Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
Взрослым
31.05.2019
Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"
Данный материал урока дает разобраться в изучении комплексных соединений. С помощью опытов доказывается их получение, определяется строение. Идет пошаговое изучение. Каждый этап объяснения закрепляется на примерах. В конце занятия проводится дифференцированная работа по усвоению данной темы. Студенты выбирают индивидуальный маршрут и работают с заданием.
Урок Комплексные соединения.docx
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж технологии и сервиса».                                                             Ившина Ирина Игнатьевна­ преподаватель химии. Учебная дисциплина: ЕН.03 Аналитическая химия. Специальность: технология продукции общественного питания. Раздел химии: «Основные типы используемых химических   реакций». Тема. Реакции комплексообразования. Тема урока. «Комплексные соединения» Тип урока: усвоение новых знаний. УУД: личностные   ­  способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешной   учебной деятельности; регулятивные  –   умение   формулировать   цель   урока,   выполнять   учебное   задание   в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое мнение; коммуникативные  –   согласовывать   и   находить   общее   решение,   использовать   речевые средства и символы при выполнении заданий; познавательные – добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию на уроке. Цели: обучающая:  сформировать   знания   о   комплексных   соединениях,   научить     их   различать   и составлять; деятельностная: формирование способностей к самостоятельному построению способов действий на основе метода рефлексивной самоорганизации, создать условия для развития познавательного интереса к предмету. Задачи: методические: создать условия для формирования знаний; образовательные:  изучить состав комплексных соединений и структуру, классификацию, изомерию, получение; развивающие:   самостоятельно,   рационально   использовать   рабочее   время,   анализировать,   работать   индивидуально;   умение     оценивать   возможности   при   выборе дифференцированного задания; воспитательные: воспитывать уверенность в себе, внимательность, культуру труда. Педагогические технологии и методы приема: информационно   –   коммуникативная,   тестовая,   здоровьесберегающая,   рассказ,   беседа /фронтальная/, описание, объяснение; индивидуальная дифференцированная, самостоятельная работы,  исследование /демонстрация опытов/, ИКТ. Структура урока: 1. Тема, цель. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение  нового теоретического материала. 4. Разминка. 5. Закрепление (обобщение и применение знаний). 6. Первичный контроль. 7. Подведение итогов ( рефлексия). 8. Домашнее задание. Ход занятия. 1. Оргмомент:   приветствие,   информация   о   присутствующих   и   причины   об отсутствующих. 2.Актуализация знаний. Беседа: = какие знаете  химические соединения? = назовите классы неорганических и органических соединений. = как называются соединения металлов? Что для них характерно? Как образуются? = что образуется, если соединить между собой основания? 2. Изучение нового материала. 1)Демонстрация опыта Cu(OH)2 +NaOH Что за соединение образовалось? Cu(OH)2 + 2NaOH          Na2[Cu(OH)4] – записать уравнение реакции. Запись темы урока, постановка целей и задач. 2)Дайте   определение   комплексному   соединению,   исходя   из   наблюдения   за   опытом   и используя учебник. Комплексное соединение – это результат реакции, в которых образуются комплексные молекулы или ионы. Исходя из темы урока, можем указать способ получения комплексных соединений. 