Методическая разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора" (8 класс, геометрия)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора" (8 класс, геометрия)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
математика
8 кл
13.06.2019
Методическая разработка урока по геометрии "Теорема Пифагора" (8 класс, геометрия)
Технологическая карта_теорема Пифагора.doc

Тема урока:  Применение теоремы Пифагора        

Тип урока: урок – практикум  по решению практических задач

Основные цели урока:  

-       обучение навыкам самостоятельного решения нестандартных задач на применение теоремы Пифагора.  Совершенствование навыков монологической речи, приобретение умения видеть и исправлять недочеты своего доклада.

-        развитие приёмов мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развитие умений индивидуальной и коллективной работы; развитие умений анализировать полученную информацию (увидеть главное, существенное в формулировке учебной задачи) и делать собственные выводы. Развитие критического мышления. Научить переносить имеющийся опыт решения задач в новые ситуации.

-        способствовать формированию навыков групповой работы (умение планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками), умения рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении.

 

Деятельность учителя и обучающихся

Содержание этапов  урока

Личностные качества и универсальные учебные действия (под этапы урока)

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Проверка готовности к уроку.

Приветствие, деление учащихся на группы

 

Готовность к  учебному  сотрудничеству

2. Актуализация базовых теоретических знаний и постановка цели сегодняшнего урока

 

Мы часто считаем, что есть науки фундаментальные, а есть прикладные, связанные с решением проблем нашей жизни. Математику подавляющее число учащихся, безусловно, относят к фундаментальным дисциплинам. Наверное, многие из вас задавали вопрос: «Вот мы учим корни, степени …. А зачем всё это нужно?». Но на самом деле нет чисто фундаментальных и чисто прикладных наук. Всякая наука содержит в себе фундаментальные и прикладные разделы. Есть фундаментальная и прикладная медицина, фундаментальная и прикладная физика, и значит, фундаментальная и прикладная математика. Другое дело, что в школьную программу многие научные разделы не входят ввиду их сложности. В частности, в школьных учебниках практически нет задач по прикладной математики, поскольку для их решения нужно знать такие разделы фундаментальной математики как производные, интегралы, дифференциальные уравнения и многое другое.

Сегодня мы с вами на достаточно простых для понимания примерах рассмотрим основные проблемы, решаемые в рамках прикладной математики. Я надеюсь, что, с одной стороны, вы увидите, что за внешне абстрактными числами и формулами скрываются подходы к решению практических задач, а, с другой стороны, вы поймете, почему задачи прикладной математики редко попадают в школьные учебники.

Начнем мы с известного стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, написанного им в 1830 году.

УТРО НА КАВКАЗЕ

Светает — вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там…

Вопросы учителя:

а) Как вы думаете, почему я начала урок именно с этого стихотворения?

б) По данным строкам стихотворения вы можете представить себе картинку, которую описывает автор?

в) Рассвет, луч солнца начинает постепенно освещать горы, горная речка, табун лошадей.

Проблемы прикладной математики: увидеть в реальном объекте математическую составляющую.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока: «Решение прикладных задач»

Решение одной задачи фронтально.

Выявить затруднения.

1)     Какие трудности возникли в процессе решения задачи?

2)     Что было самым сложным?

Мотивированность на учебную деятельность

Умения осуществлять целеполагание

Умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Умения строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

3. Осмысление и перенос полученных знаний по математике в ситуацию неопределенности.

Выполнение работы в группах; публичное представление своего решения и оппонирование данного решения

Класс делится на группы для решения задач.    Читают содержание задания. Есть ли вопросы по заданию?

Время работы над заданием 10 минут.

Через 10 минут каждая группа предлагает подробное решение задачи. Остальные учащиеся внимательно слушают и готовят один вопрос по предложенному решению задачи.

Каждая команда делает вывод о результатах своей работы:

1)          Какие трудности возникли с момента получения задания?

2)          Справились ли вы с решением предложенной задачи? Как вы думаете, почему это произошло?

