Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал урока дает разобраться в изучении комплексных соединений. С помощью опытов доказывается их получение, определяется строение. Идет пошаговое изучение. Каждый этап объяснения закрепляется на примерах. В конце занятия проводится дифференцированная работа по усвоению данной темы. Студенты выбирают индивидуальный маршрут и работают с заданием.
Иконка файла материала Урок Комплексные соединения.docx
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж технологии и сервиса».                                                             Ившина Ирина Игнатьевна­ преподаватель химии. Учебная дисциплина: ЕН.03 Аналитическая химия. Специальность: технология продукции общественного питания. Раздел химии: «Основные типы используемых химических   реакций». Тема. Реакции комплексообразования. Тема урока. «Комплексные соединения» Тип урока: усвоение новых знаний. УУД: личностные   ­  способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешной   учебной деятельности; регулятивные  –   умение   формулировать   цель   урока,   выполнять   учебное   задание   в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение; коммуникативные  –   согласовывать   и   находить   общее   решение,   использовать   речевые средства и символы при выполнении заданий; познавательные – добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию на уроке. Цели: обучающая:  сформировать   знания   о   комплексных   соединениях,   научить     их   различать   и составлять; деятельностная: формирование способностей к самостоятельному построению способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации, создать условия для развития познавательного интереса к предмету. Задачи: методические: создать условия для формирования знаний; образовательные:  изучить состав комплексных соединений и структуру, классификацию, изомерию, получение; развивающие:   самостоятельно,   рационально   использовать   рабочее   время,   анализировать,   работать   индивидуально;   умение     оценивать   возможности   при   выборе дифференцированного задания; воспитательные: воспитывать уверенность в себе, внимательность, культуру труда.Педагогические технологии и методы приема: информационно   –   коммуникативная,   тестовая,   здоровьесберегающая,   рассказ,   беседа /фронтальная/, описание, объяснение; индивидуальная дифференцированная, самостоятельная работы,  исследование /демонстрация опытов/, ИКТ. Структура урока: 1. Тема, цель. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение  нового теоретического материала. 4. Разминка. 5. Закрепление (обобщение и применение знаний). 6. Первичный контроль. 7. Подведение итогов ( рефлексия). 8. Домашнее задание. Ход занятия. 1. Оргмомент:   приветствие,   информация   о   присутствующих   и   причины   об отсутствующих. 2.Актуализация знаний. Беседа: = какие знаете  химические соединения? = назовите классы неорганических и органических соединений. = как называются соединения металлов? Что для них характерно? Как образуются? = что образуется, если соединить между собой основания? 2. Изучение нового материала. 1)Демонстрация опыта Cu(OH)2 +NaOH Что за соединение образовалось? Cu(OH)2 + 2NaOH          Na2[Cu(OH)4] – записать уравнение реакции. Запись темы урока, постановка целей и задач. 2)Дайте   определение   комплексному   соединению,   исходя   из   наблюдения   за   опытом   и используя учебник. Комплексное соединение – это результат реакции, в которых образуются комплексные молекулы или ионы. Исходя из темы урока, можем указать способ получения комплексных соединений. 