Методическая разработка Урока Мужества, посвященного 65- ой годовщине победы в Великой Отечественной войне на тему: «Мира не узнаешь, не зная края своего»
Урок – экскурсия по теме «Мира не узнаешь, не зная края своего» разработан в СОГОУ СПО «Козловский сельскохозяйственный техникум». Данный урок относится к разряду исследовательских технологий (изучение исторических фактов, краеведческого материала, подготовка экскурсий), так как исследование является одним из способов осмысления обучающимися окружающего мира, постижения реальной действительности. Как показывает опыт работы, одним из фактов развития исследовательской работы является краеведение. Через краеведческий материал обучающиеся знакомятся с развитием края, культуры, военной историей, деятельностью местных ориентиров власти в тот или иной период времени.
Историческая справкmklа.doc
Смоленское областное государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Козловский сельскохозяйственный техникум»
216521, Смоленская область, Рославльский район, д. Козловка
ул. Мира, д. 62. тел. 8(48132) 58868
Методическая разработка Урока Мужества, посвященного 65 ой
годовщине победы в Великой Отечественной войне на тему:
«Мира не узнаешь, не зная
края своего»
Авторский коллектив:
Красносумова Марина Николаевна – преподаватель истории. Содержание
д. Козловка
2010 год
I. Пояснительная записка…………………………………………………3
II.
Основная часть урокаэкскурсии……………………………………..5
1. Историческая справка…………………………………………………….5
2. Сценарий урока экскурсии……………………………………………....7
III.
Заключение…………………………………………………………….11
IV. Папка приложений…………………………………………………….12
2 I. Пояснительная записка
Мы живем в сложное время. Оно разрушает прежние нравственные
идеалы и понятия о художественных ценностях, поэтому необходимо не
только сохранять, но и преумножать память о людях, которые отдали жизнь за
нас, живущих сегодня.
Урок – экскурсия по теме «Мира не узнаешь, не зная края своего»
разработан в СОГОУ СПО «Козловский сельскохозяйственный техникум».
Данный урок относится к разряду исследовательских технологий (изучение
исторических фактов, краеведческого материала, подготовка экскурсий), так
как исследование является одним из способов осмысления обучающимися
окружающего мира, постижения реальной действительности. Как показывает
опыт работы, одним из фактов развития исследовательской работы является
краеведение. Через краеведческий материал обучающиеся знакомятся с
развитием края, культуры, военной историей, деятельностью местных
ориентиров власти в тот или иной период времени.
Тема урока – экскурсии тесно связана с изучением истории малой
Родины во всеобщей истории.
Козловский сельскохозяйственный техникум находится на территории
деревни Козловка, которая имеет богатую историю.
Обучающиеся техникума с сентября 1988 года пытаются собрать
воедино в своем историкокраеведческом музее воспоминания и
свидетельства о событиях 19411945 годов, происходивших в деревне
Козловка и городе Рославле.
3 Как показывает опыт работы музея, историческое краеведение является
одним из важных компонентов образования. Один из разделов историко
краеведческого музея, «История деревни Козловка», был взят за основу
проведения урокаэкскурсии. Обучающиеся 12 курсов, входящие в состав
совета музея, были инициаторами этого урока (см. Приложение 1).
Направления работы:
1)
2)
3)
Военнопатриотическое.
Краеведческое направление.
Изучение музейного дела.
Цели:
сформировать представления обучающихся о Великой
Отечественной войне и её героях на основе исторических фактов;
воспитание у обучающихся уважения к боевым традициям
нашего народа;
Задачи:
воспитывать патриотизм;
знакомство с героическим прошлым наших земляков;
изучение истории родного края;
приобретение обучающимися навыков работы в музее.
сбор и изучение материалов об участниках боевых действий
Великой Отечественной войны;
подготовка экспозиции, посвященной ветеранам;
подготовка экскурсоводов.
Возраст обучающихся: 1519 лет.
Учебнометодическая оснащенность:
компьютер;
учебная, справочная литература;
4
материалы музея.
Формы и методы реализации: урокэкскурсия может применяться
при изучении регионального компонента на уроках экскурсии, внеклассных
мероприятиях.
В ходе подготовки и проведения мероприятия обучающимся было
предложено ответить на вопросы викторины.
II. Основная часть урокаэкскурсии.
1. Историческая справка.
