Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл
23.01.2017
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.Урок соответствует ФГОС -2 поколения.
Древнейший Рим.docx
Тема: Древнейший Рим
5 класс
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности рабочего места учащегося.
Восточная притча (слайд 1).
Давнымдавно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш
Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую
красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за
его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение
сжать их ради своей истины.
Ребята, как вы думаете, что ответил мастер ученику? Не глядя на руки
ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Я думаю, что результат нашей сегодняшней работы тоже в Ваших руках.
ДЕВИЗ (слайд 2)
Ребята, я уверена в том, что наше сотрудничеств, как обычно будет
полезным и приятным!
II. Актуализация опорных знаний.
Как обычно мы проводим речевую разминку.
Речевая разминка
Ответить на вопросы полным ответом.
Вопрос:
Какой сейчас урок? (история)
Какое сейчас время года?(весна)
Какой сегодня день недели? (среда)
Какой сейчас месяц? (март)
Какой сейчас год?(2016)
Какая сегодня дата?(23) Какой сейчас век?(21)
Как называется наше
государство? (Россия) Вопрос: Какой период истории мы изучаем? Ребус (показать)
Вопрос: А какой раздел истории мы начнём изучать? Ребус (показать).
Для того чтобы определить где находится это государство, предлагаю
сыграть вам в игру «Ответь на вопрос».
Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово с доски.
На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония,
Апеннины
Поднимая руку, отвечают на вопросы:
Вопрос:
1) Какое государство находится на Балканском полуострове? (Греция)
2) Как называлось государство, где правили фараоны? (Египет)
3) Назовите городполис, где слабых детей сбрасывали со скалы? (Спарта)
4) Где жил мудрец Конфуций? (Китай)
5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему
жизнь. (Македония)
Один из учащихся снимает угаданные слова у доски.
У нас осталось слово Апеннины.
Как вы думаете, что может означать этот термин?
Апеннинский полуостров на карте (слайд 3).
Учитель задаёт вопросы
Учащиеся отвечают по ходу презентации на вопросы:
Вопрос:
1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров?
2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?
3) Что такое полуостров?
На Апеннинском полуострове расположена страна Италия.
Вопрос: Определите в какой часть Италии находится город Рим? Вопрос: Как ВЫ думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Тема урока: Древнейший Рим.
Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего
Рима.
Тема урока Древнейший Рим. Орфографичский режим. 23 марта
Классная работа Тема:
Что, начнём? (слайд4)
Какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городегосударстве
Рим.
По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения,
открывает на доске заранее написанный план урока.
План урока
1.Географическое положение
2. Природа и население
3.Основание города Рима
4. Управление государством
Вопрос: Определите источники информации, которые вы можете
использовать для изучения материала на данном уроке.
(Ответ: учебник, карта, различные исторические источники)
Вопрос: Каков будет результат нашего урока?
(Ответ: Сформировать представление о древнем городегосударстве Рим).
III Изучение нового материала.
Прочитайте текст учебника и работая с картой расскажите
А сейчас мы работая с картой и текстом учебника познакомимся с
природой и рельефом Аппенинского полуострова.
Задание:
о географическом положении Древнего Рима?
Работа с картой стр. 213
Работа с текстом учебника стр. 214 Вступление
(слайд 5)
Сильные учащиеся получат индивидуальную карточку и выполнят
Задание:
сравнить природу Греции и Рима. Греция Рим
На Балканском полуострове
Климат жаркий
Омывается Эгейским и Ионическим
На Апеннинском полуострове
Климат тёплый, благодатный
Омывается Адриатическим,
морями
Ионическим, Тирренским.
Горы Олимп
Рельеф горный, мало равнинных мест
Горы Альпы
Рельеф долины, равнины, холмистые
Выращивали виноград и оливки,
ремесло, выращивали коз и овец, занимались
ремеслом.
местности
виноградарством, садоводством и
выращиванием зерновых культур (пшеница,
рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней,
ослов
Ответы учащихся
Апеннинский полуостров
с древних времен называют Италией. Этот
полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров
Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы
Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров
омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим,
Тирренским.
У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности,
удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый,
благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту
территорию занимались виноградарством,
садоводством и выращиванием
зерновых культур (пшеница, рожь).
Задание : Давайте сравним географическое положение Греции и Рим.
(ответы сильных учащихся по карточкам)
(Оценки выставляет класс)
Учитель:Вопрос: какую оценку вы поставите за ответы? (4 человека)
Учитель:
Мы выяснили географическое положение г. Рима.
Вопрос: 1. Что общего в природе Греции и Рима?
2. Как природа повлияла на занятия населения?
(теплый климат, сельское хозяйство, рыболовство, мореплавание, садоводство).
ФИЗМИНУТКА Учитель
: На территории Италии жили племена Этрусков. Они
умели обрабатывать железо, драгоценные металлы. Строили города.