1­ый­ какой вы наблюдали? (взаимодействие оснований между собой), 2­ой­ 4Au + 8NaCN + 2H2O + O2                 4Na [Au(CN)2] + 4NaOH 3)Рассмотрим   координационную   теорию   Вернера,   объясняющую   свойства   и   строение комплексных соединений открытую в 1893 году. а) строение – внешняя сфера  легко растворима, располагается за квадратными скобками или перед ними; внутренняя   сфера   находится   в   квадратных   скобках,     имеет   границы   и   сохраняет стабильность. В ней располагается центральный атом (комплексообразователь ­  ион металла), лиганды (ионы или молекулы), связанные с центральным атомом. Числа 2,4,6 показывают количество лиганд, окружающие центральный атом. Рассмотреть строение на примере К2[РtС16] К2 – внешняя сфера [РtС16] – внутренняя сфера Рt – комплексообразователь С1 –лиганды 6 – координационное число. На доске формулы. Определить строение комплексного соединения. [Ag (NH3)2]Cl              K3[Fe(CN)6] б)  связь в соединениях: ковалентная, образованная по донорно – акцепторному механизму между лигандами и центральным атомом. Лиганда­ донор электронных пар Центральный   атом­   акцептор.   Как   определить   заряд   комплексного   иона?   [Fe(CN)6]3­  , [Ag(NH3)2] +, K2[Hg I4 Какой заряд имеет ион Fe, Ag, Hg, CN, NH3, I ­]2­ Как определить заряд внутренней сферы соединения? /Студенты, основываясь на знаниях неорганической химии доказывают, как определить заряд иона/. Самостоятельно   определяют   заряд   комплексного   иона,   если   центральный   атом соответственно имеет заряд [Zn2+(NH3)6],  [Fe2+(SCN)3],  [Pt4+ Cl6] в) конфигурация: в пространстве имеется конфигурация по количеству координационных чисел: 2 – линейная 4 – плоская тетраэдрическая 6 – октаэдрическая г) название соединения начинается с координационного числа: 1­моно      2­ди         3­три          4­тетра         5­пента        6­ гекса Затем называем лиганды к латинскому названию которой прибавляется окончание «о»: CL­хлоро, СN ­ циано, ОН­ гидроксо, нейтральные  лиганды–Н2О аква, NН3 –амин. Центральный атом – имеет русское название Внешняя сфера ­ латинское название с добавлением «ат». Пример: дихлоротетра амин платины дихлорат­[Pt(NH3)4Cl2]Cl2 трифторотриаква хром [Cr(H2O)3F3] д) типы комплексных соединений. неорганические лиганды: аммиакаты­NH3 аква –H2O циано­ CN ацидокомплексы –Cl­, SCN­ ,I­ Органическиелиганды:   хелатные   /клешня/   ­   металл   и   активная   группировка   (­OH,   –SH, ­COOH,  ­NH2) образуют циклическое строение. е) диссоциация. Что такое диссоциация? Как диссоциируют комплексные соединения? Работа у доски : [Zn(NH3)4]Cl2            [Zn(NH3)4]2­ +2Cl­ [Pt (NH3)6]Cl4 K4 [Fe(CN)6] Самостоятельно показать диссоциацию по вариантам: 1 вариант                                                             2 вариант [Cu(NH3)4]SO4                                                                              [Co(NH3)6]Cl4 ж) изомерия А) геометрическая, если группы лиганд разные­[Pt(NH3)4Cl2] Б) гидратная – переход Н2О из одной сферы в другую­ [Cr(H2O)6]Cl3           [Cr(H2O)5Cl] Cl2 H2 O В) ионизационная – различное распределение ионов между сферами­ [Co(NH3)5Br]SO4            [Co(NH3)5SO4] Br Г) координационная – переход лиганд от одного kомплексообразователя к другому­ [Co(NH3)6] [Cr(CN)6]        [Co(CN)6] [Cr(NH3)6 ] З) устойчивость: от чего зависит устойчивость соединений? Как определяется? (ответ  находят в интернете). От природы центрального атома и лиганд. Доказать у доски с пояснением. Ступенчатая диссоциация: [Ag(NH3)]Cl       [Ag(NH3)]++Cl­   ­ 1стадия [Ag(NH3)]+               Ag++NH3  ­   2   стадия   ­характеризуется   наличием     равновесия   между комплексной частицей и лигандами. 4.Разминка. Знаете ли вы, что для получения чистой платины, самородную платину и ее лом обрабатывают   царской   водкой   (HNO3+3HCl­концентрированные)     и   нагревают.   В   раствор переходит   платина   и   частично   образуется   комплексное   соединение   Н2[PtCl6].   Выполнение физических упражнений под музыку (проводит физорг – 1 минута). 5.Закрепление. Проверка знаний (дифференцированные  задания)­ выбирают индивидуальный маршрут. Цель ­ выявить уровень усвоения материала по комплексным соединениям. На «3» ­ дать характеристику соединений Na2[Cu(OH)4] ;  [Cr(H2O)6]Cl3           по параметрам, данным на уроке. На «4» ­выбрать один вариант  правильного ответа. А) комплексное соединение – это 1.сложное соединение, состоящее из положительных и отрицательных ионов. 2.результат реакции с образованием комплексных ионов или ионов. 3.сплавы металлов Б) комплексное соединение состоит из 1.