Методическая разработка урока по географии "Глобус и географическая карта", 5 класс (конспект урока и презентация)
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Методическая разработка урока по географии "Глобус и географическая карта", 5 класс (конспект урока и презентация)

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
география
5 кл
11.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Сидорова Л.Г._Глобус и географическая карта. 5кл.doc
ПЛАН УРОКА  «ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»                                                               (5 классы, по ФГОС)                                                        (география) Преподаватель: Л.Г. Сидорова  Учебное учреждение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение  «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» Класс: 5 Дата: 14.03.16 Занятие № 19  Тема: «ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА» Цель урока: создать условия для «открытия» нового знания по теме «ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА» Задачи урока: Обучающие (О): ­ углубить знания о географической карте,  ­   научить   получать   информацию   с   географической   карты,   применять географические карты в различных жизненных ситуациях и профессиях ­   сформировать   понятия   «глобус»,   «карта»,   «шкала   высот   и  глубин»,  «метод послойной   окраски»,  «масштаб»,   «меридиан»,   «параллель»,   «градусная   сеть», «начальный меридиан», «экватор»; ­ обобщить знания по теме «Виды изображения Земли»; Развивающие (Р): ­ развивать познавательных интересов учащихся о географической карте и способах применения карты,  ­   развивать   умения   работать   в   паре,   с   дополнительным   материалом, анализировать, делать выводы, ­ обеспечить ситуации, способствующие развитию навыков самоконтроля, ­ содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях, ­ развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Воспитательные (В): ­ создать условия для воспитания отдельных качеств личности: самостоятельность, настойчивость, ответственности. Тип урока: комбинированный урок. Результаты обучения (выписываются из рабочей программы): Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Предметные: Знать – что такое географическая карта.   Уметь – работать с физической картой полушарий и физической картой России, читать легенду  карты, работать с текстом, схемами и рисунками учебника. Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование  способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, осознание того, зачем нужна географическая карта и где её можно применять. Межпредметные связи: математика, литература, ИЗО. Ресурсы урок: физическая карта полушарий, глобус, учебник, атлас, проектор, презентация. Формы урока: фронтальная, групповая Обучаемых Приветствие преподавателя.  Знакомство с  гостями. Восприятие, устные ответы на  вопросы. Размышление над  проблемными  заданиями Вспоминают. Решают устно  диктант у доски. Осознание  проблемной  ситуации Обсуждение,  постановка цели  урока Составляют план. Занимательная беседа.  Загадывание загадок. Постановка проблемных  вопросов. Составление схемы «Виды  изображения Земли». Демонстрация презентации. Объяснение задания  «Топографический диктант»  по теме «План местности  и условные знаки» Направляет обучающихся. Помощь в  формулировании  цели урока Направляет обучающихся,  помогает выстроить план  работы. Объяснение с демонстрацией  презентации, карточек­ заданий (Приложение 1) Ответы на вопросы. Выдвижение  предположений. Рассуждение. Обсуждение. Записи в тетради. Структура урока Время, мин Деятельность  Преподавателя 2 Проверка готовности к уроку 1. Организационный  момент 2. Мотивация и  формирование  интереса к уроку 3. Актуализация  знаний и выявление  затруднения. 4. Постановка цели  урока 5. Планирование  работы.  6. Открытие «нового  знания» (реализация  намеченного плана) 6.1. Знакомство с  понятиями «глобус»,  «карта»,  6.2. Выполнение задания – раскраски ­  знакомство с понятиям  «метод послойной  окраски», «шкала высот и глубин». 6.3.  