Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
10 кл
04.03.2017
На данном уроке учащиеся познакомятся с понятиями:
- НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально – экономической географии.
- Научно – техническая революция.
- Понятие о НТР.
- Характерные черты НТР.
-Составные части НТР: наука, техника и технология, производство и управление.
- Эволюционный и революционный пути развития.
- Современный этап и перспективы НТР.Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Разработка урока по географии Научно техническая революция.doc
Тема
: Научно – техническая революция.
Знания:
НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально – экономической географии.
Научно – техническая революция.
Понятие о НТР.
Характерные черты НТР.
Составные части НТР: наука, техника и технология, производство и управление.
Эволюционный и революционный пути развития.
Современный этап и перспективы НТР.
Умения: слушать и конспектировать лекцию
Ход урока:
1. Изучение новой темы.
I.
Понятие о НТР
Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научнотехническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные
периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Например, период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII XIX вв.,
который ознаменовал переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара. Начало XX в, промышленный
переворот, связанный с использованием электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения,
производство алюминия и др. Период современной НТР, начавшейся в середине XX в и связанный с возможностью использования атомной
энергии, развитием электроники, космической техники.
Определение понятия:
Научнотехническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных
силах общества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. II. Характерные черты и составные части НТР
Примеры
Характерные черты НТР
А) универсальность, Б) всеохватность А) Преобразует все сферы и отрасли общества, характер труда, быт,
культуру, психологию людей. Символом 1 НТР была паровая машина, для
современной НТР, символами служат: компьютер, космический корабль,
атомная электростанция, реактивный самолет, Интернет.
Б) затронула все страны мира, все географические оболочки Земли,
космическое пространство.
Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в
производство, быстром моральном износе техники.
Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного
труда, произошла его интеллектуализация.
О начале 3 НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На
протяжении "холодной войны" НТР в еще большей степени была
ориентирована на использование новейших достижений научно
технической мысли в военных целях.
Чрезвычайное ускорение научно
технических преобразований.
Повышение требований к уровню
классификации трудовых ресурсов
Зародилась как Военнотехническая
революция.
Современная НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части:
Наука, Техника и технология, Производство, Управление.
II.
Наука: рост наукоемкости
Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. В нее вовлечено по миру более 8 млн. человек, т.е. 9/10 всех научных
работников, живших на Земле – наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится
более наукоемким. Однако различия между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Больше всего ученых в США,
Японии, странах Западной Европы, Россия, где расходы на науку составляют 23 % ВВП. В развивающихся странах на науку затраты не
превышают 0,5 %. III.
Техника и технология: пути развития
Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение
эффективности производства, производительности труда. Основные функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая (сталь из металлолома,
бумага из макулатуры, вторичный алюминий), природоохранительная (производство и внедрение природоохранительной техники, и внедрение
природоохранительной технологии) и информационная.
В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями.
Э в о л ю ц и о н н ы й п у т ь заключается в дальнейшем усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении
мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.
Р е в о л ю ц и о н н ы й п у т ь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной
техники. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим, в металлургии – применение
прогрессивных способов получения чугуна, стали, проката. В сельском хозяйстве – бесплужное земледелие. В сфере коммуникаций –
радиорелейная, стеклопроводная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь.
V .Главные пути развития производства
Направления развития
Электронизация
Комплексная автоматизация
Перестройка
хозяйства
энергетического
Примеры
Насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно
вычислительной техники
( промышленности, образования, здравоохранения, быта людей). По стоимости
выпущенной продукции занимает 1 место в мире. Лидеры: США, Япония, ФРГ,
НИС.
Связана с появлением микро ЭВМ и микропроцессоров. Робототехника
позволила создать гибкие производственные системы, заводыавтоматы. Общее
число промышленных роботов достигло 800 тыс. Лидеры: Япония, США, ФРГ,
Италия, Республика Корея.
Основана на энергосбережении, совершенствовании структуры Топливно
энергетического баланса, более широком использовании новых источников
энергии. Использование АЭС. Лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия,
Украина.
Производство новых материалов Более широкое использование новых материалов:
композиционных, полупроводниковых, керамических, оптического волокна, металлов XX в.
(бериллий, литий, титан) и др. Усиление требований к старым материалам –
черным и цветным металлам, синтетическим полимерам.
Главные сферы применения биотехнологии: повышение продуктивности
сельскохозяйственного производства, расширение ассортимента продуктов
питания, увеличение энергетических ресурсов, защита окружающей среды.
Лидеры: США, Япония, ФРГ, Франция.
Появление новой отрасли – аэрокосмической промышленности, с ней связано
появление новых машин, приборов, сплавов, которые находят применение и в
некосмических отраслях. Космические исследования Земли оказывают влияние
на развитие фундаментальных наук.
Ускоренное
биотехнологии
развитие
Космизация
VI. Управление.
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху "информационного взрыва", когда объем
научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Вот почему так важен начавшийся переход от обычной (бумажной) к
машинной информации.
Выпуск различной информационной техники стад одной из новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни
новые специальности – программистов, операторов и др. информатика позволяет осуществить системный поход, применять экономико
математическое моделирование.
Большое воздействие она оказывает и на размещение производства. Так, многие наукоемкие отрасли тяготеют в первую очередь к источникам
хорошо организованной и разнообразной информации, как правило, находящимися в больших городах и городских агломерациях.
В наши дни уже существует глобальное информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет. В США Интернетом
пользуются уже 2/3 всех семей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США также занимает первое место в
мире по развитию сотовой телефонной связи.
Все большее место Интернет начинает применяться в общеобразовательных целях.
Всеобщая информатизация затронула и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика
или геоинформатика. Во многих странах мира созданы мировые электронные атласы.
2. Закрепление материала. 1. Что такое НТР.
2. Назовите характерные черты и составные части НТР.
3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?
4. Каковы главные пути развития производства?
5. Почему возросла роль управления в период НТР?
3. Домашнее задание: с. 83 88, сообщение «МГРТ».
Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.