Данный материал урока дает разобраться в изучении комплексных соединений. С помощью опытов доказывается их получение, определяется строение. Идет пошаговое изучение. Каждый этап объяснения закрепляется на примерах. В конце занятия проводится дифференцированная работа по усвоению данной темы. Студенты выбирают индивидуальный маршрут и работают с заданием.
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж технологии и сервиса».
Ившина Ирина Игнатьевна преподаватель химии.
Учебная дисциплина: ЕН.03 Аналитическая химия.
Специальность: технология продукции общественного питания.
Раздел химии: «Основные типы используемых химических реакций».
Тема. Реакции комплексообразования.
Тема урока. «Комплексные соединения»
Тип урока: усвоение новых знаний.
УУД:
личностные способность к самооценке на основе критерия успешной учебной
деятельности;
регулятивные – умение формулировать цель урока, выполнять учебное задание в
соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение;
коммуникативные – согласовывать и находить общее решение, использовать речевые
средства и символы при выполнении заданий;
познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник
и информацию на уроке.
Цели:
обучающая: сформировать знания о комплексных соединениях, научить их различать и
составлять;
деятельностная: формирование способностей к самостоятельному построению способов
действий на основе метода рефлексивной самоорганизации, создать условия для развития
познавательного интереса к предмету.
Задачи:
методические: создать условия для формирования знаний;
образовательные: изучить состав комплексных соединений и структуру, классификацию,
изомерию, получение;
развивающие:
самостоятельно,
рационально использовать рабочее время, анализировать, работать
индивидуально; умение
оценивать возможности при выборе
дифференцированного задания;
воспитательные: воспитывать уверенность в себе, внимательность, культуру труда.Педагогические технологии и методы приема:
информационно – коммуникативная, тестовая, здоровьесберегающая, рассказ, беседа
/фронтальная/, описание, объяснение;
индивидуальная дифференцированная, самостоятельная работы, исследование /демонстрация
опытов/, ИКТ.
Структура урока:
1. Тема, цель.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового теоретического материала.
4. Разминка.
5. Закрепление (обобщение и применение знаний).
6. Первичный контроль.
7. Подведение итогов ( рефлексия).
8. Домашнее задание.
Ход занятия.
1. Оргмомент: приветствие, информация о присутствующих и причины об
отсутствующих.
2.Актуализация знаний.
Беседа:
= какие знаете химические соединения?
= назовите классы неорганических и органических соединений.
= как называются соединения металлов? Что для них характерно? Как образуются?
= что образуется, если соединить между собой основания?
2. Изучение нового материала.
1)Демонстрация опыта Cu(OH)2 +NaOH
Что за соединение образовалось? Cu(OH)2 + 2NaOH Na2[Cu(OH)4] – записать уравнение
реакции.
Запись темы урока, постановка целей и задач.
2)Дайте определение комплексному соединению, исходя из наблюдения за опытом и
используя учебник.
Комплексное соединение – это результат реакции, в которых образуются комплексные
молекулы или ионы.
Исходя из темы урока, можем указать способ получения комплексных соединений.
1ый какой вы наблюдали? (взаимодействие оснований между собой),
2ой 4Au + 8NaCN + 2H2O + O2 4Na [Au(CN)2] + 4NaOH3)Рассмотрим координационную теорию Вернера, объясняющую свойства и строение
комплексных соединений открытую в 1893 году.
а) строение – внешняя сфера легко растворима, располагается за квадратными скобками или
перед ними;
внутренняя сфера находится в квадратных скобках,
имеет границы и сохраняет
стабильность. В ней располагается центральный атом (комплексообразователь ион металла),
лиганды (ионы или молекулы), связанные с центральным атомом. Числа 2,4,6 показывают
количество лиганд, окружающие центральный атом.
Рассмотреть строение на примере К2[РtС16]
К2 – внешняя сфера
[РtС16] – внутренняя сфера
Рt – комплексообразователь
С1 –лиганды
6 – координационное число.