Название деревни «Козловка», предположительно, пошло с 1858 года,
когда строили РигоОрловскую железную дорогу, а здесь — небольшую
железнодорожную станцию. С Козловкой сливается деревня Павловка,
расположенная вдоль шоссе Рославль — Смоленск. Это было небольшое
селение с 35ю частными домами, половина которых служила дачами
рославльским знатным людям.
Здесь находился деревянный барский дом, дома для управляющего и
работников, хозяйственные постройки: сараи для крупного рогатого скота,
конюшня, амбары под зерно, рига (гумно), здание для хранения и переработки
молока.
Сами хозяева жили или в Москве, или в Петербурге, а сюда приезжали
летом отдыхать, проверить и получить доходы, дать указания управляющему.
Земли, луга Эпштейна были там, где сейчас жилой поселок, х/б 47,
сельхозхимия и кольцевая дорога. Обрабатывать земли, кроме постоянных
работников, привлекалось местное население. Сейчас от этого имения
остались только колодец, да озеро, которое было выкопано как водопой для
скота.
5 В период революции 1917 года, сын Эпштейпа Владимир, врач по
профессии, принял советскую власть. Но когда имение национализировали и
стали растаскивать,
Национализированное имение стало государственным.
его мнение о новой власти изменилось.
В конце 20х годов в деревне Козловка построили два зерносклада и
сенобазу. Это было отделение заготзерна, основное предприятие которого
находилось в Рославле. В голодную зиму 193334 года из этих складов
последнее зерно выдавали колхозам в долг под урожай нового года.
В Козловке размещалось секретное по тому времени предприятие
«хлебная база47», и разглашать о деревне было запрещено. Но 45метровый
элеватор, который в хорошую погоду виден вокруг на десятки километров,
любому показывал, что здесь хранятся сотни тысяч тонн зерна
государственных резервов, а следовательно, основное количество жителей
занято его хранением, подработкой, приемом, отгрузкой, переработкой на
местных заводах, мельницах, пекарнях. Значит, тайна была не тайной, а
Козловка издавна была «городом хлебным». В начале 30х годов, когда страна
перешла к сплошной коллективизации, было решено построить в деревне
элеватор.
Близость от города, от железной дороги, возможность построить
подъездные пути и железнодорожную ветку, сплошной лесной массив вокруг
определили деревню удобным местом для сосредоточения государственных
продовольственных резервов. Вместе со строительством элеватора строили
склады, электростанцию, кольцевую железнодорожную ветку и другие
производственные помещения. Построили и добротную деревню с обеих
сторон дороги до ж/д переезда из двухэтажных и одноэтажных домов с
клубом и магазином. Школы в деревне не было. Строительство элеватора
было закончено в 1936 году, и урожай этого года, а также другие продукты
резервного фонда стали поступать на вновь созданное секретное предприятие
— п./я 118.
6 Между шоссе и ж/ дорогой, т. е. между д. Павловкой и д. Козловка
протянулась полоса (площадью в 75 га) красивого леса. А в нем ежегодно
проходили летние учения военного полка,
дислоцировался в городе Рославле.
который постоянно
Лагерь работал ежегодно, а поэтому там были не только палатки для
красноармейцев, но и добротные деревянные капитальные строения: две
столовые для красноармейцев и офицеров, здание штаба полка, ветлечебница,
вольер для собаксвязистов, конюшня. А на том месте, где сейчас территория
мясокомбината, располагался летний кинотеатр, стадион, был разбит сад, а
рядом через дорогу — ипподром кавалерийского эскадрона. Вот в таком виде
встретили д. Козловка и д. Павловка Великую Отечественную войну 1941
1945 гг.
2. Сценарий урокаэкскурсии
О Великой Отечественной войне на рославльской земле
многое известно. Но вот о событиях в годы войны в деревне Козловка
пока мало кто знает.
22 июня 1941 года началась война, а через 40 дней 2 августа немцы были
уже на рославльской земле. Но за эти 40 тревожных дней в деревне Козловка
произошло немало событий.
И сегодня наш урокэкскурсия посвящается событиям произошедшим в
деревне Козловка в 1941 – 1943 годах. Так как наш урок – экскурсия
проходит в канун 65летия Победы в Великой отечественной войне. Мне бы
хотелось, чтобы в заключении урока вы ответили на вопрос: «Почему же люди
помнят, об этой победе, хотя прошло 65 лет?» А для этого мы перелистаем
страницы, опаленные войной, касающиеся нашего района. Вспомним, как наш
народ шел к победе.
За основу взяты урока – экскурсии взяты материалы историко
краеведческого музея техникума и рассказы очевидцев.