лиганд и сферы 2.центрального атома и координационного числа 3.внутренней и внешней сфер. В) центральный атом представлен 1.металлом 2.положительным ионом 3.молекулой Г) химический вид связи лиганды с центральным атомом 1.ионный 2.ковалентной полярной 3.водородной Д) заряд внутренней сферы может быть 1.положительным 2.отрицательным 3.положительным, отрицательным Е) комплексное соединение 1.непостоянны 2.постоянны 3.переходят из одного состояния в другое. Ж) координационное число 1.число комплексообразователя 2.число лиганд, координированных комплексообразователем 3.заряд комплексного иона. На «5» ­задание на соответствие. 1.комплексное соединение                          заряд центрального атома А)  [Zn(NH3)4]Cl2                                                                          1) 4+ Б) K3[Na(OH)4]                                                    2) 2+ В)  [PtCl6].                                                            3)3+ 4)1+ 2.типы комплексных соединений                  лиганды А) циано                                                               1) SCN­ Б) аква                                                                   2) NH3 В) аммиакаты                                                       3) OH­ 4) H2O 5) CN­ 3. комплексное соединение                          название А) K3[Fe(CN)6]                                 1) тетрахлородигидроксо платинат аммония Б)(NH2)[ Pt(OH)2Cl4]                        2)триаммин­динитрохлоро кобальтат В) [Co(NO2)2Cl(NH3)3]                     3) тетрааквохлоро аммония 4) гексациано феррат калия 5) динитро­хлоро­триаммин кобальт 4.комплексное соединение                         диссоциация A) [Ag (NH3)2]Cl                                  1) 2Na+ + [Zn(OH)4] 2­ Б)  Na2[Zn(OH)4]                                   2)  [Cr(NH3)4] 2++CO3 2­ B) [Cr(NH3)4CO3]                                  3) [Ag (NH3)2]+ +Cl­ 4) нет ответа 5.комплексообразователи                                  их ионы A) Bi                                                         1)1+ Б) Hg                                                         2) 4+ B)Au                                                         3)3+ 4)2+ 5)2­ 6.лиганды                                                            назначение А) С2О4                                                      1)электронная пара Б) СО                                                          2) ионы 1­ В) NО                                                         3) ионы 2­ 4) ионы 2+ 5) ионы (­) и (+) 7.изомерия                                                          типы изомеров А) К2[РtС16]                                                1) линейная Б) [Pt(NH3)4Cl2]                                           2) квадратная В) K3[Co(NO2)6]                                          3) октаэдрическая 4)тетраэдрическая 6.Рефлексия. Оцените результаты своей деятельности на уроке (изобразите настроение в виде смайлика, поставьте себе оценку за урок и друг другу). 7.Домашнее задание. С помощью интернета найти, где используются хелатные комплексные соединения и какими свойствами обладают. Ответ выполните в виде творческой работы (кроссворда, презентации; рисунков, отображающих ответ). Список используемых  источников. 1.Глинка Н.Л.Общая химия. Учебник для студентов ВУЗов.изд. «Химия».1979 стр.592­616. 2.Глубоков Ю.М., Головачева Ю.А. и другие  Аналитическая химия. Учебник для студентов СПО. 7­е издание. Издательский центр «Академия». 2011. Стр.57­61. 3.Гринберг А.А. Введение в химию комплексных соединений. Изд.м.Л. «Химия». 1966. 4.Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия. Учебник для профессий и специальностей естественно ­ научного профилей.2­е издание. Издательский центр «Академия». 2014 стр.81­83. 5.ЛупенкоГ.К.,   Александрова   Т.П..   Аналитическая   химия.   Учебное   пособие.   Изд.   НГТУ. 2011. Стр. 38. 6.http://my.mail,ru/community/chemtexbook/

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"

Методическая разработка урока по химии "Комплексные соединения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2019