3)          Какие были допущены ошибки, в чем их причина и как избежать этого в дальнейшей работе?

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умения устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

 Владение навыками смыслового чтения

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические  рассуждения, умозаключения, делать выводы

Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение на основе согласования позиций 

Готовность  к сотрудничеству, умения конструктивно  разрешать конфликтные ситуации

Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Владение навыками самоконтроля, самооценки

4. Итог урока (рефлексия деятельности)

 

 

          Отвечают н вопросы учителя:

ü   Нужны ли знания полученные на уроке математике в повседневной жизни?

ü   Довольны ли вы свой работой на уроке? Чем именно?

ü   Что было самым сложным для вас?

«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!» (Конфуций)

Выставление оценок за урок.

1.          Информация о домашнем задании. Решить задачу (раздать листы с домашним заданием).

Умения определять причины успеха/неуспеха решения учебной задачи  

Умения оценивать результат своей деятельности, осознанно управлять своим поведением, направленным на достижение цели

Умения сравнивать разные точки зрения, на основе анализа делать выводы и принимать решения)

Умения осуществлять контроль, коррекцию своих действий и действий партнера, стремиться к сотрудничеству

 

 

 

 

Ход урока:

  1. Организационный момент, деление класса на группы.
  2. Актуализация опорных знаний.

Мы часто считаем, что есть науки фундаментальные, а есть прикладные, связанные с решением проблем нашей жизни. Математику подавляющее число учащихся, безусловно, относят к фундаментальным дисциплинам. Наверное, многие из вас задавали вопрос: «Вот мы учим корни, степени …. А зачем всё это нужно?». Но на самом деле нет чисто фундаментальных и чисто прикладных наук. Всякая наука содержит в себе фундаментальные и прикладные разделы. Есть фундаментальная и прикладная медицина, фундаментальная и прикладная физика, и значит, фундаментальная и прикладная математика. Другое дело, что в школьную программу многие научные разделы не входят ввиду их сложности. В частности, в школьных учебниках практически нет задач по прикладной математике, поскольку для их решения нужно знать такие разделы фундаментальной математики как производные, интегралы, дифференциальные уравнения и многое другое.

Сегодня мы с вами на достаточно простых для понимания примерах рассмотрим основные проблемы, решаемые в рамках прикладной математики. Я надеюсь, что, с одной стороны, вы увидите, что за внешне абстрактными числами и формулами скрываются подходы к решению практических задач, а, с другой стороны, вы поймете, почему задачи прикладной математики редко попадают в школьные учебники.

Начнем мы с известного стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, написанного им в 1830 году.

УТРО НА КАВКАЗЕ

Светает — вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там…

 

а) Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения?

б) По данным строкам стихотворения вы можете представить себе картинку, которую описывает автор?

в) Рассвет, луч солнца начинает постепенно освещать горы, горная речка, табун лошадей еще молчит.

Проблемы прикладной математики: увидеть в реальном объекте математическую составляющую.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока: «Решение прикладных задач»

Давайте потренируемся.

У древних индусов был обычай задачи предлагать в стихах:

Над озером тихим,

С полфута размером, высился лотоса цвет.

Он рос одиноко. И ветер порывом

Отнес его в сторону. Нет

Боле цветка над водой.

Нашел же рыбак его ранней весной

В двух футах от места, где рос.

Итак, предложу я вопрос:

Как озера вода здесь глубока.

 

 

Проблема вторая прикладной математики

Построить математическую модель реального объекта

CА – глубина озера, обозначим ее x. Тогда по теореме Пифагора имеем:

2 – x2= АC2, то есть

(x + 0,5)2 – x2= 22,

 x2 + x + 0,25 – x2= 4,

х = 3,75.

Ответ: глубина озера равна 3,75 фута.

А сейчас вы можете более точно сформулировать, чем мы будем заниматься на уроке?

«Решение прикладных задач на применение теоремы Пифагора»

  1. Осмысление и перенос полученных знаний по математике в ситуацию неопределенности (математический бой).

