более подготовленная
группа решает
практическую задачу:
«Разделить три яблока на
четверых» ребята
получают три яблока,
пластмассовые ножи,
тарелочки.
Представители от групп
объясняют у доски решение
задач.
1.
9 : 3 =3,
2.
3.
2 : 3 = 2/3
5 : 3 = 1 + 2/3 =1 2/3
С помощью учителя делают
вывод: частное двух
натуральных чисел
можно представить в
виде дроби, черта дроби
это и есть деление.
«А сейчас мы отдохнем,
физминутку проведем.
Делаем вместе со мной»
Выполняют физические
упражнения, гимнастику
для глаз
Смена вида
деятельности
5
5Физминутка
Слайды 1822
Задачи
здоровьесбережения
: поддерживать
благоприятный
эмоциональный фон
урока; не допускать
утомления и
переутомления
учащихся;
своевременно Обеспечение
закрепления в памяти
детей знаний и
способов действий с
проговариванием
выполняемых
действий
Организация
первичного контроля
6.Первичное
закрепление во
внешней речи
Слайд 23
7.Итоговый
самоконтроль и
самооценка.
Слайд 24
Организует
индивидуальную работу и
работу в парах с
пояснением действий и
проговариванием
Организует
самостоятельную
деятельность с проверкой
на доске, предлагает
задания разных уровней.
Выполняют задание на
слайде – заменяют частное
дробью, повторяют правило
вслух, проговаривают
выполняемые действия,
заполняют таблицу на
листочке
Выполняют с/р , выбирают
№ по уровню усвоения
темы. Учащиеся,
выполнившие задание
первыми, записывают
решение на доске для
самопроверки.
Проговаривание
правила друг другу,
индивидуальная
работа,
работа в парах.
Взаимооценка
Самостоятельная
работа по №
учебника,
дифференцированны
й подход, с
проверкой на доске.
Самооценка.
8.Информация
о домашнем
задании
Слайд 25
9. Итог урока.
Рефлексия
Слайды 2627
Отработать
изучаемую тему дома
Отслеживание
психоэмоционального
состояния каждого
учащегося на уроке.
Выяснить степень
достижения цели
урока.
Задает
дифференцированное
задание и дает
рекомендации по их
выполнению
Подводит итог.
Вопросы: Чему вы
научились на уроке? Какая
форма работы вам
понравилась больше всего?
Что понравилось (не
понравилось) на уроке?
Называет имена учащихся,
которые были особенно
Записывают в дневники
задания в зависимости от
уровня усвоения темы
урока
Отвечают на вопросы
учителя, высказывают свое
мнение о деятельности на
уроке, подводят итог,
выставляя себе отметку в
оценочный лист, рисуют
смайлики
Коммуникативные:
сотрудничество,
партнёрство,
умение слушать,
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
выделение и
осознание того, что
уже усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
осознание качества
и уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.
Аргументация
своего мнения.
Умение оценить
свою деятельность
на уроке.
Нравственно
этическая
ориентация
6 активные на уроке. Просит
учащихся подвести итог
работы на уроке и
выставить себе оценку в
оценочном листе. И
выразить свое состояние на
уроке с помощью смайлика.
«Мне с вами было очень
интересно работать,
спасибо за урок!»
7 8
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Методическая разработка урока математики "Натуральные числа и дроби", 5 класс, Г.В.Дорофеев (технологическая карта + презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.