Методическая разработка урока по географии "Глобус и географическая карта", 5 класс (конспект урока и презентация)
Здравствуйте суворовцы.
Нас зовут Саша и Миша.
Мы пришли к вам в гости и хотим
сегодня поучиться с вами.
Говорят, что в ПСВУ
обучаются самые умные
воспитанники в России. А
давайте мы проверим?
Отгадайте мою загадку:
«На ноге стоит одной,
Крутитвертит головой.
Нам показывает страны.
Реки, горы, океаны»?
А теперь мою загадку:
«Он на лист бумаги похож,
Нашей Земли очень умный чертёж,
Горы, равнины, моря, океаны,
И города есть на нём и страны»?
Здравствуйте суворовцы.
Нас зовут Саша и Миша.
Мы пришли к вам в гости и хотим
сегодня поучиться с вами.
Говорят, что в ПСВУ
обучаются самые умные
воспитанники в России. А
давайте мы проверим?
Виды изображений местности
Виды изображений местности
Рисунок
Рисунок
Аэро
Аэро
фотоснимок
фотоснимок
Глобус
Глобус
Географич.
Географич.
карта
карта
ПланПлан
местности
местности
А я знаю, что вы уже изучили тему:
«План местности
и условные знаки».
Предлагаю вам выполнить
топографический диктант.
òîïîãðîô.exe
Сегодня на уроке мы будем изучать тему:
«Глобус
и географическая карта»
Давайте сформулируем цель
урока
Цель урока:
сформировать представления о
глобусе и географической карте.
План урока.
План урока.
• Проверка Д/З (индивидуальная у доски).
• Виды изображения Земли (глобус и карта).
• Виды географических карт
• Масштаб.
• Линиипомощницы.
• Ориентирование по карте.
•
Значение плана местности и умение
ориентироваться по карте.
Закрепление.
Домашнее задание.
•
•
У человека всегда
существовало потребность
рассказывать о том, где он
был, что видел.
Рассказы часто
сопровождали
рисунками – планом
местности – на коре
дерева или на камне.
Достоинства плана:
можно посмотреть в близи, хорошо
видны все населенные пункты
Недостатки:
маленькая территория
Создателем первой географической карты
считают древнегреческого ученого Анаксимандра.
В 6 веке до н.э. он создал первую карту мира,
изобразив Землю в форме диска, окруженного
водой.
В средневековье план местности
стали наносить на бумагу.
Так появились первые рукописные
карты.
В России первая карта под
названием «Большой чертеж»
была составлена, как
предполагают ученые, во второй
половине 16 века по приказу
Ивана Грозного.
Карта появилась раньше, глобус – на
восемнадцать столетий позже.
И в конце 15 века
немецкий географ
МАРТИН БЕХАЙМ
Создал первый глобус
Давайте сравним карту и план.
ГЛОБУС
ШАР
КАРТА
ПРЯМОУГОЛЬНОК
МОДЕЛЬ
ЧЕРТЁЖ
Дайте определение новым
терминам:
«глобус» и «карта»
Сформулируйте и
запишите в тетрадь.
Чем похожи глобус и карта?
Чем отличаются
глобус и карта?
Оба объекта изображают земную поверхность.
На глобусе
изображена вся
Земля.
Глобус менее удобен
в использовании..
Карта появилась раньше,
глобус – на восемнадцать
столетий позже.
карта может
как всю планету, так и
демонстрировать зрителям
отдельные материки, страны,
части света, области, города,
улицы.
Слушай Миша, а что же делать? Как
быть?
Давай за помощью обратимся к
суворовцам.
Как усовершенствовать карту?
Какой бы подробный ни
была карта, местность на
ней всё равно изображена
не так детально, как на
плане.
Закрасьте изображённые
участки указанным цветом.
Какой вывод
можно сделать?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Географические карты, вещь
безусловно нужная и полезная.
Давай те же разберемся,
какие виды географических
карт бывают вообще.
Виды географических карт.
Работая с предложенным
текстом, выделите какие
виды карт бывают.