1­ый­ какой вы наблюдали? (взаимодействие оснований между собой), 2­ой­ 4Au + 8NaCN + 2H2O + O2                 4Na [Au(CN)2] + 4NaOH3)Рассмотрим   координационную   теорию   Вернера,   объясняющую   свойства   и   строение комплексных соединений открытую в 1893 году. а) строение – внешняя сфера  легко растворима, располагается за квадратными скобками или перед ними; внутренняя   сфера   находится   в   квадратных   скобках,     имеет   границы   и   сохраняет стабильность. В ней располагается центральный атом (комплексообразователь ­  ион металла), лиганды (ионы или молекулы), связанные с центральным атомом. Числа 2,4,6 показывают количество лиганд, окружающие центральный атом. Рассмотреть строение на примере К2[РtС16] К2 – внешняя сфера [РtС16] – внутренняя сфера Рt – комплексообразователь С1 –лиганды 6 – координационное число. На доске формулы. Определить строение комплексного соединения. [Ag (NH3)2]Cl              K3[Fe(CN)6] б)  связь в соединениях: ковалентная, образованная по донорно – акцепторному механизму между лигандами и центральным атомом. Лиганда­ донор электронных пар Центральный   атом­   акцептор.   Как   определить   заряд   комплексного   иона?   [Fe(CN)6]3­  , [Ag(NH3)2] +, K2[Hg I4 Какой заряд имеет ион Fe, Ag, Hg, CN, NH3, I ­]2­ Как определить заряд внутренней сферы соединения? /Студенты, основываясь на знаниях неорганической химии доказывают, как определить заряд иона/. Самостоятельно   определяют   заряд   комплексного   иона,   если   центральный   атом соответственно имеет заряд [Zn2+(NH3)6],  [Fe2+(SCN)3],  [Pt4+ Cl6] в) конфигурация: в пространстве имеется конфигурация по количеству координационных чисел: 2 – линейная 4 – плоскаятетраэдрическая 6 – октаэдрическая г) название соединения начинается с координационного числа: 1­моно      2­ди         3­три          4­тетра         5­пента        6­ гекса Затем называем лиганды к латинскому названию которой прибавляется окончание «о»: CL­хлоро, СN ­ циано, ОН­ гидроксо, нейтральные  лиганды–Н2О аква, NН3 –амин. Центральный атом – имеет русское название Внешняя сфера ­ латинское название с добавлением «ат». Пример: дихлоротетра амин платины дихлорат­[Pt(NH3)4Cl2]Cl2 трифторотриаква хром [Cr(H2O)3F3] д) типы комплексных соединений. неорганические лиганды: аммиакаты­NH3 аква –H2O циано­ CN ацидокомплексы –Cl­, SCN­ ,I­ Органическиелиганды:   хелатные   /клешня/   ­   металл   и   активная   группировка   (­OH,   –SH, ­COOH,  ­NH2) образуют циклическое строение. е) диссоциация. Что такое диссоциация? Как диссоциируют комплексные соединения? Работа у доски : [Zn(NH3)4]Cl2            [Zn(NH3)4]2­ +2Cl­ [Pt (NH3)6]Cl4 K4 [Fe(CN)6] Самостоятельно показать диссоциацию по вариантам: 1 вариант                                                             2 вариант [Cu(NH3)4]SO4                                                                              [Co(NH3)6]Cl4 ж) изомерияА) геометрическая, если группы лиганд разные­[Pt(NH3)4Cl2] Б) гидратная – переход Н2О из одной сферы в другую­ [Cr(H2O)6]Cl3           [Cr(H2O)5Cl] Cl2 H2 O В) ионизационная – различное распределение ионов между сферами­ [Co(NH3)5Br]SO4            [Co(NH3)5SO4] Br Г) координационная – переход лиганд от одного kомплексообразователя к другому­ [Co(NH3)6] [Cr(CN)6]        [Co(CN)6] [Cr(NH3)6 ] З) устойчивость: от чего зависит устойчивость соединений? Как определяется? (ответ  находят в интернете). От природы центрального атома и лиганд. Доказать у доски с пояснением. Ступенчатая диссоциация: [Ag(NH3)]Cl       [Ag(NH3)]++Cl­   ­ 1стадия [Ag(NH3)]+               Ag++NH3  ­   2   стадия   ­характеризуется   наличием     равновесия   между комплексной частицей и лигандами. 4.Разминка. Знаете ли вы, что для получения чистой платины, самородную платину и ее лом обрабатывают   царской   водкой   (HNO3+3HCl­концентрированные)     и   нагревают.   В   раствор переходит   платина   и   частично   образуется   комплексное   соединение   Н2[PtCl6].   Выполнение физических упражнений под музыку (проводит физорг – 1 минута). 5.Закрепление. Проверка знаний (дифференцированные  задания)­ выбирают индивидуальный маршрут. Цель ­ выявить уровень усвоения материала по комплексным соединениям. На «3» ­ дать характеристику соединений Na2[Cu(OH)4] ;  [Cr(H2O)6]Cl3           по параметрам, данным на уроке. На «4» ­выбрать один вариант  правильного ответа. А) комплексное соединение – это 1.сложное соединение, состоящее из положительных и отрицательных ионов. 2.