2­3 2­3 1 2 25 6 6 Формируемые  УУД Регулятивные УУД:  самоконтроль Личностные УУД:  мотивация Познавательные  УУД: вспоминание,  воспроизведение  Познавательные  УУД: логические  действия: анализ,  синтез, установление  причинно­ следственных связей. Регулятивные УУД:  целеполагание  Регулятивные УУД:  планирование Познавательные  УУД: умение  структурировать  знания;  информационный  поиск; логические  действия. Коммуникативные  УУД: умение слушать собеседника Познавательные  УУД: поиск решения  проблемы/ задачи Структура урока Время, мин Деятельность  Преподавателя Обучаемых Формируемые  УУД ФИЗКУЛЬТМИНУТК А 6.4. Заполнение схемы  «Виды географических  карта» 6.5. Знакомство с  понятиями «масштаб»,  «меридиан»,  «параллель»,  «градусная сеть»,  «начальный меридиан»,  «экватор» 6.6. Ориентирование по  карте. 7. Первичное  закрепление с  проговариванием во  внешней речи 8. Включение нового  знания в систему  знаний.  Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  эталону 9. Рефлексия  10. Объяснение  домашнего задания 2  5 6 1 5 2 1 Объяснение задания.  Коррекция ответов. Выполнение  задания устно с  проговариванием Вводный инструктаж: цель  работы, этапы работы Объяснение задания. (Приложение 2) Пояснение  типичных ошибок и причин их  возникновения в ходе  взаимопроверки. Определят уровень усвоения  нового материала по  полученным отметкам: (максимум 14 баллов):   12 правильных ответов и больше  – отличный уровень усвоения  нового материалы; 11­9  ответов – хороший уровень; 8­6 ответов  –  удовлетворительный уровень; 5 и менее –  неудовлетворительный уровень. Воспринимает ответы  учащихся. Проговаривает общую оценку  за занятие А я предлагаю это сделать,  поиграв. Продолжите фразу. Никто не знает, а я знаю виды  изображения Земли. Никто не знает, а я знаю, что  Никто не знает, а я знаю, что Никто не знает, а я знаю, что  сегодня Вы работали очень  хорошо Объяснение Д/З  (разноуровневое по уровням  сложности): Познавательные  УУД: умение строить  речевое высказывание Коммуникатвные  УУД: умение  слушать, участвовать  в обсуждении Познавательные  УУД: выбор  эффективного  способа решения  заданий. Регулятивные УУД:  самоконтроль и  самооценка  Коммуникатвные  УУД: умение  слушать. Выполнение  письменных  заданий. Определяют  уровень усвоения  нового материала  по полученным  отметкам. Самооценка  выполнения работы  и занятия в целом.  Сообщают о своих  достижениях или  неудачах. Поясняют причины (устно или  письменно) Регулятивные УУД:  самоконтроль и  самооценка  Коммуникатвные  УУД: умение  слушать, участвовать  в обсуждении Запись в дневнике Коммуникативные  УУД: умение слушать Структура урока Время, мин Деятельность  Преподавателя Обучаемых Формируемые  УУД ­ если у вас отличный уровень  усвоения нового материалы ­   термины и схема в тетради; ­ если хороший уровень  усвоения нового материалы –  термины,  схема в тетради, №3 стр.44 (печатная тетрадь); ­ если удовлетворительный и  неудовлетворительный  уровень усвоения нового  материалы ­ термины и схема  в тетради, №3,4 стр.44  (печатная тетрадь) ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ «ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА». Задание 1. Какой бы подробной ни была карта, местность на ней всё равно изображена не так детально, как на плане. Как  усовершенствовать карту?  Закрасьте участки указанным цветом. Задание 2. Какой вывод можно сделать?   Все  многообразие   географических  карт  можно  систематизировать  по   следующим  признакам:   по  содержанию, масштабу, по охвату территории.   По   содержанию   карты   бывают   общегеографические   и   тематические.   На   общегеографических   картах   все изображаемые   объекты   равноправны,   в   основном   это   рельеф,   реки,   озера,   населенные   пункты,   дороги   и   т.   д. Тематические карты (геологические, климатические, почвенные, политические, экономические, карты населения и др.) с большей подробностью передают один или несколько определенных элементов, в зависимости от темы карты.   По масштабу выделяют: крупномасштабные, среднемасштабные  и мелкомасштабные  карты. Крупномасштабные (топографические) карты масштаба 1:200 000­и крупнее создаются  в результате обработки аэрофотоснимков и при непосредственной   съемке   местности;   искажения   на   картах   весьма   незначительны   и   они   точно   передают   основные особенности территории. Среднемасштабные (обзорно­топографические) карты (1:200 000 ­ 1 000 000 включительно) создаются по крупномасштабным картам путем генерализации. Часть объектов изображается внемасштабными знаками. Мелкомасштабные   (обзорные)   карты   (мельче   1:1000000)   предназначены   для   изучения   больших   территорий   и   часто используются в качестве основы для тематических карт.    