Каждая команда получает задания.

На решение задач отводится 10 минут, далее из одной команды приглашается докладчик, вторая команда выставляет оппонента.

В это время команды могут продолжать решение задач.

  1. Выполнение самостоятельной работы в группах.
  2. Выводы по результатам работы команд.

Каждая команда делает вывод о результатах своей работы:

4)      Какие трудности возникли с момента получения задания?

5)      Справились ли вы с решением всех задач? Как вы думаете, почему это произошло?

6)      Какие были допущены ошибки, в чем их причина и как избежать этого в дальнейшей работе?

  1. Итог урока (рефлексия деятельности)

          Отвечают н вопросы учителя.

ü  Нужны ли знания полученные на уроке математике в повседневной жизни?

ü  Довольны ли вы своим выступлением на уроке? Чем именно?

ü  Что было самым сложным для вас?

«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!» (Конфуций)

Выставление оценок за урок.

  1. Информация о домашнем задании. Решить задачу (раздать листы с домашним заданием).

Задачи  к уроку:

1.    На вершинах двух елок сидят две вороны. Высота елок равна 4 м и 6 м. Расстояние между ними равно 10 м. На каком расстоянии  нужно положить сыр для этих ворон, чтобы они находились в равных условиях, т.е. чтобы расстояния от них до сыра было одинаковым?

2.    На расстоянии 15 м друг от друга стоят два дерева высотой 2,3 м и 10,3 м. Найдите расстояние (в метрах) между их вершинами.          

 

 

 

 

3.    Автомобиль выехал из гаража, после чего двигался 2 часа на север со скоростью 60 км/ч, затем повернул и поехал на запад, пробыв в пути еще пять часов и двигаясь со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии (в километрах) от гаража он оказался?

4.    Бамбуковый ствол в 9 футов высотой переломлен бурей так, что если верхнюю часть его пригнуть к земле, то верхушка коснется земли на расстоянии 3 футов от основания ствола. На какой высоте переломлен ствол?

5.    Эскалатор метрополитена имеет 17 ступенек от пола наземного вестибюля до пола подземной станции. Ширина ступенек 40 см, высота – 20 см. Определите:  а) длину лестницы; б) глубину станции по вертикали.

 

 

 

6.    МачтаДля крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

 

 

 

 

 

 

 

 

7.    Пловец поплыл от берега реки, всё время гребя в направлении по перпендикуляру к берегу (берега реки считаем параллельными). Плыл он, приближаясь к противоположному берегу со скоростью 3 км/ч. Через 5 мин. он был на противоположном берегу. Узнайте, на каком расстоянии от мести начала заплыва он вышел на противоположном берегу, считая скорость течения всюду равной 6 км/ч.

 

           


Тема урока: Применение теоремы

Тема урока: Применение теоремы

Другое дело, что в школьную программу многие научные разделы не входят ввиду их сложности

Другое дело, что в школьную программу многие научные разделы не входят ввиду их сложности

Как вы думаете, почему я начала урок именно с этого стихотворения? б)

Как вы думаете, почему я начала урок именно с этого стихотворения? б)

Осмысление и перенос полученных знаний по математике в ситуацию неопределенности

Осмысление и перенос полученных знаний по математике в ситуацию неопределенности

Ход урока: Организационный момент, деление класса на группы

Ход урока: Организационный момент, деление класса на группы

Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения? б)

Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этого стихотворения? б)

Проблема вторая прикладной математики

Проблема вторая прикладной математики

Какие были допущены ошибки, в чем их причина и как избежать этого в дальнейшей работе?

Какие были допущены ошибки, в чем их причина и как избежать этого в дальнейшей работе?

Бамбуковый ствол в высотой переломлен бурей так, что если верхнюю часть его пригнуть к земле, то верхушка коснется земли на расстоянии от основания ствола

Бамбуковый ствол в высотой переломлен бурей так, что если верхнюю часть его пригнуть к земле, то верхушка коснется земли на расстоянии от основания ствола
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019