Методическая разработка урока по биологии 8 класс Строение нервной системы. Спинной мозг.
Оценка 5

Методическая разработка урока по биологии 8 класс Строение нервной системы. Спинной мозг.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
04.03.2017
Методическая разработка урока по биологии 8 класс     Строение нервной системы.  Спинной мозг.
Конспект урока.docx

 

Методическая разработка урока

по биологии 8 класс

 

 

 

 

Строение нервной системы.

Спинной мозг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Аникина Наталья Николаевна

Учитель биологии и химии

ГБОУ СОШ с.Кротково

 

 

 

 

2016г.

 

Предмет___биология

Учитель: Аникина Н.Н.

Класс: 8

Тема урока: Строение нервной системы. Спинной мозг.

Цель : сформировать у учащихся  знания о строении  нервной системы, спинного мозга и его функциях.

Задачи:

Личностные:

      формировать представление о нервной системе, ее строении и функциях, 

      развивать навыки межличностного общения, самоконтроля,  инициативу, творческую активность.

Регулятивные:

      формулировать цель, уметь управлять своей познавательной деятельностью;

      формировать навыки самооценки.

Познавательные:

         понимать смысл поставленной задачи;

         владеть универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, моделирование;

         формировать общеучебные УУД (уметь сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать);

         развивать  умение извлекать информацию из разнообразных источников.

Коммуникативные:

      уметь ясно, точно, излагать мысли в устной речи;

         формировать коммуникативные УУД (организация и осуществление учебного сотрудничества).

Форма урока: урок изучения нового материала на основе системно-деятельностного подхода

Тип урока: комбинированный

Форма организации познавательной  деятельности

обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Методы: проблемный, поиск информации, составление схемы, экспресс –диагностика, эвристическая беседа.

Технологии:

       технология проблемного диалога,

       технология сотрудничества,

       информационные технологии.

Межпредметные связи: анатомия, русский язык.

Метапредметные связи: классификация, анализ, синтез, рабочие листы, задания для группы

Оборудование: 

         компьютер;

          проектор.

 

 

Средства обучения:

      индивидуальный  рабочий лист;

       лист с заданиями для группы;

       видеофильм «Механизм работы организма человека»;

       видеофильм «Строение нервной системы»

       презентация «Нервная система и ее функции»;

       тест-схема.

 

 

Этапы урока:

 

1.     Организационный момент – 1 минута.

2.     Стадия вызова – 1 минуты.

3.     Формулирование темы и целеполагание – 6 минут.

4.     Исследовательская деятельность. Физминутка – 26 минут.

5.     Экспресс-диагностика – 2 минуты.

6.     Самооценка – 2 минуты.

7.     Рефлексия –2 минуты.

 

 

 


1.     Организационный момент

2.     Стадия вызова

(слайд 2) Наш организм можно сравнить с хорошо отлаженным механизмом, который работает как часы. У каждого механизма есть мастер, который следит за его работой, исправляет поломки и сбои. Ребята, как вы думаете, а  какую систему нашего организма можно назвать таким мастером, который следит, чтобы наш организм работал правильно? (нервная система).

 

3.     Определение темы и цели урока.

(слайд 3) Ребята, так о какой системе  будет идти речь? Определите тему урока. За правильные ответы вы будите получать бонусы, которые и определят  вашу оценку. У каждого есть рабочий лист. Запишите в нем тему урока. А определить  цель урока нам поможет эксперимент.

Скажите, ребята, кто из вас боится щекотки? (приглашаются два ученика)

Не все части нашего тела реагируют на щекотку. А у вас какие зоны? Давайте проведем эксперимент и выясним, что происходит с нами во время щекотки.

1.     Мы смеемся. А можно считать этот смех радостным? Нет, это смех сквозь слезы. Значит щекотка это нерадостное событие для нашего организма.

2.     А что еще происходит? Убираем руку, ногу, отстраняемся от щекотки. А почему, как вы думаете? Какой из этого можно сделать вывод? Можно ли считать, что наш организм воспринимает щекотку как опасность? Да.  А кто управляет нашим телом, когда мы испытываем щекотку? Дело в том, что шея, живот и область подмышечных впадин, которые воспринимают щекотку – наиболее уязвимые зоны организма, в которых расположено очень много нервных окончаний и крупные артерии.

И так ребята, мы провели эксперимент, выяснили, что с нами происходит во время щекотки и кто всем этим управляет и почему. И вот вам первое задание. На выполнение задания 30 сек.  Задание следующее. Посмотрите на слайд (слайд 4). Используя эти предложения, определите цель урока.

(слайд 5) цель урока. Запишите цель урока в рабочий лист.

4.     Работа по теме урока

 

Прежде, чем вы приступите к работе, давай повторим один очень важный для нас рефлекс, древний рефлекс, который поможет вам взбодрить организм, наполнить его энергией. Это всем известные «потягушки», потягивание.

(физминутка) Встаньте ребята. Поднимите руки вверх. Потянитесь вверх как можно выше. Почувствуйте напряжение в мышцах, сделайте глубокий вдох. Опустите руки. Садитесь.

Продолжим урок. 

(слайд 6) Посмотрите на экран. Давайте разберем, из чего состоит наша нервная система. Для этого вы просмотрите фильм. Но перед просмотром обращаю ваше внимание на вопросы, которые записаны в рабочем листе.  Это задание № 2. После просмотра фильма, вы должны будите ответить на них.

Просмотр фильма.

Даю вам время, чтобы ответить на вопросы – 1 минута.

1.     Из каких отделов состоит нервная система?

2.     Что  входит в  каждый отдел?

3.     Какой тканью образована  нервная система?

4.     Из каких клеток она состоит?

 

(слайд 7)Наша нервная система представлена головным и спинным мозгом, которые образуют центральную нервную систему. В периферическую нервную систему входят нервы и нервные узлы. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из нейронов и клеток спутников.

(слайд 8) Рассмотрим строение спинного мозга.

Начало спинного мозга условно определяется на уровне верхнего края I шейного позвонка и большого затылочного отверстия черепа. В этой области спинной мозг мягко перестраивается в головной мозг, четкого разделения между ними нет. Размеры спинного мозга человека следующие: длина приблизительно 40-45 см, толщина – 1-1,5 см, вес – около 30-35 г.

По длине выделяют несколько отделов спинного мозга:

  • шейный;
  • грудной;
  • поясничный;
  • крестцовый;
  • копчиковый.

В области шейного и пояснично-крестцового уровней спинной мозг толще, чем в других отделах, потому что в этих местах располагаются скопления нервных клеток, обеспечивающих движения рук и ног.

(слайд 9) Со всех сторон вглубь спинного мозга вдаются углубления – щели и борозды. Самые крупные из них – передняя и задняя срединные щели, которые разграничивают две половины спинного мозга (левую и правую). В каждой половине имеются дополнительные углубления (борозды). Борозды дробят спинной мозг на канатики. В итоге получается два передних, два задних и два боковых канатика. Подобное анатомическое деление имеет под собой функциональное основание – в разных канатиках проходят нервные волокна,  несущие  различную информацию (о боли, о прикосновениях, о температурных ощущениях, о движениях и т.д.). В борозды и щели проникают кровеносные сосуды.

 

Если произвести срез спинного мозга в поперечном направлении, то он будет выглядеть неодинаково по цвету. На срезе  можно увидеть  два цвета: серый и белый.

 

 А сейчас ребята, выполните третье задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы – что такое белое и серое вещество, а также, какие функции выполняет спинной мозг. Запишите ответы.

Ответы учеников. Молодцы ребята.

(слайд 10) По существу у спинного мозга всего две функции:

  • рефлекторная;
  • проводниковая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Ребята, давайте рассмотрим один из примеров рефлекторной функции спинного мозга. А для этого выполните еще одно задание - 4 задание.  Работать вы будите парами. У вас есть рисунок и вопросы,  которые помогут вам выполнить это задание. Прочитайте задание.

Одно из заданий – составить рефлекторную дугу данного рефлекса. Давайте вспомним, из чего состоит рефлекторная дуга (слайд 11).

А теперь, приступайте к выполнению задания. Время на выполнение -2 минут.

Проверка результатов.

 

5.     Итоги урока.

Подведем итоги нашей работы.

И вновь работаем парами. Заполните таблицу. Работаем быстро.

                                                            отделы

 

 

 

 

 


Виды регуляции                    функции

 

 

 

 


Проверка результатов.

 

5.     Рефлексия. Самооценка

Каждый оцените свою работу по 5-бальной системе и поставьте свою оценку  в правом окошке. Поднимет руки, кто оценил себя на 5, на 4, на 3? Есть  несогласные  с такой самооценкой своих товарищей?

Спасибо ребята за урок. Мне очень понравилась ваша работа и  как вы отвечали на вопросы.

В начале урока вы поставили перед собой цель. Скажите, вы достигли её? А что вам понравилось на уроке? Какая информация вам показалась удивительной и интересной? Какие у вас ко мне вопросы?

Спасибо за урок!

Ссылка на картинки, использованные в рабочем листе

http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/spinnoi-mozg

http://blgy.ru/biology8/reflex


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока по биологии 8 класс

Методическая разработка урока по биологии 8 класс

Предмет___биология Учитель: Аникина

Предмет___биология Учитель: Аникина

Механизм работы организма человека»; • видеофильм «Строение нервной системы» • презентация «Нервная система и ее функции»; • тест-схема

Механизм работы организма человека»; • видеофильм «Строение нервной системы» • презентация «Нервная система и ее функции»; • тест-схема

Организационный момент 2.

Организационный момент 2.

Из каких отделов состоит нервная система? 2

Из каких отделов состоит нервная система? 2

Рассмотрим подробнее каждую из них

Рассмотрим подробнее каждую из них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017