7 1й экскурсовод:
Козловку стали бомбить на 3й день войны, так как здесь находились
большие запасы госрезервов. Из элеватора и складов стали спешно вывозить
зерно, сахар, консервы, сухари. Кольцевая железнодорожная ветка позволяла
бесперебойно отгружать на станцию вагоны и эшелонами отправлять на
восток. Из складов хлебоприемного предприятия зерно затаривали в мешки и
на лошадях отвозили на станцию. Работу осуществляла воинская часть.
Привлекали помогать местное население.
Но часть пшеницы, проса, ржи увезти не успели. За 3 дня до прихода
немцев элеватор и склады с зерном были подожжены и взорваны. Врагу нельзя
было оставлять запасы для содержания их армии. Охрана отправилась с
последними машинами в г. Куйбышев. С собой брали только оружие.
За несколько дней до прихода немцев к Анне Павловне Малаховой и её
подруге Рофаенковой подошли 3 подозрительных человека и попросили
указать дорогу к элеватору. Они срочно доложили об этом начальнику штаба
воинской части, который за бдительность не только поблагодарил их, но и
вручил грамоты. Это были диверсанты, которых они потом задержали ( см.
Приложение 2).
2й экскурсовод:
Немцы выселили всех жителей из деревянных двухэтажных и
одноэтажных домов поселка, оставшихся поселили в одном бараке и
разместили в поселке свою воинскую часть. Жители окрестных деревень в
первые дни ходили к взорванному элеватору и складам, разгребали горелое и
продымленное зерно, приносили домой. Но уже через неделю немцы
поставили охрану и вывезли все остатки зерна на фураж.
В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года, когда линия фронта была гдето под
Юхновым, немцам, расквартированным в Козловке, видимо, было дано
задание подвести к фронту боеприпасы и горючее. Колонна, более 20 машин,
8 была загружена ящиками со снарядами и бочками с горючим и подготовлена к
отправке. Утром, гдето часов в 5, стали разогревать моторы. У одной из
машин загорелся бензин, и она взорвалась. Как по цепной реакции,
воспламенилась вся колонна, стали рваться снаряды, бочки, загорелись жилые
дома. К рассвету от деревни остались только руины. Под ними осталось не
менее пятисот трупов фашистов. Часть обгоревших трупов увезли
приехавшие из Германии родственники. Остальных захоронили в больших
двух могилах между деревнями Осиповкой и Козловкой.
Это были две огромные гряды, на которых стояло много березовых
крестов. Однако сейчас, за давностыо лет, незнающий человек это место
ничем не отличит от обычного ландшафта местности.
После этого пожарища ни одного жилого помещения в поселке не
осталось. Оставались руины и два зерносклада, да за лесочком две хаты:
Емельяновых и Зуевых. С тех пор немцы в поселке не размещались.
3й экскурсовод:
25 сентября 1943 года Козловка была освобождена вторым батальоном
старшего лейтенанта Н. Т. Колесникова из 920 стрелкового полка 247
стрелковой дивизии под командованием Г. Д. Мухина.
И уже в октябре в двух кирпичных складах были размещены 1318
эвакогоспиталь и 1857 полевой передвижной госпиталь ( см. Приложение 3).
К этому времени было восстановлено движение по железной дороге Смоленск
— Рославль. На станцию Козловка по нескольку раз в сутки эшелоны
привозили раненых.
Рядом со станцией функционировал 79 эвакоприемник. Там
медработники принимали раненых, оказывали необходимую помощь и на
9 машинах отправляли на территорию бывшего элеватора, где размещались
госпитали.
Но в прибывших вагонах были и те, кто от полученных ран скончался в
пути. Их тут же за железнодорожным переездом хоронили в братских
могилах.
Госпитали функционировали до октября 1944 года. Когда же линия
фронта отодвинулась на Запад, они перебазировались в Белоруссию.
1й экскурсовод:
Люди гибли не только на поле боя, но и от тяжелых ранений в
госпитале. В 1983 году в адрес Любовь Сергеевны Демьяновой пришло
письмо от дочери В. Л. Аикундинова. Вот что она написала: «Я не знаю своих
отца и мать. Мы с братом совсем маленькими попали в детский дом, где и
воспитывались. У нас даже фотографии отца нет. Хранится лишь одна
похоронная, которую во время войны получила наша бабушка. Вот ее
содержание: «Ваш сын, уроженец г. Свердловска, связист 49 артполка
Аикундинов Василий Лаврентьевич, в бою за социалистическую Родину,
верный присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 25
мая 1944 года. Похоронен в Смоленской области, Рославльском районе, д.