На доске формулы. Определить строение комплексного соединения.
[Ag (NH3)2]Cl K3[Fe(CN)6]
б) связь в соединениях: ковалентная, образованная по донорно – акцепторному механизму
между лигандами и центральным атомом.
Лиганда донор электронных пар
Центральный атом акцептор. Как определить заряд комплексного иона? [Fe(CN)6]3 ,
[Ag(NH3)2] +, K2[Hg I4
Какой заряд имеет ион Fe, Ag, Hg, CN, NH3, I
]2
Как определить заряд внутренней сферы соединения? /Студенты, основываясь на знаниях
неорганической химии доказывают, как определить заряд иона/.
Самостоятельно определяют заряд комплексного иона, если центральный атом
соответственно имеет заряд
[Zn2+(NH3)6], [Fe2+(SCN)3], [Pt4+ Cl6]
в) конфигурация:
в пространстве имеется конфигурация по количеству координационных чисел:
2 – линейная
4 – плоскаятетраэдрическая
6 – октаэдрическая
г) название соединения
начинается с координационного числа:
1моно 2ди 3три 4тетра 5пента 6 гекса
Затем называем лиганды
к латинскому названию которой прибавляется окончание «о»:
CLхлоро, СN циано, ОН гидроксо,
нейтральные лиганды–Н2О аква, NН3 –амин.
Центральный атом – имеет русское название
Внешняя сфера латинское название с добавлением «ат».
Пример: дихлоротетра амин платины дихлорат[Pt(NH3)4Cl2]Cl2
трифторотриаква хром [Cr(H2O)3F3]
д) типы комплексных соединений.
неорганические лиганды: аммиакатыNH3
аква –H2O
циано CN
ацидокомплексы –Cl, SCN ,I
Органическиелиганды: хелатные /клешня/ металл и активная группировка (OH, –SH,
COOH, NH2) образуют циклическое строение.
е) диссоциация.
Что такое диссоциация? Как диссоциируют комплексные соединения?
Работа у доски : [Zn(NH3)4]Cl2 [Zn(NH3)4]2 +2Cl
[Pt (NH3)6]Cl4
K4 [Fe(CN)6]
Самостоятельно показать диссоциацию по вариантам:
1 вариант 2 вариант
[Cu(NH3)4]SO4 [Co(NH3)6]Cl4
ж) изомерияА) геометрическая, если группы лиганд разные[Pt(NH3)4Cl2]
Б) гидратная – переход Н2О из одной сферы в другую
[Cr(H2O)6]Cl3 [Cr(H2O)5Cl] Cl2 H2 O
В) ионизационная – различное распределение ионов между сферами
[Co(NH3)5Br]SO4 [Co(NH3)5SO4] Br
Г) координационная – переход лиганд от одного kомплексообразователя к другому
[Co(NH3)6] [Cr(CN)6] [Co(CN)6] [Cr(NH3)6 ]
З) устойчивость:
от чего зависит устойчивость соединений? Как определяется? (ответ находят в интернете).
От природы центрального атома и лиганд. Доказать у доски с пояснением.
Ступенчатая диссоциация: [Ag(NH3)]Cl [Ag(NH3)]++Cl 1стадия
[Ag(NH3)]+ Ag++NH3 2 стадия характеризуется наличием равновесия между
комплексной частицей и лигандами.
4.Разминка. Знаете ли вы, что для получения чистой платины, самородную платину и ее лом
обрабатывают царской водкой (HNO3+3HClконцентрированные) и нагревают. В раствор
переходит платина и частично образуется комплексное соединение Н2[PtCl6]. Выполнение
физических упражнений под музыку (проводит физорг – 1 минута).
5.Закрепление.
Проверка знаний (дифференцированные задания) выбирают индивидуальный маршрут.
Цель выявить уровень усвоения материала по комплексным соединениям.