Составьте схему
и зачертите в
тетрадь.
Товарищи суворовцы,
разрешите вам задать вопрос:
«А что такое масштаб?»
По всей поверхности Земли на
картах и глобусах проведены
специальные линии.
Почему эти линии называют
помощницами?
Линии-помощницы
Меридианы –
линии, соединяющие
Северный и Южный полюсы.
НАЧАЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
делит земной шар на 2
полушария: восточное и
западное.
Гринвичский
меридиан
Северный
полюс
Меридиан
Параллели и меридианы
образуют градусную
экватор
сетку
Параллели –
линии, с которыми
пересекаются меридианы.
Самая длинная –
ЭКВАТОР.
Параллель
0° 180°
Южный
полюс
Меридианы – линии, соединяющие Северный и Южный полюсы.НАЧАЛЬНЫЙ МЕРИДИАН делит земной шар на 2 полушария: восточное и западное.Параллели – линии, с которыми пересекаются меридианы.Самая длинная – ЭКВАТОР.
а
а
к
к
т
т
е
е
с
с
я
я
а
а
н
н
с
с
у
у
д
д
а
а
р
р
Г
Г
Ориентирование
по карте..
А я говорю, что суворовцы всё
поняли!
А лично я, сомневаюсь
что все всё поняли!
Ну что, посмотрим кто
из нас прав?!
Произведите
взаимопроверку.
Вы работаете по
принципу доверия.
Восстановите рассказ.
Уменьшенная модель Земли называют ________. А уменьшенное
изображение Земли на плоскости называют _____.
Все многообразие географических карт можно систематизировать
по следующим признакам _____, _____, ______.
На физической карте синим цветом обозначена ______, коричневы,
жёлтым, зелёным ______, белым _______.
Каждая карта имеет свой _______.
Восстановите рассказ.
ГЛОБУС
КАРТА
Уменьшенная модель Земли называют __________. А уменьшенное
изображение Земли на плоскости называют __________.
Все многообразие географических карт можно систематизировать
по следующим признакам _________, ___________, ______________
СОДЕРЖАНИЮ ОХВАТУ ТЕРРИТ.
На физической карте синим цветом обозначена ______, коричневы,
жёлтым, зелёным _____________, белым _______.
ЛЕДНИИ
Каждая карта имеет свой __________.
СУША, РЕЛЬЕФ
МАСШТАБ
МАСШТАБУ
ВОДА
МОЛОДЦЫ!
Максиму 9 баллов
МОЛОДЦЫ!
Максиму 5 баллов
Критерии оценивания (максимум 14 баллов):
12 правильных ответов и больше – отличный
уровень усвоения нового материалы;
119 ответов – хороший уровень;
86 ответов – удовлетворительный уровень;
5 и менее – неудовлетворительный уровень.
МОЛОДЦЫ!
Определите уровень
усвоения нового материала
Разноуровневое
домашнее задание.
- если у вас отличный уровень усвоения нового
материалы - термины и схема в тетради;
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
- если хороший уровень усвоения нового материалы –
термины, схема в тетради, №3 стр.44 (печатная
тетрадь);
- если удовлетворительный и неудовлетворительный
уровень усвоения нового материалы - термины и
схема в тетради, №3,4 стр.44 (печатная тетрадь);
Слушай Миша, пора подвести итоги
урока.
Согласен?
Вы обучаетесь в специализированном
учебном заведение. А как карты в
будущем помогут вам?
Глобус и географическая
карта – одни из самых
важных изобретений
человека, которые позволяют
изобразить земную
поверхность.
Суворовцы, спасибо вам
за работу,
за урок!
Мы желаем вам новых открытий и
путешествий!
А я предлагаю это сделать, поиграв.
Продолжите фразу.
Никто не знает, а я знаю виды
изображения Земли.
Никто не знает, а я знаю, что …..
Никто не знает, а я знаю, что
Никто не знает, а я знаю, что сегодня Вы
работали очень хорошо.
Я предлагаю закончить урок
рефлексией.
Урока время истекло,
Мы Вам ребята благодарны,
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно!