Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
8 кл
12.03.2018
Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"
Тип урока: урок - исследование, изучение нового материала.Поэт Фролов написал о ней такие строки: Равнина. Равнина. Ни яра, ни пади. Равнина на север, Равнина на юг. Как будто гористую Землю разгладил Какой - то гигантский утюг. Учащиеся на уроке были в роли климатологов. ботаников. геологов.Многое интересное узнали об этой равнине.
Западная Сибирь.doc
Урок по географии в 8 классе подготовила  учитель географии МКОУ Докучаевской СОШ  Сологуб Светлана Даниловна Таловского района Воронежской области        (Тип урока: урок ­ исследование, изучение нового материала) «Западная Сибирь Цели:  1) Образовательные ­ изучить новый материал (физико ­    географическое  положение, рельеф, полезные ископаемые, климатические условия, внутренние воды, природные ресурсы). 2)Развивающие ­ развить географическое мышление, устную речь,  способность выделять главное из текста; развивать способность  анализировать, делать выводы.             3)Воспитательные ­ воспитывать чувство ответственности, умение  работать в коллективе, самостоятельно готовиться к уроку, повысить интерес  к изучению предмета. Оборудование: контурные карты, атласы, тематические карты, иллюстрации  Сибири, карты России: физическая, климатическая, природных зон. Ход урока.                Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Посмотрите на свои парты, все ли готово к уроку.   Учитель: С. Щипачев: Он азиатскому материку Пришелся каменным порогом Ему известен мамонта скелет. В грунтах промерзлых Ливнями, ветрами Его точили миллионы лет, Чтобы строкою засверкали грани. Железо, никель, хромовые руды Я трону словом, рифму им найду, Недаром в копях камень изумрудный Зеленым глазом смотрит в темноту. Хребет запутает тропою лосей, Черникой спелой потчевать начнет, Блеснет меж сосен речкой Сосьвой, До светлой тучки ледником достанет, В озера глянет, в стих войдет таким. Он весь пропах лесами и цветами Это строки об Уральских горах. Давайте вспомним об Уральских горах и  Итак: Назовите уникальные объекты Урала Эту горную систему назвали «каменным поясом» земли Русской Эти горы разделяют материк на европейскую и азиатскую части Самая высокая вершина Урала (г. Народная) Основное богатство Урала (Полезные ископаемые ­ руды) Минеральный заповедник Урала (Ильменский) Где залегает большинство руд (на восточном склоне) Проблема Урала (водная) И горьким дымом заводским. ­ проведем географический диктант устно. ­ •   Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы?(60 в.д) .    К западу от Уральских гор расположена... (Русская равнина) • • • • • • • •......................................................................................................Урал делится на  пять частей: Полярный, Приполярный.................................      Назовите оставшиеся три части (Северный, Средний, Южный)     Малахит, орлец, яшма ­ это.. ( поделочные камни) • А сейчас заслушаем выступления гостей об уникальных объектах природы  на Урале (презентация) = Ильменский заповедник =  = Кунгурская ледяна пещера= =РекаЧусовая = Учитель: Каковы экологические проблемы Урала? Ученик: Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать богатейший край нашего  государства, величайшую равнину земного шара, протянувшуюся от берегов  Карского моря на севере до Казахского мелкосопочника и Алтая на юге, от  восточных предгорий Урала на западе до долины р. Енисей на востоке. ( Все на  карте показать). Итак, что мы будем изучать на уроке?  Дети: Западную Сибирь. Учитель: Поэт Фролов написал о ней такие строки:  Равнина. Равнина.  Ни яра, ни пади.   Равнина на север,  Равнина    на юг. Как будто гористую Землю разгладил Какой ­ то гигантский утюг. Учитель: Название « Сибирь» появилось на карте в 16 веке, происходит от  слова «сибир (шибур)» ­ название какой­ то группы финно­угорских народов. В  конце 15 века русские проникли на Иртыш, а на рубеже 15­ 16 веков в низовья  Оби. Особенно много сведений сохранилось о походе Ермака Тимофеевича.  Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути Западной Сибири, все приречные  области. ­ Кто из великих ученых сказал: «Российское могущество прирастать будет  Сибирью?» Дети: Ломоносов. Учитель: Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась  кладом богатств. А вот что за богатства, и почему они здесь сформировались,  каковы особенности климата, иногда мешающие полноценной  жизнедеятельности человека, каково многообразие флоры и фауны, в чем  заключаются экологические проблемы, обо всем этом мы сегодня и попытаемся  поговорить.      ­ Главным источником знаний у вас будут атласы, учебники, дополнительная  литература, тематические карты на доске и самое главное ­ это ваш класс.                 ­Цель у нас у всех одна ­ как можно больше узнать о Западной Сибири. Учитель: Обратите внимание на доску. = План изучения темы = 1.Географическое положение. 2.Рельеф, геологическое строение. 3.Климат. 4.Внутренние воды. 5.Природные зоны. 6.Полезные ископаемые района. Учитель: Западносибирская Равнина ­   вторая по величине равнина Евразии  и России, третья в мире после Амазонской низменности.  ­ Демонстрация фотографий равнин (Амазонская, Русская,  Западносибирская). Показ диаграммы Крупнейшие равнины мира. Учитель: познакомимся поближе с Западной Сибирью. По карте атласа определим границы Западно­Сибирской равнины. ­ Работа с физической картой   ­  ученик у доски. Ученик: По форме Западная Сибирь походит на трапецию ­ сужается к северу и расширяется к югу. На западе    Уральские горы, на востоке Среднесибирское плоскогорье, на юге Казахский мелкосопочник, на севере ­ Северный Ледовитый океан. Учитель: Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения   ­  вот что выделяет эту территорию. Как велика по площади Западно­Сибирская равнина, можно убедиться, сравнив ее площадь с площадью некоторых крупнейших стран мира. (предварительное задание – ученик) Ученик: Западно­ Сибирская  равнина велика, что ее можно сравнить по площади со странами мира, входящими в первую десятку мировых лидеров. Это видно на рис. 1.(Слайд !) В сравнении с крупнейшими странами мира ­ здесь видно, что восемь стран, из них 6 ­ самые крупные в Европе, по площади равны Западной Сибири. Рис. 1. Западно­Сибирская низменность в сравнении с крупнейшими странами мира (тыс. кв. км.)..............................._ ...............................................................................__, Итак, вывод: Западно ­ Сибирская равнина занимает 3 место по площади  в мире, целиком располагается на территории России. 2. Особенности рельефа. Учитель: Огромное пространство с плоским рельефом, как бы понижающим  к центру и приподнятое к окраинам, в разрезе напоминает блюдце. Края у  него приподняты, а центральные и северные части опущены на 50 ­ 150 м. Ни  на одном материке нет ничего подобного. Объясним особенности рельефа, пользуясь КАКОЙ?   тектонической картой. Откройте учебник на с.223 и тектоническую карту атласа. Рассмотрите территорию Западно­Сибирской равнины. Пожалуйста, ученица: Ученица: территория Западно­Сибирской равнины совпадает с Западно­ Сибирской плитой. Мы это можем подтвердить при помощи метода  наложения одного объекта на другой. Мы заранее на кальку перевели контур  Западно­Сибирской плиты. Западно­Сибирская плита это молодая  платформа. Если по профилю определить рельеф и строение равнины, то  можно сказать, что формирование фундамента закончилось в конце  палеозойской эры.  Обратите внимание все на рис. 90 стр. 223. Осадочный чехол накапливался в течение мезозоя и Кайнозоя.  Платформенный чехол состоит из отложений морских и континентальных, и  залегают они горизонтально. Учитель: ­ Хорошо, спасибо. Учитель: Давайте выясним причины, повлиявшие на формирование рельефа  Западной Сибири, используя текст учебника с. 223. = Пожалуйста, ученик: (читает) Итак, сделаем вывод: Причины, повлиявшие на формирование рельефа: • Горизонтальное наслоение осадочных пластов    главная причина  плоского рельефа. • Повлияло оледенение на рельеф. • На рельеф оказывает влияние работа рек. ­ Хорошо. Да, на юге во время разливов рек, подпруженных на севере  льдом, откладываются озерные и речные наносы. Учитель: А сейчас мы вместе побудем в роли климатологов и давайте дадим  описание климатических особенностей Западно­Сибирской равнины,  пользуясь климатической картой атласа и картой учебника, и ответим на вопросы: ­ В каких климатических поясах расположена территория? ­ Каковы средние температуры января и июля? ­ Какое количество осадков выпадает? Ученик: Западно­Сибирская равнина расположена в субарктическом поясе и  области континентального климата в умеренном поясе, средняя температура  января в субарктическом поясе    от ­ 25 до    30, температура июля ­ от +4 до  + 12. Средняя температура января континентального климата в умеренном  поясе от ­15 до 25, температура июля от + 15 до 26. Осадков выпадает до  600мм на севере и до 200мм на юге. Учитель: Подобные характеристики говорят о континентальности климата. Давайте назовем причины континентальности: 1. Расположение в основном в умеренных широтах, небольшое  количество солнечной радиации. 2. Удаленность от Атлантического океана и Тихого океана. 