На «3» дать характеристику соединений Na2[Cu(OH)4] ; [Cr(H2O)6]Cl3 по параметрам,
данным на уроке.
На «4» выбрать один вариант правильного ответа.
А) комплексное соединение – это
1.сложное соединение, состоящее из положительных и отрицательных ионов.
2.результат реакции с образованием комплексных ионов или ионов.
3.сплавы металлов
Б) комплексное соединение состоит из
1.лиганд и сферы
2.центрального атома и координационного числа
3.внутренней и внешней сфер.
В) центральный атом представлен1.металлом
2.положительным ионом
3.молекулой
Г) химический вид связи лиганды с центральным атомом
1.ионный
2.ковалентной полярной
3.водородной
Д) заряд внутренней сферы может быть
1.положительным
2.отрицательным
3.положительным, отрицательным
Е) комплексное соединение
1.непостоянны
2.постоянны
3.переходят из одного состояния в другое.
Ж) координационное число
1.число комплексообразователя
2.число лиганд, координированных комплексообразователем
3.заряд комплексного иона.
На «5» задание на соответствие.
1.комплексное соединение заряд центрального атома
А) [Zn(NH3)4]Cl2 1) 4+
Б) K3[Na(OH)4] 2) 2+
В) [PtCl6]. 3)3+
4)1+
2.типы комплексных соединений лиганды
А) циано 1) SCN
Б) аква 2) NH3
В) аммиакаты 3) OH
4) H2O
5) CN
3. комплексное соединение названиеА) K3[Fe(CN)6] 1) тетрахлородигидроксо платинат
аммония
Б)(NH2)[ Pt(OH)2Cl4] 2)триамминдинитрохлоро кобальтат
В) [Co(NO2)2Cl(NH3)3] 3) тетрааквохлоро аммония
4) гексациано феррат калия
5) динитрохлоротриаммин кобальт
4.комплексное соединение диссоциация
A) [Ag (NH3)2]Cl 1) 2Na+ + [Zn(OH)4] 2
Б) Na2[Zn(OH)4] 2) [Cr(NH3)4] 2++CO3
2
B) [Cr(NH3)4CO3] 3) [Ag (NH3)2]+ +Cl
4) нет ответа
5.комплексообразователи их ионы
A) Bi 1)1+
Б) Hg 2) 4+
B)Au 3)3+
4)2+
5)2
6.лиганды назначение
А) С2О4 1)электронная пара
Б) СО 2) ионы 1
В) NО 3) ионы 2
4) ионы 2+
5) ионы () и (+)
7.изомерия типы изомеров
А) К2[РtС16] 1) линейная
Б) [Pt(NH3)4Cl2] 2) квадратная
В) K3[Co(NO2)6] 3) октаэдрическая
4)тетраэдрическая
6.Рефлексия.
Оцените результаты своей деятельности на уроке (изобразите настроение в виде смайлика,
поставьте себе оценку за урок и друг другу).
7.Домашнее задание.С помощью интернета найти, где используются хелатные комплексные соединения и какими
свойствами обладают. Ответ выполните в виде творческой работы (кроссворда, презентации;
рисунков, отображающих ответ).
Список используемых источников.
1.Глинка Н.Л.Общая химия. Учебник для студентов ВУЗов.изд. «Химия».1979 стр.592616.
2.Глубоков Ю.М., Головачева Ю.А. и другие Аналитическая химия. Учебник для студентов
СПО. 7е издание. Издательский центр «Академия». 2011. Стр.5761.
3.Гринберг А.А. Введение в химию комплексных соединений. Изд.м.Л. «Химия». 1966.
4.Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия. Учебник для профессий и специальностей естественно
научного профилей.2е издание. Издательский центр «Академия». 2014 стр.8183.
5.ЛупенкоГ.К., Александрова Т.П.. Аналитическая химия. Учебное пособие. Изд. НГТУ.
2011. Стр. 38.
6.http://my.mail,ru/community/chemtexbook/