результат реакции с образованием комплексных ионов или ионов. 3.сплавы металлов Б) комплексное соединение состоит из 1.лиганд и сферы 2.центрального атома и координационного числа 3.внутренней и внешней сфер. В) центральный атом представлен1.металлом 2.положительным ионом 3.молекулой Г) химический вид связи лиганды с центральным атомом 1.ионный 2.ковалентной полярной 3.водородной Д) заряд внутренней сферы может быть 1.положительным 2.отрицательным 3.положительным, отрицательным Е) комплексное соединение 1.непостоянны 2.постоянны 3.переходят из одного состояния в другое. Ж) координационное число 1.число комплексообразователя 2.число лиганд, координированных комплексообразователем 3.заряд комплексного иона. На «5» ­задание на соответствие. 1.комплексное соединение                          заряд центрального атома А)  [Zn(NH3)4]Cl2                                                                          1) 4+ Б) K3[Na(OH)4]                                                    2) 2+ В)  [PtCl6].                                                            3)3+ 4)1+ 2.типы комплексных соединений                  лиганды А) циано                                                               1) SCN­ Б) аква                                                                   2) NH3 В) аммиакаты                                                       3) OH­ 4) H2O 5) CN­ 3. комплексное соединение                          названиеА) K3[Fe(CN)6]                                 1) тетрахлородигидроксо платинат аммония Б)(NH2)[ Pt(OH)2Cl4]                        2)триаммин­динитрохлоро кобальтат В) [Co(NO2)2Cl(NH3)3]                     3) тетрааквохлоро аммония 4) гексациано феррат калия 5) динитро­хлоро­триаммин кобальт 4.комплексное соединение                         диссоциация A) [Ag (NH3)2]Cl                                  1) 2Na+ + [Zn(OH)4] 2­ Б)  Na2[Zn(OH)4]                                   2)  [Cr(NH3)4] 2++CO3 2­ B) [Cr(NH3)4CO3]                                  3) [Ag (NH3)2]+ +Cl­ 4) нет ответа 5.комплексообразователи                                  их ионы A) Bi                                                         1)1+ Б) Hg                                                         2) 4+ B)Au                                                         3)3+ 4)2+ 5)2­ 6.лиганды                                                            назначение А) С2О4                                                      1)электронная пара Б) СО                                                          2) ионы 1­ В) NО                                                         3) ионы 2­ 4) ионы 2+ 5) ионы (­) и (+) 7.изомерия                                                          типы изомеров А) К2[РtС16]                                                1) линейная Б) [Pt(NH3)4Cl2]                                           2) квадратная В) K3[Co(NO2)6]                                          3) октаэдрическая 4)тетраэдрическая 6.Рефлексия. Оцените результаты своей деятельности на уроке (изобразите настроение в виде смайлика, поставьте себе оценку за урок и друг другу). 7.Домашнее задание.С помощью интернета найти, где используются хелатные комплексные соединения и какими свойствами обладают. Ответ выполните в виде творческой работы (кроссворда, презентации; рисунков, отображающих ответ). Список используемых  источников. 1.Глинка Н.Л.Общая химия. Учебник для студентов ВУЗов.изд. «Химия».1979 стр.592­616. 2.Глубоков Ю.М., Головачева Ю.А. и другие  Аналитическая химия. Учебник для студентов СПО. 7­е издание. Издательский центр «Академия». 2011. Стр.57­61. 3.Гринберг А.А. Введение в химию комплексных соединений. Изд.м.Л. «Химия». 1966. 4.Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия. Учебник для профессий и специальностей естественно ­ научного профилей.2­е издание. Издательский центр «Академия». 2014 стр.81­83. 5.ЛупенкоГ.К.,   Александрова   Т.П..   Аналитическая   химия.   Учебное   пособие.   Изд.   НГТУ. 2011. Стр. 38. 6.http://my.mail,ru/community/chemtexbook/