Козловка, на территории элеватора».
Любовь Сергеевна Демьянова пошла на эти захоронения. Там было
более 1000 могил. Холмики были еще коегде заметны, но захоронение это
уже не значилось. В 50х годах в Рославле было перезахоронение. Эти могилы
тоже перевезли в братскую могилу, где в 1983 году был зажжен Вечный огонь
памяти.
2й экскурсовод:
25 сентября 1943 года враг был изгнан с Рославльской земли, а
следовательно, и с земли деревня Козловка. Одновременно с размещением
госпиталей (они находились в двух уцелевших складах) начались
10 восстановительные работы.
железнодорожную ветку от станции до госпиталей.
Надо было срочно ремонтировать
Вдоль железной дороги Рославль — Смоленск укрепились солдаты
артиллерийского полка. Они вырыли для себя укрытия. Когда фронт
передвинулся на запад, эти укрытияблиндажи обнесли колючей проволокой и
разместили в них немецких военнопленных. Вдоль железнодорожной ветки
немцы построили кирпичный заводик, пилораму, столярную мастерскую.
В это время сюда на восстановительные работы прибыло четыре
эшелона рабочих с семьями, хозяйством. Это была организация
«Строительный участок № 31» со своими специалистами, руководителями.
Начальником участка был Щетинкин. Часть семей поселилась в деревнях
Павловке, Сидорках на квартирах у местных жителей, остальные сразу стали
строить полуземлянки. Впоследствии эта организация влилась в п/я 25.
Первым начальником ее был комиссованный по ранению из армии ст.
лейтенант А. П. Бебухов.
3й экскурсовод:
А. Р. Луговская работала вместе с военнопленными. Она рассказывала,
что немцы были молчаливы, добросовестны, но педантичны. Стоило
прозвучать производственному гудку, они тотчас бросали работу и уходили,
независимо от того, закончена работа или нет.
Немцы построили четыре блочных 4квартирных дома, 5 деревянных
двухквартирных домов, расчистили завалы разрушенного элеватора,
построили для себя жилье — глиняные и блочные бараки.
Н. П. Бородкина рассказывала, что в 1948—1949 г. г. 35 пленных
немцев работали на хлебоприемном предприятии. В обеденный перерыв они
брали в котелки несколько горстей муки и ели. Тогда зав. складом С. С.
Дергачев разрешил им возле проходной устроить печкувремянку, чтобы из
муки варить обед.
11 2й экскурсовод:
1944 год был особенно трудным. Приехали пастухи, но угнанный скот
не вернули. Земля в колхозе залуговела. Пахали на одной лошади, копали
вручную. Норма — 100 кв. м на трудодень, за год нужно было выработать 280
трудодней. Работали, не роптали, знали, что трудно всем и везде. Ждали
победы, надеялись на возвращение мужей и отцов.
Урожай был плохой — землю удобрять было нечем. Сдали госпоставки,
засыпали семенной фонд, выдали на каждый трудодень по 200 граммов зерна,
то есть мешок на семью.
Кормились с приусадебного участка. Пахали коллективно, плуг тянули
женщины и дети. Весной дети ходили за черемшой, которую называли лесным
чесноком и ели, чтобы не было цинги. Собирали щавель и носили в Стодолище
в заготконтору. Там на вырученные деньги давали печеный хлеб.
3й экскурсовод:
В 1949 году начался обмен пленных в стране, немцев в поселке не стало.
А в бараках, обнесенных колючей проволокой, разместили исправительно
трудовую колонию. Эта колония была своего рода отделением, находящимся
в подчинении ИТК4, которая размещалась в Перенке.
Трудна тогда была жизнь. Множество женщин отбывали срок в этом
лагере за горсть зерна, которую они положили в карман, потому что «семья не
ела вдоволь хлеба, хотя ломились закрома». Они по десять часов работали в
этих закромах. А Н. П. Бородкина утверждает, что в первые годы
восстановления днем строили, а ночью еще разгружали вагоны.
С 1949 года поселок и элеватор строили заключенные. Прежде, чем
начать строительство, площадки обносили колючей проволокой и под
конвоем приводили людей на работу, а во время работы их охраняли.