Большинство школьных карт – мелкомасштабны. При уменьшении масштаба карты детали обобщают или исключают, отбирают те объекты, которые могут быть выражены в масштабе данной карты. Учитывается также назначение карты. Так, на научно­справочной карте объектов и надписей значительно больше, чем на школьной учебной карте. По величине (охвату территории) создаются карты мира, полушарий, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей ­ республик, областей, районов и т. д. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ «ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА». Задание 1. Какой бы подробной ни была карта, местность на ней всё равно изображена не так детально, как на плане. Как  усовершенствовать карту? Закрасьте участки указанным цветом. Задание 2. Какой вывод можно сделать?   Все  многообразие   географических  карт  можно  систематизировать  по   следующим  признакам:   по  содержанию, масштабу, по охвату территории.   По   содержанию   карты   бывают   общегеографические   и   тематические.   На   общегеографических   картах   все изображаемые   объекты   равноправны,   в   основном   это   рельеф,   реки,   озера,   населенные   пункты,   дороги   и   т.   д. Тематические карты (геологические, климатические, почвенные, политические, экономические, карты населения и др.) с большей подробностью передают один или несколько определенных элементов, в зависимости от темы карты.   По масштабу выделяют: крупномасштабные, среднемасштабные  и мелкомасштабные  карты. Крупномасштабные (топографические) карты масштаба 1:200 000­и крупнее создаются  в результате обработки аэрофотоснимков и при непосредственной   съемке   местности;   искажения   на   картах   весьма   незначительны   и   они   точно   передают   основные особенности территории. Среднемасштабные (обзорно­топографические) карты (1:200 000 ­ 1 000 000 включительно) создаются по крупномасштабным картам путем генерализации. Часть объектов изображается внемасштабными знаками. Мелкомасштабные   (обзорные)   карты   (мельче   1:1000000)   предназначены   для   изучения   больших   территорий   и   часто используются в качестве основы для тематических карт.    Большинство школьных карт – мелкомасштабны. При уменьшении масштаба карты детали обобщают или исключают, отбирают те объекты, которые могут быть выражены в масштабе данной карты. Учитывается также назначение карты. Так, на научно­справочной карте объектов и надписей значительно больше, чем на школьной учебной карте. По величине (охвату территории) создаются карты мира, полушарий, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей ­ республик, областей, районов и т. д. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.    ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ. (один правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 14) Задание 1. Восстановите рассказ, вставляю пропуски. Задание 2. Укажите, какие линии и точки изображены на глобусе. Критерии оценивания (правильный ответ  1 балл):       12 правильных ответов и больше – отличный уровень усвоения нового материалы;     11­9  ответов – хороший уровень усвоения нового материалы;     8­6 ответов  – удовлетворительный уровень усвоения нового материалы;     5 и менее – неудовлетворительный уровень усвоения нового материалы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.   ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ. (один правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 14) Задание 1. Восстановите рассказ, вставляю пропуски. Задание 2. Укажите, какие линии и точки изображены на глобусе. Критерии оценивания (правильный ответ  1 балл):       12 правильных ответов и больше – отличный уровень усвоения нового материалы;     11­9  ответов – хороший уровень усвоения нового материалы;     8­6 ответов  – удовлетворительный уровень усвоения нового материалы;     5 и менее – неудовлетворительный уровень усвоения нового материалы.
скачать по прямой ссылке