Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
10 кл
04.03.2017
Методическая разработка  урока по географии: Научно – техническая революция.
На данном уроке учащиеся познакомятся с понятиями: - НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально – экономической географии. - Научно – техническая революция. - Понятие о НТР. - Характерные черты НТР. -Составные части НТР: наука, техника и технология, производство и управление. - Эволюционный и революционный пути развития. - Современный этап и перспективы НТР.Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.
Разработка урока по географии Научно техническая революция.doc
Тема  :  Научно – техническая революция. Знания: ­  НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально – экономической географии. ­ Научно – техническая революция. ­ Понятие о НТР. ­ Характерные черты НТР.  ­Составные части НТР: наука, техника и технология, производство и управление. ­ Эволюционный и революционный пути развития. ­ Современный этап и перспективы НТР. Умения:   слушать и конспектировать лекцию Ход урока: 1.      Изучение новой темы. I. Понятие о НТР       Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно­техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Например, период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII ­  XIX вв., который ознаменовал переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара. Начало XX в, промышленный переворот,   связанный   с   использованием   электроэнергии,   появление   новых   отраслей   хозяйства:   машиностроения,   самолетостроения, производство алюминия и др.   Период современной НТР, начавшейся в середине XX в и связанный с возможностью использования атомной энергии, развитием электроники, космической техники. Определение понятия:         Научно­техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах общества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. II. Характерные черты и составные части НТР                               Примеры Характерные черты НТР А) универсальность,     Б) всеохватность А)   Преобразует   все   сферы   и   отрасли   общества,   характер   труда,   быт, культуру, психологию людей. Символом 1 НТР была паровая машина, для современной НТР, символами служат: компьютер, космический корабль, атомная электростанция, реактивный самолет, Интернет. Б)   затронула   все   страны   мира,   все   географические   оболочки   Земли, космическое пространство. Резкое сокращение времени между научным открытием  и его внедрением в производство,  быстром моральном износе техники. Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация. О начале 3 НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении   "холодной   войны"   НТР   в   еще   большей   степени   была ориентирована   на   использование   новейших   достижений   научно­ технической мысли в военных целях. Чрезвычайное   ускорение   научно­ технических преобразований. Повышение   требований   к   уровню классификации трудовых ресурсов Зародилась   как   Военно­техническая революция.           Современная НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре  составные   части:  Наука, Техника и технология, Производство, Управление. II. Наука: рост наукоемкости      Наука в эпоху  НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. В нее вовлечено  по миру более 8 млн. человек, т.е. 9/10 всех научных работников,   живших   на   Земле   –   наши   современники.   Особенно   возросли   связи   науки   с   производством,   которое   становится более наукоемким. Однако различия между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Больше всего ученых в США, Японии,  странах Западной  Европы,  Россия,  где расходы на науку составляют  2­3 % ВВП. В развивающихся  странах   на науку затраты не превышают 0,5 %. III. Техника и технология: пути развития      Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение эффективности производства, производительности труда. Основные функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая (сталь из металлолома, бумага из макулатуры, вторичный алюминий), природоохранительная (производство и внедрение природоохранительной техники, и внедрение природоохранительной технологии) и информационная.         В условиях   НТР  развитие техники и технологии происходит двумя путями. Э в о л ю ц и о н н ы й      п у т ь заключается в дальнейшем   усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств. Р е в о л ю ц и о н н ы й   п у т ь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной техники.   В   машиностроении   это   переход   от   механических   способов   обработки   металлов   к   немеханическим,   в   металлургии   –   применение прогрессивных   способов   получения   чугуна,   стали,   проката.   В   сельском   хозяйстве   –   бесплужное   земледелие.   В   сфере   коммуникаций   – радиорелейная, стеклопроводная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь. V .Главные пути развития производства Направления развития Электронизация Комплексная автоматизация Перестройка хозяйства   энергетического Примеры Насыщение всех  областей человеческой деятельности средствами электронно­ вычислительной техники  ( промышленности, образования, здравоохранения, быта людей). По стоимости выпущенной продукции занимает 1 место в мире. Лидеры: США, Япония, ФРГ, НИС. Связана   с   появлением   микро   ЭВМ   и   микропроцессоров.   Робототехника позволила создать гибкие производственные системы, заводы­автоматы. Общее число промышленных роботов достигло 800 тыс. Лидеры: Япония, США, ФРГ,  Италия, Республика Корея. Основана   на   энергосбережении,   совершенствовании   структуры   Топливно­ энергетического   баланса,   более   широком   использовании   новых   источников энергии. Использование АЭС. Лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Производство новых материалов   Более   широкое   использование   новых   материалов:   композиционных, полупроводниковых,   керамических,   оптического   волокна,   металлов   XX   в. (бериллий, литий, титан) и др. Усиление требований к старым материалам – черным и цветным металлам, синтетическим полимерам. Главные   сферы   применения   биотехнологии:   повышение   продуктивности сельскохозяйственного   производства,   расширение   ассортимента   продуктов питания,   увеличение   энергетических   ресурсов,   защита   окружающей   среды. Лидеры: США, Япония, ФРГ, Франция. Появление новой отрасли – аэрокосмической промышленности, с ней связано появление новых машин, приборов, сплавов, которые находят применение и в некосмических отраслях. Космические исследования Земли оказывают влияние на развитие фундаментальных наук.  Ускоренное биотехнологии   развитие Космизация   VI. Управление.   Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху "информационного взрыва", когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Вот почему так важен начавшийся переход от обычной (бумажной) к машинной информации.    Выпуск различной информационной техники стад одной из новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые   специальности   –   программистов,   операторов   и   др.   информатика   позволяет   осуществить   системный   поход,   применять   экономико­ математическое моделирование.   Большое воздействие она оказывает и на размещение производства. Так, многие наукоемкие отрасли тяготеют в первую очередь к источникам хорошо организованной и разнообразной информации, как правило, находящимися в больших городах и городских агломерациях.    В наши дни уже существует глобальное информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет. В США Интернетом пользуются уже 2/3  всех семей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США также занимает первое место в мире по развитию сотовой телефонной связи.    Все большее место Интернет начинает применяться в общеобразовательных целях.    Всеобщая информатизация затронула и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика или геоинформатика. Во многих странах мира созданы мировые электронные атласы. 2. Закрепление материала. 1. Что такое НТР. 2. Назовите характерные черты и составные части НТР. 3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии? 4. Каковы главные пути развития производства? 5. Почему возросла роль управления в период НТР?  3. Домашнее задание: с. 83 ­88, сообщение «МГРТ».

Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка  урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка  урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка  урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка  урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка урока по географии: Научно – техническая революция.

Методическая разработка  урока по географии: Научно – техническая революция.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017