1й экскурсовод:
12 ИТК просуществовала недолго. В 1953 году, в год смерти Сталина,
была амнистия. Лагерь стал расформировываться, а обслуживающий персонал
уволили в связи с ликвидацией хозяйства. Его ликвидировали поэтапно с
середины 1953 по декабрь 1954 года. В это время в освободившихся
помещениях размещался топографический отряд.
А уже с начала 1955 года из Красненского района начинают перевозить
технику и другое оборудование, чтобы с первого сентября начать работу
училища механизации сельского хозяйства. Обучение одногодичное,
специальность механизатор широкого профиля, слесарь.
Занятия начались в бараках за колючей проволокой, учащиеся жили на
частных квартирах. В 1956 году заложили новый учебный корпус, а в 1958
году начали занятия в новом здании.
Каждый год наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память
людей, отдавших жизнь за нашу свободу. И хотя прошло почти 65 лет со Дня
Победы, время не властно над памятью людей разных поколений.
III. Заключение
В завершении урока – экскурсии по теме «Мира не узнаешь, не зная
края своего» с обучающимися проводилась дискуссия, в ходе которой они
делились впечатлениями от экскурсии. Затем обучающиеся вновь ответили на
вопросы викторины (см. Приложение 5), которая помогла закрепить
13 полученные знания. В опросе участвовало 67 обучающихся, в результате были
получены следующие данные:
№
вопроса
Данные до
урока
Данные после
урокаэкскурсии
экскурсии
35%
40%
50%
40%
20%
70%
80%
20%
15%
30%
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
70%
90%
100%
65%
70%
90%
100%
80%
90%
70%
Итогом урокаэкскурсии состоялся митинг в честь 65летия Победы в
Великой Отечественной войне (Приложение 6).
14 Папка приложений
Приложение 1
15 Работа над архивами.
Урокэкскурсия.
16 Знакомство с историей деревни Козловка.
Приложение 2
17 Люди в белых халатах.
Приложение 3
18 Викторина.
Приложение 4
Вопросы:
1. Сколько было проведено военных операций на территории области в 1941 – 1943 годах?
2. Почему у Стодолища (Починковского рна) на трассе Смоленск РославльБрянскОрёл
был установлен танк Т34?
3. Кем и когда была освобождена деревня Козловка от немецкофашистских захватчиков?
4. Сколько партизанских формирований действовало на Смоленщине в годы ВОВ?
5. Какой знаменитый авиаполк базировался на Смоленщине в годы ВОВ?
6. Каким образом в Москве отметили освобождение Смоленска 25 сентября 1943 года?
7. В результате, какого плана наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?
8. Как называлась операция по освобождению Смоленской области?
9. Когда на рославльской земле появились немецкофашистские войска?
10. Назовите городагерои ВОВ?
1. 2 стратегические, 10 фронтовых и 1 армейская. В том числе Смоленское оборонительное
сражение 1941 года и Смоленская наступательная операция 1943 года.
Ответы:
19 2. В Стодолище на постаментах установлен танк ""Т34" в честь воинов 28й армии и
памятник ее командующему. На месте гибели В.Я. Качалова у деревни Старинка
возвышается обелиск.
3. 25 сентября 1943 года деревня Козловка была освобождена вторым батальоном
старшего лейтенанта Н. Т. Колесникова из 920 стрелкового полка 247 стрелковой дивизии
под командованием Г. Д. Мухина.
4. .ПАРТИЗАHСКИЕ ФОРМИРОВАHИЯ СМОЛЕHЩИHЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ– организационно самостоятельные боевые единицы партизан:
отряды, полки, бригады и соединения. Создавались по решению подпольных районных
партийных органов, штабов партизанского движения; они же направляли их боевую
деятельность. В общей сложности на территории Смоленщины в годы войны активно
действовало более 120 зарегистрированных партизанских формирований, в которых
насчитывалось 62 тысячи вооруженных бойцов.
5."Нормандия". В последствии "НормандияНеман".
6.Москва 25 сентября 1943 года салютовала доблестным воинам двадцатью
артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий.
7. В результате плана «Уран» коренной перелом в ВОВ наступил после Сталинградской
битвы.
Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года.
8. Операция по освобождению Смоленской области называлась "Суворов".
9. Немецкофашистские войска появились на рославльской земле 2 августа 1941 года.
10. Москва, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепостьгерой), Тула, Новороссийск,
Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь.
«Забыть нельзя, и мы не позабыли».
Приложение 5
20 Поколение, не знавшее войны.
21 22
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Методическая разработка Урока Мужества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.