3. Уральские горы отгородили Западно­Сибирскую равнину от  Атлантических воздушных масс с запада, а горные массивы с юга  препятствуют проникновению воздушных масс. Учитель: Лето здесь жаркое, из ­ за повышенной влажности и огромного  количества комаров, мошек, весна приходит уже в марте на юге, в апреле на севере. Самое лучшее время года осень, в народе, как и по всей  России,  этот период называют «бабьим летом». Зимой образуется устойчивый  снежный покров, длится долго: на юге  до 6 месяцев, на севере доходит до 8  месяцев. 4. Внутренние воды.  Учитель: Посмотрите на физическую карту Западной Сибири и дайте ответ  на вопрос: как вы считаете, богата ли территория Западно­Сибирской низменности  водами?  Ответ учеников: 1. Западно­Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами.  Почти посередине ее разделяет река Обь с притоком Иртышем. Есть  реки су/доходные: Надым, Таз, Тобол. 2. Самое крупное озеро Чаны на юге, много мелких озер. 3. Кроме озер на территории Западно­Сибирской равнины  расположено огромное количество болот. 4. Учитель: по числу болот Западная Сибирь является мировым  рекордсменом: нигде в мире нет такой заболоченной территории с  площадью 800 тыс. км, кв. Средняя заболоченность равнины 30%, в  отдельных районах до 80 %. 5. Классическим примером является Васюганье  ­  географическая  область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша (площадь равна 53  тыс. км, кв.) ­ самое крупное в мире болото. На нем смогли бы  разместиться   Москва и Московская область (площадь равна 47  тыс. км, кв.). Учитель: Болота хранят огромные, пока не используемые торфяные богатства. Учитель: назовите причины заболоченности. Заболоченность Западно­Сибирской равнины: плоский  рельеф, половодье па реках, многолетняя мерзлота, избыточное  увлажнение, низкие температуры, торф (удерживает влагу) Д/3 ­ подпишите на к /к название крупных рек и обозначьте болота. 5.Природные зоны. Учитель: Сейчас к нам присоединяется группа ботаников.  Проанализируйте карту природных зон, определите и дайте ответы: ­ Какие природные зоны размещены на территории равнины? ­ Какая из природных зон занимает наибольшую площадь? ­ Какие изменения в составе природных зон наблюдаются по сравнению с  Русской равниной? ­ Как повлиял рельеф на размещение природных комплексов Западной  Сибири? Ученики: Наибольшую площадь занимает тайга, большая площадь тундры,  небольшая площадь лесостепи, смешанных и широколиственных лесов. В тайге изменяются породы деревьев по сравнению с Русской равниной. ­ Это задание вам дается на дом. Выполнить вы его можете в виде  сообщений, презентаций, рисунков. 6. Полезные ископаемые Западно­Сибирской равнины.  Учитель: Я предоставляю слово геологу ­ ученице.  Ученица: (Опережающее задание выполнила) Полезные ископаемые Западно­ Сибирской равнины разнообразны. Запасы нефти и газа, таких  месторождений, как Уренгой, Медвежье, Сургут, выводят Западную Сибирь в  число мировых лидеров. По ее территории также сосредоточено 60 % общих  запасов торфа России. На юге равнины богатейшие расположения солей. Все  полезные ископаемые осадочного происхождения, что объясняется строением равнины. Однако основное богатство Западной Сибири    это нефтяные и  газовые залежи. Установлено, что равнина эта представляет собой уникально  богатую нефтегазоносную провинцию Земли. За полтора десятилетия с 1955  по 1967г было разведано более 90 месторождений нефти, газа и  газоконденсата (светлой нефти). Последние 3 десятилетия Западная Сибирь  держит первенство в России по добыче нефти и природного газа. Поиски в  недрах Западной Сибири «черного золота» и «голубого топлива» позволили  обнаружить большие запасы железных руд на севере Новосибирской области. ­Д/з –  1.нанести на к/ к месторождения полезных ископаемых Западной Сибири. 2. подписать название месторождения. Учитель: Но эти огромные разнообразные богатства не так   ­ то просто  освоить. Нефтяные и газовые месторождения региона природа «защитила» от  человека и мощными болотами и мерзлотными грунтами. Строить в условиях  таких грунтов крайне сложно. Зимой мешают сильные морозы, большая  влажность, сильный ветер. Летом одолевают мошкара и комары, мучают  людей и животных. Итоги. Обобщим знания.  Я предлагаю вам задания для работы над текстом «Мудрые совы».  А) Что не ждали??? Выберите из текста такую информацию, которая противоречит вашим  первоначальным представления и ожиданиям.  Б) Последние новости. Отметь ту информацию, которая для вас является новой?  В) Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить основную мысль текста одной фразой.  Г) иллюстративное изображение. Проиллюстрируйте основную мысль текста схемой. Д/З ­ 38, 39 параграф, к/к.

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"

Методическая разработка урока по географии 8 класс "Западная Сибирь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018