Окружали их рвами.
Племенами этрусков правили цари. На
территории Апениннского пва проживало много разных племен.
Сейчас работая с текстом учебника мы узнаем
территорию возле г. Рима.
какое племя заселяло
Работа с картой стр. 213
Учитель
: Вопрос:
(латины)
Какое племя заселяло территорию возле г. Рима.
Легенда об основании г. Рима.
Учитель:
Существует
Мы превратимся в реставраторов, которые на машине времени попали
во время возникновения г. Рима, увидели, как это произошло. И нашли
фрагменты текста легенды.
Чтобы восстановить легенду нужно внимательно посмотреть
фрагмент фильма и прочитать каждый отрывок. И если, вы
правильно сложите фрагменты, перед вами откроется ключ легенды.
( Фильм. Текст) (слайд 6)
Раздаточный материал на парту
Легенда об основании Рима
В Италии в устье реки Тибр жило племя Латинов. Много лет назад здесь правил царь
Нумитор. У него был злой и завистливый брат Амулий, который хотел царствовать
один. Амулий отнял у Нумитора власть, убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал
весталкой — жрицей богини Весты (жрицы богини Весты, должны были давать обет
безбрачия).
Не прошло и года, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий
велел утопить близнецов в волнах Тибра.
Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за
ветку прибрежных кустов, а когда начался отлив, дети оказались на берегу.
На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их
своим молоком. ПРЕРВАТЬ Что же дальбше? Мы реставрируем
источник и узнаем что дальше.
Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав
найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными.
Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Они убили
Амулия. В тех местах, где так чудесно спаслись решили основать новый город.
Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал
Г
о
р
о
д
Р строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный
Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным.
Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем Рим ( по
латински Рома). Ромул стал первым царем Рима.
753 год до н.э. – основание города Рим.
и
м
Учитель: Вопрос Сложили? Ключ получили?
Учитель: Оценки кто первый соберёт.
Учитель:
содержание текстам раскрывая шаг за шагом его тайны
А теперь мы поработаем с источником и углубимся в
Выставить.
Вопрос: (по источнику).
1. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Рем и Ромул).
2. Как сумели выжить два братаблизнеца? (их выкормила волчица)
3. Как в дальнейшем сложились отношения двух братьев? (они
поссорились изза строительства города и Ромул убил своего брата
Рема)
4. Кто из братьев является основателем Рима? (Ромул)
: Ромул стал первым царем Рима.
Учитель
Задание:
Давайте поработаем с текстом учебника и узнаем, ка
осуществлялось управление в Риме. Прочитайте материал и выделите
главные мысли текста. Например: Чем отличался ли царь от простых
людей? Как осуществлялось управление в Риме?
Работа в группе повернулись. За определенное время ,задание: найти в
тексте наибольшее количество ответов на вопросы? Нашли ответ
поставили сверху над вопросом +
Работа с текстом учебника стр. 214, 2 абзац, стр. 218 23 абзац (слайд 7)
Задание : Сильные учащиеся (Антон, Алексей) получат индивидуальную
карточку и заполнят схему «Органы власти и население Рима».
Учитель:
Вопрос:
1 Кто, согласно легендам, правил в Риме?
2 Кто был первым царём Рима?
3 Как выглядел царь перед народом? 4 Кто сопровождал царя?
5 Кто такие ликторы?
6 Кто таки патриции?
7 Кто такие плебеи?
8 Что такое Сенат?
9 Где решались наиболее важные вопросы?
10 Кто выбирал царя в Риме?
Схема.
Управление в Риме. 1. Царь. 2. Сенат. 3. Народное собрание.
Население Рима. 1. Римляне. 2 Патриции. 3. Плебеи
Проверка составления схем сильными учащимися
Учитель:
реставраторами, давайте посвятим минутку математике и решим задачу.
Задание :Ребята мы на уроке уже были историками,
1.Рим основан в 753г. До н.э.
Сколько лет сейчас Риму?
2016 + 753 =267 9
2. Могли ли Ромул участвовать в олимпийских играх?
776г до н.э. 753г до н.э. (мог).
Закрепление
Вопрос:
1 Как звали первого из царей?
2 Кто такие патриции?
3 Кто такие плебеи?
4 Как называлось племя, расположившееся на левом берегу реки Тибра?
(латины)
5. Как сумели выжить два братаблизнеца? (их выкормила волчица)
6. Кого называли ликторами? (вооруженную охрану царя) Рефлексия
1. На уроке я работал (а)
2. Сегодня я узнал(а)
3. Я выполнял(а) задания
4. Материал урока мне был
………………
………………
понятен / не понятен
Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
1. Домашнее задание. 44 ст. 218 слова (1 – 4воп ) карта воп 1
2. Творческое задание
Кто …………………………..?
Где…………………………….?
Когда……………………………?
Как……………………………….?
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Методическая разработка урока на тему "Древнейший Рим" 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.